Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Zec 2:1-3:10

Поделиться
Then I looked up-and there before me was a man with a measuring line in his hand!
I asked, "Where are you going?"
He answered me, "To measure Jerusalem, to find out how wide and how long it is."
Then the angel who was speaking to me left, and another angel came to meet him
and said to him: "Run, tell that young man, 'Jerusalem will be a city without walls because of the great number of men and livestock in it.
And I myself will be a wall of fire around it,' declares the LORD , 'and I will be its glory within.'
"Come! Come! Flee from the land of the north," declares the LORD , "for I have scattered you to the four winds of heaven," declares the LORD .
"Come, O Zion! Escape, you who live in the Daughter of Babylon!"
For this is what the LORD Almighty says: "After he has honored me and has sent me against the nations that have plundered you-for whoever touches you touches the apple of his eye-
I will surely raise my hand against them so that their slaves will plunder them.1 2:8,9 Or says after ? eye: 9 "I ? plunder them." Then you will know that the LORD Almighty has sent me.
10  "Shout and be glad, O Daughter of Zion. For I am coming, and I will live among you," declares the LORD .
11  "Many nations will be joined with the LORD in that day and will become my people. I will live among you and you will know that the LORD Almighty has sent me to you.
12  The LORD will inherit Judah as his portion in the holy land and will again choose Jerusalem.
13  Be still before the LORD , all mankind, because he has roused himself from his holy dwelling."
Then he showed me Joshua1 3:1 A variant of Jeshua ; here and elsewhere in Zechariah the high priest standing before the angel of the LORD , and Satan2 3:1 Satan means accuser . standing at his right side to accuse him.
The LORD said to Satan, "The LORD rebuke you, Satan! The LORD , who has chosen Jerusalem, rebuke you! Is not this man a burning stick snatched from the fire?"
Now Joshua was dressed in filthy clothes as he stood before the angel.
The angel said to those who were standing before him, "Take off his filthy clothes."
Then he said to Joshua, "See, I have taken away your sin, and I will put rich garments on you."
Then I said, "Put a clean turban on his head." So they put a clean turban on his head and clothed him, while the angel of the LORD stood by.
The angel of the LORD gave this charge to Joshua:
"This is what the LORD Almighty says: 'If you will walk in my ways and keep my requirements, then you will govern my house and have charge of my courts, and I will give you a place among these standing here.
" 'Listen, O high priest Joshua and your associates seated before you, who are men symbolic of things to come: I am going to bring my servant, the Branch.
See, the stone I have set in front of Joshua! There are seven eyes3 3:9 Or facets on that one stone, and I will engrave an inscription on it,' says the LORD Almighty, 'and I will remove the sin of this land in a single day.
10  " 'In that day each of you will invite his neighbor to sit under his vine and fig tree,' declares the LORD Almighty."
Свернуть

Продолжая говорить о видениях, которые показывал ему Ангел Господень, пророк Захария вновь возвещает грядущий расцвет Иерусалима. Как и для пророка Иезекииля, ключевым для Захарии является образ землемерной верви, измеряющей город. Измерение подчеркивает, что восстановление Иерусалима совершится не просто человеческими усилиями, но будет исполнением замысла Божьего. Сам Господь полагает меру городу и Храму, и Сам Он будет вокруг него огненной стеной, защищающей город от врага. Весьма вероятно, что эти слова Господа – ответ на мнение многих, вернувшихся в Иерусалим, что нужно сначала построить городские укрепления, возродить военную и экономическую мощь, а уж потом возрождать Храм Господень. Слова Господа о том, что Он Сам будет огненной стеной Иерусалима, пророк дополнит позже обращенными к Зоровавелю словами об источнике победы избранного народа (Зах. 4:6).

Во второй половине второй главы Захария призывает всех изгнанников Сиона к возвращению. Господь, относящийся к Своему народу как к великой драгоценности, зенице ока Своего, избавлением народа свидетельствует о Своей любви к нему. Это явление славы Божьей в возвращении из плена для пророка – действие Самого Бога, проявление Его присутствия среди людей. «Ликуй и веселись, дщерь Сиона! ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя». Эти слова, однако, невозможно отнести только к восстановлению Храма и возобновлению присутствия Бога в нем. Приход многих народов к Богу, да и само по себе выражение «в тот день» заставляют вспомнить все пророчества о дне Господнем, когда в результате прихода Мессии все народы узнают Господа. Значит, осознанно или не вполне осознанно, пророк говорит здесь о приходе Мессии как источнике радости и спасения для всего мира – и это пророчество исполняется в Церкви Нового завета.

Но ликование, к которому призван освобожденный Иерусалим, ликование о пришествии Бога–Спасителя, не может не быть исполнено благоговения, и потому Захария заканчивает вторую главу одним из самых знаменитых своих слов: «Да молчит всякая плоть человеческая пред лицем Господа! Ибо Он поднимается от святого жилища Своего». Воспеваемые в Великую Субботу, день, когда Распятый Мессия покоится во гробе, эти слова говорят о таинственном величии спасительного действия Божьего, о непостижимом явлении любви Бога к людям. Той любви, ради которой Он поднимается от святого жилища Своего – и нисходит в глубины земли, чтобы вывести из ада тех, за кого Он умер.

Центральным в спасительном действии Божьем для пророка Захарии является духовное очищение, избавление от греха. В начале третьей главы он говорит о видении, в котором первосвященник Иисус, облеченный в запятнанные одежды, приведен пред лице Господне. Запятнанные одежды здесь – символ грехов народа, которые возложены на первосвященника. Совлекая их с него, Ангел Господень свидетельствует о том, что Сам Бог очистил людей Своих. И по очищении первосвященник получает символический доступ пред лице Господне, чтобы пребывать пред Ним. Важно, что пророк Захария связывает очищение с одним человеком, на которого возложены грехи всех, и в котором совершается их очищение.

От реального первосвященника, современника Захарии, взгляд пророка обращается в грядущее, и он передает слова Бога о том, что Господь приводит Раба Своего, Отрасль, чтобы Он, подобно первосвященнику Иисусу, изгладил грехи всех людей. Этим словом «Отрасль» называют Христа и Исайя, и Осия, и Иеремия, и Иезекииль, и пророк Захария продолжает здесь древнюю пророческую традицию. Итак, вот о чем в конце предыдущей главы призывает пророк радоваться, вот перед чем он замолкает в благоговейном трепете. Раб Божий, Отрасль от корня Давида, изгладит грех земли сей, и сделает это в один великий День. Как и Второисайя, Захария говорит о сути искупления, в котором явлена будет миру любовь Творца.

Другие мысли вслух

 
На Zec 2:1-3:10
Then I looked up-and there before me was a man with a measuring line in his hand!
I asked, "Where are you going?"
He answered me, "To measure Jerusalem, to find out how wide and how long it is."
Then the angel who was speaking to me left, and another angel came to meet him
and said to him: "Run, tell that young man, 'Jerusalem will be a city without walls because of the great number of men and livestock in it.
And I myself will be a wall of fire around it,' declares the LORD , 'and I will be its glory within.'
"Come! Come! Flee from the land of the north," declares the LORD , "for I have scattered you to the four winds of heaven," declares the LORD .
"Come, O Zion! Escape, you who live in the Daughter of Babylon!"
For this is what the LORD Almighty says: "After he has honored me and has sent me against the nations that have plundered you-for whoever touches you touches the apple of his eye-
I will surely raise my hand against them so that their slaves will plunder them.1 2:8,9 Or says after ? eye: 9 "I ? plunder them." Then you will know that the LORD Almighty has sent me.
10  "Shout and be glad, O Daughter of Zion. For I am coming, and I will live among you," declares the LORD .
11  "Many nations will be joined with the LORD in that day and will become my people. I will live among you and you will know that the LORD Almighty has sent me to you.
12  The LORD will inherit Judah as his portion in the holy land and will again choose Jerusalem.
13  Be still before the LORD , all mankind, because he has roused himself from his holy dwelling."
Then he showed me Joshua1 3:1 A variant of Jeshua ; here and elsewhere in Zechariah the high priest standing before the angel of the LORD , and Satan2 3:1 Satan means accuser . standing at his right side to accuse him.
The LORD said to Satan, "The LORD rebuke you, Satan! The LORD , who has chosen Jerusalem, rebuke you! Is not this man a burning stick snatched from the fire?"
Now Joshua was dressed in filthy clothes as he stood before the angel.
The angel said to those who were standing before him, "Take off his filthy clothes."
Then he said to Joshua, "See, I have taken away your sin, and I will put rich garments on you."
Then I said, "Put a clean turban on his head." So they put a clean turban on his head and clothed him, while the angel of the LORD stood by.
The angel of the LORD gave this charge to Joshua:
"This is what the LORD Almighty says: 'If you will walk in my ways and keep my requirements, then you will govern my house and have charge of my courts, and I will give you a place among these standing here.
" 'Listen, O high priest Joshua and your associates seated before you, who are men symbolic of things to come: I am going to bring my servant, the Branch.
See, the stone I have set in front of Joshua! There are seven eyes3 3:9 Or facets on that one stone, and I will engrave an inscription on it,' says the LORD Almighty, 'and I will remove the sin of this land in a single day.
10  " 'In that day each of you will invite his neighbor to sit under his vine and fig tree,' declares the LORD Almighty."
Свернуть
Сионом пророчество называет здесь не ту гору, на которой стоит Иерусалим, а его жителей, находящихся далеко от него...  Читать далее

Сионом пророчество называет здесь не ту гору, на которой стоит Иерусалим, а его жителей, находящихся далеко от него. Если так, то не следует ли из этого, что не только о конкретном городе Иерусалиме идёт речь, и даже не только о тех жителях Иудеи, которые хранят в вавилонском изгнании верность Господу, но и обо всех, причастных к народу Божию, где бы они ни находились? Для верных Господь станет несокрушимой стеной в любом месте. И тут мы вспоминаем о Небесном Иерусалиме, о котором будет сказано в Откровении Иоанна, городе, куда войдут многие спасённые со всех концов земли.

Очищение одежд иерея означает, что с очищения священников и их возвращения на путь незапятнанного служения начинается очищение всего народа, его возвращение к Богу. Но возвращение именно начинается, ведь не одни священники, но и все мы призваны, каждый по своему, служить Господу, выполнять Его волю.

Свернуть
 
На Zec 2:10-13
10  "Shout and be glad, O Daughter of Zion. For I am coming, and I will live among you," declares the LORD .
11  "Many nations will be joined with the LORD in that day and will become my people. I will live among you and you will know that the LORD Almighty has sent me to you.
12  The LORD will inherit Judah as his portion in the holy land and will again choose Jerusalem.
13  Be still before the LORD , all mankind, because he has roused himself from his holy dwelling."
Свернуть
«Да молчит всякая плоть пред лицем Господа»… Комментарии, в общем, излишни. Можно и нужно говорить о Боге...  Читать далее

«Да молчит всякая плоть пред лицем Господа»… Комментарии, в общем, излишни. Можно и нужно говорить о Боге. Проповедь – это замечательно. Можно и нужно говорить с Ним. Словесная молитва – это прекрасно и важно. Но иногда необходимо остановиться и умолкнуть. Просто молча пребывать в Его присутствии…

Свернуть
 
На Zec 2:10
10  "Shout and be glad, O Daughter of Zion. For I am coming, and I will live among you," declares the LORD .
Свернуть
Что делает народ Божий народом Божиим? Особые качества? Едва ли: еврейский народ в этом отношении похож на все остальные. У него, конечно, есть своё национальное лицо, всегда и везде легко узнаваемое; но у какого народа его нет? Тогда, может быть, особая судьба...  Читать далее

Что делает народ Божий народом Божиим? Особые качества? Едва ли: еврейский народ в этом отношении похож на все остальные. У него, конечно, есть своё национальное лицо, всегда и везде легко узнаваемое; но у какого народа его нет? Тогда, может быть, особая судьба? В известном смысле, да: такими крутыми поворотами в своей истории может похвастаться не каждый народ.

Но это всё же дело человеческое: мало ли, какие извивы может выдать история, когда речь идёт о четырёх тысячелетиях. А вот присутствие Бога среди Своего народа — дело Божие, от людей и от истории оно не зависит. Хотя, конечно, независимость эта относительна: ведь хранение и охранение присутствия Божия — задача именно человеческая, возложенная на народ Божий, который и призван был свидетельствовать о Боге, пребывающем среди него. Но тогда верно и то, что народ Божий остаётся таковым лишь до тех пор, пока среди него находится место Богу.

Не случайно и Тора, и пророки говорят не о владении народом той землёй, которую ему дал Бог, а скорее о пользовании ею, которое ограничено условиями заключённого с Богом союза-завета. Если же союз окажется нарушен, вполне может сложиться ситуация, когда народ потеряет и свою землю, и Храм. Но возможным такое может стать лишь в одном случае: если Бог уйдёт, оставит землю, город и Храм, которые когда-то благословил и освятил Своим присутствием.

После этого разрушение города и Храма, опустошение земли становятся лишь внешним выражением этого нового духовного состояния, своего рода антисвидетельством, доказательством того, что, по крайней мере, на данном историческом этапе народ со своей духовной задачей не справился. А вот возвращение народа на землю отцов, восстановление города и Храма означают как раз, что после раскаяния и нового обращения народ снова готов к возложенной на него Богом миссии. А значит, и в его исторической судьбе начинается новый этап. Этап, выводящий его прямиком к порогу Нового Завета.

Свернуть
 
На Zec 2:10
10  "Shout and be glad, O Daughter of Zion. For I am coming, and I will live among you," declares the LORD .
Свернуть
Что делает народ Божий народом Божиим? Особые качества? Едва ли: еврейский народ в этом отношении похож на все остальные. У него, конечно, есть своё национальное лицо, всегда и везде легко узнаваемое; но у какого народа его нет? Тогда, может быть, особая судьба...  Читать далее

Что делает народ Божий народом Божиим? Особые качества? Едва ли: еврейский народ в этом отношении похож на все остальные. У него, конечно, есть своё национальное лицо, всегда и везде легко узнаваемое; но у какого народа его нет? Тогда, может быть, особая судьба? В известном смысле, да: такими крутыми поворотами в своей истории может похвастаться не каждый народ.

Но это всё же дело человеческое: мало ли, какие извивы может выдать история, когда речь идёт о четырёх тысячелетиях. А вот присутствие Бога среди Своего народа — дело Божие, от людей и от истории оно не зависит. Хотя, конечно, независимость эта относительна: ведь хранение и охранение присутствия Божия — задача именно человеческая, возложенная на народ Божий, который и призван был свидетельствовать о Боге, пребывающем среди него. Но тогда верно и то, что народ Божий остаётся таковым лишь до тех пор, пока среди него находится место Богу.

Не случайно и Тора, и пророки говорят не о владении народом той землёй, которую ему дал Бог, а скорее о пользовании ею, которое ограничено условиями заключённого с Богом союза-завета. Если же союз окажется нарушен, вполне может сложиться ситуация, когда народ потеряет и свою землю, и Храм. Но возможным такое может стать лишь в одном случае: если Бог уйдёт, оставит землю, город и Храм, которые когда-то благословил и освятил Своим присутствием.

После этого разрушение города и Храма, опустошение земли становятся лишь внешним выражением этого нового духовного состояния, своего рода антисвидетельством, доказательством того, что, по крайней мере, на данном историческом этапе народ со своей духовной задачей не справился. А вот возвращение народа на землю отцов, восстановление города и Храма означают как раз, что после раскаяния и нового обращения народ снова готов к возложенной на него Богом миссии. А значит, и в его исторической судьбе начинается новый этап. Этап, выводящий его прямиком к порогу Нового Завета.

Свернуть
 
На Zec 2:13
13  Be still before the LORD , all mankind, because he has roused himself from his holy dwelling."
Свернуть
О чем здесь говорит пророк Захария? Бог избрал Себе святое жилище — Иерусалимский храм. Там, в самом внутреннем помещении, «святая святых», где хранятся святыни Ветхого Завета, сокрыто присутствие Божие...  Читать далее

О чем здесь говорит пророк Захария? Бог избрал Себе святое жилище — Иерусалимский храм. Там, в самом внутреннем помещении, «святая святых», где хранятся святыни Ветхого Завета, сокрыто присутствие Божие. Так было, пока чаша грехов Израиля не переполнилась. Тогда Бог покинул Свой храм, Иерусалим был разрушен, народ Израильский уведен в вавилонский плен.

Но вот пророк видит новую картину. Бог возвращается, Он вновь посещает Свое жилище и призывает Свой народ. И нет человеческих сил, способных противостать Его воле о спасении Израиля и возвращении его в свою землю.

Но есть в этих словах и иной смысл. Бог придет в этот мир и поселится посреди народа Своего и откроет лицо Свое — и что сможет тогда сказать человек пред лицом Господа? Вопрошания, жалобы, оправдания — все окажется никчемным. Только встреча лицом к лицу будет иметь значение.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).