Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ис Нав 1:1-18

Поделиться
1 По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: 2 Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. 3 Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: 4 от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. 5 Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. 6 Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им; 7 только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. 8 Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. 9 Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь.
10 И дал Иисус повеление надзирателям народа и сказал: 11 пройдите по стану и дайте повеление народу и скажите: заготовляйте себе пищу для пути, потому что, спустя три дня, вы пойдете за Иордан сей, дабы прийти взять землю, которую Господь Бог (отцов) ваших дает вам в наследие.
12 А колену Рувимову, Гадову и половине колена Манассиина Иисус сказал: 13 вспомните, что заповедал вам Моисей, раб Господень, говоря: Господь Бог ваш успокоил вас и дал вам землю сию; 14 жены ваши, дети ваши и скот ваш пусть останутся в земле, которую дал вам Моисей за Иорданом; а вы все, могущие сражаться, вооружившись идите пред братьями вашими и помогайте им, 15 доколе Господь (Бог ваш) не успокоит братьев ваших, как и вас; доколе и они не получат в наследие землю, которую Господь Бог ваш дает им; тогда возвратитесь в наследие ваше и владейте землею, которую Моисей, раб Господень, дал вам за Иорданом к востоку солнца. 16 Они в ответ Иисусу сказали: все, что ни повелишь нам, сделаем, и куда ни пошлешь нас, пойдем; 17 как слушали мы Моисея, так будем слушать и тебя: только Господь, Бог твой, да будет с тобою, как Он был с Моисеем; 18 всякий, кто воспротивится повелению твоему и не послушает слов твоих во всем, что ты ни повелишь ему, будет предан смерти. Только будь тверд и мужествен!
Свернуть

Итак, настал день, к которому народ готовился сорок лет, наступил час вступления в обетованную землю. Господь много раз говорил людям: «не бойтесь!», но теперь призыв усиливается, ритмично повторяется пожелание быть твёрдым и мужественным.

В наше время многие ораторы и публицисты не перестают напоминать нам о том, что народ, водимый Моисеем, сорок лет скитался по пустыне для того, чтобы вымерли все носители рабской психологии. Это правда, но не вся, и более верным будет ответ, полученный не на вопрос «для чего», а на вопрос «почему». Как рассказывает Библия (Числ. 14), войти в землю народ мог бы и раньше, но не рискнул. Те, кто умер с пустыне, могли выбрать другую возможность, но не захотели этого сами. Но вот, Господь воздвиг новые поколения, закалившиеся в пустыне, и призвал на место Моисея Иисуса Навина.

У нового вождя то же имя, с которым в мир придёт Спаситель. Служение Навина неизмеримо скромнее, он не спас и не мог спасти от власти греха и смерти ни человечество, ни хотя бы свой народ, ему «всего лишь» довелось одержать ряд военных побед. И всё же не только за «жизненное пространство» и трофеи бились его воины. Они отвоевали тот земной плацдарм, на котором развернётся битва за наше спасение.

Другие мысли вслух

 
На Ис Нав 1:1-18
1 По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: 2 Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. 3 Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: 4 от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. 5 Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. 6 Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им; 7 только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. 8 Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. 9 Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь.
10 И дал Иисус повеление надзирателям народа и сказал: 11 пройдите по стану и дайте повеление народу и скажите: заготовляйте себе пищу для пути, потому что, спустя три дня, вы пойдете за Иордан сей, дабы прийти взять землю, которую Господь Бог (отцов) ваших дает вам в наследие.
12 А колену Рувимову, Гадову и половине колена Манассиина Иисус сказал: 13 вспомните, что заповедал вам Моисей, раб Господень, говоря: Господь Бог ваш успокоил вас и дал вам землю сию; 14 жены ваши, дети ваши и скот ваш пусть останутся в земле, которую дал вам Моисей за Иорданом; а вы все, могущие сражаться, вооружившись идите пред братьями вашими и помогайте им, 15 доколе Господь (Бог ваш) не успокоит братьев ваших, как и вас; доколе и они не получат в наследие землю, которую Господь Бог ваш дает им; тогда возвратитесь в наследие ваше и владейте землею, которую Моисей, раб Господень, дал вам за Иорданом к востоку солнца. 16 Они в ответ Иисусу сказали: все, что ни повелишь нам, сделаем, и куда ни пошлешь нас, пойдем; 17 как слушали мы Моисея, так будем слушать и тебя: только Господь, Бог твой, да будет с тобою, как Он был с Моисеем; 18 всякий, кто воспротивится повелению твоему и не послушает слов твоих во всем, что ты ни повелишь ему, будет предан смерти. Только будь тверд и мужествен!
Свернуть
Среди библеистов сегодня общепринятым является взгляд на Книгу Иисуса Навина как на шестую в той композиции, которая сегодня известна нам как Пятикнижие. Изначально Книга Иисуса Навина была...  Читать далее

Среди библеистов сегодня общепринятым является взгляд на Книгу Иисуса Навина как на шестую в той композиции, которая сегодня известна нам как Пятикнижие. Изначально Книга Иисуса Навина была в этой композиции шестой, а Пятикнижие было Шестикнижием — в таком виде оно существовало с момента написания этого текста в VI в. до н.э. во время Вавилонского плена до реформы Эзры в середине V в. до н.э. Первая глава книги как раз и свидетельствует со всей очевидностью, что она является продолжением Книги Второзакония: та книга завершается описанием благословения Моисеем Иисуса Навина как своего преемника и смерти первого, а эта начинается словами, которые Бог обращает к Иисусу Навину как к преемнику Моисея и завершителю начатого им дела.

Вожди приходят и уходят, а Бог остаётся тем же, и данная Им Тора тоже: не случайно Бог не просто призывает Иисуса Навина к твёрдости и мужеству, но и указывает ему на Книгу Торы («Книгу Закона») как на тот духовный фундамент, на котором Иисусу придётся строить своё служение и всю свою жизнь. Бог повторяет здесь то же, что уже было сказано в Книге Второзакония: Тора должна не сходить с губ («не отходить от уст») Божьего человека.

Дело, конечно, не просто в том, чтобы выучить текст Торы наизусть и повторять его непрестанно (хотя во времена Иисуса Навина и еврейского завоевания Палестины люди умели запоминать наизусть весьма и весьма объёмные тексты), дело в том, чтобы Тора служила постоянным напоминанием человеку о тех нормах, которым он должен следовать в повседневной жизни. Тора, её заповеди должны были, по замыслу Божьему, стать для человека внутренним духовно-нравственным императивом, полностью определяющим его жизнь.

Иисус Навин же в свою очередь напоминает о деле Божьем всему народу, в том числе и тем двум еврейским племенам, которые уже нашли свою землю к востоку от Иордана и лично не были заинтересованы в завоевании Палестины. Иисус Навин напоминает им об этом как о Божьем деле, а значит, как о деле для народа Божия общенациональном, в котором необходимо участвовать всем: ведь перед Богом народ представляет собой своего рода единое духовное тело, как говорили о нём учёные раввины послепленной эпохи. Только оставшись таким единым духовным телом, мог надеяться народ обрести землю, обещанную Богом ещё Аврааму.

Свернуть
 
На Ис Нав 1:6
6 Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им;
Свернуть
На протяжении первой главы книги Иисуса Навина эти слова повторяются четыре раза. Но три раза их произносит Бог, а один раз – люди. В первом случае Бог говорит Иисусу Навину, что ему предстоит участие в исполнении Божьего обетования...  Читать далее

На протяжении первой главы книги Иисуса Навина эти слова повторяются четыре раза. Но три раза их произносит Бог, а один раз – люди. В первом случае Бог говорит Иисусу Навину, что ему предстоит участие в исполнении Божьего обетования, то есть в деле, заведомо превосходящем человеческие возможности, и призывает его быть твердым и мужественным в своем согласии на это участие и в верности замыслу Божьему. Затем Бог говорит, что для того, чтобы Иисус Навин смог успешно и благоразумно следовать этим путем, ему надлежит твердо и мужественно непрерывно («день и ночь») читать книгу закона («да не отходит от уст твоих»), вникать в нее («поучаться») и исполнять все, что в ней написано. Здесь стоит сделать некоторое пояснение: на этом этапе созидания Богом Своего народа главным инструментом связи был именно закон; непрерывное погружение в книгу закона и было способом пребывания в постоянных отношениях с Богом, реализацией Его присутствия. И из этого вытекает третий призыв Бога к твердости и мужественности: они необходимы для сотрудничества с Богом, всегда находящимся рядом, всесильным, всевидящим и непредсказуемым.

Свернуть
 
На Ис Нав 1:8
8 Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.
Свернуть
Иисус Навин — харизматический лидер народа Божиего, он сорок лет провел рядом с Моисеем, учась у него отношениям с Богом. Все эти сорок лет книга закона путешествует вместе с народом, и Иисус Навин, наверное, уже знает ее наизусть...  Читать далее

Иисус Навин — харизматический лидер народа Божиего, он сорок лет провел рядом с Моисеем, учась у него отношениям с Богом. Все эти сорок лет книга закона путешествует вместе с народом, и Иисус Навин, наверное, уже знает ее наизусть. И тем не менее, Господь считает нужным сказать ему те слова, которые мы сегодня прочитали.

Видимо, необходимо не просто знать Писание наизусть, нужно в нем поучаться, то есть, вникать в его смысл, пропитываться этим смыслом, чтобы Слово Божие стало не рядом лежащей книгой, а внутренним источником благоразумия (мудрости) и той силы, которая приносит успех в пути, — мужества и верности. И еще: всякая учеба направлена на практическое применение полученного знания. Так и здесь, чтение Писания бесполезно для того, кто воспринимает его «теоретически», а не пытается исполнить волю Божию.

Свернуть
 
На Ис Нав 1:8
8 Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.
Свернуть
Иисус Навин — харизматический лидер народа Божиего, он сорок лет провел рядом с Моисеем, учась у него отношениям с Богом. Все эти сорок лет книга закона путешествует вместе с народом, и Иисус Навин, наверное, уже знает ее наизусть...  Читать далее

Иисус Навин — харизматический лидер народа Божиего, он сорок лет провел рядом с Моисеем, учась у него отношениям с Богом. Все эти сорок лет книга закона путешествует вместе с народом, и Иисус Навин, наверное, уже знает ее наизусть. И тем не менее, Господь считает нужным сказать ему те слова, которые мы сегодня прочитали.

Видимо, необходимо не просто знать Писание наизусть, нужно в нем поучаться, то есть, вникать в его смысл, пропитываться этим смыслом, чтобы Слово Божие стало не рядом лежащей книгой, а внутренним источником благоразумия (мудрости) и той силы, которая приносит успех в пути, — мужества и верности. И еще: всякая учеба направлена на практическое применение полученного знания. Так и здесь, чтение Писания бесполезно для того, кто воспринимает его «теоретически», а не пытается исполнить волю Божию.

Свернуть
 
На Ис Нав 1:9
9 Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь.
Свернуть
А всё-таки интересно: знакомо ли верующим чувство страха? А если знакомо, то почему? Казалось бы, если Бог рядом, бояться некого и нечего. Оно, конечно, так, но при соблюдении двух очень важных условий...  Читать далее

А всё-таки интересно: знакомо ли верующим чувство страха? А если знакомо, то почему? Казалось бы, если Бог рядом, бояться некого и нечего. Оно, конечно, так, но при соблюдении двух очень важных условий. Первое: рядом должен быть именно Бог. Именно Он, и только Он Сам. Можно, конечно, вообразить, что Он рядом, или убедить себя в том, что Он должен быть тут, просто обязан, иначе и быть не может. Эмоции, особенно эмоции религиозные, нередко бывают весьма убедительны, а теология может быть ещё убедительнее эмоций (хотя и не всегда). Вот только в случае реальной опасности не помогут ни эмоции, ни теология. Тут помочь может только Бог. Он и поможет, если будет соблюдено второе условие: чтобы помочь, Бог должен действительно быть рядом. Конечно, от такого никто бы не отказался. Но, как правило, желая видеть Бога рядом, мало кто задумывается о том, что Он будет с нами лишь на Своих условиях, а главное Его условие заключается в том, что, находясь рядом с нами, определять ход нашей жизни будет именно Он, и никто иной. А нам бы хотелось другого: жить по-своему, а Бога иметь рядом в качестве помощника в своих делах и в осуществлении своих замыслов. И тогда Он отходит в сторону, а на смену Ему приходят религиозные эмоции и теология. И, лишь когда наступает реальная опасность, мы забываем всё, на всё соглашаемся и зовём Его на помощь. Хорошо, если не слишком поздно.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).