Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Евр 11:1-12

Поделиться
1 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. 2 В ней свидетельствованы древние.
3 Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.
4 Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. 5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. 6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. 7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.
8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. 9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель — Бог. 11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. 12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
Свернуть

Говоря о верности Богу («вере»), автор послания называет её «основанием того, на что надеемся, и уверенностью в вещах невидимых» (ст. 1; в Синодальном переводе «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»). Такое определение верности предполагает не только доверие к Богу, но и определённую активность человека в контексте отношений, связывающих его с Богом. Автор послания приводит примеры подобного рода отношений, которые он находит в ветхозаветных книгах (ст. 2 – 5, 7 – 12). Все их объединяет то отношение к Богу, которое он называет «верностью» (соответствующее греческое слово означает, прежде всего, «верность», хотя может быть переведено и как «вера») и без которого приходящий к Богу не может стать достойным Его (ст. 6; в Синодальном переводе «угодить Богу»). Продолжая свою мысль, автор послания справедливо замечает, что, приходя к Богу, важно не только верить в то, что Он есть, но и в то, что Он награждает ищущих воли Божией, а здесь уже необходима не только вера в бытие Божие, но и доверие к Нему, немыслимое без личных с Ним отношений. Только такие отношения могут дать верным и прочную основу для надежды, о которой напоминает своим единоверцам автор послания, и уверенность в том, что ещё не наступило, но непременно наступит потому, что Бог это обещал.

Конечно, никакие дела и поступки сами по себе не могут сделать человека достойным Бога в том смысле, в каком человек может стать достойным человеческой награды. Говоря о наградах ищущим Бога и о тех, кто их заслуживает, автор послания имеет в виду прежде всего именно факт доверия к Богу, которое и придаёт смысл всему, что делается во исполнение воли Божией. Все приводимые им примеры являются тому яркими свидетельствами: ведь ни Авель, ни Ной, ни Авраам со всем, что они сделали, непредставимы без полного и безусловного доверия к Богу, Который им открывался и Которого они знали. Подобно своему учителю, автор послания понимает, что праведник становится праведником лишь благодаря доверительным отношениям с Богом, а его дела суть лишь внешнее выражение этих отношений. Таким был путь древних праведников, таков и путь ищущих Царства теперь, когда в мир пришёл Тот, Кто открыл его каждому ищущему, готовому довериться и пойти за Ним.

Другие мысли вслух

 
На Евр 11:1-12
1 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. 2 В ней свидетельствованы древние.
3 Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.
4 Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. 5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. 6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. 7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.
8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. 9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель — Бог. 11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. 12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
Свернуть
Веру мы сегодня понимаем очень по-разному. Чаще всего речь идёт о твёрдой уверенности в истинности чего-то, будь то теория, концепция, взгляды или убеждения...  Читать далее

Веру мы сегодня понимаем очень по-разному. Чаще всего речь идёт о твёрдой уверенности в истинности чего-то, будь то теория, концепция, взгляды или убеждения. Даже вера в Бога сегодня для многих искренне религиозных людей сводится к уверенности в том, что Бог есть, и в том, что Он именно таков, каким Его описывают священные книги соответствующей религии. Между тем, автор послания говорит о другом.

Он говорит об осуществлении того, чего мы ожидаем соответственно нашей вере, и о доказательстве существования невидимых вещей («уверенности в невидимом», как передаёт это Синодальный перевод). Получается, что вера начинается с некоторой уверенности, притом уверенности, основанной на опыте (соответствующее греческое слово буквально означает «доказательство», нечто такое, в существовании чего можно убедиться именно опытным путём). Оно, впрочем, и неудивительно: ведь настоящая вера, предполагающая реальное богообщение, без опыта невозможна.

Конечно, тут не менее важно доверие и к Богу, и к самому себе — разумеется, к себе настоящему, к своему сердцу, которое и становится духовным органом, делающим реальное богообщение возможным. Но доверие открывает именно возможность реального, опытно переживаемого общения с Богом, который так же реально и ощутимо входит в жизнь человека, обновляя её. А обновление жизни меняет её и внутренне, и внешне, нередко достаточно кардинально, как видно из приводимых автором послания примеров.

Однако все такие перемены — процесс богочеловеческий, они невозможны без активного и осознанного участия в них ведомого Богом человека. Так и происходит то осуществление ожидаемого, о котором говорит автор. Вера теперь оказывается уже не только убеждениями или уверенностью в бытии Божьем, она становится, с одной стороны, процессом, а с другой — духовным путём. Процессом, связанным с осуществлением Божьих планов, и путём духовного становления, который проходит участвующий в Божьих планах человек. Вот этот процесс и этот путь и есть подлинная вера — та самая, которая ведёт к спасению.

Свернуть
 
На Евр 11:1
1 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
Свернуть
Павел называет веру «основанием наших надежд и невидимой основой того, что проявляется», называя «проявляющимся» то, что, прежде оставаясь невидимым, теперь обнаруживает себя. Конечно, если бы под верой он понимал некую богословскую концепцию или хотя бы просто мировоззрение, фраза эта звучала бы загадочно. Но, судя по контексту...  Читать далее

Павел называет веру «основанием наших надежд и невидимой основой того, что проявляется», называя «проявляющимся» то, что, прежде оставаясь невидимым, теперь обнаруживает себя. Конечно, если бы под верой он понимал некую богословскую концепцию или хотя бы просто мировоззрение, фраза эта звучала бы загадочно. Но, судя по контексту, под верой автор послания понимает, прежде всего, безусловную верность Богу и раз заключённому с Ним союзу. При таком понимании веры многое становится понятнее. Конечно, если бы мы основывали наши надежды только на чём-то человеческом, будь то даже глубокая вера, эти надежды всё же висели бы в воздухе: ведь от нашей веры, даже самой глубокой, ход истории едва ли изменился бы кардинальным образом, а Царство к нам не приблизилось бы ни на йоту. Иное дело верность отношениям с Тем, от Кого зависит и земная история, и Царство. Такая верность действительно становится залогом того, что всё, обещанное нам Богом, всё, на что мы надеемся с Его слов, действительно станет когда-нибудь реальностью нашей жизни. И не просто станет в будущем, а уже становится: ведь верность Богу означает и участие в осуществлении Его планов, тех самых планов, с которыми и связаны данные Им обещания. Наша верность становится Его орудием, и тогда оказывается, что невидимые прежде замыслы Бога осуществляются и становятся видимыми, в том числе, и благодаря нашей верности. А нам эта верность открывает дорогу в Царство, становясь залогом осуществления нашей главной надежды.

Свернуть
 
На Евр 11:1-19
1 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. 2 В ней свидетельствованы древние.
3 Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.
4 Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. 5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. 6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. 7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.
8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. 9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель — Бог. 11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. 12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; 14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. 15 И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; 16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 18 о котором было сказано: "в Исааке наречется тебе семя". 19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
Свернуть
Как обнищало наше понятие веры. Мы называем верующим человека, объявляющего себя принадлежащим к какой-либо...  Читать далее

Как обнищало наше понятие веры. Мы называем верующим человека, объявляющего себя принадлежащим к какой-либо религии или просто считающего, что Бог есть. Во многих местах Писания говорится о вере совершенно иначе. Вера — это наша открытость Богу, это канал связи с Ним, через который мы познаем Его откровение. Непостижимое становится достоверно известным нам. Павел называет это «уверенностью в невидимом». Но, более того, через эту связь действенная сила Божья может изливаться в этот мир, и тогда в нем происходят такие события, о которых мы могли только мечтать. Апостол говорит: «Вера есть осуществление ожидаемого». Итак, вера — это живая связь с Богом, через которую мы познаем Его, а Он действует в нас и в мире.

Свернуть
 
На Евр 11:8-16
8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. 9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель — Бог. 11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. 12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; 14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. 15 И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; 16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
Свернуть
Что есть вера Патриархов и что есть наша вера в сравнении с ней? Но, может быть, мы просто не совсем правильно...  Читать далее

Что есть вера Патриархов и что есть наша вера в сравнении с ней? Но, может быть, мы просто не совсем правильно понимаем, что есть вера? Нам кажется, вера, особенно вера патриархов, это нечто незыблемое, некоторый покой их великим душам, который дает им творить их великие дела. Но всмотримся повнимательнее в то, что говорит нам сегодня Апостол: «…говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества». В этих словах напротив, некоторая неуспокоенность, в них поиск. А по логике нашего языка – это что-то противоположное вере. Поиск скорее ассоциируется с сомнением, а не с верой. У нас даже есть такие выражения «утвердившийся в вере», «твердая вера». И хотя в первом слове корень «твердь», а не «вер», вот эта созвучность нас помимо сознания формирует. Но на самом деле, вера наших отцов и была в том, чтобы ни на чем земном не успокаивать свою мысль и вообще ни на чем ее не успокаивать. Потому что «если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться». Если мы имеем нечто оформленное в мыслях, не обязательно это именно что-то сугубо определенное, конкретное и материальное, даже просто идейное оно притягивает к себе наши действия, и мы находим время это реализовать, а вера она в другом. Вера – это всегда стремиться, это динамика, это порыв, а порой и блуждание, но блуждание не бессмысленное, а с упованием на Него. И вот само это упование должно быть нашей твердыней. Как только мы перестаем уповать, мы отрезаем себя от лозы и засыхаем. Мы перекрываем себе кислород благодати. И поэтому сомнения должны быть. Но это должны быть сомнения не в Боге, а в нашем о Нем представлении, вот это маленькое уточнение всегда забывают, когда говорят о сомнениях в вере. Непоколебимым должно быть только одно: Тот, кто сотворил меня любит меня, потому что: «Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел» (Прем 11:25). В чем тут сомневаться, то что я есть и значит кто-то захотел, чтобы я был – это очевидно. То, что Он творил ответственно, а не подобно детской забаве тоже понятно: раз такой сложный мир стоит и так в нем все прекрасно – не может его Творец быть безответственным. Значит, любит. Вот и все. Вот и вся вера. А сомнения в догматах, в людях, даже облеченных саном, в устройстве церковном… но так все это и есть то блуждание, о котором говорит нам сегодня Апостол, говоря о потомках патриарха Авраама и его жены Сарры. И не будем слишком привязываться к земному, ведь «они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город».

Свернуть
 
На Евр 11:8-19
8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. 9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель — Бог. 11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. 12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; 14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. 15 И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; 16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 18 о котором было сказано: "в Исааке наречется тебе семя". 19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
Свернуть
В сегодняшнем чтении апостол Павел предлагает очень интересную трактовку поведения Авраама. Может быть для нас...  Читать далее

В сегодняшнем чтении апостол Павел предлагает очень интересную трактовку поведения Авраама. Может быть для нас, выросших в христианской культуре, совершенно очевидно, что если уж мы верим в Бога — то верим и в воскресение мёртвых. Однако даже во времена Павла это было отнюдь не очевидно. Тем более неочевидно это было во времена Авраама. Строго говоря, у Авраама не было особых оснований верить в воскресение. Ведь для человека того времени и культуры бессмертие обреталось именно в детях, другого продолжения жизни Авраам предположить не мог. Но Павел говорит, что Авраам настолько доверял Богу, обещавшему, что Исаак будет отцом великого народа, что ни секуды не сомневался — обетование будет выполнено, даже если Исаак будет принесён в жертву. Как это может быть? Да разве важно, как? Авраам не думает, как это будет, он просто принимает как факт, что Божии слова не могут противоречить друг другу — а значит, как-то это совместится... И вот это доверие вменяется в праведность.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).