Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ис Нав 8:1-35

Поделиться
1 Господь сказал Иисусу: не бойся и не ужасайся; возьми с собою весь народ, способный к войне, и встав пойди к Гаю; вот, Я предаю в руки твои царя Гайского и народ его, город его и землю его; 2 сделай с Гаем и царем его то же, что сделал ты с Иерихоном и царем его, только добычу его и скот его разделите себе; сделай засаду позади города.
3 Иисус и весь народ, способный к войне, встал, чтобы идти к Гаю, и выбрал Иисус тридцать тысяч человек храбрых и послал их ночью, 4 и дал им приказание и сказал: смотрите, вы будете составлять засаду у города позади города; не отходите далеко от города и будьте все готовы; 5 а я и весь народ, который со мною, подойдем к городу; и когда (жители Гая) выступят против нас, как и прежде, то мы побежим от них; 6 они пойдут за нами, так что мы отвлечем их от города; ибо они скажут: "бегут от нас, как и прежде"; когда мы побежим от них, 7 тогда вы встаньте из засады и завладейте городом, и Господь Бог ваш предаст его в руки ваши; 8 когда возьмете город, зажгите город огнем, по слову Господню сделайте; смотрите, я повелеваю вам. 9 Таким образом послал их Иисус, и они пошли в засаду и засели между Вефилем и между Гаем, с западной стороны Гая; а Иисус в ту ночь ночевал среди народа.
10 Встав рано поутру, Иисус осмотрел народ, и пошел он и старейшины Израилевы впереди народа к Гаю; 11 и весь народ, способный к войне, который был с ним, пошел, приблизился и подошел к городу (с восточной стороны, засада же была к западу от города), 12 и поставил стан с северной стороны Гая, а между ним и Гаем была долина. Потом взял он около пяти тысяч человек и посадил их в засаде между Вефилем и Гаем, с западной стороны города. 13 И народ расположил весь стан, который был с северной стороны города, так, что задняя часть была с западной стороны города. И пришел Иисус в ту ночь на средину долины. 14 Когда увидел это царь Гайский, тотчас с жителями города, встав рано, выступил против Израиля на сражение, он и весь народ его, на назначенное место пред равниною; а он не знал, что для него есть засада позади города (его). 15 Иисус и весь Израиль, будто пораженные ими, побежали к пустыне; 16 а они кликнули весь народ, который был в городе, чтобы преследовать их, и, преследуя Иисуса, отдалились от города; 17 в Гае и Вефиле не осталось ни одного человека, который не погнался бы за Израилем; и город свой они оставили отворенным, преследуя Израиля.
18 Тогда Господь сказал Иисусу: простри копье, которое в руке твоей, к Гаю, ибо Я предам его в руки твои (и засада тотчас встанет с места своего). Иисус простер (руку свою и) копье, которое было в его руке, к городу. 19 Сидевшие в засаде тотчас встали с места своего и побежали, как скоро он простер руку свою, вошли в город и взяли его и тотчас зажгли город огнем. 20 Жители Гая, оглянувшись назад, увидели, что дым от города восходил к небу. И не было для них места, куда бы бежать — ни туда, ни сюда; ибо народ, бежавший к пустыне, обратился на преследователей. 21 Иисус и весь Израиль, увидев, что сидевшие в засаде взяли город, и дым от города восходил (к небу), возвратились и стали поражать жителей Гая; 22 а те из города вышли навстречу им, так что они находились в средине между Израильтянами, из которых одни были с той стороны, а другие с другой; так поражали их, что не оставили ни одного из них, уцелевшего или убежавшего; 23 а царя Гайского взяли живого и привели его к Иисусу.
24 Когда Израильтяне перебили всех жителей Гая на поле, в пустыне, куда они преследовали их, и когда все они до последнего пали от острия меча, тогда все Израильтяне обратились к Гаю и поразили его острием меча. 25 Падших в тот день мужей и жен, всех жителей Гая, было двенадцать тысяч. 26 Иисус не опускал руки своей, которую простер с копьем, доколе не предал заклятию всех жителей Гая; 27 только скот и добычу города сего (сыны) Израиля разделили между собою, по слову Господа, которое (Господь) сказал Иисусу. 28 И сожег Иисус Гай и обратил его в вечные развалины, в пустыню, до сего дня; 29 а царя Гайского повесил на дереве, (и был он на дереве) до вечера; по захождении же солнца приказал Иисус, и сняли труп его с дерева, и бросили его у ворот городских, и набросали над ним большую груду камней, которая уцелела даже до сего дня.
30 Тогда Иисус устроил жертвенник Господу Богу Израилеву на горе Гевал, 31 как заповедал Моисей, раб Господень, сынам Израилевым, о чем написано в книге закона Моисеева — жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа; и принесли на нем всесожжение Господу и совершили жертвы мирные. 32 И написал (Иисус) там на камнях список с закона Моисеева, который он написал пред сынами Израилевыми. 33 Весь Израиль, старейшины его и надзиратели (его) и судьи его, стали с той и другой стороны ковчега против священников (и) левитов, носящих ковчег завета Господня, как пришельцы, так и природные жители, одна половина их у горы Гаризим, а другая половина у горы Гевал, как прежде повелел Моисей, раб Господень, благословлять народ Израилев. 34 И потом прочитал (Иисус) все слова закона, благословение и проклятие, как написано в книге закона; 35 из всего, что Моисей заповедал (Иисусу), не было ни одного слова, которого Иисус не прочитал бы пред всем собранием Израиля, (пред мужами,) и женами, и детьми, и пришельцами, находившимися среди них.
Свернуть

После взятия Ая Иисус Навин распорядился построить неподалёку от города особое святилище, связанное с ритуальными благословениями и проклятиями. Благословения и проклятия должны были звучать каждое со своей стороны, и само святилище должно было таким образом напоминать о том, что Божий путь, путь Торы, путь праведности предполагает постоянный выбор между добром и злом, благословением и проклятием, жизнью и смертью. Не случайно это святилище появляется именно после взятия Ая.

Ай был крупным городом, взять который было далеко не просто, и во время штурма города Божье вмешательство в события стало для всех очевидным. Иисус Навин во время штурма города и последующего преследования бегущих протягивает руку с копьём в сторону города, а затем в сторону преследуемых так же, как когда-то Моисей протягивал руку с посохом в сторону напавших на лагерь евреев кочевников пустыни, с которыми сравнительно ещё совсем недавно вышедшим из Египта людям пришлось воевать.

Иисус Навин здесь изображён продолжателем Моисеева дела и преемником Моисея еще и в отношении той силы, которая была дана ему Богом так же, как когда-то она была Им дана Моисею. Есть, однако, одно важное обстоятельство: успешному штурму города предшествовало поражение, которое было связано с нарушением наложенного на взятый ещё раньше Иерихон херема, или заклятия. Это нарушение осквернило не только самих нарушителей, но и весь народ, что и привело поначалу к поражению под Аем: Бог ведь не может присутствовать среди народа, в котором есть осквернённые, а значит, не могущие освятиться люди. Скверна и Божья святость несовместимы — потому и оставляет Бог Свой народ.

Ситуацию исправило освобождение от скверны — в данном случае через смерть осквернившихся. Вот и святилище, сооружённое неподалёку от только что взятого Ая, должно было напоминать о святости и скверне, о богообщении как о жизни и о скверне как о смерти. Такое напоминание было весьма своевременным: ведь завоевание только ещё начиналось, впереди была большая война, выжить в которой и пережить которую можно было лишь с Богом, при Его помощи и с Его участием — а значит, в жизни народа не должно было быть места ничему такому, что могло бы богообщению помешать.

Другие мысли вслух

 
На Ис Нав 8:1-35
1 Господь сказал Иисусу: не бойся и не ужасайся; возьми с собою весь народ, способный к войне, и встав пойди к Гаю; вот, Я предаю в руки твои царя Гайского и народ его, город его и землю его; 2 сделай с Гаем и царем его то же, что сделал ты с Иерихоном и царем его, только добычу его и скот его разделите себе; сделай засаду позади города.
3 Иисус и весь народ, способный к войне, встал, чтобы идти к Гаю, и выбрал Иисус тридцать тысяч человек храбрых и послал их ночью, 4 и дал им приказание и сказал: смотрите, вы будете составлять засаду у города позади города; не отходите далеко от города и будьте все готовы; 5 а я и весь народ, который со мною, подойдем к городу; и когда (жители Гая) выступят против нас, как и прежде, то мы побежим от них; 6 они пойдут за нами, так что мы отвлечем их от города; ибо они скажут: "бегут от нас, как и прежде"; когда мы побежим от них, 7 тогда вы встаньте из засады и завладейте городом, и Господь Бог ваш предаст его в руки ваши; 8 когда возьмете город, зажгите город огнем, по слову Господню сделайте; смотрите, я повелеваю вам. 9 Таким образом послал их Иисус, и они пошли в засаду и засели между Вефилем и между Гаем, с западной стороны Гая; а Иисус в ту ночь ночевал среди народа.
10 Встав рано поутру, Иисус осмотрел народ, и пошел он и старейшины Израилевы впереди народа к Гаю; 11 и весь народ, способный к войне, который был с ним, пошел, приблизился и подошел к городу (с восточной стороны, засада же была к западу от города), 12 и поставил стан с северной стороны Гая, а между ним и Гаем была долина. Потом взял он около пяти тысяч человек и посадил их в засаде между Вефилем и Гаем, с западной стороны города. 13 И народ расположил весь стан, который был с северной стороны города, так, что задняя часть была с западной стороны города. И пришел Иисус в ту ночь на средину долины. 14 Когда увидел это царь Гайский, тотчас с жителями города, встав рано, выступил против Израиля на сражение, он и весь народ его, на назначенное место пред равниною; а он не знал, что для него есть засада позади города (его). 15 Иисус и весь Израиль, будто пораженные ими, побежали к пустыне; 16 а они кликнули весь народ, который был в городе, чтобы преследовать их, и, преследуя Иисуса, отдалились от города; 17 в Гае и Вефиле не осталось ни одного человека, который не погнался бы за Израилем; и город свой они оставили отворенным, преследуя Израиля.
18 Тогда Господь сказал Иисусу: простри копье, которое в руке твоей, к Гаю, ибо Я предам его в руки твои (и засада тотчас встанет с места своего). Иисус простер (руку свою и) копье, которое было в его руке, к городу. 19 Сидевшие в засаде тотчас встали с места своего и побежали, как скоро он простер руку свою, вошли в город и взяли его и тотчас зажгли город огнем. 20 Жители Гая, оглянувшись назад, увидели, что дым от города восходил к небу. И не было для них места, куда бы бежать — ни туда, ни сюда; ибо народ, бежавший к пустыне, обратился на преследователей. 21 Иисус и весь Израиль, увидев, что сидевшие в засаде взяли город, и дым от города восходил (к небу), возвратились и стали поражать жителей Гая; 22 а те из города вышли навстречу им, так что они находились в средине между Израильтянами, из которых одни были с той стороны, а другие с другой; так поражали их, что не оставили ни одного из них, уцелевшего или убежавшего; 23 а царя Гайского взяли живого и привели его к Иисусу.
24 Когда Израильтяне перебили всех жителей Гая на поле, в пустыне, куда они преследовали их, и когда все они до последнего пали от острия меча, тогда все Израильтяне обратились к Гаю и поразили его острием меча. 25 Падших в тот день мужей и жен, всех жителей Гая, было двенадцать тысяч. 26 Иисус не опускал руки своей, которую простер с копьем, доколе не предал заклятию всех жителей Гая; 27 только скот и добычу города сего (сыны) Израиля разделили между собою, по слову Господа, которое (Господь) сказал Иисусу. 28 И сожег Иисус Гай и обратил его в вечные развалины, в пустыню, до сего дня; 29 а царя Гайского повесил на дереве, (и был он на дереве) до вечера; по захождении же солнца приказал Иисус, и сняли труп его с дерева, и бросили его у ворот городских, и набросали над ним большую груду камней, которая уцелела даже до сего дня.
30 Тогда Иисус устроил жертвенник Господу Богу Израилеву на горе Гевал, 31 как заповедал Моисей, раб Господень, сынам Израилевым, о чем написано в книге закона Моисеева — жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа; и принесли на нем всесожжение Господу и совершили жертвы мирные. 32 И написал (Иисус) там на камнях список с закона Моисеева, который он написал пред сынами Израилевыми. 33 Весь Израиль, старейшины его и надзиратели (его) и судьи его, стали с той и другой стороны ковчега против священников (и) левитов, носящих ковчег завета Господня, как пришельцы, так и природные жители, одна половина их у горы Гаризим, а другая половина у горы Гевал, как прежде повелел Моисей, раб Господень, благословлять народ Израилев. 34 И потом прочитал (Иисус) все слова закона, благословение и проклятие, как написано в книге закона; 35 из всего, что Моисей заповедал (Иисусу), не было ни одного слова, которого Иисус не прочитал бы пред всем собранием Израиля, (пред мужами,) и женами, и детьми, и пришельцами, находившимися среди них.
Свернуть
Гай, не взятый первоначально из-за греха Ахана, был побеждён лишь после того, как утих гнев Господень...  Читать далее

Гай, не взятый первоначально из-за греха Ахана, был побеждён лишь после того, как утих гнев Господень. Но теперь воины получили дозволение разделить скот и добычу. Только что один из воинов за присвоение добычи был наказан, а через него пострадало всё войско, но вот — захват военной добычи санкционирован.

Читая об этом, да и обо многих других ветхозаветных эпизодах, можно задать недоуменный вопрос: неужели Господь потакает человеческой греховности? На страницах библейских книг мы многократно сталкиваемся с действиями, не укладывающимися в наши этические представления. Но надо помнить: они не укладываются именно потому, что после всего описанного Господь долго и упорно с нами, людьми, работал. Он взял нас такими, какими мы стали после грехопадения, и не стал нас ломать через колено, Он снисходит к нашему несовершенству, но ни в коем случае не потакает ему. Воздействуя на жестокое и жадное человечество, Господь постепенно менял сердца изнутри, и вот теперь мы читаем о начальных веках этого длительного процесса. Впрочем, по нашей милости до сих пор затянувшегося.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).