Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на14 Августа 2019

 
На Мф 16:24 

Зачем Богу нужно, чтобы человек отказался от себя, от своей личности, зачем Ему безликость? Но Он говорит, чтобы мы отказывались не от личности, а от самости. Личность, как нечто уникальное, проявляется, когда мы входим в отношения с другими, а самость, замыкание на своих интересах, делает нас неотличимыми друг от друга. В гордыне мы все одинаковы! Удивительны слова Иисуса о кресте. Это теперь мы подставляем сюда наше представление о каких-то жизненных неудобствах. Но во времена Иисуса такого значения у этого слова быть не могло. Крест был страшной и позорной казнью и ничем иным. И поэтому слова Христа могли означать только призыв к согласию на страдание, смерть и позор. И ради чего все это самоотречение? А просто: «если кто хочет идти за Мною»...

Свернуть

Зачем Богу нужно, чтобы человек отказался от себя, от своей личности, зачем Ему безликость?...

скрыть

Зачем Богу нужно, чтобы человек отказался от себя, от своей личности, зачем Ему безликость?...  Читать далее

 

Эти слова апостола Павла занимают совершенно исключительное место в Священном Писании, потому что в них апостол говорит о самом главном, без чего нет христианства. И именно потому наша вера дарует нам жизнь, что главное в ней — то, о чем говорит здесь апостол. Многие вещи, важные, нужные и прекрасные, ставит он в один ряд с любовью: веру, двигающую горы; дар пророчества и тайнозрения; иные дары Святого Духа, — и все это бледнеет и отходит на второй план по сравнению с любовью. Судя по тому, что говорит апостол далее, для него любовь — это вечность сегодня. Это жизнь будущего века, которая не стала дожидаться, когда мы достигнем этого будущего, но властно вторглась в наше блеклое существование.

Эти поразительные слова, как и вся 13-я глава 1 послания к Коринфянам, говорят о любви не как о состоянии человеческого сердца или духа, тем более не как о чувствах, переменчивых и ненадежных. То, о чем пишет апостол, нельзя даже назвать отношением между личностями. Любовь в его словах — это то, что совершает в нас таинственное действие и становится законом, начертанным на плотяных скрижалях сердца. В словах апостола Любовь становится личностью, это Сам Христос, живущий в Своих учениках.

Апостол говорит о том, как выражается любовь в нашей жизни, в чем она проявляется. Великая милость Духа Святого — то, что Он вдохновил Павла записать эти слова. Ведь все, о чем пишет апостол, — это действия, отношения и поступки, которые можно стараться совершить. Очевидно, что многое из этого не под силу человеку, а многое влечет за собой подлинное Крестное страдание. Но все же слова апостола — это путь, двигаясь по которому мы можем открыть двери своего сердца для Бога.

Свернуть

Эти слова апостола Павла занимают совершенно исключительное место в Священном Писании, потому что в них апостол говорит...

скрыть

Эти слова апостола Павла занимают совершенно исключительное место в Священном Писании, потому что в них апостол говорит...  Читать далее

 

Неужели и впрямь «чего бы ни попросили, будет им»? А если...

Господь говорит о всякой молитве, что Отец Небесный знает все наши нужды, нам же следует искать Царства Его и просить «да будет воля Твоя». В словах Господа принципиально важны для нас две вещи. Во-первых, Он говорит о нашем человеческом согласии друг с другом. Это, оказывается, настолько важно, что Бог обещает непременно услышать согласную молитву нескольких человек. На практике это объясняет, почему христиане так ценят Церковь: ведь именно здесь мы просим вместе. И еще на практике это означает, что ты можешь участвовать молитвой в нуждах других.

Во-вторых, Господь говорит о Своем присутствии. На вопрос «где Бог?» или «где Царство Небесное?», Евангелие дает вот этот простой ответ: там, где люди соглашаются быть вместе, разделять жизнь и нужды друг друга. И это одновременно эмпирический факт и Божье обетование, которому мы можем доверять.

Свернуть

Неужели и впрямь «чего бы ни попросили, будет им»? А если...

скрыть

Неужели и впрямь «чего бы ни попросили, будет им»? А если...  Читать далее

 

Притча о блудном сыне обычно ассоциируется у нас сегодня с разными негативными человеческими качествами: самонадеянностью, неблагодарностью, неуважением к отцу и к дому, в котором вырос. А возвращение блудного сына для нас в этом случае становится своего рода жизненным уроком: сама жизнь научила непутёвого сына тому, чему он не хотел учиться в собственном доме у собственного отца. А дальше — восприятие этой притчи как аллегории нашего собственного отношения к Богу, к нашему небесному Отцу. Поле для нравоучительных проповедей тут огромное, и непаханым его, конечно, назвать никак нельзя.

Старшего же сына между тем проповедники зачастую оставляют в тени. Его вопрос к отцу: почему его, этого разорителя дома, ты принимаешь как долгожданного гостя, а моему присутствию вроде бы не очень и рад, остаётся, в сущности, без ответа. А притча Иисуса между тем не о наших отношениях с Богом (хотя и о них, конечно, тоже, куда же без них). Она — о Царстве. О динамике его жизни. О том, как в нём живут, как его теряют, как в него возвращаются. Она не о двух сыновьях — хорошем и плохом. Она о решительности и о нерешительности. О выборе и его последствиях. О том, чего может стоить неправильное решение и как преодолеть его последствия. И о том, что никто ни от чего не гарантирован.

Ведь, в сущности, желание старшего сына отпраздновать свой, особый, себе посвящённый праздник, отдельный от всего дома (в своём кругу, со своими друзьями — и ведь тоже без отца), ничем, кроме масштаба, не отличается от требования раздела имущества (дай мне то, что мне положено, и я уйду). Только старший сын готов уйти, не уходя, он хочет отделиться, как бы и не отделяясь вовсе, пожить хоть немного своей жизнью, вместе с тем оставаясь в отцовском доме. Младший решительнее: уходя, он действительно уходит. И, в отличие от старшего, на собственном горьком опыте понимает, что значит уйти, оставить дом, потерять Царство. Он уходит решительно — и возвращается так же решительно, с искренним раскаянием. Он хочет домой — и теперь ему всё равно, кем он станет в родном доме: всё в воле отца.

Старшему не всё равно. Он сравнивает себя с младшим. Он задаётся вопросом: так кого же отец любит больше? Он ещё не понял до конца, что устроенный отцом для младшего брата пир — проявление отцовской любви, которая принимает такую форму как раз потому, что имело место возвращение. Воссоединение. Восстановление полноты Царства. Старший — всегда в полноте. Он не уходил. Но… мог бы уйти. Если бы не был старшим, а значит, наследником. Но не жизнь Царства его удерживает, а то место, которое он в этой жизни занимает.

Опасная ситуация, и отец предупреждает старшего сына. Разве не всё моё твоё? Разве ты не разделяешь полноту моей жизни? Разве тебе важно лишь то, что ты старший в доме и наследник? Младший вернулся, отказавшись от всякого самоутверждения. А ты? Этим вопросом, обращённым к старшему сыну, заканчивается притча. Вопросом, обращённым не к тем, кто ушёл и вернулся, а к тем, кто гордится тем, что никуда не уходил. Вопрос, который заставляет задуматься. И требует ответа. От каждого из нас.

Свернуть

Притча о блудном сыне обычно ассоциируется у нас сегодня с разными негативными человеческими качествами: самонадеянностью, неблагодарностью, неуважением к отцу и к дому, в котором вырос...

скрыть

Притча о блудном сыне обычно ассоциируется у нас сегодня с разными негативными человеческими качествами: самонадеянностью, неблагодарностью, неуважением к отцу и к дому, в котором вырос...  Читать далее

 
На Мф 5:1-16 

«Заповеди блаженства» — мы часто воспринимаем их как свод этических правил, как себя вести, какими быть... начинаем прикладывать и примеривать их к себе, дескать, насколько я нищ духом и насколько я кроток и милостив. Менее восторженных людей эти «заповеди» иногда приводят в шок, потому что нормальный человек не может понять, почему духовная нищета и слезы — это блаженство. Возможно, ситуация изменится, когда мы забудем про слово «заповеди», которое неизвестно почему ассоциируется с этим текстом, и посмотрим на заглавие книги: это не заповеди, это — Евангелие, Добрая Весть. И содержание этой доброй вести в том, что теперь-то нищие блаженны, потому что пришел Тот, Кто даст им богатство Духа, теперь-то плачущие и голодные счастливы, потому что пришел Тот, Кто утешит и напитает их правдой Своего Царства. Теперь счастливы все, кто ждал, потому что они, наконец, дождались.

Свернуть

«Заповеди блаженства» — мы часто воспринимаем их как свод этических правил, как себя вести, какими быть...

скрыть

«Заповеди блаженства» — мы часто воспринимаем их как свод этических правил, как себя вести, какими быть...  Читать далее

 

В обычной жизни мы стараемся скорее скрыть неприязнь и недобрые чувства по отношению к кому-то. Но одна из частей сегодняшнего чтения изменяет наше стремление быть для всех "приятными во всех отношениях". Открытое обличение кажется нам страшным испытанием, не только если обличают нас, но и если обличаем мы. Невозможно себе представить, что кто-то в здравом уме согласиться пойти на такое. Однако, автор книги Притч говорит нам, что лучше открытое обличение, чем скрытая любовь. Странный парадокс, но это лишь кажущееся противоречие, потому что каждому из нас страшна неизвестность, неопределенность. Смятение перед выбором: любит или ненавидит, враг или друг. Попав в ловушку, мы рано или поздно предпочтем узнать правду, чем томиться в неизвестности. Даже если нам откроется обличение.

Свернуть

В обычной жизни мы стараемся скорее скрыть неприязнь и недобрые чувства по отношению к кому-то. Но одна из частей...

скрыть

В обычной жизни мы стараемся скорее скрыть неприязнь и недобрые чувства по отношению к кому-то. Но одна из частей...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).