Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ис 48:17-19

Поделиться
17 
Так говорит Господь,
  Искупитель твой, Святый Израилев:
Я Господь, Бог твой,
  научающий тебя полезному,
  ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти.
18 
О, если бы ты внимал заповедям Моим!
  тогда мир твой был бы как река,
  и правда твоя — как волны морские.
19 
И семя твое было бы как песок,
  и происходящие из чресл твоих — как песчинки:
не изгладилось бы, не истребилось бы
  имя его предо Мною.
Свернуть

Может показаться, что сравнение того благоденствия, которое, по словам пророка, ожидает народ в случае следования Торе и Божьим заповедям, с морем или рекой, — не более, чем красивый образ. Но дело всё же обстоит не так просто. Что такое Тора? Что такое Декалог? Данные Богом заповеди? Основанные на этих заповедях законы? Несомненно. Но не только. В раввинистической традиции существует представление о Торе, написанной на небесных скрижалях ещё до сотворения мира. К этому образу тоже можно было бы отнестись как к аллегории, если в Торе видеть только текст или только кодекс, юридический и моральный. Но так ли это? Нужен ли Богу такой кодекс? Мораль ли Ему важна, или что-то другое? Нам сегодня часто кажется, что этика — главное в общении с Богом, что Богу нужна наша нравственность. И грех противен Ему потому, что безнравственен.

Библия смотрит на это иначе. Самое страшное во всяком грехе — не нарушение нравственной нормы. И даже не вред, приносимый таким нарушением ближнему (хотя и это может быть ужасно). Самое страшное заключается в том, что грех объективно отделяет нас от Бога, делает невозможным богообщение. Не абстрактное, а вполне конкретное, такое, которое описано в Библии. Общение как встречу, которая полностью меняет человека потому, что присутствие Божье воздействует на человеческую природу.

Вот этому преображающему воздействию и мешает грех. Бог не станет работать с человеком, чья природа (телесная и душевная) испорчена грехом. Он во всяком случае вначале её, эту природу, очистит. Чтобы преобразить человека полностью, его надо полностью очистить от греха — для этого и пришёл в мир Мессия. Вопрос о грехе — не нравственный, а духовный. И Тора описывает те законы, которые определяют отношения человека с Богом и отношения людей между собой.

Она описывает законы духовной жизни: ведь духовность — это и есть отношения. Отношения людей между собой, отношения их с Богом. Их отношения со Христом — и отношения Христа с Его небесным Отцом. И законы эти так же незыблемы, как законы природы. Они из одного Источника. Следуя им, мы не просто становимся порядочными людьми. Или людьми религиозными. Следуя Торе, мы становимся частью Божьего плана и большого Божьего мира. Такой же органичной, как море или река, но, в отличие от них, сознающей себя и свои отношения с Богом. Мира, который однажды станет Царством, в которое войдём и мы.

Другие мысли вслух

 
На Ис 48:17-19
17 
Так говорит Господь,
  Искупитель твой, Святый Израилев:
Я Господь, Бог твой,
  научающий тебя полезному,
  ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти.
18 
О, если бы ты внимал заповедям Моим!
  тогда мир твой был бы как река,
  и правда твоя — как волны морские.
19 
И семя твое было бы как песок,
  и происходящие из чресл твоих — как песчинки:
не изгладилось бы, не истребилось бы
  имя его предо Мною.
Свернуть
Может показаться, что сравнение того благоденствия, которое, по словам пророка, ожидает народ в случае следования Торе и Божьим заповедям, с морем или рекой, — не более, чем красивый образ. Но дело всё же обстоит не так просто. Что такое Тора? Что такое Декалог?...  Читать далее

Может показаться, что сравнение того благоденствия, которое, по словам пророка, ожидает народ в случае следования Торе и Божьим заповедям, с морем или рекой, — не более, чем красивый образ. Но дело всё же обстоит не так просто. Что такое Тора? Что такое Декалог? Данные Богом заповеди? Основанные на этих заповедях законы? Несомненно. Но не только. В раввинистической традиции существует представление о Торе, написанной на небесных скрижалях ещё до сотворения мира. К этому образу тоже можно было бы отнестись как к аллегории, если в Торе видеть только текст или только кодекс, юридический и моральный. Но так ли это? Нужен ли Богу такой кодекс? Мораль ли Ему важна, или что-то другое? Нам сегодня часто кажется, что этика — главное в общении с Богом, что Богу нужна наша нравственность. И грех противен Ему потому, что безнравственен.

Библия смотрит на это иначе. Самое страшное во всяком грехе — не нарушение нравственной нормы. И даже не вред, приносимый таким нарушением ближнему (хотя и это может быть ужасно). Самое страшное заключается в том, что грех объективно отделяет нас от Бога, делает невозможным богообщение. Не абстрактное, а вполне конкретное, такое, которое описано в Библии. Общение как встречу, которая полностью меняет человека потому, что присутствие Божье воздействует на человеческую природу.

Вот этому преображающему воздействию и мешает грех. Бог не станет работать с человеком, чья природа (телесная и душевная) испорчена грехом. Он во всяком случае вначале её, эту природу, очистит. Чтобы преобразить человека полностью, его надо полностью очистить от греха — для этого и пришёл в мир Мессия. Вопрос о грехе — не нравственный, а духовный. И Тора описывает те законы, которые определяют отношения человека с Богом и отношения людей между собой.

Она описывает законы духовной жизни: ведь духовность — это и есть отношения. Отношения людей между собой, отношения их с Богом. Их отношения со Христом — и отношения Христа с Его небесным Отцом. И законы эти так же незыблемы, как законы природы. Они из одного Источника. Следуя им, мы не просто становимся порядочными людьми. Или людьми религиозными. Следуя Торе, мы становимся частью Божьего плана и большого Божьего мира. Такой же органичной, как море или река, но, в отличие от них, сознающей себя и свои отношения с Богом. Мира, который однажды станет Царством, в которое войдём и мы.

Свернуть
 
На Ис 48:17-19
17 
Так говорит Господь,
  Искупитель твой, Святый Израилев:
Я Господь, Бог твой,
  научающий тебя полезному,
  ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти.
18 
О, если бы ты внимал заповедям Моим!
  тогда мир твой был бы как река,
  и правда твоя — как волны морские.
19 
И семя твое было бы как песок,
  и происходящие из чресл твоих — как песчинки:
не изгладилось бы, не истребилось бы
  имя его предо Мною.
Свернуть
Порой кажется, что в Писании Господь все время ждет от нас невероятных усилий, что мы должны бороться и трудиться. В заповедях мы слышим в первую очередь...  Читать далее

Порой кажется, что в Писании Господь все время ждет от нас невероятных усилий, что мы должны бороться и трудиться. В заповедях мы слышим в первую очередь то, чего мы не должны себе позволить, не всегда отдавая себе отчет в том, зачем. Получается, что жизнь наша должна стать постоянным преодолением. И хотя это иногда и так, но лишь отчасти. Устами пророка Исайи Господь говорит про Себя – «научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти». Путь у каждого из нас свой, найти его самому довольно трудно, как же понять – где она, та дорога, к которой мы призваны? И Господь дает нам понять, что заповеди – колышки, обозначающие край дороги, оберегающие от падения в пропасть. Как берега полноводной реки, дающие ей направление, но охраняющие ее от того, чтобы разлиться по лугам и затопить все вокруг. Именно такой рекой, по слову пророка, может стать наша жизнь, если мы начнем доверять Богу и поймем, что заповеди не ограничивают нашу волю, а лишь предупреждают об опасности.

Свернуть
 
На Ис 48:17-19
17 
Так говорит Господь,
  Искупитель твой, Святый Израилев:
Я Господь, Бог твой,
  научающий тебя полезному,
  ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти.
18 
О, если бы ты внимал заповедям Моим!
  тогда мир твой был бы как река,
  и правда твоя — как волны морские.
19 
И семя твое было бы как песок,
  и происходящие из чресл твоих — как песчинки:
не изгладилось бы, не истребилось бы
  имя его предо Мною.
Свернуть
Господь говорит, что источник мира — один: внимать заповедям. Мы ищем мира, больше всего на свете нам хочется покоя, внутреннего света...  Читать далее

Господь говорит, что источник мира один — внимать заповедям. Мы ищем мира, больше всего на свете нам хочется покоя, внутреннего света... Но что-то всё время не получается. Почему? Да вот поэтому. Потому что сначала надо послушать Господа, принять Его научение, ибо Он научает полезному, послушаться Его и идти по тому пути, на который направляет Он. И в голосе Его слышится явная боль: «О, если бы ты внимал заповедям Моим!» Если бы... Если бы только мы смогли поднять глаза и посмотреть на Него, открыть сердца и принять Его слово...

Свернуть
 
На Ис 48:17-49:4
17 
Так говорит Господь,
  Искупитель твой, Святый Израилев:
Я Господь, Бог твой,
  научающий тебя полезному,
  ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти.
18 
О, если бы ты внимал заповедям Моим!
  тогда мир твой был бы как река,
  и правда твоя — как волны морские.
19 
И семя твое было бы как песок,
  и происходящие из чресл твоих — как песчинки:
не изгладилось бы, не истребилось бы
  имя его предо Мною.
20 
Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев,
  со гласом радости возвещайте и проповедуйте это,
распространяйте эту весть до пределов земли;
  говорите: "Господь искупил раба Своего Иакова".
21 
И не жаждут они в пустынях, чрез которые
  Он ведет их: Он источает им воду из камня;
  рассекает скалу, и льются воды.
22 
Нечестивым же нет мира, говорит Господь.
Слушайте Меня, острова,
  и внимайте, народы дальние:
Господь призвал Меня от чрева,
  от утробы матери Моей называл имя Мое;
и соделал уста Мои как острый меч;
  тенью руки Своей покрывал Меня,
и соделал Меня стрелою изостренною;
  в колчане Своем хранил Меня;
и сказал Мне: Ты раб Мой,
  Израиль, в Тебе Я прославлюсь.
А Я сказал: напрасно Я трудился,
  ни на что и вотще истощал силу Свою.
Но Мое право у Господа,
  и награда Моя у Бога Моего.
Свернуть
В Книге Исайи несколько упоминаний о Мессии — и среди них есть одно, где Мессия и народ Божий как бы отождествляются. Такое отождествление может показаться...  Читать далее

В Книге Исайи несколько упоминаний о Мессии — и среди них есть одно, где Мессия и народ Божий как бы отождествляются. Такое отождествление может показаться странным, особенно на фоне проповедей, где тот же самый народ упрекается в несоответствии собственному призванию. Между тем именно тут, как нигде, виден способ осуществления Богом Своих планов. В самом деле: народ Божий и Мессия в планах Божьих нераздельны. Согласно традиционным раввинистическим представлениям, и Мессия, и народ были задуманы Богом ещё до сотворения мира.

Очевидно в таком случае, что и тот, и другой должны были появится, так же, как и то, что рождение Мессии неизбежно должно было быть связано с народом Божьим и включено в его историю. Более того: именно Мессия становится Израилем: ведь именно Он является целью и смыслом самого существования народа. С другой стороны, и Мессия может родиться только в народе Божьем, так, что Он действительно становится духовным центром народа и средоточием его истории. В этом смысле можно было бы сказать, что Мессия и есть Израиль.

Вопрос в другом: всегда ли Израиль является Мессией? Речь не о популярных в современном иудаизме концепциях коллективного мессианства, а о том, как народ исполняет свою историческую и духовную роль, связанную с приготовлением к приходу Мессии и к Его встрече. Вот тут-то и оказывается, что Божий замысел и реальность падшей истории — вещи разные. Народ, имея в виду его земную историю, далеко не всегда оказывается на высоте соответствия той задаче, которая на него возложена Богом.

Означает ли это, что план Божий окажется нереализованным? Очевидно, нет. Бог в любом случае осуществит свой замысел — вопрос лишь в том, какой ценой. Цена же определяется мерой полноты участия народа в его осуществлении. Каким будет земной путь Мессии, во многом зависит от духовного состояния народа. В свою очередь и судьба народа, духовная и историческая, определяется мерой его участия в осуществлении мессианского замысла. Можно подумать, что сегодня всё сказанное уже не актуально: Мессия пришёл, и всё произошло так, как произошло. На самом деле, однако, процесс ещё не завершён: ведь он завершится лишь тогда, когда Мессия вернётся во славе. Стало быть, время выбирать ещё есть.

Свернуть
 
На Ис 48:1-22
Слушайте это, дом Иакова,
  называющиеся именем Израиля
  и происшедшие от источника Иудина,
клянущиеся именем Господа
  и исповедающие Бога Израилева,
  хотя не по истине и не по правде.
Ибо они называют себя происходящими от святого города
  и опираются на Бога Израилева;
  Господь Саваоф — имя Ему.
Прежнее Я задолго объявлял;
  из Моих уст выходило оно, и Я возвещал это
  и внезапно делал, и все сбывалось.
Я знал, что ты упорен,
  и что в шее твоей жилы железные,
  и лоб твой — медный;
поэтому и объявлял тебе задолго,
  прежде нежели это приходило, и предъявлял тебе,
чтобы ты не сказал: "идол мой сделал это,
  и истукан мой и изваянный мой повелел этому быть".
Ты слышал — посмотри на все это!
  и неужели вы не признаёте этого?
А ныне Я возвещаю тебе новое
  и сокровенное, и ты не знал этого.
Оно произошло ныне, а не задолго
  и не за день, и ты не слыхал о том,
  чтобы ты не сказал: "вот! я знал это".
Ты и не слыхал и не знал об этом,
  и ухо твое не было прежде открыто;
ибо Я знал, что ты поступишь вероломно,
  и от самого чрева матернего ты прозван отступником.
Ради имени Моего отлагал гнев Мой,
  и ради славы Моей удерживал Себя
  от истребления тебя.
10 
Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро;
  испытал тебя в горниле страдания.
11 
Ради Себя, ради Себя Самого делаю это —
  ибо какое было бы нарекание на имя Мое!
  славы Моей не дам иному.
12 
Послушай Меня, Иаков
  и Израиль, призванный Мой:
Я Тот же, Я первый
  и Я последний.
13 
Моя рука основала землю,
  и Моя десница распростерла небеса;
призову их,
  и они предстанут вместе.
14 
Соберитесь все и слушайте:
  кто между ними предсказал это?
Господь возлюбил его,
  и он исполнит волю Его над Вавилоном
  и явит мышцу Его над Халдеями.
15 
Я, Я сказал, и призвал его;
  Я привел его, и путь его будет благоуспешен.
16 
Приступите ко Мне, слушайте это:
  Я и сначала говорил не тайно;
  с того времени, как это происходит, Я был там;
и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его.
17 
Так говорит Господь,
  Искупитель твой, Святый Израилев:
Я Господь, Бог твой,
  научающий тебя полезному,
  ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти.
18 
О, если бы ты внимал заповедям Моим!
  тогда мир твой был бы как река,
  и правда твоя — как волны морские.
19 
И семя твое было бы как песок,
  и происходящие из чресл твоих — как песчинки:
не изгладилось бы, не истребилось бы
  имя его предо Мною.
20 
Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев,
  со гласом радости возвещайте и проповедуйте это,
распространяйте эту весть до пределов земли;
  говорите: "Господь искупил раба Своего Иакова".
21 
И не жаждут они в пустынях, чрез которые
  Он ведет их: Он источает им воду из камня;
  рассекает скалу, и льются воды.
22 
Нечестивым же нет мира, говорит Господь.
Свернуть
Оказывается, можно исповедовать Господа и клясться Его Именем, но всё это будет не по истине и не по правде...  Читать далее

Оказывается, можно исповедовать Господа и клясться Его Именем, но всё это будет не по истине и не по правде. Значит, когда мы находимся в таком состоянии, то можем в теории придерживаться возвышенных принципов, но при этом будем поступать вопреки им. И это возможно не только в тех случаях, когда мы, подобно людям, обличаемым здесь, пытаемся совместить веру с идолопоклонством или же с обращением к гадателям и прорицателям, но и всякий раз, когда мы вроде бы всё делаем правильно и поступаем благочестиво, но внешнее благочестие стало привычным, прикрывающим отсутствие верного стояния в вере.

Тогда Господь может проявить Свою волю совсем не так, как мы привыкли ожидать на основании опыта прежних времён и тем более выкладок ложной мудрости. Посрамляя лжепророков, да и нас самих, если мы утвердимся в уверенности, что нам всё уже ясно и уж мы-то споткнуться не сможем, Он открывает нам и судьбы мира, и то, что творится в наших собственных глубинах и о до чего мы сами не смогли бы додуматься.

Если это произойдёт, можно и растеряться, сразу не поняв, как реагировать на неожиданно открывшееся новое. Но всё же стоит пойти навстречу новому и неизведанному, когда оно исходит от Господа.

Свернуть
 
На Ис 48:1-22
Слушайте это, дом Иакова,
  называющиеся именем Израиля
  и происшедшие от источника Иудина,
клянущиеся именем Господа
  и исповедающие Бога Израилева,
  хотя не по истине и не по правде.
Ибо они называют себя происходящими от святого города
  и опираются на Бога Израилева;
  Господь Саваоф — имя Ему.
Прежнее Я задолго объявлял;
  из Моих уст выходило оно, и Я возвещал это
  и внезапно делал, и все сбывалось.
Я знал, что ты упорен,
  и что в шее твоей жилы железные,
  и лоб твой — медный;
поэтому и объявлял тебе задолго,
  прежде нежели это приходило, и предъявлял тебе,
чтобы ты не сказал: "идол мой сделал это,
  и истукан мой и изваянный мой повелел этому быть".
Ты слышал — посмотри на все это!
  и неужели вы не признаёте этого?
А ныне Я возвещаю тебе новое
  и сокровенное, и ты не знал этого.
Оно произошло ныне, а не задолго
  и не за день, и ты не слыхал о том,
  чтобы ты не сказал: "вот! я знал это".
Ты и не слыхал и не знал об этом,
  и ухо твое не было прежде открыто;
ибо Я знал, что ты поступишь вероломно,
  и от самого чрева матернего ты прозван отступником.
Ради имени Моего отлагал гнев Мой,
  и ради славы Моей удерживал Себя
  от истребления тебя.
10 
Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро;
  испытал тебя в горниле страдания.
11 
Ради Себя, ради Себя Самого делаю это —
  ибо какое было бы нарекание на имя Мое!
  славы Моей не дам иному.
12 
Послушай Меня, Иаков
  и Израиль, призванный Мой:
Я Тот же, Я первый
  и Я последний.
13 
Моя рука основала землю,
  и Моя десница распростерла небеса;
призову их,
  и они предстанут вместе.
14 
Соберитесь все и слушайте:
  кто между ними предсказал это?
Господь возлюбил его,
  и он исполнит волю Его над Вавилоном
  и явит мышцу Его над Халдеями.
15 
Я, Я сказал, и призвал его;
  Я привел его, и путь его будет благоуспешен.
16 
Приступите ко Мне, слушайте это:
  Я и сначала говорил не тайно;
  с того времени, как это происходит, Я был там;
и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его.
17 
Так говорит Господь,
  Искупитель твой, Святый Израилев:
Я Господь, Бог твой,
  научающий тебя полезному,
  ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти.
18 
О, если бы ты внимал заповедям Моим!
  тогда мир твой был бы как река,
  и правда твоя — как волны морские.
19 
И семя твое было бы как песок,
  и происходящие из чресл твоих — как песчинки:
не изгладилось бы, не истребилось бы
  имя его предо Мною.
20 
Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев,
  со гласом радости возвещайте и проповедуйте это,
распространяйте эту весть до пределов земли;
  говорите: "Господь искупил раба Своего Иакова".
21 
И не жаждут они в пустынях, чрез которые
  Он ведет их: Он источает им воду из камня;
  рассекает скалу, и льются воды.
22 
Нечестивым же нет мира, говорит Господь.
Свернуть
Сегодняшнее пророчество Исайи снова дает нам возможность прикоснуться к тайне Божьего замысла...  Читать далее

Сегодняшнее пророчество Исайи снова дает нам возможность прикоснуться к тайне Божьего замысла. Господь говорит о Себе через пророка, что Он — Искупитель Израиля и Он ведет народ по тому пути, по которому должно идти. Но далее пророк вкладывает в уста Мессии странные слова: «Напрасно Я трудился, ни на что и вотще источал силу Свою. Но... награда Моя у Бога Моего».

С человеческой точки зрения три года служения Господа Иисуса не привели ни к каким результатам. Вместо царственного торжества — позорная смерть, вместо многоязычных толп последователей — горстка учеников, разбежавшихся перед казнью... Странная организация, которую Он создал из учеников, чтобы в ней обитал Дух любви и милости, постоянно подвергается разнообразным нападкам и искушениям, и никак не способна привлечь к себе мир... Все это так, но это — видимая сторона событий.

А за этой видимой стороной есть нечто иное. Позорная казнь открывает дорогу к сияющему чуду Воскресения, разбежавшиеся ученики оказываются способными принять Духа Божьего и повиноваться Ему, а Церковь продолжает оставаться источником живой воды, несмотря на всю враждебность этого мира. Воистину мы видим сегодняшнее пророчество Исайи исполнившимся.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).