Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Муж
[евр. иш, захар, гевер].

I. С момента сотворения род человеч. (-> Человек) был разделен на два пола - мужской и женский (Genesis 1:27; Genesis 5:2). В Библии слово иш прилагается к мужчине независимо от его возраста (Genesis 4:1). Однако во многих случаях для обозначения человека мужского пола употребляется также слово захар, к-рым обозначается самец животного. Выражение "весь мужеский пол" (Genesis 17:10; Genesis 34:15; Exodus 23:17; Numeri 3:15: везде слово захар) применяется к скоту только в нек-рых случаях (Exodus 34:19), однако нередко говорится о "мужеском поле" животного (Exodus 12:5; Deuteronomii 15:19; Malachiae 1:14 - в последнем случае в Синод. пер. - "самец"; ср. также Genesis 6:19 и Genesis 7:2.3). В Iob 4:17 слово М. (гевер) употреблено парал. слову "человек" и в том же значении. Вообще в др.-евр. оригинале Свящ. Писания слово иш - "мужчина" - часто заменяет слово "человек".

II. Слово "М." обозначает также супруга (Genesis 3:6.16; Lucam 2:36). Бог сочетал друг с другом М. и жену (Matthaeum 19:4-6; -> Брак). В Библии их взаимоотношения рассматриваются с двух т.зр. С одной стороны, человек сотворен так, что М. и жена в чем-то противоположны друг другу, а в чем-то дополняют один другого, составляя единство (Genesis 1:27). С др. стороны, - и этот аспект доминирует также и в НЗ - М. является главой (-> Голова, глава) жены (Ephesios 5:23), причем женщина сотворена из него и для него как его помощница и сотрудница (Genesis 2:18.22; 1 Corinthios 11:7-9). Это соотношение, заданное при сотворении, распространяется не только на брак (где в связи с этим на М. возлагается особая ответственность, Ephesios 5:25); Павел выводит из него также и взаимоотношения между мужчинами и женщинами в общине (1 Corinthios 14:34-37; 1 Timotheum 2:12.13). Закон запрещает даже внешнее, по одежде, уподобление мужчины женщине, и наоборот (Deuteronomii 22:5). При всем равенстве их перед Богом, между ними должны сохраняться естеств. различия как в физич., так и в обществ. отношениях. Мужчина и женщина в равной мере обладают человеч. достоинством, но имеют различное предназначение на земле. Дополняя друг друга, они вместе составляют единое целое.

III. В противоположность ребенку (1 Corinthios 13:11) мужчина является олицетворением зрелости - он сильный, здравомыслящий, ответств. перед Богом (Iob 38:3; Ephesios 4:13; Iacobi 3:2). Считалось, что 20 лет - это уже возраст мужчины, с этого же времени молодой человек считался пригодным для воен. службы (Numeri 1:3). Мужчины в возрасте 20 лет и старше противопоставляются в Библии детям, не умеющим отличать добро от зла (Deuteronomii 1:39; Isaiae 7:15; Numeri 32:11). В то же время старик после 80 лет нередко теряет ясность восприятия (2 Samuelis 19:35.36). Поэтому "периодом мужественности" можно считать возраст от 20 до 60 лет (Leviticus 27:3-7). Впрочем, этим сроком не всегда исчерпывался назв. период. Между 20 и 30 годами мужчина именовался юношей (-> Юность, молодость), и даже сверстники Ровоама, возраст к-рого составлял 41 год, в 1 Regum 12:8; 1 Regum 14:21 названы юношами (в Синод. пер. - "молодые люди"); как мужи зрелые, они способны давать "верные советы".

IV. Обращение: "Мужи!", "Мужи братия!" и т.п. могло относиться к группе людей или собранию, где находились не только мужчины, но и женщины (Actus 2:14.29.37; Actus 22:1; Actus 27:21.25).

V. Во время проповеди в день Пятидесятницы и в речи, произнесенной в ареопаге, Петр и Павел при первом упоминании имени Иисуса называют Его "Мужем", через Которого действует Бог (Actus 2:22; Actus 17:31). "Мужами Божиими" (в Синод. пер. - "человек Божий") названы Моисей (Deuteronomii 33:1), Самуил (1 Samuelis 9:6), Давид (2 Paralipomenon 8:14; Nehemiae 12:24.36), Илия и Елисей (в т.ч. и при обращении к ним - 1 Regum 17:18; 2 Regum 1:9) и другие пророки, имена к-рых не сохранились (1 Samuelis 2:27; 1 Regum 13:1). Как явления "Мужа Божия" (Iudicum 13:6.8) или "Мужа" описано и явление Ангела (Genesis 32:24, в Синод. пер. - "Некто"; Iosue 5:13, в Синод. пер. - "человек"; Lucam 24:4; Actus 1:10).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).