Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на26 Мая 2023

 
На Мф 16:24 

Зачем Богу нужно, чтобы человек отказался от себя, от своей личности, зачем Ему безликость? Но Он говорит, чтобы мы отказывались не от личности, а от самости. Личность, как нечто уникальное, проявляется, когда мы входим в отношения с другими, а самость, замыкание на своих интересах, делает нас неотличимыми друг от друга. В гордыне мы все одинаковы! Удивительны слова Иисуса о кресте. Это теперь мы подставляем сюда наше представление о каких-то жизненных неудобствах. Но во времена Иисуса такого значения у этого слова быть не могло. Крест был страшной и позорной казнью и ничем иным. И поэтому слова Христа могли означать только призыв к согласию на страдание, смерть и позор. И ради чего все это самоотречение? А просто: «если кто хочет идти за Мною»...

Свернуть

Зачем Богу нужно, чтобы человек отказался от себя, от своей личности, зачем Ему безликость?...

скрыть

Зачем Богу нужно, чтобы человек отказался от себя, от своей личности, зачем Ему безликость?...  Читать далее

 

«Я есть путь и истина и жизнь». Именно так, непривычно нашему уху звучат эти слова. Нам привычнее «Я есть путь, истина и жизнь». Тогда речь шла бы о перечислении однородных членов предложения, каждое из которых можно вынести на первое место. (о. Георгий Чистяков «Свет во тьме светит» гл. 19) Такой подход существенно искажает картину. Слово «путь» стоит в начале не случайно, ибо Христос – путь, а «выражение «и истина и жизнь» носят, если употребить научный термин, экспликативный (от латинского explication — разъяснение) характер» (там же). Но к подобному заключению трудно прийти, только лишь внимательно прочитывая эти слова, надо обратится ко всему Новому Завету в целом. Вспомним слова, где путь и жизнь снова предстают вместе: «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф 7:14). Путь, ведущий в жизнь. Что это за путь? Здесь говорится «врата и путь». Но Господь говорит: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин 10:9). Дверь, как и врата – это то, сквозь что надо пройти, чтобы выйти в путь. Но когда путь закончен надо снова пройти сквозь врата и дверь, это начало и конец пути. Господь – начало и конец, но и то, что эти начало и конец объемлют, путь. Вспомним еще слова: «знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего».(Откр 3:8) Отворенная дверь становится словно бы иконой Господа, посылающего нас в путь и ждущего нашего возвращения. Так мы попытались понять «путь и жизнь». «Путь и истина». Слово истина (как слова «делать», «дела Божии», «свет», «час» и некоторые другие) ключевое слово для Евангелия от Иоанна и в синоптическом тексте не встречается. В первую очередь мы должны вспомнить фрагмент пролога: «ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа».(Ин 1:17). Не Он есть истина (как было бы в той фразе, о которой мы размышляем сегодня, если бы слова в ней шли через запятую), но истина произошла через Него. И хотя ни в греческом, ни в латинском тексте нет того, о чем мы сейчас скажем, все-таки в русском слово «происходить» однокоренное со словом «ходить», а ходить можно только теми или иными путями.

Свернуть

«Я есть путь и истина и жизнь». Именно так, непривычно нашему уху звучат...

скрыть

«Я есть путь и истина и жизнь». Именно так, непривычно нашему уху звучат...  Читать далее

 

Обычный прием пищи, апостолы и их Учитель возлежат за трапезой. Мы видим воскресшего Иисуса и Петра, недавно Его предавшего. Да, горе утраты и радость Воскресения, вероятно, уже «омыли» этот поступок, но он все-таки был совершен… И перед нами человек, который всю жизнь будет хранить память о своем предательстве (существует предание, что Петр каждый раз при звуках петушиного крика плакал, вспоминая свой грех). Но именно это вносит в отношения Учителя со Своим учеником что-то совершенно особенное. Вероятно, именно поэтому же Иисус дает возможность Петру трижды сказать о своей любви. Да, это особенно больно в свете того, что произошло, но так нужно для самого Петра и для того, чтобы он мог уже с залеченной раной идти и благовествовать Евангелие миру. Петру уже нечего терять и скрывать от Господа. Именно поэтому его слова — это не просто признание в любви, но что-то большее: «Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21:17). И кому, как не Петру понимать, что Иисус знает всё? Это понимание и дает ему силы — несмотря на огорчение от троекратно повторяющегося вопроса — отвечать Господу, исповедуя свою любовь.

Свернуть

Обычный прием пищи, апостолы и их Учитель возлежат за трапезой. Мы видим воскресшего Иисуса и Петра, недавно...

скрыть

Обычный прием пищи, апостолы и их Учитель возлежат за трапезой. Мы видим воскресшего Иисуса и Петра, недавно...  Читать далее

 

Сегодняшний отрывок включает в себя притчу о талантах, то есть о золотых монетах, которые хозяин, уезжая, оставляет своим слугам на сохранение (ст. 14–15). Но в те времена, как, впрочем, и в наши дни, сохранить деньги можно было, лишь пустив их в оборот. Двое из троих слуг хорошо понимают это и поступают соответственно (ст. 16 – 17), третий же предпочитает не рисковать (ст. 18). Результат оказался ожидаемым: двое из троих получили похвалу и повышение в должности (ст. 20 – 23), третий же лишился всего (ст. 24 – 30).

Такой поворот событий был бы несколько странным, если бы речь шла о законах нашего, ещё не преображённого, мира. В самом деле, ведь слуге деньги были отданы на сохранение, и он сумел вернуть хозяину всю сумму, которую тот ему поручил. Собственно, хозяин ни от кого и не требовал увеличения суммы, хотя и был рад тому, что его слуги оказались хорошими распорядителями и нашли прибыльное вложение отданным на сохранение деньгам. А в качестве награды сообразительные слуги получают не просто новое, более высокое место; они оказываются совладельцами имущества своего хозяина (ст. 21, 23; «войти в радость» — выражение не греческое, а еврейское, и означает оно нечто вполне материальное, например, поучаствовать в дележе добычи после удачной совместной охоты или в дележе полученной прибыли после удачной сделки). Третий же слуга предпочёл не рисковать прежде всего потому, что считал своего хозяина жадным и жестоким (ст. 24). И для него хозяин оказался именно таким: он потребовал от недоверчивого слуги того, чего не требовал от других и что другие предложили ему сами (ст. 26 – 27).

С точки зрения законов нашего мира, логика как минимум странная; но в Царстве действуют иные законы и правила. В Царстве невозможно ничего сохранить для себя, но можно получить всё, если приумножить ради Царства и его Хозяина то, что Хозяин поручил тебе сохранить. Здесь невозможно вернуть Хозяину Его дар и сказать: «Ты жесток, вот тебе твоё, и оставь меня в покое»; сказавший так и занявший такую позицию теряет Царство. Здесь действует тот принцип, о котором уже не раз говорил Иисус: в Царстве можно иметь «жизнь с избытком», но лишь в том случае, если с самого начала отказаться от мысли о своей жизни, отдельной и конечной, о том, чтобы оторвать от полноты Царства кусок и унести его с собой. Полноту Царства получить можно, но только целиком. И удержать эту полноту возможно, лишь умножая и отдавая.

Свернуть

Сегодняшний отрывок включает в себя притчу о талантах, то есть о золотых монетах, которые хозяин, уезжая, оставляет...

скрыть

Сегодняшний отрывок включает в себя притчу о талантах, то есть о золотых монетах, которые хозяин, уезжая, оставляет...  Читать далее

 

На что только не идут люди, чтобы сохранить свою «аутентичность» — могут не пить, жить в палатках, не есть хлеба и т. д. Это тогда, во времена Иеремии. Сегодня тоже многие готовы на многое ради сохранения собственного стиля, свободы, права на самовыражение. Но как мало готов человек сделать, чтобы сохранить самое дорогое, что у него есть — свою связь с Небом. Речь не о религиозных традициях предков — можно играть в религию не хуже, чем кто-то играет в панков или «крутых». Но есть на свете вещи посерьезнее этих игр — об этом знают те, кто когда-то имел опыт веры, опыт радости о Боге. Вот это-то и необходимо сохранить — связь, память о Нем. Ведь ради этого можно пожертвовать многим — по крайней мере, это важнее, чем любые «заветы отцов».

Свернуть

На что только не идут люди, чтобы сохранить свою «аутентичность»...

скрыть

На что только не идут люди, чтобы сохранить свою «аутентичность»...  Читать далее

 

Господь поставил во главе Израиля дом Давида, а из сыновей Давида избрал Соломона. Почему выбор оказался таким, мы не знаем, замыслы Господа нам недоступны, они часто не совпадают с теми решениями, которые могли бы принять мы. Но отныне таинственные судьбы Израиля, а далее и всех народов, связаны с потомством Давида.

Давид в присутствии народа передаёт Соломону чертёж храма, а вместе с ним - все свои планы и надежды, которые Давиду увидеть не довелось. Теперь незавершённые труды ложатся на наследника. Да, самому Давиду не суждено воздвигнуть храм. Но вся его жизнь была подступом к строительству храма, и не только в том, что Давид заготовил для этого денежные средства и строительные материалы. Он созидал храм уже тогда, когда его сердце было открыто Господу, когда стремился жить и править по справедливости, когда слагал псалмы и совершал подвиги, помня о Том, Кто давал ему победы.

То, что сделано поколениями, не добившимися желаемого успеха, не пропадает. Идущие следом за ними благодаря предшественникам достигают большего, чем могли бы без них. Соломон потому и построил храм, что начинал его не на пустом месте.

Свернуть

Господь поставил во главе Израиля дом Давида, а из сыновей Давида избрал Соломона. Почему выбор оказался таким...

скрыть

Господь поставил во главе Израиля дом Давида, а из сыновей Давида избрал Соломона. Почему выбор оказался таким...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).