Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ис Нав 24:13

Поделиться
13 И дал Я вам землю, над которою ты не трудился, и города, которых вы не строили, и вы живете в них; из виноградных и масличных садов, которых вы не насаждали, вы едите плоды".
Свернуть

Земля, которую завоевали пришедшие из Египта евреи, разумеется, не была пустой. Там уже были города, селения, поля, сады, виноградники. Всё это еврейский народ получил «даром». На самом деле, конечно, ничего дарового на данной Богом земле народ Божий не нашёл. Когда мы читаем в Библии о завоевании Палестины, важно помнить, что завоевание это не означало, будто местные жители исчезли безвозвратно, были перебиты или изгнаны, а завоеватели получили всё, чем те владели, в готовом виде.

Многие города были действительно взяты штурмом и разрушены, другие сдались без боя, и не все местные племена оказывали завоевателям сопротивление. Но даже тогда, когда речь шла о завоевании города и о его разрушении, никто не вселялся в чужие дома. Слова священнописателя нельзя понимать дословно. Однако они безусловны верны в том, что касается приобщения евреев к новой для них и куда более комфортной, чем в кочевые времена, жизни.

Они получили в готовом виде целую цивилизацию, которую, кстати, освоили быстро и прочно: на протяжении всего лишь одного-двух поколений евреи превратились из кочевников в земледельцев и ремесленников, научившись всему, что умели местные жители. И благодарить за это им надо было лишь Бога, Который довёл их до обещанной земли и дал возможность завоевать её.

Между тем, благодарность далеко не всегда была адекватной, чаще приходилось говорить о «благодарности» в кавычках: после завоевания Палестины в еврейском народе начало широко распространяться язычество, поклонение местным, палестинским богам, которое причудливо сочеталось у них с элементами яхвизма.

Говоря по-человечески, тут не было ничего удивительного: евреи учились у своих соседей всему, они перенимали их образ жизни, и перенять при этом поклонение местным богам было в такой ситуации более, чем естественно. Но именно этой естественности народу Божию и надо было избежать: ведь таким образом он фактически предавал и терял Того, Кто дал ему ту землю, которую он так полюбил. Многим казалось, что любовь к земле означает и любовь к местным богам.

На самом же деле именно ради любви к данной Богом земле нужно было отбросить тех богов, которые, как казалось язычникам, ей покровительствовали. Но понимали это далеко не все, понимавших было меньшинство. Народу Божию оказалось необходимо пройти через плен, оказалось необходимо потерять данную Богом землю для того, чтобы понять эту простую, но жизненно важную истину. Понять с тем, чтобы уже никогда больше повторять ошибок своих предков, отвернувшихся от Бога ради данной Им земли.

Другие мысли вслух

 
На Ис Нав 24:13
13 И дал Я вам землю, над которою ты не трудился, и города, которых вы не строили, и вы живете в них; из виноградных и масличных садов, которых вы не насаждали, вы едите плоды".
Свернуть
Земля, которую завоевали пришедшие из Египта евреи, разумеется, не была пустой. Там уже были города, селения, поля, сады, виноградники. Всё это еврейский народ получил «даром». На самом деле, конечно, ничего дарового на данной Богом земле народ Божий не нашёл. Когда мы читаем...  Читать далее

Земля, которую завоевали пришедшие из Египта евреи, разумеется, не была пустой. Там уже были города, селения, поля, сады, виноградники. Всё это еврейский народ получил «даром». На самом деле, конечно, ничего дарового на данной Богом земле народ Божий не нашёл. Когда мы читаем в Библии о завоевании Палестины, важно помнить, что завоевание это не означало, будто местные жители исчезли безвозвратно, были перебиты или изгнаны, а завоеватели получили всё, чем те владели, в готовом виде.

Многие города были действительно взяты штурмом и разрушены, другие сдались без боя, и не все местные племена оказывали завоевателям сопротивление. Но даже тогда, когда речь шла о завоевании города и о его разрушении, никто не вселялся в чужие дома. Слова священнописателя нельзя понимать дословно. Однако они безусловны верны в том, что касается приобщения евреев к новой для них и куда более комфортной, чем в кочевые времена, жизни.

Они получили в готовом виде целую цивилизацию, которую, кстати, освоили быстро и прочно: на протяжении всего лишь одного-двух поколений евреи превратились из кочевников в земледельцев и ремесленников, научившись всему, что умели местные жители. И благодарить за это им надо было лишь Бога, Который довёл их до обещанной земли и дал возможность завоевать её.

Между тем, благодарность далеко не всегда была адекватной, чаще приходилось говорить о «благодарности» в кавычках: после завоевания Палестины в еврейском народе начало широко распространяться язычество, поклонение местным, палестинским богам, которое причудливо сочеталось у них с элементами яхвизма.

Говоря по-человечески, тут не было ничего удивительного: евреи учились у своих соседей всему, они перенимали их образ жизни, и перенять при этом поклонение местным богам было в такой ситуации более, чем естественно. Но именно этой естественности народу Божию и надо было избежать: ведь таким образом он фактически предавал и терял Того, Кто дал ему ту землю, которую он так полюбил. Многим казалось, что любовь к земле означает и любовь к местным богам.

На самом же деле именно ради любви к данной Богом земле нужно было отбросить тех богов, которые, как казалось язычникам, ей покровительствовали. Но понимали это далеко не все, понимавших было меньшинство. Народу Божию оказалось необходимо пройти через плен, оказалось необходимо потерять данную Богом землю для того, чтобы понять эту простую, но жизненно важную истину. Понять с тем, чтобы уже никогда больше повторять ошибок своих предков, отвернувшихся от Бога ради данной Им земли.

Свернуть
 
На Ис Нав 24:1
1 И собрал Иисус все колена Израилевы в Сихем и призвал старейшин Израиля и начальников его, и судей его и надзирателей его, и предстали пред (Господа) Бога.
Свернуть
Книга Иисуса Навина завершается описанием обновления союза-завета и кодификации нового варианта Торы в Шхеме (Сихеме). Тут, где когда-то жил Авраам, было самое подходящее место для этого...  Читать далее

Книга Иисуса Навина завершается описанием обновления союза-завета и кодификации нового варианта Торы в Шхеме (Сихеме). Тут, где когда-то жил Авраам, было самое подходящее место для этого. Народ вновь клянётся, что будет служить одному Яхве и никогда не обратится ни к каким другим богам. Здесь, как когда-то на Синае, народу предлагается выбор: Иисус Навин предлагает им избрать себе или Яхве, или местных богов. Как видно, на момент начала завоевания язычество уже понемногу входило в жизнь народа, но мощный религиозный подъём, сопровождавший завоевание, воспринимавшееся как священная война, на время этот процесс прервал: судя по словам священнописателя, до ухода из жизни поколения завоевателей народ действительно оставался верен Яхве. Когда народ подтверждает свой выбор, Иисус Навин предлагает ему некую Книгу Торы Божьей — так буквально она названа в тексте. Не исключено, что речь идёт о той же самой книге, которая в исторических книгах Библии называется Книгой Торы Моше («Книга Закона Моисеева» Синодального перевода).

Большинство исследователей Библии отождествляют законы этой не дошедшей до нас книги с теми, которые находим мы сегодня в гл. 21 – 23 Книги Исхода. Сформировалось законодательство Книги Торы Моше ещё до завоевания Палестины, среди племён, осевших на землю к востоку от Иордана, а после завоевания земли, когда оседлым стало подавляющее большинство евреев, оно распространилось среди еврейских племён, расселившихся к западу от реки. Оно-то и было предложено Иисусом Навином народу и было им принято, вступив в силу. Такое утверждение представителями всех двенадцати племён нового варианта Торы и называется его, этого варианта, кодификацией. Между тем Иисус Навин сомневается в том, что народ сможет служить Яхве. Он говорит собравшимся людям: Яхве свят, а вы грешны.

Такой взгляд на ситуацию кажется слишком пессимистичным, но на самом деле тут не пессимизм, а реализм. Иисус Навин стар, он много жил и многое видел, в том числе и тот религиозный подъём, который на его памяти не раз охватывал народ, сменяясь затем неизбежным спадом. Религиозность как таковая не в состоянии сделать человека духовно устойчивым, тут нужна упорная и сознательная духовная работа, и Иисус Навин это понимает, так же, как понимает он и то, что к такой работе народ не готов.

Если так, то религиозный подъём, сопровождающий завоевание земли, неизбежно сменится спадом, и тогда язычество вновь постепенно, тихой сапой войдёт в жизнь народа. На тот момент, однако, никому, кроме уходящего в мир иной старого вождя, это не было очевидно: все, наоборот, совершенно искренне верили, что их энтузиазм никогда не кончится и перейдёт следующему поколению. Такова извечная духовная аберрация, связанная с восприятием религиозным человеком самого себя и своего духовного состояния, и уже следующее поколение докажет, что Иисус Навин был прав. Пока же на волне всеобщего религиозного энтузиазма приносятся клятвы и принимается новая Тора, с которой отныне народу предстоит жить.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).