Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Суд 12:1-15

Поделиться
1 Собрались воиныИли: мужи. Ефрема, переправились они через реку Иордан у Цафона и сказали Иеффаю: «Почему ты пошел войнойБукв.: почему ты (сам) переправился, чтобы напасть. Cлово «переправиться» в этом эпизоде -ключевое, см. ст. 3 и 5. на аммонитян, а нас с собой не позвал?! Мы сожжем твой дом и тебя вместе с ним!» 2 Иеффай ответил им: «Когда я и мой народ противостояли аммонитянам и те жестоко притесняли нас*Так в LXX; масоретский текст здесь неясен., я посылал за вами, но вы не пришли мне на помощь. 3 Увидев, что помощи с вашей стороны не будет, я, рискуя жизнью, переправился через реку, пошел на аммонитян, и Господь предал их в мои руки. Что же теперь вы явились воевать со мной?»
4 Иеффай собрал всех воинов Гилада и сразился с ефремлянами. Гиладитяне разбили ефремлян за то, что те называли их «беглыми ефремлянами»: они, мол, ушли из великих колен Ефрема и Манассии*Или: ефремлян, а их боевой клич был: «Ефремляне-беглецы! Гилад - среди Ефрема, среди Манассии!». 5 Гиладитяне заняли переправу через Иордан*Или: захватили (берега подле) бродов Иордана., преградив ефремлянам путь к отступлению. Когда какой-нибудь бегущий ефремлянин просил позволения переправиться, они спрашивали его: «А ты не ефремлянин?» «Нет», - отвечал он, 6 тогда они приказывали ему произнести слово «шибболет»*Т.е. колос.. Он выговаривал «сибболет», по-другому у него не получалось, и тогда они хватали его и убивали у переправы через Иордан. И погибло тогда сорок две тысячи воинов из колена Ефрема.
7 Иеффай был судьей в Израиле и правил шесть лет. Когда он умер, его похоронили в Гиладе, в его селении.
8 После него судьей в Израиле стал Ивцан из Вифлеема. 9 У него было тридцать сыновей и еще тридцать дочерей, которых он выдал замуж на сторону. И в жены своим сыновьям он взял тридцать девушек где-то на стороне. Он был судьей в Израиле семь лет. 10 Когда Ивцан умер, его похоронили в Вифлееме.
11 После него судьей в Израиле стал Элон из колена Завулона. Он был судьей в Израиле десять лет. 12 Когда Элон из колена Завулона умер, его похоронили в Аялоне, в земле Завулона.
13 После него судьей в Израиле стал Авдон, сын Хиллеля из Пиратона. 14 У него было сорок сыновей и тридцать внуков, которые ездили на семидесяти ослах. Он был судьей в Израиле восемь лет. 15 Когда Авдон, сын Хиллеля из Пиратона, умер, его похоронили в Пиратоне, в земле Ефрема, на нагорье Амалека.
Свернуть

Когда победа одержана, всегда появляется достаточное число людей, желающих если не приписать её себе, то, по крайней мере, оказаться к ней причастными, хотя бы на самом деле эти люди и не имели к ней никакого отношения. То же произошло и с племенем Ефрема: люди, у которых не хватило смелости выступить против аммонитян, теперь выступили против их победителя, высказывая ему обиду за то, что он, якобы, украл у них возможность поучаствовать в войне и разделить победу. Иеффаю пришлось теперь воевать против своих, против евреев, хотя и из другого племени.

Такой поворот событий вполне понятен и предсказуем, притом не только из-за той элементарной зависти, которая в падшем мире всегда была и всегда будет. Зависть, разумеется, тут тоже была, но было и другое: желание как бы «поучаствовать» в Божьем деле.

Поучаствовать именно в кавычках и именно «как бы», но всё же, по крайней мере, в собственных глазах, поучаствовать. Нередко ведь под участием в деле говорят даже в том случае, когда надо бы говорить не о деле, а о его результатах, которыми «участники» просто пользуются потому, что результаты оказываются общедоступными. Так, например, носителями цивилизации считают себя не те, кто её создал и поддерживает, а те, кто пользуется плодами её культуры и технологий. Или, например, «победителями» в войне называют и считают себя — порой вполне искренне, на эмоциональном подъёме — те, кто не только не воевал, но даже и не жил во времена войны, о которой идёт речь.

При этом, если говорить о плодах и о результатах, в известном смысле можно вести речь о каком-то приобщении — если не реальном, то хотя бы эмоциональном. Люди, пользующиеся культурными и техническими достижениями цивилизации, не становятся её создателями, но всё же начинают иметь к ней некоторое отношение. Люди, восхищающиеся чужой победой, тоже к ней эмоционально приобщаются — при условии, естественно, если они всё же осознают разницу между собой и реальными победителями. Что же до духовной жизни, тот тут всё иначе.

Тут важны в первую очередь отношения с Богом, а к ним нельзя приобщиться «за компанию», или пользуясь плодами чужих отношений, даже если плодом становится Божье присутствие и излияние благодати, затрагивающее того, кто оказался рядом. Духовная жизнь может быть только своей и подлинной, или не своей и иллюзорной. Непонимание этого простого факта порой вызывает у непонимающих возмущение и даже агрессию, но изменить тут ничего нельзя.

Другие мысли вслух

 
На Суд 12:1-15
1 Собрались воиныИли: мужи. Ефрема, переправились они через реку Иордан у Цафона и сказали Иеффаю: «Почему ты пошел войнойБукв.: почему ты (сам) переправился, чтобы напасть. Cлово «переправиться» в этом эпизоде -ключевое, см. ст. 3 и 5. на аммонитян, а нас с собой не позвал?! Мы сожжем твой дом и тебя вместе с ним!» 2 Иеффай ответил им: «Когда я и мой народ противостояли аммонитянам и те жестоко притесняли нас*Так в LXX; масоретский текст здесь неясен., я посылал за вами, но вы не пришли мне на помощь. 3 Увидев, что помощи с вашей стороны не будет, я, рискуя жизнью, переправился через реку, пошел на аммонитян, и Господь предал их в мои руки. Что же теперь вы явились воевать со мной?»
4 Иеффай собрал всех воинов Гилада и сразился с ефремлянами. Гиладитяне разбили ефремлян за то, что те называли их «беглыми ефремлянами»: они, мол, ушли из великих колен Ефрема и Манассии*Или: ефремлян, а их боевой клич был: «Ефремляне-беглецы! Гилад - среди Ефрема, среди Манассии!». 5 Гиладитяне заняли переправу через Иордан*Или: захватили (берега подле) бродов Иордана., преградив ефремлянам путь к отступлению. Когда какой-нибудь бегущий ефремлянин просил позволения переправиться, они спрашивали его: «А ты не ефремлянин?» «Нет», - отвечал он, 6 тогда они приказывали ему произнести слово «шибболет»*Т.е. колос.. Он выговаривал «сибболет», по-другому у него не получалось, и тогда они хватали его и убивали у переправы через Иордан. И погибло тогда сорок две тысячи воинов из колена Ефрема.
7 Иеффай был судьей в Израиле и правил шесть лет. Когда он умер, его похоронили в Гиладе, в его селении.
8 После него судьей в Израиле стал Ивцан из Вифлеема. 9 У него было тридцать сыновей и еще тридцать дочерей, которых он выдал замуж на сторону. И в жены своим сыновьям он взял тридцать девушек где-то на стороне. Он был судьей в Израиле семь лет. 10 Когда Ивцан умер, его похоронили в Вифлееме.
11 После него судьей в Израиле стал Элон из колена Завулона. Он был судьей в Израиле десять лет. 12 Когда Элон из колена Завулона умер, его похоронили в Аялоне, в земле Завулона.
13 После него судьей в Израиле стал Авдон, сын Хиллеля из Пиратона. 14 У него было сорок сыновей и тридцать внуков, которые ездили на семидесяти ослах. Он был судьей в Израиле восемь лет. 15 Когда Авдон, сын Хиллеля из Пиратона, умер, его похоронили в Пиратоне, в земле Ефрема, на нагорье Амалека.
Свернуть
Уже не в первый раз возникают распри между израильтянами, но в этот раз поражает неблагодарность ефремлян, поднявших оружие...  Читать далее

Уже не в первый раз возникают распри между израильтянами, но в этот раз поражает неблагодарность ефремлян, поднявших оружие на Иеффая, спасшего народ. Никто не препятствовал ефремлянам своевременно пойти на врагов, но вот, оказывается, виноваты не они сами, что не пошли сражаться, а те, кто их не позвал делить добычу.

Братоубийственная война, затеянная ефремлянами, закономерно обернулась на них самих. Но зло, внесённое распрями, не исчезло после их поражения, мятеж ефремлян и жестокая расправа над ними показали, что зло разобщённости всё глубже разъедает народ. Позднейшие бедствия от захватчиков поэтому неудивительны, их спровоцировали погрязшие в распрях, а значит, отвернувшиеся от Господа.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).