Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Суд 9:1-22

Поделиться
1 Авимелех, сын Иероваалов, пошел в Сихем к братьям матери своей и говорил им и всему племени отца матери своей, и сказал: 2 внушите всем жителям Сихемским: что лучше для вас, чтобы владели вами все семьдесят сынов Иеровааловых, или чтобы владел один? и вспомните, что я кость ваша и плоть ваша. 3 Братья матери его внушили о нем все сии слова жителям Сихемским; и склонилось сердце их к Авимелеху, ибо говорили они: он брат наш. 4 И дали ему семьдесят сиклей серебра из дома Ваалверифа; Авимелех нанял на оные праздных и своевольных людей, которые и пошли за ним. 5 И пришел он в дом отца своего в Офру и убил братьев своих, семьдесят сынов Иеровааловых, на одном камне. Остался только Иофам, младший сын Иероваалов, потому что скрылся. 6 И собрались все жители Сихемские и весь дом Милло, и пошли и поставили царем Авимелеха у дуба, что близ Сихема.
7 Когда рассказали об этом Иофаму, он пошел и стал на вершине горы Гаризима и, возвысив голос свой, кричал и говорил им: послушайте меня, жители Сихема, и послушает вас Бог! 8 Пошли некогда дерева помазать над собою царя и сказали маслине: царствуй над нами. 9 Маслина сказала им: оставлю ли я тук мой, которым чествуют богов и людей и пойду ли скитаться по деревам? 10 И сказали дерева смоковнице: иди ты, царствуй над нами. 11 Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам? 12 И сказали дерева виноградной лозе: иди ты, царствуй над нами. 13 Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам? 14 Наконец сказали все дерева терновнику: иди ты, царствуй над нами. 15 Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские.
16 Итак смотрите, по истине ли и по правде ли вы поступили, поставив Авимелеха царем? И хорошо ли вы поступили с Иероваалом и домом его, и сообразно ли с его благодеяниями поступили вы? 17 За вас отец мой сражался, не дорожил жизнью своею и избавил вас от руки Мадианитян; 18 а вы теперь восстали против дома отца моего, и убили семьдесят сынов отца моего на одном камне, и поставили царем над жителями Сихемскими Авимелеха, сына рабыни его, потому что он брат ваш. 19 Если вы ныне по истине и по правде поступили с Иероваалом и домом его, то (да будет на вас благословение и) радуйтесь об Авимелехе, и он пусть радуется о вас; 20 если же нет, то да изыдет огонь от Авимелеха и да пожжет жителей Сихемских и весь дом Милло и да изыдет огонь от жителей Сихемских и от дома Милло, и да пожжет Авимелеха. 21 И побежал Иофам, и убежал и пошел в Беэр, и жил там, укрываясь от брата своего Авимелеха.
22 Авимелех же царствовал над Израилем три года.
Свернуть

Книга Судей, помимо прочего, рассказывает нам и о первых попытках основать в еврейском обществе новый для него вид власти, власти светской, царской. Надо сразу же заметить, что лидеры пророческого движения той эпохи ко всякой вообще светской власти относились резко отрицательно, считая её языческим изобретением, не подходящим народу Божию. Они были уверены: всякий царь — избранный или узурпировавший власть — неизбежно станет для народа живым богом, который окончательно вытеснит из их жизни Яхве как истинного Бога.

Конечно, формально избрание или назначение царя не означало отказа от яхвизма, но оно закрепляло тот формальный «яхвизм», который на деле был самым настоящим язычеством: ведь наряду с Яхве большинство евреев поклонялось тогда и Великой богине, и многочисленным местным ваалам, считая Яхве не Единым и единственным, а главой целого местного пантеона. Лидеры пророческого движения были уверены: избрание царя, который поддержит такое положение вещей, а затем и обожествление этого царя закрепит фактически существующее в народе язычество в качестве официальной религии, сделав ситуацию практически необратимой: вернуться к чистому яхвизму будет уже невозможно без серьёзных потрясений. Придёт время, когда царская власть у евреев станет исторически неизбежной, и тогда она утвердится, но даже тогда в пророческой среде на неё будут смотреть с большим подозрением.

Однако, даже отвлекаясь от специфически пророческого взгляда на власть, которым проникнута Книга Судей, всё же нельзя не обратить внимания на притчу о власти, рассказанную Йотамом (Иофамом). Смысл её вполне прозрачен: к власти рвутся лишь те, кому нечего больше делать по жизни, те, кому нечем жить потому, что их жизнь пуста и заполнить её нечем. Тут уже не специфически пророческий, а общебиблейский взгляд на всякую земную, человеческую власть как на феномен, порождённый той экзистенциальной пустотой, которая свойственна бытию падшего мира.

Эту пустоту в падшем мире пытаются заполнить по-разному, но, кто бы чем её ни заполнял, все такие заполнители — лишь паллиативы: настоящей жизни в них нет. Власть же во всех её формах и проявлениях, за которой всегда стоит желание манипулировать чужими душами и чужими жизнями, является паллиативом в падшем человеческом обществе наиболее распространённым и наиболее опасным — духовно и политически. Такой видит власть священнописатель, и такой она предстаёт нам на библейских страницах.

Другие мысли вслух

 
На Суд 9:19-20
19 Если вы ныне по истине и по правде поступили с Иероваалом и домом его, то (да будет на вас благословение и) радуйтесь об Авимелехе, и он пусть радуется о вас; 20 если же нет, то да изыдет огонь от Авимелеха и да пожжет жителей Сихемских и весь дом Милло и да изыдет огонь от жителей Сихемских и от дома Милло, и да пожжет Авимелеха.
Свернуть
Желая стать царём, Авимелех выдвигает аргумент, до сих пор для многих убедительный: один правитель способен управлять...  Читать далее

Желая стать царём, Авимелех выдвигает аргумент, до сих пор для многих убедительный: один правитель способен управлять более целесообразно, чем многочисленная коллегия. Но форма власти автоматически не гарантирует справедливого правления, тем более, когда приход к власти связан с кровопролитием и братоубийством.

Итак, впервые в Израиле появился царь. Но устами Иофама впервые Библия ставит вопрос о нравственных основаниях царской, да, пожалуй, и любой земной власти: по правде ли поставлен царь? С этого вопроса начинается освобождение от языческого обожествления земных властителей, действия которых отныне также подлежат нравственной оценке.

Те же, кто неправедно привёл правителя к власти, отныне должны помнить, что за выбор следует отвечать.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).