Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Мих 6:1-16

Поделиться
Слушайте, что говорит Господь:
встань, судись перед горами,
  и холмы да слышат голос твой!
Слушайте, горы, суд Господень,
  и вы, твердые основы земли:
ибо у Господа суд с народом Своим,
  и с Израилем Он состязуется.
Народ Мой! что сделал Я тебе
  и чем отягощал тебя? отвечай Мне.
Я вывел тебя из земли Египетской
  и искупил тебя из дома рабства,
и послал перед тобою Моисея,
  Аарона и Мариам.
Народ Мой! вспомни, что замышлял Валак, царь Моавитский,
  и что отвечал ему Валаам, сын Веоров,
и что происходило от Ситтима до Галгал,
  чтобы познать тебе праведные действия Господни.
"С чем предстать мне пред Господом,
  преклониться пред Богом небесным?
Предстать ли пред Ним со всесожжениями,
  с тельцами однолетними?
Но можно ли угодить Господу тысячами овнов
  или неисчетными потоками елея?
Разве дам Ему первенца моего за преступление мое
  и плод чрева моего — за грех души моей?"
О, человек! сказано тебе, что — добро
  и чего требует от тебя Господь:
действовать справедливо, любить дела милосердия
  и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.
Глас Господа взывает к городу,
  и мудрость благоговеет пред именем Твоим:
слушайте жезл и Того, Кто поставил его.
10 
  Не находятся ли и теперь в доме нечестивого
    сокровища нечестия
  и уменьшенная мера, отвратительная?
11 
Могу ли я быть чистым с весами неверными
  и с обманчивыми гирями в суме?
12 
Так как богачи его исполнены неправды,
  и жители его говорят ложь,
  и язык их есть обман в устах их,
13 
то и Я неисцельно поражу тебя
  опустошением за грехи твои.
14 
Ты будешь есть, и не будешь сыт;
  пустота будет внутри тебя;
будешь хранить, но не убережешь,
  а что сбережешь, то предам мечу.
15 
Будешь сеять, а жать не будешь;
  будешь давить оливки, и не будешь умащаться елеем;
  выжмешь виноградный сок, а вина пить не будешь.
16 
Сохранились у вас обычаи Амврия
  и все дела дома Ахавова,
  и вы поступаете по советам их;
и предам Я тебя опустошению и жителей твоих посмеянию,
  и вы понесете поругание народа Моего.
Свернуть

Господь предлагает людям судиться с Ним. Мы уже готовы представить такой суд грозным, при этом вряд ли будет ошибкой предположить, что многие из нас уверены в обвинительном уклоне такого суда. Тем поразительнее, что Господь, с Которым по определению никто не сможет сравниться, намерен состязаться с народом на равных и предлагает людям высказать, какие они имеют к Нему претензии. Он готов умалиться, чтобы быть услышанным, и здесь перед нами одно из тех мест Ветхого Завета, которые будут раскрыты в Новом Завете, когда Господь умалится и станет разговаривать с людьми как один из них.

Господь Сам напоминает, что Он сделал для народа. Именно потому, что Он реально заботился о Своих детях, Он может с них строго спрашивать. Ведь Он хранил верность народу, но обо всём народе невозможно сказать, чтобы тот хранил верность. За измену придётся отвечать, и отступники сами себя наказали, накликав на свои головы последствия собственных беззаконий.

Другие мысли вслух

 
На Мих 6:1-16
Слушайте, что говорит Господь:
встань, судись перед горами,
  и холмы да слышат голос твой!
Слушайте, горы, суд Господень,
  и вы, твердые основы земли:
ибо у Господа суд с народом Своим,
  и с Израилем Он состязуется.
Народ Мой! что сделал Я тебе
  и чем отягощал тебя? отвечай Мне.
Я вывел тебя из земли Египетской
  и искупил тебя из дома рабства,
и послал перед тобою Моисея,
  Аарона и Мариам.
Народ Мой! вспомни, что замышлял Валак, царь Моавитский,
  и что отвечал ему Валаам, сын Веоров,
и что происходило от Ситтима до Галгал,
  чтобы познать тебе праведные действия Господни.
"С чем предстать мне пред Господом,
  преклониться пред Богом небесным?
Предстать ли пред Ним со всесожжениями,
  с тельцами однолетними?
Но можно ли угодить Господу тысячами овнов
  или неисчетными потоками елея?
Разве дам Ему первенца моего за преступление мое
  и плод чрева моего — за грех души моей?"
О, человек! сказано тебе, что — добро
  и чего требует от тебя Господь:
действовать справедливо, любить дела милосердия
  и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.
Глас Господа взывает к городу,
  и мудрость благоговеет пред именем Твоим:
слушайте жезл и Того, Кто поставил его.
10 
  Не находятся ли и теперь в доме нечестивого
    сокровища нечестия
  и уменьшенная мера, отвратительная?
11 
Могу ли я быть чистым с весами неверными
  и с обманчивыми гирями в суме?
12 
Так как богачи его исполнены неправды,
  и жители его говорят ложь,
  и язык их есть обман в устах их,
13 
то и Я неисцельно поражу тебя
  опустошением за грехи твои.
14 
Ты будешь есть, и не будешь сыт;
  пустота будет внутри тебя;
будешь хранить, но не убережешь,
  а что сбережешь, то предам мечу.
15 
Будешь сеять, а жать не будешь;
  будешь давить оливки, и не будешь умащаться елеем;
  выжмешь виноградный сок, а вина пить не будешь.
16 
Сохранились у вас обычаи Амврия
  и все дела дома Ахавова,
  и вы поступаете по советам их;
и предам Я тебя опустошению и жителей твоих посмеянию,
  и вы понесете поругание народа Моего.
Свернуть
Когда одна из сторон нарушает договор, вторая может обратиться в суд...  Читать далее

Когда одна из сторон нарушает договор, вторая может обратиться в суд. Израиль нарушает завет с Богом, и Бог возвышает голос, призывая народ Свой на суд. Разве Он первым нарушил договор? Нет, Бог верен в Своем слове. Что, Израиль может считать себя соблюдающим договор, если он приносит предписанные жертвы? Опять нет, потому что суть договора не в жертвоприношениях. «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим». Значит, договор действительно нарушен Израилем, и Бог предупреждает, что в этом случае становится невозможным исполнение договора и с Его стороны: Он снимает Свою защиту с Израиля. «Предам Я тебя опустошению и жителей твоих посмеянию, и вы понесете поругание народа Моего».

Свернуть
 
На Мих 6:8
О, человек! сказано тебе, что — добро
  и чего требует от тебя Господь:
действовать справедливо, любить дела милосердия
  и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.
Свернуть
Во времена Второго Храма, после Вавилонского плена, в кругах иудейских богословов популярны были краткие, в одну-две фразы, определения того, в чём заключается суть Торы...  Читать далее

Во времена Второго Храма, после Вавилонского плена, в кругах иудейских богословов популярны были краткие, в одну-две фразы, определения того, в чём заключается суть Торы. Но, как видно, эта послепленная раввинистическая традиция корнями уходит в традицию пророческую, ещё допленную.

Такое определение приводит и Михей, выделяя главное в Торе: справедливый суд, любовь к милосердию (именно так в еврейском тексте) и скромность или сдержанность перед Богом (то, что в Синодальном переводе названо «смиренномудрием»). Казалось бы, такое определение нельзя считать универсальным: ведь не все судьи, не каждому приходится выносить судебные определения. Но пророк говорит о суде в более широком смысле.

Тора дана человеку не для того, чтобы осуждать ближнего, а для того, чтобы он мог использовать её, как инструмент при принятии решения, соответствующего воле Божией, в той конкретной ситуации, в которой ему приходится это решение принимать. А в конкретной ситуации каждый сам оказывается для себя судьёй: ведь каждому самому приходится оценивать и саму ситуацию, и поступки каждого, кто имеет к ней отношение, и свой собственный выбор. Правильный выбор и оказывается основой основ, когда дело касается соблюдения Торы. Но правильный выбор возможен лишь в том случае, если человек с самого начала ориентирован на милосердие (то, что пророк и называет любовью к милосердию).

Как видно, такая ориентация вовсе не была исключительной особенностью новозаветного откровения. Другое дело, что в Царстве без такой духовной ориентации просто невозможно существовать. Но и до прихода в мир Христа пророкам и праведникам было известно, что без милосердия соблюдение Торы невозможно. В самом деле: Тора предполагает презумпцию невиновности, притом не только юридической, но и духовно-нравственной, и предполагает её в мире падших людей, которые поступать в соответствии с данными Богом заповедями без особых и целенаправленных усилий не могут по определению.

Чтобы в таком мире не осуждать таких людей заранее, чтобы изначально не предполагать в их действиях и поступках худших намерений, нужно милосердие, нужно быть готовым дать каждому шанс проявить себя лучшим человеком, чем тот, каким он, вероятнее всего, окажется в силу своей падшей природы. И быть готовым соблюдать заповеди Божии даже по отношению к тому, кто соблюдать их, скорее всего, не сможет, а быть может, и не захочет. Но милосердие так же мало свойственно падшему человеку, как и праведность. И то, и другое можно обрести, лишь являя ту сдержанность перед Богом, о которой говорит пророк.

Речь, конечно, не о том, что Бога надо стесняться. Речь о том, что человеку, желающему обрести праведность и милосердие, нужно идти за Богом, а не бежать впереди Него, периодически сворачивая с дороги, как бежит порой впереди своего хозяина по лесу молодой пёс. Ведь только следуя за Богом можно получить от Него те силы и возможности, которые делают праведника праведником и дают желающему следовать Торе силы осуществить своё намерение.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).