Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Песн 1:15

Поделиться
15 
О, ты прекрасна, возлюбленная моя,
  ты прекрасна!
  глаза твои голубиные.
Свернуть

Многие из тех, кто читал Песнь Песней, удивлялись тому, что такое произведение вошло в библейский канон: ведь речь, очевидно, идёт о любовной лирике, безусловно высокой и чистой, но к религиозной и духовной жизни, казалось бы, отношения не имеющей. Относительно жизни религиозной с таким мнением, наверное, можно было бы согласиться. Если же говорить о жизни духовной, ситуация оказывается далеко не столь однозначной. Конечно, в книге нет ничего о религии, она о влюблённых, ищущих друг друга, друг о друге мечтающих, друг другом любующихся. Принято думать, что Библия имеет в виду не такую любовь, что речь в ней идёт о любви братской, о любви к ближнему, о любви к человеку вообще.

В Декалоге между тем есть специальная заповедь, посвящённая любви не братской, а супружеской, нарушение которой оказывается для духовной жизни так же губительно, как и нарушение всякой другой заповеди. Но если так, значит, любовь между мужчиной и женщиной, любовь супружескую тоже можно считать элементом духовной жизни, не менее важным, чем любая другая любовь.

В самом деле: можно ли разделить любовь на части? А если нет, то может ли оказаться, что одни виды любви — «духовные» и возвышенные, а другие — «плотские» и низменные? Что одна любовь — от Бога, а другая, как думали и думают некоторые, — от дьявола? Наверное, если бы дьявол был способен к любви или к творчеству, такой вопрос был бы возможен. Но ведь он не способен ни на то, ни на другое, он может лишь портить и извращать то, что создано не им.

Иногда, если мы позволяем ему испортить данную нам от Бога любовь, он может это сделать. И всё же любви «не от Бога» не бывает. Конечно, она бывает разной, по-разному соединяя людей, по-разному раскрывая их друг другу. Но если всё происходит по замыслу и по воле Бога, любовь никогда не станет ни «низменной», ни «плотской».

Всякая любовь имеет телесное измерение, более или менее явное: ведь мы не ангелы, а люди, и природная жизнь так же нам свойственна, как жизнь духовная. Вопрос лишь в том, что будет преобладать в тех отношениях, которые связывают нас с любящими и любимыми: дух или природа. Преобладание природы исказит всякую любовь, будь то любовь между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами. Преобладание духа над природой сделает всякую любовь благословенной: ведь Бог есть любовь, и именно её надо считать подлинным благословением Божиим.

Другие мысли вслух

 
На Песн 1:16
16 
О, ты прекрасен, возлюбленный мой,
  и любезен!
и ложе у нас — зелень;
Свернуть
Многие из тех, кто читал Песнь Песней, удивлялись тому, что такое произведение вошло в библейский канон: ведь речь, очевидно, идёт о любовной лирике, безусловно высокой и чистой, но к религиозной и духовной жизни, казалось бы, отношения не имеющей...  Читать далее

Многие из тех, кто читал Песнь Песней, удивлялись тому, что такое произведение вошло в библейский канон: ведь речь, очевидно, идёт о любовной лирике, безусловно высокой и чистой, но к религиозной и духовной жизни, казалось бы, отношения не имеющей. Относительно жизни религиозной с таким мнением, наверное, можно было бы согласиться. Если же говорить о жизни духовной, ситуация оказывается далеко не столь однозначной. Конечно, в книге нет ничего о религии, она о влюблённых, ищущих друг друга, друг о друге мечтающих, друг другом любующихся. Принято думать, что Библия имеет в виду не такую любовь, что речь в ней идёт о любви братской, о любви к ближнему, о любви к человеку вообще.

В Декалоге между тем есть специальная заповедь, посвящённая любви не братской, а супружеской, нарушение которой оказывается для духовной жизни так же губительно, как и нарушение всякой другой заповеди. Но если так, значит, любовь между мужчиной и женщиной, любовь супружескую тоже можно считать элементом духовной жизни, не менее важным, чем любая другая любовь.

В самом деле: можно ли разделить любовь на части? А если нет, то может ли оказаться, что одни виды любви — «духовные» и возвышенные, а другие — «плотские» и низменные? Что одна любовь — от Бога, а другая, как думали и думают некоторые, — от дьявола? Наверное, если бы дьявол был способен к любви или к творчеству, такой вопрос был бы возможен. Но ведь он не способен ни на то, ни на другое, он может лишь портить и извращать то, что создано не им.

Иногда, если мы позволяем ему испортить данную нам от Бога любовь, он может это сделать. И всё же любви «не от Бога» не бывает. Конечно, она бывает разной, по-разному соединяя людей, по-разному раскрывая их друг другу. Но если всё происходит по замыслу и по воле Бога, любовь никогда не станет ни «низменной», ни «плотской».

Всякая любовь имеет телесное измерение, более или менее явное: ведь мы не ангелы, а люди, и природная жизнь так же нам свойственна, как жизнь духовная. Вопрос лишь в том, что будет преобладать в тех отношениях, которые связывают нас с любящими и любимыми: дух или природа. Преобладание природы исказит всякую любовь, будь то любовь между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами. Преобладание духа над природой сделает всякую любовь благословенной: ведь Бог есть любовь, и именно её надо считать подлинным благословением Божиим.

Свернуть
 
На Песн 1:2-2:17
Да лобзает он меня лобзанием уст своих!
Ибо ласки твои лучше вина.
  От благовония мастей твоих
имя твое — как разлитое миро;
  поэтому девицы любят тебя.
Влеки меня, мы побежим за тобою; —
  царь ввел меня в чертоги свои, —
будем восхищаться и радоваться тобою,
  превозносить ласки твои больше, нежели вино;
  достойно любят тебя!
Дщери Иерусалимские!
  черна я, но красива,
как шатры Кидарские,
  как завесы Соломоновы.
Не смотрите на меня, что я смугла;
  ибо солнце опалило меня:
сыновья матери моей разгневались на меня,
  поставили меня стеречь виноградники, —
  моего собственного виноградника я не стерегла.
Скажи мне, ты, которого любит душа моя:
  где пасешь ты?
  где отдыхаешь в полдень?
к чему мне быть скиталицею
  возле стад товарищей твоих?
Если ты не знаешь этого,
  прекраснейшая из женщин,
то иди себе по следам овец,
  и паси козлят твоих
  подле шатров пастушеских.
Кобылице моей в колеснице фараоновой
  я уподобил тебя, возлюбленная моя.
10 
Прекрасны ланиты твои под подвесками,
  шея твоя в ожерельях;
11 
золотые подвески мы сделаем тебе
  с серебряными блестками.
12 
Доколе царь был за столом своим,
  нард мой издавал благовоние свое.
13 
Мирровый пучок — возлюбленный мой у меня;
  у грудей моих пребывает.
14 
Как кисть кипера, возлюбленный мой
  у меня в виноградниках Енгедских.
15 
О, ты прекрасна, возлюбленная моя,
  ты прекрасна!
  глаза твои голубиные.
16 
О, ты прекрасен, возлюбленный мой,
  и любезен!
и ложе у нас — зелень;
17 
  кровли домов наших — кедры,
  потолки наши — кипарисы.
Я нарцисс Саронский,
  лилия долин!
Что лилия между тернами,
  то возлюбленная моя между девицами.
Что яблоня между лесными деревьями,
  то возлюбленный мой между юношами.
В тени ее люблю я сидеть,
  и плоды ее сладки для гортани моей.
Он ввел меня в дом пира,
  и знамя его надо мною — любовь.
Подкрепите меня вином,
  освежите меня яблоками,
  ибо я изнемогаю от любви.
Левая рука его у меня под головою,
  а правая обнимает меня.
Заклинаю вас, дщери Иерусалимские,
  сернами или полевыми ланями:
не будите и не тревожьте возлюбленной,
  доколе ей угодно.
Голос возлюбленного моего!
  вот, он идет,
скачет по горам,
  прыгает по холмам.
Друг мой похож на серну
  или на молодого оленя.
Вот, он стоит
  у нас за стеною,
заглядывает в окно,
  мелькает сквозь решетку.
10 
Возлюбленный мой начал говорить мне:
  встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!
11 
Вот, зима уже прошла;
  дождь миновал, перестал;
12 
цветы показались на земле;
  время пения настало,
и голос горлицы
  слышен в стране нашей;
13 
смоковницы распустили свои почки,
  и виноградные лозы, расцветая,
  издают благовоние.
Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!
14 
Голубица моя в ущелье скалы
  под кровом утеса!
покажи мне лице твое,
  дай мне услышать голос твой;
потому что голос твой сладок
  и лице твое приятно.
15 
Ловите нам лисиц,
  лисенят,
которые портят виноградники;
  а виноградники наши в цвете.
16 
Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему;
  он пасет между лилиями.
17 
Доколе день дышит прохладою,
  и убегают тени,
возвратись, будь подобен серне
  или молодому оленю на расселинах гор.
Свернуть
Для тех, чьё понимание духовной жизни сводится к нормативной религиозности, эта часть Библии выпадает из центра внимания...  Читать далее

Для тех, чьё понимание духовной жизни сводится к нормативной религиозности, эта часть Библии выпадает из центра внимания, ведь она не вписывается в стерилизованные представления о том, каким должно быть Слово Божие. Смущение откровенными образами обычно пытались преодолеть, истолковывая книгу символически, и в её образах действительно скрыто иносказание. И всё же случайно ли иносказание выражено в образах земной любви? Не потому ли, что она — ценность в глазах Того, Кто сотворил влюбленных?

Диалог жениха и невесты можно понимать как образное выражение взаимоотношений Бога и избранного Им народа, но если в ветхозаветном повествовании каждая верующая душа способна увидеть прообраз своего предстояния перед Богом, собственных подъёмов и падений, то и здесь каждый из нас оказывается похожим на невесту, ищущую Того, Кто говорил о Себе как о Женихе (Мф. 9:15, да и другие места).

Поначалу невеста вынуждена стеречь чужой виноградник, она оторвана от своего, обладание которым невозможно без жениха. Она не знает, где её избранник, но направляется на поиски, и обязательно встретит его: неизвестный избранник уже идёт ей навстречу.

Душа опасается своего несовершенства ("я смугла"), но любящий видит скрытую красоту.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).