Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Суд 2:1-23

Поделиться
1 И пришел Ангел Господень из Галгала в Бохим (и в Вефиль и к дому Израилеву) и сказал (им: так говорит Господь): Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю, о которой клялся отцам вашим (дать вам), и сказал Я: "не нарушу завета Моего с вами вовек; 2 и вы не вступайте в союз с жителями земли сей; (богам их не поклоняйтесь, изваяния их разбейте,) жертвенники их разрушьте". Но вы не послушали гласа Моего. Что вы это сделали? 3 И потому говорю Я: (не стану уже переселять людей сих, которых Я хотел изгнать,) не изгоню их от вас, и будут они вам петлею, и боги их будут для вас сетью. 4 Когда Ангел Господень сказал слова сии всем сынам Израилевым, то народ поднял громкий вопль и заплакал. 5 От сего и называют то место Бохим. Там принесли они жертву Господу.
6 Когда Иисус распустил народ, и пошли сыны Израилевы, (каждый в свой дом и) каждый в свой удел, чтобы получить в наследие землю, 7 тогда народ служил Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все великие дела Господни, какие Он сделал Израилю. 8 Но когда умер Иисус, сын Навин, раб Господень, будучи ста десяти лет, 9 и похоронили его в пределе удела его в Фамнаф-Сараи, на горе Ефремовой, на север от горы Гааша; 10 и когда весь народ оный отошел к отцам своим, и восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю —
11 Тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам; 12 оставили Господа Бога отцов своих, Который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, и раздражили Господа; 13 оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам. 14 И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять пред врагами своими. 15 Куда они ни пойдут, рука Господня везде была им во зло, как говорил им Господь и как клялся им Господь. И им было весьма тесно.
16 И воздвигал (им) Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их; 17 но и судей они не слушали, а ходили блудно вслед других богов и поклонялись им (и раздражали Господа), скоро уклонялись от пути, коим ходили отцы их, повинуясь заповедям Господним. Они так не делали. 18 Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи: ибо жалел их Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их. 19 Но как скоро умирал судья, они опять делали хуже отцов своих, уклоняясь к другим богам, служа им и поклоняясь им. Не отставали от дел своих и (не отступали) от стропотного пути своего. 20 И воспылал гнев Господень на Израиля, и сказал Он: за то, что народ сей преступает завет Мой, который Я поставил с отцами их, и не слушает гласа Моего, 21 и Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус, (сын Навин, на земле,) когда умирал — 22 чтобы искушать ими Израиля: станут ли они держаться пути Господня и ходить по нему, как держались отцы их, или нет? 23 И оставил Господь народы сии и не изгнал их вскоре и не предал их в руки Иисуса.
Свернуть

Эта глава излагает суть всей Книги Судей, раскрывает её основные мотивы.

Земля завоёвана, однако её побеждённые жители по-прежнему придерживаются неискоренённого язычества. Господь попускает язычникам оставаться жить на земле, искушая израильтян, не стойких в верности Ему. И вот, немалая часть народа сама потянулась к язычеству, а за выбор надо платить.

Вскоре последовал результат: народ, отрёкшийся от Господа, дарующего победы, начал терпеть поражения и подпадать под власть языческих завоевателей. Не оставляя Своего завета с народом, Господь призывает судей защищать народ и управлять им согласно заповедям. Но после каждого судьи народ опять забывал своего Бога, и так продолжается, пока в очередной раз «гром не грянет».

Эта схема прагматического отношения людей к Божьей помощи, увы, не затерялась во глубине веков.

Другие мысли вслух

 
На Суд 2:1-23
1 И пришел Ангел Господень из Галгала в Бохим (и в Вефиль и к дому Израилеву) и сказал (им: так говорит Господь): Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю, о которой клялся отцам вашим (дать вам), и сказал Я: "не нарушу завета Моего с вами вовек; 2 и вы не вступайте в союз с жителями земли сей; (богам их не поклоняйтесь, изваяния их разбейте,) жертвенники их разрушьте". Но вы не послушали гласа Моего. Что вы это сделали? 3 И потому говорю Я: (не стану уже переселять людей сих, которых Я хотел изгнать,) не изгоню их от вас, и будут они вам петлею, и боги их будут для вас сетью. 4 Когда Ангел Господень сказал слова сии всем сынам Израилевым, то народ поднял громкий вопль и заплакал. 5 От сего и называют то место Бохим. Там принесли они жертву Господу.
6 Когда Иисус распустил народ, и пошли сыны Израилевы, (каждый в свой дом и) каждый в свой удел, чтобы получить в наследие землю, 7 тогда народ служил Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все великие дела Господни, какие Он сделал Израилю. 8 Но когда умер Иисус, сын Навин, раб Господень, будучи ста десяти лет, 9 и похоронили его в пределе удела его в Фамнаф-Сараи, на горе Ефремовой, на север от горы Гааша; 10 и когда весь народ оный отошел к отцам своим, и восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю —
11 Тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам; 12 оставили Господа Бога отцов своих, Который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, и раздражили Господа; 13 оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам. 14 И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять пред врагами своими. 15 Куда они ни пойдут, рука Господня везде была им во зло, как говорил им Господь и как клялся им Господь. И им было весьма тесно.
16 И воздвигал (им) Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их; 17 но и судей они не слушали, а ходили блудно вслед других богов и поклонялись им (и раздражали Господа), скоро уклонялись от пути, коим ходили отцы их, повинуясь заповедям Господним. Они так не делали. 18 Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи: ибо жалел их Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их. 19 Но как скоро умирал судья, они опять делали хуже отцов своих, уклоняясь к другим богам, служа им и поклоняясь им. Не отставали от дел своих и (не отступали) от стропотного пути своего. 20 И воспылал гнев Господень на Израиля, и сказал Он: за то, что народ сей преступает завет Мой, который Я поставил с отцами их, и не слушает гласа Моего, 21 и Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус, (сын Навин, на земле,) когда умирал — 22 чтобы искушать ими Израиля: станут ли они держаться пути Господня и ходить по нему, как держались отцы их, или нет? 23 И оставил Господь народы сии и не изгнал их вскоре и не предал их в руки Иисуса.
Свернуть
Как видно, с народом произошло именно то, чего опасался Иисус Навин: поколение завоевателей земли ушло, а вместе с его уходом религиозный подъём сменился спадом. Ничего удивительного тут нет: религиозный энтузиазм не может длиться вечно...  Читать далее

Как видно, с народом произошло именно то, чего опасался Иисус Навин: поколение завоевателей земли ушло, а вместе с его уходом религиозный подъём сменился спадом. Ничего удивительного тут нет: религиозный энтузиазм не может длиться вечно, и он не может быть сколько-нибудь надёжным основанием духовной жизни, да и жизни вообще. Молодое поколение, знавшее о войне лишь по рассказам отцов, не видело в язычестве и в языческих богах чего-то несовместимого с яхвизмом.

Завоеватели земли даже представить себе не могли возможности поклонения каким-то богам, кроме Яхве, или появления алтарей этих богов на своей земле. Под подозрением были даже самые обычные памятники — ревнители правоверия задавались вопросом, не станут ли они объектом религиозного поклонения, не возникнет ли вокруг такого памятника новый, альтернативный религиозный центр. Молодёжь смотрела на дело проще, представители молодого поколения не были такими ригористами, как их отцы, но вместе с тем размывалось и само представление о яхвизме, о пределах возможного и допустимого.

Такому размыванию немало способствовал взгляд совсем ещё недавно приобщившихся к оседлой жизни, а значит, и к оседлой цивилизации людей, которые и на религию местных жителей нередко смотрели как на религию людей цивилизованных, а на яхвизм — как на веру полудиких кочевников (забывая, разумеется, при этом, что именно религия «диких кочевников» позволила им самим осесть на земле, где они жили, и приобщиться цивилизации, которой они так жаждали). Формально, конечно, от яхвизма никто не отказывался — он ведь был верой отцов, — но фактически начинали сплошь и рядом наряду с Яхве поклоняться местным богам, особенно баалам, покровительствовавшим конкретным территориям, и Великой богине, почитаемой в древности на Ближнем Востоке повсеместно, а в Палестине известной под именем Ашеры («Астарты» Синодального перевода).

Ашера начала восприниматься как «божественная супруга» Самого Яхве, а местные баалы — как Его дети или подданные. Это был уже не монотеизм, а что-то вроде Олимпийской религии с её пантеоном, но большинство евреев такой вариант вполне устраивал. Исключение составляли судьи — харизматические лидеры, связанные с пророческим движением, представители которого всегда оставались поборниками строгого монотеизма.

Однако о них вспоминали, когда ситуация становилась критической, обычно из-за военных конфликтов с соседями-язычниками, оставшимися в Палестине. Неудивительно, что Бог отказывается изгонять языческое население — если Его собственный народ не только ничего не имеет против, но даже сам стал по сути язычником, зачем ограждать его от того, к чему он тянется и чего жаждет? Так осуществились худшие ожидания Иисуса Навина, понимавшего всю хрупкость религиозных эмоций и связанных с ними религиозных подъёмов.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).