Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ис Нав 20:1-9

Поделиться
1 И сказал Господь Иисусу, говоря: 2 скажи сынам Израилевым: сделайте у себя города убежища, о которых Я говорил вам чрез Моисея, 3 чтобы мог убегать туда убийца, убивший человека по ошибке, без умысла; пусть (города сии) будут у вас убежищем (чтобы не умер убивший) от мстящего за кровь, (доколе не предстанет пред общество на суд). 4 И кто убежит в один из городов сих, пусть станет у ворот города и расскажет вслух старейшин города сего дело свое; и они примут его к себе в город и дадут ему место, чтоб он жил у них; 5 и когда погонится за ним мстящий за кровь, то они не должны выдавать в руки его убийцу, потому что он без умысла убил ближнего своего, не имел к нему ненависти ни вчера, ни третьего дня; 6 пусть он живет в этом городе, доколе не предстанет пред общество на суд, доколе не умрет великий священник, который будет в те дни. А потом пусть возвратится убийца и пойдет в город свой и в дом свой, в город, из которого он убежал.
7 И отделили Кедес в Галилее на горе Неффалимовой, Сихем на горе Ефремовой, и Кириаф-Арбы, иначе Хеврон, на горе Иудиной; 8 за Иорданом, против Иерихона к востоку, отделили: Бецер в пустыне, на равнине, от колена Рувимова, и Рамоф в Галааде от колена Гадова, и Голан в Васане от колена Манассиина; 9 сии города назначены для всех сынов Израилевых и для пришельцев, живущих у них, дабы убегал туда всякий, убивший человека по ошибке, дабы не умер он от руки мстящего за кровь, доколе не предстанет пред общество (на суд).
Свернуть

По слову Господа для тех, кому угрожает расправа, выделяются города убежища. Выполняется одно из тех удивительных повелений, которые закладывали основы милосердных отношений в обществе. Ещё по всему миру льётся кровь, отношения между людьми повсюду регулируются местью, но на обетованной земле уже появилось место, где можно укрыться от скоропалительной расправы.

Много веков назад заповедным местом убежища от насилия стали особо выделенные города, но территорию, выделенную для них, мы можем расширить и сегодня. Стяжав дух мирный в своём сердце, мы вокруг себя начинаем создавать такую заповедную зону.

Другие мысли вслух

 
На Ис Нав 20:1-9
1 И сказал Господь Иисусу, говоря: 2 скажи сынам Израилевым: сделайте у себя города убежища, о которых Я говорил вам чрез Моисея, 3 чтобы мог убегать туда убийца, убивший человека по ошибке, без умысла; пусть (города сии) будут у вас убежищем (чтобы не умер убивший) от мстящего за кровь, (доколе не предстанет пред общество на суд). 4 И кто убежит в один из городов сих, пусть станет у ворот города и расскажет вслух старейшин города сего дело свое; и они примут его к себе в город и дадут ему место, чтоб он жил у них; 5 и когда погонится за ним мстящий за кровь, то они не должны выдавать в руки его убийцу, потому что он без умысла убил ближнего своего, не имел к нему ненависти ни вчера, ни третьего дня; 6 пусть он живет в этом городе, доколе не предстанет пред общество на суд, доколе не умрет великий священник, который будет в те дни. А потом пусть возвратится убийца и пойдет в город свой и в дом свой, в город, из которого он убежал.
7 И отделили Кедес в Галилее на горе Неффалимовой, Сихем на горе Ефремовой, и Кириаф-Арбы, иначе Хеврон, на горе Иудиной; 8 за Иорданом, против Иерихона к востоку, отделили: Бецер в пустыне, на равнине, от колена Рувимова, и Рамоф в Галааде от колена Гадова, и Голан в Васане от колена Манассиина; 9 сии города назначены для всех сынов Израилевых и для пришельцев, живущих у них, дабы убегал туда всякий, убивший человека по ошибке, дабы не умер он от руки мстящего за кровь, доколе не предстанет пред общество (на суд).
Свернуть
О городах убежища говорится в Книге Второзакония, и вот теперь, после завоевания земли, они выделяются особым решением Иисуса Навина по прямому Божьему указанию. Их выделение как бы завершает собой устроение земли — теперь всё на ней соответствует Торе...  Читать далее

О городах убежища говорится в Книге Второзакония, и вот теперь, после завоевания земли, они выделяются особым решением Иисуса Навина по прямому Божьему указанию. Их выделение как бы завершает собой устроение земли — теперь всё на ней соответствует Торе. Сама идея города-убежища связана с ограничением права кровников на кровную месть, обычную в родоплеменном обществе. Речь, разумеется, шла не о том, чтобы покрывать убийц, а о том, чтобы не страдали невиновные. Невиновными в данном случае считались те, кто совершил убийство случайно или по неосторожности, так, что их вины в убийстве или не было вовсе, или она смягчалась отсутствием умысла. В первом случае Тора освобождает человека от ответственности, во втором же предписывает штраф, а не смертную казнь, как в случае убийства умышленного.

Между тем с точки зрения традиционной между убийством умышленным и неумышленным принципиальной разницы не было: кровопролитие есть кровопролитие, проливший кровь человека должен ответить за это собственной кровью. Такова была общепринятая в древности норма, её включало обычное право всех древних народов и племён, в том числе племён семитских, и евреи, разумеется, знали о ней не хуже других. Тут было много магизма, связанного с представлениями о крови и о кровопролитии, который определял жёсткость возмездия за пролитую кровь, не предполагавшую рассмотрения умысла и намерения, связанного с совершённым убийством.

Разумеется, ещё до дарования Торы на Синае некоторые подвижки всё же намечались, и в некоторых случаях возможно было даже примирение кровников, отказ от мести, но только Тора однозначно и жёстко связывает ограничение кровной мести с умыслом и намерением. Закон прост: кровная месть возможна лишь в случае преднамеренного, умышленного убийства и только по отношению к самому убийце (нормы обычного права нередко допускали возможность мести даже родственникам убитого, не имевшим отношения к совершённому убийству).

В случае убийства случайного или непреднамеренного месть запрещалась, и для того, чтобы уберечь убийцу от кровников, выделялись те самые города-убежища. Никакой магии крови Тора не признаёт: убийство для неё — лишь обычный человеческий поступок, грех, такой же, как всякий другой, и оценивать его и меру ответственности за него человека надо так же, как в случае любого другого греха, имея в виду прежде всего наличие или отсутствие умысла и намерения. Любая другая оценка будет означать погружение в тот магизм, из которого Бог последовательно выводит человека, желающего идти путём Его Торы.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).