Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Иоил 1:2-3

Поделиться
Слушайте это, старцы,
  и внимайте, все жители земли сей:
бывало ли такое во дни ваши,
  или во дни отцов ваших?
Передайте об этом детям вашим;
  а дети ваши пусть скажут своим детям,
  а их дети следующему роду:
Свернуть

Что такое историческая память? И какое отношение она имеет к Традиции? На первый взгляд, призыв пророка к слушающим его людям запомнить то, что они видят и слышат, предполагает апелляцию именно к исторической памяти, без которой ни о каком запоминании происходящих событий и ни о какой передаче услышанного потомкам речи быть не может. Но так ли просто обстоит дело? Что должны запомнить видящие и слышащие пророка в увиденном и услышанном? Судя по тому, что в состав пророческих книг Библии входит и Книга Иоиля, можно сказать, что современники пророка увидели, услышали и запомнили именно то, что нужно. Но кто именно запомнил это? И кто вообще должен был видеть, слышать и запоминать? Иоиль обращается к старейшинам и ко всему народу.

Во времена родоплеменного уклада старейшины были фактически единственными представителями власти в еврейском обществе, но во времена Иоиля скорее надо говорить о совете старейшин, который существовал в Иерусалиме на всём протяжении его древней истории вплоть до разгрома в 70 г. н.э. Как видно, пророк обращается к представительному органу власти и к общественному мнению, как мы назвали бы это сегодня.

Но Книгу Иоиля мы имеем сегодня не благодаря совету старейшин и не благодаря общественному мнению, а благодаря Синагоге, которая уже в послепленный период систематизировала записи проповедей Иоиля, так же, как и других пророков, и благодаря тому кругу последователей допленных пророков, о которых сегодня нам известно немного, но которые, возможно, тоже представляли собой в допленной Иудее некое общинное движение. Как видно, Традиция рождается не в обществе в целом, а в общине верных, готовых слушать пророков и запоминать сказанное ими, понимая, что речь идёт о данном Богом откровении.

Но для самих пророков, включая и Иоиля, важен был именно весь народ Божий. И не потому, что так удобнее было самим свидетелям (им-то как раз было бы куда радостнее проповедовать в узком кругу своих единомышленников, их понимающих и им сочувствующих), а потому, что слово Божие должен был иметь возможность услышать каждый. Ведь Бог хотел видеть в числе Своих верных каждого, кто принадлежит к Его народу, стало быть, и шанс нужно было дать каждому. А таким шансом могло быть только звучащее публично слово Откровения.

Другие мысли вслух

 
На Иоил 1:2-3
Слушайте это, старцы,
  и внимайте, все жители земли сей:
бывало ли такое во дни ваши,
  или во дни отцов ваших?
Передайте об этом детям вашим;
  а дети ваши пусть скажут своим детям,
  а их дети следующему роду:
Свернуть
Что такое историческая память? И какое отношение она имеет к Традиции? На первый взгляд, призыв пророка к слушающим его людям запомнить то, что они видят и слышат, предполагает апелляцию именно к исторической памяти, без...  Читать далее

Что такое историческая память? И какое отношение она имеет к Традиции? На первый взгляд, призыв пророка к слушающим его людям запомнить то, что они видят и слышат, предполагает апелляцию именно к исторической памяти, без которой ни о каком запоминании происходящих событий и ни о какой передаче услышанного потомкам речи быть не может. Но так ли просто обстоит дело? Что должны запомнить видящие и слышащие пророка в увиденном и услышанном? Судя по тому, что в состав пророческих книг Библии входит и Книга Иоиля, можно сказать, что современники пророка увидели, услышали и запомнили именно то, что нужно. Но кто именно запомнил это? И кто вообще должен был видеть, слышать и запоминать? Иоиль обращается к старейшинам и ко всему народу.

Во времена родоплеменного уклада старейшины были фактически единственными представителями власти в еврейском обществе, но во времена Иоиля скорее надо говорить о совете старейшин, который существовал в Иерусалиме на всём протяжении его древней истории вплоть до разгрома в 70 г. н.э. Как видно, пророк обращается к представительному органу власти и к общественному мнению, как мы назвали бы это сегодня.

Но Книгу Иоиля мы имеем сегодня не благодаря совету старейшин и не благодаря общественному мнению, а благодаря Синагоге, которая уже в послепленный период систематизировала записи проповедей Иоиля, так же, как и других пророков, и благодаря тому кругу последователей допленных пророков, о которых сегодня нам известно немного, но которые, возможно, тоже представляли собой в допленной Иудее некое общинное движение. Как видно, Традиция рождается не в обществе в целом, а в общине верных, готовых слушать пророков и запоминать сказанное ими, понимая, что речь идёт о данном Богом откровении.

Но для самих пророков, включая и Иоиля, важен был именно весь народ Божий. И не потому, что так удобнее было самим свидетелям (им-то как раз было бы куда радостнее проповедовать в узком кругу своих единомышленников, их понимающих и им сочувствующих), а потому, что слово Божие должен был иметь возможность услышать каждый. Ведь Бог хотел видеть в числе Своих верных каждого, кто принадлежит к Его народу, стало быть, и шанс нужно было дать каждому. А таким шансом могло быть только звучащее публично слово Откровения.

Свернуть
 
На Иоил 1:1-9
Слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Вафуила.
Слушайте это, старцы,
  и внимайте, все жители земли сей:
бывало ли такое во дни ваши,
  или во дни отцов ваших?
Передайте об этом детям вашим;
  а дети ваши пусть скажут своим детям,
  а их дети следующему роду:
оставшееся от гусеницы
  ела саранча,
оставшееся от саранчи
  ели черви,
а оставшееся от червей
  доели жуки.
Пробудитесь, пьяницы, и плачьте
  и рыдайте, все пьющие вино,
о виноградном соке,
  ибо он отнят от уст ваших!
Ибо пришел на землю Мою народ
  сильный и бесчисленный;
зубы у него — зубы львиные,
  и челюсти у него — как у львицы.
Опустошил он виноградную лозу Мою,
  и смоковницу Мою обломал,
ободрал ее догола, и бросил;
  сделались белыми ветви ее.
Рыдай, как молодая жена, препоясавшись вретищем,
  о муже юности своей!
Прекратилось хлебное приношение и возлияние
  в доме Господнем;
плачут священники,
  служители Господни.
Свернуть
Картины опустошенной земли заставляют задуматься: о чём здесь идёт речь, в прямом ли смысле о нашествии саранчи...  Читать далее

Картины опустошенной земли заставляют задуматься: о чём здесь идёт речь, в прямом ли смысле о нашествии саранчи, или же перед взором пророка проходят образы вражеского вторжения? Голод и опустошение в равной степени могут быть следствием обоих бедствий.

Но если саранча может быть образом вражеского нашествия, а нашествие - образом возмездия за грехи и беззакония, то не может ли картина физического голода оказаться выражением духовного голода, а само описание последствий нашествия саранчи - духовным портретом немалой части народа? И если прекратились приношения во храм, то только ли по той причине, что иссякли плоды земли? Не в большей ли степени оттого, что иссякли душевные ресурсы и люди отвернулись от Бога?

Привычно, когда враг приходит со стороны, но как часто мы сами становимся врагами и Богу, и самим себе, как часто источником враждебных действий оказываются глубины наших сердец.

Свернуть
 
На Иоил 1:1-9
Слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Вафуила.
Слушайте это, старцы,
  и внимайте, все жители земли сей:
бывало ли такое во дни ваши,
  или во дни отцов ваших?
Передайте об этом детям вашим;
  а дети ваши пусть скажут своим детям,
  а их дети следующему роду:
оставшееся от гусеницы
  ела саранча,
оставшееся от саранчи
  ели черви,
а оставшееся от червей
  доели жуки.
Пробудитесь, пьяницы, и плачьте
  и рыдайте, все пьющие вино,
о виноградном соке,
  ибо он отнят от уст ваших!
Ибо пришел на землю Мою народ
  сильный и бесчисленный;
зубы у него — зубы львиные,
  и челюсти у него — как у львицы.
Опустошил он виноградную лозу Мою,
  и смоковницу Мою обломал,
ободрал ее догола, и бросил;
  сделались белыми ветви ее.
Рыдай, как молодая жена, препоясавшись вретищем,
  о муже юности своей!
Прекратилось хлебное приношение и возлияние
  в доме Господнем;
плачут священники,
  служители Господни.
Свернуть
Один из последних пророков-писателей, Иоиль жил, вероятнее всего, на рубеже 5-4 вв. до Р.Х. Нам практически ничего не...  Читать далее

Один из последних пророков-писателей, Иоиль жил, вероятнее всего, на рубеже 5-4 вв. до Р.Х. Нам практически ничего не известно о личности пророка; можно предположить, что Иоиль был храмовым пророком, все служение которого было подчинено возвещению слова Божьего. Короткая, но очень важная книга пророка содержит лишь указание на нашествие саранчи, которое, собственно, и послужило поводом для его выступления. Точная датировка этого события, однако, невозможна. Вместе с тем, некоторые детали его пророчества позволяют отнести его к эпохе после возвращения иудеев из вавилонского плена, эпохе Второго Храма.

В первой части первой главы пророк со страхом и скорбью говорит о бедствии, постигшем страну. Насекомые уничтожили все живое на земле Израиля, и она сделалась пустыней. Плач о бедствии — распространенный жанр библейской и вообще древневосточной поэзии, и в соответствии с законами жанра пророк повествует о том, насколько всеохватывающей оказалась эта напасть. Всего — хлеба и винограда, масла и всякой иной пищи лишилась земля и живущие на ней. Плачьте, рыдайте, жители земли: вот основной призыв пророка в этой части книги. Каждого, кто слышит или читает его слова, пророк зовет почувствовать призрак голода и гибели, нависший над его страной.

Как непрочно оказалось благополучие народа, с какой удивительной легкостью и быстротой повсюду проникает пагуба! Осознание этого важно для пророка, потому что далее он будет говорить об истинных основаниях жизни. Скорбь о страданиях и потерях для него неразрывно связана с размышлением о том, почему постигло людей это бедствие. Но, помимо всего этого, описание этого страдания важно в общебиблейском контексте. Одно из центральных в Ветхом Завете — откровение о том, что Бог слышит вопль народа Своего, и описанная Иоилем трагедия становится местом спасительного вмешательства Бога в судьбы людей.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).