Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Дан 10:10-21

Поделиться
10 Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих. 11 И сказал он мне: "Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне". Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом. 12 Но он сказал мне: "не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. 13 Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских. 14 А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням".
15 Когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел. 16 Но вот, некто, по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст моих, и я открыл уста мои, стал говорить и сказал стоящему передо мною: "господин мой! от этого видения внутренности мои повернулись во мне, и не стало во мне силы. 17 И как может говорить раб такого господина моего с таким господином моим? ибо во мне нет силы, и дыхание замерло во мне".
18 Тогда снова прикоснулся ко мне тот человеческий облик и укрепил меня 19 и сказал: "не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся, мужайся!" И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: "говори, господин мой; ибо ты укрепил меня". 20 И он сказал: "знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции. 21 Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего.
Свернуть

Тесты пророчеств о конце света в Ветхом Завете не всегда ясны и понятны. Пророки используют числа, которые не дают нам ответа на вопрос «Когда?», почти не сообщают нам, что и как будет происходить. Судя по сегодняшнему тексту, то, что видел пророк Даниил, привело его в ужас и недоумение. Слова, которые говорил ему Посланник, свидетельствовали о временах тяжелых и полных страдания. В Евангелии, описывая то, как люди будут переживать время между первым и вторым пришествием Господь говорил «...люди будут издыхать от страха». Но в страхе и ужасе, наблюдая за агонией поверженного зла, которое, умирая, сокрушает все на своем пути, Господь возвращает нам человеческий облик, говоря: «не бойтесь, мир вам».

Другие мысли вслух

 
На Дан 10:10-21
10 Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих. 11 И сказал он мне: "Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне". Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом. 12 Но он сказал мне: "не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. 13 Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских. 14 А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням".
15 Когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел. 16 Но вот, некто, по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст моих, и я открыл уста мои, стал говорить и сказал стоящему передо мною: "господин мой! от этого видения внутренности мои повернулись во мне, и не стало во мне силы. 17 И как может говорить раб такого господина моего с таким господином моим? ибо во мне нет силы, и дыхание замерло во мне".
18 Тогда снова прикоснулся ко мне тот человеческий облик и укрепил меня 19 и сказал: "не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся, мужайся!" И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: "говори, господин мой; ибо ты укрепил меня". 20 И он сказал: "знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции. 21 Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего.
Свернуть
В библейских книгах можно найти немало рассказов об ангелах, сопровождающих людей во время трудного и опасного...  Читать далее

В библейских книгах можно найти немало рассказов об ангелах, сопровождающих людей во время трудного и опасного пути или приходящих им на помощь. Гораздо реже встречаются упоминания об ангелах, ведущих целые народы или страны. Одно из таких упоминаний и содержится в сегодняшнем отрывке: явившийся Даниилу вестник Божий рассказывает ему о противостоянии с тем, кого он называет «наместником Персии» (ст. 12 – 13; в Синодальном переводе «князь царства Персидского»). Речь, как видно, в данном случае идёт не о людях, а именно об ангелах, из которых один, названный Михаилом, охарактеризован, как «один из главных правителей» (ст. 13; в Синодальном переводе «один из главных князей»). Ничего удивительного здесь нет: ведь и в яхвистской, и в иудейской, и в раннехристианской традиции ангелы — духовные существа, играющие служебную роль, исполняющие конкретные поручения, данные им Богом, которые, конечно, могут касаться как отдельных людей, так и целых народов.

Впрочем, обычно в Библии эти вестники Божии сопровождают как отдельных людей, так и целые народы не постоянно, а временно, чаще всего тогда, когда человек или народ оказывается в ситуации, где решается его судьба. В данном случае перед нами именно такой исторический поворот: в противостоянии ангелов решается судьба Персидской империи и исход её конфликта с греческим миром, выражением и олицетворением которого станет Александр Македонский (ст. 20 – 21). Но в чём заключается это противостояние? Едва ли оно напоминает те войны богов или духов, мифами о которых полон языческий мир. Скорее можно было бы ожидать спора по существу, в котором у каждой из сторон свои аргументы в пользу тех, за кого он отвечает перед Богом. А Тот, Кто принимает решение, как видно, принимает его, выслушав все мнения и все аргументы участвующих в обсуждении сторон. Конечно, Бог не нуждается ни в чьих советах. Но Он, можно думать, всё же советуется с теми, кто становится участником в осуществлении Его планов. Ведь, сотворив людей и ангелов свободными, он действительно предоставляет им свободу. В том числе и право на собственное мнение, которое каждый может Ему высказать прежде, чем выслушать Его определение.

Свернуть
 
На Дан 10:10-21
10 Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих. 11 И сказал он мне: "Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне". Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом. 12 Но он сказал мне: "не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. 13 Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских. 14 А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням".
15 Когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел. 16 Но вот, некто, по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст моих, и я открыл уста мои, стал говорить и сказал стоящему передо мною: "господин мой! от этого видения внутренности мои повернулись во мне, и не стало во мне силы. 17 И как может говорить раб такого господина моего с таким господином моим? ибо во мне нет силы, и дыхание замерло во мне".
18 Тогда снова прикоснулся ко мне тот человеческий облик и укрепил меня 19 и сказал: "не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся, мужайся!" И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: "говори, господин мой; ибо ты укрепил меня". 20 И он сказал: "знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции. 21 Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего.
Свернуть
В Книге Даниила, в видениях её героя, появляются загадочные фигуры — те, кого называют в Синодальном переводе «князьями» (разумеется, не земными) великих империй древнего мира, которые борются друг с другом так же, как борются между...  Читать далее

В Книге Даниила, в видениях её героя, появляются загадочные фигуры — те, кого называют в Синодальном переводе «князьями» (разумеется, не земными) великих империй древнего мира, которые борются друг с другом так же, как борются между собой и сами эти империи. Что это? Персонификация государства и государственности?

Не похоже: ведь речь идёт всё же о видении, где при всём символизме чистым аллегориям вроде знаменитой просопопеи (той самой персонификации нередко достаточно абстрактных понятий) места обычно не бывает. Древние верили, что у каждой нации и у каждого государства (равно, впрочем, как и у каждого племени и даже у каждого рода) были свои духи-покровители. Были они и у отдельных людей: образ ангела-хранителя, христианами нередко воспринимаемый как сугубо христианский, в сущности, был известен человечеству задолго до прихода Христа.

И если государства (равно, как роды, племена и даже отдельные люди) воевали между собой, вместе с ними воевали и их духи-покровители. Но такой взгляд мало совместим с яхвизмом, да и с любой другой монотеистической традицией тоже, хотя в массовом яхвистском религиозном сознании, особенно в допленный период, Яхве как бог-покровитель Израиля не очень отличался от богов-покровителей соседних народов. И всё же свой дух-покровитель действительно может быть у каждого народа так же, как может он быть у каждого человека.

Если, конечно, не считать, что посланный Богом отдельному ли человеку или целому народу ангел нужен лишь для того, чтобы удовлетворять все желания и прихоти этого человека или этого народа. Но речь, очевидно, идёт всё же о другом: о тех задачах, которые стоят перед тем или иным народом. Ведь любое государство, любая великая империя — лишь внешняя оболочка, внешняя форма существования той или ной нации как духовного, психологического и культурно-языкового единства. Как единого тела — духовного и природно-исторического.

Природно-исторического потому, что природа нации проявляется и раскрывается в её истории так же, как раскрывается природа человека в его биографии. И, как во всякой жизни — будь то отдельного человека, будь то целого народа, — в жизни любой нации может превалировать или природная составляющая, или составляющая духовная. Но — опять же, как и всякая жизнь — история любого народа, любой нации раньше или позже приходит к концу. Так же, как раньше или позже приходит к концу земная жизнь всякого человека.

И вот тут — в определении путей и сроков — ангелы-покровители вполне могут поучаствовать. Не воюя друг с другом, конечно, но приводя аргументы «за» или «против» продолжения исторического существования того или иного народа или государства. Ведь для Бога ценен и каждый человек в его конкретной жизни, и каждый народ в его конкретной истории. Хотя примат, безусловно, за человеком. Но и судьба народов взвешивается Богом на Своих весах так же тщательно, как судьба отдельных людей — что и было показано Даниилу.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).