Библия-Центр
РУ

Новость дня на 16 Февраля 2022

Павел, ведя речь о воскресении, говорит совсем не о бессмертии души или каком-нибудь другом частичном бессмертии. Собственно, в идее бессмертия души на тот момент ничего нового не было: об этом говорили египтяне, греки, по-своему, несколько иначе, индийцы, да и у других народов, хотя и не было разработанного учения о бессмертии души, всё же присутствовало некое смутное представление о том, что человек умирает не весь и не полностью, и что мир теней — возможно, не единственно возможный удел тех, кто покинул мир живых.

Но во всяком таком представлении всегда присутствовала идея некоторого остаточного существования человека. Смерть представлялась неизбежной катастрофой человека в его наличном состоянии, утратой части человеческой личности, при которой, однако, сохраняется её ядро, так, что человек не теряет ни памяти, ни самосознания.

Именно это отличало все существовавшие в древности представления о бессмертии души от более ранних представлений о мире теней: там, в мире теней, человек как раз именно утрачивал память о земной жизни, а самосознание в нём едва теплилось. Представления о бессмертном личностном начале были связаны с надеждой на продолжение жизни после смерти тела, на пусть урезанное, но всё же бессмертие, притом бессмертие личностное, при котором человек, пусть и лишённый тела, всё же в главном остаётся собой.

Павел же имеет в виду нечто большее. Он говорит не о том, чтобы сохранить что-то от человеческой личности с тем, чтобы этот остаток жил вечно, а именно о полноценной жизни, жизни в теле, такой, к которой человек призван с самого начала — ведь Бог сотворил человека в единстве духа и природы, души и тела.

Более того: речь идёт не просто о сохранении человека, но и о его преображении, о качественном изменении человеческой природы под воздействием дыхания Царства по мере того, как человек всё больше включается в его жизнь. Тут уже речь идёт не о посмертии, а о полноте жизни, такой, по сравнению с которой наше нынешнее существование впору называть преджизнью. А начало движения по направлению к этой полноте связано с вхождением человека в Церковь и с первым опытом Царства, который христианин получает в момент этого вхождения.

Но начало — ещё не конец, путь христианина не ограничен одним лишь земным этапом. Собственно, применительно к Царству едва ли можно говорить о посмертии в дохристианском смысле слова: ведь оно включает в себя жизнь и путь христианина целиком, на всех его этапах, как на нынешнем, так и на всех последующих. Вот эту единую жизнь и имеет в виду апостол, говоря о теле природном («душевном») и о теле духовном. Полнота жизни, природной и духовной, а не бессмертие души — вот что ждёт нас в конце пути. Пути, о котором не устаёт напоминать апостол адресатам своего послания.

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Почему в ответ на вполне уместные вопросы («как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?»), Павел... 

 

Говоря о воскресении мёртвых, Павел подчёркивает, что речь идёт не об одномоментном событии, а о процессе, в который вовлечено всё человечество с самого момента прихода в мир Спасителя. В самом деле, Матфей в своём... 

 

Продолжая разговор о всеобщем воскресении, Павел, как бы полемизируя с неким... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).