Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Авд 1:1-21

Поделиться
 Видение Авдия.
Так говорит Господь Бог об Едоме:
весть услышали мы от Господа,
  и посол послан объявить народам:
"вставайте, и выступим против него войною!"
Вот, Я сделал тебя малым между народами,
  и ты в большом презрении.
Гордость сердца твоего обольстила тебя;
  ты живешь в расселинах скал,
  на возвышенном месте,
и говоришь в сердце твоем:
  "кто низринет меня на землю?"
Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко
  и среди звезд устроил гнездо твое,
  то и оттуда Я низрину тебя,
              говорит Господь.
Не воры ли приходили к тебе?
  не ночные ли грабители,
  что ты так разорен?
  Но они украли бы столько, сколько надобно им.
Если бы проникли к тебе обиратели винограда,
  то и они разве не оставили бы несколько ягод?
Как обобрано все у Исава
  и обысканы тайники его!
До границы выпроводят тебя
  все союзники твои, обманут тебя,
одолеют тебя живущие с тобою в мире,
  ядущие хлеб твой нанесут тебе удар.
  Нет в нем смысла!
Не в тот ли день это будет, говорит Господь,
  когда Я истреблю мудрых в Едоме
  и благоразумных на горе Исава?
Поражены будут страхом храбрецы твои, Феман,
  дабы все на горе Исава истреблены были убийством.
10 
За притеснение брата твоего, Иакова,
  покроет тебя стыд
  и ты истреблен будешь навсегда.
11 
В тот день, когда ты стоял напротив,
  в тот день, когда чужие уводили войско его в плен
и иноплеменники вошли в ворота его
  и бросали жребий о Иерусалиме,
  ты был как один из них.
12 
Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего,
  на день отчуждения его;
не следовало бы радоваться о сынах Иуды
  в день гибели их
и расширять рот
  в день бедствия.
13 
Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего
  в день несчастья его
и даже смотреть на злополучие его
  в день погибели его,
ни касаться имущества его
  в день бедствия его,
14 
ни стоять на перекрестках
  для убивания бежавших его,
ни выдавать уцелевших из него
  в день бедствия.
15 
Ибо близок день Господень на все народы:
как ты поступал, так поступлено будет и с тобою;
  воздаяние твое обратится на голову твою.
16 
Ибо, как вы пили на святой горе Моей,
  так все народы всегда будут пить,
будут пить, проглотят
  и будут, как бы их не было.
17 
А на горе Сионе будет спасение,
  и будет она святынею;
и дом Иакова получит во владение наследие свое.
18 
И дом Иакова будет огнем,
  и дом Иосифа — пламенем,
  а дом Исавов — соломою:
зажгут его, и истребят его,
  и никого не останется из дома Исава:
              ибо Господь сказал это.
19 
И завладеют те, которые к югу, горою Исава,
  а которые в долине — Филистимлянами;
и завладеют полем Ефрема и полем Самарии,
  а Вениамин завладеет Галаадом.
20 
И переселенные из войска сынов Израилевых
  завладеют землею Ханаанскою до Сарепты,
а переселенные из Иерусалима, находящиеся в Сефараде,
  получат во владение города южные.
21 
И придут спасители на гору Сион,
  чтобы судить гору Исава,
  и будет царство Господа.
Свернуть

В русле тех же пророчеств о суде Божием над всеми народами, о которых мы читаем в последнее время, находится и книга пророка Авдия. Короткое видение, данное ему от Бога, показывает, что в число осужденных Богом народов, провинившихся своей враждой против Израиля, входят и едомитяне, потомки Исава, брата Иакова-Израиля. Их вина — не в язычестве и не в нарушении заповедей. Одно только вменяет им Бог в вину: то, что они отвергли братолюбие. Даже «по понятиям» тех времен, едомитяне — это родственный Израилю народ, и им не следовало бы вступать в союзы с другими народами против Израиля, радоваться поражениям братьев и пользоваться плодами этих поражений.

События истории становятся (по крайней мере, могут становиться) уроками для последующих поколений, причем не только для народов, но и для отдельных людей. Не может христианин радоваться несчастьям и бедам своих братьев и — шире — ближних, к которым относятся все, кого он встречает на своем пути, а иначе его тоже может постигнуть судьба Едома.

Другие мысли вслух

 
На Авд 1:1-21
 Видение Авдия.
Так говорит Господь Бог об Едоме:
весть услышали мы от Господа,
  и посол послан объявить народам:
"вставайте, и выступим против него войною!"
Вот, Я сделал тебя малым между народами,
  и ты в большом презрении.
Гордость сердца твоего обольстила тебя;
  ты живешь в расселинах скал,
  на возвышенном месте,
и говоришь в сердце твоем:
  "кто низринет меня на землю?"
Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко
  и среди звезд устроил гнездо твое,
  то и оттуда Я низрину тебя,
              говорит Господь.
Не воры ли приходили к тебе?
  не ночные ли грабители,
  что ты так разорен?
  Но они украли бы столько, сколько надобно им.
Если бы проникли к тебе обиратели винограда,
  то и они разве не оставили бы несколько ягод?
Как обобрано все у Исава
  и обысканы тайники его!
До границы выпроводят тебя
  все союзники твои, обманут тебя,
одолеют тебя живущие с тобою в мире,
  ядущие хлеб твой нанесут тебе удар.
  Нет в нем смысла!
Не в тот ли день это будет, говорит Господь,
  когда Я истреблю мудрых в Едоме
  и благоразумных на горе Исава?
Поражены будут страхом храбрецы твои, Феман,
  дабы все на горе Исава истреблены были убийством.
10 
За притеснение брата твоего, Иакова,
  покроет тебя стыд
  и ты истреблен будешь навсегда.
11 
В тот день, когда ты стоял напротив,
  в тот день, когда чужие уводили войско его в плен
и иноплеменники вошли в ворота его
  и бросали жребий о Иерусалиме,
  ты был как один из них.
12 
Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего,
  на день отчуждения его;
не следовало бы радоваться о сынах Иуды
  в день гибели их
и расширять рот
  в день бедствия.
13 
Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего
  в день несчастья его
и даже смотреть на злополучие его
  в день погибели его,
ни касаться имущества его
  в день бедствия его,
14 
ни стоять на перекрестках
  для убивания бежавших его,
ни выдавать уцелевших из него
  в день бедствия.
15 
Ибо близок день Господень на все народы:
как ты поступал, так поступлено будет и с тобою;
  воздаяние твое обратится на голову твою.
16 
Ибо, как вы пили на святой горе Моей,
  так все народы всегда будут пить,
будут пить, проглотят
  и будут, как бы их не было.
17 
А на горе Сионе будет спасение,
  и будет она святынею;
и дом Иакова получит во владение наследие свое.
18 
И дом Иакова будет огнем,
  и дом Иосифа — пламенем,
  а дом Исавов — соломою:
зажгут его, и истребят его,
  и никого не останется из дома Исава:
              ибо Господь сказал это.
19 
И завладеют те, которые к югу, горою Исава,
  а которые в долине — Филистимлянами;
и завладеют полем Ефрема и полем Самарии,
  а Вениамин завладеет Галаадом.
20 
И переселенные из войска сынов Израилевых
  завладеют землею Ханаанскою до Сарепты,
а переселенные из Иерусалима, находящиеся в Сефараде,
  получат во владение города южные.
21 
И придут спасители на гору Сион,
  чтобы судить гору Исава,
  и будет царство Господа.
Свернуть
Перед нами пророчество о Едоме, народе языческом, но близкородственном израильтянам. Едом предстаёт перед нами как пример вероломства и коварства...  Читать далее

Перед нами пророчество о Едоме, народе языческом, но близкородственном израильтянам. Едом предстаёт перед нами как пример вероломства и коварства, которому по заслугам придётся принять кару за злодеяния. Мы слышим ещё одно пророчество о неизбежности возмездия за беззаконие.

Но для чего Авдий обращается к Едому, для чего ему надо обращаться с пророческим словом совсем не к той аудитории, к которой обычно обращались пророки Израиля? Ведь другие пророки, излагая то, что Господь открывал им о путях соседних народов, основную речь всё-таки обращали к землякам.

Должно быть, и здесь перед нами урок для соотечественников, и ведя речь о Едоме, пророк намеревался предупредить их от повторения грехов соседей. Грехи Едома могут быть повторены и жителями других земель, да ведь и в самом деле неоднократно повторяются. А значит, здесь ещё раз проявился вселенский характер пророческой проповеди, ведь между всеми людьми, к какому бы народу они ни принадлежали, существует не всегда сознаваемая ими, но реальная взаимосвязь. Поэтому сказанное много веков назад по конкретному поводу, казалось бы, существенному для немногих, может иметь значение и для тех, кому довелось жить в других краях и в другие времена.

Свернуть
 
На Авд 1:15
15 
Ибо близок день Господень на все народы:
как ты поступал, так поступлено будет и с тобою;
  воздаяние твое обратится на голову твою.
Свернуть
Слова Авдия, обращённые им к извечному врагу Иудеи — Идумее, поднимают вопрос о том, что называют иногда исторической справедливостью. На первый взгляд кажется, что...  Читать далее

Слова Авдия, обращённые им к извечному врагу Иудеи — Идумее, поднимают вопрос о том, что называют иногда исторической справедливостью. На первый взгляд кажется, что пророк имеет в виду именно её, говоря о том, что в день Яхве (день Господень) с Идумеей случится то же, что произошло с Иудеей, которая подверглась разгрому, на радость своему давнему противнику, воспользовавшемуся ситуацией. О чём же говорит Авдий, упоминая день Яхве? День Суда? Возможно: апокалиптические настроения были свойственны его эпохе. Но иногда днём Яхве (особенно в допленный период) называли также времена всякого бедствия, которое обрушивалось на страну и народ, а само бедствие считали при этом судом Божиим.

Вполне вероятно, что пророк имеет в виду именно это, предвидя, что вскоре за разгромом Иудеи, которому Идумея так радуется, настанет и её черёд. Казалось бы, налицо торжество той самой исторической справедливости: тот, кто радовался чужой беде, получает в буквальном смысле по заслугам, переживая именно то, чему только что радовался, глядя на бедствия соседа. Но ведь справедливость предполагает непременное следование Торе того, кто хочет справедливость восстановить.

А месть никогда не была средством исполнения заповеди; Тора нехотя её допускает в отдельных случаях, как уступку дурной традиции падшего человечества, устанавливая этой традиции известные границы, но отнюдь её не поощряет. «Око за око, зуб за зуб» — не предписание, а ограничение, необходимое для того, чтобы за один выбитый глаз выбившему не выбивали оба, а за один выбитый зуб — все тридцать два. Между тем, в ситуации, о которой говорит пророк, налицо как раз принцип «око за око, зуб за зуб», принцип, с точки зрения Торы наихудший из всех возможных.

Но в падшем мире чаще всего действует как раз именно он. И предполагает он не столько действие Божие, сколько Его невмешательство в ситуацию, то, что на богословском языке называют обычно попущением. Конечно, невмешательство это относительное, Бог всё же не даёт враждующим сторонам полной свободы, иначе на земле в конце концов не осталось бы в живых никого.

Однако в план Божий такое взаимное истребление людей, конечно же, не входит, и «компенсаций» того типа, о которой говорит Авдий, Он вовсе не хочет. Но если народ Божий отворачивается от Бога, он становится таким же, как все, одним из множества живущих на земле народов. И подчиняется тем общим для всех законам падшего мира, которые предполагают, в виде «высшей справедливости», принцип «око за око, зуб за зуб».

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).