Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Втор 32:26-52

Поделиться
26 
Я сказал бы: "рассею их
  и изглажу из среды людей память о них";
27 
но отложил это ради озлобления врагов,
  чтобы враги его не возомнили
и не сказали: "наша рука высока,
  и не Господь сделал все сие".
28 
Ибо они народ, потерявший рассудок,
  и нет в них смысла.
29 
О, если бы они рассудили, подумали о сем,
  уразумели, что с ними будет!
30 
Как бы мог один преследовать тысячу
  и двое прогонять тьму,
если бы Заступник их не предал их,
  и Господь не отдал их!
31 
Ибо заступник их не таков,
как наш Заступник;
  сами враги наши судьи в том.
32 
Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской
  и с полей Гоморрских;
ягоды их ягоды ядовитые,
  грозды их горькие;
33 
вино их яд драконов
  и гибельная отрава аспидов.
34 
Не сокрыто ли это у Меня?
  не запечатано ли в хранилищах Моих?
35 
У Меня отмщение и воздаяние,
  когда поколеблется нога их;
ибо близок день погибели их,
  скоро наступит уготованное для них.
36 
Но Господь будет судить народ Свой
  и над рабами Своими умилосердится,
когда Он увидит, что рука их ослабела,
  и не стало ни заключенных, ни оставшихся вне.
37 
Тогда скажет (Господь): где боги их,
  твердыня, на которую они надеялись,
38 
которые ели тук жертв их
  (и) пили вино возлияний их?
Пусть они восстанут и помогут вам,
  пусть будут для вас покровом!
39 
Видите ныне, (видите,) что это Я, Я —
  и нет Бога, кроме Меня:
Я умерщвляю и оживляю,
  Я поражаю и Я исцеляю,
  и никто не избавит от руки Моей.
40 
Я подъемлю к небесам руку Мою
  и (клянусь десницею Моею и) говорю: живу Я вовек!
41 
Когда изострю сверкающий меч Мой,
  и рука Моя приимет суд,
то отмщу врагам Моим
  и ненавидящим Меня воздам;
42 
Упою стрелы Мои кровью,
  и меч Мой насытится плотью,
кровью убитых и пленных,
  головами начальников врага.
43 
(Веселитесь, небеса, вместе с Ним,
  и поклонитесь Ему, все Ангелы Божии.)
Веселитесь, язычники, с народом Его
  (и да укрепятся все сыны Божии)!
Ибо Он отмстит за кровь рабов Своих,
  и воздаст мщение врагам Своим,
(и ненавидящим Его воздаст,)
и очистит (Господь) землю Свою и народ Свой!
44 (И написал Моисей песнь сию в тот день, и научил ей сынов Израилевых.) И пришел Моисей (к народу) и изрек все слова песни сей вслух народа, он и Иисус, сын Навин. 45 Когда Моисей изрек все слова сии всему Израилю, 46 тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего; 47 ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша, и чрез это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идете чрез Иордан, чтоб овладеть ею.
48 И говорил Господь Моисею в тот же самый день и сказал: 49 взойди на сию гору Аварим, на гору Нево, которая в земле Моавитской, против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую я даю во владение сынам Израилевым; 50 и умри на горе, на которую ты взойдешь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор, и приложился к народу своему, 51 за то, что вы согрешили против Меня среди сынов Израилевых при водах Меривы в Кадесе, в пустыне Син, за то, что не явили святости Моей среди сынов Израилевых; 52 пред собою ты увидишь землю, а не войдешь туда, в землю, которую Я даю сынам Израилевым.
Свернуть

Судьба народа на обещанной ему Богом земле зависит от его духовного состояния — таков главный посыл гимна, который мы находим в заключительной части Книги Второзакония. Если бы внешние события еврейской истории всегда отражали духовное состояние народа, он потерял бы свою землю очень скоро, о чём и говорится в гимне.

Здесь звучит истина, хорошо знакомая нам по новозаветным книгам, а евреям известная ещё до прихода Христа: падший человек по определению не заслуживает ничего хорошего — не потому, что его непременно надо наказать за грехи, а потому, что заслужить что бы то ни было он не в состоянии. Чтобы заслужить, надо служить, служить Богу, и служить так, как следует служить Ему. Иными словами, надо делать то, чего в падшем состоянии ни один человек делать не может и не умеет, а зачастую, в глубине души, не очень-то и хочет, хотя, конечно, мало кто из людей верующих готов себе в этом признаться.

Народ Божий не исключение: он ведь Божий не в силу каких-то национальных особенностей, не потому, что на него не распространяются законы падшего мира, а потому, что у Бога относительно него есть особый план, который Бог и осуществляет, несмотря на все препятствия. Если народ и может остаться сколько-нибудь долго на своей земле, то только потому, что Бог на этой земле с ним работает, пытаясь сделать из него тот народ-общину, который задумал. Если бы не эта работа, катастрофа, известная как Вавилонский плен, могла бы произойти гораздо раньше. Бог не наказывает народ за его грехи, народ сам наказывает себя, сталкиваясь лицом к лицу с последствиями своего выбора и своих поступков.

Бог же, наоборот, насколько возможно тормозит наступление последствий — однако лишь настолько, насколько такое торможение вписывается в Его собственные планы. В конце концов наступит момент, когда формирование народа-общины потребует встречи народа лицом к лицу с последствиями своего духовного выбора — и тогда катастрофа разразится. Пока же, во время написания упомянутого гимна, ещё возможны варианты, пока ещё можно было бы, быть может, даже и вовсе избежать катастрофы — но, разумеется, при условии сосредоточенной и последовательной духовной работы, о которой и говорит Книга Второзакония, как и вся Тора в целом.

Другие мысли вслух

 
На Втор 32:26-52
26 
Я сказал бы: "рассею их
  и изглажу из среды людей память о них";
27 
но отложил это ради озлобления врагов,
  чтобы враги его не возомнили
и не сказали: "наша рука высока,
  и не Господь сделал все сие".
28 
Ибо они народ, потерявший рассудок,
  и нет в них смысла.
29 
О, если бы они рассудили, подумали о сем,
  уразумели, что с ними будет!
30 
Как бы мог один преследовать тысячу
  и двое прогонять тьму,
если бы Заступник их не предал их,
  и Господь не отдал их!
31 
Ибо заступник их не таков,
как наш Заступник;
  сами враги наши судьи в том.
32 
Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской
  и с полей Гоморрских;
ягоды их ягоды ядовитые,
  грозды их горькие;
33 
вино их яд драконов
  и гибельная отрава аспидов.
34 
Не сокрыто ли это у Меня?
  не запечатано ли в хранилищах Моих?
35 
У Меня отмщение и воздаяние,
  когда поколеблется нога их;
ибо близок день погибели их,
  скоро наступит уготованное для них.
36 
Но Господь будет судить народ Свой
  и над рабами Своими умилосердится,
когда Он увидит, что рука их ослабела,
  и не стало ни заключенных, ни оставшихся вне.
37 
Тогда скажет (Господь): где боги их,
  твердыня, на которую они надеялись,
38 
которые ели тук жертв их
  (и) пили вино возлияний их?
Пусть они восстанут и помогут вам,
  пусть будут для вас покровом!
39 
Видите ныне, (видите,) что это Я, Я —
  и нет Бога, кроме Меня:
Я умерщвляю и оживляю,
  Я поражаю и Я исцеляю,
  и никто не избавит от руки Моей.
40 
Я подъемлю к небесам руку Мою
  и (клянусь десницею Моею и) говорю: живу Я вовек!
41 
Когда изострю сверкающий меч Мой,
  и рука Моя приимет суд,
то отмщу врагам Моим
  и ненавидящим Меня воздам;
42 
Упою стрелы Мои кровью,
  и меч Мой насытится плотью,
кровью убитых и пленных,
  головами начальников врага.
43 
(Веселитесь, небеса, вместе с Ним,
  и поклонитесь Ему, все Ангелы Божии.)
Веселитесь, язычники, с народом Его
  (и да укрепятся все сыны Божии)!
Ибо Он отмстит за кровь рабов Своих,
  и воздаст мщение врагам Своим,
(и ненавидящим Его воздаст,)
и очистит (Господь) землю Свою и народ Свой!
44 (И написал Моисей песнь сию в тот день, и научил ей сынов Израилевых.) И пришел Моисей (к народу) и изрек все слова песни сей вслух народа, он и Иисус, сын Навин. 45 Когда Моисей изрек все слова сии всему Израилю, 46 тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего; 47 ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша, и чрез это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идете чрез Иордан, чтоб овладеть ею.
48 И говорил Господь Моисею в тот же самый день и сказал: 49 взойди на сию гору Аварим, на гору Нево, которая в земле Моавитской, против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую я даю во владение сынам Израилевым; 50 и умри на горе, на которую ты взойдешь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор, и приложился к народу своему, 51 за то, что вы согрешили против Меня среди сынов Израилевых при водах Меривы в Кадесе, в пустыне Син, за то, что не явили святости Моей среди сынов Израилевых; 52 пред собою ты увидишь землю, а не войдешь туда, в землю, которую Я даю сынам Израилевым.
Свернуть
В песне, слова которой даны Моисею и Иисусу Навину при скинии, им открывается печальная правда о будущем...  Читать далее

В песни, слова которой даны Моисею и Иисусу Навину при скинии, им открывается печальная правда о будущем. Народ Божий неизбежно постигнет самообольщение и гордость своими успехами. Почти всякая удача будет обращаться для них соблазном присвоить себе лавры побед. Эта «психологическая» (на самом деле — греховная) черта свойственна практически всем людям — в минуту опасности Бог становится для нас единственным спасением, а получив это спасение, мы мгновенно забываем о Боге. Мало того, гордимся своими талантами и силой (культ собственной личности). А когда приписать успех себе явно невозможно — мы благодарим счастливую судьбу (это уже языческое божество, которое римляне звали Фортуной). Бороться с таким язычеством внутри себя можно только одним способом — признанием за Богом всех наших удач и побед, а следовательно — благодарностью.

Свернуть
 
На Втор 32:39
39 
Видите ныне, (видите,) что это Я, Я —
  и нет Бога, кроме Меня:
Я умерщвляю и оживляю,
  Я поражаю и Я исцеляю,
  и никто не избавит от руки Моей.
Свернуть
Казалось бы, ну конечно! А как же иначе? Бог только один, и нет никого иного. И Он всемогущ, Он может делать все, что хочет: наказывать и прощать, возвышать и уничижать, поражать и исцелять. И никто не властен оградить нас от Его руки. Вроде бы мы все это понимаем...  Читать далее

Казалось бы, ну конечно! А как же иначе? Бог только один, и нет никого иного. И Он всемогущ, Он может делать все, что хочет: наказывать и прощать, возвышать и уничижать, поражать и исцелять. И никто не властен оградить нас от Его руки. Вроде бы мы все это понимаем. Но такое впечатление, что на практике мы руководствуемся чем-то другим. Как будто на этот совершенно свободный, совершенно суверенный выбор Бога можно как-то повлиять. Мы ищем какие-то «иные силы», оккультные или «научные», ищем какие-то неотменимые знамения, ищем защиты от Бога в «посредничестве» других людей, полагая, видимо, что они могут нас любить больше, чем Бог. Всем этим мы пытаемся как-то Бога «повязать», уменьшить Его свободу поступить с нами так, как Он хочет. Наверное, мы просто не доверяем Ему и хотим подстраховаться. Вот, кажется, и нащупалась главная причина: недоверие Богу, неверие в Его абсолютную благость. Ну, что еще нам нужно, чтобы Ему довериться? Тому, Кто Сына Своего отдал ради нашего спасения.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).