Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Еф 4:26

26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;
Свернуть

Как правило, начало этого стиха «цепляет» наше внимание. Как можно гневаясь — и не согрешать, если Сам Господь приравнял гнев к нарушению шестой заповеди Моисея «не убий»? И в той же главе Послания к Ефесянам Павел называет гнев в числе тех пороков, которые должны быть удалены от нас. Но ведь Писание столько раз говорит о гневе Божием, да и Иисус не чужд гневу! (см. Мк. 3:5). Возможным разрешением проблемы может быть Иак. 1:20, где человеческий гнев противопоставляется правде Божией. Итак, есть два разных гнева: греховный человеческий гнев и праведный гнев Божий. Объектом праведного гнева является грех, объектом греховного гнева — грешник. Тогда первую половину стиха можно понять так: либо вообще не согрешайте гневом, либо гневайтесь не греховным гневом (то есть не на грешника, а на грех). Но вторая половина стиха подводит итог в обоих случаях — «солнце да не зайдет во гневе вашем». Не надо «застревать» в гневе, его надо приносить пред Лицо Божие, чтобы Бог уничтожил его как наш грех или принял его в свой праведный гнев, а нас наполнил Своей милостью.

Другие мысли вслух

 
На Еф 4:26
26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;
Свернуть
Как правило, начало этого стиха «цепляет» наше внимание. Как можно гневаясь — и не согрешать, если Сам Господь приравнял гнев к нарушению шестой заповеди Моисея «не убий»? И в той же главе Послания к Ефесянам Павел называет гнев в числе тех пороков, которые должны быть удалены от нас...  Читать далее

Как правило, начало этого стиха «цепляет» наше внимание. Как можно гневаясь — и не согрешать, если Сам Господь приравнял гнев к нарушению шестой заповеди Моисея «не убий»? И в той же главе Послания к Ефесянам Павел называет гнев в числе тех пороков, которые должны быть удалены от нас. Но ведь Писание столько раз говорит о гневе Божием, да и Иисус не чужд гневу! (см. Мк. 3:5). Возможным разрешением проблемы может быть Иак. 1:20, где человеческий гнев противопоставляется правде Божией. Итак, есть два разных гнева: греховный человеческий гнев и праведный гнев Божий. Объектом праведного гнева является грех, объектом греховного гнева — грешник. Тогда первую половину стиха можно понять так: либо вообще не согрешайте гневом, либо гневайтесь не греховным гневом (то есть не на грешника, а на грех). Но вторая половина стиха подводит итог в обоих случаях — «солнце да не зайдет во гневе вашем». Не надо «застревать» в гневе, его надо приносить пред Лицо Божие, чтобы Бог уничтожил его как наш грех или принял его в свой праведный гнев, а нас наполнил Своей милостью.

Свернуть
 
На Еф 4:25-32
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. 26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; 27 и не давайте места диаволу. 28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. 29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. 30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. 31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; 32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Свернуть
Ключевое слово в сегодняшнем апостольском чтении — «посему». В предыдущих строках апостол говорит о том, что нам следует обновиться духом ума нашего и облечься...  Читать далее

Ключевое слово в сегодняшнем апостольском чтении — «посему». В предыдущих строках апостол говорит о том, что нам следует обновиться духом ума нашего и облечься в нового человека, так как мы познали, что Иисус из Назарета — Сын Божий, Христос. И далее, в читаемом сегодня окончании четвертой главы послания к Ефесянам, апостол перечисляет следствия из этого факта.

Нельзя не заметить, что приводимые им черты касаются отношений между христианином и окружающими людьми. Коротко их можно сформулировать так: христианин не врет, не ворует, прощает и не ругает окружающих, но словом своим несет мир и утешение. Теоретически очень удобно жить рядом с таким человеком. Христианские апологеты 2-3 веков нередко обращали внимание власть имущих на то, что для общества нет лучших граждан, чем христиане. Однако быть таким трудно, потому что такие люди вызывают у нас раздражение. Слишком уж на фоне таких людей видно, каковы мы сами. Но ведь потому Господь и говорил ученикам: вы свет миру.

Перечисляя обычные для мира, но недопустимые для христиан вещи: гнев, воровство, сквернословие и вранье, апостол призывает христиан не печалить всем этим Святого Духа. Все дело в том, что голос Духа, звучащий в сердцах людей, легко может быть заглушен голосом плоти. Этот факт ясно свидетельствует, что дарование Духа не отменяет ни свободы, ни ответственности людей. И еще очевидно, что такие простые вещи, как воздержание от сквернословия, вранья и воровства, могут стать выражением любви к запечатлевшему нас Духу.

Свернуть
 
На Еф 4:17-32
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, 18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. 19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. 20 Но вы не так познали Христа; 21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — 22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, 23 а обновиться духом ума вашего 24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. 26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; 27 и не давайте места диаволу. 28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. 29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. 30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. 31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; 32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Свернуть
Призывая христиан Эфесской Церкви к новой жизни во Христе, апостол Павел подробно объясняет причинно-следственную...  Читать далее

Призывая христиан Эфесской Церкви к новой жизни во Христе, апостол Павел подробно объясняет причинно-следственную связь между верой и, как мы сегодня бы сказали, моральным обликом человека. Он говорит, что из-за невежества и ожесточения сердца язычников происходит помрачение разума. Именно оно приводит человека к отчуждению от жизни Бога. Удаляясь от Него все дальше, человек доходит до бесчувствия. Стоящее в этом месте греческого текста слово может быть переведено как «обезболивание, неспособность чувствовать боль». Вульгата (латинский перевод блаж. Иеронима) дает слово, обозначающее отчаянность, безнадежность. В сущности, речь идет о том состоянии, когда отупевший человеческий разум не может услышать голос собственной совести, не может пережить боль от собственных поступков и сострадать боли другого. Главное же, что это бесчувствие лишает нас возможности увидеть, какую мучительную боль мы доставляем своими гадостями Создателю. И от этого, говорит апостол Павел, человек предается крайнему, безудержному распутству и нечистоте. Стимулом к нему оказывается та внутренняя пустота, которая образуется потому, что бесчувственное сердце лишено общения с Богом. Распутство и нечистота не могут ее заполнить, и потому, говорит апостол, мы делаем все это с ненасытимостью, с жадностью. Это крайнее падение — смерть, из которой уже нет возврата. Выход из этого безнадежного падения открывается благодаря тому, что Сама Истина является человеку во Христе. Мы выходим из состояния невежества и ожесточения сердца, которые, как выше показывает апостол, приводят нас к безнадежной смерти, и получаем в дар возможность начать все сначала. Поэтому он и призывает нас отложить, буквально — снять с себя прежнего человека, обновиться духом ума нашего и облечься в нового человека. Все дело, таким образом, в нашем выборе. Существенно, кроме того, что так мы становимся причастны жизни Божьей и вместо бесчувственности оказываемся способны всем существом не просто знать, но чувствовать истину. Вместо языческого обезболивания человек обретает способность видеть страдание Распятого и благодаря этому избирать истину. Всегда избирать истину.

Свернуть
 
На Еф 4:17-32
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, 18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. 19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. 20 Но вы не так познали Христа; 21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — 22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, 23 а обновиться духом ума вашего 24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. 26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; 27 и не давайте места диаволу. 28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. 29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. 30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. 31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; 32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Свернуть
Продолжая разговор о христианской жизни, Павел снова и снова говорит о главной её задаче, составляющей смысл христианства — о преображении человека, о качественном изменении человеческой природы...  Читать далее

Продолжая разговор о христианской жизни, Павел снова и снова говорит о главной её задаче, составляющей смысл христианства — о преображении человека, о качественном изменении человеческой природы. И прежде всего апостол напоминает, что такое изменение, даже пока оно ещё только в процессе, не допускает никакого осознанного греха. Конечно, никто не может поначалу контролировать свои эмоции, это приходит с опытом. Но в тот момент, когда контроль становится возможным, человек должен отделить от себя то, что не соответствует внутренней Торе, которая теперь становится главным инструментом изменения его природы.

Поначалу, например, трудно не впадать в гнев, который может охватить душу прежде, чем неофит сумеет отреагировать, но если тот же самый неофит продолжает пестовать в себе вспыхнувший гнев даже тогда, когда от него уже вполне можно было бы освободиться, тут уже его выбор, за который он ответит перед Богом. А самое главное — такое осознанное, на уровне воли, поддержание себя в состоянии, не способствующем нормальному богообщению, разрушает духовную жизнь человека, тормозит его на том пути христианской жизни, на который он встал.

С каждым в начале пути случается так, что он может на мгновение забыться, оказавшись захлёстнутым эмоциональной или интеллектуальной волной, но нельзя жить в состоянии такого забытья, погружаясь в пучину греховных психических и психофизических состояний, предаваясь, по слову апостола, «распутству до бесчувствия». Обновление человека в том и заключается, что такого рода неконтролируемых состояний в жизни человека с течением времени становится всё меньше. В самом деле: такие состояния, ведущие к греху, являются ведь всего лишь частным случаем и конкретным проявлением той неосознанности, которая вообще свойственна жизни падшего человека, той доходящей до автоматизма безотчётности, которая сама по себе исключает всякое глубокое отношение, будь то с Богом, со Христом или с любым человеком вообще. А избавиться от всего перечисленного можно лишь «обновившись дыханием ума», как говорит об этом процессе апостол.

Под «умом» здесь Павел понимает то, что в обычно в библейских книгах называют «сердцем» — то духовное «я» человека, которое скрывает Божье «дыхание жизни». Христианину же в глубине его духовного «я» открывается и то дыхание Царства, которое он ощущает, включаясь в отношения Отца с Сыном. В отличие от евреев греки традиционно называли эту глубину словом, обычно переводимым на русский язык как «ум», и Павел, писавший свои послания по-гречески, тоже его использует, желая сделать свою речь понятной людям, которым греческая традиция была всё же ближе еврейской.

Вот из духовной глубины человеческого «я», за которой стоит реальное присутствие Божье, и действует то дыхание Царства, которое обновляет человека. Не сразу, разумеется — этот процесс требует времени для своего завершения, времени, превышающего срок земной жизни человека. Но главное, что он начался: до дня полного торжества Царства и возвращения Спасителя успеть вполне возможно. Если, конечно, не останавливаться и не сворачивать с пути.

Свернуть
 
На Еф 4:17-32
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, 18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. 19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. 20 Но вы не так познали Христа; 21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — 22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, 23 а обновиться духом ума вашего 24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. 26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; 27 и не давайте места диаволу. 28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. 29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. 30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. 31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; 32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Свернуть
Призывая эфесских христиан к нормальной, полноценной духовной жизни, Павел говорит о необходимости для них...  Читать далее

Призывая эфесских христиан к нормальной, полноценной духовной жизни, Павел говорит о необходимости для них обновления «дыханием («духом») ума» с тем, чтобы стать иными, новыми людьми, способными жить праведной жизнью, в соответствии с замыслом Бога о человеке и его предназначении. Эту новую жизнь апостол и считает христианской в собственном смысле слова (ст. 20 – 24). Такой призыв вполне соответствует общепринятым во времена Павла в раввинистической среде представлениям о духовной жизни. Их квинтэссенция выражена известным призывом возлюбить Бога «всем сердцем, всем существом («всей душой») и всеми силами» (Втор. 6 : 5). Духовная жизнь человека определяется выбором его сердца, которое на языке Библии обозначает тот центр человеческой личности, где делается выбор и принимаются решения, определяющие отношения человека с Богом и с людьми, а также формируется система ценностей, определяющая всю его жизнь. По-гречески его уже с античных времён стали называть «умом», причём греческие философы с понятием «ума» связывали то, что библейские авторы, писавшие по-еврейски, вкладывали в понятие «сердца». Именно духовное воздействие («дух») этого «ума-сердца» обновляло человека, и прежде всего его внутренний мир, то, что в Библии называют обычно «душой», под которой здесь подразумевается не привычное нам личностное начало, а внутренняя жизненная сила.

Павел в этом смысле говорит об «обновлении внутреннего человека», что и неудивительно: ведь духовное обновление человека всегда начинается изнутри, хотя в нормальном случае никогда не ограничивается одним лишь его внутренним миром. И апостол, говоря об обновлении «внутреннего человека», также считает, что за ним должна последовать перемена всей жизни обратившегося. Он не случайно противопоставляет друг другу два образа жизни: прежний, который, как видно, вели многие эфесские христиане прежде, до своего обращения (ст. 17 – 19), и новый, к которому призывает их Павел (ст. 25 – 32). Но если прежде, до прихода в мир Христа, речь шла о выборе или отвержении пути праведности, то теперь речь идёт о выборе или отвержении Царства и спасения. И апостол вновь призывает верных быть верными до конца, избрав Царство.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).