Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней.
Свернуть
Подзаголовок («надписание») этого псалма гласит: «Молитва его [Давида], когда он был в пещере». Давид прячется в пещере от преследующих его врагов и, конечно, молится о помощи. Но для нас сейчас важно не то, от чего он просит его избавить, но для чего. На языке Ветхого Завета душа – это вся земная, биологическая (как мы бы сейчас сказали) жизнь человека. Во время этой молитвы Давид ощущает свое состояние как пребывание во тьме, как подобие смерти (пещера – это основной способ захоронения), и он просит Бога вывести его из «могилы», возвратить его к жизни. Но зачем? Что он собирается делать, выйдя на свет? Чего он не может делать, оставаясь в пещере? Ответ Давида: славить Бога. Как, разве нельзя его славить оттуда? Разве Бог менее свят и благ, если я в пещере? Хвалить Бога можно и нужно, но есть разница между «хвалить» и «славить». Хвалить – это между мной и Богом, а славить, прославлять – это перед другими, для других. Во тьме пещеры, в «могиле» Давид испытывает сильнейшее одиночество, препятствующее молитве прославления. «Выведи меня – и вокруг соберутся те, перед кем я смогу Тебя прославлять», – говорит Давид.
Другие мысли вслух
На Пс 141:1-7
Псалом Давида
1
Господи! к тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе.
2
Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя.
3
Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих;
4
не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их.
5
Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их.
6
Вожди их рассыпались по утесам, и слышат слова мои, что они кротки.
7
Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней.
Свернуть
Перед нами просьба о помощи, исходящая из сердца изнемогающего человека. Этот человек - тот самый Давид, который одолел немало врагов...
Читать далее
Перед нами просьба о помощи, исходящая из сердца изнемогающего человека. Этот человек - тот самый Давид, который одолел немало врагов и прошёл множество испытаний, кого мы привыкли видеть несокрушимым воином, прекрасно справляющимся с трудностями. Но теперь мы слышим не голос триумфатора, не воинственный призыв богатыря, привыкшего к опасности, но голос слабого человека, который надеется на Господа не только потому, что привык ходить пред Ним, но и потому, что больше надеяться не на что, собственные силы иссякают, а враги всё сильнее...
Часто именно тому, кто привык видеть себя сильным, невмоготу признаться в собственной слабости. Но Давид готов признать себя слабым, и в этом проявляется другая сила, внутренняя, незаметная и часто не ценимая окружающими. Это - сила смирения, превосходящая внешнюю силу, основанную на выпячивании "крутизны". Это парадоксально, но это так: признание себя слабым перед Господом даёт возможность получить даруемые Им силы. Превозношение же, основанное на похвальбе собственными силами, рано или поздно приводит к их утрате.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).