Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Быт 46:1-34

Поделиться
1 И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу отца своего Исаака. 2 И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я. 3  Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; 4 Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои . 5 Иаков отправился из Вирсавии; и повезли сыны Израилевы Иакова отца своего, и детей своих, и жен своих на колесницах, которые послал фараон, чтобы привезти его. 6 И взяли они скот свой и имущество свое, которое приобрели в земле Ханаанской, и пришли в Египет — Иаков и весь род его с ним. 7 Сынов своих и внуков своих с собою, дочерей своих и внучек своих и весь род свой привел он с собою в Египет.
8 Вот имена сынов Израилевых, пришедших в Египет: Иаков и сыновья его. Первенец Иакова Рувим. 9 Сыны Рувима: Ханох и Фаллу, Хецрон и Харми. 10 Сыны Симеона: Иемуил и Иамин, и Огад, и Иахин, и Цохар, и Саул, сын Хананеянки. 11 Сыны Левия: Гирсон, Кааф и Мерари. 12 Сыны Иуды: Ир и Онан, и Шела, и Фарес, и Зара; но Ир и Онан умерли в земле Ханаанской. Сыны Фареса были: Есром и Хамул. 13 Сыны Иссахара: Фола и Фува, Иов и Шимрон. 14 Сыны Завулона: Серед и Елон, и Иахлеил. 15 Это сыны Лии, которых она родила Иакову в Месопотамии, и Дину, дочь его. Всех душ сынов его и дочерей его — тридцать три. 16 Сыны Гада: Цифион и Хагги, Шуни и Эцбон, Ери и Ароди и Арели. 17 Сыны Асира: Имна и Ишва, и Ишви, и Бриа, и Серах, сестра их. Сыны Брии: Хевер и Малхиил. 18 Это сыны Зелфы, которую Лаван дал Лии, дочери своей; она родила их Иакову шестнадцать душ. 19 Сыны Рахили, жены Иакова: Иосиф и Вениамин. 20 И родились у Иосифа в земле Египетской Манассия и Ефрем, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского. 21 Сыны Вениамина: Бела и Бехер и Ашбел; (сыны Белы были:) Гера и Нааман, Эхи и Рош, Муппим и Хуппим и Ард. 22 Это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ. 23 Сын Дана: Хушим. 24 Сыны Неффалима: Иахцеил и Гуни, и Иецер, и Шиллем. 25 Это сыны Валлы, которую дал Лаван дочери своей Рахили; она родила их Иакову всего семь душ. 26 Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его, кроме жен сынов Иаковлевых, всего шестьдесят шесть душ. 27 Сынов Иосифа, которые родились у него в Египте, две души. Всех душ дома Иаковлева, перешедших (с Иаковом) в Египет, семьдесят (пять).
28 Иуду послал он пред собою к Иосифу, чтобы он указал путь в Гесем. И пришли в землю Гесем. 29 Иосиф запряг колесницу свою и выехал навстречу Израилю, отцу своему, в Гесем, и, увидев его, пал на шею его, и долго плакал на шее его. 30 И сказал Израиль Иосифу: умру я теперь, увидев лице твое, ибо ты еще жив. 31 И сказал Иосиф братьям своим и дому отца своего: я пойду, извещу фараона и скажу ему: братья мои и дом отца моего, которые были в земле Ханаанской, пришли ко мне; 32 эти люди пастухи овец, ибо скотоводы они; и мелкий и крупный скот свой, и все, что у них, привели они. 33 Если фараон призовет вас и скажет: какое занятие ваше? 34 то вы скажите: мы, рабы твои, скотоводами были от юности нашей доныне, и мы и отцы наши, чтобы вас поселили в земле Гесем. Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец.
Свернуть

Иосиф поселяет своего отца и всех своих братьев там, где жило в те времена большинство семитских племён, пришедших в Египет во время нашествия гиксов: в земле Гошен (Гесем), в нильской дельте, где заболоченные низменности соседствовали в те времена с заливными лугами. Это место прекрасно подходило для скотоводства — но, конечно, не кочевого, а оседлого, пастбищно-отгонного. Не случайно именно там селились бывшие кочевники — скотоводы-семиты, переселившиеся в Египет из оазисов Синая и сухих степей Сирии.

Потомкам Иакова предстояло прожить на этой земле не одно столетие, превратившись, как и их соседи, в оседлых жителей и почти позабыв про степи и пустыни, где жили их предки. Прежде же, чем они туда отправились, Бог в последний перед переселением раз обращается к Иакову. Он говорит Иакову, что его переселение — не завершение пути, а лишь начало. «Выведу тебя обратно» сказано для того, чтобы Иаков знал: Египет — не награда за труды, а база для отдыха и подготовки к дальнейшему пути, духовному и историческому.

Сам Иаков Исхода не увидит, его земной путь завершится раньше, но его кости Иосиф вынесет из Египта — и в этом смысле, пусть символически, Иаков разделит судьбу своего народа и пройдёт вместе с ним его путь. Иаков и Иосиф оба понимают: в их жизни действует Бог, а люди и обстоятельства входят в неё постольку, поскольку Бог позволяет им туда войти. Вот и теперь: переселение Иакова и его соплеменников в Египет — процесс, который легко описать исторически как элемент перемещений куда более масштабных, как часть массового переселения семитских племён, затронувшего весь Ближний Восток.

Процесс этот начался много раньше, его частью было уже переселение Авраама. Бог же не выводит тех, кого ведёт за собой, за рамки исторических процессов их эпохи. Он, наоборот, включает их в историю — но, включая, не даёт им в ней затеряться. Бог ведь и Сам хочет войти в мир, а значит, в историю. Войти вместе с теми и через тех, кого ведёт за Собой. И с их помощью сделать историю падшего мира — Своей. Историей спасения.

Другие мысли вслух

 
На Быт 46:1-34
1 И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу отца своего Исаака. 2 И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я. 3  Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; 4 Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои . 5 Иаков отправился из Вирсавии; и повезли сыны Израилевы Иакова отца своего, и детей своих, и жен своих на колесницах, которые послал фараон, чтобы привезти его. 6 И взяли они скот свой и имущество свое, которое приобрели в земле Ханаанской, и пришли в Египет — Иаков и весь род его с ним. 7 Сынов своих и внуков своих с собою, дочерей своих и внучек своих и весь род свой привел он с собою в Египет.
8 Вот имена сынов Израилевых, пришедших в Египет: Иаков и сыновья его. Первенец Иакова Рувим. 9 Сыны Рувима: Ханох и Фаллу, Хецрон и Харми. 10 Сыны Симеона: Иемуил и Иамин, и Огад, и Иахин, и Цохар, и Саул, сын Хананеянки. 11 Сыны Левия: Гирсон, Кааф и Мерари. 12 Сыны Иуды: Ир и Онан, и Шела, и Фарес, и Зара; но Ир и Онан умерли в земле Ханаанской. Сыны Фареса были: Есром и Хамул. 13 Сыны Иссахара: Фола и Фува, Иов и Шимрон. 14 Сыны Завулона: Серед и Елон, и Иахлеил. 15 Это сыны Лии, которых она родила Иакову в Месопотамии, и Дину, дочь его. Всех душ сынов его и дочерей его — тридцать три. 16 Сыны Гада: Цифион и Хагги, Шуни и Эцбон, Ери и Ароди и Арели. 17 Сыны Асира: Имна и Ишва, и Ишви, и Бриа, и Серах, сестра их. Сыны Брии: Хевер и Малхиил. 18 Это сыны Зелфы, которую Лаван дал Лии, дочери своей; она родила их Иакову шестнадцать душ. 19 Сыны Рахили, жены Иакова: Иосиф и Вениамин. 20 И родились у Иосифа в земле Египетской Манассия и Ефрем, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского. 21 Сыны Вениамина: Бела и Бехер и Ашбел; (сыны Белы были:) Гера и Нааман, Эхи и Рош, Муппим и Хуппим и Ард. 22 Это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ. 23 Сын Дана: Хушим. 24 Сыны Неффалима: Иахцеил и Гуни, и Иецер, и Шиллем. 25 Это сыны Валлы, которую дал Лаван дочери своей Рахили; она родила их Иакову всего семь душ. 26 Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его, кроме жен сынов Иаковлевых, всего шестьдесят шесть душ. 27 Сынов Иосифа, которые родились у него в Египте, две души. Всех душ дома Иаковлева, перешедших (с Иаковом) в Египет, семьдесят (пять).
28 Иуду послал он пред собою к Иосифу, чтобы он указал путь в Гесем. И пришли в землю Гесем. 29 Иосиф запряг колесницу свою и выехал навстречу Израилю, отцу своему, в Гесем, и, увидев его, пал на шею его, и долго плакал на шее его. 30 И сказал Израиль Иосифу: умру я теперь, увидев лице твое, ибо ты еще жив. 31 И сказал Иосиф братьям своим и дому отца своего: я пойду, извещу фараона и скажу ему: братья мои и дом отца моего, которые были в земле Ханаанской, пришли ко мне; 32 эти люди пастухи овец, ибо скотоводы они; и мелкий и крупный скот свой, и все, что у них, привели они. 33 Если фараон призовет вас и скажет: какое занятие ваше? 34 то вы скажите: мы, рабы твои, скотоводами были от юности нашей доныне, и мы и отцы наши, чтобы вас поселили в земле Гесем. Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец.
Свернуть
Сегодняшний отрывок рассказывает о переселении Иакова и всех его соплеменников в Египет. Конечно, такое переселение...  Читать далее

Сегодняшний отрывок рассказывает о переселении Иакова и всех его соплеменников в Египет. Конечно, такое переселение стало возможным прежде всего благодаря Иосифу, но следует иметь в виду, что в те времена Египет наводнили семитские племена, пришедшие частично из пустынь Синая, а частично из сирийских степей. Историки называют эти семитские племена гиксосами, нашествие их на Египет началось на рубеже XIX и XVIII века до н.э., и переселение Иакова со своими соплеменниками в Египет было частью этого процесса. К тому же, в Египте в это время правила семитская по происхождению династия, что сделало возможным и быструю карьеру самого Иосифа, и переселение в страну его сородичей. Селились семитские племена в основном в дельте Нила, где были почти идеальные условия для скотоводства, которым они традиционно занимались («земля Гесем», ст. 34). Надо заметить, что египтяне всегда смотрели на скотоводов как на людей низшего сорта, особенно на семитов, которых они, как и всех вообще кочевников, считали варварами, недостойными внимания. Неудивительно, что фараоны семитской династии отнюдь не пользовались популярностью в египетском обществе, их терпели, как неизбежное зло, но не более; они не могли опереться ни на старую египетскую аристократию, ни на местную бюрократию, ни на жречество. Единственной надёжной их опорой были обитавшие в стране семитские племена, и потому выходцы из семитской среды пользовались в это время при дворе особым успехом. Неудивительно, что просьба Иосифа о переселении в страну его соплеменников встретила сочувственный отклик у фараона (ст. 31; Быт. 47 : 5 – 6). А Бог использует эту возможность для того, чтобы сохранить жизнь Своему народу и не дать ему умереть с голоду, Он прямо говорит Иакову, что переселение в Египет — часть Его плана (ст. 1 – 4). Конечно, это отнюдь не означает, что потомки Иакова останутся там навсегда, настанет день, когда Египет придётся покинуть, но на тот момент лучшего места для народа Божия не было. Так Бог действует в истории, используя исторические процессы для осуществления Своих планов относительно Своего народа.

Свернуть
 
На Быт 46:1-34
1 И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу отца своего Исаака. 2 И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я. 3  Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; 4 Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои . 5 Иаков отправился из Вирсавии; и повезли сыны Израилевы Иакова отца своего, и детей своих, и жен своих на колесницах, которые послал фараон, чтобы привезти его. 6 И взяли они скот свой и имущество свое, которое приобрели в земле Ханаанской, и пришли в Египет — Иаков и весь род его с ним. 7 Сынов своих и внуков своих с собою, дочерей своих и внучек своих и весь род свой привел он с собою в Египет.
8 Вот имена сынов Израилевых, пришедших в Египет: Иаков и сыновья его. Первенец Иакова Рувим. 9 Сыны Рувима: Ханох и Фаллу, Хецрон и Харми. 10 Сыны Симеона: Иемуил и Иамин, и Огад, и Иахин, и Цохар, и Саул, сын Хананеянки. 11 Сыны Левия: Гирсон, Кааф и Мерари. 12 Сыны Иуды: Ир и Онан, и Шела, и Фарес, и Зара; но Ир и Онан умерли в земле Ханаанской. Сыны Фареса были: Есром и Хамул. 13 Сыны Иссахара: Фола и Фува, Иов и Шимрон. 14 Сыны Завулона: Серед и Елон, и Иахлеил. 15 Это сыны Лии, которых она родила Иакову в Месопотамии, и Дину, дочь его. Всех душ сынов его и дочерей его — тридцать три. 16 Сыны Гада: Цифион и Хагги, Шуни и Эцбон, Ери и Ароди и Арели. 17 Сыны Асира: Имна и Ишва, и Ишви, и Бриа, и Серах, сестра их. Сыны Брии: Хевер и Малхиил. 18 Это сыны Зелфы, которую Лаван дал Лии, дочери своей; она родила их Иакову шестнадцать душ. 19 Сыны Рахили, жены Иакова: Иосиф и Вениамин. 20 И родились у Иосифа в земле Египетской Манассия и Ефрем, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского. 21 Сыны Вениамина: Бела и Бехер и Ашбел; (сыны Белы были:) Гера и Нааман, Эхи и Рош, Муппим и Хуппим и Ард. 22 Это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ. 23 Сын Дана: Хушим. 24 Сыны Неффалима: Иахцеил и Гуни, и Иецер, и Шиллем. 25 Это сыны Валлы, которую дал Лаван дочери своей Рахили; она родила их Иакову всего семь душ. 26 Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его, кроме жен сынов Иаковлевых, всего шестьдесят шесть душ. 27 Сынов Иосифа, которые родились у него в Египте, две души. Всех душ дома Иаковлева, перешедших (с Иаковом) в Египет, семьдесят (пять).
28 Иуду послал он пред собою к Иосифу, чтобы он указал путь в Гесем. И пришли в землю Гесем. 29 Иосиф запряг колесницу свою и выехал навстречу Израилю, отцу своему, в Гесем, и, увидев его, пал на шею его, и долго плакал на шее его. 30 И сказал Израиль Иосифу: умру я теперь, увидев лице твое, ибо ты еще жив. 31 И сказал Иосиф братьям своим и дому отца своего: я пойду, извещу фараона и скажу ему: братья мои и дом отца моего, которые были в земле Ханаанской, пришли ко мне; 32 эти люди пастухи овец, ибо скотоводы они; и мелкий и крупный скот свой, и все, что у них, привели они. 33 Если фараон призовет вас и скажет: какое занятие ваше? 34 то вы скажите: мы, рабы твои, скотоводами были от юности нашей доныне, и мы и отцы наши, чтобы вас поселили в земле Гесем. Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец.
Свернуть
Роман об Иосифе, по существу, закончился: братья снова вместе. Остались лишь заключительные главы, раскрывающие...  Читать далее

Роман об Иосифе, по существу, закончился: братья снова вместе. Остались лишь заключительные главы, раскрывающие некоторые дополнительные смыслы. Так, сегодня в центре нашего внимания снова будет история отца двенадцати братьев — Иакова. Иосиф уже открыл своим братьям, что их приключения были лишь исполнением Божьего замысла сохранить их во время голода, но теперь этот замысел встраивается в жизнь Иакова, из «частной» Священной Истории его семьи превращаясь в звено событий, служащих исполнению обещания, данного его предку Аврааму. Самое важное в жизни Иакова — его Бог — будет вместе с ним в чужой стране; вместе с ним будут его дети — нить надежды, связывающая настоящее с будущим Обетованием. Если в начале истории Иосифа мы видели, как его отношения с Богом вырастают на фоне «большой» Истории Израиля, то теперь перед нами другая тайна: «большая» история складывается из маленьких жизней людей (пусть даже таких легендарных, как Иаков), с их собственными чаяниями и надеждой.

Свернуть
 
На Быт 46:1-7
1 И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу отца своего Исаака. 2 И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я. 3  Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; 4 Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои . 5 Иаков отправился из Вирсавии; и повезли сыны Израилевы Иакова отца своего, и детей своих, и жен своих на колесницах, которые послал фараон, чтобы привезти его. 6 И взяли они скот свой и имущество свое, которое приобрели в земле Ханаанской, и пришли в Египет — Иаков и весь род его с ним. 7 Сынов своих и внуков своих с собою, дочерей своих и внучек своих и весь род свой привел он с собою в Египет.
Свернуть
Почему Иаков отправился в Египет? Можно было бы сказать: голод погнал. А можно и иначе: сын пригласил, а...  Читать далее

Почему Иаков отправился в Египет? Можно было бы сказать: голод погнал. А можно и иначе: сын пригласил, а при том положении, которое он занимал в Египте, глупо было бы не воспользоваться открывающимися возможностями. Ведь в Египет с его уровнем жизни стремились тогда многие, а тут, можно сказать, удача сама плывёт в руки. Наверное, многие из нас в аналогичной ситуации ни на секунду бы не усомнились, что тут воля Божия: ведь мы во всякой удаче склонны видеть руку Божию, а во всякой неудаче — козни дьявола, таковы уж особенности религиозного восприятия мира. Но Иаков, за плечами которого — долгий духовный путь и богатый опыт, как духовный, так и жизненный, не торопится с выводами. Он идёт в Вирсавию, к одному из алтарей, появившихся ещё во времена Авраама, чтобы там спросить Бога о том, что ему делать дальше. Он видит в возможности переселения не только спасение от голода или возможность поселиться в богатой и благополучной стране, но ещё и (а быть может, в первую очередь) необходимость покинуть ту землю, которую Бог обещал его отцам. А ведь Иаков, казалось, был близок к тому, чтобы стать хозяином этой, обещанной Богом, земли, он вернулся в Самарию, откуда под давлением соседей вынужден был уйти Авраам, он восстановил там алтари своих предков! И что же, всё было напрасно? Ведь Иаков не мог не понимать, что, оставь он сейчас эти места, вернуться назад будет далеко не просто: освободившиеся земли в тех местах никогда не оставались свободными надолго. Но Бог говорит ему: иди. Таков, кажется, последний серьёзный духовный урок в жизни Иакова: всё, что завоёвано, приобретено — оставь. Ведь завоевал не ты, а Бог. И оставляешь завоёванное и приобретённое не соседям, а Богу. Он справится с задачей. И в своё время вернёт Свой народ на землю, которую обещал Аврааму.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).