Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Рим 10:6-8

Поделиться
6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. 7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. 8 Но что говорит Писание?
Близко к тебе слово,
  в устах твоих и в сердце твоем,
  то есть слово веры, которое проповедуем.
Свернуть

Павел вспоминает отрывок из Книги Второзакония, в котором говорится, что Тора находится не на небе и не на морском дне, что она доступна человеку, если только сам человек хочет ей следовать. Смысл отрывка вполне прозрачен: человеку не приходится оправдывать себя тем, что Тора для него слишком сложна, или что она для его понимания чересчур высока или чересчур глубока. Она может и должна быть в сердце человека и на его устах (тут, вполне возможно, речь идёт не о только о следовании Торе, но и о свидетельстве).

Апостол в этом контексте аллегорически истолковывает слова о небе и о морской бездне как относящиеся к смерти Христа и к Его воскресению из мёртвых. Тем самым он даёт понять, что люди, не желающие видеть реальность, связанную со Христом и с Царством, скорее всего лукавят. Они именно не хотят видеть того, что легко могли бы увидеть, если бы захотели. Указывает Павел и на причины этого нежелания. Дело в том, как человек понимает праведность. Апостол не отрицает ревности своих соплеменников и единоверцев в том, что касается Бога и религиозной жизни. Но это усердие зачастую связано с непониманием основополагающих вещей. В частности, того, что такое праведность.

Павел противопоставляет Божью праведность праведности человеческой. Ему очевидно, что полнота и завершение Торы — это Мессия, Христос. Во всяком случае, если вести речь о внутренней Торе: ведь путь внутренней Торы завершается превращением человека в живую Тору, а кроме Христа примеров живой Торы никто никогда миру не являл. Стало быть, ищущий полноты праведности и живой Торы с неизбежностью должен пойти за Христом, если только он честен перед собой: ведь именно и только вместе со Христом и в Его Царстве он может надеяться найти то, чего ищет. Но это лишь в том случае, если поиск честный и бескомпромиссный. Между тем, во времена Павла общим местом иудейской религиозной жизни стало указание на тот очевидный факт, что живая Тора — идеал для человека недостижимый.

С этим все смирились, как с неизбежным, сделав целью внутреннюю Тору, которая была всё-таки хоть сколько-то осуществима в жизни обычного человека. И праведностью стали считать уже не недостижимый идеал, а реальную практику реальной духовной и аскетической жизни. Религиозные люди одобряли такую праведность, хоть и не все избирали для себя этот путь: ведь речь шла о своего рода соревновании, в котором мог поучаствовать каждый, но приз не мог надеяться выиграть ни один.

Религиозный и аскетический спорт в религиозной среде — занятие вполне почтенное и поощряемое. Но лишь до тех пор, пока кто-нибудь не предъявит претензию на главный приз. Не начнёт играть всерьёз, имея в виду главную цель. На такого человека в лучшем случае все будут смотреть как на дерзкого выскочку, а в худшем — как на врага той религии, рамки которой он перерос, дерзнув на то, на что другие не дерзают. Оно и понятно: ведь цель всегда за пределами религии. Любой. Она в Царстве. Там, где Христос — Сын Божий, отвергнутый религиозными людьми своей эпохи, которые предпочли Ему свою религию.

Другие мысли вслух

 
На Рим 10:1-13
1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. 2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. 3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, 4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.
5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. 6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. 7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. 8 Но что говорит Писание?
Близко к тебе слово,
  в устах твоих и в сердце твоем,
  то есть слово веры, которое проповедуем. 9 Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, 10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. 11 Ибо Писание говорит: "всякий, верующий в Него, не постыдится". 12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. 13 Ибо "всякий, кто призовет имя Господне, спасется".
Свернуть
Пророк Иоиль, которого цитирует ап. Павел, говорит о «том дне», когда Господь изольет от Духа Своего и тем даст возможность спасения...  Читать далее

Пророк Иоиль, которого цитирует ап. Павел, говорит о «том дне», когда Господь изольет от Духа Своего и тем даст возможность спасения. И вот этот день пришел, и Павел показывает, что спасение не совершается автоматически, без нашего участия. Причем нужны не только наши личные действия (призывать, верить, слышать), но и межличностные (проповедовать), т.е. мы нужны и для спасения других людей! И тут же Павел, продолжая логическую цепочку, вновь обращает нас к подлинному источнику спасения: все-таки это не мы, а Бог, дающий нам Свое слово.

Свернуть
 
На Рим 10:1-13
1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. 2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. 3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, 4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.
5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. 6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. 7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. 8 Но что говорит Писание?
Близко к тебе слово,
  в устах твоих и в сердце твоем,
  то есть слово веры, которое проповедуем. 9 Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, 10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. 11 Ибо Писание говорит: "всякий, верующий в Него, не постыдится". 12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. 13 Ибо "всякий, кто призовет имя Господне, спасется".
Свернуть
Продолжая размышлять об истинной и мнимой праведности, Павел говорит о своих...  Читать далее

Продолжая размышлять об истинной и мнимой праведности, Павел говорит о своих единоверцах, что они были весьма усердны в стремлении угодить Богу. Проблема же, по словам апостола, заключалась в том, что усилия их были направлены не туда, а сами ревнители об этом не задумывались (ст. 2 – 3). Потому-то апостол и молится о своих единоверцах: ему жаль их и жаль того, что столько усилий пропадает зря (ст. 1). Он говорит о главной проблеме мнимой праведности: её приверженцы были, как видно, уверены в том, что праведность — дело исключительно или преимущественно человеческое (ст. 3). Потому-то они и не поняли главного, того, что венец и полнота Торы — это посланный Богом Мессия-Христос, без встречи с Которым такая полнота оказывается невозможной в принципе (ст. 4). Для Павла праведность и Тора неотделимы от того Царства, которое принёс в мир Спаситель, и всякие попытки обрести её иначе для него — попытки с негодными средствами. Вспоминая известный призыв Торы (Втор. 29 : 11 – 14), апостол реинтерпретирует его, относя ко Христу, к Его смерти и к Его воскресению (ст. 5 – 8). Тора лишь тогда имеет для него смысл, когда она помогает идти за Христом и ведёт в Царство. А путь этот невозможен без двух вещей: без верности и без свидетельства (ст. 9 – 10).

В самом деле, внутренняя Тора, о которой столько говорили во времена Павла в раввинистической среде, немыслима без безусловной верности Богу. А для апостола она немыслима без верности Христу и тому Царству, которое Он принёс в мир. Свидетельство же оказывается, в сущности, естественным состоянием каждого, живущего в Царстве. Ведь оно для нашего, ещё непреображённого мира является чем-то совершенно иноприродным, а всякий, живущий им, непременно станет и выразителем той реальности, которой живёт. И если свидетельство будет не только на словах, если свидетель будет действительно причастен тому, о чём говорит, такое свидетельство невозможно будет ни с чем спутать. И верность, и свидетельство для Павла оказываются не столько условиями обретения Царства, сколько признаками его присутствия, так что о каждом, кого они сопровождают, можно с высокой степенью уверенности утверждать, что он живёт в Царстве. Именно эти признаки и отличают новый народ Божий, тех, кто живёт в Царстве и свидетельствует о нём. И здесь уже нет разницы между достигшим полноты праведности евреем и обретшим Царство недавним язычником (ст. 11 – 13).

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).