1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием. |
Апостол Павел подчеркивает, что святость — это норма жизни, к которой призваны все христиане. Логика его слов основывается на предыдущих стихах в конце 6 главы, где говорится об обетовании Божьем усыновить учеников Христа. И именно потому, что такое обетование дано нам, нам и следует очистить себя от скверны плоти и духа. Не ради собственно состояния плоти или духа, но ради обетования, ради того, что Бог принимает нас.
Слова «совершая святыню (agiosine, святость) в страхе Божьем» говорят как раз о благоговейном трепете перед незаслуженностью и безмерностью любви Всемогущего. Это важно, потому что нам свойственно поддаваться соблазну аскезы ради аскезы. Вовсе не это нужно. Как Сам Господь говорит: если мы любим Его, то соблюдем Его заповеди. Только в этом случае у нас найдутся для этого и желание, и силы, и возможности. Поэтому в центре проповеди апостолов — крестная любовь Христа, а не угрозы возмездия.
1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием. |
2 Вместите нас. Мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти. 3 Не в осуждение говорю; ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить. 4 Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей. |
5 Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне — нападения, внутри — страхи. 6 Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, 7 и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался. 8 Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время. 9 Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. |
Павел обращается к коринфским братьям с просьбой от своего имени и от имени своих спутников: вместите нас. Тем самым он продолжает разговор о тесных и просторных сердцах, призывая тех, к кому пишет, расширить сердца.
Апостол говорит: если я и радуюсь, то не тому, что кого-то из вас огорчил, а тому, что наши отношения остаются незыблемыми: ведь они укоренены глубже тех эмоциональных реакций, которые вполне естественны, но не затрагивают подлинной духовной глубины — той самой, которую Павел, следуя традиционному словоупотреблению, называет сердцем. И он обращается в первую очередь к этой духовной глубине, к подлинному «я» человека, к человеку как таковому, а не к его внешним оболочкам или преходящим состояниям. И дело тут не только в желании быть понятым и принятым.
Дело в том, что подлинные отношения между людьми сами по себе являются критерием подлинности, подлинности духовной жизни и жизни вообще. Получая опыт настоящих духовных отношений, человек учится духовной жизни как таковой, научается отличать настоящее от наносного. Учится, говоря языком Павла, расширять своё сердце. Вот это и важно апостолу: он ведь хочет, чтобы его появление и его деятельность в Коринфе способствовали не доказательству его правоты — самоутверждение Павлу не нужно, — а духовному становлению его коринфских братьев.
Если бы они могли теперь сделать первый шаг, принять апостола таким, каким он к ним пришёл, чтобы форма, в какой Павел обращается к ним, не помешала бы им воспринять смысл того, что хочет им сказать апостол, они бы расширили свои сердца. Получили бы новый опыт подлинной духовной жизни. Стали бы ближе к Царству. А значит, сделали бы ещё один шаг на своём христианском пути. Шаг к спасению.
1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием. |
2 Вместите нас. Мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти. 3 Не в осуждение говорю; ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить. 4 Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей. |
5 Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне — нападения, внутри — страхи. 6 Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, 7 и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался. 8 Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время. 9 Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. |
Подводя итог всему сказанному о Царстве, о свидетельстве и об отношениях между жителями Царства, Павел приходит к выводу: ему не стоит сожалеть о том, что он говорил прежде в адрес некоторых коринфских братьев (ст. 1 – 4). В самом деле, если, как стало известно апостолу, они совершенно искренне переживали за него тогда, когда у него возникли серьёзные проблемы в Македонии (ст. 5 – 7), значит, они поняли его правильно и не обижаются на вполне в данном случае справедливые упрёки. И Павел может быть поэтому спокоен в том отношении, что, если обиды нет, то, очевидно, налицо осознание проблемы и раскаяние в том грехе, на который указывал апостол коринфской церкви.
Конечно, такое указание никому не может быть в радость, но, в зависимости от реакции тех, кому указывают на грех, результат может быть различным, и Павел рад тому, что в данном случае реакция эта оказалась адекватной (ст. 8 – 9). И дело, вероятно, не только в том, что к его словам прислушались и последовали его совету, а в том, что, поступив так, коринфские братья засвидетельствовали тем самым своё доверие апостолу, доверие как в духовном, так и в чисто человеческом плане.
В самом деле, прислушаться к критике можно лишь в том случае, если, во-первых, доверяешь опыту и знаниям критикующего, предполагая, что на него в этом отношении можно положиться, и, во-вторых (что не менее важно), доверяешь ему самому как человеку, будучи уверен, что его советы и критика вызваны не корыстью и не желанием самоутверждения, а заботой о критикуемых. Отношения, складывающиеся между жителями Царства, разумеется, допускают критику, но они во всяком случае предполагают искренность, добросовестность и добрую волю критикующего. Потому и для Павла адекватная реакция коринфских братьев на его критику становится знаком того, что они приняли его слова как христиане от христианина. Так, как и положено жителям Царства.
1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием. |
2 Вместите нас. Мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти. 3 Не в осуждение говорю; ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить. 4 Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей. |
5 Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне — нападения, внутри — страхи. 6 Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, 7 и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался. 8 Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время. 9 Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. 10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. 11 Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование
на виновного,
какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле. 12 Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом. |
13 Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его. 14 Итак я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился перед ним, но как вам мы говорили все истину, так и перед Титом похвала наша оказалась истинною; 15 и сердце его весьма расположено к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом. 16 Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас. |
В сегодняшнем чтении апостол Павел подчеркивает, что святость — это норма жизни, к которой призваны все христиане. Логика его слов основывается на том, что он написал в предыдущих строчках, в конце 6 главы (впрочем, оригинал послания, как и все рукописи первых веков, не был подразделен на главы, так что мысль и не прерывалась). Итак, апостол поведал об обетовании Божьем усыновить учеников Христа. Далее, уже в сегодняшнем чтении, он продолжает: именно потому, что такое обетование дано нам, нам и стоит очистить себя от скверны плоти и духа. Не ради собственно состояния плоти или духа, но ради обетования, ради того, что Бог принимает нас. Слова «совершая святыню (άγιοσύνη, святость) в страхе Божьем» говорят как раз о благоговейном трепете перед незаслуженностью и безмерностью любви Всемогущего. Это важно, потому что нам свойственно поддаваться соблазну аскезы ради аскезы. Вовсе не это нужно. Как Сам Господь говорит: если мы любим Его, то соблюдем Его заповеди. Только в этом случае у нас найдутся для этого и желание, и силы, и возможности. Поэтому центральным в проповеди апостолов и является крестная любовь Христа, а не угрозы возмездия.
По воскресным дням чтений нет
По воскресным дням чтений нет
По воскресным дням чтений нет
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||