Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на6 Августа 2022

 

Вопрос о плате тем, кто несёт церковные служения, никогда не был простым. Казалось бы, если речь идёт именно о призвании, то естественным было бы ожидать от человека, что он не будет требовать денег за то, что является неотъемлемой частью его жизни.

В самом деле: настоящее христианское служение ведь никогда не бывает просто внешней активностью, деятельностью, работой. Конечно, бывают такие служения, которые требуют тщательного обдумывания и даже планирования, но внутренне для самого служителя любое служение, даже тщательно продуманное и спланированное, оказывается производным от его духовной жизни, одним из её внешних проявлений, таких же естественных и свободных, как сама эта жизнь. Казалось бы, странно платить человеку просто за то, что он живёт, притом живёт сообразно своей подлинной природе, ни к чему себя не принуждая, а, наоборот, раскрываясь во всей полноте.

И всё же Павел говорит о том, что и такое служение заслуживает если не оплаты, то, как минимум, материальной поддержки. Оно и понятно: христианство ведь никогда не отличалось спиритуализмом, отрицающим мир до полного им пренебрежения. Царство, конечно, не от мира сего, но оно входит в мир сей, преображая его, и это вхождение принимает вполне конкретные формы в жизни и деятельности вполне конкретных людей.

Если Царство не от мира сего, это не означает, что оно нематериально и его обитателям нет дела до материальных вещей. Постольку, поскольку мир материален, Богу есть дело и до материи, и до материального. Говоря о Царстве, Иисус призывает Своих последователей искать в первую очередь Царства и его праведности, говоря обо всём остальном, что оно «приложится». Как раз этого остального и ищут язычники, а христиане отличаются от язычников не отрицанием «остального», а той системой приоритетов, которая определяет их жизнь.

Материальная составляющая его жизни для христианина очевидно не может стоять на первом месте, но ожидать от христиан, что они будут полностью и сознательно её отрицать, было бы странно. Конечно, бывают люди, сознательно избирающие путь полной нищеты, полного отказа от всякого, даже минимально необходимого для социализации, имущества, специально отходящие на обочину жизни, став в ней маргиналами. Но такой выбор не является для христианина единственно возможным.

Конечно, мир сей вряд ли позволит христианам быть успешными в традиционном мирском смысле, да этого обычно нормальному христианину и не бывает нужно. Чаще всего христиане, остающиеся верными себе и Христу, в мире сем оказываются на вторых или третьих ролях. Но это не означает полного отказа от имущества, а значит, и от денег. И апостол прекрасно понимает: служители Церкви нуждаются в материальной поддержке, в заработке так же, как всякий другой. Ведь для окружающих его деятельность — именно работа, а трудящийся достоин пропитания.

Свернуть

Вопрос о плате тем, кто несёт церковные служения, никогда не был простым. Казалось бы, если речь идёт именно о призвании, то естественным было бы ожидать...

скрыть

Вопрос о плате тем, кто несёт церковные служения, никогда не был простым. Казалось бы, если речь идёт именно о призвании, то естественным было бы ожидать...  Читать далее

 

Накормление пяти тысяч человек пятью хлебами — очень яркое событие. Конечно, оно предваряет установление Евхаристии на Тайной вечери, предваряет и является прообразом каждой Евхаристии, которую совершает Церковь. Сегодня кажется существенной вот какая деталь. Для того чтобы чудо могло совершиться, нужны были эти несчастные пять булок и две рыбины (скорее всего — вяленые). Ученики явно уже выяснили, у кого сколько хлеба с собой, и все подсчитали. Наверняка больше нет ничего, эти крохи — единственное, что нашлось во всей этой толпе, но в руках Христа из них рождается пища не просто достаточная, но изобильная. Однако эти хлебы ведь кому-то принадлежали. Кто-то, неназванный, на вопрос учеников: «У кого есть пища», - ответил: «Вот, у меня есть хлеб, возьмите». Можно подумать, сами эти запасливые слушатели не нуждались в хлебе.

Христиане первых веков называли то, что мы приносим Богу в таинстве Евхаристии, «начатками» творения. Начатки — своеобразный залог и знак того, что мы приносим Богу все сотворенное Им. С них начинается чудо умножения, которое из твари делает нечто большее. Напротив, без принесения этих начатков пропасть, разделяющая Божий и этот миры, остается непереходимой. Мы приносим начатки мира и, по словам св. Иринея Лионского, получаем из рук Христа начатки Царства Небесного.

У каждого из нас есть нечто, что может быть принесено Богу, как эти пять хлебов, а может быть оставлено для себя. Вот об этом Господь говорит: «...кто хочет душу свою сберечь, потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:25).

Свернуть

Накормление пяти тысяч человек пятью хлебами — очень яркое событие. Конечно, оно предваряет установление Евхаристии на Тайной вечери...

скрыть

Накормление пяти тысяч человек пятью хлебами — очень яркое событие. Конечно, оно предваряет установление Евхаристии на Тайной вечери...  Читать далее

 

В рассказе о Преображении темы славы Христа и Его страданий сливаются воедино. На горе Он беседует с пророками о Своем «исходе» — о Голгофе. Сходя с горы, Иисус предсказывает ученикам, что ждет Его в Иерусалиме. Интересно, что ученики оказываются неспособны ни увидеть славу преображенного Иисуса, ни услышать Его слова о Кресте. Возможно, что эти вещи тоже связаны между собой. Об этом можно судить из собственного опыта: чем меньше мы видим присутствие Господа в нашей жизни, чем меньше мы знаем, что такое слава, тем хуже мы понимаем слова о кресте. Крест представляется нам некими нашими повседневными неприятностями, а не путем веры и самоотвержения. Обрести это новое понимание креста можно, только увидев Славу, живое присутствие Бога — явно, как апостол Павел, или прикровенно, через распознавание Его действия в обстоятельствах жизни.

Свернуть

В рассказе о Преображении темы славы Христа и Его страданий сливаются воедино. На горе Он беседует с пророками о Своем «исходе» — о Голгофе...

скрыть

В рассказе о Преображении темы славы Христа и Его страданий сливаются воедино. На горе Он беседует с пророками о Своем «исходе» — о Голгофе...  Читать далее

 

Обращённая к Спасителю просьба учеников, касающаяся молитвы, может на первый взгляд показаться странной. Кто, в самом деле, в очень на тот момент религиозном еврейском обществе не умел молиться? Родители учили детей традиционным молитвам с детства, так же, как каждого еврейского мальчика с детства приобщали к практике домашнего чтения Торы. В этом смысле не умевших молиться в еврейском обществе того времени просто не могло быть. Но в данном случае речь идёт о другом. В евангельскую эпоху в еврейской религиозной среде существовали очень разные молитвенные практики.

Довольно широко была распространена непрерывная внутренняя молитва, особенно среди фарисеев. Некоторые даже стремились подчеркнуть свою особую молитвенность: ходили, натыкаясь на людей и на деревья, как бы никого и ничего не замечая, или останавливались неожиданно посреди улицы, изображая погружённость в молитвенное созерцание. И способов молиться было много.

Разные учителя предлагали свои варианты, так, что вопрос учеников к Иисусу был вполне объясним. Молитвенных практик много. Какую порекомендуешь нам Ты? А Иисус между тем не предлагает апостолам ничего особенно сложного. Предложенная Им молитва короткая, она содержит лишь главные просьбы, сущностно важные для духовной жизни христианина, ищущего Царства. Никакого многословия, ничего лишнего. Никаких длинных молитвословий, никаких специальных методик.

Оно и понятно: речь ведь идёт о богообщении. Не о том, чтобы погрузиться в какое-то особое состояние изменённого сознания, не о том, чтобы пережить тот или иной опыт, а о том, чтобы встретиться с Богом. Чтобы соприкоснулись две воли: Божья и человеческая. Тогда и произойдёт Встреча. А дальше останется лишь поддерживать установившийся контакт. Не терять Бога из виду.

Главное в молитве — непрерывность внутреннего предстояния. Неуклонность воли и тех интенций, которые человек обращает к Богу. Не случайно Иисус говорит о непрестанных, неуклонных просьбах. Тут дело не в том, чтобы брать Бога измором, а в том, чтобы контакт с Ним был постоянным, чтобы Бог мог взаимодействовать с человеком непрерывно, а не от случая к случаю. Иначе жизнь Царства невозможна, она возможна лишь как это непрерывное богообщение. Только ради такого непрерывного богообщения и существуют все молитвенные и духовные практики. Они лишь средство. А цель — жизнь с Богом. Во всей полноте.

Свернуть

Обращённая к Спасителю просьба учеников, касающаяся молитвы, может на первый взгляд показаться странной. Кто, в самом деле, в очень на тот момент религиозном еврейском обществе не умел молиться? Родители учили детей традиционным молитвам с детства, так же, как каждого еврейского мальчика...

скрыть

Обращённая к Спасителю просьба учеников, касающаяся молитвы, может на первый взгляд показаться странной. Кто, в самом деле, в очень на тот момент религиозном еврейском обществе не умел молиться? Родители учили детей традиционным молитвам с детства, так же, как каждого еврейского мальчика...  Читать далее

 
На Мф 1:1-25 

По сравнению с уже прочитанным нами ранее Евангелием от Марка это Евангелие приносит совершенно новую информацию: Иисус не пришел с небес уже взрослым и сразу на проповедь, Он РОДИЛСЯ в этот мир так, как рождается всякий человек. Сын Божий действительно вочеловечился, принял на Себя человеческую плоть абсолютно так же, как принимаем ее мы. Именно поэтому все, что Он в дальнейшем совершит, будет иметь отношение ко всем нам, потому что совершаться все будет в человеческой природе. И имя Его — Иисус — означает Божье спасение для всего человечества. Для иллюстрации и пояснения этой абсолютной человечности Христа ап. Матфей приводит Его родословие, построенное из нескольких семерок — числа полноты — и ставящее Его в контекст всей Священной истории, всей цепочки заветов между Богом и человеком. А цитата из Исаии дополняет — и всех ветхозаветных пророчеств.

Свернуть

По сравнению с уже прочитанным нами ранее Евангелием от Марка это Евангелие приносит совершенно новую информацию...

скрыть

По сравнению с уже прочитанным нами ранее Евангелием от Марка это Евангелие приносит совершенно новую информацию...  Читать далее

 

С каждым новым словом все суровее становится обличение книжников и фарисеев, и вот уже Христос упрекает их не только в лицемерии и греховности, Он обвиняет религиозных вождей народа в противлении Богу. Всякий грех уводит от Бога, но здесь грех усугубляется нежеланием приносить покаяние, и вражда с Богом становится сознательным противлением Его воле.

Нежелание приносить покаяние может прикрываться псевдоблагочестивым самообманом, когда не хочется не то что признаваться в собственных грехах, но и видеть их, а при этом очень хочется выглядеть респектабельно. Раз так, то очень удобным способом красоваться своей мнимой праведностью становится обличение чужих грехов и внешнее почитание праведников прежних лет.

Но Христос видит глубже и прямо показывает нам, что и сами давние преступления, и сегодняшнее их громогласное осуждение могут быть звеньями одной и той же цепи. Как часто Его слова о гробницах пророков и памятниках праведников вспоминались в последние годы, когда имена замученных поминались всуе, а их памятью спекулировали. Если нет настоящего покаяния, а есть его подмена внешними формами, значит, всегда есть опасность, что при изменении конъюнктуры новые фарисеи опять будут готовы стать гонителями.

Свернуть

С каждым новым словом все суровее становится обличение книжников и фарисеев, и вот уже Христос упрекает их...

скрыть

С каждым новым словом все суровее становится обличение книжников и фарисеев, и вот уже Христос упрекает их...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).