Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на 1 Кор 9:11-12

Поделиться
11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? 12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы?
Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
Свернуть

Вопрос о плате тем, кто несёт церковные служения, никогда не был простым. Казалось бы, если речь идёт именно о призвании, то естественным было бы ожидать от человека, что он не будет требовать денег за то, что является неотъемлемой частью его жизни.

В самом деле: настоящее христианское служение ведь никогда не бывает просто внешней активностью, деятельностью, работой. Конечно, бывают такие служения, которые требуют тщательного обдумывания и даже планирования, но внутренне для самого служителя любое служение, даже тщательно продуманное и спланированное, оказывается производным от его духовной жизни, одним из её внешних проявлений, таких же естественных и свободных, как сама эта жизнь. Казалось бы, странно платить человеку просто за то, что он живёт, притом живёт сообразно своей подлинной природе, ни к чему себя не принуждая, а, наоборот, раскрываясь во всей полноте.

И всё же Павел говорит о том, что и такое служение заслуживает если не оплаты, то, как минимум, материальной поддержки. Оно и понятно: христианство ведь никогда не отличалось спиритуализмом, отрицающим мир до полного им пренебрежения. Царство, конечно, не от мира сего, но оно входит в мир сей, преображая его, и это вхождение принимает вполне конкретные формы в жизни и деятельности вполне конкретных людей.

Если Царство не от мира сего, это не означает, что оно нематериально и его обитателям нет дела до материальных вещей. Постольку, поскольку мир материален, Богу есть дело и до материи, и до материального. Говоря о Царстве, Иисус призывает Своих последователей искать в первую очередь Царства и его праведности, говоря обо всём остальном, что оно «приложится». Как раз этого остального и ищут язычники, а христиане отличаются от язычников не отрицанием «остального», а той системой приоритетов, которая определяет их жизнь.

Материальная составляющая его жизни для христианина очевидно не может стоять на первом месте, но ожидать от христиан, что они будут полностью и сознательно её отрицать, было бы странно. Конечно, бывают люди, сознательно избирающие путь полной нищеты, полного отказа от всякого, даже минимально необходимого для социализации, имущества, специально отходящие на обочину жизни, став в ней маргиналами. Но такой выбор не является для христианина единственно возможным.

Конечно, мир сей вряд ли позволит христианам быть успешными в традиционном мирском смысле, да этого обычно нормальному христианину и не бывает нужно. Чаще всего христиане, остающиеся верными себе и Христу, в мире сем оказываются на вторых или третьих ролях. Но это не означает полного отказа от имущества, а значит, и от денег. И апостол прекрасно понимает: служители Церкви нуждаются в материальной поддержке, в заработке так же, как всякий другой. Ведь для окружающих его деятельность — именно работа, а трудящийся достоин пропитания.

Другие мысли вслух

 
На 1 Кор 9:1-14
1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? 2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.
3 Вот мое защищение против осуждающих меня. 4 Или мы не имеем власти есть и пить? 5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? 6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать? 7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? 9 Ибо в Моисеевом законе написано: "не заграждай рта у вола молотящего". О волах ли печется Бог? 10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. 11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? 12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы?
Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
 13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? 14 Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
Свернуть
В этом отрывке Павел продолжает тему предыдущего — напоминает Коринфянам, что и ему приходится поступаться...  Читать далее

В этом отрывке Павел продолжает тему предыдущего — напоминает Коринфянам, что и ему приходится поступаться своей свободой ради любви.

Вначале слышны отголоски обвинений в адрес Павла, сомнений некоторых братьев в подлинности его апостольства. Видим, что Павлу требуется некоторое усилие, чтобы смириться с тем, что плоды его служения не у всех получают признание. Как не понять его нам, которым всегда хочется, чтобы плоды нашего служения были у всех на виду? Мы читаем послание, написанное живым человеком, а не некоей трафаретной фигурой.

Защитив свое апостольство, Павел объясняет Коринфянам, что по всей логике, как человеческой, так и божественной, проповедующий Евангелие имеет право «жить от благовествования». И от этого права, которое Апостол так замечательно обосновывает и так четко за собой сознает, он, тем не менее, отказывается. Абсурд? Нет, логика, но логика Царствия Божия, где любовь к ближнему важнее, чем наблюдение за тем, чтобы кто-нибудь не ущемил мои неотъемлемые права. Что значило для Павла не жить за счет создаваемых им христианских общин? Об этом читаем в другом послании: «Ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас…» (1 Фес. 2:9).

Видимо, Павел надеется, что, когда Коринфяне вспомнят о его самоотвержении, им будет легче отказаться от своей свободы есть идоложертвенное, если это искушает их брата (отказ от идоложертвенного тоже мог быть потерей материальной выгоды — часто при языческих храмах такое мясо раздавали бесплатно).

Видим, что Павел действительно подражал Христу (1 Кор. 11:1). Ведь Христос от всего отказался ради нас, все Свои права отверг и тоже часто встречал непонимание и неблагодарность. Будем помнить об этом, когда мы не получаем признания или вынуждены отказаться от чего-то, по праву нам принадлежащего, ради любви.

Свернуть
 
На 1 Кор 9:1-14
1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? 2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.
3 Вот мое защищение против осуждающих меня. 4 Или мы не имеем власти есть и пить? 5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? 6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать? 7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? 9 Ибо в Моисеевом законе написано: "не заграждай рта у вола молотящего". О волах ли печется Бог? 10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. 11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? 12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы?
Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
 13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? 14 Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
Свернуть
Как бы оправдываясь перед неизвестными нам обвинителями, Павел говорит о себе...  Читать далее

Как бы оправдываясь перед неизвестными нам обвинителями, Павел говорит о себе, что и он, как другие апостолы, имеет полное право пользоваться всяческой, включая и материальную, поддержкой со стороны тех церквей, в которых проходит его служение (ст. 4 – 11). Возможно, обвинения были связаны с тем, что Павел, формально не принадлежа к числу апостолов (имея в виду круг двенадцати ближайших учеников Иисуса и Матфия, который вошёл в этот круг по жребию), также считал своё служение апостольским и считал себя заслуживающим такого же отношения со стороны христиан, как и другие апостолы. Он подчёркивает, что апостольство — не формальная принадлежность к определённому, исторически сложившемуся кругу лиц, а служение, на который ставит Бог через Иисуса Христа, и если коринфские христиане стали не просто свидетелями такого служения Павла, но и его плодом, то им-то уж во всяком случае не приходится сомневаться в апостольстве того, кто помог им открыть дорогу в Царство (ст. 1 – 3).

На первый взгляд может показаться, что Павел отстаивает какие-то свои права, на которые другие покушаются. Но он тут же заявляет, что ни он сам, ни его спутники никогда этими правами не пользовались, чтобы не быть обвинёнными в каких-то завышенных требованиях и чтобы от таких обвинений не пострадало служение, порученное им Богом (ст. 12). Дело, как видно, в другом. Вероятно, в коринфской церкви (а может быть, и не только там) были люди, считавшие, что апостольское служение — дело слишком «высокое» и «духовное», чтобы несущие его могли ожидать такой «низменной» вещи, как материальная поддержка со стороны тех, кто пользовался его плодами.

Павлу же очевидно, что никакая, даже самая напряжённая, духовная жизнь и никакое, даже самое высокое, служение не отменяют необходимости есть и пить, так что материальная поддержка несущих апостольское служение — задача ничуть не менее духовная, чем оно само (ст. 13 – 14). И дело не только в том, что нередко такая поддержка оказывается единственной возможностью для служителей посвятить себя служению целиком, не отвлекаясь на зарабатывание себе хлеба насущного. Дело, прежде всего, в том, что материальная поддержка служителей со стороны тех, кто пользуется плодами их служения, представляет собой ответную реакцию, без которой отношения со служителями становятся чисто идеальными, а стало быть, весьма эфемерными. И тогда нормальная духовная жизнь с её реальными отношениями и реальной ответственностью друг за друга уступает место своеобразному «духовному» паразитизму, который не имеет никакого отношения ни к Царству, ни к подлинной духовности.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).