Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Летосчисление

I. В Библии отсутствует непрерывное летосчисление. У ИЗРАИЛЬТЯН, к-рые вели отсчет времени по лунным годам, как и у других народов древности, не было единого, общепризнанного Л., каким пользуемся мы, начиная свое Л. от Рождества Христова. Поэтому библ. датировка ветхозаветных событий с трудом позволяет соотнести их с нашим отсчетом времени. Напр., в Gen 11:10 мы обнаруживаем датировку с отсчетом времени от потопа; в Gen 16:3 событие соотнесено с прибытием Авраама в Ханаан. Значит. чаще встречается отсчет времени от момента исхода Израиля из Египта: Exo 16:1; Exo 19:1; Num 1:1; Num 9:1; Num 33:38; Ki1 6:1 Позднее события датируются годами правления израил. и иуд. царей, напр. Ki1 15:1.9.25.28.33; Ch2 13:1; Ch2 25:25 Далее в Библии ведется отсчет времени от пленения царя Иехонии: Ki2 25:27; Jer 52:31; Eze 1:2; Eze 8:1; Eze 33:21; Иез 40:1 и след., а затем - от разрушения Иерусалима Навуходоносором: Jer 1:3; Eze 40:1.

II. У ЕГИПТЯН, в отличие от израильтян, вавилонян и других народов Ближнего Востока, существовал отсчет времени по солнечному календарю, где год составлял 365 1/4, а не 354 1/2, дня, как в лунном. Начало этого года первонач. приходилось на середину июля, когда восходил Сириус, или Сотис, утренняя звезда. Поскольку продолжит-сть солнечного года составляет 365 1/4 дня, то через каждые четыре года Сириус становился виден на день позже, т.о., через 100 лет его "опоздание" составляло уже 25 дней. Только по прошествии 1460 (4 х 365) лет восход Сириуса вновь приходился на прежнюю дату. Этот период в 1460 солнечных лет назывался периодом Сотиса. Известно, что один из периодов Сотиса начался между 1317-1314 гг. до Р.Х. Вследствие этого нек-рые исследователи относили введение егип. Л. к 4241 г. до Р.Х., другие называли 2781 г. до Р.Х. Но обе даты не опираются на к.-л. известные факты, а основываются только на астрономич. расчетах. Это делает всю егип. хронологию ненадежной, поэтому, напр. П.ван дер Меер, в своем труде (The Ancient Chronology of Western Asia and Egypt. Leiden, 1947), посвященном III-II тысячелетиям до Р.Х., вообще отказывается от указания лет.

III. ВАВИЛОНЯНЕ со времен касситской династии вели свое Л. по годам правления царей. В АССИРИИ существовали списки эпонимов, т.е. имен высокопоставл. чиновников (лиму, или лимму). В этих списках каждый год обозначен именем гос. деятеля Ассирийского царства, причем иногда бывает названо и важное событие соотв. года. Под девятым годом правления царя Ашшурдана III наряду с эпонимом "Бур-Сагале" сообщается, что в месяце сиван было солнечное затмение, к-рое, согл. астрономич. расчетам, пришлось на 15 июня 763 г. до Р.Х. Это стало отправной точкой при датировке ассир. истории 890-648 гг. до Р.Х. См.: Reallexikon der Assyrologie I: Assyrien; Babylonien; F.Schmidtke, Der Aufbau der babylon. Chronologie. Muenster i.W., 1952.

IV: 1) ВЕТХОЗАВЕТНАЯ хронология имеет нек-рые пересечения с ассир. датировкой. С помощью ассир. надписей, в к-рых упоминаются имена Ахава и Ииуя, мы можем установить, что Ахав умер в 853 г. до Р.Х., а царствование Ииуя началось в 845 г. до Р.Х. Исходя из этого, на основании библ. данных о времени правления иуд. и израил. царей можно достаточно точно определить даты тех или иных ветхозаветных событий, происходивших между 931 и 586 гг. до Р.Х. Если время указано, напр., как 910-909 гг., то это объясняется не неуверенностью историка, а тем фактом, что годы правления царей в Иудейском царстве отсчитывались с осени, а в Израильском - с весны, приходясь, т.о., на два разных календарных года (-> Календарь, II,2);
2) согл. Ki1 6:1, четвертый год царствования Соломона (967 г. до Р.Х.) совпадает с 480 г. после -> исхода евреев из Египта. В соотв. с этим можно установить, что исход произошел прим. в 1445 г. до Р.Х.; на это же указывает и текст Jdg 11:26. Однако против этой даты свидет-вует ряд археол. находок, говорящих о более поздней дате исхода, а именно ок. 1270 г. до Р.Х.; такая датировка, однако, оставляет слишком мало времени для периода судей. Несовпадающие библ. и археол. данные не позволяют с уверенностью говорить о той или иной дате исхода. Поэтому в хронологич. таблице представлены оба варианта;
3) ученые расходятся во мнениях и относительно продолжит-сти пребывания евреев в егип. рабстве. Согл. Exo 12:40 (МТ, сир. текст и Вульгата), израильтяне жили в Египте 430 лет; в предсказании же (Gen 15:13; Act 7:6) называется округленный срок - 400 лет, что не противоречит вышесказ. Но, с др. стороны, в том же месте (Gen 15:16) говорится о четырех поколениях, продолжит-сть жизни к-рых согласуется с 400 или 430 годами. Кр. того, Септуагинта, древнелат. и самарянский тексты Exo 12:40 включают в эти 430 лет пребывание праотцев в Ханаане: "Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте и Ханаане, было четыреста тридцать лет". Значит, для пребывания евреев в Египте остается половина назв. времени, т.е. 215 лет, и такой же расчет мы находим у ап. Павла (Gal 3:17). Все эти различия в сроках затрудняют возможность сочетать указ. периоды между собой или объяснить различия в их продолжит-сти. Учитывая значительное увеличение численности израильтян за время проживания в Египте (-> Колено), наиболее вероятным представляется более продолжит. срок их пребывания там, а именно 430 лет, чему соответствуют как минимум одиннадцать поколений - от Ефрема до Иисуса Навина (Ch1 7:20-27);

Эпоха патриархов. Хронологическая таблица
(отсчет лет ведется от рождения Авраама)

Год | Событие

1 Рождение Аврама (Gen 12:4)
10 Рождение Сары (Gen 17:17);
Кедорлаомер покоряет пять ханаанских царей (Gen 14:4)
75 Аврам переселяется из Харрана в Ханаан (Gen 12:4-6);
Аврам в Египте (Gen 22:10-20);
отделение Лота (Gen 13);
отпадение хананеев от Кедорлаомера (Gen 14:4);
поход Кедорлаомера и его союзников на Ханаан (Gen 14:5)
85 Аврам берет в наложницы Агарь (Gen 16:3)
86 Рождение Измаила (Gen 16:16)
99 Аврам принимает имя "Авраам" и совершает обрезание (Gen 17:1.24);
Измаилу 13 лет (Gen 17:25);
гибель Содома и Гоморры (Gen 18:10)
100 Рождение Исаака (Gen 21:5);
изгнание Агари и Измаила (Gen 21:14);
принесение в жертву Исаака (Gen 22)
137 Смерть Сарры (Gen 23:1)
140 Женитьба Исаака на Ревекке (Gen 25:20)
160 Рождение Исава и Иакова (Gen 25:26)
175 Смерть Авраама (Gen 25:7);
Исаак в Гераре и Вирсавии (Gen 26)
200 Женитьба Исава (Gen 26:34)
223 Смерть Измаила (Gen 25:17)
237 Бегство Иакова в Харран (Gen 31:38);
женитьба Исава на дочери Измаила (Gen 28:9)
244 Женитьба Иакова на Лии и Рахили (Gen 29:14.18.20.27);
рождение сыновей Иакова (Gen 29:31 - Gen 30:24)
251 Рождение Иосифа (Gen 30:25)
257 Возвращение Иакова в Ханаан (Gen 31:38.41);
Иаков в Сокхофе (Gen 33:17), под Сихемом (Gen 33:18) и в Вефиле (Gen 35:1);
рождение Вениамина, смерть Рахили (Gen 35:16-19)
268 Семнадцатилетний Иосиф пасет скот вместе с братьями (Gen 37:2.9);
продажа Иосифа в Египет (Gen 37:28)
280 Смерть Исаака (Gen 35:28)
281 Иосиф перед фараоном (Gen 41:46)
282-288 Семь благодатных лет;
рождение Манассии и Ефрема (Gen 41:50)
289 Первое путешествие сыновей Иакова в Египет (Gen 42:1)
290 Второе путешествие сыновей Иакова в Египет (Gen 43:2; Gen 45:6);
Иаков перед фараоном (Gen 47:9; ср. Gen 45:11)
307 Смерть Иакова (Gen 47:28)
361 Смерть Иосифа (Gen 50:26)

4) для времени праотцев Библия вновь предлагает собств. хронологию, где временные указания твердо привязаны к повествованию. Аврааму при рождении Исаака было 100 лет (Gen 21:5), Исааку при рождении Иакова было 60 лет (Gen 25:26), Иаков переселился в Египет 130-летним (Gen 47:9). В эти рамки в 290 лет вмещаются и др. даты жизни праотцев вплоть до смерти Иосифа. В зависимости от исходной точки отсчета (принимаем ли мы раннюю или позднюю датировку исхода) и при условии, что евреи жили в Египте 430 лет, получается, что годом рождения Авраама был 2165 или 1990 гг. до Р.Х. (Оба ряда дат предоставлены в начале хронолог. таблицы.) Против еще более поздней даты рождения Авраама говорит тот факт, что в 1900 г. до Р.Х. Ур уже был разрушен;
5) до повествования об Аврааме в Библии нет жизнеописаний, есть только указания на годы. Если сложить приводимые в Gen 11:10-32 данные, то получится, что между рождением Авраама и потопом, к-рый приходился бы на 2457 г. или, соотв., на 2282 г. до Р.Х., прошло 292 года. Согл. главе 5 Масоретского текста (МТ), следует, что общее число лет между потопом и сотворением Адама равно 1656 годам, т.о., сотворение мира приходится на 4113 г. или 3938 г. до Р.Х. Но эти числа невозможно привести в соответствие с тем, что известно о древнейшей истории вавилонян, ассирийцев или египтян (см. соотв. статьи). Чтобы устранить эти несоответствия, исследователи указывали на отличные от приведенных в МТ цифры в самарянском Пятикнижии и в Септуагинте. Временной отрезок между потопом и Авраамом увеличивается там до 942 или до 1072 лет соответственно. Но, возм., ученые сталкиваются здесь с преднамер. исправлениями в тексте. Не исключено, что переписчикам и переводчикам срок в 292 года показался слишком коротким, и они внесли свои коррективы. Следует отметить, что назв. трудности возникают только в том случае, если предположить, что родословие в Gen 11 передано без пропусков и временные указания примыкают одно к другому. Но, по всей вероятности, это не так (-> Каинан (2); другие библ. -> родословия также содержат пропуски, напр. Mat 1:1-6). След., невозможно сколько-нибудь надежно соотнести время жизни людей, живших до Авраама, с нашим временем;
6) что касается времени после вавил. плена, то исследователи могут опираться на надежное непрерывное Л., существовавшее в селевкидской Сирии и имевшее отправной точкой 312 г. до Р.Х. Оно используется уже в книгах Маккавеев. В Ma1 1:11 говорится, что Антиох Епифан "воцарился в 137 году царства Еллинского", т.е. в 176-175 гг. до Р.Х.

V: 1) общая история НОВОЗАВЕТНОГО ПЕРИОДА изучена достаточно хорошо, но, тем не менее, точно датировать назв. в НЗ события порой оказывается весьма сложно, поскольку только в Luk 3:1 указана точная историч. дата. Установление последоват-сти событий, в к-рую можно включить даты, связ. с жизнью Иисуса и древней Церкви, возможно лишь с привлечением прочих ист. документов. При этом появляется другая трудность: события, о к-рых сообщается в НЗ, приходятся на относит. короткий историч. отрезок. Это требует высокой точности в определении дат. Но существует ряд обстоят-ств, весьма затрудняющих этот процесс: наше Л. начинается от Рождества Христова, но очевидно, что Иисус родился не в 1-м г., поскольку это событие произошло в царствование Ирода Великого, к-рый умер еще в 4 г. до Р.Х. Поэтому рождение Иисуса может приходиться на 5-й, 6-й или даже 7-й г. до Р.Х. При этом следует учитывать расхождение во мнениях относительно продолжит-сти обществ. служения Иисуса. Согл. синоптическим Евангелиям, оно укладывается в один год, но, по Ев. от Иоанна, для земного служения Христа требуется 2-3 года. Не вдаваясь в тонкости этих сложных вопросов, отметим, что Иисус, вероятно, был распят ок. 30 г. по Р.Х. Тогда началом Его обществ. служения, согл. Ев. от Иоанна, предположит. явл. Пасха 27 г. (ср. Joh 2:20) - через год после выступления Иоанна Крестителя;
2) хронологию Деяний также установить непросто, хотя повествование и дает нек-рые отправные точки: изгнание евреев из Рима при Клавдии (Act 18:2) и пребывание Павла в Коринфе в период правления Галлиона, о к-ром известно, что он был наместником Ахайи в 51-52 гг. В соотв. с этим, В. Михаэлис (W. Michaelis, Einleitung in das NT, 1954, S. 149-154) относит пребывание Павла в Коринфе (после Апостольского собора в 49 г.) к осени 50 - весне 52 г. Тогда, совершая свое третье миссионерское путешествие, Павел с осени 52 г. по лето 55 г. находился в Эфесе, зимой 55-56 гг. - в Коринфе, а на Пасху 56 г. - в Филиппах. Его арест в Иерусалиме приходится, соотв., на 56 г., а поездка в Pим продолжалась с осени 58 г. до весны 59 г.

VI. О датировке отдельных библ. книг см. соотв. статьи.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).