10 Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих. 11 И сказал он мне: "Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне". Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом. 12 Но он сказал мне: "не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. 13 Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских. 14 А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням". |
15 Когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел. 16 Но вот, некто, по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст моих, и я открыл уста мои, стал говорить и сказал стоящему передо мною: "господин мой! от этого видения внутренности мои повернулись во мне, и не стало во мне силы. 17 И как может говорить раб такого господина моего с таким господином моим? ибо во мне нет силы, и дыхание замерло во мне". |
18 Тогда снова прикоснулся ко мне тот человеческий облик и укрепил меня 19 и сказал: "не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся, мужайся!" И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: "говори, господин мой; ибо ты укрепил меня". 20 И он сказал: "знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции. 21 Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего. |
В библейских книгах можно найти немало рассказов об ангелах, сопровождающих людей во время трудного и опасного пути или приходящих им на помощь. Гораздо реже встречаются упоминания об ангелах, ведущих целые народы или страны. Одно из таких упоминаний и содержится в сегодняшнем отрывке: явившийся Даниилу вестник Божий рассказывает ему о противостоянии с тем, кого он называет «наместником Персии» (ст. 12 – 13; в Синодальном переводе «князь царства Персидского»). Речь, как видно, в данном случае идёт не о людях, а именно об ангелах, из которых один, названный Михаилом, охарактеризован, как «один из главных правителей» (ст. 13; в Синодальном переводе «один из главных князей»). Ничего удивительного здесь нет: ведь и в яхвистской, и в иудейской, и в раннехристианской традиции ангелы — духовные существа, играющие служебную роль, исполняющие конкретные поручения, данные им Богом, которые, конечно, могут касаться как отдельных людей, так и целых народов.
Впрочем, обычно в Библии эти вестники Божии сопровождают как отдельных людей, так и целые народы не постоянно, а временно, чаще всего тогда, когда человек или народ оказывается в ситуации, где решается его судьба. В данном случае перед нами именно такой исторический поворот: в противостоянии ангелов решается судьба Персидской империи и исход её конфликта с греческим миром, выражением и олицетворением которого станет Александр Македонский (ст. 20 – 21). Но в чём заключается это противостояние? Едва ли оно напоминает те войны богов или духов, мифами о которых полон языческий мир. Скорее можно было бы ожидать спора по существу, в котором у каждой из сторон свои аргументы в пользу тех, за кого он отвечает перед Богом. А Тот, Кто принимает решение, как видно, принимает его, выслушав все мнения и все аргументы участвующих в обсуждении сторон. Конечно, Бог не нуждается ни в чьих советах. Но Он, можно думать, всё же советуется с теми, кто становится участником в осуществлении Его планов. Ведь, сотворив людей и ангелов свободными, он действительно предоставляет им свободу. В том числе и право на собственное мнение, которое каждый может Ему высказать прежде, чем выслушать Его определение.
10 Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих. 11 И сказал он мне: "Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне". Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом. 12 Но он сказал мне: "не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. 13 Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских. 14 А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням". |
15 Когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел. 16 Но вот, некто, по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст моих, и я открыл уста мои, стал говорить и сказал стоящему передо мною: "господин мой! от этого видения внутренности мои повернулись во мне, и не стало во мне силы. 17 И как может говорить раб такого господина моего с таким господином моим? ибо во мне нет силы, и дыхание замерло во мне". |
18 Тогда снова прикоснулся ко мне тот человеческий облик и укрепил меня 19 и сказал: "не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся, мужайся!" И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: "говори, господин мой; ибо ты укрепил меня". 20 И он сказал: "знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции. 21 Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего. |
В Книге Даниила, в видениях её героя, появляются загадочные фигуры — те, кого называют в Синодальном переводе «князьями» (разумеется, не земными) великих империй древнего мира, которые борются друг с другом так же, как борются между собой и сами эти империи. Что это? Персонификация государства и государственности?
Не похоже: ведь речь идёт всё же о видении, где при всём символизме чистым аллегориям вроде знаменитой просопопеи (той самой персонификации нередко достаточно абстрактных понятий) места обычно не бывает. Древние верили, что у каждой нации и у каждого государства (равно, впрочем, как и у каждого племени и даже у каждого рода) были свои духи-покровители. Были они и у отдельных людей: образ ангела-хранителя, христианами нередко воспринимаемый как сугубо христианский, в сущности, был известен человечеству задолго до прихода Христа.
И если государства (равно, как роды, племена и даже отдельные люди) воевали между собой, вместе с ними воевали и их духи-покровители. Но такой взгляд мало совместим с яхвизмом, да и с любой другой монотеистической традицией тоже, хотя в массовом яхвистском религиозном сознании, особенно в допленный период, Яхве как бог-покровитель Израиля не очень отличался от богов-покровителей соседних народов. И всё же свой дух-покровитель действительно может быть у каждого народа так же, как может он быть у каждого человека.
Если, конечно, не считать, что посланный Богом отдельному ли человеку или целому народу ангел нужен лишь для того, чтобы удовлетворять все желания и прихоти этого человека или этого народа. Но речь, очевидно, идёт всё же о другом: о тех задачах, которые стоят перед тем или иным народом. Ведь любое государство, любая великая империя — лишь внешняя оболочка, внешняя форма существования той или ной нации как духовного, психологического и культурно-языкового единства. Как единого тела — духовного и природно-исторического.
Природно-исторического потому, что природа нации проявляется и раскрывается в её истории так же, как раскрывается природа человека в его биографии. И, как во всякой жизни — будь то отдельного человека, будь то целого народа, — в жизни любой нации может превалировать или природная составляющая, или составляющая духовная. Но — опять же, как и всякая жизнь — история любого народа, любой нации раньше или позже приходит к концу. Так же, как раньше или позже приходит к концу земная жизнь всякого человека.
И вот тут — в определении путей и сроков — ангелы-покровители вполне могут поучаствовать. Не воюя друг с другом, конечно, но приводя аргументы «за» или «против» продолжения исторического существования того или иного народа или государства. Ведь для Бога ценен и каждый человек в его конкретной жизни, и каждый народ в его конкретной истории. Хотя примат, безусловно, за человеком. Но и судьба народов взвешивается Богом на Своих весах так же тщательно, как судьба отдельных людей — что и было показано Даниилу.
10 Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих. 11 И сказал он мне: "Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне". Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом. 12 Но он сказал мне: "не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. 13 Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских. 14 А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням". |
15 Когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел. 16 Но вот, некто, по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст моих, и я открыл уста мои, стал говорить и сказал стоящему передо мною: "господин мой! от этого видения внутренности мои повернулись во мне, и не стало во мне силы. 17 И как может говорить раб такого господина моего с таким господином моим? ибо во мне нет силы, и дыхание замерло во мне". |
18 Тогда снова прикоснулся ко мне тот человеческий облик и укрепил меня 19 и сказал: "не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся, мужайся!" И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: "говори, господин мой; ибо ты укрепил меня". 20 И он сказал: "знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции. 21 Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего. |
Тесты пророчеств о конце света в Ветхом Завете не всегда ясны и понятны. Пророки используют числа, которые не дают нам ответа на вопрос «Когда?», почти не сообщают нам, что и как будет происходить. Судя по сегодняшнему тексту, то, что видел пророк Даниил, привело его в ужас и недоумение. Слова, которые говорил ему Посланник, свидетельствовали о временах тяжелых и полных страдания. В Евангелии, описывая то, как люди будут переживать время между первым и вторым пришествием Господь говорил «...люди будут издыхать от страха». Но в страхе и ужасе, наблюдая за агонией поверженного зла, которое, умирая, сокрушает все на своем пути, Господь возвращает нам человеческий облик, говоря: «не бойтесь, мир вам».
10 Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих. 11 И сказал он мне: "Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне". Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом. 12 Но он сказал мне: "не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. 13 Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских. 14 А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням". |
15 Когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел. 16 Но вот, некто, по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст моих, и я открыл уста мои, стал говорить и сказал стоящему передо мною: "господин мой! от этого видения внутренности мои повернулись во мне, и не стало во мне силы. 17 И как может говорить раб такого господина моего с таким господином моим? ибо во мне нет силы, и дыхание замерло во мне". |
18 Тогда снова прикоснулся ко мне тот человеческий облик и укрепил меня 19 и сказал: "не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся, мужайся!" И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: "говори, господин мой; ибо ты укрепил меня". 20 И он сказал: "знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции. 21 Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего. |
В библейских книгах можно найти немало рассказов об ангелах, сопровождающих людей во время трудного и опасного пути или приходящих им на помощь. Гораздо реже встречаются упоминания об ангелах, ведущих целые народы или страны. Одно из таких упоминаний и содержится в сегодняшнем отрывке: явившийся Даниилу вестник Божий рассказывает ему о противостоянии с тем, кого он называет «наместником Персии» (ст. 12–13; в Синодальном переводе «князь царства Персидского»). Речь, как видно, в данном случае идёт не о людях, а именно об ангелах, из которых один, названный Михаилом, охарактеризован, как «один из главных правителей» (ст. 13; в Синодальном переводе «один из главных князей»). Ничего удивительного здесь нет: ведь и в яхвистской, и в иудейской, и в раннехристианской традиции ангелы — духовные существа, играющие служебную роль, исполняющие конкретные поручения, данные им Богом, которые, конечно, могут касаться как отдельных людей, так и целых народов.
Впрочем, обычно в Библии эти вестники Божии сопровождают как отдельных людей, так и целые народы не постоянно, а временно, чаще всего тогда, когда человек или народ оказывается в ситуации, где решается его судьба. В данном случае перед нами именно такой исторический поворот: в противостоянии ангелов решается судьба Персидской империи и исход её конфликта с греческим миром, выражением и олицетворением которого станет Александр Македонский (ст. 20–21). Но в чём заключается это противостояние? Едва ли оно напоминает те войны богов или духов, мифами о которых полон языческий мир. Скорее можно было бы ожидать спора по существу, в котором у каждой из сторон свои аргументы в пользу тех, за кого он отвечает перед Богом. А Тот, Кто принимает решение, как видно, принимает его, выслушав все мнения и все аргументы участвующих в обсуждении сторон. Конечно, Бог не нуждается ни в чьих советах. Но Он, можно думать, всё же советуется с теми, кто становится участником в осуществлении Его планов. Ведь, сотворив людей и ангелов свободными, он действительно предоставляет им свободу. В том числе и право на собственное мнение, которое каждый может Ему высказать прежде, чем выслушать Его определение.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||