Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Иер 3:1-25

Поделиться
Говорят: "если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него
  и сделается женою другого мужа,
  то может ли она возвратиться к нему?
Не осквернилась ли бы этим страна та?"
А ты со многими любовниками блудодействовала —
  и однако же возвратись ко Мне,
              говорит Господь.
Подними глаза твои на высоты и посмотри,
  где не блудодействовали с тобою?
У дороги сидела ты для них,
как Аравитянин в пустыне,
  и осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим.
За то были удержаны дожди,
  и не было дождя позднего;
но у тебя был лоб блудницы,
  ты отбросила стыд.
Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне:
  "Отец мой! Ты был путеводителем юности моей!
Неужели всегда будет Он во гневе?
  и неужели вечно будет удерживать его в Себе?"
Вот, что говоришь ты,
  а делаешь зло и преуспеваешь в нем.
6 Господь сказал мне во дни Иосии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала. 7 И после того, как она все это делала, Я говорил: "возвратись ко Мне"; но она не возвратилась; и видела это вероломная сестра ее Иудея. 8 И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала. 9 И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом. 10 Но при всем этом вероломная сестра ее Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно, говорит Господь.
11 И сказал мне Господь: отступница, дочь Израилева, оказалась правее, нежели вероломная Иудея. 12 Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи:
возвратись, отступница, дочь Израилева,
              говорит Господь.
Я не изолью на вас гнева Моего;
  ибо Я милостив,
              говорит Господь —
не вечно буду негодовать.
 
13 Признай только вину твою:
  ибо ты отступила от Господа Бога твоего
и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом,
  а гласа Моего вы не слушали,
              говорит Господь.
 
14 Возвратитесь, дети-отступники,
              говорит Господь,
  потому что Я сочетался с вами,
и возьму вас по одному из города, по два из племени,
  и приведу вас на Сион.
15 И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием. 16 И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: "ковчег завета Господня"; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет. 17 В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего. 18 В те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим. 
19 И говорил Я:
  как поставлю тебя в число детей
и дам тебе вожделенную землю,
  прекраснейшее наследие множества народов?
И сказал: ты будешь называть Меня отцом твоим
  и не отступишь от Меня.
 
20 Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему,
  так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев,
              говорит Господь.
21 
Голос слышен на высотах,
  жалобный плач сынов Израиля о том,
что они извратили путь свой,
  забыли Господа Бога своего.
22 
Возвратитесь, мятежные дети:
  Я исцелю вашу непокорность. —
Вот, мы идем к Тебе,
  ибо Ты — Господь Бог наш.
23 
Поистине, напрасно надеялись мы на холмы
  и на множество гор;
поистине, в Господе Боге нашем
  спасение Израилево!
24 От юности нашей эта мерзость пожирала труды отцов наших, овец их и волов их, сыновей их и дочерей их. 25 Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим — мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего.
Свернуть

Сегодняшнее чтение позволяет нам лучше понять, что именно заставляло Иеремию упрекать новоявленных яхвистов в отступничестве. Не случайно темой проповеди пророка становятся верность и постоянство. Он сравнивает народ Божий с неверной женой, изменившей мужу, которая, сетуя на гнев супруга, тем не менее не собирается ничего менять в своей жизни (ст. 1–5). Но Бог не отвергает Своего народа даже тогда, когда народ отворачивается от Него. Возвращение возможно всегда, но при одном непременном условии: признании своей вины (ст. 12–13).

Такое признание открывает путь к настоящему духовному обновлению, которое изменит всю жизнь народа и станет предвестием наступления мессианского Царства (ст. 14–19). А внешнее обращение без признания вины лишь усугубляет ситуацию (ст. 6–11). И дело здесь не в мести Бога, Который хочет насладиться торжеством собственной правоты, а в том, что составляет самые основы духовной жизни, — в выборе и ответственности. Ведь духовная жизнь и начинается, собственно, с того выбора, который делает человек или целый народ, и, прежде всего, с выбора духовного пути: будет ли это путь, указанный Богом, или путь, выбранный самим человеком по собственному разумению.

Но выбор предполагает и ответственность, готовность человека отвечать за последствия сделанного выбора и, в первую очередь, признание серьёзности самого выбора как такового. Именно поэтому так важно признание вины за совершённый грех: оно предполагает, что человек всерьёз относится к собственному выбору, даже тогда, когда он был сделан ошибочно. Ошибки Бог готов прощать, даже если они совершались неоднократно. И даже в том случае, когда ошибки эти совершались отнюдь не по неведению, когда речь должна идти именно о духовных ошибках, а не просто об ошибках разума или чувства. Но тогда принципиально важным становится факт признания того, что ошибка была, ведь тем самым признаётся серьёзность намерения, а значит и самого выбора. Если же человек или целый народ хочет обратиться к Богу, но отказывается нести ответственность за свой прежний ошибочный выбор (а как иначе можно объяснить отказ признать вину за совершенно очевидный каждому грех?), то обращение становится невозможным: ведь обращающийся сам расписывается в собственной безответственности и, следовательно, духовной несостоятельности. Так отказ от ответственности за совершённый грех делает невозможным раскаяние и возвращение согрешившего к Богу.

Другие мысли вслух

 
На Иер 3:1-25
Говорят: "если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него
  и сделается женою другого мужа,
  то может ли она возвратиться к нему?
Не осквернилась ли бы этим страна та?"
А ты со многими любовниками блудодействовала —
  и однако же возвратись ко Мне,
              говорит Господь.
Подними глаза твои на высоты и посмотри,
  где не блудодействовали с тобою?
У дороги сидела ты для них,
как Аравитянин в пустыне,
  и осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим.
За то были удержаны дожди,
  и не было дождя позднего;
но у тебя был лоб блудницы,
  ты отбросила стыд.
Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне:
  "Отец мой! Ты был путеводителем юности моей!
Неужели всегда будет Он во гневе?
  и неужели вечно будет удерживать его в Себе?"
Вот, что говоришь ты,
  а делаешь зло и преуспеваешь в нем.
6 Господь сказал мне во дни Иосии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала. 7 И после того, как она все это делала, Я говорил: "возвратись ко Мне"; но она не возвратилась; и видела это вероломная сестра ее Иудея. 8 И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала. 9 И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом. 10 Но при всем этом вероломная сестра ее Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно, говорит Господь.
11 И сказал мне Господь: отступница, дочь Израилева, оказалась правее, нежели вероломная Иудея. 12 Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи:
возвратись, отступница, дочь Израилева,
              говорит Господь.
Я не изолью на вас гнева Моего;
  ибо Я милостив,
              говорит Господь —
не вечно буду негодовать.
 
13 Признай только вину твою:
  ибо ты отступила от Господа Бога твоего
и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом,
  а гласа Моего вы не слушали,
              говорит Господь.
 
14 Возвратитесь, дети-отступники,
              говорит Господь,
  потому что Я сочетался с вами,
и возьму вас по одному из города, по два из племени,
  и приведу вас на Сион.
15 И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием. 16 И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: "ковчег завета Господня"; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет. 17 В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего. 18 В те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим. 
19 И говорил Я:
  как поставлю тебя в число детей
и дам тебе вожделенную землю,
  прекраснейшее наследие множества народов?
И сказал: ты будешь называть Меня отцом твоим
  и не отступишь от Меня.
 
20 Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему,
  так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев,
              говорит Господь.
21 
Голос слышен на высотах,
  жалобный плач сынов Израиля о том,
что они извратили путь свой,
  забыли Господа Бога своего.
22 
Возвратитесь, мятежные дети:
  Я исцелю вашу непокорность. —
Вот, мы идем к Тебе,
  ибо Ты — Господь Бог наш.
23 
Поистине, напрасно надеялись мы на холмы
  и на множество гор;
поистине, в Господе Боге нашем
  спасение Израилево!
24 От юности нашей эта мерзость пожирала труды отцов наших, овец их и волов их, сыновей их и дочерей их. 25 Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим — мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего.
Свернуть
В жизни мы чаще всего руководствуемся человеческими законами...  Читать далее

В жизни мы чаще всего руководствуемся человеческими законами. Вот и отношения Бога с людьми представлены в Писании, как аналогичные отношениям мужа с женой (сравни Еф. 5:22-33). По ветхозаветному закону, жена, разведенная с мужем не может больше вернуться к нему, а женщина, изменившая мужу, должна быть наказана смертью. Но Сам Бог говорит в этом пророчестве невероятные вещи: неверный Израиль может вернуться к Богу и получить прощение. Будем же помнить, что Его любовь сильнее закона, и подражать Ему в этом.

Свернуть
 
На Иер 3:1-25
Говорят: "если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него
  и сделается женою другого мужа,
  то может ли она возвратиться к нему?
Не осквернилась ли бы этим страна та?"
А ты со многими любовниками блудодействовала —
  и однако же возвратись ко Мне,
              говорит Господь.
Подними глаза твои на высоты и посмотри,
  где не блудодействовали с тобою?
У дороги сидела ты для них,
как Аравитянин в пустыне,
  и осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим.
За то были удержаны дожди,
  и не было дождя позднего;
но у тебя был лоб блудницы,
  ты отбросила стыд.
Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне:
  "Отец мой! Ты был путеводителем юности моей!
Неужели всегда будет Он во гневе?
  и неужели вечно будет удерживать его в Себе?"
Вот, что говоришь ты,
  а делаешь зло и преуспеваешь в нем.
6 Господь сказал мне во дни Иосии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала. 7 И после того, как она все это делала, Я говорил: "возвратись ко Мне"; но она не возвратилась; и видела это вероломная сестра ее Иудея. 8 И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала. 9 И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом. 10 Но при всем этом вероломная сестра ее Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно, говорит Господь.
11 И сказал мне Господь: отступница, дочь Израилева, оказалась правее, нежели вероломная Иудея. 12 Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи:
возвратись, отступница, дочь Израилева,
              говорит Господь.
Я не изолью на вас гнева Моего;
  ибо Я милостив,
              говорит Господь —
не вечно буду негодовать.
 
13 Признай только вину твою:
  ибо ты отступила от Господа Бога твоего
и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом,
  а гласа Моего вы не слушали,
              говорит Господь.
 
14 Возвратитесь, дети-отступники,
              говорит Господь,
  потому что Я сочетался с вами,
и возьму вас по одному из города, по два из племени,
  и приведу вас на Сион.
15 И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием. 16 И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: "ковчег завета Господня"; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет. 17 В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего. 18 В те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим. 
19 И говорил Я:
  как поставлю тебя в число детей
и дам тебе вожделенную землю,
  прекраснейшее наследие множества народов?
И сказал: ты будешь называть Меня отцом твоим
  и не отступишь от Меня.
 
20 Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему,
  так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев,
              говорит Господь.
21 
Голос слышен на высотах,
  жалобный плач сынов Израиля о том,
что они извратили путь свой,
  забыли Господа Бога своего.
22 
Возвратитесь, мятежные дети:
  Я исцелю вашу непокорность. —
Вот, мы идем к Тебе,
  ибо Ты — Господь Бог наш.
23 
Поистине, напрасно надеялись мы на холмы
  и на множество гор;
поистине, в Господе Боге нашем
  спасение Израилево!
24 От юности нашей эта мерзость пожирала труды отцов наших, овец их и волов их, сыновей их и дочерей их. 25 Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим — мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего.
Свернуть
Сегодняшнее чтение позволяет нам лучше понять, что именно заставляло Иеремию упрекать новоявленных яхвистов в...  Читать далее

Сегодняшнее чтение позволяет нам лучше понять, что именно заставляло Иеремию упрекать новоявленных яхвистов в отступничестве. Не случайно темой проповеди пророка становятся верность и постоянство. Он сравнивает народ Божий с неверной женой, изменившей мужу, которая, сетуя на гнев супруга, тем не менее не собирается ничего менять в своей жизни (ст. 1–5). Но Бог не отвергает Своего народа даже тогда, когда народ отворачивается от Него. Возвращение возможно всегда, но при одном непременном условии: признании своей вины (ст. 12–13).

Такое признание открывает путь к настоящему духовному обновлению, которое изменит всю жизнь народа и станет предвестием наступления мессианского Царства (ст. 14–19). А внешнее обращение без признания вины лишь усугубляет ситуацию (ст. 6–11). И дело здесь не в мести Бога, Который хочет насладиться торжеством собственной правоты, а в том, что составляет самые основы духовной жизни, — в выборе и ответственности. Ведь духовная жизнь и начинается, собственно, с того выбора, который делает человек или целый народ, и, прежде всего, с выбора духовного пути: будет ли это путь, указанный Богом, или путь, выбранный самим человеком по собственному разумению.

Но выбор предполагает и ответственность, готовность человека отвечать за последствия сделанного выбора и, в первую очередь, признание серьёзности самого выбора как такового. Именно поэтому так важно признание вины за совершённый грех: оно предполагает, что человек всерьёз относится к собственному выбору, даже тогда, когда он был сделан ошибочно. Ошибки Бог готов прощать, даже если они совершались неоднократно. И даже в том случае, когда ошибки эти совершались отнюдь не по неведению, когда речь должна идти именно о духовных ошибках, а не просто об ошибках разума или чувства. Но тогда принципиально важным становится факт признания того, что ошибка была, ведь тем самым признаётся серьёзность намерения, а значит и самого выбора. Если же человек или целый народ хочет обратиться к Богу, но отказывается нести ответственность за свой прежний ошибочный выбор (а как иначе можно объяснить отказ признать вину за совершенно очевидный каждому грех?), то обращение становится невозможным: ведь обращающийся сам расписывается в собственной безответственности и, следовательно, духовной несостоятельности. Так отказ от ответственности за совершённый грех делает невозможным раскаяние и возвращение согрешившего к Богу.

Свернуть
 
На Иер 3:6-25
6 Господь сказал мне во дни Иосии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала. 7 И после того, как она все это делала, Я говорил: "возвратись ко Мне"; но она не возвратилась; и видела это вероломная сестра ее Иудея. 8 И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала. 9 И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом. 10 Но при всем этом вероломная сестра ее Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно, говорит Господь.
11 И сказал мне Господь: отступница, дочь Израилева, оказалась правее, нежели вероломная Иудея. 12 Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи:
возвратись, отступница, дочь Израилева,
              говорит Господь.
Я не изолью на вас гнева Моего;
  ибо Я милостив,
              говорит Господь —
не вечно буду негодовать.
 
13 Признай только вину твою:
  ибо ты отступила от Господа Бога твоего
и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом,
  а гласа Моего вы не слушали,
              говорит Господь.
 
14 Возвратитесь, дети-отступники,
              говорит Господь,
  потому что Я сочетался с вами,
и возьму вас по одному из города, по два из племени,
  и приведу вас на Сион.
15 И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием. 16 И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: "ковчег завета Господня"; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет. 17 В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего. 18 В те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим. 
19 И говорил Я:
  как поставлю тебя в число детей
и дам тебе вожделенную землю,
  прекраснейшее наследие множества народов?
И сказал: ты будешь называть Меня отцом твоим
  и не отступишь от Меня.
 
20 Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему,
  так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев,
              говорит Господь.
21 
Голос слышен на высотах,
  жалобный плач сынов Израиля о том,
что они извратили путь свой,
  забыли Господа Бога своего.
22 
Возвратитесь, мятежные дети:
  Я исцелю вашу непокорность. —
Вот, мы идем к Тебе,
  ибо Ты — Господь Бог наш.
23 
Поистине, напрасно надеялись мы на холмы
  и на множество гор;
поистине, в Господе Боге нашем
  спасение Израилево!
24 От юности нашей эта мерзость пожирала труды отцов наших, овец их и волов их, сыновей их и дочерей их. 25 Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим — мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего.
Свернуть
Не только две части народа представлены здесь в виде двух сестёр, но и две модели поведения, с той поры многократно...  Читать далее

Не только две части народа представлены здесь в виде двух сестёр, но и две модели поведения, с той поры многократно повторявшиеся отступниками самых разных времён и народов. Одни отступники отворачиваются от Господа откровенно, принимая ставшие вдруг популярными мнения и учения, другие же продолжают числить себя продолжателями и носителями традиции, которую, впрочем, успешно совмещают с далёкими от богооткровенной истины учениями и образом жизни. Но лицемеры — такие же отступники, как и прочие, им точно так же доведётся хлебнуть последствий своих дел.

Господь и на этот раз призывает грешников покаяться и вернуться. Но пророк, говоря здесь о стыде, покрывшем грешный народ, не упоминает о том, что в народе пробудилось желание вернуться к Богу. Как первым людям после грехопадения, их потомкам легче переживать стыд, чем покаянно обращаться к Источнику прощения.

И вот слышатся слова пророчества: когда те, кто первоначально был избран, не устоят в верности, Господь призовёт к Себе все остальные народы, и за ними к Нему вернутся и иудеи. О каких же временах здесь говорится, не о новозаветных ли? Пророческое слово глубоко и многозначно, и не только к возвращению из вавилонского плена мы можем приложить его, но и к более отдалённым временам.

Свернуть
 
На Иер 3:6-25
6 Господь сказал мне во дни Иосии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала. 7 И после того, как она все это делала, Я говорил: "возвратись ко Мне"; но она не возвратилась; и видела это вероломная сестра ее Иудея. 8 И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала. 9 И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом. 10 Но при всем этом вероломная сестра ее Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно, говорит Господь.
11 И сказал мне Господь: отступница, дочь Израилева, оказалась правее, нежели вероломная Иудея. 12 Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи:
возвратись, отступница, дочь Израилева,
              говорит Господь.
Я не изолью на вас гнева Моего;
  ибо Я милостив,
              говорит Господь —
не вечно буду негодовать.
 
13 Признай только вину твою:
  ибо ты отступила от Господа Бога твоего
и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом,
  а гласа Моего вы не слушали,
              говорит Господь.
 
14 Возвратитесь, дети-отступники,
              говорит Господь,
  потому что Я сочетался с вами,
и возьму вас по одному из города, по два из племени,
  и приведу вас на Сион.
15 И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием. 16 И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: "ковчег завета Господня"; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет. 17 В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего. 18 В те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим. 
19 И говорил Я:
  как поставлю тебя в число детей
и дам тебе вожделенную землю,
  прекраснейшее наследие множества народов?
И сказал: ты будешь называть Меня отцом твоим
  и не отступишь от Меня.
 
20 Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему,
  так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев,
              говорит Господь.
21 
Голос слышен на высотах,
  жалобный плач сынов Израиля о том,
что они извратили путь свой,
  забыли Господа Бога своего.
22 
Возвратитесь, мятежные дети:
  Я исцелю вашу непокорность. —
Вот, мы идем к Тебе,
  ибо Ты — Господь Бог наш.
23 
Поистине, напрасно надеялись мы на холмы
  и на множество гор;
поистине, в Господе Боге нашем
  спасение Израилево!
24 От юности нашей эта мерзость пожирала труды отцов наших, овец их и волов их, сыновей их и дочерей их. 25 Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим — мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего.
Свернуть
В пророчестве наиболее ярко выявляется парадоксальность Божьего отношения к человеку: контраст абсолютного осуждения и...  Читать далее

В пророчестве наиболее ярко выявляется парадоксальность Божьего отношения к человеку: контраст абсолютного осуждения и абсолютной любви. Неверный народ уподобляется распутной дочери и вероломной жене — и здесь же обещание: «Я сочетаюсь с вами... будете называть Меня Отцом... дам тебе вожделенную землю наследия...». Одно не отменяет другого и одно не противоречит другому. Неверие и язычество не становятся лучше из-за любви, а любовь не становится меньше из-за измены. Владыка вселенной и Царь царей оказывается в положении обманутого мужа или брошенного отца. Но это абсурд, этого не должно быть! Всякий, кто услышит и поймет, примет близко к сердцу эти страшные слова, немедленно обратится к Богу, «мятежные дети» опомнятся и вернутся. На это и рассчитана проповедь пророка — только бы она дошла до цели, человеческого сердца!

Свернуть
 
На Иер 3:14-17
14 Возвратитесь, дети-отступники,
              говорит Господь,
  потому что Я сочетался с вами,
и возьму вас по одному из города, по два из племени,
  и приведу вас на Сион.
15 И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием. 16 И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: "ковчег завета Господня"; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет. 17 В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего.
Свернуть
Многие века ковчег завета играл огромную роль в вероучении и культе израильтян. Он был материальным свидетельством завета, заключенного между Богом и Израилем, завета, по которому Бог брал на Себя ответственность за судьбы народа, а народ обещал исполнять Божий закон, данный через Моисея...  Читать далее

Многие века ковчег завета играл огромную роль в вероучении и культе израильтян. Он был материальным свидетельством завета, заключенного между Богом и Израилем, завета, по которому Бог брал на Себя ответственность за судьбы народа, а народ обещал исполнять Божий закон, данный через Моисея. Ковчег был подтверждением спасительного действия Бога, выведшего Свой народ из египетского рабства, и праведности Его закона. Ковчег — это святое! И вот Иеремия пророчествует о том, что ковчег утеряет свое значение, даже сам будет утерян и о нем не будут вспоминать. И это будет соответствовать не потере отношений между Израилем и Богом, а наоборот, их восстановлению и обогащению. Пророку открывается, что настанет такое время, когда не исход из Египта будет символом спасения, а крестный путь Мессии-Христа, когда не каменные скрижали станут носителями Божиего закона, а сердца человеческие.

Свернуть
 
На Иер 3:25
25 Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим — мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего.
Свернуть
Какая неудобная вещь — покаяние. Так хотелось бы сказать, что мы сами-то внутри хорошие, но нам помешали — другие люди, обстоятельства, стихии. В общем, как в старом фильме «Берегись автомобиля», — «он, конечно, виноват, но он, конечно, не виноват»...  Читать далее

Какая неудобная вещь — покаяние. Так хотелось бы сказать, что мы сами-то внутри хорошие, но нам помешали — другие люди, обстоятельства, стихии. В общем, как в старом фильме «Берегись автомобиля», — «он, конечно, виноват, но он, конечно, не виноват».

Но тогда получается, что мы-то в Боге не нуждаемся, у нас-то все в порядке. Это у Бога проблемы — со стихиями, с обстоятельствами, с другими людьми. Пусть Он с ними разбирается! Но ведь это значит, что у нас нет шанса на наше внутреннее изменение, наши грехи остаются непрощенными и неуничтоженными, и наше падение в смерть даже не замедляется.

Нет, уж лучше согласиться с пророком и не искать себе извинений: мы грешили от юности нашей и до сего дня и не слушались голоса Господа Бога нашего.

Свернуть
 
На Иер 2:1-3:5
1 И было слово Господне ко мне: 2 иди и возгласи в уши дщери Иерусалима: так говорит Господь:
Я вспоминаю о дружестве юности твоей,
  о любви твоей, когда ты была невестою,
когда последовала за Мною в пустыню,
  в землю незасеянную.
 
3 Израиль был святынею Господа,
  начатком плодов Его;
все поедавшие его были осуждаемы,
  бедствие постигало их,
              говорит Господь.
4 Выслушайте слово Господне, дом Иаковлев и все роды дома Израилева! 5 Так говорит Господь:
какую неправду нашли во Мне отцы ваши,
  что удалились от Меня
и пошли за суетою, и осуетились,
 
6 и не сказали: "где Господь,
  Который вывел нас из земли Египетской,
вел нас по пустыне,
  по земле пустой и необитаемой,
по земле сухой, по земле тени смертной,
  по которой никто не ходил
  и где не обитал человек?"
 
7 И Я ввел вас в землю плодоносную,
  чтобы вы питались плодами ее и добром ее;
а вы вошли и осквернили землю Мою,
  и достояние Мое сделали мерзостью.
 
8 Священники не говорили: "где Господь?",
  и учители закона не знали Меня,
и пастыри отпали от Меня,
  и пророки пророчествовали во имя Ваала
  и ходили во след тех, которые не помогают.
Поэтому Я еще буду судиться с вами,
              говорит Господь,
  и с сыновьями сыновей ваших буду судиться.
10 
Ибо пойдите на острова Хиттимские и посмотрите,
  и пошлите в Кидар и разведайте прилежно,
  и рассмотрите: было ли там что-нибудь подобное сему?
11 
переменил ли какой народ богов своих,
  хотя они и не боги?
а Мой народ променял славу свою
  на то, что не помогает.
12 
Подивитесь сему, небеса,
  и содрогнитесь, и ужаснитесь,
              говорит Господь.
13 
Ибо два зла сделал народ Мой:
  Меня, источник воды живой, оставили,
  и высекли себе водоемы разбитые,
  которые не могут держать воды.
14 
Разве Израиль раб? или он домочадец?
  почему он сделался добычею?
15 
Зарыкали на него молодые львы,
  подали голос свой
и сделали землю его пустынею;
  города его сожжены, без жителей.
16 
И сыновья Мемфиса и Тафны
  объели темя твое.
17 
Не причинил ли ты себе это тем,
  что оставил Господа Бога твоего в то время,
  когда Он путеводил тебя?
18 
И ныне для чего тебе путь в Египет,
  чтобы пить воду из Нила?
и для чего тебе путь в Ассирию,
  чтобы пить воду из реки ее?
19 
Накажет тебя нечестие твое,
  и отступничество твое обличит тебя;
итак познай и размысли, как худо и горько то,
  что ты оставил Господа Бога твоего
  и страха Моего нет в тебе,
              говорит Господь Бог Саваоф.
20 
Ибо издавна Я сокрушил ярмо твое,
  разорвал узы твои,
  и ты говорил: "не буду служить идолам",
а между тем на всяком высоком холме
  и под всяким ветвистым деревом
  ты блудодействовал.
21 
Я насадил тебя как благородную лозу —
  самое чистое семя;
как же ты превратилась у Меня
  в дикую отрасль чужой лозы?
22 
Посему, хотя бы ты умылся мылом
  и много употребил на себя щелоку,
  нечестие твое отмечено предо Мною,
              говорит Господь Бог.
23 
Как можешь ты сказать: "я не осквернил себя,
  я не ходил во след Ваала?"
Посмотри на поведение твое в долине,
  познай, что делала ты,
резвая верблюдица, рыщущая по путям твоим?
24 
  Привыкшую к пустыне дикую ослицу,
в страсти души своей глотающую воздух,
  кто может удержать?
Все, ищущие ее, не утомятся:
  в ее месяце они найдут ее.
25 
Не давай ногам твоим истаптывать обувь,
  и гортани твоей — томиться жаждою.
Но ты сказал: "не надейся, нет!
  ибо люблю чужих
  и буду ходить во след их".
26 
Как вор, когда поймают его, бывает осрамлен,
  так осрамил себя дом Израилев:
они, цари их, князья их,
  и священники их, и пророки их —
27 
говоря дереву: "ты мой отец",
  и камню: "ты родил меня";
ибо они оборотили ко Мне спину,
  а не лице;
а во время бедствия своего будут говорить:
  "встань и спаси нас!"
28 
Где же боги твои,
  которых ты сделал себе? —
пусть они встанут, если могут спасти тебя
  во время бедствия твоего;
ибо сколько у тебя городов,
  столько и богов у тебя, Иуда.
29 
Для чего вам состязаться со Мною? —
  все вы (нечестиво поступали и) согрешали против Меня,
            говорит Господь.
30 
Вотще поражал Я детей ваших:
  они не приняли вразумления;
пророков ваших поядал меч ваш,
  как истребляющий лев (, и вы не убоялись).
31 
О, род! внемлите вы слову Господню:
  был ли Я пустынею для Израиля?
  был ли Я страною мрака?
Зачем же народ Мой говорит: "мы сами себе господа;
  мы уже не придем к Тебе"?
32 
Забывает ли девица украшение свое
  и невеста — наряд свой?
а народ Мой забыл Меня —
  нет числа дням.
33 
Как искусно направляешь ты пути твои,
  чтобы снискать любовь!
и для того даже к преступлениям
  приспособляла ты пути твои.
34 
Даже на полах одежды твоей находится
  кровь людей бедных, невинных,
которых ты не застала при взломе,
  и, несмотря на все это,
35 
говоришь: "так как я невинна,
  то верно гнев Его отвратится от меня".
Вот, Я буду судиться с тобою за то,
  что говоришь: "я не согрешила".
36 
Зачем ты так много бродишь,
  меняя путь твой?
Ты так же будешь посрамлена и Египтом,
  как была посрамлена Ассириею;
37 
и от него ты выйдешь,
  положив руки на голову,
потому что отверг Господь надежды твои,
  и не будешь иметь с ними успеха.
Говорят: "если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него
  и сделается женою другого мужа,
  то может ли она возвратиться к нему?
Не осквернилась ли бы этим страна та?"
А ты со многими любовниками блудодействовала —
  и однако же возвратись ко Мне,
              говорит Господь.
Подними глаза твои на высоты и посмотри,
  где не блудодействовали с тобою?
У дороги сидела ты для них,
как Аравитянин в пустыне,
  и осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим.
За то были удержаны дожди,
  и не было дождя позднего;
но у тебя был лоб блудницы,
  ты отбросила стыд.
Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне:
  "Отец мой! Ты был путеводителем юности моей!
Неужели всегда будет Он во гневе?
  и неужели вечно будет удерживать его в Себе?"
Вот, что говоришь ты,
  а делаешь зло и преуспеваешь в нем.
Свернуть
Израиль изменил Господу. Те, кто был выделен из языческого окружения чтобы сохранить истину посреди океана духовного невежества, оказались хуже язычников. Именно хуже, а не просто такими же...  Читать далее

Израиль изменил Господу. Те, кто был выделен из языческого окружения чтобы сохранить истину посреди океана духовного невежества, оказались хуже язычников. Именно хуже, а не просто такими же, ведь сорвавшись с достигнутой духовной высоты невозможно упасть на прежний уровень, но только ещё ниже.

Почему такое могло произойти? Неужели из-за того, что порабощающий людей грех силён до такой степени, что те, кто не сумел ему воспротивиться, становятся предателями всего светлого, что им было открыто? Или же из-за того, что те дары, которые Господь дал людям, стали им настолько привычными, что перестали не только цениться людьми, но и замечаться? Короче, люди отвернулись от Господа.

Но те, кто отступает от Него, не учитывают, что наша взаимосвязь с Господом — это отношения, а не набор абстрактных представлений о Нём. Поэтому тот, кто изменяет этим отношениям, пусть вспомнит о реакции друзей или родных на те неприятности, которые им довелось от него испытать. Да, на это можно возразить, что Господь не человек, и человеческие понятия ничтожны перед Ним. Однако и они могут дать хоть какое-то представление о том, что наши дела, и не только дела, но и направленность наших сердец, для Него небезразличны и не могут не иметь последствий.

Свернуть
 
На Иер 2:1-3:5
1 И было слово Господне ко мне: 2 иди и возгласи в уши дщери Иерусалима: так говорит Господь:
Я вспоминаю о дружестве юности твоей,
  о любви твоей, когда ты была невестою,
когда последовала за Мною в пустыню,
  в землю незасеянную.
 
3 Израиль был святынею Господа,
  начатком плодов Его;
все поедавшие его были осуждаемы,
  бедствие постигало их,
              говорит Господь.
4 Выслушайте слово Господне, дом Иаковлев и все роды дома Израилева! 5 Так говорит Господь:
какую неправду нашли во Мне отцы ваши,
  что удалились от Меня
и пошли за суетою, и осуетились,
 
6 и не сказали: "где Господь,
  Который вывел нас из земли Египетской,
вел нас по пустыне,
  по земле пустой и необитаемой,
по земле сухой, по земле тени смертной,
  по которой никто не ходил
  и где не обитал человек?"
 
7 И Я ввел вас в землю плодоносную,
  чтобы вы питались плодами ее и добром ее;
а вы вошли и осквернили землю Мою,
  и достояние Мое сделали мерзостью.
 
8 Священники не говорили: "где Господь?",
  и учители закона не знали Меня,
и пастыри отпали от Меня,
  и пророки пророчествовали во имя Ваала
  и ходили во след тех, которые не помогают.
Поэтому Я еще буду судиться с вами,
              говорит Господь,
  и с сыновьями сыновей ваших буду судиться.
10 
Ибо пойдите на острова Хиттимские и посмотрите,
  и пошлите в Кидар и разведайте прилежно,
  и рассмотрите: было ли там что-нибудь подобное сему?
11 
переменил ли какой народ богов своих,
  хотя они и не боги?
а Мой народ променял славу свою
  на то, что не помогает.
12 
Подивитесь сему, небеса,
  и содрогнитесь, и ужаснитесь,
              говорит Господь.
13 
Ибо два зла сделал народ Мой:
  Меня, источник воды живой, оставили,
  и высекли себе водоемы разбитые,
  которые не могут держать воды.
14 
Разве Израиль раб? или он домочадец?
  почему он сделался добычею?
15 
Зарыкали на него молодые львы,
  подали голос свой
и сделали землю его пустынею;
  города его сожжены, без жителей.
16 
И сыновья Мемфиса и Тафны
  объели темя твое.
17 
Не причинил ли ты себе это тем,
  что оставил Господа Бога твоего в то время,
  когда Он путеводил тебя?
18 
И ныне для чего тебе путь в Египет,
  чтобы пить воду из Нила?
и для чего тебе путь в Ассирию,
  чтобы пить воду из реки ее?
19 
Накажет тебя нечестие твое,
  и отступничество твое обличит тебя;
итак познай и размысли, как худо и горько то,
  что ты оставил Господа Бога твоего
  и страха Моего нет в тебе,
              говорит Господь Бог Саваоф.
20 
Ибо издавна Я сокрушил ярмо твое,
  разорвал узы твои,
  и ты говорил: "не буду служить идолам",
а между тем на всяком высоком холме
  и под всяким ветвистым деревом
  ты блудодействовал.
21 
Я насадил тебя как благородную лозу —
  самое чистое семя;
как же ты превратилась у Меня
  в дикую отрасль чужой лозы?
22 
Посему, хотя бы ты умылся мылом
  и много употребил на себя щелоку,
  нечестие твое отмечено предо Мною,
              говорит Господь Бог.
23 
Как можешь ты сказать: "я не осквернил себя,
  я не ходил во след Ваала?"
Посмотри на поведение твое в долине,
  познай, что делала ты,
резвая верблюдица, рыщущая по путям твоим?
24 
  Привыкшую к пустыне дикую ослицу,
в страсти души своей глотающую воздух,
  кто может удержать?
Все, ищущие ее, не утомятся:
  в ее месяце они найдут ее.
25 
Не давай ногам твоим истаптывать обувь,
  и гортани твоей — томиться жаждою.
Но ты сказал: "не надейся, нет!
  ибо люблю чужих
  и буду ходить во след их".
26 
Как вор, когда поймают его, бывает осрамлен,
  так осрамил себя дом Израилев:
они, цари их, князья их,
  и священники их, и пророки их —
27 
говоря дереву: "ты мой отец",
  и камню: "ты родил меня";
ибо они оборотили ко Мне спину,
  а не лице;
а во время бедствия своего будут говорить:
  "встань и спаси нас!"
28 
Где же боги твои,
  которых ты сделал себе? —
пусть они встанут, если могут спасти тебя
  во время бедствия твоего;
ибо сколько у тебя городов,
  столько и богов у тебя, Иуда.
29 
Для чего вам состязаться со Мною? —
  все вы (нечестиво поступали и) согрешали против Меня,
            говорит Господь.
30 
Вотще поражал Я детей ваших:
  они не приняли вразумления;
пророков ваших поядал меч ваш,
  как истребляющий лев (, и вы не убоялись).
31 
О, род! внемлите вы слову Господню:
  был ли Я пустынею для Израиля?
  был ли Я страною мрака?
Зачем же народ Мой говорит: "мы сами себе господа;
  мы уже не придем к Тебе"?
32 
Забывает ли девица украшение свое
  и невеста — наряд свой?
а народ Мой забыл Меня —
  нет числа дням.
33 
Как искусно направляешь ты пути твои,
  чтобы снискать любовь!
и для того даже к преступлениям
  приспособляла ты пути твои.
34 
Даже на полах одежды твоей находится
  кровь людей бедных, невинных,
которых ты не застала при взломе,
  и, несмотря на все это,
35 
говоришь: "так как я невинна,
  то верно гнев Его отвратится от меня".
Вот, Я буду судиться с тобою за то,
  что говоришь: "я не согрешила".
36 
Зачем ты так много бродишь,
  меняя путь твой?
Ты так же будешь посрамлена и Египтом,
  как была посрамлена Ассириею;
37 
и от него ты выйдешь,
  положив руки на голову,
потому что отверг Господь надежды твои,
  и не будешь иметь с ними успеха.
Говорят: "если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него
  и сделается женою другого мужа,
  то может ли она возвратиться к нему?
Не осквернилась ли бы этим страна та?"
А ты со многими любовниками блудодействовала —
  и однако же возвратись ко Мне,
              говорит Господь.
Подними глаза твои на высоты и посмотри,
  где не блудодействовали с тобою?
У дороги сидела ты для них,
как Аравитянин в пустыне,
  и осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим.
За то были удержаны дожди,
  и не было дождя позднего;
но у тебя был лоб блудницы,
  ты отбросила стыд.
Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне:
  "Отец мой! Ты был путеводителем юности моей!
Неужели всегда будет Он во гневе?
  и неужели вечно будет удерживать его в Себе?"
Вот, что говоришь ты,
  а делаешь зло и преуспеваешь в нем.
Свернуть
Пророчество рождается из напряжения — из несоответствия между тем, что есть, и тем, что должно...  Читать далее

Пророчество рождается из напряжения — из несоответствия между тем, что есть, и тем, что должно быть. Бог ждет от людей «дружбы, как в юности» и «любви, как перед свадьбой», а получает неверность, отвержение и забвение. Почему так происходит, и что с этим делать? На эти вопросы, наверное, труднее всего ответить, ведь Бог делает все, чтобы привлечь человека, а тот «оставляет источник воды, чтобы сделать себе сухой водоем», как женщина, оставляющая дом мужа и ищущая приключений в стане отчаяния и смерти. Забвение Бога нельзя объяснить рационально — это безумие, и все же, это реальность. И все, что остается Богу — говорить к людям через Своего пророка: предупреждать о грядущих бедствиях, обличать, умолять, звать их к Себе. И здесь успех Бога становится счастьем пророка, и наоборот, неудача — оборачивается горем. Пророк не торгует идеологией, как «опиумом для народа», не занимается демагогией. Он любит людей Божьей любовью и плачет о них Божьими слезами.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).