Библия-Центр
РУ
Вся Библия
Церковнославянский перевод (ru)
Поделиться

Кни1га Премyдрости їисyса сы1на сірaхова, ГлавA 44

Восхвaлимъ ќбw мyжы сл†вны и3 nтцы2 нaшz въ бытіи2.
Мно1гу слaву создA гDь въ ни1хъ вели1чіемъ свои1мъ t вёка.
Госпо1дствующе во цaрствіихъ свои1хъ и3 мyжіе и3мени1ти си1лою, совётующе рaзумомъ свои1мъ, провэщaвшіи во прbро1чествахъ,
старBйшины людjй въ совётэхъ и3 въ рaзумэ пис†ніz людjй:
прем{драz словесA въ наказaніи и4хъ, и4щуще глaса мусікjйска и3 повёдающе пHвэсти во писaніихъ:
мyжіе богaтіи, њбдаровaни крёпостію, ми1рнw живyще въ жили1щихъ свои1хъ.
Вси2 сjи въ ро1дэхъ прослaвлени бы1ша, и3 во дне1хъ и4хъ похвалA.
Сyть t ни1хъ, и4же њстaвиша и4мz, є4же повёдати хвалы6: и3 сyть, и4хже нёсть пaмzти, и3 погибо1ша ћкw не сyщіи, и3 бы1ша ћкw не бы1вше, и3 ч†да и4хъ по ни1хъ.
Но сjи мyжіе ми1лостивіи, и4хже пр†вды не забвє1ны бы1ша:
10 съ сёменемъ и4хъ пребyдетъ до1брое наслёдіе, и3сч†діz и4хъ въ завётэхъ:
11 њстaсz сёмz и4хъ, и3 ч†да и4хъ по ни1хъ:
12 до вёка пребyдетъ сёмz и4хъ, и3 слaва и4хъ не потреби1тсz:
13 тэлесA и4хъ въ ми1рэ погребє1на бы1ша, ґ и3менA и4хъ живyтъ въ ро1ды.
14 Премyдрость и4хъ повёдzтъ лю1діе, и3 похвалY и4хъ и3сповёсть цRковь.
15 є3нHхъ ўгоди2 гDеви и3 преложи1сz, њ1бразъ покаsніz родHмъ.
16 НHе њбрётесz соверше1нъ, прaведенъ, во вре1мz гнёва бы1сть примире1ніе:
17 сегw2 рaди бы1сть њстaнокъ земли2, є3гдA бsше пото1пъ.
18 Завёты вёчніи положе1ни бы1ша съ ни1мъ, да не потреби1тсz пото1помъ всsка пло1ть.
19 Ґвраaмъ вели1кій nте1цъ мно1жеству kзы1кwвъ, и3 не њбрётесz подо1бный во слaвэ є3гw2:
20 и4же соблюде2 зако1нъ вы1шнzгw и3 бы1сть въ завётэ съ ни1мъ:
21 и3 на пло1ти є3гw2 ўстaви завётъ и3 во и3скуше1ніи њбрётесz вёренъ:
22 сегw2 рaди клsтвою постaви съ ни1мъ благослови1тисz kзы1кwмъ њ сёмени є3гw2,
23 ўмно1жити є3го2 ћкw пе1рсть земли2, и3 ћкw ѕвёзды возвы1сити сёмz є3гw2, и3 наслёдити и5мъ t мо1рz до мо1рz и3 t рэки2 до крaz земли2.
24 И# њ їсаaцэ ўтверди2 си1це ґвраaма рaди nтцA є3гw2 благослове1ніе всёхъ человёкwвъ и3 завётъ:
25 и3 почи2 на главЁ їaкwвли.
26 ПознA є3го2 блгcвє1ніи свои1ми и3 даде2 є3го2 въ наслёдіе, и3 раздэли2 ч†сти є3гw2 на колёнъ дванaдесzть,
27 и3 и3зведе2 t негw2 мyжа ми1лости, њбрётшаго благодaть пред8 nчесы2 всsкіz пло1ти.

Кни1га Премyдрости їисyса сы1на сірaхова, ГлавA 45

Возлю1бленный бг7омъ и3 челwвёки мwmсе1й, є3гHже пaмzть во благослове1ніихъ.
Ўподо1билъ є4сть є3го2 слaвэ с™ы1хъ и3 возвели1чи є3го2 во стрaсэ врагHвъ.
Во словесёхъ є3гw2 знaмєніz ўстaви и3 прослaви є3го2 пред8 лице1мъ царе1й: заповёда є3мY къ лю1демъ свои6мъ и3 показA є3мY слaву свою2:
въ вёрэ и3 кро1тости є3гw2 њс™и2 є3го2, и3збрA є3го2 t всsкіz пло1ти.
Слы1шанъ сотвори1лъ є4сть є3мY глaсъ сво1й и3 введе2 є3го2 во мглY,
и3 даде2 є3мY пред8 лице1мъ зaпwвэди, зако1нъ жи1зни и3 вёдэніz, є4же научи1ти їaкwва завёту и3 судьбaмъ є3гw2 ї}лz.
ҐарHна возвы1си с™а, подо1бна є3мY брaта є3гw2 t колёна леvjина,
постaви є3мY завётъ вёченъ и3 даде2 є3мY їере1йство людjй, ўблажи2 є3го2 благоукраше1ніемъ и3 препоsса є3го2 nде1ждою слaвы,
њблече2 є3го2 въ соверше1ніе хвале1ніz и3 ўтверди2 є3го2 сосyдами крёпости,
10 њсте1гнми и3 поди1ромъ и3 є3пwмjдою,
11 и3 њкружи2 є3го2 шипки6 златы1ми и3 звонцы6 мно1гими њ1крестъ, глашaти глaсъ во ступaніихъ є3гw2, слы1шанъ твори1ти глaсъ въ це1ркви въ пaмzть сынHмъ людjй свои1хъ:
12 nде1ждою с™о1ю, со злaтомъ и3 v3акjнfомъ и3 порфv1рою, дёломъ пестродёльца, сло1вомъ судA, kвле1ньми и4стины,
13 и3сткaнною багрsностію, дёломъ худо1жничимъ, кaмєніи многоцёнными, и3зваsньми печaти, въ свzзaніи злaта, дёломъ каменнодёлателz, на пaмzть въ писaніи и3звazннэмъ по числY колёнъ ї}левыхъ:
14 вэне1цъ злaтъ верхY кідaра, и3з8wбраже1ніе печaти с™ы1ни, похвалA че1сти, дёло крёпости, вожделBніz nче1съ краси6ма прекр†сна.
15 Пре1жде є3гw2 не бы1ша такwвaz до вёка.
16 Не њблече1сz и3ноплеме1нникъ, то1чію сы1нове є3гw2 и3 внyчата є3гw2 пrнw.
17 Жє~ртвы и4хъ приноси6мы бsху по вс‰ дни6 непрестaннw двaжды.
18 И#спо1лни мwmсе1й рyцэ и3 помaза є3го2 є3ле1емъ с™ы1мъ.
19 Бы1сть є3мY въ завётъ вёченъ, и3 сёмени є3гw2 во дне1хъ не1ба, служи1ти є3мY вкyпэ и3 свzще1нствовати, и3 благословлsти лю1ди є3гw2 и4менемъ є3гw2.
20 И#збрA є3го2 t всёхъ живы1хъ принести2 же1ртву гDеви, fmміaмъ и3 благоухaніе на пaмzть, на њчище1ніе лю1демъ свои6мъ.
21 Даде2 є3мY зaпwвэди сво‰, влaсть въ завётэхъ суде1бъ, научи1ти їaкwва свидёніємъ и3 въ зако1нэ є3гw2 просвэти1ти ї}лz.
22 Востaша нaнь чуждjи, и3 возревновaша є3мY въ пусты1ни мyжіе, и4же при даfaнэ и3 ґвірHнэ, и3 со1нмъ коре1овъ въ ћрости и3 гнёвэ.
23 Ви1дэ гDь и3 не бlговоли2, и3 скончaшасz ћростію гнёва:
24 сотвори2 въ ни1хъ знaмєніz, погуби1ти | nгне1мъ плaмене.
25 И# приложи2 ґарHнови слaву и3 даде2 є3мY наслёдіе: начaтки пе1рвыхъ жи6тъ раздэли2 є3мY.
26 Хлёбъ въ пе1рвыхъ ўгото1ва на сы1тость: и4бо жє1ртвы гDни ћсти бyдутъ, ±же даде2 є3мY и3 сёмени є3гw2.
27 Nбaче въ земли2 людjй не наслёдствитъ, и3 въ лю1дехъ не бyдетъ є3мY чaсти: сaмъ бо чaсть є3гw2 и3 наслёдіе.
28 И# фінее1съ сы1нъ є3леазaровъ тре1тій во слaвэ, є3гдA ревновaше стрaху гDню, и3 стA въ превраще1ніи людjй блaгостію ўсе1рдіz души2 своеS, и3 ўмоли2 њ ї}ли.
29 Сегw2 рaди постaвленъ є3мY бы1сть завётъ ми1ренъ, предстaтелемъ бы1ти с™ы1хъ и3 лю1демъ є3гw2, да бyдетъ є3мY и3 сёмени є3гw2 свzще1нства вели1чество во вёкъ.
30 И# завётъ давjду, сы1ну їессе1ову t колёна їyдова, наслёдство царS сы1на t сы1на є3ди1нагw: достоsніе свzще1нства ґарHну и3 сёмени є3гw2.
31 Да дaстъ нaмъ премyдрость въ сердцaхъ нaшихъ суди1ти лю1демъ є3гw2 въ прaвду, да не потребsтсz благ†z и4хъ и3 слaва и4хъ въ ро1ды и4хъ.

Кни1га Премyдрости їисyса сы1на сірaхова, ГлавA 46

Крёпокъ на брaнехъ їисyсъ наvи1нъ и3 прее1мникъ мwmсе1овъ бы1сть во прbро1чествэ:
и4же бы1сть по и4мени своемY вели1къ на спасе1ніе и3збрaнныхъ є3гw2, мсти1ти востаю1щымъ (нaнь) врагHмъ, ћкw да наслёдствитъ ї}лz.
Ко1ль прослaвленъ бы1сть воздвиже1ніемъ рyкъ свои1хъ, и3 внегдA простирaше ме1чь на грaды.
Кто2 пре1жде є3гw2 си1це стA; бр†ни бо гDни то1й вождaше.
Не руко1ю ли є3гw2 воспzти1сz со1лнце, и3 є3ди1нъ де1нь бы1сть ћкw двA;
ПризвA вы1шнzго си1льна, є3гдA њскорблsху є3го2 врази2 њ1крестъ, и3 послyша є3го2 ве1лій гDь: кaменіемъ грaднымъ си1лы крёпкіz
ўстреми2 брaнь на kзы1ки, и3схожде1ніемъ погуби2 проти1вники,
да познaютъ kзы1цы всеoрyжіе є3гw2, ћкw пред8 гDемъ брaнь є3гw2: и4бо послёдова могyтному.
И# во дни6 мwmсе1wвы сотвори2 ми1лость се1й и3 хале1въ сы1нъ їефоннjинъ, стaти проти1ву врагA, ўдержaти лю1ди t грBхъ и3 ўтоли1ти ро1потъ лукaвства:
10 и3 т† двA с{ща спасє1на бы1ста t шести2 сHтъ ты1сzщъ пэшцє1въ, ввести2 и5хъ въ наслёдствіе, въ зе1млю точaщую млеко2 и3 ме1дъ.
11 И# даде2 гDь хале1ву крёпость, и3 дaже до стaрости пребы1сть ў негw2, взы1ти є3мY на высотY земли2, и3 сёмz є3гw2 њбдержA наслёдіе:
12 ћкw да ви1дzтъ вси2 сы1нове ї}лєвы, ћкw добро2 ходи1ти в8слёдъ гDа.
13 И# судіи6 кjйждо и4менемъ свои1мъ, є3ли1кихъ не любодёйствова се1рдце, и3 є3ли1цы не tврати1шасz t гDа, и3 пaмzть и4хъ во благослове1ніихъ:
14 кHсти и4хъ да процвэтyтъ t мёста и4хъ,
15 и3 и4мz и4хъ премэнsемо на сынёхъ, прослaвлєннымъ бы1вшымъ и5мъ.
16 Возлю1бленъ гDемъ свои1мъ самуи1лъ прbро1къ гDень ўстро1и цaрство и3 помaза кн‰зи над8 людьми2 є3гw2:
17 зако1номъ гDнимъ суди2 со1нму, и3 посэти2 гDь їaкwва:
18 вёрою свое1ю и3спы1танъ бы1сть прbро1къ, и3 познaнъ бы1сть въ вёрэ свое1й вёренъ видёніемъ.
19 И# призвA гDа си1льна, є3гдA њскорблsху є3го2 врази2 є3гw2 њ1крестъ, приноше1ніемъ ѓгнца ссyщагw млеко2:
20 и3 возгремЁ съ небесе2 гDь и3 глaсомъ ве1ліимъ ўслы1шанъ сотвори2 глaсъ сво1й:
21 и3 потреби2 влады6ки тv6рскіz, и3 вс‰ кн‰зи фmліст‡мскіz.
22 И# пре1жде вре1мене ўспе1ніz вёка свидётельствова пред8 гDемъ и3 хрісто1мъ є3гw2: и3мёніz и3 до сапHгъ t всsкіz пло1ти не взsхъ: и3 не сотвори2 є3мY поноше1ніz (ни є3ди1нъ) человёкъ.
23 И# по ўспе1ніи свое1мъ прbро1чествова и3 показA царе1ви кончи1ну є3гw2: и3 вознесе2 t земли2 глaсъ сво1й, прbро1чествомъ и3стреби1ти беззако1ніе людjй.

Кни1га Премyдрости їисyса сы1на сірaхова, ГлавA 47

И# по се1мъ востA наfaнъ прbро1чествовати во дни6 давjдwвы.
Ћкоже тyкъ tлуче1нъ t же1ртвы ми1рныz, тaкw давjдъ t сынHвъ ї}левыхъ.
Со львы6 и3грaше ћкw съ кHзлищи и3 съ медвёдми ћкw со ѓгнцы џвчими.
Во ю4ности свое1й не ўби1лъ ли и3споли1на, и3 tsтъ поноше1ніе t людjй,
є3гдA простре2 рyку съ кaменемъ и3з8 прaщи низложи1ти горды1ню голіafову;
Призвa бо гDа вы1шнzгw, и3 вдаде2 въ десни1цу є3гw2 крёпость низложи1ти человёка си1льна на брaни, вознести2 ро1гъ людjй свои1хъ.
Си1це во тьмaхъ прослaви є3го2 и3 восхвали2 є3го2 во блгcве1ніихъ гDнихъ, внегдA носи1ти є3мY вэне1цъ слaвы.
Потреби1 бо враги2 њ1крестъ и3 ўничижи2 фmлістjмлzны проти1вники: дaже додне1сь сокруши2 и5мъ ро1гъ.
Во всsцэмъ дёлэ свое1мъ даде2 и3сповёданіе с™о1му вы1шнему глаго1ломъ слaвы:
10 всёмъ се1рдцемъ свои1мъ восхвали2 и3 возлюби2 сотво1ршаго и5.
11 И# постaви пэвцы2 прsмw nлтаре1ви, и3 звyкомъ и4хъ ўслаждaти пёніе.
12 Даде2 во прaздницэхъ благолёпіе и3 ўкраси2 временA дaже до скончaніz, внегдA воспэвaти и5мъ и4мz с™о1е є3гw2 и3 t ќтра гласи1ти во свzти1лищи.
13 ГDь tS грэхи2 є3гw2 и3 вознесе2 во вёкъ ро1гъ є3гw2, и3 даде2 є3мY завётъ цaрскій и3 престо1лъ слaвы во ї}ли.
14 По се1мъ востA сы1нъ разуми1ченъ и3 сегw2 рaди њбитA въ прострaнствэ:
15 соломHнъ воцари1сz во дне1хъ ми1ра, ћкw бг7ъ препоко1и њ1крестъ, да сози1ждетъ до1мъ во и4мz є3гw2 и3 да ўгото1витъ свzти1лище во вёкъ.
16 Ко1ль преумудри1лсz є3си2 во ю4ности свое1й и3 напо1лнилсz є3си2 ћкw рэкA рaзума.
17 Зе1млю покры2 душA твоS, и3 и3спо1лнилъ є3си2 при1тчами гадaній:
18 про1йде и4мz твое2 во џстровы дале1че, и3 возлю1бленъ бы1лъ є3си2 въ ми1рэ твое1мъ.
19 Въ пёснехъ и3 паріміaхъ и3 во при1тчахъ и3 во сказaніихъ ўдиви1шасz тебЁ страны6.
20 И$менемъ гDа бг7а, нарече1ннагw бг7а ї}лева,
21 собрaлъ є3си2 ћкw мёдь злaто и3 ћкw џлово ўмно1жилъ є3си2 сребро2.
22 Вдaлъ є3си2 бокA тво‰ женaмъ и3 порабо1тилсz є3си2 тёломъ твои1мъ:
23 дaлъ є3си2 поро1къ слaвэ твое1й и3 њскверни1лъ є3си2 сёмz твое2, нанести2 гнёвъ на ч†да тво‰, и3 ўмили1тисz њ безyміи твое1мъ: є4же раздэли1тисz на дво1е цaрству, и3 t є3фре1ма начaтисz цaрству непокори1ву.
24 ГDь же не њстaвитъ млcти своеS и3 не растли1тъ t дёлъ свои1хъ, ниже2 и3стреби1тъ и3збрaннагw своегw2 и3счaдій и3 сёмz возлюби1вшагw є3го2 не и4зметъ.
25 И# їaкwву даде2 њстaнокъ, и3 давjду t негw2 ко1рень.
26 И# почи2 соломHнъ со nтцы6 свои1ми
27 и3 њстaви по себЁ t сёмене своегw2 лю1демъ безyміе,
28 и3 ўмалsющасz рaзумомъ ровоaма, и4же tстaви лю1ди t совёта своегw2,
29 и3 їеровоaма сы1на навaтова, и4же сотвори2 согрэши1ти ї}лю и3 даде2 є3фре1му пyть ко грэхY.
30 И# ўмно1жишасz грэси2 и4хъ ѕэлw2, tступи1ти и5мъ t земли2 своеS:
31 и3 всsко лукaвство и3зыскaша, до1ндеже ме1сть пріи1де на нS.

Кни1га Премyдрости їисyса сы1на сірaхова, ГлавA 48

И# востA и3ліA прbро1къ ћкw џгнь, и3 сло1во є3гw2 ћкw свэщA горsше:
и4же нанесе2 на нS глaдъ и3 ре1вностію свое1ю ўмaли |,
сло1вомъ гDнимъ ўдержA не1бо и3 сведе2 тaкw три1жды џгнь съ небесе2.
Ко1ль прослaвилсz є3си2, и3ліе2, чудесы2 твои1ми, и3 кто2 подо1бенъ тебЁ похвали1тисz;
Воздви1гнувъ мертвецA t сме1рти и3 и3з8 ѓда сло1вомъ вы1шнzгw,
сведы1й цари6 въ пaгубу и3 прослaвлєнныz t nдрA и4хъ,
слы1шавый въ сінaи њбличе1ніе и3 въ хwри1вэ судьбы6 tмще1ніz,
помазyzй цари6 на воздаsніе и3 прbро1ки прее1мники по себЁ,
взsвыйсz ви1хромъ џгненнымъ на колесни1цэ ко1ней џгненныхъ,
10 впи1санъ во њбличє1ніz на временA, ўтоли1ти гнёвъ пре1жде ћрости и3 њбрати1ти се1рдце џтчее къ сы1ну и3 ўстро1ити кwлёна ї†кwвлz.
11 Блаже1ни ви1дэвшіи тS и3 любо1вію ўкрaшенніи.
12 И$бо мы2 житіе1мъ поживе1мъ.
13 И#ліA, и4же ви1хромъ покрове1нъ бы1сть, и3 є3ліссе1й и3спо1лнисz дyха є3гw2 и3 во дни6 сво‰ не поколебaсz t кнzзе1й, и3 не премо1же є3гw2 никто1же:
14 всsко сло1во не превзы1де є3гw2, и3 во ўспе1ніи прbро1чествова тёло є3гw2:
15 и3 въ житіи2 свое1мъ сотвори2 чудесA, и3 во ўме1ртвіи ди6вна дэлA є3гw2.
16 Во всёхъ си1хъ не покazшасz лю1діе и3 не tступи1ша t грBхъ свои1хъ, до1ндеже плэне1ни бы1ша t земли2 своеS и3 расточе1ни бы1ша по все1й земли2.
17 И# њстaсz людjй мaлw, и3 кнsзь въ домY давjдовэ.
18 Нёцыи ќбw t ни1хъ сотвори1ша ўго1дное, нёцыи же ўмно1жиша грэхи2.
19 є3зекjа ўтверди2 грaдъ сво1й и3 введе2 посредЁ є3гw2 во1ду: и3скопA желёзомъ кaмень и3 создA и3сто1чники водaмъ.
20 Во дне1хъ є3гw2 взы1де сеннахирjмъ и3 послA раpaка, и3 воздви1же рyку свою2 на сіHна и3 возвели1чисz горды1нею свое1ю.
21 ТогдA подвиго1шасz сердцA и3 рyцэ и4хъ, и3 поболёша ћкw раждaющыz.
22 И# помоли1шасz гDу млcтивому, воздёвше рyки сво‰ къ немY:
23 и3 с™ы1й съ нб7се2 ско1рw ўслы1ша | и3 и3збaви | руко1ю и3сaіиною:
24 порази2 полки2 ґссmр‡йскіz, и3 сокруши2 | ѓгг7лъ є3гw2.
25 Сотвори1 бо є3зекjа ўго1дное гDеви и3 ўкрэпи1сz на путе1хъ давjда nтцA своегw2, ±же заповёда и3сaіа, прbро1къ ве1лій и3 вёренъ въ видёніи свое1мъ.
26 Во дне1хъ є3гw2 воспzти1сz со1лнце, и3 приложи2 житіS царе1ви:
27 дyхомъ ве1ліимъ ви1дэ послBднzz и3 ўтёши сётующыz въ сіHнэ:
28 дaже до вёка показA б{дущаz и3 сокровє1наz, пре1жде не1же пріити2 и5мъ.

Кни1га Премyдрости їисyса сы1на сірaхова, ГлавA 49

Пaмzть їwсjева въ сложе1ніе fmміaма, и3 состро1еное дёломъ мmровaрника:
во всsцэхъ ўстёхъ ћкw ме1дъ ўслади1тсz, и3 ћкw мусікjа въ пи1рэ вінA.
То1й ўпрaвленъ бы1сть во њбраще1ніе людjй и3 tsтъ ме1рзwсти беззако1ніz,
и3спрaви ко гDу се1рдце свое2, во дни6 беззако1нныхъ ўкрэпи2 бlгоче1стіе.
КромЁ давjда и3 є3зекjи и3 їwсjи, вси2 прегрэши1ша прегрэше1ніемъ,
њстaвиша бо зако1нъ вы1шнzгw: цaріе ї{дины њскудёша,
дaша бо ро1гъ сво1й и3нBмъ и3 слaву свою2 kзы1ку чужде1му,
сожго1ша и3збрaнъ грaдъ с™ы1ни и3 њпустоши1ша пути6 є3гw2 руко1ю1по прbро1честву їеремjиною:
њѕло1биша бо є3го2, и3 то1й во чре1вэ њсвzще1нъ бы1сть прbро1къ и3скорени1ти и3 њѕло1бити и3 погуби1ти, тaкожде создaти и3 насади1ти.
10 І3езекjиль, и4же ви1дэ видёніе слaвы, ю4же показA є3мY въ колесни1цэ херувjмстэ:
11 помzнy бо враги2 въ дожди2, и3 благосотвори1ти направлsющымъ пути6.
12 И# nбоюнaдесzте прbро1кwвъ да процвэтyтъ кHсти t мёстъ свои1хъ: ўтёши бо їaкwва и3 и3збaвилъ | вёрою наде1жды.
13 Кaкw возвели1чимъ зоровaвелz; и3 се1й ћкw печaть на деснёй руцЁ:
14 тaкожде їисyсъ сы1нъ їwседе1ковъ: и5же во дни6 сво‰ создaста до1мъ и3 воздвиго1ста це1рковь с™у гDеви, ўгото1вану во слaву вёка.
15 И# неемjи на мно1зэ (бyди) пaмzть, воздви1гшему нaмъ стёны пaдшыz и3 постaвльшему двє1ри и3 завHры и3 воздви1гшему до1мы пaдшыz нaшz.
16 Никто1же со1зданъ бы1сть тако1въ, ћкw є3нHхъ на земли2: то1й бо взsтъ бы1сть t земли2.
17 Ниже2 ћкw їHсифъ бы1сть мyжъ, во1ждь брaтіи, ўтвержде1ніе лю1демъ, и3 кHсти є3гw2 посэщє1ны бы1ша.
18 Си1мъ и3 си1fъ просл†влена бы1ста въ человёцэхъ, и3 пaче всsкагw живо1тнагw въ твaри ґдaмъ.
Для корректного отображения некириллических текстов желательно установить шрифты Lucida Sans Unicode (для текстов на греческом) и Hirmos (для текстов на церковнославянском). Если Ваш браузер поддерживает технологию CSS3, шрифты будут загружены автоматически.
Комментарии:
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

44 Похвала "славных мужей и отцов" - ценное свидетельство того, как благочестивый иудей 2 в. до Р.Х. понимал историю Израиля (ср 1 Макк 2:51-64).


44:15 "Енох- образ покаяния для всех родов", т.е. пример, побуждающий к покаянию и обращению. Евр "пример знания" - быть может указание на тайны, свидетелем которых был Енох и которые он открыл людям ("Книга тайн Еноха").


44:16 " Ной... во время гнева был умилостивлением" (евр ростком - к Ною здесь применяется учение пророков об "остатке", из которого произойдет спасение; ср Ис 4:3).


46:14 "Да процветут кости их" - букв.: да прорастут как молодой побег от старого пня (ср Сир 49:12; Ис 66:14). Это образное выражение скорее является пожеланием - да будут в наше время достойные потомки у Судей Израилевых - чем свидетельством веры в воскресение мертвых.


47:8 "Сокрушим рог их", т.е. силу в физическом или переносном смысле: метафора, часто встречающаяся в Библии, особенно в псалмах.


47:9 "Словом хвалы", т.е. псалмами (ср 2 Цар 23:1).


47:14 "Мудрый сын... ради отца жил счастливо" - не только с мирской точки зрения - все, что было осуществлено его предшественником, пошло ему на пользу - но и с точки зрения религиозной: Бог сохранил свое благоволение к Соломону ради Давида, отца его (ср стт Сир 47:23, Сир 47:25; 3 Цар 11:12).


47:18 "Ты был любим за мир твой" - имя Соломон означает миротворец (ср ст Сир 47:15).


48:14 "По успении его пророчествовало тело его" - после смерти пророк воскресил еще одного мертвого (4 Цар 13:20-21).


49:7 "Предали... славу свою - чужому народу" - опираясь на союзы с языч. народами, вместо того, чтобы искать опору в Боге, или навлекая своими грехами наказание, т.е. плен Вавилонский.


49:12 Двенадцать малых пророков, которые, согласно расположению книг евр Библии, следовали непосредственно за тремя великими.


Эта второканоническая книга не включена в евр Библию, хотя была написана на евр языке. Ее оригинал был известен не только раввинам, но и бл. Иерониму. До нас она дошла только в греч переводе, который и признан Церковью каноническим. В Вульг эта книга называется «Ecclesiasticus (liber)», т.е. «церковная книга», согласно названию, данному ей в 3-м веке Церковью в отличие от Синагоги. В 1896 г. было найдено около двух третей евр текста Сир среди фрагментов различных средневековых рукописей, находившихся в древней синагоге города Каира. Недавно короткие отрывки ее были обнаружены в одной из Кумранских пещер, а в 1964 г. нашли в Массаде часть книги (Ecclesiasticus 39:27-44:17), написанную письмом 1-го в. до Р.Х. Расхождение этих рукописей как между собой, так и с греческим и сириакским переводами свидетельствует о том, что эта книга была уже давно распространена в нескольких рецензиях (редакциях).

С 198 г. Палестина находилась под владычеством Селевкидов. Некоторая часть евр населения, принадлежавшая главным образом к правящему классу, легко эллинизировалась, перенимая чужие нравы и идеи. Антиох Епифан (175-163 гг.) решил ускорить этот процесс и стал проводить эллинизацию насильственно. Сын Сирахов противопоставляет таким опасным новшествам весь авторитет ВЗ-ного предания. Перед нами книжник, соединивший любовь к Премудрости с любовью к Закону и преисполненный ревности к Храму и уважения к священству. Он вскормлен свящ. книгами, пророками и в особенности писаниями мудрых Израиля. Цель его — наставлять в Премудрости всех, кто ищет ее (Ecclesiasticus 33:17; Ecclesiasticus 50:29; ср предисловие к гл. 1).

По своей структуре книга напоминает предшествующие писания мудрых Израиля. Она представляет собою собрание кратких сентенций, афоризмов и небольших картин, довольно беспорядочно сгрупированных и иногда даже повторяющихся. Исключение составляют главы, в которых воспевается слава Божия в природе (Ecclesiasticus 42:15-43:36) и в истории (Ecclesiasticus 44:1-50:31), а также добавления: благодарственный гимн (Ecclesiasticus 51:1-17) и молитва о приобретении мудрости (Ecclesiasticus 51:18-38). Евр текст этого последнего отрывка был найден в одной из Кумранских пещер, в рукописи Псалтири. Эта находка подтверждает предположение, что данный отрывок до включения его в кн Сир существовал в виде отдельного произведения. В книге излагается традиционное учение; подобно его предшественникам, автор рассматривает Премудрость как персонифицированное откровение Бога. Судьба человека и проблема суда вызывает у него такую же тревожную неуверенность, какой охвачены и Иов, и Екклесиаст. Он верит в воздаяние, чувствует трагическую значительность смертного часа, но для него еще не вполне ясно, каким образом Бог воздаст каждому по делам его. Размышляя о сущности Премудрости Божией, он идет дальше прозрений кн Притч и Иова. Новизна учения сына Сирахова в том, что он отождествляет Премудрость с Законом, провозглашенным Моисеем (Ecclesiasticus 24:26-28), как впоследствии — автор поэмы о Премудрости (Baruch 3:9-4:4). Тем самым, в отличие от своих предшественников, он вводит Премудрость в законническое течение. Более того, он видит соблюдение Закона в точном исполнении богослужебных предписаний (Ecclesiasticus 35:1-10). Он — ревностный ритуалист. В отличие от более древних мудрецов Израиля, Сын Сирахов много размышляет над историей (Ecclesiasticus 44:1-49:18), в которой особенно подчеркивает роль священства.

Сын Сирахов — последний свидетель учения о мудрости в Палестине, книга которого была принята в канон Писаний. Его можно считать достойным представителем хасидим, т.е. благочестивых (ср. 1 Maccabaeorum 2:42), которым в скором времени предстояло восстать на защиту своей веры против гонения Антиоха Епифана. Благодаря им в Израиле сохранились те островки истинной веры, где нашла себе отклик проповедь Иисуса Христа. Хотя кн Сир не вошла в евр канон, на нее часто ссылаются авторы раввини-стических писаний. У НЗ-ных авторов — ев. Матфея и ап. Иакова — содержится немало восходящих к ней реминисценций.

ПРЕДИСЛОВИЕ (греч. переводчика)

Это предисловие не является составной частью книги и не входит в библейский канон. В нем говорится об евр Библии, разделенной на 3 части (ср 1 Maccabaeorum 12:9): «закон, пророки и прочие писатели». Нет уверенности в том, что в ту эпоху (конец 2 в. до Р.Х.) содержание этих трех частей — особенно последней — было тождественно теперешнему. Переводчик прибыл в Египет в 38 г. царствования Евергета. Очевидно речь идет о Птолемее VII Евергете (170-117); 38-й г. его царствования соответствует 132 г. до Р.Х.

«Книгами Премудрости» или «мудрых» называют пять книг: Иова, Притчей, Екклесиаста, Иисуса сына Сирахова и Премудрости Соломоновой. К ним присоединили Псалтирь и Песнь Песней, в которых мы находим ту же направленность мысли, выраженной в поэтической форме. Произведения такого рода были распространены на всем древнем Востоке. В Египте на протяжении его вековой истории появилось немало книг мудрости. В Месопотамии, начиная с шумерийской эпохи, составлялись притчи, басни, поэмы о страдании, в какой-то мере напоминающие нам кн. Иова. Эта месопотамская мудрость проникла в Ханаан: в Рас-Шамре были найдены тексты о мудрости на аккадском языке. «Премудрость Ахиахара», появившаяся в Ассирии и распространившаяся в кругах, говоривших по-арамейски, была затем переведена на несколько древних языков. Этот род мудрости по существу международен и не является собственно религиозным. В центре внимания мудрых стоит жизненный путь человека, но их метод — не философская рефлексия, как у греков, а собирание плодов жизненного опыта. Они преподают искусство жить и находиться на интеллектуальном уровне своей среды и эпохи; учат человека сообразовываться с порядком мироздания и указывают, как достигать счастья и успеха. Однако их советы не всегда приводят к желанным результатам, и этот опыт служит исходной точкой пессимизма, которым проникнут ряд произведений мудрости как в Египте, так и в Месопотамии.

Такая мудрость процветала и у израильтян. Характерно, что израильские мудрецы признавали свою связь с мудростью «сынов Востока и Египта» и лучшей похвалой премудрости Соломона считали утверждение о ее превосходстве над мудростью языческой (3 Цар 4:29). Широкой известностью пользовались аравийские и едомские мудрецы (Иер 49:7; Вар 3:22-23; Авд 1:8). Иов и его три друга-мудреца жили в Едоме. Автор кн. Товита знал Премудрость Ахиахара, а Притч 22:17-23:11 напоминают египетские изречения Аменемопе. Некоторые псалмы приписаны Еману и Ефану, которые, согласно 3 Цар 4:31, были ханаанскими мудрецами. Притчи содержат Слова Агура (Притч 30:1-14) и Слова Лемуила (Притч 31:1-9), которые оба происходили из племени Масса, жившего в северной Аравии (Быт 25:14).

Поэтому не удивительно, что первые израильские произведения мудрости во многом родственны произведениям соседних народов. Наиболее древние части кн. Притч содержат одни только предписания человеческой мудрости. Самые важные богословские темы Ветхого Завета: Закон, Союз-Завет, Избрание, Спасение — в этих книгах почти не затрагиваются. Исключение составляют кн. Иисуса сына Сирахова и Премудрости Соломоновой, написанные значительно позже. Израильские мудрецы как будто бы не интересуются историей и будущим своего народа. Подобно своим восточным собратьям, они больше заняты личной судьбой человека, но рассматривают ее в более высоком плане — в освещении религии Ягве. Таким образом, несмотря на общность происхождения, между мудростью языческой и израильской имеется существенное различие, усиливающееся по мере того, как постепенно раскрывается Откровение.

Противопоставление мудрости и безумия становится противопоставлением правды и неправды, благочестия и нечестия. Истинная премудрость — это страх Божий, а страх Божий — синоним благочестия. Если восточную мудрость можно определить как своего рода гуманизм, то премудрость израильскую можно назвать гуманизмом религиозным.

Однако эта религиозная ценность премудрости выявилась не сразу. Содержание евр. термина «хохма» весьма сложно. Он может обозначать ловкость движений или профессиональную сноровку, политическое чутье, проницательность, а также и хитрость, умение, искусство магии. Такая человеческая мудрость может служить как добру, так и злу, и эта двузначность в какой-то мере объясняет отрицательные суждения некоторых пророков о мудрецах (Ис 5:21; Ис 29:14; Иер 8:9). Этим объясняется также, что в евр. письменности тема Премудрости Божией (евр. «хохмот» — множ. число, употребляемое в значении превосходной степени) появляется довольно поздно, хотя происхождение мудрости от Бога никогда не отрицалось, и уже в Угорите мудрость считалась свойством великого бога Эла. Только после Плена стали утверждать, что Бог мудр Премудростью надмирной, действие которой человек видит в творении, но которая в своей сущности недосягаема и «неисследима» (Иов 28; Иов 38-39; Сир 1:1-10; Сир 16:24 сл; Сир 39:12 сл; Сир 42:15-43:33 и т.д.). В большом прологе кн. Притч (Притч 1-9) Премудрость Божия говорит как некое лицо, она присуща Богу от вечности и действует с Ним в творении (гл. обр. Притч 8:22-31). В Сир 24 Премудрость сама свидетельствует, что она вышла из уст Всевышнего, обитает на небесах и послана Израилю от Бога. В Прем 7:22-8:1 она определена как излияние славы Всемогущего, образ Его совершенства. Так Премудрость, являясь свойством Божиим, отделяется от Него и представляется как Личность. Для ветхозаветного человека эти выражения являются, по-видимому, яркими поэтическими сравнениями, но в них уже заложена тайна, подготавливающая откровение Св. Троицы. Подобно Логосу в евангелии от Иоанна, эта Премудрость одновременно и в Боге и вне Бога, и во всех этих текстах обосновывается наименование «Премудрость Божия», которое ап. Павел дает Христу (1 Кор 1:24).

Вопрос об участи человека тесно связан у мудрецов с проблемой воздаяния. В древних частях Притч (Притч 3:33-35; Притч 9:6, Притч 9:18) Премудрость, т.е. праведность, непременно ведет к благополучию, а безумие, т.е. нечестие, приводит к разорению, ибо Богу свойственно награждать добрых и наказывать злых. Однако жизненный опыт зачастую как будто противоречит такому взгляду. Как объяснить бедствия, постигающие праведников? Этой проблеме посвящена кн. Иова. Те же вопросы, хотя и в несколько другом аспекте, тревожат Екклесиаста. Сын Сирахов в основном придерживается традиционных взглядов и хвалит счастье мудрого (Сир 14:21-15:10), но его преследует мысль о смерти. Он знает, что все зависит от этого последнего часа: «Легко для Господа в день смерти воздать человеку по делам его» (Сир 11:26, ср Сир 1:13; Сир 7:36; Сир 28:6; Сир 41:12). Он смутно предчувствует откровение о конечной участи человека. Вскоре после него пророк Даниил (Дан 12:2) уже ясно выражает веру в загробное воздаяние, связанное с верой в воскресение мертвых, так как евр. мысль не представляет себе жизни духа, отделенного от плоти. Параллельное и вместе с тем более разработанное учение появляется в александрийском иудаизме. Учение Платона о бессмертии души помогло евр. мысли осознать, что «Бог создал человека для нетления» (Прем 2:23) и после смерти праведники вкусят вечное блаженство у Бога, а нечестивые получат заслуженное наказание (Прем 3:1-12).

Исходной формой письменности мудрых можно считать машал (в русском переводе — притча). Таково во множественном числе заглавие книги, которую мы называем кн. Притчей. Машал — это краткое, выразительное изречение, близкое к народной мудрости, сохранившейся в пословицах. Древние сборники притчей содержат лишь подобные краткие изречения, но со временем машал развивается, достигая размеров небольшой притчи или аллегорического повествования. Это развитие, ясно выраженное в дополнительных разделах и особенно в прологе кн. Притчей (Притч 1-9), ускоряется в последующих книгах мудрых: кн. Иова и Премудрости Соломоновой представляют собой крупные литературные произведения.

Первоначальное происхождение мудрости следует искать в жизни семьи или рода. Наблюдения над природой или людьми, накоплявшиеся из поколения в поколение, выражались в изречениях, в народных поговорках, в пословицах, имевших моральный характер и служивших правилами поведения. Аналогично происхождение первых формулировок обычного права, которые иногда близки не только по содержанию, но и по форме изречениям мудрости. Эта традиция народной мудрости продолжала существовать параллельно с возникновением письменных сборников мудрости. Ей обязаны своим происхождением, напр., притчи в 1 Цар 24:14; 3 Цар 20:11, басни в Суд 9:8-15, басня в 4 Цар 14:9. Даже пророки черпали из этого наследия (напр. Ис 28:24-28; Иер 17:5-11).

Краткие изречения, запечатлевающиеся в памяти, предназначаются для устной передачи. Отец или мать учит им своего сына дома (Притч Притч 1:8; Притч 4:1; Притч 31:1; Сир 3:1), а затем мудрые продолжают преподавать их в своих школах (Сир 41:23; Сир 41:26; ср Притч 7:1 сл; Притч 9:1 сл). С течением времени мудрость становится привилегией образованного класса: мудрые и книжники фигурируют рядом в Иер 8:8-9. Сын Сирахов Сир 38:24-39:11 восхваляет профессию книжника, дающую ему возможность приобретать мудрость в противоположность ручным ремеслам. Из книжников выходили царские чиновники, и учение мудрости культивировалось сначала при дворе. То же самое происходило и в других центрах восточной мудрости, в Египте и в Месопотамии. Один из сборников притчей Соломона был составлен «мужами Езекии, царя Иудейского», Притч 25:1. Эти мудрецы не только собирали древние изречения, но и сами писали. Два произведения, составленные, по всей вероятности, при дворе Соломона — история Иосифа и история преемства престола Давидова — можно тоже рассматривать как писания мудрых.

Таким образом, круги мудрых значительно отличаются от той среды, в которой появились священнические и пророческие писания. Иер 18:18 перечисляет три различных класса — священников, мудрых и пророков. Мудрые не особенно интересуются культом, их как будто не волнуют несчастья их народа и не захватывает поддерживающая его великая надежда. Однако в эпоху Плена эти три течения сливаются. В прологе Притчей слышится тон пророческой проповеди, в кн. Сир (Сир 44-49) и Прем (Прем 10-19) содержится много размышлений над Священной историей; сын Сирахов почитает священство, ревнует о культе и даже отождествляет Премудрость и Закон (Сир 24:23-34): перед нами уже союз книжника (или мудрого) с законоучителем, который можно видеть и в евр. среде евангельских времен.

Так завершается долгий путь, начало которому в ВЗ положил Соломон. Все учение мудрых, постепенно преподававшееся избранному народу, подготавливало умы к восприятию нового откровения — откровения Воплощенной Премудрости, которая «больше Соломона» (Мф 12:42).

Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

44:9  Мужи милости Божией к ним.


44:10  Потомки их пребывают верными заветам Господним.


44:11 Многочисленное, долговечное, твердое в вере и доброй жизни потомство — награды благочестивых и мудрых родителей.


44:15 Проявление чрезвычайного милосердия Божия к праведному Еноху должно послужить для упорных грешников постоянным уроком свыше и вместе побуждением к раскаянию в греховной жизни.


44:16 Во время обнаружения по отношению к допотопному греховному миру гнева Божия, просиявший своей праведной жизнью Ной послужил умилостивлением за род человеческий на земле, предотвратив своим благочестием окончательное истребление человечества водами потопа.


44:21  И на своей плоти утвердил знамя завета, т. е. обрезание (см. Быт 17). Обрезание названо знамением завета Божия с Авраамом и его верным потомством потому, что должно было служить, — с одной стороны, видимым знаком богоизбрания и богообетования; с другой — осязательным обнаружением в человеке его внутренней готовности к самоограничению во имя требований заповедей Господних.


И в испытании оказался верным, см. Быт 22.


44:27 Поясняется 1 стихом 45 главы.


45:2-3 Имеются в виду грозные явления славы и могущества Господних во время исхода евреев из Египта и движения их к земле Ханаанской. 5. Ср. Исх 19:16-20; 24:12-18.


45:8-14 Описываются первосвященнические одежды Аарона. Ср. Исх 28.


45:17  Жертвы их, т. е. через посредство потомков Аарона, должны приноситься, согласно закону, по два раза каждый день — утром и вечером.


45:18 Ср. Исх 29; Лев 8.


45:24 Ср. Чис 16.


45:27 Колено Левия не получило таких земельных уделов, какие получили в Ханаане прочие колена. Уделом левитов было — служить Господу Богу при Его святом храме и тем удовлетворять религиозные потребности как свои, так и всего остального народа. Десятины, начатки, части жертвенных животных и проч. священные приношения верных служили для левитов достаточным обеспечением их телесных потребностей.


45:28  Третий по славе, после Моисея и Аарона. О подвиге религиозной ревности Финееса см. Чис 25.


45:31 Писатель книги приглашает своих современников и последователей подражать в жизни благочестию и мудрости праведников и тем распространять и утверждать на земле благо и славу, унаследованные от великих учителей веры и благочестия.


46:2  Соответственно имени своему он был велик в спасении избранных Божиих. Имя "Иисус" значит — спаситель.


Когда он мстил восставшим врагам, т. е. истреблял языческое население Ханаана. Вводил Израиля в наследие земли обетованной.


46:3-8 Ср. Нав 6-12.


46:9-10 Ср. Чис 14:1-9; 26:62-65.


46:11-12 Ср. Нав 14:6-15.


46:14 Поясняется 15 ст.


46:16 Ср. 1 Цар 8; 10:1 .


46:19-21 Ср. 1 Цар 7.


46:22 Ср. 1 Цар 12:1-5.


46:23 Ср. 1 Цар 28.


47:2 Как лучшая часть мирной жертвы — тук посвящался Господу Богу; так лучший из сынов народа своего, — Давид был избран Богом на великое и славное служение Ему в качестве царя евреев.


47:3 Ср. 1 Цар 17:33-35.


47:4-7 Ср. 1 Цар 17.


47:9-12 Говорится о прославлении Давидом Господа Бога в псалмах и пениях и о благоустроении им богослужения при скинии в Иерусалиме.


47:14 Ср. 3 Цар 11:29-35.


47:16-19 Говорится о мудрости Соломона, обнаруженной им в своих божественных произведениях — Песни Песней, Притчах, Екклезиаста, и во многих мудрых изречениях, не дошедших до нас в письменности.


47:20-21 Говорится о внешнем благоденствии мудрого и благочестивого Соломона. Ср. 3 Цар 10:14-27.


47:22-23 Говорится о падении Соломона, его равнодушии к заветам богооткровенной религии, пристрастии к женщинам; и о божественном наказании Соломона разделением его монархии. Ср. 3 Цар 11.


И от Ефрема произошло непокорное царство: могущественное колено Ефрема стало во главе отдалившегося Израильского царства. На языке священных писателей слово "Ефрем" нередко тождественно с выражением "весь Израиль" (ср. Исх 11:13; Иер 31:6; Иез 37:15-19; Ос 5-7; 13:1; Зах 9:10,13).


47:28  Через свое совещание. Ср. 3 Цар 12:1-19.


47:29 Ср. 3 Цар 12:25-33.


47:30-31 Говорится о греховном падении еврейского народа и наказании его через пленения.


48:1-15 Ср. 3 Цар 17-19; 21; 4 Цар 1-10; 13.


48:19-26 Ср. 4 Цар 18-20; 2 Пар 29-32.


48:27-28 Имеются в виду пророчества Исаии о помиловании Господом избранного народа, о пришествии Мессии и спасительном могуществе Его благодатного царства.


49:1-4 1-4. Ср. 4 Цар 22-23; 2 Пар 34-35.


49:5-7 5-7. Кроме Давида, Езекии и Иосии все иудейские цари тяжко согрешили, ибо оставили закон Всевышнего.


За свое упорное нечестие цари иудейские престали, т. е. на время лишились своей державной власти и передали рог свой (свою силу) другом царям, и славу свою — чужому народу — вавилонянам.


С прекращением вавилонского плена, евреям было предоставлено право вновь водвориться в Палестине и в своей внутренней религиозно-общественной жизни управляться собственными, богодарованными законами.


В период славных маккавейских войн Иудея достигает, совместно с правом внутреннего самоуправления, и внешней политической силы.


49:8 Ср. 4 Цар 24-25; 2 Пар 36.


49:9 Ср. Иер 1:5. Освящен был в пророка, чтобы искоренять, поражать и погублять зло в различных его проявлениях; равно — как строить и насаждать добро в сознании и жизни людей.


49:10 Ср. Иез 1.


49:11  Он напоминал о врагах, которые как дождь нападут на беззаконных, и вместе с тем возвещал доброе тем, которые исправляли пути свои.


49:13-14 Ср. 1 Езд 3.


49:15 Ср. Неем 1-7.


49:18  Выше всего живущего в творении, — родоначальник человечества, праотец Адам.


Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова написана после заключения еврейского канона священных книг Ветхого Завета, принадлежит небогодухновенному лицу, и относится к числу неканонических книг Ветхого Завета.

В греческих списках библейского текста: александрийском, синайском, Ефрема Сирина она надписывается: «Премудрость Иисуса сына Сирахова», каковое наименование перешло и в наши славянский и русский переводы. В Ватиканском списке: «Премудрость Сираха». В Вульгате: «Екклезиастик». Наименования: «Премудрость Иисуса сына Сирахова» и «Премудрость Сираха» указывают на писателя книги (Ecclesiasticus 51:29; Ecclesiasticus 51:1), а «Екклезиастик» — на церковно-учительный характер ее.

В отличие от других неканонических книг, писатели которых остались неизвестными, писатель настоящей книги называет себя иерусалимлянином Иисусом, сыном некоего Сираха (Ecclesiasticus 50:29; Ecclesiasticus 51:1). Из текста книги видно, что это был человек, по тому времени очень образованный, — особенно богословски, — обладал практическим опытом, много путешествовал и изучал нравы людей.

Время происхождения книги не может быть установлено с непререкаемою точностью. На основании содержания 50-й главы можно догадываться, что писатель книги был современником иудейского первосвященника Симона Первого, названного Праведным и жившего при Птоломее Лаге, ок. 290 г. до Р. Х. Внук писателя и переводчик его книги с еврейского языка на греческий жил, — предполагают, — при Евергете I, правившем ок. 247 г. до Р. Х., и сделал свой перевод книги около 230 г. до Р. Х. (см. пролог книги пред греческим и славянским текстом).

Содержанием книги Премудрости Иисуса сына Сирахова служит учение о премудрости божественной в ее проявлениях в мире и человеке, и о богодарованной мудрости человеческой в применении к различным обстоятельствам и случаям жизни человека.

Независимо от неканонического происхождения книги, общее содержание последней издревле считалось глубоко-поучительным для тех, кто ищет уроков мудрости и благочестия. Отцы Церкви нередко пользовались выражениями премудрого сына Сирахова как подтверждением своих учительных мыслей. В 85 апостольском правиле юношам советуется изучать «Премудрость многоученого Сираха». В 39 пасхальном послании св. Афанасия Александрийского книга Премудрости Иисуса сына Сирахова назначается для поучительного чтения оглашенным. Св. Иоанн Дамаскин называет ее «прекрасною и очень полезною» книгою.

Первое полное толкование книги Премудрости Иисуса сына Сирахова было составлено Рабаном Мавром. Затем, в XVI в., появляются труды Янсения; в XVII — Корнелия и Ляпиде. Из новейших ученых над истолкованием книги потрудились: Horowifz, Lesefre, Keel, Multon Knabenbauer, Levi. Над обработкой найденных отрывков еврейского текста книги: Halevy, Smend, Touzard, Kцnig, Strack, Peters. Из русских трудов можно указать: экзегетическую монографию неизвестного автора «Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова в русском переводе с краткими объяснениями». Спб. 1860 г. и статью проф. Рождественского «Вновь открытый еврейский текст книги Иисуса сына Сирахова и его значение для библейской науки». Спб. 1903 г.»

Подробные предварительные сведения о книге Премудрости Иисуса сына Сирахова имеются в соч. проф. Казанской Дух. Академии П. А. Юнгерова «Частное историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Выпуск второй». Пророческие и неканонические книги. Казань, 1907 г., с. 227-239.

См. «Понятие о Библии».

Третий отдел ветхозаветных священных книг составляют в греко-славянской Библии книги «учительные», из которых пять — Иова, Псалтирь, Притчи, Екклезиаст и Песнь Песней признаются каноническими, а две — Премудрость Соломона и Премудрость Иисуса сына Сирахова1Современный распорядок учительных книг в греко-славянской Библии несколько отличается от древнего. Именно в Синайском кодексе они расположены в таком виде: Псалтирь, Притчи, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрость Соломона, Сирах, Иов; в Ватиканском списке за кн. Песнь Песней следует Иов и далее Премудрость Соломона и Сирах. неканоническими. В противоположность этому в еврейской Библии двух последних, как и всех вообще неканонических, совсем не имеется, первые же пять не носят названия «учительных», не образуют и особого отдела, а вместе с книгами: Руфь, Плач Иеремии, Есфирь, Даниил, Ездра, Неемия, первая и вторая Паралипоменон, причисляются к так называемым «кетубим», «агиографам», — «священным писаниям». Сделавшееся у раввинов-талмудистов техническим обозначением третьей части Писания название «кетубим» заменялось в древности другими, указывающими на учительный характер входящих в ее состав произведений. Так, у Иосифа Флавия современные учительные книги, кроме Иова, известны под именем «прочих книг, содержащих гимны Богу и правила жизни для людей» (Против Аппиона I, 4); Филон называет их «гимнами и другими книгами, которыми устрояется и совершенствуется знание и благочестие» (О созерцательной жизни), а автор 2-ой маккавейской книги — «τὰ του̃ Δαυιδ καὶ ἐπιστολὰς βασιλέων περὶ ἀναθεμάτων» — «книги Давида и письма царей о приношениях» (2:13). Наименование «τὰ του̃ Δαυιδ» тожественно с евангельским названием учительных книг псалмами» («подобает скончатися всем написанным в законе Моисееве и пророцех и псалмех о мне»; Лк 24:44), а это последнее, по свидетельству Геферника, имело место и у раввинов. У отцов и учителей церкви, выделяющих, согласно переводу LXX, учительные книги в особый отдел, они также не носят современного названия, а известны под именем «поэтических». Так называют их Кирилл Иерусалимский (4-е огласительное слово), Григорий Богослов (Σύταγμα. Ράκκη, IV, с. 363), Амфилохий Иконийский (Ibid. С. 365), Епифаний Кипрский и Иоанн Дамаскин (Точное изложение православной веры. IV, 17). Впрочем, уже Леонтий Византийский (VI в.) именует их «учительными», — «παραινετικά» (De Sectis, actio II. Migne. Т. 86, с. 1204).

При дидактическом характере всего Священного Писания усвоение только некоторым книгам названия «учительных» указывает на то, что они написаны с специальной целью научить, вразумить, показать, как должно мыслить об известном предмете, как его следует понимать. Данную цель в применении к религиозно-нравственным истинам и преследуют, действительно, учительные книги. Их взгляд, основная точка зрения на учение веры и благочестия — та же, что и в законе; особенность ее заключается в стремлении приблизить богооткровенную истину к пониманию человека, довести его при помощи различных соображений до сознания, что ее должно представлять именно так, а не иначе, Благодаря этому, предложенная в законе в форме заповеди и запрещения, она является в учительных книгах живым убеждением того, кому дана, кто о ней думал и размышлял, выражается как истина не потому только, что открыта в законе, как истина, но и потому, что вполне согласна с думой человека, стала уже как бы собственным его достоянием, собственной его мыслью. Приближая богооткровенные истины к человеческому пониманию, учительные книги, действительно, «совершенствуют сознание и благочестие». И что касается примеров такого освещения их, то они прежде всего наблюдаются в кн. Иова. Ее главное положение, вопрос об отношении правды Божией к правде человеческой, трактуется автором с точки зрения его приемлемости для человеческого сознания. Первоначально сомневавшийся в божественном правосудии, Иов оказывается в результате разговоров уверовавшим в непреклонность божественной правды. Объективное положение: «Бог правосуден» возводится на степень личного субъективного убеждения. Подобным же характером отличается и кн. Екклезиаст. Ее цель заключается в том, чтобы внушить человеку страх Божий (Иов 12:13), побудить соблюдать заповеди Божии. Средством к этому является, с одной стороны, разъяснение того положения, что все отвлекающее человека от Бога, приводящее к Его забвению, — различные житейские блага не составляют для человека истинного счастья, и потому предаваться им не следует, и с другой — раскрытие той истины, что хранение заповедей дает ему настоящее благо, так как приводит к даруемому за добрую жизнь блаженству по смерти, — этому вечно пребывающему благу. Равным образом и кн. Притчей содержит размышления о началах откровенной религии, законе и теократии и влиянии их на образование умственной, нравственной и гражданской жизни Израиля. Результатом этого размышления является положение, что только страх Господень и познание Святейшего составляют истинную, успокаивающую ум и сердце, мудрость. И так как выражением подобного рода мудрости служат разнообразные правила религиозно-нравственной деятельности, то в основе их лежит убеждение в согласии откровенной истины с требованиями человеческого духа.

Раскрывая богооткровенную истину со стороны ее согласия с пониманием человека, учительные книги являются показателями духовного развития народа еврейского под водительством закона. В лице лучших своих представителей он не был лишь страдательным существом по отношению к открываемым истинам, но более или менее вдумывался в них, усваивал их, т. е. приводил в согласие со своими внутренними убеждениями и верованиями. Погружаясь сердцем и мыслию в область откровения, он или представлял предметы своего созерцания в научение, для развития религиозного ведения и споспешествования требуемой законом чистоте нравственности, как это видим в кн. Иова, Екклезиаст, Притчей и некоторых псалмах (78, 104, 105 и т. п.), или же отмечал, выражал то впечатление, которое производило это созерцание на его сердце, в лирической форме религиозных чувствований и сердечных размышлений (Псалтирь). Плод богопросвещенной рефлексии о божественном откровении, данном еврейскому народу в закон, учительные книги носят по преимуществу субъективный характер в отличие от объективного изложения истин веры и благочестия в законе и объективного же описания жизни еврейского народа в книгах исторических. Другое отличие учительных книг — это их поэтическая форма с ее характерною особенностью — параллелизмом, определяемым исследователями еврейской поэзии как соотношение одного стиха с другим. Это — род рифмы мысли, симметрия идеи, выражаемой обыкновенно два или иногда три раза в различных терминах, то синонимических, то противоположных. Сообразно различному взаимоотношению стихов параллелизм бывает синонимический, антитический, синтетический и рифмический. Первый вид параллелизма бывает тогда, когда параллельные члены соответствуют друг другу, выражая равнозначащими терминами один и тот же смысл. Примеры подобного параллелизма представляет Пс 113 — «когда Израиль вышел из Египта, дом Иакова (из среды) народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его, Израиль владением Его. Море это увидело и побежало, Иордан возвратился назад, горы прыгали, как овцы, и холмы, как агнцы». Параллелизм антитический состоит в соответствии двух членов друг другу через противоположность выражений или чувств. «Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего. Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко» (Притч 27:6-7). «Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся. Они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо» (Пс 19:8-9). Параллелизм бывает синтетическим, когда он состоит лишь в сходстве конструкции или меры: слова не соответствуют словам и члены фразы членам фразы, как равнозначащие или противоположные по смыслу, но оборот и форма тожественны; подлежащее соответствует подлежащему, глагол — глаголу, прилагательное — прилагательному, и размер один и тот же. «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых; повеления Господа праведны, веселят сердце; страх Господа чист, просвещает очи» (Пс 18). Параллелизм бывает, наконец, иногда просто кажущимся и состоит лишь в известной аналогии конструкции или в развитии мысли в двух стихах. В этих случаях он является чисто рифмическим и поддается бесконечным комбинациям. Каждый член параллелизма составляет в еврейской поэзии стих, состоящий из соединения ямбов и трохеев, причем самый употребительный стих евреев — гептасиллабический, или из семи слогов. Стихами этого типа написаны кн. Иова (Иов 3:1-42:6), вся книга Притчей и большинство псалмов. Встречаются также стихи из четырех, пяти, шести и девяти слогов, чередуясь иногда с стихами различного размера. Каждый стих является, в свою очередь, частью строфы, существенным свойством которой служит то, что она заключает в себе единую, или главную, мысль, полное раскрытие которой дается в совокупности составляющих ее стихов. Впрочем, в некоторых случаях то две различные мысли соединены в одной строфе, то одна и та же мысль развивается и продолжается далее этого предела.

Скрыть

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

«Блаженны видевшие тебя и украшенные любовью»... Иисус, сын Сирахов, говорит это об Илии... 

 

Иоанн Креститель всегда был чуть-чуть впереди Иисуса. Он родился на полгода раньше, он умер, видимо, на те же полгода раньше. Словно он все время на своем, как ни странно это звучит, более простом примере учит нас понимать все то, что для человека постичь невозможно... 

 

Фигура Илии в евангельскую эпоху была окружена множеством преданий, часто полулегендарных. Многие из них были связаны с событиями, о которых упоминает в своей книге бен-Сира (так называли евреи Иисуса, сына Сераха, автора соответствующей книги). Речь идёт о событии, свидетелем... 

Библиотека

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).