Судя по свидетельству Книги Деяний, первохристианская Церковь должна была быть общиной, где нормой была, в частности, общность имущества. Первохристианскому идеалу впоследствии пытались следовать многие христиане (и не только они). Кому-то это удавалось лучше, кому-то хуже. Но что же двигало всеми этими людьми? Ведь общность имущества практиковали и представители некоторых религиозно-философских учений в дохристианские времена, не говоря уже о еврейских религиозных братствах наподобие ессеев. Что же побуждало этих столь разных людей отказываться от своего имущества в пользу общины? Очень часто главным мотивом оказывалось стремление к аскетической жизни, которое двигало не только христианскими монахами Средних веков и Нового времени, но и, к примеру, последователями Пифагора, в общинах которых общность имущества тоже была делом если не обязательным, то, по-видимому, достаточно широко распространённым. Здесь человеком двигало, прежде всего, желание максимально упростить свою жизнь, в том числе и в том, что касается экономических и социальных связей. Отказываясь от имущества, человек тем самым отказывался также и от общества, равно как и от того, что связывало его с обществом. Другой случай — отказ от имущества в контексте близящейся эсхатологической и апокалиптической перспективы, как это было, к примеру, у ессеев-кумранитов. Тут свою роль играла уверенность в том, что мир обречён на гибель из-за своей нечистоты, а спастись смогут лишь принадлежащие к общине «чистых» (под которыми кумраниты, разумеется, имели в виду себя). Тут пожертвование имущества в общину было равнозначно вкладу в строительство единственного на земле спасительного ковчега, на который не жалко ничего. Но могла ли первохристианская Церковь руководствоваться аскетическими или апокалиптическими мотивами? Наверное, всё-таки нет. Ведь речь шла не о воздержании и не о грядущем конце, а о жизни Царства. Но здесь был другой, не менее мощный стимул: сам опыт жизни в Царстве. Ведь Царство только и возможно как отдача, отказ от своей отделённости, готовность разделить всё, что имеешь, с тем, чтобы получить всё взамен той малой части, которую отдаёшь. Здесь отдать означает не отказаться и не потерять, а приобрести и получить. Это как раз тот случай, когда разделить и означает умножить. И общность имущества оказывается тут не воплощением идеи, аскетической или эсхатологической, а естественным продолжением в непреображённом мире той жизни Царства, которая когда-нибудь, после преображения, станет для него естественной и органичной.
Судя по свидетельству Книги Деяний, первохристианская Церковь должна была быть общиной, где нормой была, в частности, общность имущества. Первохристианскому идеалу...
Судя по свидетельству Книги Деяний, первохристианская Церковь должна была быть общиной, где нормой была, в частности, общность имущества. Первохристианскому идеалу... Читать далее
58 глава книги пророка Исайи, которую мы читаем сегодня — поразительный текст, значение которого для христиан трудно переоценить. Господь отвечает на вопрос о «судах правды» людям, которые «желают приближения к Богу». «Почему мы постимся, а Ты не видишь» — так, с предельной откровенностью формулирует пророк «претензию» благочестивого человека к Богу. То ли мы так устроены, то ли наследие тысячелетий языческих тысячелетий тяготеет над нами, но инстинктивно мы думаем, что Богу нужны наши жертвы, и чем больше усилий мы предпринимаем, тем большую милость зарабатываем.
Господь говорит на это суровые слова: «в день поста вашего вы исполняете волю вашу» и «вы поститесь для ссор и распрей». «Кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои», — говорил Он в начале книги Исайи. Милость Божию, приближение к Нему можно снискать только милостью и правдой, реализованными в жизни: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды...». Таким образом, аскетическое делание человека в этом ветхозаветном отрывке представляется так же, как и в Новом завете. Это важно помнить, чтобы мы не возгордились достигнутыми за прошедший пост высотами...
58 глава книги пророка Исайи, которую мы читаем сегодня поразительный текст, значение которого для христиан трудно переоценить...
58 глава книги пророка Исайи, которую мы читаем сегодня — поразительный текст, значение которого для христиан трудно переоценить... Читать далее
Как удивительно и страшно оказаться в Иерусалиме во время гонения, почувствовать волнение, страх, трепет людей и в тоже время все возрастающую веру и радость следования Христу. Перед нами что-то очень похожее на Евангельские события — гонения, смущение и плач по убитому. Только в этот раз речь идет уже об учениках Христа, убит Стефан. И как тогда, находятся «мужи благоговейные», погребающие мученика. Плач по Стефану затихает, но вот уже слышно эхо — горюют люди, родственников которых сажает в темницы Савл. Но в тоже время мы видим Филиппа, благовествующего весть о Христе — пришедшем Мессии. Мы видим чудеса и исцеления, людей, внимающих слову и «радость великую» (Деян.8:8). Вот так и в наше время, сложности бывают плодотворной почвой ощущению Божьего присутствия, глубокой молитве и радости. Именно поэтому Господь просит принимать все, что Он дает, без противления, т.к. «любящим Господа все содействует ко благу» (Рим.8:28). И всяческие трудности призваны утвердить нас на пути следования за Ним.
Как удивительно и страшно оказаться в Иерусалиме во время гонения, почувствовать волнение, страх, трепет людей и в тоже время...
Как удивительно и страшно оказаться в Иерусалиме во время гонения, почувствовать волнение, страх, трепет людей и в тоже время... Читать далее
Жить на земле и так-то бывает страшно, а уж если применять к себе слова Христа, обращенные к апостолам, то становится совсем не по себе. Вот почему в наставлении так часто и серьезно повторяются слова «не бойтесь». Страх — одно из самых сильных переживаний человека, а это значит, что преодолеть его можно только чем-то еще более сильным. Господь указывает ученикам на эти «сильнодействующие средства»: это — доверие и (как ни странно) — страх. Доверие, о котором идет речь — не просто вера в то, что «Бог всегда поможет», а глубочайшая, фундаментальная уверенность в том, что все в Его руках — начиная с птичек, продающихся на рынке за медные монетки, заканчивая каждой человеческой жизнью и смертью. И второе — страх Божий, не страх перед наказанием, даже не страх греха, а именно «страх» перед Богом, благоговение и изумление, делающее для нас Бога неизмеримо реальнее и существеннее любых других страхов.
Жить на земле и так-то бывает страшно, а уж если применять к себе слова Христа, обращенные к апостолам, то становится ...
Жить на земле и так-то бывает страшно, а уж если применять к себе слова Христа, обращенные к апостолам, то становится ... Читать далее
«Не сообразуйтесь с веком сим»… Наверное, в каждом из нас в той или иной степени есть желание «быть как все нормальные люди» или же наоборот – «быть не как все». Но и то, и другое означает, что мы строим модель своего поведения, опираясь на модель, предложенную веком сим, или отталкиваясь от неё. Так или иначе – но мы сообразуемся с этим миром. Павел предлагает совершенно иную позицию. Не важно, что думает мир о моей жизни. Не важно, соответствует ли она общепринятой норме. Может быть, в чём-то она будет соответствовать этой норме так, что мне будет даже противно: как это я, такая оригинальная, самобытная личность, веду себя как принято у них?! Христианство предлагает просто не смотреть ни по сторонам, ни в зеркало. Взгляд должен обновляться, а единственный способ смотреть на всё другими глазами – это сначала смотреть на Бога, а уж потом на всё остальное. И тогда постепенно мы научимся видеть всё Его глазами.
«Не сообразуйтесь с веком сим»… Наверное, в каждом из нас в той или иной степени есть желание...
«Не сообразуйтесь с веком сим»… Наверное, в каждом из нас в той или иной степени есть желание... Читать далее
Всякое дело Божье завершается благословением. В первую очередь — Божьим, но также и человеческим — имея в виду прежде всего того человека, который отвечает за это дело перед Богом. Так было и со Скинией: Моисей, осмотрев всё сделанное, благословляет тех, кто сделал порученное им дело. В современной церковной практике, говоря о человеческом благословении, мы нередко имеем в виду одобрение или разрешение — соответственно, после завершения какого-то дела или перед его началом. Отчасти это действительно так: ведь невозможно благословить то, чего не одобряешь в принципе или чем недоволен потому, что оно сделано не так, как должно. Однако такое благословение означает лишь нечто земное, чисто человеческое. Человеческое участие или неучастие. Человеческое одобрение или неодобрение.
По-настоящему же благословение, по крайней мере такое, о котором речь идёт в Библии, всегда дело Божье. Тогда встаёт естественный вопрос: почему Бог Сам не благословляет сделанного и работников, как бы препоручая это Моисею? Между тем, о Божьем благословении в тексте ничего не говорится. Оно должно было иметь место — иначе Моисей, человек Божий, едва ли решился бы благословить то, чего не благословляет Бог.
Просто Богу важно было вовлечь в процесс Своего благословения человека. Благословение ведь, в изначальном смысле слова, означает передачу силы — в данном случае Божьей силы. Передачу её тем, кто делает Божье дело. С одной стороны, на Моисея смотрят как на вождя, как на духовного лидера, как на своего рода посредника между Богом и народом — а если так, то через него и получать благословение от Бога. Так видит ситуацию народ; а что же Бог?
Для Бога вовлечение человека, в данном случае Моисея, в процесс Своего благословения означает включение его в Свой план, а значит, и в отношения с Собой. Божий план ведь всегда на самом деле богочеловеческий, люди в нём участвуют достаточно активно и всегда добровольно. Вот преподанное через человека благословение и становится свидетельством того, что участие человека в осуществлении Божьих замыслов не является чисто функциональным. Такой человек — не просто инструмент, он часть Божьего мира, уже от него неотделимая. Для Бога ведь главное отношения, а дела вторичны и из них вытекают.
Всякое дело Божье завершается благословением. В первую очередь — Божьим, но также и человеческим — имея в виду прежде всего того человека, который отвечает за это дело перед Богом. Так было и со Скинией...
Всякое дело Божье завершается благословением. В первую очередь — Божьим, но также и человеческим — имея в виду прежде всего того человека, который отвечает за это дело перед Богом. Так было и со Скинией... Читать далее
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||