Библия-Центр
РУ
Вся Библия
Церковнославянский перевод (ru)
Поделиться

Кни1га тре1тіz Маккаве1йскаz, ГлавA 6

є3леазaръ же нёкто мyжъ знамени1тый t їерє1й страны2 тоS, въ стaрости лётъ ўже2 дости1гъ и3 всsкою добродётелію въ житіи2 ўкрaшенъ, њ1крестъ себє2 ўстро1ивъ пресвv1теры призывaти с™aго бг7а, молsшесz си1це:
цRю2 великодержaвный, вы1шній, вседержи1телю б9е, и4же создaніе все2 стро1zй въ щедро1тахъ, воззри2 нн7э на сёмz ґвраaмле, на њсвzще1ннагw їaкwва ч†да, чaсти свzще1нныz людjй твои1хъ, въ земли2 чужде1й стрaнствующихъ, непрaведнw погибaющихъ, џ§е!
ты2 фараHна пе1рвэе є3гv1птомъ си1мъ њбладaющаго, ўмно1женаго въ колесни1цахъ, возне1сшагосz беззако1нною де1рзостію и3 љзы1комъ велерёчивымъ, съ го1рдымъ во1инствомъ въ по1нтэ погруже1нныхъ погуби1лъ є3си2, ро1ду же ї}леву свётъ проzви1лъ є3си2 млcти:
ты2 безчи1сленными си1лами возвели1чившагосz сеннахирjма тsжкаго царS ґссmрjйскаго, копіе1мъ подрyчну ўже2 сотвори1вшаго всю2 зе1млю и3 возне1сшагосz на с™ы1й тво1й грaдъ, х{льнаz глаго1лющаго съ киче1ніемъ и3 де1рзостію, вLко, сокруши1лъ є3си2, и3звёстну показaвъ kзы1кwмъ мнHгимъ твою2 держaву:
ты2 въ вавmлHнэ тріе1хъ nтрокHвъ nгню2 дyшы самово1льнэ предaвшихъ, за є4же не служи1ти сквє1рнымъ, разжже1нную њроси1въ пе1щь, и3збaвилъ є3си2 дaже до влaса невреди1мыхъ, плaмень на вс‰ послaвъ сопроти6вныz:
ты2 даніи1ла њболгaньми зави1стными вве1ржена въ ро1въ на снэде1ніе львHмъ ѕвэрє1мъ свирBпымъ, на свётъ и3зве1лъ є3си2 здрaва: и3 їHну во чре1вэ ки1та морскaгw тaющаго нещaднэ, всBмъ свои6мъ невреди1ма показaлъ є3си2, џ§е!
и3 нн7э, њби1дъ ненави1стниче, многомлcтиве, всёхъ покрови1телю, вско1рэ kви1сz сyщымъ t ро1да ї}лева, t kзы6къ же беззако1нныхъ ме1рзкихъ њби6димымъ:
ѓще же нече1стіемъ њб8sто є4сть въ преселе1ніи житіе2 нaше, ты и3збaвивъ нaсъ t рукY вр†гъ си1хъ, ћкоже произво1лиши, вLко, погуби2 нaсъ сме1ртію,
да не сyетными суемyдренніи похвaлzтсz њ погубле1ніи возлю1бленныхъ твои1хъ, глаго1люще: ниже2 бг7ъ и4хъ и3збaви и5хъ:
10 ты1 же всsку си1лу и3 крёпость и3мёzй всю2, превёчный, нн7э при1зри,
11 поми1луй нaсъ, њби1дою беззако1нныхъ безслове1сною животA лишaемыхъ њ1бразомъ предaтелей,
12 да ўдивsтсz нн7э kзы1цы непобэди1мэй крёпости твое1й, пречcтне, и3мёzй си1лу њ спcніи ро1да їaкwвлz:
13 мо1литъ тS все2 мно1жество младе1нцєвъ и3 роди1телє и4хъ со слезaми: да покaжетсz всBмъ kзы1кwмъ, ћкw съ нaми є3си2, гDи, и3 не tврати1лъ є3си2 лицA твоегw2 t нaсъ:
14 но ћкоже ре1клъ є3си2, ћкw ниже2 въ земли2 врагHвъ свои1хъ сyщихъ презрёлъ є3си2 и5хъ, си1це соверши2, гDи.
15 є3леазaру же кончaющу ўже2 моли1тву сію2, цaрь со ѕвэрьми2 и3 все1ю си1лы го1рдостію прибли1жисz ко їпподро1му.
16 Ўви1дэвше же їуде1є, вельми2 возопи1ша на нб7о, ћкw и3 прилеж†щаz ўдHліz кyпнw съ ни1ми вопію6щаz неудержи1мь плaчь сотвори1ша всемY во1инству.
17 ТогдA великослaвный вседержи1тель и3 и4стинный бг7ъ, kви1въ с™о1е свое2 лице2, tве1рзе двє1ри нбcныz, и3з8 ни1хже снидо1ста двA сл†вна, стр†шна ви1домъ ѓгг7ла kвле1ннэ всBмъ кромЁ їуде1wвъ,
18 и3 сопротивостaста, и3 си1лу супост†тъ и3спо1лниста смzте1ніz и3 ќжаса, и3 неподви1жными п{ты свzзaста: тaкожде и3 тёло цaрское тре1петно бы1сть, и3 забве1ніе де1рзость є3гw2 тsжкую њб8S.
19 И# њбрати1шасz ѕвёріе на послёдующыz воwружє1нныz си6лы, и3 попирaху и5хъ и3 погублsху.
20 И# њбрати1сz гнёвъ цaрскій во ўмиле1ніе и3 сле1зы њ пред8угото1ванныхъ t негw2 муче1ніихъ.
21 Ўслы1шавъ бо во1пль и3 ви1дэвъ преклоне1нныхъ всёхъ въ погубле1ніе, прослези1всz со гнёвомъ другHмъ прещaше, глаго1лz:
22 вы ѕлЁ цaрство ўправлsете и3 мучи1телей превосхо1дите лю1тостію, и3 мене2 самaго вaшего благодётелz тщите1сz t влaсти ўже2 и3 дyха низложи1ти, тaйнw ўхищрsюще неполє1знаz цaрству:
23 кто2 держaвшихъ нaшz въ вёрности страны2 твєрды1ни, t до1му tлучи1въ, коего1ждо безслове1снэ собрA сёмw;
24 кто2 си1хъ, и5же и3з8 начaла благопріsтствомъ къ нaмъ по всемY превосхо1дzтъ всёхъ kзы1кwвъ и3 ѕлёйшыz мно1жицею t человBкъ под8sша бэды6, си1це беззако1нными њбложи2 ќзами;
25 рэши1те, разрэши1те непрaвєдныz ќзы и3 во сво‰ и5хъ съ ми1ромъ посли1те, њ преждесодёланныхъ примири1вшесz: разрэши1те сы1ны вседержи1телz нбcнагw бг7а живaгw, и4же t нaшихъ прароди1телей дaже донн7э непреткнове1нно во слaвэ благостоsніе подае1тъ ве1щемъ нaшымъ.
26 Ре1кшу же ќбw є3мY сі‰, їуде1є вско1рэ разрэше1ни бы1вше благословлsху, ўже2 и3збэжaвше сме1рти, с™aго сп7си1телz бг7а своего2.
27 Посе1мъ цaрь во грaдъ возврати1всz и3 призвaвъ над8 росхHды старёйшаго, повелЁ даsти віно2 и3 прHчаz къ пировaнію потрє1бнаz їуде1wмъ на днjй се1дмь, суди1въ и5мъ тaможде во всsцэмъ весе1ліи де1нь спасе1ніz провождaти, въ не1мже мёстэ мнёша поги1бель пріsти.
28 ТогдA сjи, и5же пре1жде въ поноше1ніи и3 бли1з8 ѓда бы1ша, пaче же въ него2 соше1дшіи, вмёстw го1рькіz и3 плаче1вныz сме1рти, пи1ршество спасе1ніz состaвивше, мёсто ўгото1ванное и5мъ ко паде1нію и3 гро1бу, на возлєжaніz раздэли1ша, и3спо1лнени рaдости.
29 И# њстaвивше рыдaніz всеплаче1вную пёснь, воспріsша пёснь nте1ческую, хвaлzще сп7си1телz и3 чудодётелz бг7а: и3 всsкій плaчь и3 стенaніе tри1нувше, ли1ки состaвиша во знaменіе весе1ліz ми1рнагw.
30 Тaкожде и3 цaрь њ си1хъ состaвивъ пировaніе ве1ліе, безпрестaннw на нб7о и3сповёдашесz великолёпнэ њ преслaвнэмъ бы1вшемъ себЁ спасе1ніи.
31 Полагaвшіи же їуде1євъ пре1жде въ поги1бель и3 въ снёдь пти1цамъ и3 съ рaдостію њписaвшіи, срамото1ю њб8sти бы1вше стенsху, nгнедыхaтельнэй и4хъ де1рзости безче1стнw ўгaсшей.
32 І3уде1є же, ћкоже предреко1хомъ, состaвивше предрече1нный ли1къ, со ўчрежде1ніемъ во и3сповёданіихъ весе1лыхъ и3 pалмёхъ провождaху,
33 и3 џбщій њпредэли1вше њ си1хъ ўстaвъ, во всsцэмъ преселе1ніи свое1мъ въ ро1ды, є4же бы предречє1нныz дни6 прaздновати въ весе1ліи, не питіS рaди и3 kде1ніz, но сп7се1ніz рaди бы1вшагw и5мъ t бг7а.
34 Пріидо1ша же ко царю2 просsще tпуще1ніz во сво‰ си.
35 Њпи1сани же бы1ша t двaдесzть пsтагw дне2 мцcа пахHна дaже до четве1ртагw дне2 мцcа є3піфA, во дне1хъ четы1редесzтихъ: состaвиша же и5мъ поги1бель t пsтагw дне2 мцcа є3піфA дaже до седмaгw, въ тріе1хъ дне1хъ: въ ни1хже и3 преслaвнw kви1въ млcть свою2 всеси1льный, и3збaви и5хъ безвре1дныхъ кyпнw.
36 Пи1ршествоваша же всёми t царS снабдэвaеми дaже до четвертагwнaдесzть дне2, во1ньже и3 проше1ніе сотвори1ша њ tпуще1ніи свое1мъ.
37 Похвали1въ же и5хъ цaрь, написA и5мъ нижепи1санное послaніе ко страти1гwмъ сyщымъ по градHмъ, великодyшнэ ўсе1рдіе и3мyщее.
Для корректного отображения некириллических текстов желательно установить шрифты Lucida Sans Unicode (для текстов на греческом) и Hirmos (для текстов на церковнославянском). Если Ваш браузер поддерживает технологию CSS3, шрифты будут загружены автоматически.
Комментарии:
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

7 "Отиститель обид... явись" - силой, спасающей Израиля и карающей язычников.


23-24 О верности иудеев своим царям много говорит Иосиф Флавий (Иуд. Древности XII, 1).


35 "Пахон" - девятый, "Епиф" - одиннадцатый египетско-александрийский месяц.


В греч и слав Библии включена еще 3-я книга Маккавейская. В ней говорится о гонениях на александрийских иудеев при царе Птоломее IV, Филопаторе (221-203). Царь велел иудеям собраться на александрийском ипподроме и приказал выпустить на них боевых слонов, которые обратились против палачей и их растоптали. Подобно Илиодору (2 Макк), Филопатор сделал попытку войти в Святое-Святых Иерусалимского храма, но также потерпел неудачу. Западная Церковь не приняла 3 Макк в библ. канон.

Книги Маккавейские (1 и 2) не вошли в евр канон Писания, но они находятся в LXX и Западная Церковь признала их богодухновенными (второканоническими). В них описывается борьба евр народа против Селевкидов за религиозную и политическую независимость. Название книг происходит от прозвища Маккавей (евр «мак-кави» — молот), данного Иуде, герою этой борьбы (1 Макк 2:4), и затем распространенного на его братьев. Последние строки книги (1 Макк 16:23-24) указывают, что она была написана не раньше конца царствования Иоанна Гиркана, вернее вскоре после его смерти, около 100 до Р.Х.

Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

1  Из священников страны. В числе иудеев рассеяния были многие из священнического сословия, которые не переставали и на чужбине именоваться םינהכ, по-гречески ἱερει̃ς, а если они были при этом из главных фамилий, то и ἀρχιερει̃ς. Упоминаемые рядом с ними старцы (πρεσβύτεροι) ведали дела синагоги вместе с архисинагогом. Это как бы геронты и архонты александрийской иудейской общины.


2 О различных наименованиях Божиих — см. 2 Макк 1:24 и далее.


Милостиво управляют всем созданиемτὴν πα̃σαν διακυβερνα̃ν οἰκτιρμοι̃ς κτίσιν, слав.: «иже создание все строяй в щедротах» Если Бог всем созданием управляет милостиво, то, при его особенных отношениях к Израилю, это давало особенные основания, в столь чрезвычайных обстоятельствах, надеяться, что Он не откажет в Своем милосердии.


Народ святого удела твоего — народ, составляющий Твою священную собственность, посвященный Тобою в Твою собственность. О наименовании Отец — см. к 5:4.


3 Ср. Ис 14:26-28.


4 Ср. 1 Макк 6:41; 2 Макк 8:19.


Святый город твой1 Макк 2:7; 2 Макк 1:12. Перед «низложил» здесь в русском переводе пропущено «Господи» (δέσποτα, слав.: «Владыко»).


5 Ср. Дан 1:6; 3:12 и далее, ст. 23 и 24.


Суетным идоламκενοι̃ς, слав.: «скверным». Средний род греческого κενὸς в значении — суетное, тщетное, пустое, несуществующее, отсюда — идолы. Подобное же значение в 9 стихе имеет ματαίοις (ср. Ам 2:4: τὰ μάταια αὐτω̃ν = מָהיֵבֽזִּכ, собств. их обман, ложь; слав.: лесть, прелесть.


Оросив разожженную печь — ср. Дан 3:50.


Сохранил невредимыми до волоса — включительно, ср. Дан 3:94.


Пламень обратил на всех врагов — ср. Дан 3:22,48.


6 Ср. Дан 6:2-28. Об Ионе — ср. Ион 2 гл.


Иону, когда он безнадежно томился во чреве кита, обитающего во глубине моря, греч.: τόν τε βυθοτρεφου̃ς ἐν γαστρὶ κήτους ’Ιωνα̃ν τηκόμενον ἀφιδω̃ν, точнее слав.: «Иону, во чреве кита морского тающего нещадне».


Невредимым показал всем его присным. Книга пророка и вообще Ветхий Завет об этом не передают ничего.


7  Явись, т. е. спасающею Своею силою для Израиля, и карающею — для язычников.


8  В преселениеκατὰ τὴν ἀποικίαν, собств. за время пребывания на чужбине, и именно вследствие этого пребывания. Молитвенник допускает, что несмотря на все предосторожности, иудеи могли не избежать многих нечистых влияний окружавшего их язычества. В таком случае, выражается желание лучше потерпеть от руки Божией всякое наказание — до смерти включительно, нежели терпеть такое наказание от руки язычников, которые могли отнести это к могуществу своих богов (9 ст.).


14  Как сказал Ты — ср. Лев 26:44: «и тогда как они будут в земле врагов их, — Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их». Подобное — см. Втор 30:2-4.


15  Со всем страшным войском, греч.: σὺν παντὶ τω̨̃ τη̃ς δυνάμεως φρυάγματι, слав. точнее: «со... всею силы гордостию».


17  Явив святое лице Свое, т. е. воззрев весело, милостиво, ср. Чис 6:25; Пс 30:17; 79:4,8,20.


18  Связали неподвижными узами, т. е. привели в состояние такое, что они не могли двинуть ног и сделать ни одного шагу.


22  Лишить власти и жизни, замышляя тайно неполезное для царства. Благоденствие царства и его главы поставляется здесь царем в неразрывную связь.


23-24 О верности иудеев своим царям особенно много говорит Иосиф Флавий. Иуд. древн. XII, 1.


25  В свои домы, εἰς τὰ ἴδια, точнее слав.: «в своя их».


26  В ту же минуту разрешенные. Если иметь ввиду множество заключенных в оковы, сколько приходится предположить исполнителей царского повеления о разрешении закованных «в ту же минуту»! Очевидно и из сего, что количество обреченных на смерть иудеев должно быть весьма преувеличено.


28  Нисходившие в ад, βεβηκότες, слав. правильнее: «сошедшие», т. е. как бы сошедшие уже в ад.


Пиршество спасения, т. е. пиршество в празднование спасения.


30  Выражал свою признательность к небуεἰς οὐρανὸν ἀνθωμολογει̃το, слав.: «на небо исповедашеся», т, е. взирая на небо, исповедывал благодеяние Божие, прославлял Бога за спасение (ср. Лк 2:38).


За спасение. Спасение царя состояло в том, что он, в происшедшей суматохе со слонами, не погиб, подобно многим из сопровождавших его войск, а также и в том, что его неправедное дело вовремя остановлено и не дало навлечь на него весь праведный гнев Бога Вышнего.


33  Во всяком населении их в роды и роды, ἐπὶ πα̃σαν τὴν παροικίαν αὐτω̃ν εἰς γενεὰς, слав. точнее: «во всяком преселении их в роды», т. е. на все время их пребывания на чужбине.


35  Пахон был девятый, а епиф — одиннадцатый египетско-александрийский месяц в году. Начало первого приходилось на 26-е апреля, второго — на 25-е июня Юлианского календаря. Число дней египетского месяца — 30; от 25-го пахона до 4-го епифа — как раз 40 дней, в продолжении коих происходила перепись иудеев.


Содержанием Маккавейской книги служит событие, имевшее место в Египте, при Птоломее IV Филопаторе и грозившее египетским иудеям страшною опасностью поголовного истребления (несколько подобное рассказываемому в книги Есфирь).

Завязкою события послужило желание Птоломея «войти во святилище», — желание, встреченное единодушным, энергичным протестом иудеев (3 Макк 1). Разгневанный царь, против которого помешало кроме того внезапное, тяжкое расслабление, объявил иудеев «рабами» и повелел заклеймить их особым «знаком Диониса» (3 Макк 2). Нежелание иудеев подвергаться этой последней операции окончательно взбесило деспота, и он отдал приказ истребить по всему царству всех иудеев (3 Макк 3). Сорок дней иудеи разыскивались по всему царству и заносились в особые списки, чтобы в определенный день все они удобнее могли быть истреблены; однако, за множеством иудеев, рассеянных по всему царству, эти списки так и не могли быть доведены до конца: не достало ни хартий, ни письменных тростей «по действию небесного Промысла, помогавшего иудеям» (3 Макк 4). В назначенный день 500 разъяренных слонов должны были быть выпущены на партию иудеев. Но несколько раз царь непонятным образом сам расстраивал свой ужасный план (3 Макк 5). А в самую решительную минуту, когда слоны, наконец, действительно устремились на несчастных, явное чудо спасло последних: вместо иудеев животные вдруг бросились на сопровождавшие их войска и привели их в полное смятение. Это вразумило и самого царя, и он совершенно переменился в отношении к иудеям (3 Макк 6). Последовал новый указ, объявлявший иудеев под особым покровительством царя; вместе с тем, отданы были на расправу иудеям все те, кто в это тяжкое испытание обнаружил слабость в вере и малодушное уклонение от закона. Эти были истреблены иудеями, а в память события установлен особый праздник (3 Макк 7).

О подлинности события. Ввиду значительного количества подробностей в изложении события, возбуждающих сильное сомнение относительно своей возможности (громадное количество обреченных на смерть, их приведение в Александрию, на конское ристалище, их перепись, поглотившая все запасы бумаги и тростей и т. п.), — допускают, что событие, составляющее содержание нашей книги, могло иметь в действительности лишь гораздо менее значительное историческое зерно, коим автор воспользовался для прикрашенного рассказа, имевшего целью — возвеличить народ иудейский в глазах язычников и показать особое попечение о нем Божие. Подлинное событие, таким образом, произошло, вероятно, в гораздо более скромных размерах. Оно упоминается и у Иосифа Флавия, впрочем — с именем другого царя (Птоломея VII Фискона) и с указанием других поводов и побуждений (Против Аппиона II, 5).

Время написания книги, равно как место и автор — неизвестны. Во всяком случае, книга написана после 164 г. до Р. Х., потому что упоминает о событиях книги Даниила, и не позднее первых лет жизни Спасителя. Некоторые оттенки речи могут указывать также на то, что книга написана египетским иудеем, в Египте.

Уважение древней церкви в книге нашло себе выражение упоминанием в Апостольских правилах, а также в трудах блаж. Феодорита — и других церковных писателей.

Скрыть

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Государство во все времена было достаточно жестоким по отношению к простым людям. Тем более оно было жестоким по отношению к тем, кого считало своим врагом. Ничего удивительного в этом нет: ведь всякое... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).