Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Иов 28:1-28

Поделиться
Так! у серебра есть источная жила,
  и у золота место, где его плавят.
Железо получается из земли;
  из камня выплавляется медь.
Человек полагает предел тьме,
  и тщательно разыскивает камень
  во мраке и тени смертной.
Вырывают рудокопный колодезь в местах, забытых ногою,
  спускаются вглубь,
  висят и зыблются вдали от людей.
Земля, на которой вырастает хлеб,
  внутри изрыта как бы огнем.
Камни ее — место сапфира,
  и в ней песчинки золота.
Стези туда не знает хищная птица,
  и не видал ее глаз коршуна;
не попирали ее скимны,
  и не ходил по ней шакал.
На гранит налагает он руку свою,
  с корнем опрокидывает горы.
10 
В скалах просекает каналы,
  и все драгоценное видит глаз его.
11 
Останавливает течение потоков,
  и сокровенное выносит на свет.
12 
Но где премудрость обретается?
  и где место разума?
13 
Не знает человек цены ее,
  и она не обретается на земле живых.
14 
Бездна говорит: "не во мне она";
  и море говорит: "не у меня".
15 
Не дается она за золото,
  и не приобретается она за вес серебра.
16 
Не оценивается она золотом Офирским,
  ни драгоценным ониксом, ни сапфиром.
17 
Не равняется с нею золото и кристалл,
  и не выменяешь ее на сосуды из чистого золота.
18 
А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего,
  и приобретение премудрости выше рубинов.
19 
Не равняется с нею топаз Ефиопский;
  чистым золотом не оценивается она.
20 
Откуда же исходит премудрость?
  и где место разума?
21 
Сокрыта она от очей всего живущего,
  и от птиц небесных утаена.
22 
Аваддон и смерть говорят:
  "ушами нашими слышали мы слух о ней".
23 
Бог знает путь ее,
  и Он ведает место ее.
24 
Ибо Он прозирает до концов земли,
  и видит под всем небом.
25 
Когда Он ветру полагал вес,
  и располагал воду по мере,
26 
когда назначал устав дождю
  и путь для молнии громоносной:
27 
тогда Он видел ее и явил ее;
  приготовил ее и еще испытал ее,
28 
и сказал человеку: "вот, страх Господень есть истинная премудрость,
  и удаление от зла — разум".
Свернуть

Продолжая свою речь, Иов слагает настоящий гимн премудрости, которую, однако, невозможно обрести человеческими усилиями. Он говорит о возможностях человеческого разума, проникающего в тайны природы (ст. 1 – 11). Но Иов, как видно, прекрасно понимает, что, даже познав всё, что открыто человеку в сотворённом Богом мире, познавший не обретёт мудрости (ст. 12 – 19). Мудрость для него не сводится лишь к сумме знаний о мире, даже если сумма эта обнимает всё, доступное разуму. Подлинная мудрость, как видно, известна одному лишь Богу, только Он оказывается её источником и хранителем (ст. 23 – 28). Очевидно, Иов здесь вновь возвращается к тому, о чём не раз уже говорили ему его друзья: к тому, что позже богословы назовут естественным откровением, откровением силы и мудрости Божией, проявляющейся в творении. Иов ни прежде, ни теперь не отрицает естественного откровения. Но он понимает, что, если и возможно увидеть премудрость через творение, то не потому, что премудрость эта является его частью. В мире премудрости нет, она у Бога, и если она открывается через творение, то лишь потому, что само творение несёт на себе отпечаток премудрости своего Творца.

Но такая премудрость оказывается чуждой человеку, которому Бог дал иной путь познания: страх Божий и правильный духовно-нравственный выбор (ст. 28). Как видно, Иов окончательно убедился, что естественного откровения недостаточно, что важны отношения Бога с человеком, без которых познание премудрости невозможно. Это неудивительно, если вспомнить, что под мудростью в послепленном иудаизме понималось уже по преимуществу искусство праведности, своего рода навык праведной жизни. И здесь, в вопросах, касающихся Торы, духовной жизни, выбора между добром и злом природа, даже несущая на себе печать Творца, оказывалась для человека плохим советчиком. Природа внеморальна, она, в сущности, не знает ни добра, ни зла. Потому-то и говорит Иов, что никакие научные знания и технические достижения сами по себе не приближают человека к познанию премудрости. Иное дело отношения с Богом: священный трепет, охватывающий человека в присутствии Божием, и опыт следования заповеди Божией в духовном плане дают человеку больше, чем любые научные познания. И неудивительно: ведь речь в данном случае идёт об отношениях с Богом, которые можно установить, лишь оказавшись с Ним лицом к лицу. Именно такой встречи и ищет Иов.

Другие мысли вслух

 
На Иов 28:1-28
Так! у серебра есть источная жила,
  и у золота место, где его плавят.
Железо получается из земли;
  из камня выплавляется медь.
Человек полагает предел тьме,
  и тщательно разыскивает камень
  во мраке и тени смертной.
Вырывают рудокопный колодезь в местах, забытых ногою,
  спускаются вглубь,
  висят и зыблются вдали от людей.
Земля, на которой вырастает хлеб,
  внутри изрыта как бы огнем.
Камни ее — место сапфира,
  и в ней песчинки золота.
Стези туда не знает хищная птица,
  и не видал ее глаз коршуна;
не попирали ее скимны,
  и не ходил по ней шакал.
На гранит налагает он руку свою,
  с корнем опрокидывает горы.
10 
В скалах просекает каналы,
  и все драгоценное видит глаз его.
11 
Останавливает течение потоков,
  и сокровенное выносит на свет.
12 
Но где премудрость обретается?
  и где место разума?
13 
Не знает человек цены ее,
  и она не обретается на земле живых.
14 
Бездна говорит: "не во мне она";
  и море говорит: "не у меня".
15 
Не дается она за золото,
  и не приобретается она за вес серебра.
16 
Не оценивается она золотом Офирским,
  ни драгоценным ониксом, ни сапфиром.
17 
Не равняется с нею золото и кристалл,
  и не выменяешь ее на сосуды из чистого золота.
18 
А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего,
  и приобретение премудрости выше рубинов.
19 
Не равняется с нею топаз Ефиопский;
  чистым золотом не оценивается она.
20 
Откуда же исходит премудрость?
  и где место разума?
21 
Сокрыта она от очей всего живущего,
  и от птиц небесных утаена.
22 
Аваддон и смерть говорят:
  "ушами нашими слышали мы слух о ней".
23 
Бог знает путь ее,
  и Он ведает место ее.
24 
Ибо Он прозирает до концов земли,
  и видит под всем небом.
25 
Когда Он ветру полагал вес,
  и располагал воду по мере,
26 
когда назначал устав дождю
  и путь для молнии громоносной:
27 
тогда Он видел ее и явил ее;
  приготовил ее и еще испытал ее,
28 
и сказал человеку: "вот, страх Господень есть истинная премудрость,
  и удаление от зла — разум".
Свернуть
Главный вопрос, которым задаётся Иов: так где же источник мудрости? Вопрос не праздный: ведь мудрость для еврея была не просто созерцанием абстрактной истины, а практикой. Практикой праведной жизни...  Читать далее

Главный вопрос, которым задаётся Иов: так где же источник мудрости? Вопрос не праздный: ведь мудрость для еврея была не просто созерцанием абстрактной истины, а практикой. Практикой праведной жизни. Тем, что приближало к Богу и (главное сейчас для Иова) открывало Бога человеку. Ведь, помимо прочего, мудрость была ещё и практикой выстраивания отношений. Отношений между людьми прежде всего, но также и отношений между Богом и человеком. Тех самых, которых Иову именно сейчас так не хватало и которые были ему абсолютно, жизненно необходимы.

Он снова и снова обращается к писаниям мудрецов, перебирает их в памяти. Вспоминает о страхе Божьем как об источнике всякой мудрости. Общее место? В общем-то, да. Но ведь всё же ответ? Который означает — что? В каком смысле страх Божий может быть источником мудрости? Что это: страх нарушить данные Богом заповеди? Наверное, да, и это тоже. А что ещё? Вот он, Иов, заповедей не нарушал.

По крайней мере, сам Иов в этом уверен: он ничего такого за собой не знает. А страх Божий — есть ли он у Иова? Может быть, и есть. Даже наверное есть: нельзя не бояться силы, от которой не знаешь, чего ждать. Или знаешь, что ждать от неё ничего хорошего не приходится. Но это ведь очевидно не тот страх, который источник всякой мудрости. Хотя бы потому, что никаких отношений с Богом он совершенно точно установить не помогает. Скорее наоборот: он парализует человека.

Хуже того: он ещё и дезориентирует. Когда имеешь дело с совершенно непредсказуемой и притом непреодолимой силой, дезориентация неизбежна. А мудрость как раз предполагает нечто прямо противоположное: ведь она включает в себя и аскетический аспект, осознанное выстраивание своей жизни в соответствии с волей Божьей и Его заповедями — то, что в эпоху Второго Храма получило название внутренней Торы. Но чтобы такое стало возможным, нужны осознанные же отношения с Богом как с Личностью, а не просто попытки подстроиться под некую безликую силу, от которой не знаешь, чего ждать в следующий момент.

Впрочем, Иов, как человек религиозный, мог бы удовольствоваться хотя бы чёткими правилами, регламентирующими его отношения с Богом. До сих пор он, в общем-то, так и жил, будучи уверен, что правила распространяются не только на него, но и на Бога. И вот теперь, когда оказалось, что общение с Богом больше похоже на игру без правил с невидимкой, Иов недоуменно повторяет столь знакомые ему слова о страхе Божьем. Что же всё-таки они значат?

Свернуть
 
На Иов 28:1-28
Так! у серебра есть источная жила,
  и у золота место, где его плавят.
Железо получается из земли;
  из камня выплавляется медь.
Человек полагает предел тьме,
  и тщательно разыскивает камень
  во мраке и тени смертной.
Вырывают рудокопный колодезь в местах, забытых ногою,
  спускаются вглубь,
  висят и зыблются вдали от людей.
Земля, на которой вырастает хлеб,
  внутри изрыта как бы огнем.
Камни ее — место сапфира,
  и в ней песчинки золота.
Стези туда не знает хищная птица,
  и не видал ее глаз коршуна;
не попирали ее скимны,
  и не ходил по ней шакал.
На гранит налагает он руку свою,
  с корнем опрокидывает горы.
10 
В скалах просекает каналы,
  и все драгоценное видит глаз его.
11 
Останавливает течение потоков,
  и сокровенное выносит на свет.
12 
Но где премудрость обретается?
  и где место разума?
13 
Не знает человек цены ее,
  и она не обретается на земле живых.
14 
Бездна говорит: "не во мне она";
  и море говорит: "не у меня".
15 
Не дается она за золото,
  и не приобретается она за вес серебра.
16 
Не оценивается она золотом Офирским,
  ни драгоценным ониксом, ни сапфиром.
17 
Не равняется с нею золото и кристалл,
  и не выменяешь ее на сосуды из чистого золота.
18 
А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего,
  и приобретение премудрости выше рубинов.
19 
Не равняется с нею топаз Ефиопский;
  чистым золотом не оценивается она.
20 
Откуда же исходит премудрость?
  и где место разума?
21 
Сокрыта она от очей всего живущего,
  и от птиц небесных утаена.
22 
Аваддон и смерть говорят:
  "ушами нашими слышали мы слух о ней".
23 
Бог знает путь ее,
  и Он ведает место ее.
24 
Ибо Он прозирает до концов земли,
  и видит под всем небом.
25 
Когда Он ветру полагал вес,
  и располагал воду по мере,
26 
когда назначал устав дождю
  и путь для молнии громоносной:
27 
тогда Он видел ее и явил ее;
  приготовил ее и еще испытал ее,
28 
и сказал человеку: "вот, страх Господень есть истинная премудрость,
  и удаление от зла — разум".
Свернуть
Где найти премудрость? Иов не случайно сравнивает её поиски с геологоразведочными работами, они не менее трудны...  Читать далее

Где найти премудрость? Иов не случайно сравнивает её поиски с геологоразведочными работами, они не менее трудны. И на примере горных разработок ценных камней и металлов Иов показывает, что упорным трудом можно найти практические знания, но ещё не мудрость.

Дело даже не в том, что результаты открытий и изобретений часто используются во зло (хотя и в этом тоже), но более в том, что даже когда их плоды используются во благо людям и существенно облегчают жизнь, сами по себе они не прибавляют в мире счастья. Люди веками принимают за мудрость научно- технические знания и практические сведения, но накопление информации об устройстве мироздания оказывается неспособным ответить на вопросы о смысле нашего существования в мире. Иов не претендует на познание мудрости собственными усилиями и даёт определение, пришедшее от Бога, единственного, кому она доступна в полноте: страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум. Это звучит слишком просто для людей, привыкших искать мудрость в сложных формулировках. Но долгие поиски в других направлениях ответа не дадут.

Свернуть
 
На Иов 28:1-28
Так! у серебра есть источная жила,
  и у золота место, где его плавят.
Железо получается из земли;
  из камня выплавляется медь.
Человек полагает предел тьме,
  и тщательно разыскивает камень
  во мраке и тени смертной.
Вырывают рудокопный колодезь в местах, забытых ногою,
  спускаются вглубь,
  висят и зыблются вдали от людей.
Земля, на которой вырастает хлеб,
  внутри изрыта как бы огнем.
Камни ее — место сапфира,
  и в ней песчинки золота.
Стези туда не знает хищная птица,
  и не видал ее глаз коршуна;
не попирали ее скимны,
  и не ходил по ней шакал.
На гранит налагает он руку свою,
  с корнем опрокидывает горы.
10 
В скалах просекает каналы,
  и все драгоценное видит глаз его.
11 
Останавливает течение потоков,
  и сокровенное выносит на свет.
12 
Но где премудрость обретается?
  и где место разума?
13 
Не знает человек цены ее,
  и она не обретается на земле живых.
14 
Бездна говорит: "не во мне она";
  и море говорит: "не у меня".
15 
Не дается она за золото,
  и не приобретается она за вес серебра.
16 
Не оценивается она золотом Офирским,
  ни драгоценным ониксом, ни сапфиром.
17 
Не равняется с нею золото и кристалл,
  и не выменяешь ее на сосуды из чистого золота.
18 
А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего,
  и приобретение премудрости выше рубинов.
19 
Не равняется с нею топаз Ефиопский;
  чистым золотом не оценивается она.
20 
Откуда же исходит премудрость?
  и где место разума?
21 
Сокрыта она от очей всего живущего,
  и от птиц небесных утаена.
22 
Аваддон и смерть говорят:
  "ушами нашими слышали мы слух о ней".
23 
Бог знает путь ее,
  и Он ведает место ее.
24 
Ибо Он прозирает до концов земли,
  и видит под всем небом.
25 
Когда Он ветру полагал вес,
  и располагал воду по мере,
26 
когда назначал устав дождю
  и путь для молнии громоносной:
27 
тогда Он видел ее и явил ее;
  приготовил ее и еще испытал ее,
28 
и сказал человеку: "вот, страх Господень есть истинная премудрость,
  и удаление от зла — разум".
Свернуть
Слово о премудрости, которым Иов продолжает свою речь, напрямую вытекает из того, что он говорил в предыдущей...  Читать далее

Слово о премудрости, которым Иов продолжает свою речь, напрямую вытекает из того, что он говорил в предыдущей главе. Человек может судиться только по тому закону, который открыт ему и который он сам осознает. В противном случае (характерном для человеческого права) возникает вопрос об обоснованности суда и наказания. Мог ли человек знать всю правду о воле Творца? Была ли у Иова возможность быть вполне совершенным, или его праведность – максимум того, что может достичь человек в служении Богу?

На эти вопросы и отвечает Иов в 28-й главе. Он говорит о делах человеческих, которыми полна земля. Золото и серебро, медь и железо добывает человек, выращивает хлеб и отыскивает драгоценные камни. Масштабы человеческой деятельности поражают; Иов говорит о скалах, в которых человек прорубает каналы, и о потоках, чье течение он останавливает. Многое под силу человеку, и с течением времени его возможности все возрастают. В наше время мы немало могли бы добавить к этому перечислению достижений цивилизации. Но мудрость, знание пути, ведущего к полноте подлинной жизни, – явление иного порядка. Где она, чтобы человек мог познать ее? Бездны морей стали доступны человеку, но бездна говорит: не во мне она. Золото и камни добудет человек, но ни за какие драгоценности не купить премудрости. Она сокрыта от взгляда живых, и мертвые лишь слышали о ней, но не знают места ее.

Следовательно, при всем желании человек не может достичь премудрости, чтобы быть совершенным пред Богом; во всяком случае, человек не может этого сам. В Торе Господь указывает человеку путь жизни, который в эпоху автора книги Иова называли премудростью. Характерно, что важнейший текст Торы как будто участвует в разговоре, предложенном нам автором книги Иова. Наставляя человека следовать заповедям, любить Бога и так приближаться к Нему, Втор. 30:11-14 говорит: «Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно [было] говорить: «кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» и не за морем она, чтобы можно [было] говорить: «кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» но весьма близко к тебе слово сие: [оно] в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его».

Иов, как и восходящая к Моисею традиция Второзакония, в отличие от друзей Иова, считает принципиально важным стремление человека исполнять то, что Бог открыл ему. Бог знает премудрость, и Ему она подвластна. Он являет ее человеку, и человек воспринимает премудрость так, как формулирует Иов в заключительных строках этой главы. Сутью истинной премудрости Иов, следуя традиционным выражениям позднебиблейской эпохи, называет трепет перед Незримым и удаление от зла. В отличие от друзей, мыслящих в парадигме ритуального осквернения (природа которого не имеет значения и может не осмысляться), Иов говорит о том, куда направлено сердце человека. Праведность и премудрость для него – направленность на Бога.

Некоторые исследователи находят, что текст 28-й главы – вставка, своего рода лирическое отступление. Они считают ее самостоятельным поэтическим произведением. Даже если это и так, автор книги неразрывно связывает речь о премудрости со всем контекстом речей Иова. Может быть, он использовал некую традиционную литературную конструкцию, – но использовал более чем уместно.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).