Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Дан 1:1-21

Поделиться
1 В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. 2 И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего.
3 И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел 4 отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому. 5 И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя. 6 Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария. 7 И переименовал их начальник евнухов — Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго.
8 Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему. 9 Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов; 10 и начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед царем. 11 Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: 12 сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; 13 и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь. 14 Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. 15 По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. 16 Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи.
17 И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны. 18 По окончании тех дней, когда царь приказал представить их, начальник евнухов представил их Навуходоносору. 19 И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем. 20 И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его. 21 И был там Даниил до первого года царя Кира.
Свернуть

Автор книги Даниила не принадлежит к пророческому движению в узком смысле слова. Он не проповедник, словом и делом обличающий грехи своих современников, а писатель, излагающий учение великого провидца и провозвестника откровений Божиих. Основная цель книги — поддержать веру и надежду иудеев в эпоху гонений Антиоха Епифана. Даниил и его три друга переносят такого рода испытания, когда от них требуют не исполнять более предписания Закона и поклониться идолам. Из этих испытаний они выходят победителями — их гонители вынуждены признать силу истинного Бога.

Другие мысли вслух

 
На Дан 1:1-21
1 В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. 2 И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего.
3 И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел 4 отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому. 5 И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя. 6 Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария. 7 И переименовал их начальник евнухов — Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго.
8 Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему. 9 Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов; 10 и начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед царем. 11 Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: 12 сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; 13 и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь. 14 Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. 15 По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. 16 Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи.
17 И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны. 18 По окончании тех дней, когда царь приказал представить их, начальник евнухов представил их Навуходоносору. 19 И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем. 20 И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его. 21 И был там Даниил до первого года царя Кира.
Свернуть
Первая глава Книги Даниила уделяет немало внимания соблюдению кашрута, воздержанию от некошерной пищи. В языческом доме правоверный еврей без опасений нарушить кашрут может есть лишь овощи, а пить — только воду. Такое внимание к...  Читать далее

Первая глава Книги Даниила уделяет немало внимания соблюдению кашрута, воздержанию от некошерной пищи. В языческом доме правоверный еврей без опасений нарушить кашрут может есть лишь овощи, а пить — только воду. Такое внимание к кашруту неудивительно, если вспомнить, что Книга Даниила была написана во времена гонений Антиоха Эпифана и Маккавейских войн. Антиох, вначале осквернив двор Иерусалимского Храма построенными там по его приказу языческими алтарями, затем начал гонения на Синагогу.

Было запрещено обрезание, изучение Торы, изготовление кошерных продуктов. В такой ситуации напоминание о необходимости соблюдения кашрута звучало как призыв хранить верность Богу и вере отцов. Как видно, автор Книги Даниила призывает к бескомпромиссному следованию религиозным нормам и правилам иудаизма — в противовес тем, кто считал, что в сложившейся ситуации лучше пойти не компромисс. Конечно, религиозность не самоценна, религиозные нормы и правила не абсолютны, и после прихода Христа это стало ясно, как никогда прежде.

Но одно дело, когда религия становится принципом ради принципа, и совсем другое, когда она оказывается способом сохранить верность Богу. Во времена гонений такое случается нередко: ведь религия тогда становится своего рода футляром, футляром более-менее прочным и подходящим для сохранения собственно духовной жизни и духовной традиции — опыта богообщения и связанных с ним духовных и аскетических практик.

Конечно, всякая религиозность имеет тенденцию к абсолютизации, к тому, чтобы стать чем-то самодовлеющим, но при достаточно сильном внешнем давлении этот процесс не так заметно сказывается на духовной жизни, как во времена мирные и спокойные. Религиозная дисциплина в известном смысле напоминает армейскую: во время войны армейская дисциплина становится не только уместной, но и совершенно необходимой, однако в мирное время в обычной жизни она лишь вредит.

Так и с дисциплиной религиозной: во времена гонений она нередко оказывается единственным средством сохранить и общину, и саму Традицию, а в обычные времена скорее вредит духовной жизни, чем приносит ей пользу. Книга Даниила, однако, была написана как раз во времена гонений, что и объясняет соответствующее отношение её автора к религиозной дисциплине, включая строгое и бескомпромиссное соблюдение норм и правил ритуальной чистоты.

Свернуть
 
На Дан 1:1-21
1 В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. 2 И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего.
3 И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел 4 отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому. 5 И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя. 6 Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария. 7 И переименовал их начальник евнухов — Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго.
8 Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему. 9 Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов; 10 и начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед царем. 11 Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: 12 сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; 13 и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь. 14 Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. 15 По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. 16 Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи.
17 И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны. 18 По окончании тех дней, когда царь приказал представить их, начальник евнухов представил их Навуходоносору. 19 И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем. 20 И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его. 21 И был там Даниил до первого года царя Кира.
Свернуть
Читая Книгу Даниила, легко заметить, что она состоит из двух частей: первая включает описание стойкости...  Читать далее

Читая Книгу Даниила, легко заметить, что она состоит из двух частей: первая (гл. 1–6) включает описание стойкости и верности Богу во время гонений, а вторая (гл. 7–12) содержит апокалиптические видения, приписываемые автором книги Даниилу, герою древних еврейских преданий, который под пером автора становится исповедником веры.

О Данииле еврейских преданий сегодня известно немного; что же касается Книги Даниила, то она, по мнению большинства библеистов, была написана в середине II в. до н.э., во время гонений Антиоха Эпифана и Маккавейских войн. То, что автор книги перенёс её действие во времена Вавилонского плена, вполне объяснимо. И дело не в том, что в Вавилоне на евреев обрушились какие-то гонения или преследования: наоборот, местные власти стремились к тому, чтобы еврейская община как можно быстрее ассимилировалась, а гонения, конечно, никак не могли бы этому способствовать. Дело в том, что и ассимиляция, и физическое уничтожение, угроза которого нависла над народом во время гонений Антиоха Эпифана, одинаково грозили народу Божию исчезновением, которое, естественно, в планы Божии не входило.

Антиох, конечно, не собирался никого никуда депортировать. Он «всего лишь» устроил во дворе Иерусалимского Храма языческие алтари, требуя от евреев под угрозой смерти поклонения языческим богам и отказа от соблюдения некоторых важнейших для иудаизма норм Торы, таких, как обрезание и кашрут (предписания, касающиеся ритуально чистой и ритуально нечистой пищи). Яхвизм тем самым превращался в разновидность языческой религии, допускавшей наряду с Единым поклонение и другим, низшим богам, а иудаизм фактически запрещался вообще: ведь без обрезания, кашрута и строгого соблюдения шаббата (правил субботнего покоя), которое фактически тоже ставилось под запрет, он немыслим. Не случайно уже в первой главе Книги Даниила её автор обращает внимание на то, с какой тщательностью относятся его герои к соблюдению кашрута: они скорее готовы отказаться от вкусной и обильной пищи, чем нарушить Тору (ст. 5–16).

Упоминание в книге овощей и воды не случайно: из всего, что могло быть на обильном царском столе, лишь овощи можно было считать кошерными без всякого специального приготовления. И Бог не оставил без поддержки тех, кто готов был хранить Ему верность любой ценой (ст. 17).

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).