Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Суд 5:1-31

Поделиться
1 В тот день воспела Девора и Варак, сын Авиноамов, сими словами: 
2 Израиль отмщен,
  народ показал рвение;
  прославьте Господа!
Слушайте, цари, внимайте, вельможи:
  я Господу, я пою,
  бряцаю Господу Богу Израилеву.
Когда выходил Ты, Господи, от Сеира,
  когда шел с поля Едомского,
тогда земля тряслась,
  и небо капало,
и облака проливали воду;
  горы таяли от лица Господа,
  даже этот Синай от лица Господа Бога Израилева.
Во дни Самегара, сына Анафова,
  во дни Иаили, были пусты дороги,
и ходившие прежде путями прямыми
  ходили тогда окольными дорогами.
Не стало обитателей в селениях у Израиля, не стало,
  доколе не восстала я, Девора,
  доколе не восстала я, мать в Израиле.
Избрали новых богов,
  оттого война у ворот.
Виден ли был щит и копье
  у сорока тысяч Израиля?
Сердце мое к вам, начальники Израилевы,
  к ревнителям в народе;
  прославьте Господа!
10 
Ездящие на ослицах белых,
  сидящие на коврах
  и ходящие по дороге, пойте песнь!
11 
Среди голосов собирающих стада при колодезях,
  там да воспоют хвалу Господу,
  хвалу вождям Израиля!
 
Тогда выступил ко вратам народ Господень.
12 
Воспряни, воспряни, Девора!
  воспряни, воспряни! воспой песнь!
Восстань, Варак! и веди пленников твоих,
  сын Авиноамов!
13 
Тогда немногим из сильных подчинил Он народ;
  Господь подчинил мне храбрых.
14 
От Ефрема пришли укоренившиеся в земле Амалика;
  за тобою Вениамин, среди народа твоего;
от Махира шли начальники,
  и от Завулона владеющие тростью писца.
15 
И князья Иссахаровы с Деворою,
  и Иссахар так же, как Варак,
  бросился в долину пеший.
В племенах Рувимовых
  большое разногласие.
16 
Что сидишь ты между овчарнями,
  слушая блеяние стад?
В племенах Рувимовых
  большое разногласие.
17 
Галаад живет спокойно за Иорданом,
  и Дану чего бояться с кораблями?
Асир сидит на берегу моря
  и у пристаней своих живет спокойно.
18 
Завулон — народ, обрекший душу свою на смерть,
  и Неффалим — на высотах поля.
19 
Пришли цари, сразились,
  тогда сразились цари Ханаанские
в Фанаахе у вод Мегиддонских,
  но не получили нимало серебра.
20 
С неба сражались, звезды
  с путей своих сражались с Сисарою.
21 
Поток Киссон увлек их,
  поток Кедумим, поток Киссон.
  Попирай, душа моя, силу!
22 
Тогда ломались копыта конские
  от побега, от побега сильных его.
23 
Прокляните Мероз, говорит Ангел Господень,
  прокляните, прокляните жителей его
за то, что не пришли на помощь Господу,
  на помощь Господу с храбрыми.
24 
Да будет благословенна между женами Иаиль,
  жена Хевера Кенеянина,
  между женами в шатрах да будет благословенна!
25 
Воды просил он: молока подала она,
  в чаше вельможеской принесла молока лучшего.
26 
(Левую) руку свою протянула к колу,
  а правую свою к молоту работников;
ударила Сисару,
  поразила голову его,
  разбила и пронзила висок его.
27 
К ногам ее склонился,
  пал и лежал,
к ногам ее склонился, пал;
  где склонился, там и пал сраженный.
28 
В окно выглядывает и вопит
  мать Сисарина сквозь решетку:
что долго не идет конница его,
  что медлят колеса колесниц его?
29 
Умные из ее женщин отвечают ей,
  и сама она отвечает на слова свои:
30 
верно, они нашли, делят добычу,
  по девице, по две девицы на каждого воина,
в добычу полученная разноцветная одежда Сисаре,
  полученная в добычу разноцветная одежда,
  вышитая с обеих сторон, снятая с плеч пленника.
31 
Так да погибнут все враги Твои, Господи!
  Любящие же Его да будут как солнце, восходящее
  во всей силе своей!
 
— И покоилась земля сорок лет.
Свернуть

Воспевая победу над врагами, Девора сложила не просто памятную песнь, но псалом, где события осмыслены с точки зрения водительства народа Господом. Одно из ключевых мест гимна — «Избрали новых богов, оттого война у ворот», отражает понимание смысла происшедших событий. Эта мысль не была новой, хотя и постоянно забывалась. Но другое важное место — «Попирай, душа моя, силу!» — содержит мысль, ещё вряд ли в то время утвердившуюся в народном сознании. В этих словах заключено прозрение Деворы: не оружием одержана победа, не физической силой, но силой веры. Это одно из тех мест в Ветхом Завете, где говорится не только о могуществе Господа, заступающегося за Свой народ, но и о силе веры, позволяюшей опереться на заступничество свыше.

Другие мысли вслух

 
На Суд 5:1-31
1 В тот день воспела Девора и Варак, сын Авиноамов, сими словами: 
2 Израиль отмщен,
  народ показал рвение;
  прославьте Господа!
Слушайте, цари, внимайте, вельможи:
  я Господу, я пою,
  бряцаю Господу Богу Израилеву.
Когда выходил Ты, Господи, от Сеира,
  когда шел с поля Едомского,
тогда земля тряслась,
  и небо капало,
и облака проливали воду;
  горы таяли от лица Господа,
  даже этот Синай от лица Господа Бога Израилева.
Во дни Самегара, сына Анафова,
  во дни Иаили, были пусты дороги,
и ходившие прежде путями прямыми
  ходили тогда окольными дорогами.
Не стало обитателей в селениях у Израиля, не стало,
  доколе не восстала я, Девора,
  доколе не восстала я, мать в Израиле.
Избрали новых богов,
  оттого война у ворот.
Виден ли был щит и копье
  у сорока тысяч Израиля?
Сердце мое к вам, начальники Израилевы,
  к ревнителям в народе;
  прославьте Господа!
10 
Ездящие на ослицах белых,
  сидящие на коврах
  и ходящие по дороге, пойте песнь!
11 
Среди голосов собирающих стада при колодезях,
  там да воспоют хвалу Господу,
  хвалу вождям Израиля!
 
Тогда выступил ко вратам народ Господень.
12 
Воспряни, воспряни, Девора!
  воспряни, воспряни! воспой песнь!
Восстань, Варак! и веди пленников твоих,
  сын Авиноамов!
13 
Тогда немногим из сильных подчинил Он народ;
  Господь подчинил мне храбрых.
14 
От Ефрема пришли укоренившиеся в земле Амалика;
  за тобою Вениамин, среди народа твоего;
от Махира шли начальники,
  и от Завулона владеющие тростью писца.
15 
И князья Иссахаровы с Деворою,
  и Иссахар так же, как Варак,
  бросился в долину пеший.
В племенах Рувимовых
  большое разногласие.
16 
Что сидишь ты между овчарнями,
  слушая блеяние стад?
В племенах Рувимовых
  большое разногласие.
17 
Галаад живет спокойно за Иорданом,
  и Дану чего бояться с кораблями?
Асир сидит на берегу моря
  и у пристаней своих живет спокойно.
18 
Завулон — народ, обрекший душу свою на смерть,
  и Неффалим — на высотах поля.
19 
Пришли цари, сразились,
  тогда сразились цари Ханаанские
в Фанаахе у вод Мегиддонских,
  но не получили нимало серебра.
20 
С неба сражались, звезды
  с путей своих сражались с Сисарою.
21 
Поток Киссон увлек их,
  поток Кедумим, поток Киссон.
  Попирай, душа моя, силу!
22 
Тогда ломались копыта конские
  от побега, от побега сильных его.
23 
Прокляните Мероз, говорит Ангел Господень,
  прокляните, прокляните жителей его
за то, что не пришли на помощь Господу,
  на помощь Господу с храбрыми.
24 
Да будет благословенна между женами Иаиль,
  жена Хевера Кенеянина,
  между женами в шатрах да будет благословенна!
25 
Воды просил он: молока подала она,
  в чаше вельможеской принесла молока лучшего.
26 
(Левую) руку свою протянула к колу,
  а правую свою к молоту работников;
ударила Сисару,
  поразила голову его,
  разбила и пронзила висок его.
27 
К ногам ее склонился,
  пал и лежал,
к ногам ее склонился, пал;
  где склонился, там и пал сраженный.
28 
В окно выглядывает и вопит
  мать Сисарина сквозь решетку:
что долго не идет конница его,
  что медлят колеса колесниц его?
29 
Умные из ее женщин отвечают ей,
  и сама она отвечает на слова свои:
30 
верно, они нашли, делят добычу,
  по девице, по две девицы на каждого воина,
в добычу полученная разноцветная одежда Сисаре,
  полученная в добычу разноцветная одежда,
  вышитая с обеих сторон, снятая с плеч пленника.
31 
Так да погибнут все враги Твои, Господи!
  Любящие же Его да будут как солнце, восходящее
  во всей силе своей!
 
— И покоилась земля сорок лет.
Свернуть
Пророки, особенно ранние, были сторонниками воинственного яхвизма, а значит, и священной войны. Гимн Деборы — довольно типичный пример пророческой гимнографии, гимнографии воинской, напоминающей...  Читать далее

Пророки, особенно ранние, были сторонниками воинственного яхвизма, а значит, и священной войны. Гимн Деборы — довольно типичный пример пророческой гимнографии, гимнографии воинской, напоминающей героические песни других народов, как сопредельных, так и отдалённых. Героический эпос существует практически у всех народов, и у всех народов древности боги так или иначе ведут за собой тех, кто им поклоняется. В древности вообще все боги воевали вместе со своими народами — они ведь составляли с народом и с землёй, над которыми царили, единое целое.

На первый взгляд в песне Деборы мы видим совершенно то же самое: тут Яхве ведёт Свой народ в бой, на войну, на войну против врагов, который посягает, между прочим, и на яхвистские алтари тоже. При более внимательном взгляде, однако, можно заметить и некоторые отличия. Все народы древности призывали своих богов, когда шли в бой, но только в яхвизме совершенно отчётливо звучит мысль о том, что эта война целиком Божья, Божья гораздо больше, чем человеческая. Начало гимна несколько напоминает песнь Исхода из гл. 15 соответствующей книги: и тут, и там упоминаются земля, которая трясётся, небо, которое капает, как будто расплавленное, и горы, тающие под взглядом Яхве.

И тут, и там звучит если не полное и ясное осознание, то, по крайней мере, ощущение того, что происходящее имеет космическое измерение, что всякая Божья война, которую ведёт Божий народ, является не просто обычной войной, каких всегда было много на земле, а частью какого-то более масштабного процесса, процесса, в этой масштабности уникального и потому такого, противостоять которому бесполезно. Из него можно лишь выпасть, перестав быть его частью, выпасть, обратившись к другим, ложным богам. Тем, кто пошёл этим путём, будет казаться, что Бог проиграл войну, однако на самом деле они сами просто исключили себя своим отступничеством из того Божьего плана, с осуществлением которого были связаны все войны, которые вёл народ Божий. Пророческому взгляду это очевидно, и в песне Деборы он звучит совершенно отчётливо.

Свернуть
 
На Суд 5:1-31
1 В тот день воспела Девора и Варак, сын Авиноамов, сими словами: 
2 Израиль отмщен,
  народ показал рвение;
  прославьте Господа!
Слушайте, цари, внимайте, вельможи:
  я Господу, я пою,
  бряцаю Господу Богу Израилеву.
Когда выходил Ты, Господи, от Сеира,
  когда шел с поля Едомского,
тогда земля тряслась,
  и небо капало,
и облака проливали воду;
  горы таяли от лица Господа,
  даже этот Синай от лица Господа Бога Израилева.
Во дни Самегара, сына Анафова,
  во дни Иаили, были пусты дороги,
и ходившие прежде путями прямыми
  ходили тогда окольными дорогами.
Не стало обитателей в селениях у Израиля, не стало,
  доколе не восстала я, Девора,
  доколе не восстала я, мать в Израиле.
Избрали новых богов,
  оттого война у ворот.
Виден ли был щит и копье
  у сорока тысяч Израиля?
Сердце мое к вам, начальники Израилевы,
  к ревнителям в народе;
  прославьте Господа!
10 
Ездящие на ослицах белых,
  сидящие на коврах
  и ходящие по дороге, пойте песнь!
11 
Среди голосов собирающих стада при колодезях,
  там да воспоют хвалу Господу,
  хвалу вождям Израиля!
 
Тогда выступил ко вратам народ Господень.
12 
Воспряни, воспряни, Девора!
  воспряни, воспряни! воспой песнь!
Восстань, Варак! и веди пленников твоих,
  сын Авиноамов!
13 
Тогда немногим из сильных подчинил Он народ;
  Господь подчинил мне храбрых.
14 
От Ефрема пришли укоренившиеся в земле Амалика;
  за тобою Вениамин, среди народа твоего;
от Махира шли начальники,
  и от Завулона владеющие тростью писца.
15 
И князья Иссахаровы с Деворою,
  и Иссахар так же, как Варак,
  бросился в долину пеший.
В племенах Рувимовых
  большое разногласие.
16 
Что сидишь ты между овчарнями,
  слушая блеяние стад?
В племенах Рувимовых
  большое разногласие.
17 
Галаад живет спокойно за Иорданом,
  и Дану чего бояться с кораблями?
Асир сидит на берегу моря
  и у пристаней своих живет спокойно.
18 
Завулон — народ, обрекший душу свою на смерть,
  и Неффалим — на высотах поля.
19 
Пришли цари, сразились,
  тогда сразились цари Ханаанские
в Фанаахе у вод Мегиддонских,
  но не получили нимало серебра.
20 
С неба сражались, звезды
  с путей своих сражались с Сисарою.
21 
Поток Киссон увлек их,
  поток Кедумим, поток Киссон.
  Попирай, душа моя, силу!
22 
Тогда ломались копыта конские
  от побега, от побега сильных его.
23 
Прокляните Мероз, говорит Ангел Господень,
  прокляните, прокляните жителей его
за то, что не пришли на помощь Господу,
  на помощь Господу с храбрыми.
24 
Да будет благословенна между женами Иаиль,
  жена Хевера Кенеянина,
  между женами в шатрах да будет благословенна!
25 
Воды просил он: молока подала она,
  в чаше вельможеской принесла молока лучшего.
26 
(Левую) руку свою протянула к колу,
  а правую свою к молоту работников;
ударила Сисару,
  поразила голову его,
  разбила и пронзила висок его.
27 
К ногам ее склонился,
  пал и лежал,
к ногам ее склонился, пал;
  где склонился, там и пал сраженный.
28 
В окно выглядывает и вопит
  мать Сисарина сквозь решетку:
что долго не идет конница его,
  что медлят колеса колесниц его?
29 
Умные из ее женщин отвечают ей,
  и сама она отвечает на слова свои:
30 
верно, они нашли, делят добычу,
  по девице, по две девицы на каждого воина,
в добычу полученная разноцветная одежда Сисаре,
  полученная в добычу разноцветная одежда,
  вышитая с обеих сторон, снятая с плеч пленника.
31 
Так да погибнут все враги Твои, Господи!
  Любящие же Его да будут как солнце, восходящее
  во всей силе своей!
 
— И покоилась земля сорок лет.
Свернуть
Воспевая победу над врагами, Девора сложила не просто памятную песнь, но псалом, где события осмыслены...  Читать далее

Воспевая победу над врагами, Девора сложила не просто памятную песнь, но псалом, где события осмыслены с точки зрения водительства народа Господом. Одно из ключевых мест гимна — «Избрали новых богов, оттого война у ворот», отражает понимание смысла происшедших событий. Эта мысль не была новой, хотя и постоянно забывалась. Но другое важное место — «Попирай, душа моя, силу!» — содержит мысль, ещё вряд ли в то время утвердившуюся в народном сознании. В этих словах заключено прозрение Деворы: не оружием одержана победа, не физической силой, но силой веры. Это одно из тех мест в Ветхом Завете, где говорится не только о могуществе Господа, заступающегося за Свой народ, но и о силе веры, позволяюшей опереться на заступничество свыше.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).