Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Сон

I. В теплом климате Ближнего Востока не было больших проблем с ночлегом. Общепринято было спать на жестком ложе, бедные люди спали прямо на земле, подобное случалось и в пути (Genesis 28:11). Часто спали на подстилке, к-рую на день скатывали. Там, где говорится о ношении постели, подразумевается именно такая подстилка (Matthaeum 9:6; Ioannem 5:9). У богатых были настоящие -> кровати с тонкими матрасами, к-рые использовали как по одному, так и во множестве, укладывая один на другой. Существовали одеяла, чтобы укрываться (Iudicum 4:18, в Синод. пер. - "ковер"), но обычно для этого использовали плащ или верхнюю одежду (1 Samuelis 19:13), к-рую по этой причине нельзя было удерживать в качестве залога дольше, чем до вечера (Exodus 22:26.27; Deuteronomii 24:12.13).
II: 1) в С. видели не только здоровый отдых после тяжелой работы (Ecclesiastes 5:11), но и воспринимали его как нечто угрожающее, полагая, что у С. есть общее со смертью. Спокойно и без опасений можно спать только потому, что Господь бодрствует (Psalmorum 3:6; Psalmorum 4:9; Proverbiorum 3:24). Господь - страж Израиля, неусыпный и недремлющий (Psalmorum 120:3). Забота (Ecclesiastes 5:11) или томление (Genesis 31:40) похищают С., но ленивого его долгий С. приводит к несчастью (Proverbiorum 6:9-11; Proverbiorum 20:13; Proverbiorum 23:21). В решит. часы ученики оставляют Иисуса в одиночестве, потому что засыпают от усталости (Matthaeum 26:36-46; Lucam 9:32). В метафорич. значении звучит призыв к Церкви, предостерегающий ее от духовного С. и зовущий проснуться и бодрствовать (Marcum 13:36; Romanos 13:11; Ephesios 5:14; 1 Thessalonicenses 5:6). -> Бодрствовать, просыпаться;
2) Господь не только охраняет спящих, Он посылает людям во С. Свои откровения и указания (Genesis 28:12-16; Iob 4:13-17; Iob 33:15-18; Ieremiae 31:26; Matthaeum 1:20-24; -> Сновидение -> Видение). Кр. того, в отдельных случаях Бог наводит на человека особенно крепкий С., чтобы этим скрыть от него Свои действия, как это было в случае с Адамом (Genesis 2:21), при откровении Аврааму (Genesis 15:12), а также в истории с Саулом, к-рого Бог крепко усыпил, чтобы помочь Давиду (1 Samuelis 26:12).
III. О С. в Библии часто говорится в метафорич. смысле. На тех, кто почитает Бога только внешне, а сердцем отстоит далеко от Него, Господь может навести дух усыпления (Isaiae 29:10-14; Romanos 11:8), так что их глаза становятся как бы закрытыми (Matthaeum 13:15; Actus 28:27). О Божьем суде над народами сказано, что неблаговоление Господа погружает в С. и колесницу, и коня (Psalmorum 75:7), что Он упоит вавилонян так, чтобы они заснули мертвым С. и больше не проснулись (Ieremiae 51:39.57). Так С. превращается в символ духовной или физич. смерти, а в Psalmorum 89:6, напротив, это образ быстрого течения жизни.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).