Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Лев 24:1-23

Поделиться
1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник; 3 вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши; 4 на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда.
5 И возьми пшеничной муки и испеки из нее двенадцать хлебов; в каждом хлебе должны быть две десятых ефы ; 6 и положи их в два ряда, по шести в ряд, на чистом столе пред Господом; 7 и положи на (каждый) ряд чистого ливана (и соли), и будет это при хлебе, в память, в жертву Господу; 8 в каждый день субботы постоянно должно полагать их пред Господом от сынов Израилевых: это завет вечный; 9 они будут принадлежать Аарону и сынам его, которые будут есть их на святом месте, ибо это великая святыня для них из жертв Господних: это постановление вечное.
10 И вышел сын одной Израильтянки, родившейся от Египтянина, к сынам Израилевым, и поссорился в стане сын Израильтянки с Израильтянином; 11 хулил сын Израильтянки имя (Господне) и злословил. И привели его к Моисею (имя же матери его Саломиф, дочь Давриина, из племени Данова); 12 и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня.
13 И сказал Господь Моисею, говоря: 14 выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями; 15 и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; 16 и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя (Господне), предан будет смерти. 17 Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти. 18 Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину. 19 Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: 20 перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать. 21 Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти. 22 Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш. 23 И сказал Моисей сынам Израилевым; и вывели злословившего вон из стана, и побили его камнями, и сделали сыны Израилевы, как повелел Господь Моисею.
Свернуть

Книга Левита предлагает достаточно жёсткий закон о богохульстве, предполагающий в качестве наказания за это преступление смертную казнь. Встаёт закономерный вопрос: можно ли в таком случае говорить о каком-то выборе для конкретного человека? Если богохульство карается смертью, значит, вера в Бога перестаёт быть выбором и становится обязанностью? Тогда, следовательно, каждому атеисту придётся быть мучеником за идею?

Если понимать атеизм, по крайней мере, осознанный, предполагающий открытое высказывание соответствующих взглядов, как богохульство, то, очевидно, да. Среди людей религиозных во всякой авраамической традиции наверняка найдутся такие, которые не только в атеизме, но даже в агностицизме хотели бы видеть именно богохульство. Для религиозного человека такое желание вполне понятно — религиозность ведь постоянно нуждается в защите и охране, как всякая созданная человеком конструкция.

Яхвизм, однако, если говорить о нём не как о религии, а как о традиции Откровения, в такой защите не нуждается — равно как не нуждается в нём никакая подлинно духовная традиция. Почему же тогда Книга Левита столь жёстко оценивает богохульство? Прежде всего потому, что под богохульством здесь понимается вовсе не то, что имеют под ним в виду сегодня многие религиозные люди. То слово, которое переводится на русский язык как «хулил», означает буквально «поносил» — притом такими словами, каких в приличном обществе не употребляют.

В контексте современного русского речевого этикета тут надо говорить о площадной брани, вполне вероятно нецензурной. Такое возможно лишь в том случае, если человек находится вне себя от ярости. Тут, разумеется, и речи нет ни о каких корректных диспутах по вопросам, связанным с бытием Божьим. Причём наказание, очевидно, применяется лишь в том случае, если нечто подобное происходит публично, и человека нельзя успокоить или привести в чувство.

Речь явно идёт не о случайном нервном срыве — тут позиция, предполагающая абсолютную разнузданность, которая делает человека действительно опасным для всякого верующего, притом опасным смертельно — ведь в таком состоянии возможно даже убийство. Только для таких случаев и предусматривает Книга Левита наказание для богохульника — как для случаев крайних, когда никакие увещания уже не действуют.

Другие мысли вслух

 
На Лев 24:1-23
1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник; 3 вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши; 4 на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда.
5 И возьми пшеничной муки и испеки из нее двенадцать хлебов; в каждом хлебе должны быть две десятых ефы ; 6 и положи их в два ряда, по шести в ряд, на чистом столе пред Господом; 7 и положи на (каждый) ряд чистого ливана (и соли), и будет это при хлебе, в память, в жертву Господу; 8 в каждый день субботы постоянно должно полагать их пред Господом от сынов Израилевых: это завет вечный; 9 они будут принадлежать Аарону и сынам его, которые будут есть их на святом месте, ибо это великая святыня для них из жертв Господних: это постановление вечное.
10 И вышел сын одной Израильтянки, родившейся от Египтянина, к сынам Израилевым, и поссорился в стане сын Израильтянки с Израильтянином; 11 хулил сын Израильтянки имя (Господне) и злословил. И привели его к Моисею (имя же матери его Саломиф, дочь Давриина, из племени Данова); 12 и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня.
13 И сказал Господь Моисею, говоря: 14 выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями; 15 и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; 16 и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя (Господне), предан будет смерти. 17 Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти. 18 Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину. 19 Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: 20 перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать. 21 Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти. 22 Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш. 23 И сказал Моисей сынам Израилевым; и вывели злословившего вон из стана, и побили его камнями, и сделали сыны Израилевы, как повелел Господь Моисею.
Свернуть
На основании этих слов было убито немало преступников и еретиков. Выражения «зуб за зуб» и «око за око»...  Читать далее

На основании этих слов было убито немало преступников и еретиков. Выражения «зуб за зуб» и «око за око» стали символом «человеческой справедливости». Эта позиция представляет собой одну ступень из трех. Первая — судебная система древнего общества, предписывала не равное возмездие, а обязательно учитывала разницу в сословном и классовом состояниях потерпевшего и преступника, и зачастую воздавала за око не оком, а смертью, а за смерть — уничтожением семьи или рода. Следующая ступень божественной регуляции наших отношений — ветхозаветные уставы, о которых мы читали сегодня. И наконец, картина завершается Нагорной проповедью из Евангелия (Мф. 5-7), где Господь говорит о блаженстве тех, кто любит врагов и не воздает злом за зло. Какой системой руководствоваться нам — вопрос, обращенный не только к сегодняшним правительствам и законотворцам, но и — прежде всего — к каждому из нас.

Свернуть
 
На Лев 24:1-23
1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник; 3 вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши; 4 на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда.
5 И возьми пшеничной муки и испеки из нее двенадцать хлебов; в каждом хлебе должны быть две десятых ефы ; 6 и положи их в два ряда, по шести в ряд, на чистом столе пред Господом; 7 и положи на (каждый) ряд чистого ливана (и соли), и будет это при хлебе, в память, в жертву Господу; 8 в каждый день субботы постоянно должно полагать их пред Господом от сынов Израилевых: это завет вечный; 9 они будут принадлежать Аарону и сынам его, которые будут есть их на святом месте, ибо это великая святыня для них из жертв Господних: это постановление вечное.
10 И вышел сын одной Израильтянки, родившейся от Египтянина, к сынам Израилевым, и поссорился в стане сын Израильтянки с Израильтянином; 11 хулил сын Израильтянки имя (Господне) и злословил. И привели его к Моисею (имя же матери его Саломиф, дочь Давриина, из племени Данова); 12 и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня.
13 И сказал Господь Моисею, говоря: 14 выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями; 15 и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; 16 и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя (Господне), предан будет смерти. 17 Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти. 18 Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину. 19 Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: 20 перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать. 21 Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти. 22 Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш. 23 И сказал Моисей сынам Израилевым; и вывели злословившего вон из стана, и побили его камнями, и сделали сыны Израилевы, как повелел Господь Моисею.
Свернуть
Книга Левита предлагает достаточно жёсткий закон о богохульстве, предполагающий в качестве наказания за это преступление смертную казнь. Встаёт закономерный вопрос...  Читать далее

Книга Левита предлагает достаточно жёсткий закон о богохульстве, предполагающий в качестве наказания за это преступление смертную казнь. Встаёт закономерный вопрос: можно ли в таком случае говорить о каком-то выборе для конкретного человека? Если богохульство карается смертью, значит, вера в Бога перестаёт быть выбором и становится обязанностью? Тогда, следовательно, каждому атеисту придётся быть мучеником за идею?

Если понимать атеизм, по крайней мере, осознанный, предполагающий открытое высказывание соответствующих взглядов, как богохульство, то, очевидно, да. Среди людей религиозных во всякой авраамической традиции наверняка найдутся такие, которые не только в атеизме, но даже в агностицизме хотели бы видеть именно богохульство. Для религиозного человека такое желание вполне понятно — религиозность ведь постоянно нуждается в защите и охране, как всякая созданная человеком конструкция.

Яхвизм, однако, если говорить о нём не как о религии, а как о традиции Откровения, в такой защите не нуждается — равно как не нуждается в нём никакая подлинно духовная традиция. Почему же тогда Книга Левита столь жёстко оценивает богохульство? Прежде всего потому, что под богохульством здесь понимается вовсе не то, что имеют под ним в виду сегодня многие религиозные люди. То слово, которое переводится на русский язык как «хулил», означает буквально «поносил» — притом такими словами, каких в приличном обществе не употребляют.

В контексте современного русского речевого этикета тут надо говорить о площадной брани, вполне вероятно нецензурной. Такое возможно лишь в том случае, если человек находится вне себя от ярости. Тут, разумеется, и речи нет ни о каких корректных диспутах по вопросам, связанным с бытием Божьим. Причём наказание, очевидно, применяется лишь в том случае, если нечто подобное происходит публично, и человека нельзя успокоить или привести в чувство.

Речь явно идёт не о случайном нервном срыве — тут позиция, предполагающая абсолютную разнузданность, которая делает человека действительно опасным для всякого верующего, притом опасным смертельно — ведь в таком состоянии возможно даже убийство. Только для таких случаев и предусматривает Книга Левита наказание для богохульника — как для случаев крайних, когда никакие увещания уже не действуют.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).