Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Плач 4:1-22

Поделиться
 
– алеф
Как потускло золото,
  изменилось золото наилучшее!
камни святилища раскиданы
  по всем перекресткам.
 
– бет
Сыны Сиона драгоценные,
  равноценные чистейшему золоту,
как они сравнены с глиняною посудою,
  изделием рук горшечника!
 
– гимел
И чудовища подают сосцы
  и кормят своих детенышей,
а дщерь народа моего стала жестока
  подобно страусам в пустыне.
 
– далет
Язык грудного младенца прилипает
  к гортани его от жажды;
дети просят хлеба,
  и никто не подает им.
 
– ге
Евшие сладкое
  истаевают на улицах;
воспитанные на багрянице
  жмутся к навозу.
 
– вав
Наказание нечестия дщери народа моего превышает
  казнь за грехи Содома:
тот низринут мгновенно,
  и руки человеческие не касались его.
 
– заин
Князья ее были в ней чище снега,
  белее молока;
они были телом краше коралла,
  вид их был, как сапфир;
 
– хет
а теперь темнее всего черного лице их;
  не узнают их на улицах;
  кожа их прилипла к костям их,
  стала суха, как дерево.
 
– тет
Умерщвляемые мечом счастливее
  умерщвляемых голодом,
потому что сии истаевают, поражаемые
  недостатком плодов полевых.
 
– йод
10 
Руки мягкосердых женщин
  варили детей своих,
чтобы они были для них пищею
  во время гибели дщери народа моего.
 
– каф
11 
Совершил Господь гнев Свой,
  излил ярость гнева Своего
и зажег на Сионе огонь,
  который пожрал основания его.
 
– ламед
12 
Не верили цари земли
  и все живущие во вселенной,
чтобы враг и неприятель вошел
  во врата Иерусалима.
 
– мем
13 
Все это — за грехи лжепророков его,
  за беззакония священников его,
которые среди него проливали
  кровь праведников;
 
– нун
14 
бродили как слепые по улицам,
  осквернялись кровью,
так что невозможно было прикоснуться
  к одеждам их.
 
– самех
15 
"Сторонитесь! нечистый!" кричали им;
  "сторонитесь, сторонитесь, не прикасайтесь";
и они уходили в смущении;
  а между народом говорили:
  "их более не будет!
 
– аин
16 
лице Господне рассеет их;
  Он уже не призрит на них",
потому что они лица священников не уважают,
  старцев не милуют.
 
– пе
17 
Наши глаза истомлены
  в напрасном ожидании помощи;
со сторожевой башни нашей мы ожидали
  народ, который не мог спасти нас.
 
– цаде
18 
А они подстерегали шаги наши,
  чтобы мы не могли ходить по улицам нашим;
приблизился конец наш, дни наши исполнились;
  пришел конец наш.
 
– коф
19 
Преследовавшие нас были быстрее
  орлов небесных;
гонялись за нами по горам,
  ставили засаду для нас в пустыне.
 
– реш
20 
Дыхание жизни нашей, помазанник Господень
  пойман в ямы их,
тот, о котором мы говорили:
  "под тенью его будем жить среди народов".
 
– шин
21 
Радуйся и веселись, дочь Едома,
  обитательница земли Уц!
И до тебя дойдет чаша;
  напьешься допьяна и обнажишься.
 
– тав
22 
Дщерь Сиона! наказание за беззаконие твое кончилось;
  Он не будет более изгонять тебя;
но твое беззаконие, дочь Едома, Он посетит
  и обнаружит грехи твои.
Свернуть

Автор Книги плача живо и красочно описывает все ужасы, постигшие народ и страну (ст. 1 – 11). Но вместе с тем он понимает, что катастрофа не случайна, что она стала для народа наказанием за грехи. И не за грехи вообще, а за некий вполне определённый грех, на который автор книги указывает прямо, упоминая о пролитии крови праведников на улицах Иерусалима (ст. 13 – 14). По-видимому, речь идёт о гонениях времён Манассии (намёк на них находится в 4 Цар. 21 : 16), которые обрушились, в первую очередь, на участников движения, сложившегося вокруг пророка Исайи Иерусалимского под влиянием его проповеди. Трудно сказать точно, что именно вызвало гнев Манассии: мессианизм гонимых, в котором правитель подозревал политический подтекст, угрожавший его власти, или связь их с пророческим движением, которого правители Иудеи боялись тогда не меньше правителей Израильского Царства. Как бы то ни было, гонения были жестокими, и самое прискорбное заключалось в том, что в них, по-видимому, участвовали многие из тех, кто считал себя верующим яхвистом.

В сущности, это участие стало самым настоящим предательством большей части яхвистской общины по отношению к меньшей её части, предательством, которое, разумеется, не могло остаться без последствий. А последствием стала довольно быстрая духовная деградация вначале яхвистской общины, а затем и всего народа в целом. На смену духовной трезвости, свойственной жителям города во время правления Езекии, когда проповедовал Исайя Иерусалимский, пришёл столь характерный для предпленного периода безудержный национализм и легкомысленная уверенность в том, что городу ничто не может угрожать (ст. 12): ведь после реформы, проведённой незадолго перед тем Иосией, Храм оставался единственным местом на земле, где приносили жертвы Богу Израиля, единственному истинному Богу. И автор книги прекрасно понимает, что именно эта духовная деградация, последовавшая за кровопролитием, в котором, судя по его свидетельству, участвовало большинство горожан, стала истинной причиной той катастрофы, которую переживает теперь народ и страна.

Другие мысли вслух

 
На Плач 4:1-22
 
– алеф
Как потускло золото,
  изменилось золото наилучшее!
камни святилища раскиданы
  по всем перекресткам.
 
– бет
Сыны Сиона драгоценные,
  равноценные чистейшему золоту,
как они сравнены с глиняною посудою,
  изделием рук горшечника!
 
– гимел
И чудовища подают сосцы
  и кормят своих детенышей,
а дщерь народа моего стала жестока
  подобно страусам в пустыне.
 
– далет
Язык грудного младенца прилипает
  к гортани его от жажды;
дети просят хлеба,
  и никто не подает им.
 
– ге
Евшие сладкое
  истаевают на улицах;
воспитанные на багрянице
  жмутся к навозу.
 
– вав
Наказание нечестия дщери народа моего превышает
  казнь за грехи Содома:
тот низринут мгновенно,
  и руки человеческие не касались его.
 
– заин
Князья ее были в ней чище снега,
  белее молока;
они были телом краше коралла,
  вид их был, как сапфир;
 
– хет
а теперь темнее всего черного лице их;
  не узнают их на улицах;
  кожа их прилипла к костям их,
  стала суха, как дерево.
 
– тет
Умерщвляемые мечом счастливее
  умерщвляемых голодом,
потому что сии истаевают, поражаемые
  недостатком плодов полевых.
 
– йод
10 
Руки мягкосердых женщин
  варили детей своих,
чтобы они были для них пищею
  во время гибели дщери народа моего.
 
– каф
11 
Совершил Господь гнев Свой,
  излил ярость гнева Своего
и зажег на Сионе огонь,
  который пожрал основания его.
 
– ламед
12 
Не верили цари земли
  и все живущие во вселенной,
чтобы враг и неприятель вошел
  во врата Иерусалима.
 
– мем
13 
Все это — за грехи лжепророков его,
  за беззакония священников его,
которые среди него проливали
  кровь праведников;
 
– нун
14 
бродили как слепые по улицам,
  осквернялись кровью,
так что невозможно было прикоснуться
  к одеждам их.
 
– самех
15 
"Сторонитесь! нечистый!" кричали им;
  "сторонитесь, сторонитесь, не прикасайтесь";
и они уходили в смущении;
  а между народом говорили:
  "их более не будет!
 
– аин
16 
лице Господне рассеет их;
  Он уже не призрит на них",
потому что они лица священников не уважают,
  старцев не милуют.
 
– пе
17 
Наши глаза истомлены
  в напрасном ожидании помощи;
со сторожевой башни нашей мы ожидали
  народ, который не мог спасти нас.
 
– цаде
18 
А они подстерегали шаги наши,
  чтобы мы не могли ходить по улицам нашим;
приблизился конец наш, дни наши исполнились;
  пришел конец наш.
 
– коф
19 
Преследовавшие нас были быстрее
  орлов небесных;
гонялись за нами по горам,
  ставили засаду для нас в пустыне.
 
– реш
20 
Дыхание жизни нашей, помазанник Господень
  пойман в ямы их,
тот, о котором мы говорили:
  "под тенью его будем жить среди народов".
 
– шин
21 
Радуйся и веселись, дочь Едома,
  обитательница земли Уц!
И до тебя дойдет чаша;
  напьешься допьяна и обнажишься.
 
– тав
22 
Дщерь Сиона! наказание за беззаконие твое кончилось;
  Он не будет более изгонять тебя;
но твое беззаконие, дочь Едома, Он посетит
  и обнаружит грехи твои.
Свернуть
В конце сегодняшней главы пророк рассказывает о конкретных исторических событиях. О том, как Израиль ждал помощи от...  Читать далее

В конце сегодняшней главы пророк рассказывает о конкретных исторических событиях. О том, как Израиль ждал помощи от египтян, как бежал и был пленен Седекия – царь и опора для народа, как соседи вместо помощи воспользовались поражением и слабостью Израиля. Но в начале главы мы читаем такие подробности жизни, которые можно встретить в любые времена, во время любых войн и испытаний. Когда человек говорит, что есть вещи, которых он никогда бы не сделал, чаще всего это ни что иное, как самообман. Никогда неизвестно, как будешь переживать голод, войну, разруху. На что пойдешь ради сохранения собственной жизни. Чем согласишься пожертвовать.

Свернуть
 
На Плач 4:1-22
 
– алеф
Как потускло золото,
  изменилось золото наилучшее!
камни святилища раскиданы
  по всем перекресткам.
 
– бет
Сыны Сиона драгоценные,
  равноценные чистейшему золоту,
как они сравнены с глиняною посудою,
  изделием рук горшечника!
 
– гимел
И чудовища подают сосцы
  и кормят своих детенышей,
а дщерь народа моего стала жестока
  подобно страусам в пустыне.
 
– далет
Язык грудного младенца прилипает
  к гортани его от жажды;
дети просят хлеба,
  и никто не подает им.
 
– ге
Евшие сладкое
  истаевают на улицах;
воспитанные на багрянице
  жмутся к навозу.
 
– вав
Наказание нечестия дщери народа моего превышает
  казнь за грехи Содома:
тот низринут мгновенно,
  и руки человеческие не касались его.
 
– заин
Князья ее были в ней чище снега,
  белее молока;
они были телом краше коралла,
  вид их был, как сапфир;
 
– хет
а теперь темнее всего черного лице их;
  не узнают их на улицах;
  кожа их прилипла к костям их,
  стала суха, как дерево.
 
– тет
Умерщвляемые мечом счастливее
  умерщвляемых голодом,
потому что сии истаевают, поражаемые
  недостатком плодов полевых.
 
– йод
10 
Руки мягкосердых женщин
  варили детей своих,
чтобы они были для них пищею
  во время гибели дщери народа моего.
 
– каф
11 
Совершил Господь гнев Свой,
  излил ярость гнева Своего
и зажег на Сионе огонь,
  который пожрал основания его.
 
– ламед
12 
Не верили цари земли
  и все живущие во вселенной,
чтобы враг и неприятель вошел
  во врата Иерусалима.
 
– мем
13 
Все это — за грехи лжепророков его,
  за беззакония священников его,
которые среди него проливали
  кровь праведников;
 
– нун
14 
бродили как слепые по улицам,
  осквернялись кровью,
так что невозможно было прикоснуться
  к одеждам их.
 
– самех
15 
"Сторонитесь! нечистый!" кричали им;
  "сторонитесь, сторонитесь, не прикасайтесь";
и они уходили в смущении;
  а между народом говорили:
  "их более не будет!
 
– аин
16 
лице Господне рассеет их;
  Он уже не призрит на них",
потому что они лица священников не уважают,
  старцев не милуют.
 
– пе
17 
Наши глаза истомлены
  в напрасном ожидании помощи;
со сторожевой башни нашей мы ожидали
  народ, который не мог спасти нас.
 
– цаде
18 
А они подстерегали шаги наши,
  чтобы мы не могли ходить по улицам нашим;
приблизился конец наш, дни наши исполнились;
  пришел конец наш.
 
– коф
19 
Преследовавшие нас были быстрее
  орлов небесных;
гонялись за нами по горам,
  ставили засаду для нас в пустыне.
 
– реш
20 
Дыхание жизни нашей, помазанник Господень
  пойман в ямы их,
тот, о котором мы говорили:
  "под тенью его будем жить среди народов".
 
– шин
21 
Радуйся и веселись, дочь Едома,
  обитательница земли Уц!
И до тебя дойдет чаша;
  напьешься допьяна и обнажишься.
 
– тав
22 
Дщерь Сиона! наказание за беззаконие твое кончилось;
  Он не будет более изгонять тебя;
но твое беззаконие, дочь Едома, Он посетит
  и обнаружит грехи твои.
Свернуть
Покаяние не сводится к одному лишь обращению, хотя обращение к Богу с просьбой вмешаться в ситуацию и является его духовной основой. Однако не менее важным элементом покаяния является осознание того греха, который привёл к...  Читать далее

Покаяние не сводится к одному лишь обращению, хотя обращение к Богу с просьбой вмешаться в ситуацию и является его духовной основой. Однако не менее важным элементом покаяния является осознание того греха, который привёл к сложившейся ситуации. Так, как автор книги, к примеру, осознаёт, что плен — следствие тех преступлений, которые были совершены задолго до плена, в частности, упомянутого в книге убийства праведников.

Возможно, тут имеются в иду гонения, обрушившиеся на последователей Исайи Иерусалимского, а может быть, и на самого пророка во время правления Манассии. Тогда священническая верхушка действительно активно участвовала в преследовании этих людей, и многие из них были казнены или просто убиты без суда.

И никто до плена не осмыслил имевшие тогда место гонения и кровопролитие как преступление, никто не осознал их как грех, в котором нужно раскаяться. Конечно, невозможно раскаяться в грехе, которого не совершил сам, в этом смысле потомки не могут раскаяться перед Богом за грехи своих предков — и Бог от них ничего такого не ждёт. Но вот осмыслить, что произошло, и осознать произошедшее как грех необходимо абсолютно, даже если речь идёт о поколениях, к событиям непричастных. Между тем, никто в Иерусалиме в предпленные времена всерьёз не думал о тех гонениях.

Они казались уже чем-то давно прошедшим, и на них смотрели просто как на часть национальной истории, и даже массовое обращение во время правления Иосии не привело к осознанию гонений Манассии как греха и преступления. Жить с неосознанным грехом не значит непременно его повторить, но это значит неизбежно совершить новые грехи, ничуть не лучшие прежних. Так и случилось во времена правления последних царей Иудеи: на смену религиозному подъёму времён Иосии пришло массовое отступничество и национальная гордыня.

Подавляющее большинство было уверено в избранности народа, к которому принадлежало, в том, что Бог защитит Свой Храм, в том, что Иерусалим — священный город, в который никакой враг не войдёт, и в том, что народ Божий непобедим по определению. Неудивительно, что кончилось всё это национальной катастрофой, духовной и военно-политической. Бог ведь не наказывает за грех — Он просто отходит в сторону там и тогда, где и когда грех, который люди избирают добровольно, уже не оставляет Ему места. А наказанием становятся последствия совершаемого греха — их обычно оказывается более, чем достаточно.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).