Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Иов 37:1-24

И# t си1хъ возмzте1сz се1рдце мое2 и3 tто1ржесz t мёста своегw2.
Послyшай слyха во гнёвэ ћрости гDни, и3 поуче1ніе и3зо ќстъ є3гw2 и3зы1детъ.
Под8 всёмъ не1бомъ начaльство є3гw2, и3 свётъ є3гw2 на крил{ земли2.
В8слёдъ є3гw2 возопіе1тъ глaсомъ, возгреми1тъ глaсомъ вели1чіz своегw2, и3 не и3змэни1тъ и4хъ, ћкw ўслы1шитъ глaсъ є3гw2.
Возгреми1тъ крёпкій глaсомъ свои1мъ ди6внаz: сотвори1 бо вє1ліz, и4хже не вёдахомъ.
Повелэвazй снёгу: бyди на земли2, и3 бyрz дождS, и3 бyрz дождє1въ могyтства є3гw2.
Въ руцЁ всsкагw человёка знaменаетъ, да познaетъ всsкъ человёкъ свою2 не1мощь.
Внидо1ша же ѕвёріе под8 кро1въ и3 ўмолко1ша на ло1жи.
И#з8 храни1лищъ внyтреннихъ нахо1дzтъ бwлёзни, и3 t внёшнихъ стрaнъ стyдень.
10 И# t дыхaніz крёпка дaстъ ле1дъ: ўправлsетъ же во1ду, ћкоже хо1щетъ,
11 и3 и3збрaнное ўстроsетъ њ1блакъ: разжене1тъ њ1блакъ свётъ є3гw2,
12 и3 сaмъ њкрє1стнаz преврати1тъ, ћкоже хо1щетъ, въ дэлA и4хъ: вс‰, є3ли6ка заповёсть и5мъ, сі‰ чиноположє1на сyть t негw2 на земли2,
13 ѓще въ наказaніе, ѓще на зе1млю свою2, ѓще на ми1лость њбрsщетъ и5.
14 Внуши2 сі‰, јwве: стaни ўчaйсz си1лэ гDни.
15 Вёмы, ћкw гDь положи2 дэлA сво‰, свётъ сотвори1въ и3з8 тьмы2.
16 Вёсть же разли1чіе њблакHвъ и3 вє1ліz падє1ніz ѕлы1хъ.
17 Твоs же nде1жда теплA, почивaетъ же на земли2 t ю4га.
18 Ўтверждє1ніz съ ни1мъ въ дре1вности, крэпк† ћкоже видёніе сли1тіz.
19 Чесw2 рaди, научи1 мz, что2 рече1мъ є3мY; и3 престaнемъ мнHга глаго1люще.
20 є3дA кни1га, и3ли2 книго1чіа ми2 предстои1тъ; да стоsщь сотворю2 человёку молчaти.
21 Не всBмъ же ви1димь свётъ: свётлый є4сть въ дре1вностехъ, ћкоже є4же t негw2 на њ1блацэхъ.
22 T сёвера њ1блацы златозaрни: въ си1хъ ве1ліz слaва и3 че1сть вседержи1телева.
23 И# не њбрэтaемъ и3но1го подо1бна крёпости є3гw2: и4же сyдитъ првdнw, мни1ши ли, ћкw не слы1шитъ то1й;
24 Тёмже ўбоsтсz є3гw2 человёцы: ўбоsтсz же є3гw2 и3 премyдріи се1рдцемъ.
Свернуть

Заканчивая свою речь, Элиу продолжает начатый им гимн величию и премудрости Творца (ст. 1 – 24). На первый взгляд может показаться, что он ничем не отличается от таких же славословий, уже произнесённых как самим Иовом, так и его друзьями. Но завершает Элиу свою речь упоминанием о праведности Бога, о Его справедливом суде и о том, что Бог никого не угнетает (ст. 23). Мудрые сердцем, говорит Элиу, испытывают перед Богом «страх», тот священный трепет, о котором древние мудрецы говорили, что он — источник подлинной мудрости (ст. 24). Казалось бы, в этих словах Элиу нет ничего особенного, он лишь повторяет то, что в его времена в рассуждениях о мудрости давно уже стало общим местом. ННо по существу Элиу, напоминая о страхе Божием, как об основе подлинной мудрости, имеет в виду совсем не то, о чём говорили древние. Говоря о страхе Божием, или о священном трепете, они имели в виду, прежде всего, то состояние, которое охватывает человека, встретившегося с Богом лицом к лицу. Оно было вызвано именно осознанием того, что происходит нечто невероятное, что человек оказался в непосредственной близости с Тем, Кто по существу бесконечно далёк от человека.

Такое переживание является в основе своей сверхъестественным, оно связано с осознанием невероятности происходящего, с реальностью чуда, которым является каждый шаг, сделанный Богом навстречу человеку. Неудивительно, что реальность невозможного, которое становится возможным благодаря прямому вмешательству Бога в жизнь человека, вызывает у этого человека благоговение перед Богом и священный трепет перед Ним. Элиу же говорит о другом. Он имеет в виду вполне естественное чувство восхищения, охватывающее человека при виде величия и красоты Божьего мира. Конечно, в этой красоте действительно проявляется мудрость и могущество Творца. Но ничего сверхъестественного в том переживании, которое охватывает человека при виде красоты творения, нет. Разумеется, верующий человек прекрасно понимает, Кому обязан мир своей красотой, величием и гармонией. Но он также понимает и то, что мир — не более, чем зеркало, отражающее своего Творца. Можно восхищаться отражением Творца, которое прекрасно постольку, поскольку прекрасен Отражающийся. Но едва ли кому-нибудь придёт на сердце испытывать священный трепет перед отражением Того, Кто этот трепет вызывает. Элиу же призывает Иова довольствоваться отражением, не претендуя на большее.

Другие мысли вслух

 
На Иов 37:1-24
И# t си1хъ возмzте1сz се1рдце мое2 и3 tто1ржесz t мёста своегw2.
Послyшай слyха во гнёвэ ћрости гDни, и3 поуче1ніе и3зо ќстъ є3гw2 и3зы1детъ.
Под8 всёмъ не1бомъ начaльство є3гw2, и3 свётъ є3гw2 на крил{ земли2.
В8слёдъ є3гw2 возопіе1тъ глaсомъ, возгреми1тъ глaсомъ вели1чіz своегw2, и3 не и3змэни1тъ и4хъ, ћкw ўслы1шитъ глaсъ є3гw2.
Возгреми1тъ крёпкій глaсомъ свои1мъ ди6внаz: сотвори1 бо вє1ліz, и4хже не вёдахомъ.
Повелэвazй снёгу: бyди на земли2, и3 бyрz дождS, и3 бyрz дождє1въ могyтства є3гw2.
Въ руцЁ всsкагw человёка знaменаетъ, да познaетъ всsкъ человёкъ свою2 не1мощь.
Внидо1ша же ѕвёріе под8 кро1въ и3 ўмолко1ша на ло1жи.
И#з8 храни1лищъ внyтреннихъ нахо1дzтъ бwлёзни, и3 t внёшнихъ стрaнъ стyдень.
10 И# t дыхaніz крёпка дaстъ ле1дъ: ўправлsетъ же во1ду, ћкоже хо1щетъ,
11 и3 и3збрaнное ўстроsетъ њ1блакъ: разжене1тъ њ1блакъ свётъ є3гw2,
12 и3 сaмъ њкрє1стнаz преврати1тъ, ћкоже хо1щетъ, въ дэлA и4хъ: вс‰, є3ли6ка заповёсть и5мъ, сі‰ чиноположє1на сyть t негw2 на земли2,
13 ѓще въ наказaніе, ѓще на зе1млю свою2, ѓще на ми1лость њбрsщетъ и5.
14 Внуши2 сі‰, јwве: стaни ўчaйсz си1лэ гDни.
15 Вёмы, ћкw гDь положи2 дэлA сво‰, свётъ сотвори1въ и3з8 тьмы2.
16 Вёсть же разли1чіе њблакHвъ и3 вє1ліz падє1ніz ѕлы1хъ.
17 Твоs же nде1жда теплA, почивaетъ же на земли2 t ю4га.
18 Ўтверждє1ніz съ ни1мъ въ дре1вности, крэпк† ћкоже видёніе сли1тіz.
19 Чесw2 рaди, научи1 мz, что2 рече1мъ є3мY; и3 престaнемъ мнHга глаго1люще.
20 є3дA кни1га, и3ли2 книго1чіа ми2 предстои1тъ; да стоsщь сотворю2 человёку молчaти.
21 Не всBмъ же ви1димь свётъ: свётлый є4сть въ дре1вностехъ, ћкоже є4же t негw2 на њ1блацэхъ.
22 T сёвера њ1блацы златозaрни: въ си1хъ ве1ліz слaва и3 че1сть вседержи1телева.
23 И# не њбрэтaемъ и3но1го подо1бна крёпости є3гw2: и4же сyдитъ првdнw, мни1ши ли, ћкw не слы1шитъ то1й;
24 Тёмже ўбоsтсz є3гw2 человёцы: ўбоsтсz же є3гw2 и3 премyдріи се1рдцемъ.
Свернуть
Приближается буря, и в ней слышится приближение Бога. Грозные природные явления не могут выразить всего Его...  Читать далее

Приближается буря, и в ней слышится приближение Бога. Грозные природные явления не могут выразить всего Его величия, но они хотя бы отдалённо дают представление о Его мощи. И на протяжении всей главы, впрочем, начиная уже предыдущей, мы можем заметить, как по мере приближения бури меняется речь Елиуя. В присутствии Бога Елиуй перестаёт обличать и морализировать, его речь всё больше выражает наполняющее его чувство благоговения и потрясённости величием Творца.

Когда мы подлинно предстоим пред Богом, то всё в нас меняется. Тогда мы видим недостаточность всего, что, как нам казалось, до сих пор вроде бы понимали. Прежние мысли и представления уходят, чтобы можно было начинать приближение к подлинному пониманию Истины.

Свернуть
 
На Иов 37:1-24
И# t си1хъ возмzте1сz се1рдце мое2 и3 tто1ржесz t мёста своегw2.
Послyшай слyха во гнёвэ ћрости гDни, и3 поуче1ніе и3зо ќстъ є3гw2 и3зы1детъ.
Под8 всёмъ не1бомъ начaльство є3гw2, и3 свётъ є3гw2 на крил{ земли2.
В8слёдъ є3гw2 возопіе1тъ глaсомъ, возгреми1тъ глaсомъ вели1чіz своегw2, и3 не и3змэни1тъ и4хъ, ћкw ўслы1шитъ глaсъ є3гw2.
Возгреми1тъ крёпкій глaсомъ свои1мъ ди6внаz: сотвори1 бо вє1ліz, и4хже не вёдахомъ.
Повелэвazй снёгу: бyди на земли2, и3 бyрz дождS, и3 бyрz дождє1въ могyтства є3гw2.
Въ руцЁ всsкагw человёка знaменаетъ, да познaетъ всsкъ человёкъ свою2 не1мощь.
Внидо1ша же ѕвёріе под8 кро1въ и3 ўмолко1ша на ло1жи.
И#з8 храни1лищъ внyтреннихъ нахо1дzтъ бwлёзни, и3 t внёшнихъ стрaнъ стyдень.
10 И# t дыхaніz крёпка дaстъ ле1дъ: ўправлsетъ же во1ду, ћкоже хо1щетъ,
11 и3 и3збрaнное ўстроsетъ њ1блакъ: разжене1тъ њ1блакъ свётъ є3гw2,
12 и3 сaмъ њкрє1стнаz преврати1тъ, ћкоже хо1щетъ, въ дэлA и4хъ: вс‰, є3ли6ка заповёсть и5мъ, сі‰ чиноположє1на сyть t негw2 на земли2,
13 ѓще въ наказaніе, ѓще на зе1млю свою2, ѓще на ми1лость њбрsщетъ и5.
14 Внуши2 сі‰, јwве: стaни ўчaйсz си1лэ гDни.
15 Вёмы, ћкw гDь положи2 дэлA сво‰, свётъ сотвори1въ и3з8 тьмы2.
16 Вёсть же разли1чіе њблакHвъ и3 вє1ліz падє1ніz ѕлы1хъ.
17 Твоs же nде1жда теплA, почивaетъ же на земли2 t ю4га.
18 Ўтверждє1ніz съ ни1мъ въ дре1вности, крэпк† ћкоже видёніе сли1тіz.
19 Чесw2 рaди, научи1 мz, что2 рече1мъ є3мY; и3 престaнемъ мнHга глаго1люще.
20 є3дA кни1га, и3ли2 книго1чіа ми2 предстои1тъ; да стоsщь сотворю2 человёку молчaти.
21 Не всBмъ же ви1димь свётъ: свётлый є4сть въ дре1вностехъ, ћкоже є4же t негw2 на њ1блацэхъ.
22 T сёвера њ1блацы златозaрни: въ си1хъ ве1ліz слaва и3 че1сть вседержи1телева.
23 И# не њбрэтaемъ и3но1го подо1бна крёпости є3гw2: и4же сyдитъ првdнw, мни1ши ли, ћкw не слы1шитъ то1й;
24 Тёмже ўбоsтсz є3гw2 человёцы: ўбоsтсz же є3гw2 и3 премyдріи се1рдцемъ.
Свернуть
В завершение своей речи Элиу произносит самый настоящий панегирик Богу, достойный того, чтобы стать гимном, если его положить на музыку. Это не просто декламация артиста...  Читать далее

В завершение своей речи Элиу произносит самый настоящий панегирик Богу, достойный того, чтобы стать гимном, если его положить на музыку. Это не просто декламация артиста. Перед нами яркая речь проповедника-харизмата, каким, судя по характеру его речи, и был Элиу. Своё обращение к Иову он завершает свидетельством о величии и могуществе Бога, сотворившего мир и управляющего им. Это величие и могущество в глазах Элиу оправдывают всё, что может произойти с человеком. Человек слишком мал, чтобы какие-нибудь его беды или несчастья могли нарушить величественную гармонию творения.

Проблемы песчинки или капли воды — ничто по сравнению с космосом. А именно в космических масштабах проявляется и Божья сила, и Божья премудрость. И что такое человек, чтобы на фоне вселенского величия подвергать сомнению Его силу и Его мудрость лишь из-за собственных страданий? Такой взгляд может показаться худшим образчиком теодицеи. Но важно помнить, что Элиу выступает тут отнюдь не как богослов-теоретик.

Он говорит как харизмат, увлечённый действием той самой Божьей силы, которую воспевает. И это многое объясняет. Охваченный экстазом человек порой действительно склонен забывать и о себе, и о других. Особенно если источником экстаза становится внешняя по отношению к человеку сила, хотя бы и сила Божья, а не его собственное осознание Божьего присутствия и Божьей воли. Охваченный этой внешней силой, человек совершенно искренне не видит и не замечает никаких проблем ни у себя, ни у других.

А если и замечает, то остаётся в уверенности, что все они — лишь иллюзия по сравнению с той силой, которая ему открылась. И человеку нечего жаловаться — пусть соприкоснётся с той же силой, с тем же Божьим дыханием, и всё встанет на свои места. На языке харизматов именно это и называется обычно «познать Бога». С точки зрения Элиу, Иов Бога по-настоящему не знает, отсюда и его жалобы, и требования какой-то встречи, какого-то суда. Элиу уверен, что Иов ведёт себя неадекватно, и надеется, что его пламенная речь, свидетельствующая о силе Бога, о силе, которую он сам познал, поможет понять Иову, что к чему и откроет ему истину.

Свернуть
 
На Иов 37:1-24
И# t си1хъ возмzте1сz се1рдце мое2 и3 tто1ржесz t мёста своегw2.
Послyшай слyха во гнёвэ ћрости гDни, и3 поуче1ніе и3зо ќстъ є3гw2 и3зы1детъ.
Под8 всёмъ не1бомъ начaльство є3гw2, и3 свётъ є3гw2 на крил{ земли2.
В8слёдъ є3гw2 возопіе1тъ глaсомъ, возгреми1тъ глaсомъ вели1чіz своегw2, и3 не и3змэни1тъ и4хъ, ћкw ўслы1шитъ глaсъ є3гw2.
Возгреми1тъ крёпкій глaсомъ свои1мъ ди6внаz: сотвори1 бо вє1ліz, и4хже не вёдахомъ.
Повелэвazй снёгу: бyди на земли2, и3 бyрz дождS, и3 бyрz дождє1въ могyтства є3гw2.
Въ руцЁ всsкагw человёка знaменаетъ, да познaетъ всsкъ человёкъ свою2 не1мощь.
Внидо1ша же ѕвёріе под8 кро1въ и3 ўмолко1ша на ло1жи.
И#з8 храни1лищъ внyтреннихъ нахо1дzтъ бwлёзни, и3 t внёшнихъ стрaнъ стyдень.
10 И# t дыхaніz крёпка дaстъ ле1дъ: ўправлsетъ же во1ду, ћкоже хо1щетъ,
11 и3 и3збрaнное ўстроsетъ њ1блакъ: разжене1тъ њ1блакъ свётъ є3гw2,
12 и3 сaмъ њкрє1стнаz преврати1тъ, ћкоже хо1щетъ, въ дэлA и4хъ: вс‰, є3ли6ка заповёсть и5мъ, сі‰ чиноположє1на сyть t негw2 на земли2,
13 ѓще въ наказaніе, ѓще на зе1млю свою2, ѓще на ми1лость њбрsщетъ и5.
14 Внуши2 сі‰, јwве: стaни ўчaйсz си1лэ гDни.
15 Вёмы, ћкw гDь положи2 дэлA сво‰, свётъ сотвори1въ и3з8 тьмы2.
16 Вёсть же разли1чіе њблакHвъ и3 вє1ліz падє1ніz ѕлы1хъ.
17 Твоs же nде1жда теплA, почивaетъ же на земли2 t ю4га.
18 Ўтверждє1ніz съ ни1мъ въ дре1вности, крэпк† ћкоже видёніе сли1тіz.
19 Чесw2 рaди, научи1 мz, что2 рече1мъ є3мY; и3 престaнемъ мнHга глаго1люще.
20 є3дA кни1га, и3ли2 книго1чіа ми2 предстои1тъ; да стоsщь сотворю2 человёку молчaти.
21 Не всBмъ же ви1димь свётъ: свётлый є4сть въ дре1вностехъ, ћкоже є4же t негw2 на њ1блацэхъ.
22 T сёвера њ1блацы златозaрни: въ си1хъ ве1ліz слaва и3 че1сть вседержи1телева.
23 И# не њбрэтaемъ и3но1го подо1бна крёпости є3гw2: и4же сyдитъ првdнw, мни1ши ли, ћкw не слы1шитъ то1й;
24 Тёмже ўбоsтсz є3гw2 человёцы: ўбоsтсz же є3гw2 и3 премyдріи се1рдцемъ.
Свернуть
Как красиво звучит в устах Елиуя гимн всемогуществу Божьему, и каким кошмаром заканчивается его речь...  Читать далее

Как красиво звучит в устах Елиуя гимн всемогуществу Божьему, и каким кошмаром заканчивается его речь. Бог, повелевающий стихиями – кто может противостать Ему? Все, происходящее на земле, снег и зной, дождь и сияние солнца – все в руке Божьей, во всем видит человек проявления Его могущества. Это так; от века стихии проповедуют славу Божью, и человек не перестает удивляться этому. Эта возможность увидеть десницу Всевышнего за всем, что нас окружает – великий дар, за который нам следует всегда благодарить Бога. Апостол Павел говорит в Послании к Римлянам, что этот дар дан всем, даже язычникам. Гимн Елиуя тоже прославляет Бога, могущество Которого явлено в творении.

Но Елиуй говорит все это, имея в виду, что Бог – там, в небесах. Он занят чудными делами, Он управляет Вселенной и устанавливает равновесие облаков. «Знаешь ли ты, как Бог делает все это» – спрашивает он Иова. Бог непостижим, и взывать к Нему как к Личности для Елиуя бессмысленно. С сарказмом он вопрошает Иова: «Научи нас, что сказать Ему?». С Кем хочет говорить Иов, Чьего ответа он добивается? Бога не видно, и вместе с друзьями Иова Елиуй насмехается над Иовом: «Мы в этой тьме ничего не можем сообразить».

Следующая фраза Елиуя звучит по-разному в разных переводах; Септуагинта и следующие ей версии расходятся здесь с еврейским текстом. Два ключевых аспекта характеризуют смысл этих слов Елиуя. «Кто сказал, что сказанное доносится Ему?», - как выражается Синодальный перевод. Елиуй не просто сомневается в том, что Бог слышит человека; скорее, он уверен в обратном. «Кто с Ним заговорит – погибнет», - передает ту же фразу перевод Десницкого (примерно так же выражаются Вульгата и ряд европейских переводов). Елиуй считает, что Бог слишком велик, чтобы диалог с Ним был возможен. Ослепительное сияние славы Божьей, которое воссияет, как солнце среди туч, невыносимо для человека. «Мы не постигаем Его», - говорит Елиуй; поэтому остается только верить в Его праведность и трепетать, довольствуясь жалкими богословскими объяснениями происходящего в жизни.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).