Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Втор 9:1-29

1 Слушай, Израиль: ты теперь идешь за Иордан, чтобы пойти овладеть народами, которые больше и сильнее тебя, городами большими, с укреплениями до небес, 2 народом (великим,) многочисленным и великорослым, сынами Енаковыми, о которых ты знаешь и слышал: «кто устоит против сынов Енаковых?» 3 Знай же ныне, что Господь, Бог твой, идет пред тобою, как огнь поядающий; Он будет истреблять их и низлагать их пред тобою, и ты изгонишь их, и погубишь их скоро, как говорил тебе Господь.
4 Когда будет изгонять их Господь, Бог твой, от лица твоего, не говори в сердце твоем, что за праведность мою привел меня Господь овладеть сею (доброю) землею, и что за нечестие народов сих Господь изгоняет их от лица твоего; 5 не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие (и беззакония) народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову.
6 Посему знай (ныне), что не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе овладеть сею доброю землею, ибо ты народ жестоковыйный. 7 Помни, не забудь, сколько ты раздражал Господа, Бога твоего, в пустыне: с самого того дня, как вышел ты из земли Египетской, и до самого прихода вашего на место сие вы противились Господу. 8 И при Хориве вы раздражали Господа, и прогневался на вас Господь, так что хотел истребить вас, 9 когда я взошел на гору, чтобы принять скрижали каменные, скрижали завета, который поставил Господь с вами, и пробыл на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, 10 и дал мне Господь две скрижали каменные, написанные перстом Божиим, а на них (написаны были) все слова, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания. 11 По окончании же сорока дней и сорока ночей дал мне Господь две скрижали каменные, скрижали завета, 12 и сказал мне Господь: встань, пойди скорее отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из Египта; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им; они сделали себе литой истукан.
13 И сказал мне Господь: (Я говорил тебе один и другой раз:) вижу Я народ сей, вот он народ жестоковыйный; 14 не удерживай Меня, и Я истреблю их, и изглажу имя их из поднебесной, а от тебя произведу народ, который будет (больше,) сильнее и многочисленнее их. 15 Я обратился и пошел с горы, гора же горела огнем; две скрижали завета были в обеих руках моих; 16 и видел я, что вы согрешили против Господа, Бога вашего, сделали себе литого тельца, скоро уклонились от пути, которого (держаться) заповедал вам Господь; 17 и взял я обе скрижали, и бросил их из обеих рук своих, и разбил их пред глазами вашими. 18 И (вторично) повергшись пред Господом, молился я, как прежде, сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши, которыми вы согрешили, сделав зло в очах Господа (Бога вашего) и раздражив Его; 19 ибо я страшился гнева и ярости, которыми Господь прогневался на вас и хотел погубить вас. И послушал меня Господь и на сей раз. 20 И на Аарона весьма прогневался Господь и хотел погубить его; но я молился и за Аарона в то время. 21 Грех же ваш, который вы сделали — тельца я взял, сожег его в огне, разбил его и всего истер до того, что он стал мелок, как прах, и я бросил прах сей в поток, текущий с горы.
22 И в Тавере, в Массе и в Киброт-Гаттааве вы раздражили Господа (Бога вашего). 23 И когда посылал вас Господь из Кадес-Варни, говоря: «пойдите, овладейте землею, которую Я даю вам», то вы воспротивились повелению Господа Бога вашего, и не поверили Ему, и не послушали гласа Его. 24 Вы были непокорны Господу с того самого дня, как я стал знать вас.
25 И повергшись пред Господом, умолял я сорок дней и сорок ночей, в которые я молился, ибо Господь хотел погубить вас; 26 и молился я Господу и сказал: Владыка Господи, (Царь богов,) не погубляй народа Твоего и удела Твоего, который Ты избавил величием (крепости) Твоей, который вывел Ты из Египта рукою сильною (и мышцею Твоею высокою); 27 вспомни рабов Твоих, Авраама, Исаака и Иакова, (которым Ты клялся Собою); не смотри на ожесточение народа сего и на нечестие его и на грехи его, 28 дабы (живущие) в той земле, откуда Ты вывел нас, не сказали: «Господь не мог ввести их в землю, которую обещал им, и, ненавидя их, вывел Он их, чтоб умертвить их в пустыне». 29 А они Твой народ и Твой удел, который Ты вывел (из земли Египетской) силою Твоею великою и мышцею Твоею высокою.
Свернуть

Как Бог отвечает на неверность человека? Обличением? — Да. Наказанием? — Тоже да. Но не только. Наверное, самый неожиданный и самый важный Его ответ — это призыв идти дальше. Упрямый, "жестоковыйный", неверный Израиль все же должен перейти Иордан и войти в землю, обещанную ему Богом. Как это понимать? Неужели Бог снова оказывает доверие человеку, который уже столько раз Его обманывал (и еще не раз обманет)? Или Бог хочет во что бы то ни стало исполнить Свой замысел? Попытавшись ответить на эти вопросы, мы приблизимся к пониманию Его личности, Его отношения к нам.

Другие мысли вслух

 
На Втор 9:24
24 Вы были непокорны Господу с того самого дня, как я стал знать вас.
Свернуть

Характеризуя народ Божий с самого начала его истории, автор Книги Второзакония вкладывает в уста Моисея очень жёсткие слова, этот народ характеризующие. Конечно, читая их, можно вспомнить многое...  Читать далее

Характеризуя народ Божий с самого начала его истории, автор Книги Второзакония вкладывает в уста Моисея очень жёсткие слова, этот народ характеризующие. Конечно, читая их, можно вспомнить многое: и то неверие в успех, которое демонстрировал народ ещё в Египте, и историю с золотым тельцом, и отказ от вполне возможного сразу же после Исхода завоевания обещанной Богом земли.

А ещё — тот постоянный ропот и недовольство, то постоянное желание повернуть назад, в Египет, которые сопровождали народ во всё время его пути из Египта в Трансиорданию. Да и дальнейшая история, история жизни на обещанной Богом и завоёванной народом с Божьей помощью земле, отнюдь не изобиловала ни верностью Богу, ни послушанием Ему.

В сущности, на всём протяжении допленного периода верные в народе Божием составляли не большинство, а меньшинство. Приходится признать, что вся история народа действительно подтверждает приведённые слова Торы. Но тогда встаёт естественный вопрос: почему же при всём этом еврейский народ всё же остаётся народом Божиим? И почему, если он народ Божий, духовный путь его оказался столь извилист?

Конечно, Бог с самого начала хотел видеть Свой народ общиной верных. Вот только добиться этого оказалось непросто: потребовалась историческая переплавка в Вавилонском котле для того, чтобы достичь цели.

И всё же еврейский народ оставался народом Божиим на всём протяжении своей истории: ведь тот союз-завет, который заключил с ним Бог, оставался ненарушимым, по крайней мере, со стороны Бога. Да и в народе всегда сохранялся, выражаясь пророческим языком, остаток, который хранил верность Богу даже тогда, когда, рассуждая по-человечески, в этом не было никакого смысла. А действовать по-другому было невозможно.

Конечно, Бог в любой момент мог бы начать всё сначала, Он в любой момент мог начать новую историю другого союза с другим народом. Но нет никаких гарантий, что эта другая история была бы лучше той, которую мы знаем: ведь дело происходит в падшем мире, и тут уж ничего не поделаешь, если только поставить себе целью не пересоздавать мир заново, а спасать тот, который есть. И Богу остаётся только действовать так, как Он и действует, осуществляя Свой план с теми людьми, какие есть. А попутно готовить Свой народ к решению тех задач, которые ждут его впереди.

Свернуть
 
На Втор 9:1-29
1 Слушай, Израиль: ты теперь идешь за Иордан, чтобы пойти овладеть народами, которые больше и сильнее тебя, городами большими, с укреплениями до небес, 2 народом (великим,) многочисленным и великорослым, сынами Енаковыми, о которых ты знаешь и слышал: «кто устоит против сынов Енаковых?» 3 Знай же ныне, что Господь, Бог твой, идет пред тобою, как огнь поядающий; Он будет истреблять их и низлагать их пред тобою, и ты изгонишь их, и погубишь их скоро, как говорил тебе Господь.
4 Когда будет изгонять их Господь, Бог твой, от лица твоего, не говори в сердце твоем, что за праведность мою привел меня Господь овладеть сею (доброю) землею, и что за нечестие народов сих Господь изгоняет их от лица твоего; 5 не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие (и беззакония) народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову.
6 Посему знай (ныне), что не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе овладеть сею доброю землею, ибо ты народ жестоковыйный. 7 Помни, не забудь, сколько ты раздражал Господа, Бога твоего, в пустыне: с самого того дня, как вышел ты из земли Египетской, и до самого прихода вашего на место сие вы противились Господу. 8 И при Хориве вы раздражали Господа, и прогневался на вас Господь, так что хотел истребить вас, 9 когда я взошел на гору, чтобы принять скрижали каменные, скрижали завета, который поставил Господь с вами, и пробыл на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, 10 и дал мне Господь две скрижали каменные, написанные перстом Божиим, а на них (написаны были) все слова, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания. 11 По окончании же сорока дней и сорока ночей дал мне Господь две скрижали каменные, скрижали завета, 12 и сказал мне Господь: встань, пойди скорее отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из Египта; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им; они сделали себе литой истукан.
13 И сказал мне Господь: (Я говорил тебе один и другой раз:) вижу Я народ сей, вот он народ жестоковыйный; 14 не удерживай Меня, и Я истреблю их, и изглажу имя их из поднебесной, а от тебя произведу народ, который будет (больше,) сильнее и многочисленнее их. 15 Я обратился и пошел с горы, гора же горела огнем; две скрижали завета были в обеих руках моих; 16 и видел я, что вы согрешили против Господа, Бога вашего, сделали себе литого тельца, скоро уклонились от пути, которого (держаться) заповедал вам Господь; 17 и взял я обе скрижали, и бросил их из обеих рук своих, и разбил их пред глазами вашими. 18 И (вторично) повергшись пред Господом, молился я, как прежде, сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши, которыми вы согрешили, сделав зло в очах Господа (Бога вашего) и раздражив Его; 19 ибо я страшился гнева и ярости, которыми Господь прогневался на вас и хотел погубить вас. И послушал меня Господь и на сей раз. 20 И на Аарона весьма прогневался Господь и хотел погубить его; но я молился и за Аарона в то время. 21 Грех же ваш, который вы сделали — тельца я взял, сожег его в огне, разбил его и всего истер до того, что он стал мелок, как прах, и я бросил прах сей в поток, текущий с горы.
22 И в Тавере, в Массе и в Киброт-Гаттааве вы раздражили Господа (Бога вашего). 23 И когда посылал вас Господь из Кадес-Варни, говоря: «пойдите, овладейте землею, которую Я даю вам», то вы воспротивились повелению Господа Бога вашего, и не поверили Ему, и не послушали гласа Его. 24 Вы были непокорны Господу с того самого дня, как я стал знать вас.
25 И повергшись пред Господом, умолял я сорок дней и сорок ночей, в которые я молился, ибо Господь хотел погубить вас; 26 и молился я Господу и сказал: Владыка Господи, (Царь богов,) не погубляй народа Твоего и удела Твоего, который Ты избавил величием (крепости) Твоей, который вывел Ты из Египта рукою сильною (и мышцею Твоею высокою); 27 вспомни рабов Твоих, Авраама, Исаака и Иакова, (которым Ты клялся Собою); не смотри на ожесточение народа сего и на нечестие его и на грехи его, 28 дабы (живущие) в той земле, откуда Ты вывел нас, не сказали: «Господь не мог ввести их в землю, которую обещал им, и, ненавидя их, вывел Он их, чтоб умертвить их в пустыне». 29 А они Твой народ и Твой удел, который Ты вывел (из земли Египетской) силою Твоею великою и мышцею Твоею высокою.
Свернуть

Характеризуя ситуацию, Моисей расставляет акценты со всей несомненностью: народ получает землю не за свою праведность, а из-за нечестия тех народов, которые обитают на ней в данный момент...  Читать далее

Характеризуя ситуацию, Моисей расставляет акценты со всей несомненностью: народ получает землю не за свою праведность, а из-за нечестия тех народов, которые обитают на ней в данный момент. Тут логика истории, стоящая за многими событиями, особенно такими, как завоевания, перевороты, революции. Чаще всего за всем перечисленным стоит не воля Бога, а, как говорят обычно в таких случаях богословы, Его попущение.

Бог в подавляющем большинстве случаев не выступает на стороне одних против других — Он просто отходит в сторону, устраняется, не потому, что Ему всё безразлично, а потому, что, как правило, Он не поддерживает ни одну из сторон. Оно и неудивительно: ведь в том же самом подавляющем большинстве случаев участвующим в событиях сторонам нет никакого дела ни до Бога, ни до Его воли. Бог не выступает ни на чьей стороне потому, что на Его стороне нет никого, а навязывать Себя тем, кому Он не нужен, Бог не станет.

С Его народом, однако, ситуация необычная. Народ Божий включён в историю так же, как и все другие народы, и он при этом не лучше, не праведнее, не духовнее любого другого народа. У Бога же есть относительно Своего народа особый план, особый замысел, который и делает Его народ необычным, отличая его от всех других народов земли. Разумеется, сам народ не делается лучше лишь оттого, что у Бога есть на его счёт некий особый план, но вот путь его при этом всё же будет отличаться от пути любого другого народа земли. Богу ведь нужно привести Свой народ на то место, где Он хочет его видеть, где Он назначил ему встречу с Собой.

Путь всякого другого народа может определяться цепочкой Божьих попущений, которые для самого народа будут выглядеть, как случайности и превратности его исторической судьбы — так же, как бывает и с человеком, если он, не зная пути, движется от одной случайности к другой, называя такое движение судьбой. Путь же народа Божия во всяком случае определяется Богом — но он пролегает среди обычных народов, какими были и народы, заселявшие доеврейскую Палестину.

Они были ничем не хуже, но и не лучше всякого другого народа, и потому были подвержены тем же превратностям падшей истории, что и все другие народы. Однако Бог лишает их земли не за их особые грехи, а за обычное нечестие, свойственное всем падшим народам. Равно, как и Свой народ он наделяет землёй не за его особую праведность, а потому, что таков Его план. Однако нечестие народов, изгоняемых Богом с земли, делает такое изгнание возможным, позволяя Богу осуществить Свой план, касающийся Его народа.

Свернуть
 
На Втор 9:6
6 Посему знай (ныне), что не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе овладеть сею доброю землею, ибо ты народ жестоковыйный.
Свернуть

Читая Библию, нетрудно убедиться, что вся история отношений Бога со Своим народом полна противоречий. С одной стороны, союз-завет, дарование Торы, обещания, данные ещё Аврааму и исполненные Богом во всей возможной для нашего мира полноте. С другой...  Читать далее

Читая Библию, нетрудно убедиться, что вся история отношений Бога со Своим народом полна противоречий. С одной стороны, союз-завет, дарование Торы, обещания, данные ещё Аврааму и исполненные Богом во всей возможной для нашего мира полноте. С другой — отступничество, духовные падения, нарушение данных Богом заповедей, без соблюдения которых союз-завет вообще теряет всякий смысл. Но Бог не оставляет Свой народ даже тогда, когда народ поворачивается к Нему спиной. Почему же так? Из жалости? Или в надежде, что следующая попытка будет удачнее предыдущей? Едва ли: ведь Бог знает Свой народ в целом и каждого человека в отдельности, Он видит, кто на что способен и понимает, что снисхождение к человеческой греховности борьбе с грехом не поможет. Ему, как никому другому, ясно, что народ не станет другим, пока Он Сам его не переделает. И всё же Бог остаётся верен однажды заключённому союзу. Что же заставляет Его хранить верность тем, кто зачастую о верности думает в последнюю очередь? Очевидно, лишь одно: любовь к тем, кого Он однажды избрал, кого вырастил из племени в народ, кому дал землю, обещанную ещё Аврааму. Иначе происходящего не объяснить. И та же любовь, наверное, заставляет Бога не исключать Свой народ из того плана, частью которого он, по Его избранию, однажды стал. Потому, видимо, Он и осуществляет Свой замысел нередко не благодаря, а вопреки духовным и нравственным качествам и усилиям Своего народа. С тем, чтобы всё-таки спасти каждого, кого можно спасти.

Свернуть
 
На Втор 9:6
6 Посему знай (ныне), что не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе овладеть сею доброю землею, ибо ты народ жестоковыйный.
Свернуть

Читая Библию, нетрудно убедиться, что вся история отношений Бога со Своим народом полна противоречий. С одной стороны, союз-завет, дарование Торы, обещания, данные ещё Аврааму и исполненные Богом во всей возможной для нашего мира полноте. С другой...  Читать далее

Читая Библию, нетрудно убедиться, что вся история отношений Бога со Своим народом полна противоречий. С одной стороны, союз-завет, дарование Торы, обещания, данные ещё Аврааму и исполненные Богом во всей возможной для нашего мира полноте. С другой — отступничество, духовные падения, нарушение данных Богом заповедей, без соблюдения которых союз-завет вообще теряет всякий смысл. Но Бог не оставляет Свой народ даже тогда, когда народ поворачивается к Нему спиной. Почему же так? Из жалости? Или в надежде, что следующая попытка будет удачнее предыдущей? Едва ли: ведь Бог знает Свой народ в целом и каждого человека в отдельности, Он видит, кто на что способен и понимает, что снисхождение к человеческой греховности борьбе с грехом не поможет. Ему, как никому другому, ясно, что народ не станет другим, пока Он Сам его не переделает. И всё же Бог остаётся верен однажды заключённому союзу. Что же заставляет Его хранить верность тем, кто зачастую о верности думает в последнюю очередь? Очевидно, лишь одно: любовь к тем, кого Он однажды избрал, кого вырастил из племени в народ, кому дал землю, обещанную ещё Аврааму. Иначе происходящего не объяснить. И та же любовь, наверное, заставляет Бога не исключать Свой народ из того плана, частью которого он, по Его избранию, однажды стал. Потому, видимо, Он и осуществляет Свой замысел нередко не благодаря, а вопреки духовным и нравственным качествам и усилиям Своего народа. С тем, чтобы всё-таки спасти каждого, кого можно спасти.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).