1 В Вавилоне жил муж, по имени Иоаким. 2 И взял он жену, по имени Сусанну, дочь Хелкия, очень красивую и богобоязненную. 3 Родители ее были праведные и научили дочь свою закону Моисееву. 4 Иоаким был очень богат, и был у него сад близ дома его; и сходились к нему Иудеи, потому что он был почетнейший из всех. |
5 И были поставлены два старца из народа судьями в том году, о которых Господь сказал, что беззаконие вышло из Вавилона от старейшин-судей, которые казались управляющими народом. 6 Они постоянно бывали в доме Иоакима, и к ним приходили все, имевшие спорные дела. |
7 Когда народ уходил около полудня, Сусанна входила в сад своего мужа для прогулки. 8 И видели ее оба старейшины всякий день приходящую и прогуливающуюся, и в них родилась похоть к ней, 9 и извратили ум свой, и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо и не вспоминать о праведных судах. |
Начиная свой рассказ о Сусанне, священнописатель очень точно и кратко описывает причины того, что вскоре произойдёт, того неправедного суда, на который решатся судьи. Он говорит о старейшинах, что они «извратили (букв. «вывернули наизнанку») свой ум и уклонили глаза, чтобы не смотреть на небо и не вспоминать о праведных судах (букв. «судебных определениях, постановлениях»)». С этого и начинается любой грех, а иногда и преступление.
Ум ведь полностью послушен нашему сердцу, нашей воле, и, если воля направлена ко злу, то и ум начинает действовать соответственно. Он как бы выворачивается наизнанку. В самом деле: ведь не разум наш решает, почему одно хорошо, а другое дурно. Он лишь может подсказать нам, что надо считать дурным, а что хорошим соответственно той установке, которую даёт ему наша воля, руководствующаяся нами же установленной системой ценностей.
И если воля прикажет разуму считать чёрное белым, а дурное — хорошим, разум исполнит всё и начнёт функционировать в инвертированном режиме, как бы вывернувшись наизнанку. Но ведь старейшины были всё же людьми, несомненно, верующими и хорошо знавшими данный Богом Закон и заповеди. Вряд ли они всю свою жизнь были лицемерами: в небольшой сравнительно еврейской общине Вавилона все друг друга знали достаточно хорошо. Людей, известных своим двуличием и моральной нечистоплотностью, никто никогда не выбрал бы в старейшины и уж тем более в судьи. Тут очевидный и серьёзный духовный срыв.
И о причинах этого срыва священнописатель говорит совершенно ясно: упомянутые в книге старейшины «уклонили глаза», отвели свой внутренний взгляд от того, на что он должен был быть устремлён непрерывно: на Бога (слово «небо» в языке той эпохи иногда использовалось как синоним слова «Бог») и на Его Закон, которым они должны были руководствоваться. Опыт того, что называлось в те времена внутренним Законом (внутренней Торой) ведь и сводился к тому, что заповеди и данный Богом Закон переживались как внутренний императив, определявший всю жизнь человека. А тут произошёл явный сбой: на место этого внутреннего императива пришло нечто иное, связанное с вожделением к женской красоте.
Вместо Бога воля оказалась направлена на страсть, которую стремилась удовлетворить любой ценой. А разум, полностью воле подвластный, нашёл способы это реализовать. Оно и неудивительно: ведь сделать жизнь человека нормальной может только Тот, Кто дал её человеку. А любые попытки найти эту норму где-то в другом месте могут привести только к духовной катастрофе. К греху, а иногда и к преступлению. И — главное — к утрате Бога. И собственного спасения.
1 В Вавилоне жил муж, по имени Иоаким. 2 И взял он жену, по имени Сусанну, дочь Хелкия, очень красивую и богобоязненную. 3 Родители ее были праведные и научили дочь свою закону Моисееву. 4 Иоаким был очень богат, и был у него сад близ дома его; и сходились к нему Иудеи, потому что он был почетнейший из всех. |
5 И были поставлены два старца из народа судьями в том году, о которых Господь сказал, что беззаконие вышло из Вавилона от старейшин-судей, которые казались управляющими народом. 6 Они постоянно бывали в доме Иоакима, и к ним приходили все, имевшие спорные дела. |
7 Когда народ уходил около полудня, Сусанна входила в сад своего мужа для прогулки. 8 И видели ее оба старейшины всякий день приходящую и прогуливающуюся, и в них родилась похоть к ней, 9 и извратили ум свой, и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо и не вспоминать о праведных судах. |
Начиная свой рассказ о Сусанне, священнописатель очень точно и кратко описывает причины того, что вскоре произойдёт, того неправедного суда, на который решатся судьи. Он говорит о старейшинах, что они «извратили (букв. «вывернули наизнанку») свой ум и уклонили глаза, чтобы не смотреть на небо и не вспоминать о праведных судах (букв. «судебных определениях, постановлениях»)». С этого и начинается любой грех, а иногда и преступление.
Ум ведь полностью послушен нашему сердцу, нашей воле, и, если воля направлена ко злу, то и ум начинает действовать соответственно. Он как бы выворачивается наизнанку. В самом деле: ведь не разум наш решает, почему одно хорошо, а другое дурно. Он лишь может подсказать нам, что надо считать дурным, а что хорошим соответственно той установке, которую даёт ему наша воля, руководствующаяся нами же установленной системой ценностей.
И если воля прикажет разуму считать чёрное белым, а дурное — хорошим, разум исполнит всё и начнёт функционировать в инвертированном режиме, как бы вывернувшись наизнанку. Но ведь старейшины были всё же людьми, несомненно, верующими и хорошо знавшими данный Богом Закон и заповеди. Вряд ли они всю свою жизнь были лицемерами: в небольшой сравнительно еврейской общине Вавилона все друг друга знали достаточно хорошо. Людей, известных своим двуличием и моральной нечистоплотностью, никто никогда не выбрал бы в старейшины и уж тем более в судьи. Тут очевидный и серьёзный духовный срыв.
И о причинах этого срыва священнописатель говорит совершенно ясно: упомянутые в книге старейшины «уклонили глаза», отвели свой внутренний взгляд от того, на что он должен был быть устремлён непрерывно: на Бога (слово «небо» в языке той эпохи иногда использовалось как синоним слова «Бог») и на Его Закон, которым они должны были руководствоваться. Опыт того, что называлось в те времена внутренним Законом (внутренней Торой) ведь и сводился к тому, что заповеди и данный Богом Закон переживались как внутренний императив, определявший всю жизнь человека. А тут произошёл явный сбой: на место этого внутреннего императива пришло нечто иное, связанное с вожделением к женской красоте.
Вместо Бога воля оказалась направлена на страсть, которую стремилась удовлетворить любой ценой. А разум, полностью воле подвластный, нашёл способы это реализовать. Оно и неудивительно: ведь сделать жизнь человека нормальной может только Тот, Кто дал её человеку. А любые попытки найти эту норму где-то в другом месте могут привести только к духовной катастрофе. К греху, а иногда и к преступлению. И — главное — к утрате Бога. И собственного спасения.
1 В Вавилоне жил муж, по имени Иоаким. 2 И взял он жену, по имени Сусанну, дочь Хелкия, очень красивую и богобоязненную. 3 Родители ее были праведные и научили дочь свою закону Моисееву. 4 Иоаким был очень богат, и был у него сад близ дома его; и сходились к нему Иудеи, потому что он был почетнейший из всех. |
5 И были поставлены два старца из народа судьями в том году, о которых Господь сказал, что беззаконие вышло из Вавилона от старейшин-судей, которые казались управляющими народом. 6 Они постоянно бывали в доме Иоакима, и к ним приходили все, имевшие спорные дела. |
7 Когда народ уходил около полудня, Сусанна входила в сад своего мужа для прогулки. 8 И видели ее оба старейшины всякий день приходящую и прогуливающуюся, и в них родилась похоть к ней, 9 и извратили ум свой, и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо и не вспоминать о праведных судах. 10 Оба они были уязвлены похотью к ней, но не открывали друг другу боли своей, 11 потому что стыдились объявить о вожделении своем, что хотели совокупиться с нею. 12 И они прилежно сторожили каждый день, чтобы видеть ее, и говорили друг другу: 13 "пойдем домой, потому что час обеда" — и, выйдя, расходились друг от друга, 14 и, возвратившись, приходили на то же самое место, и когда допытывались друг у друга о причине того, признались в похоти своей, и тогда вместе назначили время, когда могли бы найти ее одну. |
15 И было, когда они выжидали удобного дня, Сусанна вошла, как вчера и третьего дня, с двумя только служанками и захотела мыться в саду, потому что было жарко. 16 И не было там никого, кроме двух старейшин, которые спрятались и сторожили ее. 17 И сказала она служанкам: принесите мне масла и мыла, и заприте двери сада, чтобы мне помыться. 18 Они так и сделали, как она сказала: заперли двери сада и вышли боковыми дверями, чтобы принести, что приказано было им, и не видали старейшин, потому что они спрятались. |
19 И вот, когда служанки вышли, встали оба старейшины, и прибежали к ней, и сказали: 20 Вот, двери сада заперты и никто нас не видит, и мы имеем похотение к тебе, поэтому согласись с нами и побудь с нами. 21 Если же не так, то мы будем свидетельствовать против тебя, что с тобою был юноша, и ты поэтому отослала от себя служанок твоих. 22 Тогда застонала Сусанна и сказала: тесно мне отовсюду; ибо, если я сделаю это, смерть мне, а если не сделаю, то не избегну от рук ваших. 23 Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом. |
24 И закричала Сусанна громким голосом; закричали также и оба старейшины против нее, 25 и один побежал и отворил двери сада. 26 Когда же находившиеся в доме услышали крик в саду, вскочили боковыми дверями, чтобы видеть, что случилось с нею. |
27 И когда старейшины сказали слова свои, слуги ее чрезвычайно были пристыжены, потому что никогда ничего такого о Сусанне говорено не было. |
28 И было на другой день, когда собрался народ к Иоакиму, мужу ее, пришли и оба старейшины, полные беззаконного умысла против Сусанны, чтобы предать ее смерти. 29 И сказали они перед народом: пошлите за Сусанною, дочерью Хелкия, женою Иоакима. И послали. 30 И пришла она, и родители ее, и дети ее, и все родственники ее. 31 Сусанна была очень нежна и красива лицем, 32 и эти беззаконники приказали открыть лице ее, так как оно было закрыто, чтобы насытиться красотою ее. 33 Родственники же и все, которые смотрели на нее, плакали. 34 А оба старейшины, встав посреди народа, положили руки на голову ее. 35 Она же в слезах смотрела на небо, ибо сердце ее уповало на Господа. 36 И сказали старейшины: когда мы ходили по саду одни, вошла эта с двумя служанками и затворила двери сада, и отослала служанок; 37 и пришел к ней юноша, который скрывался там, и лег с нею. 38 Мы находясь в углу сада и видя такое беззаконие, побежали на них, 39 и увидели их совокупляющимися, и того не могли удержать, потому что он был сильнее нас и, отворив двери, выскочил. 40 Но эту мы схватили и допрашивали: кто был этот юноша? но она не хотела объявить нам. Об этом мы свидетельствуем. |
41 И поверило им собрание, как старейшинам народа и судьям, и осудили ее на смерть. |
42 Возопила Сусанна громким голосом и сказала: Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его! 43 Ты знаешь, что они ложно свидетельствовали против меня, и вот, я умираю, не сделав ничего, что эти люди злостно выдумали на меня. |
44 И услышал Господь голос ее. 45 И когда она ведена была на смерть, возбудил Бог святой дух молодого юноши, по имени Даниила, 46 и он закричал громким голосом: чист я от крови ее! 47 Тогда обратился к нему весь народ и сказал: что это за слово, которое ты сказал? 48 Тогда он, став посреди них, сказал: так ли вы неразумны, сыны Израиля, что, не исследовав и не узнав истины, осудили дочь Израиля? 49 Возвратитесь в суд, ибо эти ложно против нее засвидетельствовали. |
50 И тотчас весь народ возвратился, и сказали ему старейшины: садись посреди нас и объяви нам, потому что Бог дал тебе старейшинство. 51 И сказал им Даниил: отделите их друг от друга подальше, и я допрошу их. 52 Когда же они отделены были один от другого, призвал одного из них и сказал ему: состарившийся в злых днях! ныне обнаружились грехи твои, которые ты делал прежде, 53 производя суды неправедные, осуждая невинных и оправдывая виновных, тогда как Господь говорит: "невинного и правого не умерщвляй". 54 Итак, если ты сию видел, скажи, под каким деревом видел ты их разговаривающими друг с другом? Он сказал: под мастиковым. 55 Даниил сказал: точно, солгал ты на твою голову; ибо вот, Ангел Божий, приняв решение от Бога, рассечет тебя пополам. 56 Удалив его, он приказал привести другого и сказал ему: племя Ханаана, а не Иуды! красота прельстила тебя, и похоть развратила сердце твое. 57 Так поступали вы с дочерями Израиля, и они из страха имели общение с вами; но дочь Иуды не потерпела беззакония вашего. 58 Итак скажи мне: под каким деревом ты застал их разговаривающими между собою? Он сказал: под зеленым дубом. 59 Даниил сказал ему: точно, солгал ты на твою голову; ибо Ангел Божий с мечом ждет, чтобы рассечь тебя пополам, чтобы истребить вас. |
60 Тогда все собрание закричало громким голосом, и благословили Бога, спасающего надеющихся на Него, 61 и восстали на обоих старейшин, потому что Даниил их устами обличил их, что они ложно свидетельствовали; 62 и поступили с ними так, как они зло умыслили против ближнего, по закону Моисееву, и умертвили их; и спасена была в тот день кровь невинная. |
Сегодняшние чтения особенно интересно прочесть одно за другим. В ветхозаветном чтении рассказывается о женщине, которую обвиняют несправедливо. При этом, заметьте, все верят старейшинам, и никто не слушает женщину. Родственники Сусанны плачут, но им не приходит в голову защитить любимую дочь, сестру, жену... Почему? Неужели нам действительно проще ужаснуться и сказать: «Ах, какой ужас, она, оказывается, такая!» — чем поверить человеку, которого мы знаем и любим? Проще поверить в виновность, чем начать задавать вопросы? К счастью, находится мудрый Даниил, который всё-таки выясняет правду. Но, скажите, как после этого смотрели в глаза Сусанне её родные, которые и не подумали заступиться за неё? Плакать не трудно, труднее помочь...
Во втором чтении всё ещё интереснее. Виновность женщины несомненна. А Иисус вообще не задаёт вопроса о виновности. Он переворачивает ситуацию, обращает её к каждому из нас, как зеркало: «Кто из вас безгрешен?» И тогда меняется просто всё. Потому что теперь, посмотрев в глаза грешнику, я вижу своё отражение, я вижу, что этот человек — не «какой-то» грешник: он такой же грешник, как я. И тогда бесполезно вычислять, чей грех больше, чей меньше. Можно только принять другого как брата в надежде на милосердие Господа, Который принимает каждого из нас.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||