Библия-Центр
РУ
Вся Библия
Синодальный перевод (ru)
Поделиться

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Глава 44

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ> Проявления славы Божией в истории Израиля> 1 Введение, 15 Енох и Ной, 19 Авраам, Исаак и Иаков, 27 Моисей
Теперь восхвалим славных мужей
  и отцов нашего рода.
Много славного Господь являл чрез них,
  величие Свое от века;
это были господствующие в царствах своих
  и мужи, именитые силою; они давали разумные советы,
  возвещали в пророчествах;
они были руководителями народа
  при совещаниях и в книжном обучении.
Мудрые слова были в учении их;
  они изобрели музыкальные строи
  и гимны предали писанию;
люди богатые, одаренные силою,
  они мирно обитали в жилищах своих.
Все они были уважаемы между племенами своими
  и во дни свои были славою.
Есть между ними такие, которые оставили по себе имя,
  для возвещения хвалы их, —
и есть такие, о которых не осталось памяти,
  которые исчезли, как будто не существовали,
и сделались как бы небывшими,
  и дети их после них.
Но те были мужи милости,
  которых праведные дела не забываются;
10 
  в семени их пребывает доброе наследство; потомки их — в заветах.
11 
  Семя их будет твердо, и дети их — ради них.
12 
Семя их пребудет до века,
  и слава их не истребится.
13 
Тела их погребены в мире,
  и имена их живут в роды;
14 
Народы будут рассказывать о их мудрости,
  а церковь будет возвещать их хвалу.
15 
Енох угодил Господу и был взят на небо, —
  образ покаяния для всех родов.
16 
Ной оказался совершенным, праведным;
  во время гнева он был умилостивлением;
17 
посему сделался остатком на земле,
  когда был потоп.
18 
С ним заключен был вечный завет,
  что никакая плоть не истребится более потопом.
19 
Авраам — великий отец множества народов,
  и не было подобного ему в славе.
20 
Он сохранил закон Всевышнего
  и был в завете с Ним,
21 
и на своей плоти утвердил завет,
  и в испытании оказался верным.
22 
Поэтому Господь с клятвою обещал ему,
  что в семени его благословятся все народы;
23 
обещал умножить его, как прах земли,
  и возвысить семя его, как звезды,
и дать им наследство от моря до моря
  и от реки до края земли.
24 
И Исааку ради Авраама, отца его,
  Он также подтвердил благословение всех людей и завет.
25 
  И оно же почило на голове Иакова:
26 
Он ущедрил его Своими благословениями, и дал ему в наследие землю,
  и отделил участки ее,
  и разделил между двенадцатью коленами.
27 
И произвел от него мужа милости,
  который приобрел любовь в глазах всякой плоти,

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Глава 45

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ> Проявления славы Божией в истории Израиля> 27 Моисей, 7 Аарон, 28 Финеес
возлюбленного Богом и людьми Моисея,
  которого память благословенна.
Он сравнял его в славе со святыми
  и возвеличил его делами на страх врагам;
  Он его словом прекращал чудесные знамения,
прославил его пред лицем царей,
  давал чрез него повеления к народу его
  и показал ему от славы Своей.
За верность и кротость его Он освятил его,
  избрал Себе из всех людей,
сподобил его слышать голос Его,
  ввел его во мглу;
и дал ему лицем к лицу заповеди,
  закон жизни и видения,
чтобы он научил Иакова завету
  и Израиля — постановлениям Его.
Он возвысил Аарона, подобного ему святого,
  брата его из колена Левиина;
постановил с ним вечный завет
  и дал ему священство в народе;
  Он благословил его особым украшением
и опоясал его поясом славы;
  Он облек его высшим украшением
  и облачил его в богатые одежды:
10 
в исподнюю одежду, в подир и ефод;
11 
  и окружил его золотыми яблоками и весьма многими позвонками,
чтобы при хождении его они издавали звук,
  чтобы сделать слышным в храме звон
  для напоминания сынам народа Его;
12 
облек его одеждою святою из золота и гиацинтовой шерсти и крученого виссона
  художественной работы, словом суда, уримом и туммимом,
13 
червленым тканьем искусной работы,
  многоценными камнями, вырезанными как на печати,
в золотой оправе гранильной работы,
  с вырезанными на память начертаниями имен
  по числу колен Израилевых.
14 
На кидаре его — золотой венец,
  знамение святыни, слава достоинства:
  величественное украшение, дело искусства, вожделенное для глаз.
15 
Прежде него не было сего от века:
16 
  не принадлежащий к его племени не одевался так,
  только сыновья его и потомки его во все времена.
17 
Жертвы их приносятся каждый день, всегда по два раза.
18 
  Моисей наполнил руки его и помазал его святым елеем:
19 
ему постановлено в вечный завет и семени его на дни неба,
  чтобы они служили Ему и вместе священнодействовали
  и благословляли народ Его именем Его;
20 
Он избрал его из всех живущих,
  чтобы приносить Господу жертву, курение и благоухание
  в память умилостивления о народе своем.
21 
Он дал ему Свои заповеди и власть
  в постановлениях судебных,
чтобы учить Иакова откровениям
  и наставлять Израиля в законе Его.
22 
Восстали против него чужие,
  и позавидовали ему в пустыне люди,
приставшие к Дафану и Авирону, и скопище Корея
  в ярости и гневе;
23 
Господь увидел, и Ему неугодно было это,
  и они погибли от ярости гнева.
24 
Он сотворил над ними чудо,
  истребив их пламенем огня Своего.
25 
И умножил славу Аарона и дал ему наследие:
  отделил им начатки плодов:
26 
прежде всего уготовил им хлеб в насыщение,
  ибо они едят и жертвы Господни,
  которые Он дал ему и семени его.
27 
Но он не должен иметь наследия в земле народа
  и нет ему участка между народом,
  ибо Он Сам удел и наследие его.
28 
Также и Финеес, сын Елеазара, третий по славе,
  потому что он ревновал о страхе Господнем
и, при отпадении народа, устоял в добром расположении души своей
  и умилостивил Господа к Израилю.
29 
Посему постановлен с ним завет мира,
чтобы быть ему предстоятелем святых и народа своего,
  чтобы ему и семени его
  принадлежало достоинство священства навеки.
30 
Как по завету с Давидом, сыном Иессея из колена Иудина,
  царское наследие переходило от сына к сыну,
так наследие священства принадлежало
  Аарону и семени его.
31 
Да даст нам Бог мудрость в нашем сердце —
  судить народ Его справедливо,
дабы не погибли блага их
  и слава их пребыла в роды их.

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Глава 46

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ> Проявления славы Божией в истории Израиля> 1 Иисус Навин и Халев, 13 Судьи, 16 Самуил
Силен был в бранях Иисус Навин
  и был преемником Моисея в пророчествах.
Соответственно имени своему,
  он был велик в спасении избранных Божиих,
когда мстил восставшим врагам,
  чтобы ввести Израиля в наследие его.
Как он прославился, когда поднял руки свои
  и простер меч на города!
Кто прежде него так стоял?
  Ибо он вел брани Господни.
Не его ли рукою остановлено было солнце,
  и один день был как бы два?
Он воззвал ко Всевышнему Владыке,
  когда со всех сторон стеснили его враги,
и великий Господь услышал его:
  камнями града с могущественною силою
бросил Он на враждебный народ
  и погубил противников на склоне горы,
дабы язычники познали всеоружие его,
  что война его была пред Господом,
  а он только следовал за Всемогущим.
И во дни Моисея он оказал благодеяние,
  он и Халев, сын Иефоннии —
  тем, что они противостояли враждующим,
удерживали народ от греха
  и утишали злой ропот.
10 
И они только двое из шестисот тысяч путешествовавших были спасены,
  чтобы ввести народ в наследие —
  в землю, текущую молоком и медом.
11 
И дал Господь Халеву крепость,
  которая сохранилась в нем до старости,
взойти на высоту земли,
  и семя его получило наследие,
12 
дабы видели все сыны Израилевы,
  что благо следовать Господу.
13 
Также и судии, каждый по своему имени,
  которых сердце не заблуждалось
  и которые не отвращались от Господа —
да будет память их во благословениях!
14 
  Да процветут кости их от места своего,
15 
И имя их да перейдет к сынам их
  в прославлении их!
16 
Возлюбленный Господом своим Самуил, пророк Господень,
  учредил царство и помазал царей народу своему;
17 
он судил народ по закону Господню,
  и Господь призирал на Иакова.
18 
По вере своей он был истинным пророком,
  и в словах его дознана верность видения.
19 
Он воззвал ко Всемогущему Господу,
  когда отвсюду теснили его враги,
  и принес в жертву молодого агнца —
20 
и Господь возгремел с неба
  и в сильном шуме слышным сделал голос Свой,
21 
и истребил вождей Тирских
  и всех князей Филистимских.
22 
Еще прежде времени вечного успокоения своего
  он свидетельствовался пред Господом и помазанником Его:
«имущества, ни даже обуви, я не брал ни от кого»,
  и никто не укорил его.
23 
Он пророчествовал и по смерти своей,
  и предсказал царю смерть его,
и в пророчестве возвысил из земли голос свой,
  что беззаконный народ истребится.

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Глава 47

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ> Проявления славы Божией в истории Израиля> 1 Давид, 14 Соломон, 26 Ровоам и Иеровоам
После сего явился Нафан,
  чтобы пророчествовать во дни Давида.
Как тук, отделенный от мирной жертвы,
  так Давид от сынов Израилевых.
Он играл со львами, как с козлятами,
  и с медведями, как с ягнятами.
В юности своей не убил ли он исполина,
  не снял ли поношение с народа,
когда поднял руку с пращным камнем
  и низложил гордыню Голиафа?
Ибо он воззвал к Господу Всевышнему,
  и Он дал крепость правой руке его —
поразить человека, сильного в войне,
  и возвысить рог народа своего.
Так прославил народ его тьмами
  и восхвалил его в благословениях Господа,
  как достойного венца славы.
Ибо он истребил окрестных врагов
  и смирил враждебных Филистимлян, —
  даже доныне сокрушил рог их.
После каждого дела своего он приносил благодарение Святому
  Всевышнему словом хвалы;
10 
от всего сердца он воспевал
  и любил Создателя своего.
11 
И поставил пред жертвенником песнопевцев,
  чтобы голосом их услаждать песнопение.
12 
Он дал праздникам благолепие
  и с точностью определил времена,
чтобы они хвалили святое имя Его
  и с раннего утра оглашали святилище.
13 
И Господь отпустил ему грехи
  и навеки вознес рог его
и даровал ему завет царственный
  и престол славы в Израиле.
14 
После него восстал мудрый сын его
  и ради отца жил счастливо.
15 
Соломон царствовал в мирные дни,
  потому что Бог успокоил его со всех сторон,
дабы он построил дом во имя Его
  и приготовил святилище навеки.
16 
Как мудр был ты в юности твоей
  и, подобно реке, полон разума!
17 
Душа твоя покрыла землю,
  и ты наполнил ее загадочными притчами;
18 
имя твое пронеслось до отдаленных островов,
  и ты был любим за мир твой;
19 
за песни и изречения, за притчи
  и изъяснения тебе удивлялись страны.
20 
Во имя Господа Бога,
  наименованного Богом Израиля,
21 
ты собрал золото, как медь,
  и умножил серебро, как свинец.
22 
Но ты наклонил чресла твои к женщинам
  и поработился им телом твоим;
23 
ты положил пятно на славу твою
  и осквернил семя твое так,
что навел гнев на детей твоих, —
  и они горько оплакивали твое безумие, —
что власть разделилась надвое,
  и от Ефрема произошло непокорное царство.
24 
Но Господь не оставит Своей милости
  и не разрушит ни одного из дел Своих,
не истребит потомков избранного Своего
  и не искоренит семени возлюбившего Его.
25 
И Он дал Иакову остаток,
  и Давиду — корень от него.
26 
И почил Соломон с отцами своими,
27 
  и оставил по себе от семени своего безумие народу,
28 
скудного разумом Ровоама,
  который отвратил от себя народ чрез свое совещание,
29 
и Иеровоама, сына Наватова, который ввел в грех Израиля
  и Ефрему указал путь греха.
30 
И весьма умножились грехи их,
  так что они изгнаны были из земли своей;
31 
и посягали они на всякое зло,
  доколе не пришло на них мщение.

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Глава 48

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ> Проявления славы Божией в истории Израиля> 1 Илия, 12 Елисей, 16 Езекия и Исаия
И восстал Илия пророк, как огонь,
  и слово его горело, как светильник.
Он навел на них голод
  и ревностью своею умалил число их;
словом Господним он заключил небо
  и три раза низводил огонь.
Как прославился ты, Илия, чудесами твоими,
  и кто может сравниться с тобою в славе!
Ты воздвиг мертвого от смерти
  и из ада словом Всевышнего;
ты низводил в погибель царей и знатных с ложа их;
ты слышал на Синае обличение на них
  и на Хориве суды мщения;
ты помазал царей на воздаяние
  и пророков — в преемники себе;
ты восхищен был огненным вихрем на колеснице с огненными конями;
10 
ты предназначен был на обличения в свои времена,
  чтобы утишить гнев, прежде нежели обратится он в ярость —
обратить сердце отца к сыну
  и восстановить колена Иакова.
11 
Блаженны видевшие тебя и украшенные любовью —
  и мы жизнью поживем.
12 
Илия сокрыт был вихрем —
  и Елисей исполнился духом его,
13 
и во дни свои не трепетал пред князем,
  и никто не превозмог его.
14 
Ничто не одолело его,
  и по успении его пророчествовало тело его.
15 
И при жизни своей совершал он чудеса,
  и по смерти дивны были дела его.
16 
При всем том народ не покаялся,
  и не отступили от грехов своих,
доколе не были пленены из земли своей
  и рассеяны по всей земле.
17 
И осталось весьма мало народа
  и князь из дома Давидова.
18 
Некоторые из них делали угодное Богу,
  а некоторые умножали грехи.
19 
Езекия укрепил город свой
  и провел внутрь его воду,
пробил железом скалу
  и устроил хранилища для воды.
20 
Во дни его сделал нашествие Сеннахирим
  и послал к нему Рабсака,
который поднял руку свою на Сион
  и много величался в гордости своей.
21 
Тогда затрепетали сердца и руки их,
  и они мучились, как родильницы.
22 
И воззвали они к Господу милосердому,
  простерши к Нему руки свои.
23 
И Святый скоро услышал их с неба
  и избавил их рукою Исаии;
24 
Он поразил войско Ассириян,
  и Ангел Его истребил их.
25 
Ибо Езекия делал угодное Господу
  и крепко держался путей Давида, отца своего,
как заповедал пророк Исаия,
  великий и верный в видениях своих.
26 
В его дни солнце отступило назад,
  и он прибавил жизни царю.
27 
Великим духом своим он провидел отдаленное будущее
  и утешал сетующих в Сионе;
28 
до века возвещал он будущее и сокровенное,
  прежде нежели оно исполнилось.

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Глава 49

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ> Проявления славы Божией в истории Израиля> 1 Иосия, 5 Последние цари и последние пророки, 13 Зоровавель, Иисус, Неемия, 16 Енох, Иосиф, Сим, Сиф, Адам
Память Иосии — как состав фимиама,
  приготовленный искусством мироварника.
Во всяких устах она будет сладка, как мед
  и как музыка при угощении вином.
Он успешно действовал в обращении народа
  и истребил мерзости беззакония;
он направил к Господу сердце свое
  и во дни беззаконных утвердил благочестие.
Кроме Давида, Езекии и Иосии,
  все тяжко согрешили,
ибо оставили закон Всевышнего;
  цари Иудейские престали,
ибо предали рог свой другим
  и славу свою — чужому народу.
Избранный город святыни сожжен,
  и улицы его опустошены,
  как предсказал Иеремия,
которого они оскорбляли,
  хотя он еще во чреве освящен был в пророка,
чтобы искоренять, поражать и погублять,
  равно как строить и насаждать.
10 
Иезекииль видел явление славы,
  которую Бог показал ему в херувимской колеснице;
11 
он напоминал о врагах под образом дождя,
  и возвещал доброе тем, которые исправляли пути свои.
12 
И двенадцать пророков — да процветут кости их от места своего! —
  утешали Иакова
  и спасали их верною надеждою.
13 
Как возвеличим Зоровавеля?
  И он — как перстень на правой руке;
14 
также Иисус, сын Иоседека:
  они во дни свои построили дом
и восстановили святый храм Господу,
  предназначенный к вечной славе.
15 
Велика память и Неемии,
  который воздвиг нам павшие стены,
поставил ворота и запоры
  и возобновил разрушенные домы наши.
16 
Не было на земле никого из сотворенных, подобного Еноху —
  ибо он был восхищен от земли;
17 
и не родился такой муж, как Иосиф,
  глава братьев, опора народа,
  и кости его были почтены.
18 
Прославились между людьми Сим и Сиф,
  но выше всего живущего в творении — Адам.
Комментарии:
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

44 Похвала "славных мужей и отцов" - ценное свидетельство того, как благочестивый иудей 2 в. до Р.Х. понимал историю Израиля (ср 1 Макк 2:51-64).


44:15 "Енох- образ покаяния для всех родов", т.е. пример, побуждающий к покаянию и обращению. Евр "пример знания" - быть может указание на тайны, свидетелем которых был Енох и которые он открыл людям ("Книга тайн Еноха").


44:16 " Ной... во время гнева был умилостивлением" (евр ростком - к Ною здесь применяется учение пророков об "остатке", из которого произойдет спасение; ср Ис 4:3).


46:14 "Да процветут кости их" - букв.: да прорастут как молодой побег от старого пня (ср Сир 49:12; Ис 66:14). Это образное выражение скорее является пожеланием - да будут в наше время достойные потомки у Судей Израилевых - чем свидетельством веры в воскресение мертвых.


47:8 "Сокрушим рог их", т.е. силу в физическом или переносном смысле: метафора, часто встречающаяся в Библии, особенно в псалмах.


47:9 "Словом хвалы", т.е. псалмами (ср 2 Цар 23:1).


47:14 "Мудрый сын... ради отца жил счастливо" - не только с мирской точки зрения - все, что было осуществлено его предшественником, пошло ему на пользу - но и с точки зрения религиозной: Бог сохранил свое благоволение к Соломону ради Давида, отца его (ср стт Сир 47:23, Сир 47:25; 3 Цар 11:12).


47:18 "Ты был любим за мир твой" - имя Соломон означает миротворец (ср ст Сир 47:15).


48:14 "По успении его пророчествовало тело его" - после смерти пророк воскресил еще одного мертвого (4 Цар 13:20-21).


49:7 "Предали... славу свою - чужому народу" - опираясь на союзы с языч. народами, вместо того, чтобы искать опору в Боге, или навлекая своими грехами наказание, т.е. плен Вавилонский.


49:12 Двенадцать малых пророков, которые, согласно расположению книг евр Библии, следовали непосредственно за тремя великими.


Эта второканоническая книга не включена в евр Библию, хотя была написана на евр языке. Ее оригинал был известен не только раввинам, но и бл. Иерониму. До нас она дошла только в греч переводе, который и признан Церковью каноническим. В Вульг эта книга называется «Ecclesiasticus (liber)», т.е. «церковная книга», согласно названию, данному ей в 3-м веке Церковью в отличие от Синагоги. В 1896 г. было найдено около двух третей евр текста Сир среди фрагментов различных средневековых рукописей, находившихся в древней синагоге города Каира. Недавно короткие отрывки ее были обнаружены в одной из Кумранских пещер, а в 1964 г. нашли в Массаде часть книги (Ecclesiasticus 39:27-44:17), написанную письмом 1-го в. до Р.Х. Расхождение этих рукописей как между собой, так и с греческим и сириакским переводами свидетельствует о том, что эта книга была уже давно распространена в нескольких рецензиях (редакциях).

С 198 г. Палестина находилась под владычеством Селевкидов. Некоторая часть евр населения, принадлежавшая главным образом к правящему классу, легко эллинизировалась, перенимая чужие нравы и идеи. Антиох Епифан (175-163 гг.) решил ускорить этот процесс и стал проводить эллинизацию насильственно. Сын Сирахов противопоставляет таким опасным новшествам весь авторитет ВЗ-ного предания. Перед нами книжник, соединивший любовь к Премудрости с любовью к Закону и преисполненный ревности к Храму и уважения к священству. Он вскормлен свящ. книгами, пророками и в особенности писаниями мудрых Израиля. Цель его — наставлять в Премудрости всех, кто ищет ее (Ecclesiasticus 33:17; Ecclesiasticus 50:29; ср предисловие к гл. 1).

По своей структуре книга напоминает предшествующие писания мудрых Израиля. Она представляет собою собрание кратких сентенций, афоризмов и небольших картин, довольно беспорядочно сгрупированных и иногда даже повторяющихся. Исключение составляют главы, в которых воспевается слава Божия в природе (Ecclesiasticus 42:15-43:36) и в истории (Ecclesiasticus 44:1-50:31), а также добавления: благодарственный гимн (Ecclesiasticus 51:1-17) и молитва о приобретении мудрости (Ecclesiasticus 51:18-38). Евр текст этого последнего отрывка был найден в одной из Кумранских пещер, в рукописи Псалтири. Эта находка подтверждает предположение, что данный отрывок до включения его в кн Сир существовал в виде отдельного произведения. В книге излагается традиционное учение; подобно его предшественникам, автор рассматривает Премудрость как персонифицированное откровение Бога. Судьба человека и проблема суда вызывает у него такую же тревожную неуверенность, какой охвачены и Иов, и Екклесиаст. Он верит в воздаяние, чувствует трагическую значительность смертного часа, но для него еще не вполне ясно, каким образом Бог воздаст каждому по делам его. Размышляя о сущности Премудрости Божией, он идет дальше прозрений кн Притч и Иова. Новизна учения сына Сирахова в том, что он отождествляет Премудрость с Законом, провозглашенным Моисеем (Ecclesiasticus 24:26-28), как впоследствии — автор поэмы о Премудрости (Baruch 3:9-4:4). Тем самым, в отличие от своих предшественников, он вводит Премудрость в законническое течение. Более того, он видит соблюдение Закона в точном исполнении богослужебных предписаний (Ecclesiasticus 35:1-10). Он — ревностный ритуалист. В отличие от более древних мудрецов Израиля, Сын Сирахов много размышляет над историей (Ecclesiasticus 44:1-49:18), в которой особенно подчеркивает роль священства.

Сын Сирахов — последний свидетель учения о мудрости в Палестине, книга которого была принята в канон Писаний. Его можно считать достойным представителем хасидим, т.е. благочестивых (ср. 1 Maccabaeorum 2:42), которым в скором времени предстояло восстать на защиту своей веры против гонения Антиоха Епифана. Благодаря им в Израиле сохранились те островки истинной веры, где нашла себе отклик проповедь Иисуса Христа. Хотя кн Сир не вошла в евр канон, на нее часто ссылаются авторы раввини-стических писаний. У НЗ-ных авторов — ев. Матфея и ап. Иакова — содержится немало восходящих к ней реминисценций.

ПРЕДИСЛОВИЕ (греч. переводчика)

Это предисловие не является составной частью книги и не входит в библейский канон. В нем говорится об евр Библии, разделенной на 3 части (ср 1 Maccabaeorum 12:9): «закон, пророки и прочие писатели». Нет уверенности в том, что в ту эпоху (конец 2 в. до Р.Х.) содержание этих трех частей — особенно последней — было тождественно теперешнему. Переводчик прибыл в Египет в 38 г. царствования Евергета. Очевидно речь идет о Птолемее VII Евергете (170-117); 38-й г. его царствования соответствует 132 г. до Р.Х.

«Книгами Премудрости» или «мудрых» называют пять книг: Иова, Притчей, Екклесиаста, Иисуса сына Сирахова и Премудрости Соломоновой. К ним присоединили Псалтирь и Песнь Песней, в которых мы находим ту же направленность мысли, выраженной в поэтической форме. Произведения такого рода были распространены на всем древнем Востоке. В Египте на протяжении его вековой истории появилось немало книг мудрости. В Месопотамии, начиная с шумерийской эпохи, составлялись притчи, басни, поэмы о страдании, в какой-то мере напоминающие нам кн. Иова. Эта месопотамская мудрость проникла в Ханаан: в Рас-Шамре были найдены тексты о мудрости на аккадском языке. «Премудрость Ахиахара», появившаяся в Ассирии и распространившаяся в кругах, говоривших по-арамейски, была затем переведена на несколько древних языков. Этот род мудрости по существу международен и не является собственно религиозным. В центре внимания мудрых стоит жизненный путь человека, но их метод — не философская рефлексия, как у греков, а собирание плодов жизненного опыта. Они преподают искусство жить и находиться на интеллектуальном уровне своей среды и эпохи; учат человека сообразовываться с порядком мироздания и указывают, как достигать счастья и успеха. Однако их советы не всегда приводят к желанным результатам, и этот опыт служит исходной точкой пессимизма, которым проникнут ряд произведений мудрости как в Египте, так и в Месопотамии.

Такая мудрость процветала и у израильтян. Характерно, что израильские мудрецы признавали свою связь с мудростью «сынов Востока и Египта» и лучшей похвалой премудрости Соломона считали утверждение о ее превосходстве над мудростью языческой (3 Цар 4:29). Широкой известностью пользовались аравийские и едомские мудрецы (Иер 49:7; Вар 3:22-23; Авд 1:8). Иов и его три друга-мудреца жили в Едоме. Автор кн. Товита знал Премудрость Ахиахара, а Притч 22:17-23:11 напоминают египетские изречения Аменемопе. Некоторые псалмы приписаны Еману и Ефану, которые, согласно 3 Цар 4:31, были ханаанскими мудрецами. Притчи содержат Слова Агура (Притч 30:1-14) и Слова Лемуила (Притч 31:1-9), которые оба происходили из племени Масса, жившего в северной Аравии (Быт 25:14).

Поэтому не удивительно, что первые израильские произведения мудрости во многом родственны произведениям соседних народов. Наиболее древние части кн. Притч содержат одни только предписания человеческой мудрости. Самые важные богословские темы Ветхого Завета: Закон, Союз-Завет, Избрание, Спасение — в этих книгах почти не затрагиваются. Исключение составляют кн. Иисуса сына Сирахова и Премудрости Соломоновой, написанные значительно позже. Израильские мудрецы как будто бы не интересуются историей и будущим своего народа. Подобно своим восточным собратьям, они больше заняты личной судьбой человека, но рассматривают ее в более высоком плане — в освещении религии Ягве. Таким образом, несмотря на общность происхождения, между мудростью языческой и израильской имеется существенное различие, усиливающееся по мере того, как постепенно раскрывается Откровение.

Противопоставление мудрости и безумия становится противопоставлением правды и неправды, благочестия и нечестия. Истинная премудрость — это страх Божий, а страх Божий — синоним благочестия. Если восточную мудрость можно определить как своего рода гуманизм, то премудрость израильскую можно назвать гуманизмом религиозным.

Однако эта религиозная ценность премудрости выявилась не сразу. Содержание евр. термина «хохма» весьма сложно. Он может обозначать ловкость движений или профессиональную сноровку, политическое чутье, проницательность, а также и хитрость, умение, искусство магии. Такая человеческая мудрость может служить как добру, так и злу, и эта двузначность в какой-то мере объясняет отрицательные суждения некоторых пророков о мудрецах (Ис 5:21; Ис 29:14; Иер 8:9). Этим объясняется также, что в евр. письменности тема Премудрости Божией (евр. «хохмот» — множ. число, употребляемое в значении превосходной степени) появляется довольно поздно, хотя происхождение мудрости от Бога никогда не отрицалось, и уже в Угорите мудрость считалась свойством великого бога Эла. Только после Плена стали утверждать, что Бог мудр Премудростью надмирной, действие которой человек видит в творении, но которая в своей сущности недосягаема и «неисследима» (Иов 28; Иов 38-39; Сир 1:1-10; Сир 16:24 сл; Сир 39:12 сл; Сир 42:15-43:33 и т.д.). В большом прологе кн. Притч (Притч 1-9) Премудрость Божия говорит как некое лицо, она присуща Богу от вечности и действует с Ним в творении (гл. обр. Притч 8:22-31). В Сир 24 Премудрость сама свидетельствует, что она вышла из уст Всевышнего, обитает на небесах и послана Израилю от Бога. В Прем 7:22-8:1 она определена как излияние славы Всемогущего, образ Его совершенства. Так Премудрость, являясь свойством Божиим, отделяется от Него и представляется как Личность. Для ветхозаветного человека эти выражения являются, по-видимому, яркими поэтическими сравнениями, но в них уже заложена тайна, подготавливающая откровение Св. Троицы. Подобно Логосу в евангелии от Иоанна, эта Премудрость одновременно и в Боге и вне Бога, и во всех этих текстах обосновывается наименование «Премудрость Божия», которое ап. Павел дает Христу (1 Кор 1:24).

Вопрос об участи человека тесно связан у мудрецов с проблемой воздаяния. В древних частях Притч (Притч 3:33-35; Притч 9:6, Притч 9:18) Премудрость, т.е. праведность, непременно ведет к благополучию, а безумие, т.е. нечестие, приводит к разорению, ибо Богу свойственно награждать добрых и наказывать злых. Однако жизненный опыт зачастую как будто противоречит такому взгляду. Как объяснить бедствия, постигающие праведников? Этой проблеме посвящена кн. Иова. Те же вопросы, хотя и в несколько другом аспекте, тревожат Екклесиаста. Сын Сирахов в основном придерживается традиционных взглядов и хвалит счастье мудрого (Сир 14:21-15:10), но его преследует мысль о смерти. Он знает, что все зависит от этого последнего часа: «Легко для Господа в день смерти воздать человеку по делам его» (Сир 11:26, ср Сир 1:13; Сир 7:36; Сир 28:6; Сир 41:12). Он смутно предчувствует откровение о конечной участи человека. Вскоре после него пророк Даниил (Дан 12:2) уже ясно выражает веру в загробное воздаяние, связанное с верой в воскресение мертвых, так как евр. мысль не представляет себе жизни духа, отделенного от плоти. Параллельное и вместе с тем более разработанное учение появляется в александрийском иудаизме. Учение Платона о бессмертии души помогло евр. мысли осознать, что «Бог создал человека для нетления» (Прем 2:23) и после смерти праведники вкусят вечное блаженство у Бога, а нечестивые получат заслуженное наказание (Прем 3:1-12).

Исходной формой письменности мудрых можно считать машал (в русском переводе — притча). Таково во множественном числе заглавие книги, которую мы называем кн. Притчей. Машал — это краткое, выразительное изречение, близкое к народной мудрости, сохранившейся в пословицах. Древние сборники притчей содержат лишь подобные краткие изречения, но со временем машал развивается, достигая размеров небольшой притчи или аллегорического повествования. Это развитие, ясно выраженное в дополнительных разделах и особенно в прологе кн. Притчей (Притч 1-9), ускоряется в последующих книгах мудрых: кн. Иова и Премудрости Соломоновой представляют собой крупные литературные произведения.

Первоначальное происхождение мудрости следует искать в жизни семьи или рода. Наблюдения над природой или людьми, накоплявшиеся из поколения в поколение, выражались в изречениях, в народных поговорках, в пословицах, имевших моральный характер и служивших правилами поведения. Аналогично происхождение первых формулировок обычного права, которые иногда близки не только по содержанию, но и по форме изречениям мудрости. Эта традиция народной мудрости продолжала существовать параллельно с возникновением письменных сборников мудрости. Ей обязаны своим происхождением, напр., притчи в 1 Цар 24:14; 3 Цар 20:11, басни в Суд 9:8-15, басня в 4 Цар 14:9. Даже пророки черпали из этого наследия (напр. Ис 28:24-28; Иер 17:5-11).

Краткие изречения, запечатлевающиеся в памяти, предназначаются для устной передачи. Отец или мать учит им своего сына дома (Притч Притч 1:8; Притч 4:1; Притч 31:1; Сир 3:1), а затем мудрые продолжают преподавать их в своих школах (Сир 41:23; Сир 41:26; ср Притч 7:1 сл; Притч 9:1 сл). С течением времени мудрость становится привилегией образованного класса: мудрые и книжники фигурируют рядом в Иер 8:8-9. Сын Сирахов Сир 38:24-39:11 восхваляет профессию книжника, дающую ему возможность приобретать мудрость в противоположность ручным ремеслам. Из книжников выходили царские чиновники, и учение мудрости культивировалось сначала при дворе. То же самое происходило и в других центрах восточной мудрости, в Египте и в Месопотамии. Один из сборников притчей Соломона был составлен «мужами Езекии, царя Иудейского», Притч 25:1. Эти мудрецы не только собирали древние изречения, но и сами писали. Два произведения, составленные, по всей вероятности, при дворе Соломона — история Иосифа и история преемства престола Давидова — можно тоже рассматривать как писания мудрых.

Таким образом, круги мудрых значительно отличаются от той среды, в которой появились священнические и пророческие писания. Иер 18:18 перечисляет три различных класса — священников, мудрых и пророков. Мудрые не особенно интересуются культом, их как будто не волнуют несчастья их народа и не захватывает поддерживающая его великая надежда. Однако в эпоху Плена эти три течения сливаются. В прологе Притчей слышится тон пророческой проповеди, в кн. Сир (Сир 44-49) и Прем (Прем 10-19) содержится много размышлений над Священной историей; сын Сирахов почитает священство, ревнует о культе и даже отождествляет Премудрость и Закон (Сир 24:23-34): перед нами уже союз книжника (или мудрого) с законоучителем, который можно видеть и в евр. среде евангельских времен.

Так завершается долгий путь, начало которому в ВЗ положил Соломон. Все учение мудрых, постепенно преподававшееся избранному народу, подготавливало умы к восприятию нового откровения — откровения Воплощенной Премудрости, которая «больше Соломона» (Мф 12:42).

Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

44:9  Мужи милости Божией к ним.


44:10  Потомки их пребывают верными заветам Господним.


44:11 Многочисленное, долговечное, твердое в вере и доброй жизни потомство — награды благочестивых и мудрых родителей.


44:15 Проявление чрезвычайного милосердия Божия к праведному Еноху должно послужить для упорных грешников постоянным уроком свыше и вместе побуждением к раскаянию в греховной жизни.


44:16 Во время обнаружения по отношению к допотопному греховному миру гнева Божия, просиявший своей праведной жизнью Ной послужил умилостивлением за род человеческий на земле, предотвратив своим благочестием окончательное истребление человечества водами потопа.


44:21  И на своей плоти утвердил знамя завета, т. е. обрезание (см. Быт 17). Обрезание названо знамением завета Божия с Авраамом и его верным потомством потому, что должно было служить, — с одной стороны, видимым знаком богоизбрания и богообетования; с другой — осязательным обнаружением в человеке его внутренней готовности к самоограничению во имя требований заповедей Господних.


И в испытании оказался верным, см. Быт 22.


44:27 Поясняется 1 стихом 45 главы.


45:2-3 Имеются в виду грозные явления славы и могущества Господних во время исхода евреев из Египта и движения их к земле Ханаанской. 5. Ср. Исх 19:16-20; 24:12-18.


45:8-14 Описываются первосвященнические одежды Аарона. Ср. Исх 28.


45:17  Жертвы их, т. е. через посредство потомков Аарона, должны приноситься, согласно закону, по два раза каждый день — утром и вечером.


45:18 Ср. Исх 29; Лев 8.


45:24 Ср. Чис 16.


45:27 Колено Левия не получило таких земельных уделов, какие получили в Ханаане прочие колена. Уделом левитов было — служить Господу Богу при Его святом храме и тем удовлетворять религиозные потребности как свои, так и всего остального народа. Десятины, начатки, части жертвенных животных и проч. священные приношения верных служили для левитов достаточным обеспечением их телесных потребностей.


45:28  Третий по славе, после Моисея и Аарона. О подвиге религиозной ревности Финееса см. Чис 25.


45:31 Писатель книги приглашает своих современников и последователей подражать в жизни благочестию и мудрости праведников и тем распространять и утверждать на земле благо и славу, унаследованные от великих учителей веры и благочестия.


46:2  Соответственно имени своему он был велик в спасении избранных Божиих. Имя "Иисус" значит — спаситель.


Когда он мстил восставшим врагам, т. е. истреблял языческое население Ханаана. Вводил Израиля в наследие земли обетованной.


46:3-8 Ср. Нав 6-12.


46:9-10 Ср. Чис 14:1-9; 26:62-65.


46:11-12 Ср. Нав 14:6-15.


46:14 Поясняется 15 ст.


46:16 Ср. 1 Цар 8; 10:1 .


46:19-21 Ср. 1 Цар 7.


46:22 Ср. 1 Цар 12:1-5.


46:23 Ср. 1 Цар 28.


47:2 Как лучшая часть мирной жертвы — тук посвящался Господу Богу; так лучший из сынов народа своего, — Давид был избран Богом на великое и славное служение Ему в качестве царя евреев.


47:3 Ср. 1 Цар 17:33-35.


47:4-7 Ср. 1 Цар 17.


47:9-12 Говорится о прославлении Давидом Господа Бога в псалмах и пениях и о благоустроении им богослужения при скинии в Иерусалиме.


47:14 Ср. 3 Цар 11:29-35.


47:16-19 Говорится о мудрости Соломона, обнаруженной им в своих божественных произведениях — Песни Песней, Притчах, Екклезиаста, и во многих мудрых изречениях, не дошедших до нас в письменности.


47:20-21 Говорится о внешнем благоденствии мудрого и благочестивого Соломона. Ср. 3 Цар 10:14-27.


47:22-23 Говорится о падении Соломона, его равнодушии к заветам богооткровенной религии, пристрастии к женщинам; и о божественном наказании Соломона разделением его монархии. Ср. 3 Цар 11.


И от Ефрема произошло непокорное царство: могущественное колено Ефрема стало во главе отдалившегося Израильского царства. На языке священных писателей слово "Ефрем" нередко тождественно с выражением "весь Израиль" (ср. Исх 11:13; Иер 31:6; Иез 37:15-19; Ос 5-7; 13:1; Зах 9:10,13).


47:28  Через свое совещание. Ср. 3 Цар 12:1-19.


47:29 Ср. 3 Цар 12:25-33.


47:30-31 Говорится о греховном падении еврейского народа и наказании его через пленения.


48:1-15 Ср. 3 Цар 17-19; 21; 4 Цар 1-10; 13.


48:19-26 Ср. 4 Цар 18-20; 2 Пар 29-32.


48:27-28 Имеются в виду пророчества Исаии о помиловании Господом избранного народа, о пришествии Мессии и спасительном могуществе Его благодатного царства.


49:1-4 1-4. Ср. 4 Цар 22-23; 2 Пар 34-35.


49:5-7 5-7. Кроме Давида, Езекии и Иосии все иудейские цари тяжко согрешили, ибо оставили закон Всевышнего.


За свое упорное нечестие цари иудейские престали, т. е. на время лишились своей державной власти и передали рог свой (свою силу) другом царям, и славу свою — чужому народу — вавилонянам.


С прекращением вавилонского плена, евреям было предоставлено право вновь водвориться в Палестине и в своей внутренней религиозно-общественной жизни управляться собственными, богодарованными законами.


В период славных маккавейских войн Иудея достигает, совместно с правом внутреннего самоуправления, и внешней политической силы.


49:8 Ср. 4 Цар 24-25; 2 Пар 36.


49:9 Ср. Иер 1:5. Освящен был в пророка, чтобы искоренять, поражать и погублять зло в различных его проявлениях; равно — как строить и насаждать добро в сознании и жизни людей.


49:10 Ср. Иез 1.


49:11  Он напоминал о врагах, которые как дождь нападут на беззаконных, и вместе с тем возвещал доброе тем, которые исправляли пути свои.


49:13-14 Ср. 1 Езд 3.


49:15 Ср. Неем 1-7.


49:18  Выше всего живущего в творении, — родоначальник человечества, праотец Адам.


Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова написана после заключения еврейского канона священных книг Ветхого Завета, принадлежит небогодухновенному лицу, и относится к числу неканонических книг Ветхого Завета.

В греческих списках библейского текста: александрийском, синайском, Ефрема Сирина она надписывается: «Премудрость Иисуса сына Сирахова», каковое наименование перешло и в наши славянский и русский переводы. В Ватиканском списке: «Премудрость Сираха». В Вульгате: «Екклезиастик». Наименования: «Премудрость Иисуса сына Сирахова» и «Премудрость Сираха» указывают на писателя книги (Ecclesiasticus 51:29; Ecclesiasticus 51:1), а «Екклезиастик» — на церковно-учительный характер ее.

В отличие от других неканонических книг, писатели которых остались неизвестными, писатель настоящей книги называет себя иерусалимлянином Иисусом, сыном некоего Сираха (Ecclesiasticus 50:29; Ecclesiasticus 51:1). Из текста книги видно, что это был человек, по тому времени очень образованный, — особенно богословски, — обладал практическим опытом, много путешествовал и изучал нравы людей.

Время происхождения книги не может быть установлено с непререкаемою точностью. На основании содержания 50-й главы можно догадываться, что писатель книги был современником иудейского первосвященника Симона Первого, названного Праведным и жившего при Птоломее Лаге, ок. 290 г. до Р. Х. Внук писателя и переводчик его книги с еврейского языка на греческий жил, — предполагают, — при Евергете I, правившем ок. 247 г. до Р. Х., и сделал свой перевод книги около 230 г. до Р. Х. (см. пролог книги пред греческим и славянским текстом).

Содержанием книги Премудрости Иисуса сына Сирахова служит учение о премудрости божественной в ее проявлениях в мире и человеке, и о богодарованной мудрости человеческой в применении к различным обстоятельствам и случаям жизни человека.

Независимо от неканонического происхождения книги, общее содержание последней издревле считалось глубоко-поучительным для тех, кто ищет уроков мудрости и благочестия. Отцы Церкви нередко пользовались выражениями премудрого сына Сирахова как подтверждением своих учительных мыслей. В 85 апостольском правиле юношам советуется изучать «Премудрость многоученого Сираха». В 39 пасхальном послании св. Афанасия Александрийского книга Премудрости Иисуса сына Сирахова назначается для поучительного чтения оглашенным. Св. Иоанн Дамаскин называет ее «прекрасною и очень полезною» книгою.

Первое полное толкование книги Премудрости Иисуса сына Сирахова было составлено Рабаном Мавром. Затем, в XVI в., появляются труды Янсения; в XVII — Корнелия и Ляпиде. Из новейших ученых над истолкованием книги потрудились: Horowifz, Lesefre, Keel, Multon Knabenbauer, Levi. Над обработкой найденных отрывков еврейского текста книги: Halevy, Smend, Touzard, Kцnig, Strack, Peters. Из русских трудов можно указать: экзегетическую монографию неизвестного автора «Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова в русском переводе с краткими объяснениями». Спб. 1860 г. и статью проф. Рождественского «Вновь открытый еврейский текст книги Иисуса сына Сирахова и его значение для библейской науки». Спб. 1903 г.»

Подробные предварительные сведения о книге Премудрости Иисуса сына Сирахова имеются в соч. проф. Казанской Дух. Академии П. А. Юнгерова «Частное историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Выпуск второй». Пророческие и неканонические книги. Казань, 1907 г., с. 227-239.

См. «Понятие о Библии».

Третий отдел ветхозаветных священных книг составляют в греко-славянской Библии книги «учительные», из которых пять — Иова, Псалтирь, Притчи, Екклезиаст и Песнь Песней признаются каноническими, а две — Премудрость Соломона и Премудрость Иисуса сына Сирахова 1Современный распорядок учительных книг в греко-славянской Библии несколько отличается от древнего. Именно в Синайском кодексе они расположены в таком виде: Псалтирь, Притчи, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрость Соломона, Сирах, Иов; в Ватиканском списке за кн. Песнь Песней следует Иов и далее Премудрость Соломона и Сирах. неканоническими. В противоположность этому в еврейской Библии двух последних, как и всех вообще неканонических, совсем не имеется, первые же пять не носят названия «учительных», не образуют и особого отдела, а вместе с книгами: Руфь, Плач Иеремии, Есфирь, Даниил, Ездра, Неемия, первая и вторая Паралипоменон, причисляются к так называемым «кетубим», «агиографам», — «священным писаниям». Сделавшееся у раввинов-талмудистов техническим обозначением третьей части Писания название «кетубим» заменялось в древности другими, указывающими на учительный характер входящих в ее состав произведений. Так, у Иосифа Флавия современные учительные книги, кроме Иова, известны под именем «прочих книг, содержащих гимны Богу и правила жизни для людей» (Против Аппиона I, 4); Филон называет их «гимнами и другими книгами, которыми устрояется и совершенствуется знание и благочестие» (О созерцательной жизни), а автор 2-ой маккавейской книги — «τὰ του̃ Δαυιδ καὶ ἐπιστολὰς βασιλέων περὶ ἀναθεμάτων» — «книги Давида и письма царей о приношениях» (2:13). Наименование «τὰ του̃ Δαυιδ» тожественно с евангельским названием учительных книг псалмами» («подобает скончатися всем написанным в законе Моисееве и пророцех и псалмех о мне»; Лк 24:44), а это последнее, по свидетельству Геферника, имело место и у раввинов. У отцов и учителей церкви, выделяющих, согласно переводу LXX, учительные книги в особый отдел, они также не носят современного названия, а известны под именем «поэтических». Так называют их Кирилл Иерусалимский (4-е огласительное слово), Григорий Богослов (Σύταγμα. Ράκκη, IV, с. 363), Амфилохий Иконийский (Ibid. С. 365), Епифаний Кипрский и Иоанн Дамаскин (Точное изложение православной веры. IV, 17). Впрочем, уже Леонтий Византийский (VI в.) именует их «учительными», — «παραινετικά» (De Sectis, actio II. Migne. Т. 86, с. 1204).

При дидактическом характере всего Священного Писания усвоение только некоторым книгам названия «учительных» указывает на то, что они написаны с специальной целью научить, вразумить, показать, как должно мыслить об известном предмете, как его следует понимать. Данную цель в применении к религиозно-нравственным истинам и преследуют, действительно, учительные книги. Их взгляд, основная точка зрения на учение веры и благочестия — та же, что и в законе; особенность ее заключается в стремлении приблизить богооткровенную истину к пониманию человека, довести его при помощи различных соображений до сознания, что ее должно представлять именно так, а не иначе, Благодаря этому, предложенная в законе в форме заповеди и запрещения, она является в учительных книгах живым убеждением того, кому дана, кто о ней думал и размышлял, выражается как истина не потому только, что открыта в законе, как истина, но и потому, что вполне согласна с думой человека, стала уже как бы собственным его достоянием, собственной его мыслью. Приближая богооткровенные истины к человеческому пониманию, учительные книги, действительно, «совершенствуют сознание и благочестие». И что касается примеров такого освещения их, то они прежде всего наблюдаются в кн. Иова. Ее главное положение, вопрос об отношении правды Божией к правде человеческой, трактуется автором с точки зрения его приемлемости для человеческого сознания. Первоначально сомневавшийся в божественном правосудии, Иов оказывается в результате разговоров уверовавшим в непреклонность божественной правды. Объективное положение: «Бог правосуден» возводится на степень личного субъективного убеждения. Подобным же характером отличается и кн. Екклезиаст. Ее цель заключается в том, чтобы внушить человеку страх Божий (Иов 12:13), побудить соблюдать заповеди Божии. Средством к этому является, с одной стороны, разъяснение того положения, что все отвлекающее человека от Бога, приводящее к Его забвению, — различные житейские блага не составляют для человека истинного счастья, и потому предаваться им не следует, и с другой — раскрытие той истины, что хранение заповедей дает ему настоящее благо, так как приводит к даруемому за добрую жизнь блаженству по смерти, — этому вечно пребывающему благу. Равным образом и кн. Притчей содержит размышления о началах откровенной религии, законе и теократии и влиянии их на образование умственной, нравственной и гражданской жизни Израиля. Результатом этого размышления является положение, что только страх Господень и познание Святейшего составляют истинную, успокаивающую ум и сердце, мудрость. И так как выражением подобного рода мудрости служат разнообразные правила религиозно-нравственной деятельности, то в основе их лежит убеждение в согласии откровенной истины с требованиями человеческого духа.

Раскрывая богооткровенную истину со стороны ее согласия с пониманием человека, учительные книги являются показателями духовного развития народа еврейского под водительством закона. В лице лучших своих представителей он не был лишь страдательным существом по отношению к открываемым истинам, но более или менее вдумывался в них, усваивал их, т. е. приводил в согласие со своими внутренними убеждениями и верованиями. Погружаясь сердцем и мыслию в область откровения, он или представлял предметы своего созерцания в научение, для развития религиозного ведения и споспешествования требуемой законом чистоте нравственности, как это видим в кн. Иова, Екклезиаст, Притчей и некоторых псалмах (78, 104, 105 и т. п.), или же отмечал, выражал то впечатление, которое производило это созерцание на его сердце, в лирической форме религиозных чувствований и сердечных размышлений (Псалтирь). Плод богопросвещенной рефлексии о божественном откровении, данном еврейскому народу в закон, учительные книги носят по преимуществу субъективный характер в отличие от объективного изложения истин веры и благочестия в законе и объективного же описания жизни еврейского народа в книгах исторических. Другое отличие учительных книг — это их поэтическая форма с ее характерною особенностью — параллелизмом, определяемым исследователями еврейской поэзии как соотношение одного стиха с другим. Это — род рифмы мысли, симметрия идеи, выражаемой обыкновенно два или иногда три раза в различных терминах, то синонимических, то противоположных. Сообразно различному взаимоотношению стихов параллелизм бывает синонимический, антитический, синтетический и рифмический. Первый вид параллелизма бывает тогда, когда параллельные члены соответствуют друг другу, выражая равнозначащими терминами один и тот же смысл. Примеры подобного параллелизма представляет Пс 113 — «когда Израиль вышел из Египта, дом Иакова (из среды) народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его, Израиль владением Его. Море это увидело и побежало, Иордан возвратился назад, горы прыгали, как овцы, и холмы, как агнцы». Параллелизм антитический состоит в соответствии двух членов друг другу через противоположность выражений или чувств. «Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего. Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко» (Притч 27:6-7). «Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся. Они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо» (Пс 19:8-9). Параллелизм бывает синтетическим, когда он состоит лишь в сходстве конструкции или меры: слова не соответствуют словам и члены фразы членам фразы, как равнозначащие или противоположные по смыслу, но оборот и форма тожественны; подлежащее соответствует подлежащему, глагол — глаголу, прилагательное — прилагательному, и размер один и тот же. «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых; повеления Господа праведны, веселят сердце; страх Господа чист, просвещает очи» (Пс 18). Параллелизм бывает, наконец, иногда просто кажущимся и состоит лишь в известной аналогии конструкции или в развитии мысли в двух стихах. В этих случаях он является чисто рифмическим и поддается бесконечным комбинациям. Каждый член параллелизма составляет в еврейской поэзии стих, состоящий из соединения ямбов и трохеев, причем самый употребительный стих евреев — гептасиллабический, или из семи слогов. Стихами этого типа написаны кн. Иова (Иов 3:1-42:6), вся книга Притчей и большинство псалмов. Встречаются также стихи из четырех, пяти, шести и девяти слогов, чередуясь иногда с стихами различного размера. Каждый стих является, в свою очередь, частью строфы, существенным свойством которой служит то, что она заключает в себе единую, или главную, мысль, полное раскрытие которой дается в совокупности составляющих ее стихов. Впрочем, в некоторых случаях то две различные мысли соединены в одной строфе, то одна и та же мысль развивается и продолжается далее этого предела.

Скрыть

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Иоанн Креститель всегда был чуть-чуть впереди Иисуса. Он родился на полгода раньше, он умер, видимо, на те же полгода раньше. Словно он все время на своем, как ни странно это звучит, более простом примере учит нас понимать все то, что для человека постичь невозможно... 

 

Фигура Илии в евангельскую эпоху была окружена множеством преданий, часто полулегендарных. Многие из них были связаны с событиями, о которых упоминает в своей книге бен-Сира (так называли евреи Иисуса, сына Сераха, автора соответствующей книги). Речь идёт о событии, свидетелем... 

 

«Блаженны видевшие тебя и украшенные любовью»... Иисус, сын Сирахов, говорит это об Илии... 

Библиотека

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).