1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии: 2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. |
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! 5 Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше. 6 Скорбим ли мы,
скорбим
для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим. 7 И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли,
утешаемся
для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении. |
8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. 9 Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, 10 Который и избавил нас от столь
близкой
смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит, 11 при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас. |
«До того, как я поверил в Бога, у меня все было ужасно. От меня ушла жена, я потерял работу. Но после того, как Он вошел в мою жизнь, все изменилось. У меня прекрасные отношения с женой, мне очень нравится моя работа, у меня прекрасное здоровье. Конечно, у меня бывают небольшие проблемы, но с Господом мы их очень быстро решаем. Я Ему очень благодарен за это…» Вам никогда не доводилось слышать подобные свидетельства? Хотя по форме они мало чем отличаются от рекламы средства для похудения, их обычно произносят хоть и наивные, но искренние люди. И, кроме того, вполне закономерно, что в жизни некоторых христиан приход в Церковь действительно повел за собой улучшение отношений в семье и на работе, не так ли? Проблема в том, что для слушающих такое свидетельство Христос может стать неким средством «как сделать свою жизнь успешнее», и первая же неприятность на пути может навсегда отвернуть их от Бога и Церкви.
А Павел? За что он благодарит Бога? Господь утешает «нас во всякой скорби нашей», и «по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше». Для Павла соучастие в Воскресении Христовом неразрывно связано с соучастием в Его страданиях — эта мысль переходит у него из послания в послание. Мир лежит во зле, и, хотя победа над злом уже одержана, рассчитывать на блаженство в этой жизни не приходится. Радость христиан, радость того, что мы испытали любовь Божию, совсем не похожа на земное удовольствие. Мы вместе с Павлом уповаем «на Бога, воскрешающего мертвых», и верим в силу молитвы братьев и сестер. Будем помнить о том, что, получив утешение в скорбях, мы призваны нести то же утешение всем, «находящимся во всякой скорби».
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии: 2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. |
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! 5 Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше. 6 Скорбим ли мы,
скорбим
для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим. 7 И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли,
утешаемся
для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении. |
8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. 9 Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, 10 Который и избавил нас от столь
близкой
смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит, 11 при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас. |
Своё второе послание коринфской церкви Павел начинает с упоминания тех гонений, которые обрушились на него самого и на его спутников в Малой Азии (римской провинции Асия, ст. 8). И с разговора о том, чем является исповедничество и мученичество для христианина (ст. 3 – 5). Человеку, не знающему Царства, оно нередко представляется чем-то похожим на те гонения и преследования, которым нередко подвергались в прошлом и подвергаются сегодня проповедники новых идей или борцы за справедливость. В известном смысле такой взгляд можно считать верным: все апостолы, включая и Павла, проповедовали Христа и свидетельствовали о Царстве, тут было место и новым идеям, и требовательным напоминаниям о Торе и о праведности, без которой в Царство не войти.
Но свидетельство апостолов было всё же не изложением новых идей или старым, как мир, призывом к справедливости. Царство, принесённое в мир Спасителем, не идея и не призыв к новой жизни, это сама жизнь, которая для свидетеля так же реальна и несомненна, как несомненна для человека, не знающего Царства, жизнь нашего, ещё не преображённого, мира. И сама готовность умереть становится не просто доказательством истинности слов свидетеля, которые он ставит выше собственной жизни, а свидетельством как таковым, наглядным примером того, что жизнь Царства является для говорящего именно подлинной и несомненной реальностью, которая для него оказывается реальнее даже смерти, ставящей последнюю точку в судьбе каждого, чья жизнь протекает в границах лишь нашего, ещё не преображённого, мира. В мире, поражённом грехом, к смерти приговорены все, и вопрос лишь в том, ограничивается ли жизнь человека рамками этого мира, или он всё же может надеяться на Того, Кто, Сам преодолев грех мира, может избавить от власти смерти и Своих последователей (ст. 9 – 10).
Сами по себе страдания и смерть, конечно, не доказывают ничего. Доказательством может стать лишь очевидный факт наличия в жизни свидетеля чего-то такого, что неподвластно ни страданиям, ни смерти, факт, о котором свидетель окажется в состоянии засвидетельствовать окружающим именно во время страданий или в миг собственной смерти. А такое свидетельство возможно лишь в том случае, если свидетель живёт жизнью Царства, ощущая её в себе даже тогда, когда человеку, Царства не знающему, рассчитывать уже не на что. Неудивительно, что в таких страданиях могут участвовать и те, кто непосредственно к ним не причастен: ведь речь идёт о Царстве, не знающем границ (ст. 6 – 7). Конечно, ни в страданиях, ни в смерти самих по себе смысла нет и быть не может, как не может его быть ни в каком зле. Но в победе над смертью смысл есть, и христианин может это засвидетельствовать. А тогда его свидетельство становится уже не просто свидетельством собственного бесстрашия перед лицом смерти, но свидетельством Царства.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии: 2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. |
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! 5 Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше. 6 Скорбим ли мы,
скорбим
для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим. 7 И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли,
утешаемся
для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении. |
8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. 9 Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, 10 Который и избавил нас от столь
близкой
смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит, 11 при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас. |
«До того, как я поверил в Бога, у меня все было ужасно. От меня ушла жена, я потерял работу. Но после того, как Он вошел в мою жизнь, все изменилось. У меня прекрасные отношения с женой, мне очень нравится моя работа, у меня прекрасное здоровье. Конечно, у меня бывают небольшие проблемы, но с Господом мы их очень быстро решаем. Я Ему очень благодарен за это…» Вам никогда не доводилось слышать подобные свидетельства? Хотя по форме они мало чем отличаются от рекламы средства для похудения, их обычно произносят хоть и наивные, но искренние люди. И, кроме того, вполне закономерно, что в жизни некоторых христиан приход в Церковь действительно повел за собой улучшение отношений в семье и на работе, не так ли? Проблема в том, что для слушающих такое свидетельство Христос может стать неким средством «как сделать свою жизнь успешнее», и первая же неприятность на пути может навсегда отвернуть их от Бога и Церкви.
А Павел? За что он благодарит Бога? Господь утешает «нас во всякой скорби нашей», и «по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше». Для Павла соучастие в Воскресении Христовом неразрывно связано с соучастием в Его страданиях — эта мысль переходит у него из послания в послание. Мир лежит во зле, и, хотя победа над злом уже одержана, рассчитывать на блаженство в этой жизни не приходится. Радость христиан, радость того, что мы испытали любовь Божию, совсем не похожа на земное удовольствие. Мы вместе с Павлом уповаем «на Бога, воскрешающего мертвых», и верим в силу молитвы братьев и сестер. Будем помнить о том, что, получив утешение в скорбях, мы призваны нести то же утешение всем, «находящимся во всякой скорби».
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии: 2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. |
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! 5 Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше. 6 Скорбим ли мы,
скорбим
для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим. 7 И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли,
утешаемся
для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении. |
Павел называет Господа «отцом милосердия и Богом всякого утешения», начиная именно с этого свое послание христианам Коринфа. По всей видимости, апостол считал чрезвычайно важным начать свое письмо именно с этого определения Бога. В этих нескольких стихах раскрывается вся суть того, как люди в этом мире связаны взаимным утешением.
Христос утешает нас в скорбях, чтобы мы могли то же самое делать по отношению к тем, кто в этом нуждается вокруг нас. Павел призывает нас не замыкаться в своих страданиях, а искать утешения у Бога, который единственный может от них избавить, в то же самое время искать тех, кому мы сами можем донести Его любовь. И отдавая то, что мы даром получили от Господа, мы ничего не теряем, но очень многое приобретаем, становясь частью круговорота Его милости к людям. Не об этом ли свидетельствует пример всех христианских святых?
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! |
Слова Павла об утешении во время скорби могут показаться странными. И дело тут, конечно, не в том, что скорби (например, бедствия или гонения, связанные со служением) бессмысленны: такого не сказал бы ни один человек, убеждённый в правильности своей веры или своих взглядов и активно их проповедующий. Но в данном случае дело, очевидно, не только в готовности пожертвовать чем-то, а может быть, и собой ради своей веры. Будь оно так, христианство в этом отношении ничем не отличалось бы от любой из множества существующих и существовавших в мире религий и учений: у всех религий и у всех учений во все времена были адепты, готовые пожертвовать не только благополучием, но и жизнью за свои убеждения. Но апостол имеет в виду не только такую готовность.
Его слова напоминают слова Самого Иисуса, Который рассматривал гонения за верность Ему и за праведность вообще как неотъемлемую часть христианского пути (а говоря шире — и пути всякого праведника). Конечно, такие гонения не самоцель, но они — хороший индикатор. Особенно тогда, когда дело касается христиан. Если христианин вполне приемлем для мира, если в этом мире, лежащем во зле, он дома, а мир считает его своим до конца и полностью, значит, что-то с его христианством не так.
Если христианин хочет сделать своё христианство приемлемым для мира сего настолько, чтобы мир сей был таким христианством доволен и счёл бы его себе органичным, значит, с его духовной жизнью случилось что-то очень серьёзное. Не потому, что христиане стремятся к эпатажу, а потому, что между Царством и этим миром, лежащим во зле, органичного единства быть не может. По крайней мере, до его, мира, полного преображения.
И процесс вхождения Царства в непреображённый мир естественным и органичным быть не может, это всегда конфликт. А поскольку входит Царство в мир через христиан, то конфликт с миром оказывается неотъемлемой частью их собственной жизни, и выявляется он тем отчётливее, чем активнее они в этот процесс вовлечены.
Павел прекрасно это понимает по собственному опыту: ведь он жил жизнью Царства в такой полноте, какая мало кому была открыта в его время. Он знал, о чём говорил. Но дыхание Царства для него (как и для всякого подлинного христианина) было реальнее, чем всё, связанное с непреображённым миром. И в нём, в этом дыхании, апостол находил утешение, о котором писал. Не в верности убеждениям или вере, а в той новой жизни, которая открылась ему в Царстве. Той самой жизни, о которой он свидетельствовал до самого конца своего земного пути.
5 Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше. |
Слова апостола об утешении в страданиях могут, на первый взгляд, показаться странными: ведь радоваться страданиям может, наверное, только мазохист. Конечно, история (и не только христианская) знает немало примеров того, как люди, верные своей идее, оставались ей верны, несмотря на все гонения и испытания, и гордились тем, что не изменили своим принципам, несмотря ни на что.
Но радость тут если и бывает, то, конечно, не от самих страданий и, чаще всего, не во время страдания, а тогда, когда всё уже позади и можно, подводя итог, констатировать собственную стойкость в испытаниях за веру или за идею. Апостол же, судя по его словам, говорит о другом: об утешении именно в самый момент страдания, которое тем больше, чем страдание сильнее. Объяснить это с точки зрения законов непреображённого мира невозможно. А вот с точки зрения Царства и его жизни всё встаёт на свои места. Конечно, страдание остаётся страданием, и никакой радости само по себе оно, разумеется, не приносит. Но страдание — часть непреображённого мира, лежащего во зле, оно само и есть проявление этого зла, и в Царстве ему места нет.
А ведь апостол говорит не просто о страданиях, а о гонениях за Христа, за свидетельство о Царстве. За свидетельство, которое возможно лишь постольку, поскольку свидетель сам приобщился к жизни того самого Царства, о котором свидетельствует. И гонят его именно за то, что он в непреображённом мире смеет жить по законам Царства и призывать к тому же других. Неудивительно, что, чем более глубокой оказывается укоренённость свидетеля в жизни Царства, тем сильнее отторгает его мир, тем интенсивнее гонения и больше страдания.
Но и жизнь Царства переживается тем глубже и реальнее, чем глубже укоренён в ней свидетель! Вот эту-то жизнь Царства он и переживает, как утешение. В самом деле, христианское исповедничество ведь, так же, как и мученичество, лишь внешне напоминает те страдания и гонения за идею, которых история непреображённого мира знает немало.
Мученик за идею страдает или даже отдаёт собственную жизнь лишь в обмен на уверенность в собственной правоте и на право считать себя бескомпромиссным выразителем и носителем своей идеи. Конечно, порой и этого бывает достаточно: ведь некоторые идеи и принципы недалеки от Царства.
Но христианский исповедник страдает, а мученик отдаёт свою земную жизнь на за идею Царства, а за ту полноту жизни Царства, которую он потеряет, если попытается ценой компромисса (а фактически — отказа от Царства) сохранить её жалкое земное подобие. И Павел, как видно, свидетельствует об этой, как сказал бы современный философ, экзистенциальной диалектике, исходя из собственного опыта христианского свидетеля, исповедника и мученика.
5 Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше. |
Многие люди считают, что существование страданий и смерти делает веру во Христа бессмысленной (справедливости ради отметим, что не меньшее количество людей приходит к вере через опыт страдания и смерти где-то рядом). Как можно говорить, что Христос победил смерть, если мы сталкиваемся со смертью чуть ли не каждый день? Какой смысл в страстях Христовых, если страдания людей этим не упразднились? Сегодняшний отрывок наводит на такие мысли: самое страшное в наших страданиях — это одиночество, никто не может по-настоящему разделить с нами наше страдание. Сострадание близких к нам людей не снимает нашей внутренней боли, хотя и приносит некоторое утешение. Но вот во Христе Сам Бог входит в человеческое страдание, наполняет его Своим присутствием, и если мы принимаем это нашей верой во Христа, то и наше страдание уже не одиноко, в нем присутствует страдающий Христос. Он сострадает нам. В каком-то смысле, и наши страдания — уже не вполне наши, а Христовы, потому что Христос вошел в них через нашу веру и сострадание Ему. Но тогда в этом взаимном сострадании исчезает самая главная боль — одиночества, неразделенности боли — и мы можем испытать такое утешение, которое будет для нас гораздо важнее, чем страдание.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||