Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Зах 11:1-17

Разве1рзи, лівaне, двє1ри тво‰, и3 да поsстъ џгнь ке1дры тво‰:
да плачево1пльствитъ пjтmсъ, зане2 паде2 ке1дръ, ћкw вельмHжи вельми2 њбэднёша. Восплачево1пльствите, дyби васанітjдстіи, ћкw посэче1сz дубрaва насажде1ннаz.
Глaсъ плaчущихъ пaстырей, ћкw возбёдствова вели1чіе и4хъ: глaсъ рыкaющихъ львHвъ, ћкw њѕло1блено бы1сть шатaніе їoрдaново.
Си1це гlетъ гDь вседержи1тель: паси1те џвцы заколе1ніz,
±же стzжaвшіи закалaху и3 не раскаzвaхусz, и3 продаю1щіи | глаго1лаху: блгcве1нъ гDь, и3 њбогати1хомсz: и3 пaстыріе и4хъ не печaхусz ничи1мже њ ни1хъ.
Сегw2 рaди не пощаждY ктомY на живyщихъ на земли2, гlетъ гDь: и3 се2, ѓзъ предaмъ человёки, коего1ждо въ рyцэ и4скреннему є3гw2 и3 въ рyцэ царю2 своемY: и3 и3зсэкyтъ зе1млю, и3 не и4мамъ и3з8sти t руки2 и4хъ.
И# ўпасY џвцы заколе1ніz въ земли2 ханаaни: и3 пріимY себЁ двA жезл†, є3ди1наго нареко1хъ добро1ту, ґ другaго нареко1хъ ќже, и3 ўпасY џвцы.
И# погублю2 три2 п†стыри въ мцcъ є3ди1нъ, и3 њтzгчaетъ душA моS на нS: и4бо дyши и4хъ рыкaху на мS.
И# рёхъ: не и4мамъ пасти2 вaсъ: ўмирaющее да ќмретъ, и3 и3счезaющее да и3сче1знетъ, и3 прHчаz да поsстъ кjйждо пло1ть бли1жнzгw своегw2.
10 И# пріимY же1злъ мо1й до1брый и3 tве1ргу є3го2 є4же разори1ти завётъ мо1й, є3го1же завэщaхъ ко всBмъ лю1демъ:
11 и3 разори1тсz въ де1нь џный, и3 ўразумёютъ ханане1є џвцы храни6мыz мнЁ, зане2 сло1во гDне є4сть.
12 И# рекY къ ни6мъ: ѓще добро2 пред8 вaми є4сть, дади1те мздY мою2, и3ли2 tрецы1тесz. И# постaвиша мздY мою2 три1десzть сре1брєникъ.
13 И# рече2 гDь ко мнЁ: вложи2 | въ горни1ло и3 смотри2, ѓще и3скуше1но є4сть, и4мже њ1бразомъ и3скуше1нъ бы1хъ њ ни1хъ. И# пріsхъ три1десzть сре1брєникъ и3 вложи1хъ и5хъ въ хрaмъ гDень въ горни1ло.
14 И# tверго1хъ же1злъ вторы1й ќже, є4же разори1ти завётъ и4же посредЁ їyды и3 посредЁ ї}лz.
15 И# рече2 гDь ко мнЁ: є3ще2 пріими2 себЁ сосyды п†стырски, пaстырz неискyсна:
16 зане2, се2, ѓзъ воздви1гну пaстырz на зе1млю: погибaющаго не посэти1тъ и3 расточе1ннаго не и4мать взыскaти, и3 сокруше1ннаго не и4мать и3сцэли1ти и3 здрaваго не и4мать напрaвити, и3 мzсA и3збрaнныхъ поsстъ и3 глє1зны и4хъ и3звjетъ.
17 Q, пасyщіи сyєтнаz и3 њстaвльшіи nве1цъ! ме1чь на мы1шцу є3гw2 и3 на џко є3мY десно1е: мы1шца є3гw2 и3зсыхaющи и4зсхнетъ, и3 џко є3мY десно1е њслэпaz њслёпнетъ.
Свернуть

Эта часть пророчества может повергнуть в пессимизм, ведь нам дано, причём в очень малой степени, прикоснуться к тому, насколько непроглядная тьма может наступить, если Завет Господа с людьми рухнет. Надо ли понимать слова пророчества как точное предсказание той ситуации, которая возникнет фатально и неотвратимо? Или же в словах Захарии следует увидеть предупреждение, адресованное людям: вы постоянно отступаете от Завета с Господом, отвергаете его условия, неизменно возвращаетесь к одним и тем же привычным грехам, так посмотрите же, каким станет мир, если столь стесняющий вас Завет будет расторгнут, вкусите же, какой окажется жизнь после того, как вы окончательно отвергнете Господа.

Стадо, отвергающее доброго Пастыря, обязательно нарвётся на негодного пастуха, который его погубит, а затем и сам погибнет. Это было уже не раз, но проходят века, а горький опыт никого не учит.

Другие мысли вслух

 
На Зах 11:1-17
Разве1рзи, лівaне, двє1ри тво‰, и3 да поsстъ џгнь ке1дры тво‰:
да плачево1пльствитъ пjтmсъ, зане2 паде2 ке1дръ, ћкw вельмHжи вельми2 њбэднёша. Восплачево1пльствите, дyби васанітjдстіи, ћкw посэче1сz дубрaва насажде1ннаz.
Глaсъ плaчущихъ пaстырей, ћкw возбёдствова вели1чіе и4хъ: глaсъ рыкaющихъ львHвъ, ћкw њѕло1блено бы1сть шатaніе їoрдaново.
Си1це гlетъ гDь вседержи1тель: паси1те џвцы заколе1ніz,
±же стzжaвшіи закалaху и3 не раскаzвaхусz, и3 продаю1щіи | глаго1лаху: блгcве1нъ гDь, и3 њбогати1хомсz: и3 пaстыріе и4хъ не печaхусz ничи1мже њ ни1хъ.
Сегw2 рaди не пощаждY ктомY на живyщихъ на земли2, гlетъ гDь: и3 се2, ѓзъ предaмъ человёки, коего1ждо въ рyцэ и4скреннему є3гw2 и3 въ рyцэ царю2 своемY: и3 и3зсэкyтъ зе1млю, и3 не и4мамъ и3з8sти t руки2 и4хъ.
И# ўпасY џвцы заколе1ніz въ земли2 ханаaни: и3 пріимY себЁ двA жезл†, є3ди1наго нареко1хъ добро1ту, ґ другaго нареко1хъ ќже, и3 ўпасY џвцы.
И# погублю2 три2 п†стыри въ мцcъ є3ди1нъ, и3 њтzгчaетъ душA моS на нS: и4бо дyши и4хъ рыкaху на мS.
И# рёхъ: не и4мамъ пасти2 вaсъ: ўмирaющее да ќмретъ, и3 и3счезaющее да и3сче1знетъ, и3 прHчаz да поsстъ кjйждо пло1ть бли1жнzгw своегw2.
10 И# пріимY же1злъ мо1й до1брый и3 tве1ргу є3го2 є4же разори1ти завётъ мо1й, є3го1же завэщaхъ ко всBмъ лю1демъ:
11 и3 разори1тсz въ де1нь џный, и3 ўразумёютъ ханане1є џвцы храни6мыz мнЁ, зане2 сло1во гDне є4сть.
12 И# рекY къ ни6мъ: ѓще добро2 пред8 вaми є4сть, дади1те мздY мою2, и3ли2 tрецы1тесz. И# постaвиша мздY мою2 три1десzть сре1брєникъ.
13 И# рече2 гDь ко мнЁ: вложи2 | въ горни1ло и3 смотри2, ѓще и3скуше1но є4сть, и4мже њ1бразомъ и3скуше1нъ бы1хъ њ ни1хъ. И# пріsхъ три1десzть сре1брєникъ и3 вложи1хъ и5хъ въ хрaмъ гDень въ горни1ло.
14 И# tверго1хъ же1злъ вторы1й ќже, є4же разори1ти завётъ и4же посредЁ їyды и3 посредЁ ї}лz.
15 И# рече2 гDь ко мнЁ: є3ще2 пріими2 себЁ сосyды п†стырски, пaстырz неискyсна:
16 зане2, се2, ѓзъ воздви1гну пaстырz на зе1млю: погибaющаго не посэти1тъ и3 расточе1ннаго не и4мать взыскaти, и3 сокруше1ннаго не и4мать и3сцэли1ти и3 здрaваго не и4мать напрaвити, и3 мzсA и3збрaнныхъ поsстъ и3 глє1зны и4хъ и3звjетъ.
17 Q, пасyщіи сyєтнаz и3 њстaвльшіи nве1цъ! ме1чь на мы1шцу є3гw2 и3 на џко є3мY десно1е: мы1шца є3гw2 и3зсыхaющи и4зсхнетъ, и3 џко є3мY десно1е њслэпaz њслёпнетъ.
Свернуть
Начиная с 11-й главы в словах Второзахарии о приходе Мессии вдруг появляются новые, совершенно неожиданные интонации...  Читать далее

Начиная с 11-й главы в словах Второзахарии о приходе Мессии вдруг появляются новые, совершенно неожиданные интонации. Только что он воспевал гимн очищению от языческих соблазнов, только что он говорил о новых пастырях народа, которые станут знамением совершившегося искупления. Но Бог дает ему увидеть нечто непостижимое, и пророк передает это со всей возможной точностью. Он видит, что с приходом Мессии связана некая таинственная катастрофа в избранном народе, что наступление Царства кроткого Мессии-Царя не будет триумфальным. Господь говорит о народе, как об овцах, обреченных на заклание, оставленных без суда и защиты. Слово Божие называет народ «поистине бедными», которым не на что надеяться. Причина этому в том, что души людей отвращаются от Бога, и потому Бог отвращается от них.

Об этой трагической справедливости говорили многие пророки; еще в преддверии плена они возвестили, что народ, которому не нужен Бог, который не хочет искать Его, обречен. Бог не может вмешиваться в его жизнь насильно, и открывается тем, кто жаждет правды и милости, не зная Единого Бога: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне», с горечью говорит Господь Второисайе (Ис 65:1слл). Взыскание Бога — единственное, что нужно человеку, чтобы жить, но это очень практическая вещь. Человек ищет Бога в смирении сердца, в желании исполнять волю Бога и в делании правды и милосердия: «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим», — еще в конце 8-го века до Р.Х. говорил пророк Михей (Мих 6:8). Однако, если мы только на словах призываем Бога, но строим свою жизнь по собственному усмотрению, — тем самым мы на деле отвергаем Его. И это отвержение Бога становится величайшей трагедией мира, потому что не только люди оказываются беззащитными, но и Сам Всемогущий страждет. «Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне» — почти человеческая, почти знакомая нам мука неразделенной любви звучит в этих словах, сказанных тому же Михею (Мих 6:3).

Вот эту глубинную трагедию истории мира, трагедию преданной нами любви Творца дано было пережить и Второзахарии. Он видит, что продолжение завета становится невозможным, потому что люди ищут от Бога благ, но не желают знать Его Самого. Вера Авраама и Моисея, Давида и пророков, превращается в насилие над Богом, в попытки использовать Его в мелких человеческих интересах. Господь бесконечно выше и любовь Его опаляет, как огонь; поэтому расторжение завета станет знамением Божьей истины для бедных, ожидающих Господа.

Народ Божий делает свой свободный выбор, и утрачивает присутствие Господне. С непередаваемой болью Господь говорит через пророка: «если угодно вам, дайте Мне плату Мою; если же нет — не давайте». Плату за Исход и закон, за чудеса и знамения, исцеления и защиту от угнетателей. Плату за Имя, открытое Моисею, за присутствие славы, увиденное Исайей... Кощунственно и неуместно звучат эти слова, и читать их по-настоящему страшно. Но это не литературный прием, не поэтическое преувеличение: пророк в Духе Божьем прозревает грядущее, и сообщает нам из него только одну чудовищную деталь. Это тридцать серебренников, уплаченных за Кровь Праведного и пошедших на покупку земли горшечника. У нас нет права гадать, что же открылось Второзахарии; важно, что эта деталь сразу смещает центр тяжести его пророчества. Не на троне видит он воцарение Помазанника Божьего: Его Царство открывается на Кресте.

Для пророка это не историческая случайность, обусловленная обстоятельствами. Предательство и тридцать серебренников для него суть выражение отношений всего человечества со своим Создателем. Но он видит и то, что конкретная причина трагедии — неверные пастыри Израиля, о вине которых он говорит в заключительных стихах этой невероятной главы.

Свернуть
 
На Зах 11:13
13 И# рече2 гDь ко мнЁ: вложи2 | въ горни1ло и3 смотри2, ѓще и3скуше1но є4сть, и4мже њ1бразомъ и3скуше1нъ бы1хъ њ ни1хъ. И# пріsхъ три1десzть сре1брєникъ и3 вложи1хъ и5хъ въ хрaмъ гDень въ горни1ло.
Свернуть
Тридцать сребреников стали символом предательства, самого страшного предательства в истории человечества — предательства Иудой Мессии, учеником Которого он был. А пророческая проповедь, как это иногда бывает, стала пророчеством в полном смысле слова, предсказанием того, что...  Читать далее

Тридцать сребреников стали символом предательства, самого страшного предательства в истории человечества — предательства Иудой Мессии, учеником Которого он был. А пророческая проповедь, как это иногда бывает, стала пророчеством в полном смысле слова, предсказанием того, что произошло во дни земного служения Спасителя. Конечно, миссия пророка заключается вовсе не в том, чтобы предсказывать будущее. Пророк не предсказатель, он свидетель Божий, который может донести до своих современников (если, конечно, те захотят его услышать), что Бог думает о них самих и об их делах и поступках. Но бывают в истории ситуации, которые историк культуры, наверное, назвал бы архетипическими, ситуации, где форма не менее символична, чем сам смысл. И одной из таких ситуаций оказывается плата за предательство. А тогда ситуации могут иногда повторяться почти, что называется, один в один. И Захария как раз отмечает одну из таких ситуаций, один из тех моментов, где форма и смысл сливаются почти нераздельно: презрительно брошенные деньги, попадающие в храмовую копилку, как отступное, как плата Богу «за беспокойство». Союз-завет разорван, Бог берёт Свою плату, как берут неустойку, говоря: если вы цените хоть сколько-нибудь Мои труды, заплатите. И Ему платят, платят цену, положенную не слишком дорогому ремесленнику: не так, чтобы совсем без расчёта, но с расчётом, недостойным не только Бога, но даже человека, чей труд ценят действительно высоко. А дальше стоит только довести эту логику до конца, чтобы получить цену предательства. Ведь отделаться от Бога — означает от Него отвернуться, отделаться от Мессии — означает Его убить. Те, кто оценили Бога в цену горшечника, и Мессию выше не оценят.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).