Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Втор 18:1-22

1 Священникам левитам, всему колену Левиину, не будет части и удела с Израилем: они должны питаться жертвами Господа и Его частью; 2 удела же не будет ему между братьями его: Сам Господь удел его, как говорил Он ему. 3 Вот что должно быть положено священникам от народа, от приносящих в жертву волов или овец: должно отдавать священнику плечо, челюсти и желудок; 4 также начатки от хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и начатки от шерсти овец твоих отдавай ему, 5 ибо его избрал Господь Бог твой из всех колен твоих, чтобы он предстоял (пред Господом, Богом твоим), служил (и благословлял) во имя Господа, сам и сыны его во все дни.
6 И если левит придет из одного из жилищ твоих, из всей земли (сынов) Израилевых, где он жил, и придет по желанию души своей на место, которое изберет Господь, 7 и будет служить во имя Господа Бога своего, как и все братья его левиты, предстоящие там пред Господом — 8 то пусть они пользуются одинаковою частью, сверх полученного от продажи отцовского имущества.
9 Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: 10 не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, 11 обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; 12 ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; 13 будь непорочен пред Господом Богом твоим; 14 ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой.
15 Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой — Его слушайте — 16 так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: «да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть». 17 И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили (тебе); 18 Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; 19 а кто не послушает слов Моих, которые (Пророк тот) будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; 20 но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. 21 И если скажешь в сердце твоем: «как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?» 22 Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей — не бойся его.
Свернуть

Книга Второзакония большое внимание уделяет пророкам — как яхвистским, так и языческим. Ничего удивительного тут нет. Языческий мир был полон пророков. Нам сегодня порой кажется, что пророчество — феномен исключительно яхвистский, что пророк всегда говорит во имя Бога — того единственного истинного Бога, о котором идёт речь в Библии. На самом же деле пророчествование в древности было распространено очень широко, и были пророки, которые пророчествовали во имя самых разных языческих богов и духов.

Пророчествование — своеобразное духовно-психическое явление, которое в основе своей сводится к расширению границ восприятия, позволяющем человеку видеть и слышать то, чего он в обычном состоянии увидеть и услышать не может. Такое расширение границ не обязательно вызвано духовными причинами и процессами, оно может быть феноменом чисто психическим — и тогда человек внешне выглядит так же, как настоящий пророк, но его «пророчества» можно назвать пророчествами только в кавычках.

Распространена такая «пророческая» экстатика в древности была довольно широко, потому и предлагает священнописатель относиться осторожно даже к тем пророкам, кто пророчествует во имя Яхве. С языческими пророками всё ясно: послушать их и пойти за ними означает отступничество со всеми вытекающими последствиями. Однако и с яхвистскими пророками (вернее, с теми, кто претендует на эту роль) надо было быть острожным. Разумеется, подлинные пророки должны были появляться, таких пророков слушать было не только можно, но и прямо необходимо, о чём и говорит священнописатель (большая буква со всеми смысловыми коннотациями тут — исключительно вопрос перевода, никаких оснований в оригинальном тексте для неё нет).

Критерий же предлагался простой и очевидный: если то, о чём говорит пророк, сбывается, значит, пророк настоящий, если же нет, то нет. Пророчество, как видно, должно было быть предельно чётким, конкретным и однозначным — только в этом случае указанный критерий был применим. Оно и понятно: пророк ведь не просто проповедовал или размышлял о возможном будущем — он провозглашал Божью волю и Божий план. Тут не могло быть двусмысленности или неоднозначности — Бог в своих планах и замыслах всегда предельно конкретен. Таким же бывает и свидетельство подлинного пророка, доносящего волю и планы Бога до людей.

Другие мысли вслух

 
На Втор 18:1-22
1 Священникам левитам, всему колену Левиину, не будет части и удела с Израилем: они должны питаться жертвами Господа и Его частью; 2 удела же не будет ему между братьями его: Сам Господь удел его, как говорил Он ему. 3 Вот что должно быть положено священникам от народа, от приносящих в жертву волов или овец: должно отдавать священнику плечо, челюсти и желудок; 4 также начатки от хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и начатки от шерсти овец твоих отдавай ему, 5 ибо его избрал Господь Бог твой из всех колен твоих, чтобы он предстоял (пред Господом, Богом твоим), служил (и благословлял) во имя Господа, сам и сыны его во все дни.
6 И если левит придет из одного из жилищ твоих, из всей земли (сынов) Израилевых, где он жил, и придет по желанию души своей на место, которое изберет Господь, 7 и будет служить во имя Господа Бога своего, как и все братья его левиты, предстоящие там пред Господом — 8 то пусть они пользуются одинаковою частью, сверх полученного от продажи отцовского имущества.
9 Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: 10 не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, 11 обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; 12 ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; 13 будь непорочен пред Господом Богом твоим; 14 ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой.
15 Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой — Его слушайте — 16 так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: «да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть». 17 И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили (тебе); 18 Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; 19 а кто не послушает слов Моих, которые (Пророк тот) будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; 20 но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. 21 И если скажешь в сердце твоем: «как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?» 22 Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей — не бойся его.
Свернуть
Израиль называется Божьим народом не только потому, что Бог его создал, не потому, что Бог вывел его из рабства, а...  Читать далее

Израиль называется Божьим народом не только потому, что Бог его создал, не потому, что Бог вывел его из рабства, а потому, что этот народ должен слушать волю Господа, жить Его словом. Поэтому для них общение с прорицателями и гадателями является изменой собственному призванию, так как тогда они перестают быть Божьим народом. Мы — наследники слова, данного древнему Израилю, мы однажды согласились идти за обещанным Пророком (Деян. 3:22), слушать волю Божью через Него. Если же нежелание слушать пророка, который знал волю Божью лишь отчасти, уже уводит народ от призвания к святости, то как назвать то, когда мы отворачиваемся от Христа и идем в «храм судьбы» слушать «экстрасенсов, гадалок и целителей»? Не есть ли это измена Духу Христа, Который должен обитать и в нас, если мы действительно принадлежим Богу?

Свернуть
 
На Втор 18:19
19 а кто не послушает слов Моих, которые (Пророк тот) будет говорить Моим именем, с того Я взыщу;
Свернуть
Отношение к пророкам, как видно, с точки зрения Торы является показателем верности Богу. Ничего удивительного здесь нет: ведь пророк — прежде всего свидетель Божий, а потому верить пророку означает верить Самому Богу. Но ведь, с другой стороны...  Читать далее

Отношение к пророкам, как видно, с точки зрения Торы является показателем верности Богу. Ничего удивительного здесь нет: ведь пророк — прежде всего свидетель Божий, а потому верить пророку означает верить Самому Богу. Но ведь, с другой стороны, сама Тора содержит всё, что необходимо желающим исполнить волю Божию! Почему же именно здесь, в Торе, упоминается пророческое служение, упоминается как нечто, без чего Тора не полна? Можно, конечно, было бы сказать, что речь идёт обо особой, харизматической составляющей Торы, что сама она предполагает постоянное развитие, что откровение не завершается ни Моисеем, ни кем бы то ни было из позднейших пророков. Всё так, но есть в упоминании Торой пророческого служения ещё один аспект, касающийся каждого. Конечно, не каждому даётся пророческое служение. И всё же у каждого есть или, по крайней мере, должны быть свои, живые отношения с Богом. И сама Тора — не просто законодательство, это не свод правил поведения или моральных норм. Тора — описание пути, ведущего к Богу. Её можно было бы сравнить с картой, которая имеет ценность лишь в том случае, если использовать её по назначению, прокладывая по ней путь к цели. Но, как правило, для решения этой задачи одной карты мало, тут нужен ещё и компас. Отношения с Богом, личное откровение и становятся для человека таким компасом. И Тора сама указывает читающему на этот компас, давая понять, что без прямого откровения Тора бесполезна, ей невозможно следовать, основываясь на одной лишь букве. А для того, чтобы не ограничиваться только буквой, необходимо почувствовать то дыхание Божие, тот дух, о котором говорили пророки. И тогда Тора оживёт, превратившись из свода законов в живое слово откровения.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).