Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Еф 4:26

Поделиться
26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;
Свернуть

Как правило, начало этого стиха «цепляет» наше внимание. Как можно гневаясь — и не согрешать, если Сам Господь приравнял гнев к нарушению шестой заповеди Моисея «не убий»? И в той же главе Послания к Ефесянам Павел называет гнев в числе тех пороков, которые должны быть удалены от нас. Но ведь Писание столько раз говорит о гневе Божием, да и Иисус не чужд гневу! (см. Мк. 3:5). Возможным разрешением проблемы может быть Иак. 1:20, где человеческий гнев противопоставляется правде Божией. Итак, есть два разных гнева: греховный человеческий гнев и праведный гнев Божий. Объектом праведного гнева является грех, объектом греховного гнева — грешник. Тогда первую половину стиха можно понять так: либо вообще не согрешайте гневом, либо гневайтесь не греховным гневом (то есть не на грешника, а на грех). Но вторая половина стиха подводит итог в обоих случаях — «солнце да не зайдет во гневе вашем». Не надо «застревать» в гневе, его надо приносить пред Лицо Божие, чтобы Бог уничтожил его как наш грех или принял его в свой праведный гнев, а нас наполнил Своей милостью.

Другие мысли вслух

 
На Еф 4:26
26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;
Свернуть
Как правило, начало этого стиха «цепляет» наше внимание. Как можно гневаясь — и не согрешать, если Сам Господь приравнял гнев к нарушению шестой заповеди Моисея «не убий»? И в той же главе Послания к Ефесянам Павел называет гнев в числе тех пороков, которые должны быть удалены от нас...  Читать далее

Как правило, начало этого стиха «цепляет» наше внимание. Как можно гневаясь — и не согрешать, если Сам Господь приравнял гнев к нарушению шестой заповеди Моисея «не убий»? И в той же главе Послания к Ефесянам Павел называет гнев в числе тех пороков, которые должны быть удалены от нас. Но ведь Писание столько раз говорит о гневе Божием, да и Иисус не чужд гневу! (см. Мк. 3:5). Возможным разрешением проблемы может быть Иак. 1:20, где человеческий гнев противопоставляется правде Божией. Итак, есть два разных гнева: греховный человеческий гнев и праведный гнев Божий. Объектом праведного гнева является грех, объектом греховного гнева — грешник. Тогда первую половину стиха можно понять так: либо вообще не согрешайте гневом, либо гневайтесь не греховным гневом (то есть не на грешника, а на грех). Но вторая половина стиха подводит итог в обоих случаях — «солнце да не зайдет во гневе вашем». Не надо «застревать» в гневе, его надо приносить пред Лицо Божие, чтобы Бог уничтожил его как наш грех или принял его в свой праведный гнев, а нас наполнил Своей милостью.

Свернуть
 
На Еф 4:25-32
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. 26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; 27 и не давайте места диаволу. 28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. 29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. 30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. 31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; 32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Свернуть
Ключевое слово в сегодняшнем апостольском чтении — «посему». В предыдущих строках апостол говорит о том, что нам следует обновиться духом ума нашего и облечься...  Читать далее

Ключевое слово в сегодняшнем апостольском чтении — «посему». В предыдущих строках апостол говорит о том, что нам следует обновиться духом ума нашего и облечься в нового человека, так как мы познали, что Иисус из Назарета — Сын Божий, Христос. И далее, в читаемом сегодня окончании четвертой главы послания к Ефесянам, апостол перечисляет следствия из этого факта.

Нельзя не заметить, что приводимые им черты касаются отношений между христианином и окружающими людьми. Коротко их можно сформулировать так: христианин не врет, не ворует, прощает и не ругает окружающих, но словом своим несет мир и утешение. Теоретически очень удобно жить рядом с таким человеком. Христианские апологеты 2-3 веков нередко обращали внимание власть имущих на то, что для общества нет лучших граждан, чем христиане. Однако быть таким трудно, потому что такие люди вызывают у нас раздражение. Слишком уж на фоне таких людей видно, каковы мы сами. Но ведь потому Господь и говорил ученикам: вы свет миру.

Перечисляя обычные для мира, но недопустимые для христиан вещи: гнев, воровство, сквернословие и вранье, апостол призывает христиан не печалить всем этим Святого Духа. Все дело в том, что голос Духа, звучащий в сердцах людей, легко может быть заглушен голосом плоти. Этот факт ясно свидетельствует, что дарование Духа не отменяет ни свободы, ни ответственности людей. И еще очевидно, что такие простые вещи, как воздержание от сквернословия, вранья и воровства, могут стать выражением любви к запечатлевшему нас Духу.

Свернуть
 
На Еф 4:17-32
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, 18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. 19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. 20 Но вы не так познали Христа; 21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — 22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, 23 а обновиться духом ума вашего 24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. 26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; 27 и не давайте места диаволу. 28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. 29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. 30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. 31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; 32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Свернуть
Призывая эфесских христиан к нормальной, полноценной духовной жизни, Павел говорит о необходимости для них...  Читать далее

Призывая эфесских христиан к нормальной, полноценной духовной жизни, Павел говорит о необходимости для них обновления «дыханием («духом») ума» с тем, чтобы стать иными, новыми людьми, способными жить праведной жизнью, в соответствии с замыслом Бога о человеке и его предназначении. Эту новую жизнь апостол и считает христианской в собственном смысле слова (ст. 20 – 24). Такой призыв вполне соответствует общепринятым во времена Павла в раввинистической среде представлениям о духовной жизни. Их квинтэссенция выражена известным призывом возлюбить Бога «всем сердцем, всем существом («всей душой») и всеми силами» (Втор. 6 : 5). Духовная жизнь человека определяется выбором его сердца, которое на языке Библии обозначает тот центр человеческой личности, где делается выбор и принимаются решения, определяющие отношения человека с Богом и с людьми, а также формируется система ценностей, определяющая всю его жизнь. По-гречески его уже с античных времён стали называть «умом», причём греческие философы с понятием «ума» связывали то, что библейские авторы, писавшие по-еврейски, вкладывали в понятие «сердца». Именно духовное воздействие («дух») этого «ума-сердца» обновляло человека, и прежде всего его внутренний мир, то, что в Библии называют обычно «душой», под которой здесь подразумевается не привычное нам личностное начало, а внутренняя жизненная сила.

Павел в этом смысле говорит об «обновлении внутреннего человека», что и неудивительно: ведь духовное обновление человека всегда начинается изнутри, хотя в нормальном случае никогда не ограничивается одним лишь его внутренним миром. И апостол, говоря об обновлении «внутреннего человека», также считает, что за ним должна последовать перемена всей жизни обратившегося. Он не случайно противопоставляет друг другу два образа жизни: прежний, который, как видно, вели многие эфесские христиане прежде, до своего обращения (ст. 17 – 19), и новый, к которому призывает их Павел (ст. 25 – 32). Но если прежде, до прихода в мир Христа, речь шла о выборе или отвержении пути праведности, то теперь речь идёт о выборе или отвержении Царства и спасения. И апостол вновь призывает верных быть верными до конца, избрав Царство.

Свернуть
 
На Еф 4:17-32
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, 18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. 19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. 20 Но вы не так познали Христа; 21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — 22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, 23 а обновиться духом ума вашего 24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. 26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; 27 и не давайте места диаволу. 28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. 29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. 30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. 31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; 32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Свернуть
Призывая христиан Эфесской Церкви к новой жизни во Христе, апостол Павел подробно объясняет причинно-следственную...  Читать далее

Призывая христиан Эфесской Церкви к новой жизни во Христе, апостол Павел подробно объясняет причинно-следственную связь между верой и, как мы сегодня бы сказали, моральным обликом человека. Он говорит, что из-за невежества и ожесточения сердца язычников происходит помрачение разума. Именно оно приводит человека к отчуждению от жизни Бога. Удаляясь от Него все дальше, человек доходит до бесчувствия. Стоящее в этом месте греческого текста слово может быть переведено как «обезболивание, неспособность чувствовать боль». Вульгата (латинский перевод блаж. Иеронима) дает слово, обозначающее отчаянность, безнадежность. В сущности, речь идет о том состоянии, когда отупевший человеческий разум не может услышать голос собственной совести, не может пережить боль от собственных поступков и сострадать боли другого. Главное же, что это бесчувствие лишает нас возможности увидеть, какую мучительную боль мы доставляем своими гадостями Создателю. И от этого, говорит апостол Павел, человек предается крайнему, безудержному распутству и нечистоте. Стимулом к нему оказывается та внутренняя пустота, которая образуется потому, что бесчувственное сердце лишено общения с Богом. Распутство и нечистота не могут ее заполнить, и потому, говорит апостол, мы делаем все это с ненасытимостью, с жадностью. Это крайнее падение — смерть, из которой уже нет возврата. Выход из этого безнадежного падения открывается благодаря тому, что Сама Истина является человеку во Христе. Мы выходим из состояния невежества и ожесточения сердца, которые, как выше показывает апостол, приводят нас к безнадежной смерти, и получаем в дар возможность начать все сначала. Поэтому он и призывает нас отложить, буквально — снять с себя прежнего человека, обновиться духом ума нашего и облечься в нового человека. Все дело, таким образом, в нашем выборе. Существенно, кроме того, что так мы становимся причастны жизни Божьей и вместо бесчувственности оказываемся способны всем существом не просто знать, но чувствовать истину. Вместо языческого обезболивания человек обретает способность видеть страдание Распятого и благодаря этому избирать истину. Всегда избирать истину.

Свернуть
 
На Еф 4:17-32
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, 18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. 19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. 20 Но вы не так познали Христа; 21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — 22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, 23 а обновиться духом ума вашего 24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. 26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; 27 и не давайте места диаволу. 28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. 29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. 30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. 31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; 32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Свернуть
Продолжая разговор о христианской жизни, Павел снова и снова говорит о главной её задаче, составляющей смысл христианства — о преображении человека, о качественном изменении человеческой природы...  Читать далее

Продолжая разговор о христианской жизни, Павел снова и снова говорит о главной её задаче, составляющей смысл христианства — о преображении человека, о качественном изменении человеческой природы. И прежде всего апостол напоминает, что такое изменение, даже пока оно ещё только в процессе, не допускает никакого осознанного греха. Конечно, никто не может поначалу контролировать свои эмоции, это приходит с опытом. Но в тот момент, когда контроль становится возможным, человек должен отделить от себя то, что не соответствует внутренней Торе, которая теперь становится главным инструментом изменения его природы.

Поначалу, например, трудно не впадать в гнев, который может охватить душу прежде, чем неофит сумеет отреагировать, но если тот же самый неофит продолжает пестовать в себе вспыхнувший гнев даже тогда, когда от него уже вполне можно было бы освободиться, тут уже его выбор, за который он ответит перед Богом. А самое главное — такое осознанное, на уровне воли, поддержание себя в состоянии, не способствующем нормальному богообщению, разрушает духовную жизнь человека, тормозит его на том пути христианской жизни, на который он встал.

С каждым в начале пути случается так, что он может на мгновение забыться, оказавшись захлёстнутым эмоциональной или интеллектуальной волной, но нельзя жить в состоянии такого забытья, погружаясь в пучину греховных психических и психофизических состояний, предаваясь, по слову апостола, «распутству до бесчувствия». Обновление человека в том и заключается, что такого рода неконтролируемых состояний в жизни человека с течением времени становится всё меньше. В самом деле: такие состояния, ведущие к греху, являются ведь всего лишь частным случаем и конкретным проявлением той неосознанности, которая вообще свойственна жизни падшего человека, той доходящей до автоматизма безотчётности, которая сама по себе исключает всякое глубокое отношение, будь то с Богом, со Христом или с любым человеком вообще. А избавиться от всего перечисленного можно лишь «обновившись дыханием ума», как говорит об этом процессе апостол.

Под «умом» здесь Павел понимает то, что в обычно в библейских книгах называют «сердцем» — то духовное «я» человека, которое скрывает Божье «дыхание жизни». Христианину же в глубине его духовного «я» открывается и то дыхание Царства, которое он ощущает, включаясь в отношения Отца с Сыном. В отличие от евреев греки традиционно называли эту глубину словом, обычно переводимым на русский язык как «ум», и Павел, писавший свои послания по-гречески, тоже его использует, желая сделать свою речь понятной людям, которым греческая традиция была всё же ближе еврейской.

Вот из духовной глубины человеческого «я», за которой стоит реальное присутствие Божье, и действует то дыхание Царства, которое обновляет человека. Не сразу, разумеется — этот процесс требует времени для своего завершения, времени, превышающего срок земной жизни человека. Но главное, что он начался: до дня полного торжества Царства и возвращения Спасителя успеть вполне возможно. Если, конечно, не останавливаться и не сворачивать с пути.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).