Библия-Центр
РУ
Вся Библия
Церковнославянский перевод (ru)
Поделиться

Кни1га Премyдрости їисyса сы1на сірaхова, ГлавA 39,  стіхи2 27-42

27 Нёсть рещи2: что2 сіе2; на что2 сіе2; вс‰ бо на потре1бу и4хъ создан† бы1ша.
28 Блгcве1ніе є3гw2 ћкw рэкA покры2 и3 ћкw пото1къ сyшу напои2:
29 си1це гнёвъ є3гw2 kзы1цы наслёдzтъ, ћкw преврати2 во1ду въ слaность.
30 Путіе2 є3гw2 преподHбнымъ прaви, тaкw беззако1нникwмъ претык†ніz.
31 Благ†z благи6мъ создан† бы1ша и3з8 начaла, тaкожде грBшнымъ ѕл†z.
32 Начaло всsкіz потре1бы въ житіе2 человёку, водA и3 џгнь, и3 желёзо и3 со1ль, и3 семідaлъ пшени1цы и3 млеко2 и3 ме1дъ, кро1вь гро1здова и3 мaсло и3 ри1за:
33 вс‰ сі‰ благочести6вымъ во благ†z, си1це и3 грёшникwмъ превратsтсz во ѕл†z.
34 Сyть дyси, и5же со1здани бы1ша на ме1сть и3 ћростію свое1ю ўтверди1ша р†ны и5мъ:
35 во вре1мz скончaніz и3злію1тъ крёпость и3 ћрость сотво1ршагw и5хъ совершaтъ.
36 Џгнь и3 грaдъ, и3 глaдъ и3 сме1рть, вс‰ сі‰ создан† бы1ша на ме1сть:
37 зyбы ѕвэре1й и3 скорп‡и, и3 є3х‡дны и3 ме1чь tмщazй въ поги1бель нечести1выхъ,
38 въ зaповэдехъ є3гw2 возвеселsтсz, и3 на земли2 на потре1бу ўгото1вzтсz, и3 во бременaхъ свои1хъ не и4мутъ прейти2 сло1ва.
39 Сегw2 рaди и3спе1рва ўтверди1хсz и3 размы1слихъ и3 въ писaніи њстaвихъ:
40 вс‰ дэлA гDнz бл†га, и3 всю2 потре1бу во вре1мz свое2 подaстъ:
41 и3 нёсть рещи2: сіе2 сегw2 ѕлёе: вс‰ бо во вре1мz на ўгожде1ніе бyдутъ.
42 И# нн7э всёмъ се1рдцемъ и3 ўсты6 воспо1йте и3 благослови1те и4мz гDне.

Кни1га Премyдрости їисyса сы1на сірaхова, ГлавA 40

Непрaзднство ве1ліе создано2 бы1сть всsкому человёку, и3 и4го тsжко на сынёхъ ґдaмлихъ, t дне2 и3схо1да и3з8 чре1ва мaтере и4хъ до дне2 погребе1ніz въ мaтерь всёхъ.
Размышлє1ніz и4хъ и3 стрaхъ серде1чный, помышле1ніе чazніz, де1нь скончaніz:
t сэдsщагw на престо1лэ слaвы и3 дaже до смире1ннагw на земли2 и3 пе1пелэ,
t носsщагw багрzни1цу и3 вэне1цъ и3 дaже до њдэвaющагwсz льнsною,
ћрость и3 зaвисть, и3 мzте1жъ и3 молвA, и3 стрaхъ сме1рти и3 враждA и3 рве1ніе, и3 во вре1мz поко1z на ло1жи со1нъ нощны1й и3змэнsетъ рaзумъ є3гw2:
мaлw ћкw ничто1же на поко1й, и3 t тогw2 во снёхъ ћкw во дне1хъ блюде1ніz:
возмуще1нъ видёніемъ се1рдца своегw2, ћкw и3збэжaвъ t лицA брaни, во вре1мz спасе1ніz своегw2 востA, и3 дивsсz ни при є3ди1нэмъ же стрaсэ.
Со всsкою пло1тію t человёка дaже до скотA, и3 на грёшныхъ седмери1цею къ си6мъ:
сме1рть и3 кро1вь, и3 рве1ніе и3 nрyжіе, наведє1ніz, глaдъ и3 сокруше1ніе и3 р†ны,
10 на беззако1нныхъ создан† бы1ша сі‰ вс‰, и3 си1хъ рaди бы1сть пото1пъ.
11 Вс‰, є3ли6ка t земли2, въ зе1млю возвращaютсz, и3 t воды2, въ мо1ре возвращaютсz.
12 Всsкъ дaръ и3 непрaвда и3стреби1тсz, ґ вёра во вёкъ стоsти бyдетъ.
13 И#мёніе непрaведныхъ ћкw рэкA и4зсхнетъ, и3 ћкоже гро1мъ вели1къ въ до1ждь возгреми1тъ.
14 є3гдA разгне1тъ рyцэ, возвесели1тсz, тaкw преступaющіи до концA и3сче1знутъ.
15 И#сч†діz нечести1выхъ не ўмно1жатъ вётвій, и3 корє1ніz нечи6стаz на тве1рдэ кaмени:
16 ѕлaкъ над8 всsкою водо1ю и3 на бре1зэ рэки2 пре1жде всsкіz травы2 и3сто1рженъ бyдетъ.
17 Благодaть ћкw рaй во благослове1ніихъ, и3 ми1лостынz во вёкъ пребывaетъ.
18 Живо1тъ самодово1льнагw дёлателz ўслади1тсz, и3 пaче nбои1хъ њбрэтazй сокро1вище.
19 Ч†да и3 созидaніе грaда ўтверждaютъ и4мz, и3 пaче nбои1хъ женA непоро1чна вмэнsетсz.
20 Віно2 и3 мусікjа веселsтъ се1рдце, ґ пaче nбои1хъ возлюбле1ніе премyдрости.
21 Свирёль и3 pалти1рь ўслаждaютъ пёснь, ґ пaче nбои1хъ љзы1къ слaдкій.
22 Благодaти и3 добро1ты возжелaетъ џко твое2, ґ пaче nбои1хъ ѕлaка сёмене.
23 Пріsтель и3 дрyгъ срэт†ющасz во вре1мz, ґ пaче nбои1хъ женA съ мyжемъ.
24 Брaтіz и3 по1мощь во вре1мz ско1рби, ґ пaче nбои1хъ ми1лостынz и3збaвитъ.
25 Злaто и3 сребро2 ўтвердsтъ но1гу, ґ пaче nбои1хъ совётъ благоуго1денъ бyдетъ.
26 И#мёніе и3 крёпость вознесyтъ се1рдце, ґ пaче nбои1хъ стрaхъ гDень:
27 нёсть во стрaсэ гDни ўмале1ніz и3 нёсть въ не1мъ лише1ніz по1мощи:
28 стрaхъ гDень ћкw рaй благослове1ніz, и3 пaче всsкіz слaвы покры2 є3го2.
29 Чaдо, живото1мъ просли1вымъ не живи2: лyчше ўмре1ти, не1жели проси1ти.
30 Мyжъ зрS на чуждyю трапе1зу, нёсть живо1тъ є3гw2 въ числЁ животA: њпечaлитъ дyшу свою2 чужды1ми брaшны:
31 мyжъ же худо1гъ и3 накaзанъ сохрани1тсz.
32 Во ўстёхъ нестыдли1вагw проше1ніе ўслади1тсz, и3 во чре1вэ є3гw2 џгнь возгори1тсz.

Кни1га Премyдрости їисyса сы1на сірaхова, ГлавA 41

Q, сме1рте, ко1ль горькA твоS є4сть пaмzть человёку ми1рнw во и3мёніихъ свои1хъ живyщу,
мyжеви не пекyщусz и3 благополyчну во всёхъ, и3 є3ще2 возмогaющу пріsти пи1щу.
Q, сме1рте, до1бръ сyдъ тво1й є4сть человёку тре1бующему и3 ўмалsющусz крёпостію,
въ послёдней стaрости сyщему и3 пекyщусz њ всёхъ, и3 невёрствующу и3 погуби1вшу терпёніе.
Не бо1йсz судA сме1рти: помzни2 пє1рваz тво‰ и3 послBднzz, се1й бо сyдъ t гDа всsцэй пло1ти.
И# почто2 tме1щешисz бlговоле1ніz вы1шнzгw; ѓще де1сzть, ѓще сто2, ѓще ты1сzща лётъ,
нёсть во ѓдэ њбличе1ніz животA.
Ч†да бывaютъ мє1рзка ч†да грёшникwвъ, и3 жив{щаz въ селе1ніихъ нечести1выхъ:
ч†дъ грёшныхъ поги1бнетъ наслёдіе, и3 съ сёменемъ и4хъ вы1ну поноше1ніе.
10 NтцA нечести1ва ўкорsтъ ч†да, ћкw є3гw2 рaди поноше1ніе пріи1мутъ.
11 Го1ре вaмъ, мyжіе нечести1віи, и4же њстaвисте зако1нъ бг7а вы1шнzгw:
12 и3 ѓще родите1сz, на клsтву родите1сz: и3 ѓще ќмрете, въ клsтву раздэле1ни бyдете.
13 Вс‰, є3ли6ка t земли2, въ зе1млю по1йдутъ: тaкожде нечести1віи t клsтвы въ пaгубу.
14 Сётованіе человёкwвъ въ тэлесёхъ и4хъ: и4мz же грёшникwвъ неблаго1е потреби1тсz.
15 Пецы1сz њ и4мени, то1 бо ти2 пребывaетъ пaче ты1сzщъ вели1кихъ сокро1вищъ злaта.
16 Благaгw житіS число2 днjй, и3 до1брое и4мz во вёки пребывaетъ.
17 Наказaніе въ ми1рэ соблюди1те, ч†да: премyдрость же сокрове1нна и3 сокро1вище неzвле1нно, кaz по1льза во nбои1хъ;
18 Лyчше человёкъ скрывazй бyйство свое2, не1жели человёкъ скрывazй премyдрость свою2.
19 Тёмже ў2бо ўсрами1тесz слове1съ мои1хъ:
20 нёсть бо блaго всsкъ срaмъ сохранsти, и3 не вс‰ всBмъ въ вёрэ благоволsтсz.
21 Стыди1тесz пред8 nтце1мъ и3 мaтерію њ блудЁ и3 пред8 си1льнымъ и3 властели1номъ њ лжи2,
22 пред8 судіе1ю и3 кнsземъ њ согрэше1ніи, пред8 собо1ромъ и3 людьми2 њ беззако1ніи,
23 пред8 џбщникомъ и3 дрyгомъ њ непрaвдэ, и3 на мёстэ, и3дёже живе1ши, њ татьбЁ,
24 и3 пред8 и4стиною б9іею и3 завётомъ, и3 t њпе1ртіz лакте1й на трапе1зэ, t прельще1ніz взsтіz и3 даsніz,
25 и3 t цэлyющихъ њ молчaніи, t видёніz жены2 блудни1цы и3 t tвраще1ніz сро1днича лицA,
26 t tsтіz чaсти и3 даsніz и3 t присмотре1ніz жены2 мужaты и3 t њбольще1ніz рабы1ни своеS,
27 и3 не приступи2 ко nдрY є3S:
28 пред8 др{ги њ словесёхъ поно1сныхъ, и3 по даsніи не поноси2:
29 t повторе1ніz и3 сло1ва слы1шаніz и3 t tкрове1ніz слове1съ тaйныхъ: и3 бyдеши стыдли1въ и4стиннw и3 њбрэтazй благодaть пред8 всsкимъ человёкомъ.

Кни1га Премyдрости їисyса сы1на сірaхова, ГлавA 42

Не стыди1сz њ си1хъ и3 не пріими2 лицA, є4же согрэшaти:
њ зако1нэ вы1шнzгw и3 завётэ, и3 њ судЁ, є4же њправдaти нечести1ваго,
њ словеси2 соo1бщника и3 њ пyтницэхъ, и3 њ даsніи наслёдіz другHвъ,
њ и4стинэ мёрила и3 вёсwвъ, њ стzжaніи мно1гихъ и3 мaлыхъ,
њ разли1чіи продаsніz купцє1въ и3 њ наказaніи мно1зэ ч†дъ, и3 є4же рабY лукaву ре1бра њкровaвити.
На женЁ лукaвэ добро2 (є4сть) печaть, и3 и3дёже мнHги рyки, затвори2.
є4же ѓще предaси, въ число2 и3 мёру, дaждь и3 возми2 все2 писaніемъ.
Њ наказaніи неразyмива и3 бyzгw, и3 престарёлагw судsщагwсz съ ю4ными, и3 бyдеши накaзанъ и4стиннw и3 и3скуше1нъ пред8 всsкимъ живyщимъ.
Дще1рь nтцY сокрове1нно бдёніе, и3 попече1ніе њ не1й tгонsетъ со1нъ: во ю4ности свое1й да не когдA презрёетъ и3 сожи1тельствующи (съ мyжемъ), да не когдA возненави1дэна бyдетъ:
10 въ дёвствэ да не когдA њскверни1тсz и3 во џтчихъ є3S непрaздна бyдетъ, и3 съ мyжемъ сyщи да не когдA престyпитъ и3 сожи1тельствующи да не когдA непло1ды бyдетъ.
11 Над8 дще1рію безстyдною ўтверди2 стрaжу, да не когдA сотвори1тъ тS њбрaдованіе врагHмъ, бесёду во грaдэ и3 tлуче1наго t людjй, и3 посрами1тъ тS въ наро1дэ мно1зэ.
12 Не взирaй на добро1ту всsкагw человёка и3 посредЁ же1нъ не сэди2:
13 t ри1зъ бо и3схо1дитъ мо1ліе, и3 t жены2 лукaвство же1нское.
14 Лyчше ѕло1ба мyжеска, не1жели добродётельнаz женA, и3 женA посрамлsющаz въ поноше1ніе.
15 ПомzнY ў2бо дэлA гDнz, и3 ±же ви1дэхъ, повёмъ: во словесёхъ гDнихъ дэлA є3гw2:
16 со1лнце просвэщaz на вс‰ призрЁ, и3 слaвы є3гw2 и3спо1лнено дёло є3гw2.
17 Не сотвори1 ли с™ы6мъ гDь повёдати вс‰ чудесA є3гw2, ±же ўтверди2 гDь вседержи1тель, ўтверди1тисz всемY во слaвэ є3гw2;
18 Бе1здну и3 се1рдце и3зслёдова и3 въ ковaрствэхъ и4хъ размы1сли: разумё бо гDь всsко вёдэніе и3 призрЁ на знaменіе вёка,
19 возвэщaz мимошє1дшаz и3 б{дущаz и3 tкрывaz слэды2 тaйныхъ:
20 не пре1йде є3гw2 всsко помышле1ніе, не ўтаи1сz t негw2 ни є3ди1но сло1во.
21 Вели6чіz премyдрости своеS ўкраси2: и4же є4сть пре1жде вёка и3 во вёкъ,
22 ни приложи1сz, ни ўмaлисz и3 не востре1бова ни є3ди1нагw совётника.
23 Ко1ль вс‰ дэлA є3гw2 вожделBнна, и3 дaже до и4скры є4сть ви1дэти.
24 Вс‰ сі‰ живyтъ и3 пребывaютъ во вёкъ во всёхъ тре1бованіихъ, и3 вс‰ послyшаютъ.
25 Вс‰ суг{ба, є3ди1но проти1ву є3ди1нагw: и3 не сотвори2 ничто1же скyдно.
26 є3ди1но t є3ди1нагw ўтверди2 благ†z: и3 кто2 насы1титсz, зрS слaву є3гw2;

Кни1га Премyдрости їисyса сы1на сірaхова, ГлавA 43

Слaва высоты2, тве1рдь чистоты2, зрaкъ небесе2 въ видёніи слaвы.
Со1лнце во kвле1ніи возвэщaющее во и3схо1дэ сосyдъ ди1венъ, дёло вы1шнzгw.
Въ полyдни свое1мъ и3зсушaетъ странY, и3 прsмw вaру є3гw2 кто2 постои1тъ;
(Ѓки) пе1щь ды1шущее въ дёлэхъ вaра, трегyбw со1лнце пожигaющее го1ры: воскурє1ніz џгнєннаz и3зды1шущее и3 простирaющее лучи6 њмрачaетъ џчи.
Ве1лій гDь сотвори1вый є5, и3 словесы2 свои1ми ўскори2 ше1ствіе.
И# лунA всBмъ во свое2 вре1мz kвлsетъ лBта и3 знaменіе вёка.
T луны2 знaменіе прaздника: свэти1ло ўмалsющеесz до концA.
Мцcъ по и4мени своемY є4сть, возрастaющь ди1внw во и3змэне1ніи.
Сосyдъ њполче1ній на высотЁ, на тве1рди небе1снэй сіsющь.
10 Добро1та небесе2, слaва ѕвёздъ, красотA свэтsщисz на высо1кихъ гDнихъ:
11 словесы2 с™aгw стaнутъ по чи1ну и3 не и4мутъ њслабёти въ стражбaхъ свои1хъ.
12 Ви1ждь дугY и3 благослови2 сотво1ршаго ю5, ѕэлw2 прекрaсна сіsніемъ свои1мъ:
13 њкружи2 не1бо њкруже1ніемъ слaвы, рyцэ вы1шнzгw простро1стэ ю5.
14 Повелёніемъ є3гw2 потщaсz снёгъ, и3 ўскорsетъ мо1лнію судьбо1ю свое1ю.
15 Сегw2 рaди tверзо1шасz сокрHвища, и3 парsтъ њ1блацы ћкw пти6цы.
16 Вели1чіемъ свои1мъ ўкрэпи2 њ1блаки, и3 сокруши1шасz кaменіе грaдное:
17 и3 воззрёніемъ є3гw2 подви1жутсz го1ры, и3 во1лею є3гw2 возвёетъ ю4гъ.
18 Глaсъ гро1ма є3гw2 порази2 зе1млю, и3 бyрz сёверова и3 ви1хорь вётра.
19 Ћкw пти6цы парsщыz сы1плетъ снёгъ, и3 ћкоже прyзи садsщіисz спадє1ніz є3гw2.
20 Добро1тэ бёлости є3гw2 подиви1тсz џко, и3 њ дожди2 є3гw2 ўжaснетсz се1рдце.
21 И# слaну ћкw со1ль на зе1млю сы1плетъ, и3 сме1рзшисz бывaетъ на концы2 nстрA.
22 Студе1нъ вётръ сёверный возвёетъ, и3 сме1рзнетсz ле1дъ t воды2: на всsцэмъ собрaніи воднёмъ њбитaти и4мать, и3 ѓки во броню2 њблече1тсz водA.
23 Поsстъ го1ры и3 пусты6ни пожже1тъ, и3 ўгаси1тъ травY ћкw џгнь.
24 И#сцэле1ніе всёхъ со тщaніемъ мглA: росA срэтaющаz t вaра ўтиши1тъ.
25 Мы1слію є3гw2 престA бе1здна, и3 насади2 въ не1й (гDь) џстровы.
26 Плaвающіи по мо1рю повёдаютъ бёдство є3гw2, и3 слyхомъ ўше1съ нaшихъ чуди1мсz,
27 и3 тaмw (сyть) пресл†вна и3 ч{дна дэлA є3гw2, разли1чіе всsкагw живо1тнагw, создaніе ки1тwвъ.
28 И$мъ благополyчный коне1цъ сво1й получaютъ и3 сло1вомъ є3гw2 составлsютсz всsчєскаz.
29 Мно1гw и4мамы рещи2, и3 не и4мамы пости1гнути, и3 скончaніе слове1съ: все2 є4сть то1й.
30 Слaвzще є3го2 гдЁ ўкрэпи1мсz; то1й бо вели1къ пaче всёхъ дёлъ свои1хъ:
31 стрaшенъ гDь и3 вели1къ ѕэлw2, и3 чyдно могyтство є3гw2.
32 Слaвzще гDа вознеси1те, є3ли1кw ѓще мо1жете, превзы1детъ бо и3 є3ще2:
33 возносsще є3го2 ўмно1житесz крёпостію: не труди1тесz, не и4мате бо пости1гнути.
34 Кто2 ви1дэ є3го2 и3 и3сповёсть; и3 кто2 возвели1читъ є3го2, ћкоже є4сть;
35 МнHга сокровє1на сyть в‰щшаz си1хъ: м†лаz бо ви1дэхомъ дёлъ є3гw2.
36 Вс‰ бо сотвори2 гDь и3 бlгочести1вымъ даде2 премyдрость.

Кни1га Премyдрости їисyса сы1на сірaхова, ГлавA 44,  стіхи2 1-17

Восхвaлимъ ќбw мyжы сл†вны и3 nтцы2 нaшz въ бытіи2.
Мно1гу слaву создA гDь въ ни1хъ вели1чіемъ свои1мъ t вёка.
Госпо1дствующе во цaрствіихъ свои1хъ и3 мyжіе и3мени1ти си1лою, совётующе рaзумомъ свои1мъ, провэщaвшіи во прbро1чествахъ,
старBйшины людjй въ совётэхъ и3 въ рaзумэ пис†ніz людjй:
прем{драz словесA въ наказaніи и4хъ, и4щуще глaса мусікjйска и3 повёдающе пHвэсти во писaніихъ:
мyжіе богaтіи, њбдаровaни крёпостію, ми1рнw живyще въ жили1щихъ свои1хъ.
Вси2 сjи въ ро1дэхъ прослaвлени бы1ша, и3 во дне1хъ и4хъ похвалA.
Сyть t ни1хъ, и4же њстaвиша и4мz, є4же повёдати хвалы6: и3 сyть, и4хже нёсть пaмzти, и3 погибо1ша ћкw не сyщіи, и3 бы1ша ћкw не бы1вше, и3 ч†да и4хъ по ни1хъ.
Но сjи мyжіе ми1лостивіи, и4хже пр†вды не забвє1ны бы1ша:
10 съ сёменемъ и4хъ пребyдетъ до1брое наслёдіе, и3сч†діz и4хъ въ завётэхъ:
11 њстaсz сёмz и4хъ, и3 ч†да и4хъ по ни1хъ:
12 до вёка пребyдетъ сёмz и4хъ, и3 слaва и4хъ не потреби1тсz:
13 тэлесA и4хъ въ ми1рэ погребє1на бы1ша, ґ и3менA и4хъ живyтъ въ ро1ды.
14 Премyдрость и4хъ повёдzтъ лю1діе, и3 похвалY и4хъ и3сповёсть цRковь.
15 є3нHхъ ўгоди2 гDеви и3 преложи1сz, њ1бразъ покаsніz родHмъ.
16 НHе њбрётесz соверше1нъ, прaведенъ, во вре1мz гнёва бы1сть примире1ніе:
17 сегw2 рaди бы1сть њстaнокъ земли2, є3гдA бsше пото1пъ.
Для корректного отображения некириллических текстов желательно установить шрифты Lucida Sans Unicode (для текстов на греческом) и Hirmos (для текстов на церковнославянском). Если Ваш браузер поддерживает технологию CSS3, шрифты будут загружены автоматически.
Комментарии:
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

39:28 "Благословение Его покрывает, как река" - (евр как Нил) автор имеет в виду благотворное половодье Нила.


39:36 "Огонь и град, голод и смерть, - все это создано для отмщения" - ср. Завещание XII Патриархов: "оно (нижнее небо) содержит огонь, снег, лед, предназначенные для дня суда Божия. Ибо там находятся духи отмщения для наказания людей" (Левий 3 2). Сын Сир тоже рассматривает бедствия как задержанные временно, но в его перспективу по-видимому не включается конец времен.


39:39 "Обдумал и оставил в писании, что все дела Господа прекрасны" - заключение Сын Сир оптимистично. Все целесообразно, ибо все предусмотрено Богом. Человек не должен роптать. Он страдает, только когда этого заслужил.


40 Мрачные краски, которые Сын Сир употребил для описания " тяжелого ига сынов Адама" в этой главе, контрастируют с заключением предыдущей главы. Этот контраст объясняется не непоследовательностью автора, а тем, что бремя жизни сынов Адама есть следствие греха.


41:7 "В аде нет исследования о времени жизни" (евр- "в шеоле"), ибо один конец для всех.


42 Автор утверждает позволительность и даже уместность некоторых действий, которые не смели совершать под влиянием предрассудков и из ложного стыда.


42:2 "Оказать правосудие нечестивому" - под нечестивыми, вероятно, надо понимать чужеземцев: автор советует быть справедливым к ним так же, как и к израильтянам.


42:14 "Лучше злой мужчина, чем ласковая женщина" - Сын Сирахов еще более резок в суждениях о женщинах, чем автор Притч; в позднейшем раввинизме заметна та же тенденция. В то же время следует учесть, что изречения строятся на парадоксе и поэтому их нельзя всегда понимать в букв, смысле.


42:15 С этого стиха начинается последняя часть книги, в которой Сын Сир восхваляет великие дела Бога Творца и Промыслителя Израиля. "По слову Господа" - в Библии неоднократно говорится о творческом Слове Господа (ср Сир 43:28; Быт 1; Пс 32:6; Прем 9:1; Ин 1:1). В писаниях мудрых творение чаще приписывается Премудрости (ср Притч 8 22).


42:17 "Святым", т.е. ангелам (ср Иов 5:1).


42:18 "Знамение века", т.е. светила небесные, не только потому, что они равномерно разделяют время (Сир 43:6; Быт 1:14-18), но и потому, что - согласно представлениям той эпохи - будущее было уже записано на небесах (ср Иер 10:2). Необыкновенные знамения небесные будут предшествовать второму пришествию Христа (Мф 24:29-31).


43 Сравнить лирические строфы этой главы с Дан 3:52-90 и с Пс 19:5 сл; Пс 136, Пс 145, Пс 148.


43:7 "От луны - указание праздника" - два главных иудейских праздника - Пасха и Кущи (ср Исх 23:14) начинались в день полнолуния, 14 числа месяца и продолжались 8 дней.


43:8 "Месяц называется по имени ее" - "месяц" и "луна" обозначались одним тем же словом (евр "иерах").


43:29 "Он есть все" - не следует понимать эти слова в пантеистическом смысле. Согласно Сыну Сир все происходит от Бога, трансцендентность Которого он неоднократно утверждает (ср ст 30), и все принадлежит Ему.


44 Похвала "славных мужей и отцов" - ценное свидетельство того, как благочестивый иудей 2 в. до Р.Х. понимал историю Израиля (ср 1 Макк 2:51-64).


44:15 "Енох- образ покаяния для всех родов", т.е. пример, побуждающий к покаянию и обращению. Евр "пример знания" - быть может указание на тайны, свидетелем которых был Енох и которые он открыл людям ("Книга тайн Еноха").


44:16 " Ной... во время гнева был умилостивлением" (евр ростком - к Ною здесь применяется учение пророков об "остатке", из которого произойдет спасение; ср Ис 4:3).


Эта второканоническая книга не включена в евр Библию, хотя была написана на евр языке. Ее оригинал был известен не только раввинам, но и бл. Иерониму. До нас она дошла только в греч переводе, который и признан Церковью каноническим. В Вульг эта книга называется «Ecclesiasticus (liber)», т.е. «церковная книга», согласно названию, данному ей в 3-м веке Церковью в отличие от Синагоги. В 1896 г. было найдено около двух третей евр текста Сир среди фрагментов различных средневековых рукописей, находившихся в древней синагоге города Каира. Недавно короткие отрывки ее были обнаружены в одной из Кумранских пещер, а в 1964 г. нашли в Массаде часть книги (Сир 39:27-44:17), написанную письмом 1-го в. до Р.Х. Расхождение этих рукописей как между собой, так и с греческим и сириакским переводами свидетельствует о том, что эта книга была уже давно распространена в нескольких рецензиях (редакциях).

С 198 г. Палестина находилась под владычеством Селевкидов. Некоторая часть евр населения, принадлежавшая главным образом к правящему классу, легко эллинизировалась, перенимая чужие нравы и идеи. Антиох Епифан (175-163 гг.) решил ускорить этот процесс и стал проводить эллинизацию насильственно. Сын Сирахов противопоставляет таким опасным новшествам весь авторитет ВЗ-ного предания. Перед нами книжник, соединивший любовь к Премудрости с любовью к Закону и преисполненный ревности к Храму и уважения к священству. Он вскормлен свящ. книгами, пророками и в особенности писаниями мудрых Израиля. Цель его — наставлять в Премудрости всех, кто ищет ее (Сир 33:17; Сир 50:29; ср предисловие к гл. 1).

По своей структуре книга напоминает предшествующие писания мудрых Израиля. Она представляет собою собрание кратких сентенций, афоризмов и небольших картин, довольно беспорядочно сгрупированных и иногда даже повторяющихся. Исключение составляют главы, в которых воспевается слава Божия в природе (Сир 42:15-43:36) и в истории (Сир 44:1-50:31), а также добавления: благодарственный гимн (Сир 51:1-17) и молитва о приобретении мудрости (Сир 51:18-38). Евр текст этого последнего отрывка был найден в одной из Кумранских пещер, в рукописи Псалтири. Эта находка подтверждает предположение, что данный отрывок до включения его в кн Сир существовал в виде отдельного произведения. В книге излагается традиционное учение; подобно его предшественникам, автор рассматривает Премудрость как персонифицированное откровение Бога. Судьба человека и проблема суда вызывает у него такую же тревожную неуверенность, какой охвачены и Иов, и Екклесиаст. Он верит в воздаяние, чувствует трагическую значительность смертного часа, но для него еще не вполне ясно, каким образом Бог воздаст каждому по делам его. Размышляя о сущности Премудрости Божией, он идет дальше прозрений кн Притч и Иова. Новизна учения сына Сирахова в том, что он отождествляет Премудрость с Законом, провозглашенным Моисеем (Сир 24:26-28), как впоследствии — автор поэмы о Премудрости (Вар 3:9-4:4). Тем самым, в отличие от своих предшественников, он вводит Премудрость в законническое течение. Более того, он видит соблюдение Закона в точном исполнении богослужебных предписаний (Сир 35:1-10). Он — ревностный ритуалист. В отличие от более древних мудрецов Израиля, Сын Сирахов много размышляет над историей (Сир 44:1-49:18), в которой особенно подчеркивает роль священства.

Сын Сирахов — последний свидетель учения о мудрости в Палестине, книга которого была принята в канон Писаний. Его можно считать достойным представителем хасидим, т.е. благочестивых (ср. 1 Макк 2:42), которым в скором времени предстояло восстать на защиту своей веры против гонения Антиоха Епифана. Благодаря им в Израиле сохранились те островки истинной веры, где нашла себе отклик проповедь Иисуса Христа. Хотя кн Сир не вошла в евр канон, на нее часто ссылаются авторы раввини-стических писаний. У НЗ-ных авторов — ев. Матфея и ап. Иакова — содержится немало восходящих к ней реминисценций.

ПРЕДИСЛОВИЕ (греч. переводчика)

Это предисловие не является составной частью книги и не входит в библейский канон. В нем говорится об евр Библии, разделенной на 3 части (ср 1 Макк 12:9): «закон, пророки и прочие писатели». Нет уверенности в том, что в ту эпоху (конец 2 в. до Р.Х.) содержание этих трех частей — особенно последней — было тождественно теперешнему. Переводчик прибыл в Египет в 38 г. царствования Евергета. Очевидно речь идет о Птолемее VII Евергете (170-117); 38-й г. его царствования соответствует 132 г. до Р.Х.

«Книгами Премудрости» или «мудрых» называют пять книг: Иова, Притчей, Екклесиаста, Иисуса сына Сирахова и Премудрости Соломоновой. К ним присоединили Псалтирь и Песнь Песней, в которых мы находим ту же направленность мысли, выраженной в поэтической форме. Произведения такого рода были распространены на всем древнем Востоке. В Египте на протяжении его вековой истории появилось немало книг мудрости. В Месопотамии, начиная с шумерийской эпохи, составлялись притчи, басни, поэмы о страдании, в какой-то мере напоминающие нам кн. Иова. Эта месопотамская мудрость проникла в Ханаан: в Рас-Шамре были найдены тексты о мудрости на аккадском языке. «Премудрость Ахиахара», появившаяся в Ассирии и распространившаяся в кругах, говоривших по-арамейски, была затем переведена на несколько древних языков. Этот род мудрости по существу международен и не является собственно религиозным. В центре внимания мудрых стоит жизненный путь человека, но их метод — не философская рефлексия, как у греков, а собирание плодов жизненного опыта. Они преподают искусство жить и находиться на интеллектуальном уровне своей среды и эпохи; учат человека сообразовываться с порядком мироздания и указывают, как достигать счастья и успеха. Однако их советы не всегда приводят к желанным результатам, и этот опыт служит исходной точкой пессимизма, которым проникнут ряд произведений мудрости как в Египте, так и в Месопотамии.

Такая мудрость процветала и у израильтян. Характерно, что израильские мудрецы признавали свою связь с мудростью «сынов Востока и Египта» и лучшей похвалой премудрости Соломона считали утверждение о ее превосходстве над мудростью языческой (3 Цар 4:29). Широкой известностью пользовались аравийские и едомские мудрецы (Иер 49:7; Вар 3:22-23; Авд 1:8). Иов и его три друга-мудреца жили в Едоме. Автор кн. Товита знал Премудрость Ахиахара, а Притч 22:17-23:11 напоминают египетские изречения Аменемопе. Некоторые псалмы приписаны Еману и Ефану, которые, согласно 3 Цар 4:31, были ханаанскими мудрецами. Притчи содержат Слова Агура (Притч 30:1-14) и Слова Лемуила (Притч 31:1-9), которые оба происходили из племени Масса, жившего в северной Аравии (Быт 25:14).

Поэтому не удивительно, что первые израильские произведения мудрости во многом родственны произведениям соседних народов. Наиболее древние части кн. Притч содержат одни только предписания человеческой мудрости. Самые важные богословские темы Ветхого Завета: Закон, Союз-Завет, Избрание, Спасение — в этих книгах почти не затрагиваются. Исключение составляют кн. Иисуса сына Сирахова и Премудрости Соломоновой, написанные значительно позже. Израильские мудрецы как будто бы не интересуются историей и будущим своего народа. Подобно своим восточным собратьям, они больше заняты личной судьбой человека, но рассматривают ее в более высоком плане — в освещении религии Ягве. Таким образом, несмотря на общность происхождения, между мудростью языческой и израильской имеется существенное различие, усиливающееся по мере того, как постепенно раскрывается Откровение.

Противопоставление мудрости и безумия становится противопоставлением правды и неправды, благочестия и нечестия. Истинная премудрость — это страх Божий, а страх Божий — синоним благочестия. Если восточную мудрость можно определить как своего рода гуманизм, то премудрость израильскую можно назвать гуманизмом религиозным.

Однако эта религиозная ценность премудрости выявилась не сразу. Содержание евр. термина «хохма» весьма сложно. Он может обозначать ловкость движений или профессиональную сноровку, политическое чутье, проницательность, а также и хитрость, умение, искусство магии. Такая человеческая мудрость может служить как добру, так и злу, и эта двузначность в какой-то мере объясняет отрицательные суждения некоторых пророков о мудрецах (Ис 5:21; Ис 29:14; Иер 8:9). Этим объясняется также, что в евр. письменности тема Премудрости Божией (евр. «хохмот» — множ. число, употребляемое в значении превосходной степени) появляется довольно поздно, хотя происхождение мудрости от Бога никогда не отрицалось, и уже в Угорите мудрость считалась свойством великого бога Эла. Только после Плена стали утверждать, что Бог мудр Премудростью надмирной, действие которой человек видит в творении, но которая в своей сущности недосягаема и «неисследима» (Иов 28; Иов 38-39; Сир 1:1-10; Сир 16:24 сл; Сир 39:12 сл; Сир 42:15-43:33 и т.д.). В большом прологе кн. Притч (Притч 1-9) Премудрость Божия говорит как некое лицо, она присуща Богу от вечности и действует с Ним в творении (гл. обр. Притч 8:22-31). В Сир 24 Премудрость сама свидетельствует, что она вышла из уст Всевышнего, обитает на небесах и послана Израилю от Бога. В Прем 7:22-8:1 она определена как излияние славы Всемогущего, образ Его совершенства. Так Премудрость, являясь свойством Божиим, отделяется от Него и представляется как Личность. Для ветхозаветного человека эти выражения являются, по-видимому, яркими поэтическими сравнениями, но в них уже заложена тайна, подготавливающая откровение Св. Троицы. Подобно Логосу в евангелии от Иоанна, эта Премудрость одновременно и в Боге и вне Бога, и во всех этих текстах обосновывается наименование «Премудрость Божия», которое ап. Павел дает Христу (1 Кор 1:24).

Вопрос об участи человека тесно связан у мудрецов с проблемой воздаяния. В древних частях Притч (Притч 3:33-35; Притч 9:6, Притч 9:18) Премудрость, т.е. праведность, непременно ведет к благополучию, а безумие, т.е. нечестие, приводит к разорению, ибо Богу свойственно награждать добрых и наказывать злых. Однако жизненный опыт зачастую как будто противоречит такому взгляду. Как объяснить бедствия, постигающие праведников? Этой проблеме посвящена кн. Иова. Те же вопросы, хотя и в несколько другом аспекте, тревожат Екклесиаста. Сын Сирахов в основном придерживается традиционных взглядов и хвалит счастье мудрого (Сир 14:21-15:10), но его преследует мысль о смерти. Он знает, что все зависит от этого последнего часа: «Легко для Господа в день смерти воздать человеку по делам его» (Сир 11:26, ср Сир 1:13; Сир 7:36; Сир 28:6; Сир 41:12). Он смутно предчувствует откровение о конечной участи человека. Вскоре после него пророк Даниил (Дан 12:2) уже ясно выражает веру в загробное воздаяние, связанное с верой в воскресение мертвых, так как евр. мысль не представляет себе жизни духа, отделенного от плоти. Параллельное и вместе с тем более разработанное учение появляется в александрийском иудаизме. Учение Платона о бессмертии души помогло евр. мысли осознать, что «Бог создал человека для нетления» (Прем 2:23) и после смерти праведники вкусят вечное блаженство у Бога, а нечестивые получат заслуженное наказание (Прем 3:1-12).

Исходной формой письменности мудрых можно считать машал (в русском переводе — притча). Таково во множественном числе заглавие книги, которую мы называем кн. Притчей. Машал — это краткое, выразительное изречение, близкое к народной мудрости, сохранившейся в пословицах. Древние сборники притчей содержат лишь подобные краткие изречения, но со временем машал развивается, достигая размеров небольшой притчи или аллегорического повествования. Это развитие, ясно выраженное в дополнительных разделах и особенно в прологе кн. Притчей (Притч 1-9), ускоряется в последующих книгах мудрых: кн. Иова и Премудрости Соломоновой представляют собой крупные литературные произведения.

Первоначальное происхождение мудрости следует искать в жизни семьи или рода. Наблюдения над природой или людьми, накоплявшиеся из поколения в поколение, выражались в изречениях, в народных поговорках, в пословицах, имевших моральный характер и служивших правилами поведения. Аналогично происхождение первых формулировок обычного права, которые иногда близки не только по содержанию, но и по форме изречениям мудрости. Эта традиция народной мудрости продолжала существовать параллельно с возникновением письменных сборников мудрости. Ей обязаны своим происхождением, напр., притчи в 1 Цар 24:14; 3 Цар 20:11, басни в Суд 9:8-15, басня в 4 Цар 14:9. Даже пророки черпали из этого наследия (напр. Ис 28:24-28; Иер 17:5-11).

Краткие изречения, запечатлевающиеся в памяти, предназначаются для устной передачи. Отец или мать учит им своего сына дома (Притч Притч 1:8; Притч 4:1; Притч 31:1; Сир 3:1), а затем мудрые продолжают преподавать их в своих школах (Сир 41:23; Сир 41:26; ср Притч 7:1 сл; Притч 9:1 сл). С течением времени мудрость становится привилегией образованного класса: мудрые и книжники фигурируют рядом в Иер 8:8-9. Сын Сирахов Сир 38:24-39:11 восхваляет профессию книжника, дающую ему возможность приобретать мудрость в противоположность ручным ремеслам. Из книжников выходили царские чиновники, и учение мудрости культивировалось сначала при дворе. То же самое происходило и в других центрах восточной мудрости, в Египте и в Месопотамии. Один из сборников притчей Соломона был составлен «мужами Езекии, царя Иудейского», Притч 25:1. Эти мудрецы не только собирали древние изречения, но и сами писали. Два произведения, составленные, по всей вероятности, при дворе Соломона — история Иосифа и история преемства престола Давидова — можно тоже рассматривать как писания мудрых.

Таким образом, круги мудрых значительно отличаются от той среды, в которой появились священнические и пророческие писания. Иер 18:18 перечисляет три различных класса — священников, мудрых и пророков. Мудрые не особенно интересуются культом, их как будто не волнуют несчастья их народа и не захватывает поддерживающая его великая надежда. Однако в эпоху Плена эти три течения сливаются. В прологе Притчей слышится тон пророческой проповеди, в кн. Сир (Сир 44-49) и Прем (Прем 10-19) содержится много размышлений над Священной историей; сын Сирахов почитает священство, ревнует о культе и даже отождествляет Премудрость и Закон (Сир 24:23-34): перед нами уже союз книжника (или мудрого) с законоучителем, который можно видеть и в евр. среде евангельских времен.

Так завершается долгий путь, начало которому в ВЗ положил Соломон. Все учение мудрых, постепенно преподававшееся избранному народу, подготавливало умы к восприятию нового откровения — откровения Воплощенной Премудрости, которая «больше Соломона» (Мф 12:42).

Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

39:21-42 Все то, что совершается в природе, свидетельствует о могуществе, премудрости, благости, правосудии Создателя, и должно служить для человека побуждением всем сердцем и устами петь и благословлять имя Господне.


По слову Его стала вода как стог... явились вместилища вод (23). Ср. Быт 1:6-10.


Ничего нет дивного пред Ним (26), т. е. все тварное ничтожно пред неизмеримым величием своего Творца.


Некогда Он превратил воды в солончаки (29). Ср. Быт 19.


От начала для добрых создано доброе... (31). Ср. пр. к 33:7-14.


Есть ветры, которые созданы для отмщения (34) упорным грешникам за их беззакония, как, попущением Божиим, существуют для вразумления нечестивцев и иные бедствия (36-38).


40:1  До дня возвращения к матери всех земнородных — земле. 9 стих и след. по 16 ср. с 29, 33-38, гл. 39.


40:11 Тела животных и человека, по смерти, разлагаются, распадаясь на составлявшие их элементы.


40:12  Всякий подарок, сделанный во отвращение правды.


40:13  Прогремят и исчезнут.


40:14  Кто открывает руку помощи нуждающимся, — тот бывает весел и благополучен благословением Божиим и благословениями ближних своих.


40:15  Потомство нечестивые недолговечно, как недолговечны негодные корни на утесистой почве.


40:16 Является образным подтверждением 15 стиха.


40:18 Поясняется 19-28 ст.


40:32  Нов утробе его огонь возгорится, — огонь оскорбляемого самолюбия и иных последствий легкомысленного тунеядства.


41:6-7 Неблагоразумно отвращаться от того, что благоугодно Всевышнему, тем более, что рано ли поздно закон смерти неизбежно осуществится, и в аде, загробном существовании человека, где нет измерения времени, имеет значение не количество прожитых человеком лет (десять ли, сто ли, или тысяча лет), а то, как прожил человек эти годы.


41:13 Как все то, что от земли, возвратится в землю; так и все те злые поступки и деяния грешников, которые заклеймены проклятием уже в момент своего возникновения, неизбежно доведут упорных нечестивцев до их погибели.


41:17-19 Будь истинно стыдлив: стыдлив там, где следует стыдиться, — при совершении чего-либо нравственно постыдного или неразумного; и имей мужество не стыдиться там, где нет стыда, — при соблюдении законов доброй нравственности и правил благоразумия.


42:1-8 Заканчивают мысль, изложенную в 17-29 ст. 41-й главы.


42:17 Необъятность творческого величия Господа такова, что даже и святым не предоставил Господь провозвестить о всех чудесах Его во вселенной.


42:18-20 Говорится о вездеприсутствии и всеведении Господних.


42:21 Говорится о премудрости и вечности Господних.


42:22 Говорится о неизменяемости и премудрости Господних.


42:23 Ограниченный человеческий разум не в состоянии постичь всю полноту божественного величия; его наблюдению и усвоению доступны лишь отблески этого величия, — постольку, поскольку они озаряют пред ним постигаемое бытие мира физического и духовного. Ср. 17 ст.


42:24  Все они, т. е. творения Господни (ср. 23 ст.), живут и пребывают во век для всяких потребностей, т. е. для удовлетворения разнообразных потребностей, во славу Творца, на пользу и утешение тварей. И все они повинуются Ему, своему Создателю.


42:25-26 При всем своем разнообразии, мир божественных творений представляет из себя нечто гармонически целое, неделимое, в котором одни вещи и явления восполняются другими, одно поддерживает благо другого.


43:1  Кто насытится зрением славы Господней (42:26), кто не придет в восторженное умиление при виде велите высоты, чистоты, тверди небесной, при виде неба в явлении всей его славы.


43:6 Поясняется 7-8 ст.


43:9 Подобно лучезарным очам высших строев, т. е. существ высшего порядка, луна сияет на тверди небесной.


43:10  Красота неба, слава звезд, блестящее украшение всего небесного свода — проявление славы и могущества Владыки на высотах.


43:17  Южный ветер, гонимый в Палестину из раскаленных пустынь аравийских, рассматривается как одна из проявлений грозного правосудия божественного в отношении нечестивого человечества. О действиях южного знойного ветра см. в 23 ст.


43:23 Описывает действия жгучего солнца и жгучего южного ветра. Ср. 24 ст.


43:29 Сколько бы мы ни изучали вещей и явлений видимого и духовного мира, — мы не в состоянии постичь всего могущества, премудрости и славы Господних. В конце концов мы постигнем лишь одно, что Он есть все — и Творец и неусыпающий Промыслитель мира.


43:34 См. пр. к 42:17.


44:9  Мужи милости Божией к ним.


44:10  Потомки их пребывают верными заветам Господним.


44:11 Многочисленное, долговечное, твердое в вере и доброй жизни потомство — награды благочестивых и мудрых родителей.


44:15 Проявление чрезвычайного милосердия Божия к праведному Еноху должно послужить для упорных грешников постоянным уроком свыше и вместе побуждением к раскаянию в греховной жизни.


44:16 Во время обнаружения по отношению к допотопному греховному миру гнева Божия, просиявший своей праведной жизнью Ной послужил умилостивлением за род человеческий на земле, предотвратив своим благочестием окончательное истребление человечества водами потопа.


Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова написана после заключения еврейского канона священных книг Ветхого Завета, принадлежит небогодухновенному лицу, и относится к числу неканонических книг Ветхого Завета.

В греческих списках библейского текста: александрийском, синайском, Ефрема Сирина она надписывается: «Премудрость Иисуса сына Сирахова», каковое наименование перешло и в наши славянский и русский переводы. В Ватиканском списке: «Премудрость Сираха». В Вульгате: «Екклезиастик». Наименования: «Премудрость Иисуса сына Сирахова» и «Премудрость Сираха» указывают на писателя книги (Сир 51:29; Сир 51:1), а «Екклезиастик» — на церковно-учительный характер ее.

В отличие от других неканонических книг, писатели которых остались неизвестными, писатель настоящей книги называет себя иерусалимлянином Иисусом, сыном некоего Сираха (Сир 50:29; Сир 51:1). Из текста книги видно, что это был человек, по тому времени очень образованный, — особенно богословски, — обладал практическим опытом, много путешествовал и изучал нравы людей.

Время происхождения книги не может быть установлено с непререкаемою точностью. На основании содержания 50-й главы можно догадываться, что писатель книги был современником иудейского первосвященника Симона Первого, названного Праведным и жившего при Птоломее Лаге, ок. 290 г. до Р. Х. Внук писателя и переводчик его книги с еврейского языка на греческий жил, — предполагают, — при Евергете I, правившем ок. 247 г. до Р. Х., и сделал свой перевод книги около 230 г. до Р. Х. (см. пролог книги пред греческим и славянским текстом).

Содержанием книги Премудрости Иисуса сына Сирахова служит учение о премудрости божественной в ее проявлениях в мире и человеке, и о богодарованной мудрости человеческой в применении к различным обстоятельствам и случаям жизни человека.

Независимо от неканонического происхождения книги, общее содержание последней издревле считалось глубоко-поучительным для тех, кто ищет уроков мудрости и благочестия. Отцы Церкви нередко пользовались выражениями премудрого сына Сирахова как подтверждением своих учительных мыслей. В 85 апостольском правиле юношам советуется изучать «Премудрость многоученого Сираха». В 39 пасхальном послании св. Афанасия Александрийского книга Премудрости Иисуса сына Сирахова назначается для поучительного чтения оглашенным. Св. Иоанн Дамаскин называет ее «прекрасною и очень полезною» книгою.

Первое полное толкование книги Премудрости Иисуса сына Сирахова было составлено Рабаном Мавром. Затем, в XVI в., появляются труды Янсения; в XVII — Корнелия и Ляпиде. Из новейших ученых над истолкованием книги потрудились: Horowifz, Lesefre, Keel, Multon Knabenbauer, Levi. Над обработкой найденных отрывков еврейского текста книги: Halevy, Smend, Touzard, Kцnig, Strack, Peters. Из русских трудов можно указать: экзегетическую монографию неизвестного автора «Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова в русском переводе с краткими объяснениями». Спб. 1860 г. и статью проф. Рождественского «Вновь открытый еврейский текст книги Иисуса сына Сирахова и его значение для библейской науки». Спб. 1903 г.»

Подробные предварительные сведения о книге Премудрости Иисуса сына Сирахова имеются в соч. проф. Казанской Дух. Академии П. А. Юнгерова «Частное историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Выпуск второй». Пророческие и неканонические книги. Казань, 1907 г., с. 227-239.

См. «Понятие о Библии».

Третий отдел ветхозаветных священных книг составляют в греко-славянской Библии книги «учительные», из которых пять — Иова, Псалтирь, Притчи, Екклезиаст и Песнь Песней признаются каноническими, а две — Премудрость Соломона и Премудрость Иисуса сына Сирахова1Современный распорядок учительных книг в греко-славянской Библии несколько отличается от древнего. Именно в Синайском кодексе они расположены в таком виде: Псалтирь, Притчи, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрость Соломона, Сирах, Иов; в Ватиканском списке за кн. Песнь Песней следует Иов и далее Премудрость Соломона и Сирах. неканоническими. В противоположность этому в еврейской Библии двух последних, как и всех вообще неканонических, совсем не имеется, первые же пять не носят названия «учительных», не образуют и особого отдела, а вместе с книгами: Руфь, Плач Иеремии, Есфирь, Даниил, Ездра, Неемия, первая и вторая Паралипоменон, причисляются к так называемым «кетубим», «агиографам», — «священным писаниям». Сделавшееся у раввинов-талмудистов техническим обозначением третьей части Писания название «кетубим» заменялось в древности другими, указывающими на учительный характер входящих в ее состав произведений. Так, у Иосифа Флавия современные учительные книги, кроме Иова, известны под именем «прочих книг, содержащих гимны Богу и правила жизни для людей» (Против Аппиона I, 4); Филон называет их «гимнами и другими книгами, которыми устрояется и совершенствуется знание и благочестие» (О созерцательной жизни), а автор 2-ой маккавейской книги — «τὰ του̃ Δαυιδ καὶ ἐπιστολὰς βασιλέων περὶ ἀναθεμάτων» — «книги Давида и письма царей о приношениях» (2:13). Наименование «τὰ του̃ Δαυιδ» тожественно с евангельским названием учительных книг псалмами» («подобает скончатися всем написанным в законе Моисееве и пророцех и псалмех о мне»; Лк 24:44), а это последнее, по свидетельству Геферника, имело место и у раввинов. У отцов и учителей церкви, выделяющих, согласно переводу LXX, учительные книги в особый отдел, они также не носят современного названия, а известны под именем «поэтических». Так называют их Кирилл Иерусалимский (4-е огласительное слово), Григорий Богослов (Σύταγμα. Ράκκη, IV, с. 363), Амфилохий Иконийский (Ibid. С. 365), Епифаний Кипрский и Иоанн Дамаскин (Точное изложение православной веры. IV, 17). Впрочем, уже Леонтий Византийский (VI в.) именует их «учительными», — «παραινετικά» (De Sectis, actio II. Migne. Т. 86, с. 1204).

При дидактическом характере всего Священного Писания усвоение только некоторым книгам названия «учительных» указывает на то, что они написаны с специальной целью научить, вразумить, показать, как должно мыслить об известном предмете, как его следует понимать. Данную цель в применении к религиозно-нравственным истинам и преследуют, действительно, учительные книги. Их взгляд, основная точка зрения на учение веры и благочестия — та же, что и в законе; особенность ее заключается в стремлении приблизить богооткровенную истину к пониманию человека, довести его при помощи различных соображений до сознания, что ее должно представлять именно так, а не иначе, Благодаря этому, предложенная в законе в форме заповеди и запрещения, она является в учительных книгах живым убеждением того, кому дана, кто о ней думал и размышлял, выражается как истина не потому только, что открыта в законе, как истина, но и потому, что вполне согласна с думой человека, стала уже как бы собственным его достоянием, собственной его мыслью. Приближая богооткровенные истины к человеческому пониманию, учительные книги, действительно, «совершенствуют сознание и благочестие». И что касается примеров такого освещения их, то они прежде всего наблюдаются в кн. Иова. Ее главное положение, вопрос об отношении правды Божией к правде человеческой, трактуется автором с точки зрения его приемлемости для человеческого сознания. Первоначально сомневавшийся в божественном правосудии, Иов оказывается в результате разговоров уверовавшим в непреклонность божественной правды. Объективное положение: «Бог правосуден» возводится на степень личного субъективного убеждения. Подобным же характером отличается и кн. Екклезиаст. Ее цель заключается в том, чтобы внушить человеку страх Божий (Иов 12:13), побудить соблюдать заповеди Божии. Средством к этому является, с одной стороны, разъяснение того положения, что все отвлекающее человека от Бога, приводящее к Его забвению, — различные житейские блага не составляют для человека истинного счастья, и потому предаваться им не следует, и с другой — раскрытие той истины, что хранение заповедей дает ему настоящее благо, так как приводит к даруемому за добрую жизнь блаженству по смерти, — этому вечно пребывающему благу. Равным образом и кн. Притчей содержит размышления о началах откровенной религии, законе и теократии и влиянии их на образование умственной, нравственной и гражданской жизни Израиля. Результатом этого размышления является положение, что только страх Господень и познание Святейшего составляют истинную, успокаивающую ум и сердце, мудрость. И так как выражением подобного рода мудрости служат разнообразные правила религиозно-нравственной деятельности, то в основе их лежит убеждение в согласии откровенной истины с требованиями человеческого духа.

Раскрывая богооткровенную истину со стороны ее согласия с пониманием человека, учительные книги являются показателями духовного развития народа еврейского под водительством закона. В лице лучших своих представителей он не был лишь страдательным существом по отношению к открываемым истинам, но более или менее вдумывался в них, усваивал их, т. е. приводил в согласие со своими внутренними убеждениями и верованиями. Погружаясь сердцем и мыслию в область откровения, он или представлял предметы своего созерцания в научение, для развития религиозного ведения и споспешествования требуемой законом чистоте нравственности, как это видим в кн. Иова, Екклезиаст, Притчей и некоторых псалмах (78, 104, 105 и т. п.), или же отмечал, выражал то впечатление, которое производило это созерцание на его сердце, в лирической форме религиозных чувствований и сердечных размышлений (Псалтирь). Плод богопросвещенной рефлексии о божественном откровении, данном еврейскому народу в закон, учительные книги носят по преимуществу субъективный характер в отличие от объективного изложения истин веры и благочестия в законе и объективного же описания жизни еврейского народа в книгах исторических. Другое отличие учительных книг — это их поэтическая форма с ее характерною особенностью — параллелизмом, определяемым исследователями еврейской поэзии как соотношение одного стиха с другим. Это — род рифмы мысли, симметрия идеи, выражаемой обыкновенно два или иногда три раза в различных терминах, то синонимических, то противоположных. Сообразно различному взаимоотношению стихов параллелизм бывает синонимический, антитический, синтетический и рифмический. Первый вид параллелизма бывает тогда, когда параллельные члены соответствуют друг другу, выражая равнозначащими терминами один и тот же смысл. Примеры подобного параллелизма представляет Пс 113 — «когда Израиль вышел из Египта, дом Иакова (из среды) народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его, Израиль владением Его. Море это увидело и побежало, Иордан возвратился назад, горы прыгали, как овцы, и холмы, как агнцы». Параллелизм антитический состоит в соответствии двух членов друг другу через противоположность выражений или чувств. «Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего. Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко» (Притч 27:6-7). «Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся. Они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо» (Пс 19:8-9). Параллелизм бывает синтетическим, когда он состоит лишь в сходстве конструкции или меры: слова не соответствуют словам и члены фразы членам фразы, как равнозначащие или противоположные по смыслу, но оборот и форма тожественны; подлежащее соответствует подлежащему, глагол — глаголу, прилагательное — прилагательному, и размер один и тот же. «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых; повеления Господа праведны, веселят сердце; страх Господа чист, просвещает очи» (Пс 18). Параллелизм бывает, наконец, иногда просто кажущимся и состоит лишь в известной аналогии конструкции или в развитии мысли в двух стихах. В этих случаях он является чисто рифмическим и поддается бесконечным комбинациям. Каждый член параллелизма составляет в еврейской поэзии стих, состоящий из соединения ямбов и трохеев, причем самый употребительный стих евреев — гептасиллабический, или из семи слогов. Стихами этого типа написаны кн. Иова (Иов 3:1-42:6), вся книга Притчей и большинство псалмов. Встречаются также стихи из четырех, пяти, шести и девяти слогов, чередуясь иногда с стихами различного размера. Каждый стих является, в свою очередь, частью строфы, существенным свойством которой служит то, что она заключает в себе единую, или главную, мысль, полное раскрытие которой дается в совокупности составляющих ее стихов. Впрочем, в некоторых случаях то две различные мысли соединены в одной строфе, то одна и та же мысль развивается и продолжается далее этого предела.

Скрыть

Библиотека

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).