Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Иер 30:1-31:26

Поделиться
1 Слово, которое было к Иеремии от Господа: 2 так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу. 3 Ибо вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я возвращу из плена народ Мой, Израиля и Иуду, говорит Господь; и приведу их опять в ту землю, которую дал отцам их, и они будут владеть ею.
4 И вот те слова, которые сказал Господь об Израиле и Иуде. 
5 Так сказал Господь:
голос смятения и ужаса слышим мы,
  а не мира.
 
6 Спросите и рассудите:
  рождает ли мужчина?
Почему же Я вижу у каждого мужчины
  руки на чреслах его, как у женщины в родах,
  и лица у всех бледные?
 
7 О, горе! велик тот день,
  не было подобного ему;
это — бедственное время для Иакова,
  но он будет спасен от него.
8 И будет в тот день, говорит Господь Саваоф: сокрушу ярмо его, которое на вые твоей, и узы твои разорву; и не будут уже служить чужеземцам, 9 но будут служить Господу Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им.
10 
И ты, раб Мой Иаков, не бойся, говорит Господь,
  и не страшись, Израиль;
ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны
  и племя твое из земли пленения их;
и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно,
  и никто не будет устрашать его,
11 
ибо Я с тобою, говорит Господь,
  чтобы спасать тебя:
Я совершенно истреблю все народы,
  среди которых рассеял тебя,
  а тебя не истреблю;
Я буду наказывать тебя в мере,
  но ненаказанным не оставлю тебя.
12 
Ибо так говорит Господь:
рана твоя неисцельна,
  язва твоя жестока;
13 
никто не заботится о деле твоем,
  чтобы заживить рану твою;
  целебного врачевства нет для тебя;
14 
все друзья твои забыли тебя,
  не ищут тебя;
ибо Я поразил тебя ударами неприятельскими,
  жестоким наказанием
за множество беззаконий твоих,
  потому что грехи твои умножились.
15 
Что вопиешь ты о ранах твоих,
  о жестокости болезни твоей?
по множеству беззаконий твоих
  Я сделал тебе это,
  потому что грехи твои умножились.
16 
Но все пожирающие тебя будут пожраны;
  и все враги твои, все сами пойдут в плен,
и опустошители твои будут опустошены,
  и всех грабителей твоих предам грабежу.
17 
Я обложу тебя пластырем
  и исцелю тебя от ран твоих,
              говорит Господь.
Тебя называли отверженным, говоря:
  "вот Сион, о котором никто не спрашивает";
18 
так говорит Господь:
вот, возвращу плен шатров Иакова
  и селения его помилую;
и город опять будет построен на холме своем,
  и храм устроится по-прежнему.
19 
И вознесутся из них благодарение
  и голос веселящихся;
и Я умножу их, и не будут умаляться,
  и прославлю их, и не будут унижены.
20 
И сыновья его будут, как прежде,
  и сонм его будет предстоять предо Мною,
  и накажу всех притеснителей его.
21 
И будет вождь его из него самого,
  и владыка его произойдет из среды его;
и Я приближу его, и он приступит ко Мне;
  ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне?
              говорит Господь.
22 
И вы будете Моим народом,
  и Я буду вам Богом.
23 
Вот, яростный вихрь идет
  от Господа,
вихрь грозный;
  он падет на голову нечестивых.
24 
Пламенный гнев Господа не отвратится,
  доколе Он не совершит и не выполнит
  намерений сердца Своего.
В последние дни уразумеете это.
1 В то время, говорит Господь, Я буду Богом всем племенам Израилевым, а они будут Моим народом. 
2 Так говорит Господь:
народ, уцелевший от меча,
  нашел милость в пустыне;
иду успокоить Израиля.
 
3    Издали явился мне Господь и сказал:
любовью вечною Я возлюбил тебя
  и потому простер к тебе благоволение.
 
4 Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена,
  дева Израилева,
снова будешь украшаться тимпанами твоими
  и выходить в хороводе веселящихся;
 
5 снова разведешь виноградники
  на горах Самарии;
виноградари, которые будут разводить их,
  сами будут и пользоваться ими.
 
6 Ибо будет день, когда стражи
  на горе Ефремовой провозгласят:
"вставайте, и взойдем на Сион
  к Господу Богу нашему".
Ибо так говорит Господь:
радостно пойте об Иакове
  и восклицайте пред главою народов:
провозглашайте, славьте и говорите:
  "спаси, Господи, народ твой,
  остаток Израиля!"
Вот, Я приведу их из страны северной
  и соберу их с краев земли;
слепой и хромой,
  беременная и родильница вместе с ними —
  великий сонм возвратится сюда.
Они пошли со слезами,
  а Я поведу их с утешением;
поведу их близ потоков вод
  дорогою ровною, на которой не споткнутся;
ибо Я — отец Израилю,
  и Ефрем — первенец Мой.
10 
Слушайте слово Господне, народы,
  и возвестите островам отдаленным
и скажите: "Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его,
  и будет охранять его, как пастырь стадо свое";
11 
ибо искупит Господь Иакова
  и избавит его от руки того, кто был сильнее его.
12 
И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона;
  и стекутся к благостыне Господа,
к пшенице и вину и елею,
  к агнцам и волам;
и душа их будет как напоенный водою сад,
  и они не будут уже более томиться.
13 
Тогда девица будет веселиться в хороводе,
  и юноши и старцы вместе;
и изменю печаль их на радость
  и утешу их, и обрадую их после скорби их.
14 
И напитаю душу священников туком,
  и народ Мой насытится благами Моими,
              говорит Господь.
15 
Так говорит Господь:
голос слышен в Раме,
  вопль и горькое рыдание;
Рахиль плачет о детях своих
  и не хочет утешиться о детях своих,
  ибо их нет.
16 
Так говорит Господь:
удержи голос твой от рыдания
  и глаза твои от слез,
ибо есть награда за труд твой,
              говорит Господь,
  и возвратятся они из земли неприятельской.
17 
И есть надежда для будущности твоей,
              говорит Господь,
  и возвратятся сыновья твои в пределы свои.
18 
Слышу Ефрема плачущего:
"Ты наказал меня, и я наказан,
  как телец неукротимый;
обрати меня, и обращусь,
  ибо Ты Господь Бог мой.
19 
Когда я был обращен, я каялся,
  и когда был вразумлен, бил себя по бедрам;
я был постыжен, я был смущен,
  потому что нес бесславие юности моей".
20 
Не дорогой ли у Меня сын Ефрем?
  не любимое ли дитя?
ибо, как только заговорю о нем,
  всегда с любовью воспоминаю о нем;
внутренность Моя возмущается за него;
  умилосержусь над ним, говорит Господь.
21 
Поставь себе путевые знаки,
  поставь себе столбы,
обрати сердце твое на дорогу,
  на путь, по которому ты шла;
возвращайся, дева Израилева,
  возвращайся в сии города твои.
22 
Долго ли тебе скитаться,
  отпадшая дочь?
Ибо Господь сотворит на земле нечто новое:
  жена спасет мужа.
23 Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: впредь, когда Я возвращу плен их, будут говорить на земле Иуды и в городах его сие слово:
"да благословит тебя Господь, жилище правды, гора святая!"
 24 И поселится на ней Иуда и все города его вместе, земледельцы и ходящие со стадами. 25 Ибо Я напою душу утомленную и насыщу всякую душу скорбящую.
26 При этом я пробудился и посмотрел, и сон мой был приятен мне.
Свернуть

Совсем недавно Иеремия опровергал оптимистические прогнозы лжепророков, но вот теперь он сообщает нам слова радостного откровения о предстоящем торжестве Правды. Наверно, не случайно Господь передал людям такое откровение через того же самого пророка, которому Он поручил произносить суровые обличения. Конечно, без таких обличений и теперь юбойтись невозможно, пророчество ещё раз напоминает нам, что раны, нанесённые грешникам, были ими в полной мере заслужены. Но настанет время, когда Господь исцелит все раны и простит своих непослушных детей, и жизнь грешников, прощённых по окончании срока возмездия, будет полна радости.

Поразительно, что радостное пророчество дано в те дни, когда основные испытания были ещё впереди. Но не в меньшей, пожалуй, степени поразительно то, что Господь повелевает Иеремии записать Свои слова. Теперь слова пророчества будут лежать не только в памяти непосредственных слушателей, но и сохранятся на века. Видимо, в дни испытаний пророчество укрепляло тех, кто перечитыва его запись. Но это значит, что не только к ближайшим временам относятся слова пророчества, оно записано и для более поздних времён.

Мы знаем, что пророки, внутренним взором проникавшие в отдалённые времена, нередко совмещали события разных эпох, и картины сравнительно близкого времени становились прообразом более дальних событий. Должно быть, не будет неправдоподобным допущение, что Иеремия, как и Исаия, сквозь образы возвращения из плена прозревал грядущее всемирное торжество Правды.

Другие мысли вслух

 
На Иер 30:1-31:26
1 Слово, которое было к Иеремии от Господа: 2 так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу. 3 Ибо вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я возвращу из плена народ Мой, Израиля и Иуду, говорит Господь; и приведу их опять в ту землю, которую дал отцам их, и они будут владеть ею.
4 И вот те слова, которые сказал Господь об Израиле и Иуде. 
5 Так сказал Господь:
голос смятения и ужаса слышим мы,
  а не мира.
 
6 Спросите и рассудите:
  рождает ли мужчина?
Почему же Я вижу у каждого мужчины
  руки на чреслах его, как у женщины в родах,
  и лица у всех бледные?
 
7 О, горе! велик тот день,
  не было подобного ему;
это — бедственное время для Иакова,
  но он будет спасен от него.
8 И будет в тот день, говорит Господь Саваоф: сокрушу ярмо его, которое на вые твоей, и узы твои разорву; и не будут уже служить чужеземцам, 9 но будут служить Господу Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им.
10 
И ты, раб Мой Иаков, не бойся, говорит Господь,
  и не страшись, Израиль;
ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны
  и племя твое из земли пленения их;
и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно,
  и никто не будет устрашать его,
11 
ибо Я с тобою, говорит Господь,
  чтобы спасать тебя:
Я совершенно истреблю все народы,
  среди которых рассеял тебя,
  а тебя не истреблю;
Я буду наказывать тебя в мере,
  но ненаказанным не оставлю тебя.
12 
Ибо так говорит Господь:
рана твоя неисцельна,
  язва твоя жестока;
13 
никто не заботится о деле твоем,
  чтобы заживить рану твою;
  целебного врачевства нет для тебя;
14 
все друзья твои забыли тебя,
  не ищут тебя;
ибо Я поразил тебя ударами неприятельскими,
  жестоким наказанием
за множество беззаконий твоих,
  потому что грехи твои умножились.
15 
Что вопиешь ты о ранах твоих,
  о жестокости болезни твоей?
по множеству беззаконий твоих
  Я сделал тебе это,
  потому что грехи твои умножились.
16 
Но все пожирающие тебя будут пожраны;
  и все враги твои, все сами пойдут в плен,
и опустошители твои будут опустошены,
  и всех грабителей твоих предам грабежу.
17 
Я обложу тебя пластырем
  и исцелю тебя от ран твоих,
              говорит Господь.
Тебя называли отверженным, говоря:
  "вот Сион, о котором никто не спрашивает";
18 
так говорит Господь:
вот, возвращу плен шатров Иакова
  и селения его помилую;
и город опять будет построен на холме своем,
  и храм устроится по-прежнему.
19 
И вознесутся из них благодарение
  и голос веселящихся;
и Я умножу их, и не будут умаляться,
  и прославлю их, и не будут унижены.
20 
И сыновья его будут, как прежде,
  и сонм его будет предстоять предо Мною,
  и накажу всех притеснителей его.
21 
И будет вождь его из него самого,
  и владыка его произойдет из среды его;
и Я приближу его, и он приступит ко Мне;
  ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне?
              говорит Господь.
22 
И вы будете Моим народом,
  и Я буду вам Богом.
23 
Вот, яростный вихрь идет
  от Господа,
вихрь грозный;
  он падет на голову нечестивых.
24 
Пламенный гнев Господа не отвратится,
  доколе Он не совершит и не выполнит
  намерений сердца Своего.
В последние дни уразумеете это.
1 В то время, говорит Господь, Я буду Богом всем племенам Израилевым, а они будут Моим народом. 
2 Так говорит Господь:
народ, уцелевший от меча,
  нашел милость в пустыне;
иду успокоить Израиля.
 
3    Издали явился мне Господь и сказал:
любовью вечною Я возлюбил тебя
  и потому простер к тебе благоволение.
 
4 Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена,
  дева Израилева,
снова будешь украшаться тимпанами твоими
  и выходить в хороводе веселящихся;
 
5 снова разведешь виноградники
  на горах Самарии;
виноградари, которые будут разводить их,
  сами будут и пользоваться ими.
 
6 Ибо будет день, когда стражи
  на горе Ефремовой провозгласят:
"вставайте, и взойдем на Сион
  к Господу Богу нашему".
Ибо так говорит Господь:
радостно пойте об Иакове
  и восклицайте пред главою народов:
провозглашайте, славьте и говорите:
  "спаси, Господи, народ твой,
  остаток Израиля!"
Вот, Я приведу их из страны северной
  и соберу их с краев земли;
слепой и хромой,
  беременная и родильница вместе с ними —
  великий сонм возвратится сюда.
Они пошли со слезами,
  а Я поведу их с утешением;
поведу их близ потоков вод
  дорогою ровною, на которой не споткнутся;
ибо Я — отец Израилю,
  и Ефрем — первенец Мой.
10 
Слушайте слово Господне, народы,
  и возвестите островам отдаленным
и скажите: "Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его,
  и будет охранять его, как пастырь стадо свое";
11 
ибо искупит Господь Иакова
  и избавит его от руки того, кто был сильнее его.
12 
И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона;
  и стекутся к благостыне Господа,
к пшенице и вину и елею,
  к агнцам и волам;
и душа их будет как напоенный водою сад,
  и они не будут уже более томиться.
13 
Тогда девица будет веселиться в хороводе,
  и юноши и старцы вместе;
и изменю печаль их на радость
  и утешу их, и обрадую их после скорби их.
14 
И напитаю душу священников туком,
  и народ Мой насытится благами Моими,
              говорит Господь.
15 
Так говорит Господь:
голос слышен в Раме,
  вопль и горькое рыдание;
Рахиль плачет о детях своих
  и не хочет утешиться о детях своих,
  ибо их нет.
16 
Так говорит Господь:
удержи голос твой от рыдания
  и глаза твои от слез,
ибо есть награда за труд твой,
              говорит Господь,
  и возвратятся они из земли неприятельской.
17 
И есть надежда для будущности твоей,
              говорит Господь,
  и возвратятся сыновья твои в пределы свои.
18 
Слышу Ефрема плачущего:
"Ты наказал меня, и я наказан,
  как телец неукротимый;
обрати меня, и обращусь,
  ибо Ты Господь Бог мой.
19 
Когда я был обращен, я каялся,
  и когда был вразумлен, бил себя по бедрам;
я был постыжен, я был смущен,
  потому что нес бесславие юности моей".
20 
Не дорогой ли у Меня сын Ефрем?
  не любимое ли дитя?
ибо, как только заговорю о нем,
  всегда с любовью воспоминаю о нем;
внутренность Моя возмущается за него;
  умилосержусь над ним, говорит Господь.
21 
Поставь себе путевые знаки,
  поставь себе столбы,
обрати сердце твое на дорогу,
  на путь, по которому ты шла;
возвращайся, дева Израилева,
  возвращайся в сии города твои.
22 
Долго ли тебе скитаться,
  отпадшая дочь?
Ибо Господь сотворит на земле нечто новое:
  жена спасет мужа.
23 Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: впредь, когда Я возвращу плен их, будут говорить на земле Иуды и в городах его сие слово:
"да благословит тебя Господь, жилище правды, гора святая!"
 24 И поселится на ней Иуда и все города его вместе, земледельцы и ходящие со стадами. 25 Ибо Я напою душу утомленную и насыщу всякую душу скорбящую.
26 При этом я пробудился и посмотрел, и сон мой был приятен мне.
Свернуть
Для человека, живущего через много столетий после катастрофы Плена и возвращения из него, в совершенно иной культуре, не...  Читать далее

Для человека, живущего через много столетий после катастрофы Плена и возвращения из него, в совершенно иной культуре, не всегда просто понять эту ликующую радостную весть о том, что «Бог помилует Свой народ». Не всегда можно понять такие представления о Боге, Который то уничтожает в гневе города и селения, то прощает их и возвращает их из плена. Но, так или иначе, все мы живем в этом мире, где тайна страдания сменяется тайной спасения. А это значит, что это ликование, этот веселых хоровод, в котором «вместе старцы и юноши», в котором «печаль превращается в радость», может стать выражением и нашей веры, нашего знания, что Бог любит, несмотря ни на что.

Свернуть
 
На Иер 30:1-24
1 Слово, которое было к Иеремии от Господа: 2 так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу. 3 Ибо вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я возвращу из плена народ Мой, Израиля и Иуду, говорит Господь; и приведу их опять в ту землю, которую дал отцам их, и они будут владеть ею.
4 И вот те слова, которые сказал Господь об Израиле и Иуде. 
5 Так сказал Господь:
голос смятения и ужаса слышим мы,
  а не мира.
 
6 Спросите и рассудите:
  рождает ли мужчина?
Почему же Я вижу у каждого мужчины
  руки на чреслах его, как у женщины в родах,
  и лица у всех бледные?
 
7 О, горе! велик тот день,
  не было подобного ему;
это — бедственное время для Иакова,
  но он будет спасен от него.
8 И будет в тот день, говорит Господь Саваоф: сокрушу ярмо его, которое на вые твоей, и узы твои разорву; и не будут уже служить чужеземцам, 9 но будут служить Господу Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им.
10 
И ты, раб Мой Иаков, не бойся, говорит Господь,
  и не страшись, Израиль;
ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны
  и племя твое из земли пленения их;
и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно,
  и никто не будет устрашать его,
11 
ибо Я с тобою, говорит Господь,
  чтобы спасать тебя:
Я совершенно истреблю все народы,
  среди которых рассеял тебя,
  а тебя не истреблю;
Я буду наказывать тебя в мере,
  но ненаказанным не оставлю тебя.
12 
Ибо так говорит Господь:
рана твоя неисцельна,
  язва твоя жестока;
13 
никто не заботится о деле твоем,
  чтобы заживить рану твою;
  целебного врачевства нет для тебя;
14 
все друзья твои забыли тебя,
  не ищут тебя;
ибо Я поразил тебя ударами неприятельскими,
  жестоким наказанием
за множество беззаконий твоих,
  потому что грехи твои умножились.
15 
Что вопиешь ты о ранах твоих,
  о жестокости болезни твоей?
по множеству беззаконий твоих
  Я сделал тебе это,
  потому что грехи твои умножились.
16 
Но все пожирающие тебя будут пожраны;
  и все враги твои, все сами пойдут в плен,
и опустошители твои будут опустошены,
  и всех грабителей твоих предам грабежу.
17 
Я обложу тебя пластырем
  и исцелю тебя от ран твоих,
              говорит Господь.
Тебя называли отверженным, говоря:
  "вот Сион, о котором никто не спрашивает";
18 
так говорит Господь:
вот, возвращу плен шатров Иакова
  и селения его помилую;
и город опять будет построен на холме своем,
  и храм устроится по-прежнему.
19 
И вознесутся из них благодарение
  и голос веселящихся;
и Я умножу их, и не будут умаляться,
  и прославлю их, и не будут унижены.
20 
И сыновья его будут, как прежде,
  и сонм его будет предстоять предо Мною,
  и накажу всех притеснителей его.
21 
И будет вождь его из него самого,
  и владыка его произойдет из среды его;
и Я приближу его, и он приступит ко Мне;
  ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне?
              говорит Господь.
22 
И вы будете Моим народом,
  и Я буду вам Богом.
23 
Вот, яростный вихрь идет
  от Господа,
вихрь грозный;
  он падет на голову нечестивых.
24 
Пламенный гнев Господа не отвратится,
  доколе Он не совершит и не выполнит
  намерений сердца Своего.
В последние дни уразумеете это.
Свернуть
Теперь, когда народ Божий уведен в Плен, Иеремия больше не обличает их грехов, их отступничества от Бога. Теперь он...  Читать далее

Теперь, когда народ Божий уведен в Плен, Иеремия больше не обличает их грехов, их отступничества от Бога. Теперь он утешает свой народ, обещая ему обновление и возвращение на родину. Земля обетованная всегда была предметом завета (союза, договора) Бога с Израилем. Он обещал дать ее Аврааму и его потомкам, затем Моисею и следовавшим за ним евреям. Святая земля в Библии — прообраз вечного единства человека с Богом, вечной жизни, неперестающей любви (Евр. 4). Теперь пророк подчеркивает, что земля будет возвращена народу не просто для обитания на ней, но для служения Богу, для углубления веры, для новой жизни с Богом.

В применении к нашей жизни, это может означать, что все, что дает Бог (в том числе — в результате скорбей и переломных моментов в жизни), должно служить нашей большей преданности Богу, укреплению веры, обновлению любви.

Свернуть
 
На Иер 30:1-24
1 Слово, которое было к Иеремии от Господа: 2 так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу. 3 Ибо вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я возвращу из плена народ Мой, Израиля и Иуду, говорит Господь; и приведу их опять в ту землю, которую дал отцам их, и они будут владеть ею.
4 И вот те слова, которые сказал Господь об Израиле и Иуде. 
5 Так сказал Господь:
голос смятения и ужаса слышим мы,
  а не мира.
 
6 Спросите и рассудите:
  рождает ли мужчина?
Почему же Я вижу у каждого мужчины
  руки на чреслах его, как у женщины в родах,
  и лица у всех бледные?
 
7 О, горе! велик тот день,
  не было подобного ему;
это — бедственное время для Иакова,
  но он будет спасен от него.
8 И будет в тот день, говорит Господь Саваоф: сокрушу ярмо его, которое на вые твоей, и узы твои разорву; и не будут уже служить чужеземцам, 9 но будут служить Господу Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им.
10 
И ты, раб Мой Иаков, не бойся, говорит Господь,
  и не страшись, Израиль;
ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны
  и племя твое из земли пленения их;
и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно,
  и никто не будет устрашать его,
11 
ибо Я с тобою, говорит Господь,
  чтобы спасать тебя:
Я совершенно истреблю все народы,
  среди которых рассеял тебя,
  а тебя не истреблю;
Я буду наказывать тебя в мере,
  но ненаказанным не оставлю тебя.
12 
Ибо так говорит Господь:
рана твоя неисцельна,
  язва твоя жестока;
13 
никто не заботится о деле твоем,
  чтобы заживить рану твою;
  целебного врачевства нет для тебя;
14 
все друзья твои забыли тебя,
  не ищут тебя;
ибо Я поразил тебя ударами неприятельскими,
  жестоким наказанием
за множество беззаконий твоих,
  потому что грехи твои умножились.
15 
Что вопиешь ты о ранах твоих,
  о жестокости болезни твоей?
по множеству беззаконий твоих
  Я сделал тебе это,
  потому что грехи твои умножились.
16 
Но все пожирающие тебя будут пожраны;
  и все враги твои, все сами пойдут в плен,
и опустошители твои будут опустошены,
  и всех грабителей твоих предам грабежу.
17 
Я обложу тебя пластырем
  и исцелю тебя от ран твоих,
              говорит Господь.
Тебя называли отверженным, говоря:
  "вот Сион, о котором никто не спрашивает";
18 
так говорит Господь:
вот, возвращу плен шатров Иакова
  и селения его помилую;
и город опять будет построен на холме своем,
  и храм устроится по-прежнему.
19 
И вознесутся из них благодарение
  и голос веселящихся;
и Я умножу их, и не будут умаляться,
  и прославлю их, и не будут унижены.
20 
И сыновья его будут, как прежде,
  и сонм его будет предстоять предо Мною,
  и накажу всех притеснителей его.
21 
И будет вождь его из него самого,
  и владыка его произойдет из среды его;
и Я приближу его, и он приступит ко Мне;
  ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне?
              говорит Господь.
22 
И вы будете Моим народом,
  и Я буду вам Богом.
23 
Вот, яростный вихрь идет
  от Господа,
вихрь грозный;
  он падет на голову нечестивых.
24 
Пламенный гнев Господа не отвратится,
  доколе Он не совершит и не выполнит
  намерений сердца Своего.
В последние дни уразумеете это.
Свернуть
Сегодняшнее чтение позволяет нам лучше понять, в чём заключается наказание Божие, когда речь идёт уже не о судьбе отдельного...  Читать далее

Сегодняшнее чтение позволяет нам лучше понять, в чём заключается наказание Божие, когда речь идёт уже не о судьбе отдельного человека, а о судьбе целого народа. Примечательно, что особенно отчётливо это видно как раз на примере исторической судьбы народа Божия. С одной стороны, Бог устами пророка говорит Своему народу, что разгром Иудеи и Иерусалима, который для евреев был, несомненно, исторической катастрофой, прямо связан с теми грехами, которыми была пронизана вся история допленного еврейства (ст. 12–15). С другой стороны, Бог ограничивает время бедствия, сообщая через Иеремию, что настанет день, когда Он простит Свой народ, и тогда время плена окончится (ст. 7–11, 15–22). При этом момент избавления от бедствия народа Божия становится моментом наказания для тех, кто прежде, во время наказания народа за грехи, выступал в качестве гонителей (ст. 16).

Ситуация напоминает качание маятника, при котором те, кто прежде были преследуемыми и гонимыми, становятся преследователями и гонителями. Но в чём же тогда смысл такого наказания? Если наказанием считать сам факт преследований или гонений, смысла действительно обнаружить не удастся. Но ситуация, как видно, оказывается не столь простой. Дело ведь не в одних войнах, захватах территорий и прочих подобного рода событиях как таковых.

К сожалению, в падшем мире такие события приходится считать не наказанием за грех, а нормой жизни, так что воевать вынуждены все народы, если только они хотят выжить и сохранить независимость. Наказанием, по-видимому, можно было бы считать поражение в войне, как это всегда и считалось у большинства народов древности (да и не только древности). Но в таком случае становится очевидным, что еврейский народ, учитывая его относительную малочисленность и положение еврейского государства в древнем мире, был просто обречён: выжить своими силами он не мог никак. И наказанием могло стать (и действительно становилось) само оставление его Богом на произвол судьбы. Собственно, во время разгрома вавилонянами Иудеи и Иерусалима происходит именно это: Бог не вмешивается в события, они идут своим чередом и заканчиваются закономерной в такой ситуации катастрофой. А вот когда время наказания заканчивается, происходит, как видно, нечто прямо противоположное: Бог вмешивается в ситуацию, и у Его народа снова появляется надежда на историческое будущее.

Многим кажется, что им жилось бы проще, если бы Бог оставил их в покое. Но вся история еврейского народа говорит об ином: если Бог оставляет кого-то в покое, будь то один человек или целый народ, для оставленных такое положение оказывается самым страшным наказанием, какое только можно придумать. К счастью для многих, так бывает реже, чем они о том просят. И это тоже одно из проявлений милосердия Божия и Его любви.

Свернуть
 
На Иер 30:1-24
1 Слово, которое было к Иеремии от Господа: 2 так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу. 3 Ибо вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я возвращу из плена народ Мой, Израиля и Иуду, говорит Господь; и приведу их опять в ту землю, которую дал отцам их, и они будут владеть ею.
4 И вот те слова, которые сказал Господь об Израиле и Иуде. 
5 Так сказал Господь:
голос смятения и ужаса слышим мы,
  а не мира.
 
6 Спросите и рассудите:
  рождает ли мужчина?
Почему же Я вижу у каждого мужчины
  руки на чреслах его, как у женщины в родах,
  и лица у всех бледные?
 
7 О, горе! велик тот день,
  не было подобного ему;
это — бедственное время для Иакова,
  но он будет спасен от него.
8 И будет в тот день, говорит Господь Саваоф: сокрушу ярмо его, которое на вые твоей, и узы твои разорву; и не будут уже служить чужеземцам, 9 но будут служить Господу Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им.
10 
И ты, раб Мой Иаков, не бойся, говорит Господь,
  и не страшись, Израиль;
ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны
  и племя твое из земли пленения их;
и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно,
  и никто не будет устрашать его,
11 
ибо Я с тобою, говорит Господь,
  чтобы спасать тебя:
Я совершенно истреблю все народы,
  среди которых рассеял тебя,
  а тебя не истреблю;
Я буду наказывать тебя в мере,
  но ненаказанным не оставлю тебя.
12 
Ибо так говорит Господь:
рана твоя неисцельна,
  язва твоя жестока;
13 
никто не заботится о деле твоем,
  чтобы заживить рану твою;
  целебного врачевства нет для тебя;
14 
все друзья твои забыли тебя,
  не ищут тебя;
ибо Я поразил тебя ударами неприятельскими,
  жестоким наказанием
за множество беззаконий твоих,
  потому что грехи твои умножились.
15 
Что вопиешь ты о ранах твоих,
  о жестокости болезни твоей?
по множеству беззаконий твоих
  Я сделал тебе это,
  потому что грехи твои умножились.
16 
Но все пожирающие тебя будут пожраны;
  и все враги твои, все сами пойдут в плен,
и опустошители твои будут опустошены,
  и всех грабителей твоих предам грабежу.
17 
Я обложу тебя пластырем
  и исцелю тебя от ран твоих,
              говорит Господь.
Тебя называли отверженным, говоря:
  "вот Сион, о котором никто не спрашивает";
18 
так говорит Господь:
вот, возвращу плен шатров Иакова
  и селения его помилую;
и город опять будет построен на холме своем,
  и храм устроится по-прежнему.
19 
И вознесутся из них благодарение
  и голос веселящихся;
и Я умножу их, и не будут умаляться,
  и прославлю их, и не будут унижены.
20 
И сыновья его будут, как прежде,
  и сонм его будет предстоять предо Мною,
  и накажу всех притеснителей его.
21 
И будет вождь его из него самого,
  и владыка его произойдет из среды его;
и Я приближу его, и он приступит ко Мне;
  ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне?
              говорит Господь.
22 
И вы будете Моим народом,
  и Я буду вам Богом.
23 
Вот, яростный вихрь идет
  от Господа,
вихрь грозный;
  он падет на голову нечестивых.
24 
Пламенный гнев Господа не отвратится,
  доколе Он не совершит и не выполнит
  намерений сердца Своего.
В последние дни уразумеете это.
Свернуть
Пророчество Иеремии о будущем народа как бы дополняет то письмо, которое он написал депортированным в Вавилон жителям Иерусалима. В том письме он разрушает все надежды этих людей на скорое возвращение домой, предупреждая их о том, что плен будет долгим...  Читать далее

Пророчество Иеремии о будущем народа как бы дополняет то письмо, которое он написал депортированным в Вавилон жителям Иерусалима. В том письме он разрушает все надежды этих людей на скорое возвращение домой, предупреждая их о том, что плен будет долгим. И вот теперь звучит пророчество, дающее надежду. Пророчество о новой исторической и духовной эпохе, которая ожидает народ. Конечно, само собой ничего не произойдёт. Без покаяния, без переосмысления сделанного и раскаяния в грехах, без нового обращения к Богу ничего не получится. Но есть в пророчестве Иеремии о будущем народа и ещё один аспект, провиденциальный. Речь идёт о планах Божьих.

И тут становится особенно ясно, что, если и есть у народа какое-то будущее, какой-то шанс на новую историческую жизнь, то только потому, что Божий народ остаётся частью Его плана. Будь оно иначе, история еврейского народа завершилась бы там же, в Вавилонии, после разгрома Иудеи, как завершилась в Ассирийской империи после разгрома Северного Царства история десяти еврейских племён из двенадцати за два с небольшим столетия до Вавилонского плена. Такова особенность падшего мира: грех там абсолютен, а праведность относительна.

Будучи однажды совершённым, грех, будь то одного человека или целого народа, влечёт за собой такую цепочку следствий, которую невозможно прервать в рамках этого падшего мира. С приходом Христа ситуация меняется кардинально, но во времена Иеремии до Его прихода оставалось ещё почти шесть столетий. В такой ситуации шанс на новую историческую жизнь для народа даже после покаяния и обращения был возможен лишь как Божье чудо, как Его непосредственное вмешательство в ход событий. Но чудо возможно лишь в ответ на обращение, о чём и напоминает Иеремия своим современникам.

Свернуть
 
На Иер 31:1-22
1 В то время, говорит Господь, Я буду Богом всем племенам Израилевым, а они будут Моим народом. 
2 Так говорит Господь:
народ, уцелевший от меча,
  нашел милость в пустыне;
иду успокоить Израиля.
 
3    Издали явился мне Господь и сказал:
любовью вечною Я возлюбил тебя
  и потому простер к тебе благоволение.
 
4 Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена,
  дева Израилева,
снова будешь украшаться тимпанами твоими
  и выходить в хороводе веселящихся;
 
5 снова разведешь виноградники
  на горах Самарии;
виноградари, которые будут разводить их,
  сами будут и пользоваться ими.
 
6 Ибо будет день, когда стражи
  на горе Ефремовой провозгласят:
"вставайте, и взойдем на Сион
  к Господу Богу нашему".
Ибо так говорит Господь:
радостно пойте об Иакове
  и восклицайте пред главою народов:
провозглашайте, славьте и говорите:
  "спаси, Господи, народ твой,
  остаток Израиля!"
Вот, Я приведу их из страны северной
  и соберу их с краев земли;
слепой и хромой,
  беременная и родильница вместе с ними —
  великий сонм возвратится сюда.
Они пошли со слезами,
  а Я поведу их с утешением;
поведу их близ потоков вод
  дорогою ровною, на которой не споткнутся;
ибо Я — отец Израилю,
  и Ефрем — первенец Мой.
10 
Слушайте слово Господне, народы,
  и возвестите островам отдаленным
и скажите: "Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его,
  и будет охранять его, как пастырь стадо свое";
11 
ибо искупит Господь Иакова
  и избавит его от руки того, кто был сильнее его.
12 
И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона;
  и стекутся к благостыне Господа,
к пшенице и вину и елею,
  к агнцам и волам;
и душа их будет как напоенный водою сад,
  и они не будут уже более томиться.
13 
Тогда девица будет веселиться в хороводе,
  и юноши и старцы вместе;
и изменю печаль их на радость
  и утешу их, и обрадую их после скорби их.
14 
И напитаю душу священников туком,
  и народ Мой насытится благами Моими,
              говорит Господь.
15 
Так говорит Господь:
голос слышен в Раме,
  вопль и горькое рыдание;
Рахиль плачет о детях своих
  и не хочет утешиться о детях своих,
  ибо их нет.
16 
Так говорит Господь:
удержи голос твой от рыдания
  и глаза твои от слез,
ибо есть награда за труд твой,
              говорит Господь,
  и возвратятся они из земли неприятельской.
17 
И есть надежда для будущности твоей,
              говорит Господь,
  и возвратятся сыновья твои в пределы свои.
18 
Слышу Ефрема плачущего:
"Ты наказал меня, и я наказан,
  как телец неукротимый;
обрати меня, и обращусь,
  ибо Ты Господь Бог мой.
19 
Когда я был обращен, я каялся,
  и когда был вразумлен, бил себя по бедрам;
я был постыжен, я был смущен,
  потому что нес бесславие юности моей".
20 
Не дорогой ли у Меня сын Ефрем?
  не любимое ли дитя?
ибо, как только заговорю о нем,
  всегда с любовью воспоминаю о нем;
внутренность Моя возмущается за него;
  умилосержусь над ним, говорит Господь.
21 
Поставь себе путевые знаки,
  поставь себе столбы,
обрати сердце твое на дорогу,
  на путь, по которому ты шла;
возвращайся, дева Израилева,
  возвращайся в сии города твои.
22 
Долго ли тебе скитаться,
  отпадшая дочь?
Ибо Господь сотворит на земле нечто новое:
  жена спасет мужа.
Свернуть
Мы часто склонны воспринимать отношения с Богом по принципу «преступления-наказания» или «кнута и пряника»...  Читать далее

Мы часто склонны воспринимать отношения с Богом по принципу «преступления-наказания» или «кнута и пряника». То есть, если мы будем себя вести хорошо, то Бог нам поможет в жизни — даст нам хорошо прожить эту жизнь, а потом возьмет к Себе в рай; если же мы напакостим в этой жизни — Он нас накажет. Этот принцип религиозных отношений восходит к седой древности. Таким во многом было нравственное богословие израильтян в период до Плена (и, почему-то, большинства христиан прошлого и настоящего). Еще можно было объяснить, что Израиль пошел в изгнание за грех идолопоклонства, но почему же в плену оказались лучшие, наиболее преданные Господу люди? Эта тайна открывается пророку Иеремии (и другим пророкам): Господь не работает кнутом и пряником. Он руководствуется только отеческой любовью к Своему народу (и вообще, ко всем людям). Он попускает плен лишь для исправления народа, для очищения его от язычества, но, при этом, любит Израиль вечной любовью, которая не зависит от их «поведения и прилежания». Бог Библии — Бог безусловной любви, Бог — любовь.

Свернуть
 
На Иер 31:1-22
1 В то время, говорит Господь, Я буду Богом всем племенам Израилевым, а они будут Моим народом. 
2 Так говорит Господь:
народ, уцелевший от меча,
  нашел милость в пустыне;
иду успокоить Израиля.
 
3    Издали явился мне Господь и сказал:
любовью вечною Я возлюбил тебя
  и потому простер к тебе благоволение.
 
4 Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена,
  дева Израилева,
снова будешь украшаться тимпанами твоими
  и выходить в хороводе веселящихся;
 
5 снова разведешь виноградники
  на горах Самарии;
виноградари, которые будут разводить их,
  сами будут и пользоваться ими.
 
6 Ибо будет день, когда стражи
  на горе Ефремовой провозгласят:
"вставайте, и взойдем на Сион
  к Господу Богу нашему".
Ибо так говорит Господь:
радостно пойте об Иакове
  и восклицайте пред главою народов:
провозглашайте, славьте и говорите:
  "спаси, Господи, народ твой,
  остаток Израиля!"
Вот, Я приведу их из страны северной
  и соберу их с краев земли;
слепой и хромой,
  беременная и родильница вместе с ними —
  великий сонм возвратится сюда.
Они пошли со слезами,
  а Я поведу их с утешением;
поведу их близ потоков вод
  дорогою ровною, на которой не споткнутся;
ибо Я — отец Израилю,
  и Ефрем — первенец Мой.
10 
Слушайте слово Господне, народы,
  и возвестите островам отдаленным
и скажите: "Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его,
  и будет охранять его, как пастырь стадо свое";
11 
ибо искупит Господь Иакова
  и избавит его от руки того, кто был сильнее его.
12 
И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона;
  и стекутся к благостыне Господа,
к пшенице и вину и елею,
  к агнцам и волам;
и душа их будет как напоенный водою сад,
  и они не будут уже более томиться.
13 
Тогда девица будет веселиться в хороводе,
  и юноши и старцы вместе;
и изменю печаль их на радость
  и утешу их, и обрадую их после скорби их.
14 
И напитаю душу священников туком,
  и народ Мой насытится благами Моими,
              говорит Господь.
15 
Так говорит Господь:
голос слышен в Раме,
  вопль и горькое рыдание;
Рахиль плачет о детях своих
  и не хочет утешиться о детях своих,
  ибо их нет.
16 
Так говорит Господь:
удержи голос твой от рыдания
  и глаза твои от слез,
ибо есть награда за труд твой,
              говорит Господь,
  и возвратятся они из земли неприятельской.
17 
И есть надежда для будущности твоей,
              говорит Господь,
  и возвратятся сыновья твои в пределы свои.
18 
Слышу Ефрема плачущего:
"Ты наказал меня, и я наказан,
  как телец неукротимый;
обрати меня, и обращусь,
  ибо Ты Господь Бог мой.
19 
Когда я был обращен, я каялся,
  и когда был вразумлен, бил себя по бедрам;
я был постыжен, я был смущен,
  потому что нес бесславие юности моей".
20 
Не дорогой ли у Меня сын Ефрем?
  не любимое ли дитя?
ибо, как только заговорю о нем,
  всегда с любовью воспоминаю о нем;
внутренность Моя возмущается за него;
  умилосержусь над ним, говорит Господь.
21 
Поставь себе путевые знаки,
  поставь себе столбы,
обрати сердце твое на дорогу,
  на путь, по которому ты шла;
возвращайся, дева Израилева,
  возвращайся в сии города твои.
22 
Долго ли тебе скитаться,
  отпадшая дочь?
Ибо Господь сотворит на земле нечто новое:
  жена спасет мужа.
Свернуть
Сегодняшнее чтение вновь возвращает нас к теме промысла Божия и исторических судеб народов. Бог говорит прямо, что...  Читать далее

Сегодняшнее чтение вновь возвращает нас к теме промысла Божия и исторических судеб народов. Бог говорит прямо, что возвращение народа на землю отцов станет реальным лишь тогда, когда народ Божий станет народом Божиим по существу, а не только по названию (ст. 1). Но возможным такое развитие событий становится лишь потому, что у Бога со Своим народом существуют совершенно особенные отношения, называемые на библейском языке союзом, или заветом. Потому-то и говорит Он о «вечной любви», которая связывает Его с изгнанниками (ст. 2–3). Эти отношения и делают возможным всё дальнейшее: возвращение народа, его последующее процветание на земле отцов (ст. 3–5) и даже само пришествие Мессии. Но и народ тоже меняется, ведь завет предполагает вполне определённое развитие отношений и их духовное углубление.

Выделение остатка, о котором говорили многие пророки, тоже является частью этого развития, и потому возвращается на землю отцов уже остаток, который и становится новым народом (ст. 6–9). При таком видении событий становится ясно, что речь идёт уже не о замыслах человеческих, а о планах Божиих. В истории становятся отчётливо различимы два пласта: собственно исторический и провиденциальный, связанный с осуществлением Богом Своего замысла и о Своём народе, и обо всём человечестве в целом. Само собирание рассеянного по миру народа оказывается смыслом исторического процесса и целью существования мира (ст. 8–12).

На первый взгляд, такой подход сужает историческую перспективу пророка (а для нас он сужает историческую ретроспективу). Но по сути он очень точно отражает провиденциальный смысл исторического процесса. Ведь исторический процесс, протекающий в падшем мире, оказывается во многом стихийным, и, хотя у Бога, конечно, есть Свой замысел для каждого народа (так же, как и для каждого человека), реализуется он достаточно редко, прежде всего потому, что со множеством людей, если это множество, как нередко бывает в падшем мире, превращается в безликую массу, а иногда и в толпу, реализовать его, не нарушая свободы исторического выбора конкретного народа, оказывается намного сложнее, чем реализовать замысел о конкретном человеке. Потому-то Бог, создав Себе народ, и устанавливает с ним особые отношения: иначе ни с каким народом ничего не сделаешь. Но тогда не приходится удивляться, что исторический путь именно этого народа оказывается для Бога центром всех Его планов и замыслов, касающихся судеб человечества: иначе поставленной задачи избавления человечества от греха и преображения мироздания не решить. Так судьба одного конкретного народа становится определяющей в истории человечества.

Свернуть
 
На Иер 31:1-22
1 В то время, говорит Господь, Я буду Богом всем племенам Израилевым, а они будут Моим народом. 
2 Так говорит Господь:
народ, уцелевший от меча,
  нашел милость в пустыне;
иду успокоить Израиля.
 
3    Издали явился мне Господь и сказал:
любовью вечною Я возлюбил тебя
  и потому простер к тебе благоволение.
 
4 Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена,
  дева Израилева,
снова будешь украшаться тимпанами твоими
  и выходить в хороводе веселящихся;
 
5 снова разведешь виноградники
  на горах Самарии;
виноградари, которые будут разводить их,
  сами будут и пользоваться ими.
 
6 Ибо будет день, когда стражи
  на горе Ефремовой провозгласят:
"вставайте, и взойдем на Сион
  к Господу Богу нашему".
Ибо так говорит Господь:
радостно пойте об Иакове
  и восклицайте пред главою народов:
провозглашайте, славьте и говорите:
  "спаси, Господи, народ твой,
  остаток Израиля!"
Вот, Я приведу их из страны северной
  и соберу их с краев земли;
слепой и хромой,
  беременная и родильница вместе с ними —
  великий сонм возвратится сюда.
Они пошли со слезами,
  а Я поведу их с утешением;
поведу их близ потоков вод
  дорогою ровною, на которой не споткнутся;
ибо Я — отец Израилю,
  и Ефрем — первенец Мой.
10 
Слушайте слово Господне, народы,
  и возвестите островам отдаленным
и скажите: "Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его,
  и будет охранять его, как пастырь стадо свое";
11 
ибо искупит Господь Иакова
  и избавит его от руки того, кто был сильнее его.
12 
И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона;
  и стекутся к благостыне Господа,
к пшенице и вину и елею,
  к агнцам и волам;
и душа их будет как напоенный водою сад,
  и они не будут уже более томиться.
13 
Тогда девица будет веселиться в хороводе,
  и юноши и старцы вместе;
и изменю печаль их на радость
  и утешу их, и обрадую их после скорби их.
14 
И напитаю душу священников туком,
  и народ Мой насытится благами Моими,
              говорит Господь.
15 
Так говорит Господь:
голос слышен в Раме,
  вопль и горькое рыдание;
Рахиль плачет о детях своих
  и не хочет утешиться о детях своих,
  ибо их нет.
16 
Так говорит Господь:
удержи голос твой от рыдания
  и глаза твои от слез,
ибо есть награда за труд твой,
              говорит Господь,
  и возвратятся они из земли неприятельской.
17 
И есть надежда для будущности твоей,
              говорит Господь,
  и возвратятся сыновья твои в пределы свои.
18 
Слышу Ефрема плачущего:
"Ты наказал меня, и я наказан,
  как телец неукротимый;
обрати меня, и обращусь,
  ибо Ты Господь Бог мой.
19 
Когда я был обращен, я каялся,
  и когда был вразумлен, бил себя по бедрам;
я был постыжен, я был смущен,
  потому что нес бесславие юности моей".
20 
Не дорогой ли у Меня сын Ефрем?
  не любимое ли дитя?
ибо, как только заговорю о нем,
  всегда с любовью воспоминаю о нем;
внутренность Моя возмущается за него;
  умилосержусь над ним, говорит Господь.
21 
Поставь себе путевые знаки,
  поставь себе столбы,
обрати сердце твое на дорогу,
  на путь, по которому ты шла;
возвращайся, дева Израилева,
  возвращайся в сии города твои.
22 
Долго ли тебе скитаться,
  отпадшая дочь?
Ибо Господь сотворит на земле нечто новое:
  жена спасет мужа.
Свернуть
Говоря об эпохе ожидающего народ после покаяния и нового обращения процветания, Иеремия снова и снова повторяет, что и это процветание, и сама возможность какого-то исторического будущего для народа связана только с действием Божьим, с Его промыслом...  Читать далее

Говоря об эпохе ожидающего народ после покаяния и нового обращения процветания, Иеремия снова и снова повторяет, что и это процветание, и сама возможность какого-то исторического будущего для народа связана только с действием Божьим, с Его промыслом. Это Он Сам оказывается искупителем Своего народа. То еврейское слово, которое на русский переводят обычно как «искупитель», обозначает освободителя, выкупающего из рабства своих соплеменников. В таком же смысле Искупителем называют и Мессию. Когда дело касается греха, то под искуплением имеют в виду обычно избавление от его последствий. В древности повсеместно царила уверенность, что однажды совершённый грех, да и вообще всякое зло необратимы в смысле своих последствий. На Востоке эта уверенность породила представление о кармических зависимостях, которые как раз и были связаны с однажды совершённым грехом как его последствия.

Избавиться от таких последствий было невозможно: все попытки сделать это порождали лишь ещё большее зло. Яхвизм, правда, допускал возможность избавления от последствий совершённого греха, и для этого существовали специальные очистительные ритуалы, основой которых были омовения и особые жертвоприношения. Но даже они могли помочь избежать последствий совершённого греха лишь в том случае, если грех был совершён ненамеренно. В случае же намеренного греховного поступка его последствия тяготели над человеком всю жизнь, даже если потом он искренне раскаивался в том, что сделал.

Такова была власть зла в падшем мире до прихода Христа. Здесь же речь шла о целом народе, сознательно выбравшем в известный период своей истории путь греха. О массовом отступничестве, если не формальном, то фактическом. Конечно, народ Божий в этом отношении повторил в своей истории путь всего человечества, во время грехопадения тоже сознательно изменившего Богу и выбравшего путь греха. Но проблема от этого не становилась меньше. Требовалось особое вмешательство Божье, чтобы Его народ смог избавиться от последствий своей прошлой исторической жизни.

Но это было возможно лишь в контексте общего плана спасения человечества. Новая историческая жизнь народа не только имела смысл, но и была возможна лишь в контексте грядущего прихода Мессии. Это был аванс, выданный Богом Своему народу в счёт грядущего искупления всего человечества. Конечно, вряд ли кто-нибудь понимал эту ситуацию отчётливо не только во времена Иеремии, но и позже, в послепленную эпоху. И тем не менее связь между искуплением народа Божьего и искуплением человечества достаточно очевидна. Они — элементы единого плана и единого духовного процесса. Без одного не было бы и другого. Но начать надо было именно с народа Божьего, что и было открыто Иеремии.

Свернуть
 
На Иер 31:3
3    Издали явился мне Господь и сказал:
любовью вечною Я возлюбил тебя
  и потому простер к тебе благоволение.
Свернуть
Пророк говорит от имени Израильского народа, именно этому народу явился Господь и открыл ему Свою любовь и благоволение. Но, конечно же, это не только описание случившегося события, но и пророчество, которое можно и нужно понимать в духовном смысле...  Читать далее

Пророк говорит от имени Израильского народа, именно этому народу явился Господь и открыл ему Свою любовь и благоволение. Но, конечно же, это не только описание случившегося события, но и пророчество, которое можно и нужно понимать в духовном смысле. Через пять с лишним веков после пророка Иеремии Бог явит Свою любовь ко всем людям в том, что придет в этот мир Сын Божий, чтобы принести благую волю — спасение. Заметим, что и в случае народа, и в случае каждого отдельного человека Божие благоволение не является следствием какой-то праведности, каких-то заслуг, но исходит только из вечной любви Божией. Еще важно увидеть, что благоволение «простирается» к нам, а не навязывается, и, чтобы оно стало для нас реальностью, его нужно принять.

Свернуть
 
На Иер 31:10
10 
Слушайте слово Господне, народы,
  и возвестите островам отдаленным
и скажите: "Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его,
  и будет охранять его, как пастырь стадо свое";
Свернуть
В сегодняшнем чтении из книги пророка Иеремии Господь говорит, что Он соберёт Свой народ, но из Его слов можно сделать вывод, что именно Он его и...  Читать далее

В сегодняшнем чтении из книги пророка Иеремии Господь говорит, что Он соберёт Свой народ, но из Его слов можно сделать вывод, что именно Он его и рассеял. Мне представляется такая картинка: народ Божий — как горсть зёрен в Его ладонях. Зёрна эти ссорятся между собой и громко заявляют, что не желают лежать в горсти и вообще сами знаю, что им следует делать и как жить. И Господь раскрывает ладони, и зёрна рассыпаются по земле. Но, поскольку Бог не посадил их, а именно отпустил, он лежат на камнях, где прорасти никак не могут. И когда непослушные зёрна понимают, что они вроде бы получили «свободу», которой сами хотели, но на самом-то деле они просто потеряны и страшно одиноки, — тогда Господь вновь собирает их в Свои руки, чтобы посадить там, где Он и собирался их посадить. И теперь, узнав все «радости» ложной свободы, они принимают Его помощь с благодарностью. Что-то похожее происходит и с каждым из нас...

Свернуть
 
На Иер 31:23-40
23 Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: впредь, когда Я возвращу плен их, будут говорить на земле Иуды и в городах его сие слово:
"да благословит тебя Господь, жилище правды, гора святая!"
 24 И поселится на ней Иуда и все города его вместе, земледельцы и ходящие со стадами. 25 Ибо Я напою душу утомленную и насыщу всякую душу скорбящую.
26 При этом я пробудился и посмотрел, и сон мой был приятен мне.
27 Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота. 28 И как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, и разрушая и погубляя, и повреждая, так буду наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь. 29 В те дни уже не будут говорить:
"отцы ели кислый виноград,
  а у детей на зубах оскомина",
 30 но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет.
31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. 34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.
35 
Так говорит Господь,
Который дал солнце для освещения днем,
  уставы луне и звездам для освещения ночью,
Который возмущает море, так что волны его ревут;
  Господь Саваоф — имя Ему.
36 
Если сии уставы перестанут действовать
  предо Мною, говорит Господь,
то и племя Израилево перестанет
  быть народом предо Мною навсегда.
37 
Так говорит Господь:
если небо может быть измерено вверху,
  и основания земли исследованы внизу,
то и Я отвергну все племя Израилево
  за все то, что они делали, говорит Господь.
38 Вот, наступают дни, говорит Господь, когда город устроен будет во славу Господа от башни Анамеила до ворот угульных, 39 и землемерная вервь пойдет далее прямо до холма Гарива и обойдет Гоаф. 40 И вся долина трупов и пепла, и все поле до потока Кедрона, до угла конских ворот к востоку, будет святынею Господа; не разрушится и не распадется вовеки.
Свернуть
Сегодня пророк говорит о будущем новом завете со Своим народом. Этот завет будет основан на непосредственном знании Господа...  Читать далее

Сегодня пророк говорит о будущем новом завете со Своим народом. Этот завет будет основан на непосредственном знании Господа, на личной вере и на личной ответственности каждого перед Богом. Эта смена завета со старого (ветхого) на новый не происходит автоматически. Если мы сегодня говорим о себе, как об участниках нового завета, заключенного через Иисуса Христа, то это, к сожалению, не значит, что мы уже постигли и воплотили в жизнь те новозаветные принципы, о которых говорится в этом пророчестве Иеремии. Многие христиане еще живут не своей, а чужой верой, говоря: «Я верю в то, во что верит Церковь», или «Пусть иерархи отвечают перед Богом за все церковные проблемы». Каждый день нам необходимо прорываться к собственному сердцу, чтобы самим любить, верить, доверять Богу, брать на себя ответственность за себя и за ближних. Это несовместимо с потребительским отношением к Богу или к Церкви. Это требует личного, личностного знания Бога и Его воли.

Свернуть
 
На Иер 31:23-40
23 Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: впредь, когда Я возвращу плен их, будут говорить на земле Иуды и в городах его сие слово:
"да благословит тебя Господь, жилище правды, гора святая!"
 24 И поселится на ней Иуда и все города его вместе, земледельцы и ходящие со стадами. 25 Ибо Я напою душу утомленную и насыщу всякую душу скорбящую.
26 При этом я пробудился и посмотрел, и сон мой был приятен мне.
27 Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота. 28 И как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, и разрушая и погубляя, и повреждая, так буду наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь. 29 В те дни уже не будут говорить:
"отцы ели кислый виноград,
  а у детей на зубах оскомина",
 30 но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет.
31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. 34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.
35 
Так говорит Господь,
Который дал солнце для освещения днем,
  уставы луне и звездам для освещения ночью,
Который возмущает море, так что волны его ревут;
  Господь Саваоф — имя Ему.
36 
Если сии уставы перестанут действовать
  предо Мною, говорит Господь,
то и племя Израилево перестанет
  быть народом предо Мною навсегда.
37 
Так говорит Господь:
если небо может быть измерено вверху,
  и основания земли исследованы внизу,
то и Я отвергну все племя Израилево
  за все то, что они делали, говорит Господь.
38 Вот, наступают дни, говорит Господь, когда город устроен будет во славу Господа от башни Анамеила до ворот угульных, 39 и землемерная вервь пойдет далее прямо до холма Гарива и обойдет Гоаф. 40 И вся долина трупов и пепла, и все поле до потока Кедрона, до угла конских ворот к востоку, будет святынею Господа; не разрушится и не распадется вовеки.
Свернуть
Сегодняшнее чтение посвящено одной из важнейших тем пророческой проповеди — теме Нового, мессианского завета...  Читать далее

Сегодняшнее чтение посвящено одной из важнейших тем пророческой проповеди — теме Нового, мессианского, завета. Уже Исайя Иерусалимский связывал выделение остатка с мессианской перспективой, считая остаток мессианской общиной. Иеремия, как видно, разделяет этот взгляд: для него возвращение народа из плена означает не только формирование остатка, но и кардинальное обновление отношений между Богом и Его народом, которое Исайя относил к мессианской эпохе. Начинается оно с формирования в народе нового типа религиозности, который сегодня мы назвали бы персоналистическим (ст. 29–30).

До плена религиозное сознание народа было в значительной мере коллективистским, отдельная личность нередко растворялась в народе, разделяя его судьбу, а представление о том, что дети отвечают за грехи отцов, было общераспространённым. Иеремия же указывает на то, что наступят времена, когда всё будет иначе, когда перед Богом за свои дела каждый будет отвечать сам. Это было чрезвычайно важно, ведь речь шла об отношениях человека с Богом, где никакому коллективизму места нет: отношения Бога с каждым человеком совершенно уникальны, и никто не может полноценно общаться с Ним, прячась за других. Особенно же актуально звучало сказанное на фоне того, что говорил Иеремия о Новом завете.

Под Новым заветом пророк подразумевает, прежде всего, кардинальное обновление отношений между Богом и Его народом. Если раньше Тора («закон») была выбита на камне, то теперь она будет написана в сердце каждого (ст. 31–33). Ситуация, как видно, меняется принципиально: прежде Тора была законодательством, с которым каждый должен был соотносить свою жизнь и свои поступки; теперь она становится чем-то внутренне присущим человеку, не только становясь основой для отношений человека с Богом, но и полностью определяя его духовную жизнь. Не случайно эта внутренняя Тора не требует уже познания и изучения в традиционном смысле слова (ст. 34): ведь теперь каждый получает тот духовный стержень, который позволяет выстроить собственные отношения с Богом, узнав Его лично.

Такое личное богопознание обновляет человека, и потому пророк с полным основанием мог назвать подобного рода отношения Новым союзом, или Новым заветом. Очевидно, для Иеремии Новый завет связан не с новой религией, а с новым качеством отношений между Богом и народом Божиим, которое превращало его в народ-общину. Ведь в общине каждый сохраняет свои неповторимые отношения и с Богом, и с людьми, а единство общины перед Богом не разрушает этой неповторимости. Только так и может человек войти в Царство: ведь для Царства одинаково важны отношения каждого как с Богом, так и с ближним.

Свернуть
 
На Иер 31:23-40
23 Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: впредь, когда Я возвращу плен их, будут говорить на земле Иуды и в городах его сие слово:
"да благословит тебя Господь, жилище правды, гора святая!"
 24 И поселится на ней Иуда и все города его вместе, земледельцы и ходящие со стадами. 25 Ибо Я напою душу утомленную и насыщу всякую душу скорбящую.
26 При этом я пробудился и посмотрел, и сон мой был приятен мне.
27 Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота. 28 И как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, и разрушая и погубляя, и повреждая, так буду наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь. 29 В те дни уже не будут говорить:
"отцы ели кислый виноград,
  а у детей на зубах оскомина",
 30 но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет.
31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. 34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.
35 
Так говорит Господь,
Который дал солнце для освещения днем,
  уставы луне и звездам для освещения ночью,
Который возмущает море, так что волны его ревут;
  Господь Саваоф — имя Ему.
36 
Если сии уставы перестанут действовать
  предо Мною, говорит Господь,
то и племя Израилево перестанет
  быть народом предо Мною навсегда.
37 
Так говорит Господь:
если небо может быть измерено вверху,
  и основания земли исследованы внизу,
то и Я отвергну все племя Израилево
  за все то, что они делали, говорит Господь.
38 Вот, наступают дни, говорит Господь, когда город устроен будет во славу Господа от башни Анамеила до ворот угульных, 39 и землемерная вервь пойдет далее прямо до холма Гарива и обойдет Гоаф. 40 И вся долина трупов и пепла, и все поле до потока Кедрона, до угла конских ворот к востоку, будет святынею Господа; не разрушится и не распадется вовеки.
Свернуть
Говоря о будущем народа и о мессианской эпохе, Иеремия использует такое понятие, как новый союз (новый завет) Бога со Своим народом. Тот союз-завет, что был заключён на Синае, разумеется, при этом не отменяется, он остаётся в силе, хотя народ условия того союза давно нарушил...  Читать далее

Говоря о будущем народа и о мессианской эпохе, Иеремия использует такое понятие, как новый союз (новый завет) Бога со Своим народом. Тот союз-завет, что был заключён на Синае, разумеется, при этом не отменяется, он остаётся в силе, хотя народ условия того союза давно нарушил: Тору, данную как основание Синайского союза, народ нарушал неоднократно. Но теперь речь идёт уже не о Торе, выбитой на камне, а о Торе, написанной в сердце.

Вот она-то, эта Тора, написанная в сердце, и станет основанием нового, мессианского союза-завета. Уже после Вавилонского плена эти слова пророка были осмыслены заново, и в послепленном иудаизме появилось понятие внутренней Торы, а позже и живой Торы. Внутренняя Тора была уже не внешним ограничителем для человека, юридическим или моральным, а внутренним императивом, духовным и нравственным. Следование внутренней Торе было связано уже не только и не столько с самоограничением, сколько с выстраиванием своей внутренней жизни, а затем и жизни внешней, в соответствии с нормами Торы.

Это была работа аскетическая в собственном смысле слова, когда под аскезой понимается не самоумервщление, а организация своего внутреннего мира, а потом и своей внешней жизни вокруг духовного стержня, которым и была внутренняя Тора. В идеале только внутренняя Тора и должна была определять жизнь человека. В таком случае человек становился живой Торой, и в его жизни больше не оставалось места греху, а богопознание становилось его обычным состоянием, как и говорил Иеремия. Конечно, для падшего человека живая Тора оставалась недостижимым идеалом.

Иисус не случайно говорит о Торе, которую Он пришёл не разрушать, а довести до полноты. Первые христиане видели во Христе единственный на земле пример живой Торы, а уподобление Христу понимали как путь внутренней Торы, завершающийся в Царстве тем, что идущий путём Христа сам становится живой Торой, подобно своему Учителю. Так раскрылось с приходом Христа откровение, когда-то данное пророку за шесть столетий до Его рождения. Но оно и неудивительно: ведь смысл всякого подлинного откровения раскрывается до конца лишь в Царстве, ради которого оно и было дано.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).