Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Втор 9:1-29

1 Audi, Israël: tu transgredieris hodie Jordanem, ut possideas nationes maximas et fortiores te, civitates ingentes, et ad cælum usque muratas, 2 populum magnum atque sublimem, filios Enacim, quos ipse vidisti et audisti, quibus nullus potest ex adverso resistere. 3 Scies ergo hodie quod Dominus Deus tuus ipse transibit ante te, ignis devorans atque consumens, qui conterat eos, et deleat atque disperdat ante faciem tuam velociter, sicut locutus est tibi: 4 ne dicas in corde tuo, cum deleverit eos Dominus Deus tuus in conspectu tuo: Propter justitiam meam introduxit me Dominus ut terram hanc possiderem, cum propter impietates suas istæ deletæ sint nationes. 5 Neque enim propter justitias tuas, et æquitatem cordis tui ingredieris, ut possideas terras earum: sed quia illæ egerunt impie, introëunte te deletæ sunt: et ut compleret verbum suum Dominus, quod sub juramento pollicitus est patribus tuis, Abraham, Isaac, et Jacob. 6 Scito ergo quod non propter justitias tuas Dominus Deus tuus dederit tibi terram hanc optimam in possessionem, cum durissimæ cervicis sis populus.
7 Memento, et ne obliviscaris, quomodo ad iracundiam provocaveris Dominum Deum tuum in solitudine. Ex eo die, quo egressus es ex Ægypto usque ad locum istum, semper adversum Dominum contendisti. 8 Nam et in Horeb provocasti eum, et iratus delere te voluit, 9 quando ascendi in montem, ut acciperem tabulas lapideas, tabulas pacti quod pepigit vobiscum Dominus: et perseveravi in monte quadraginta diebus ac noctibus, panem non comedens, et aquam non bibens. 10 Deditque mihi Dominus duas tabulas lapideas scriptas digito Dei, et continentes omnia verba quæ vobis locutus est in monte de medio ignis, quando concio populi congregata est. 11 Cumque transissent quadraginta dies, et totidem noctes, dedit mihi Dominus duas tabulas lapideas, tabulas fœderis, 12 dixitque mihi: Surge, et descende hinc cito: quia populus tuus, quem eduxisti de Ægypto, deseruerunt velociter viam, quam demonstrasti eis, feceruntque sibi conflatile. 13 Rursumque ait Dominus ad me: Cerno quod populus iste duræ cervicis sit: 14 dimitte me ut conteram eum, et deleam nomen ejus de sub cælo, et constituam te super gentem, quæ hac major et fortior sit.
15 Cumque de monte ardente descenderem, et duas tabulas fœderis utraque tenerem manu, 16 vidissemque vos peccasse Domino Deo vestro, et fecisse vobis vitulum conflatilem, ac deseruisse velociter viam ejus, quam vobis ostenderat: 17 projeci tabulas de manibus meis, confregique eas in conspectu vestro. 18 Et procidi ante Dominum sicut prius, quadraginta diebus et noctibus panem non comedens, et aquam non bibens, propter omnia peccata vestra quæ gessistis contra Dominum, et eum ad iracundiam provocastis: 19 timui enim indignationem et iram illius, qua adversum vos concitatus, delere vos voluit. Et exaudivit me Dominus etiam hac vice. 20 Adversum Aaron quoque vehementer iratus, voluit eum conterere, et pro illo similiter deprecatus sum. 21 Peccatum autem vestrum quod feceratis, id est, vitulum, arripiens, igne combussi, et in frusta comminuens, omninoque in pulverem redigens, projeci in torrentem, qui de monte descendit. 22 In incendio quoque, et in tentatione, et in Sepulchris concupiscentiæ provocastis Dominum: 23 et quando misit vos de Cadesbarne, dicens: Ascendite, et possidete terram, quam dedi vobis, et contempsistis imperium Domini Dei vestri, et non credidistis ei, neque vocem ejus audire voluistis: 24 sed semper fuistis rebelles a die qua nosse vos cœpi. 25 Et jacui coram Domino quadraginta diebus ac noctibus, quibus eum suppliciter deprecabar, ne deleret vos ut fuerat comminatus: 26 et orans dixi: Domine Deus, ne disperdas populum tuum, et hæreditatem tuam, quam redemisti in magnitudine tua, quos eduxisti de Ægypto in manu forti. 27 Recordare servorum tuorum Abraham, Isaac, et Jacob: ne aspicias duritiam populi hujus, et impietatem atque peccatum: 28 ne forte dicant habitatores terræ, de qua eduxisti nos: Non poterat Dominus introducere eos in terram, quam pollicitus est eis, et oderat illos: idcirco eduxit, ut interficeret eos in solitudine: 29 qui sunt populus tuus et hæreditas tua, quos eduxisti in fortitudine tua magna, et in brachio tuo extento.
Свернуть

Как Бог отвечает на неверность человека? Обличением? — Да. Наказанием? — Тоже да. Но не только. Наверное, самый неожиданный и самый важный Его ответ — это призыв идти дальше. Упрямый, "жестоковыйный", неверный Израиль все же должен перейти Иордан и войти в землю, обещанную ему Богом. Как это понимать? Неужели Бог снова оказывает доверие человеку, который уже столько раз Его обманывал (и еще не раз обманет)? Или Бог хочет во что бы то ни стало исполнить Свой замысел? Попытавшись ответить на эти вопросы, мы приблизимся к пониманию Его личности, Его отношения к нам.

Другие мысли вслух

 
На Втор 9:1-29
1 Audi, Israël: tu transgredieris hodie Jordanem, ut possideas nationes maximas et fortiores te, civitates ingentes, et ad cælum usque muratas, 2 populum magnum atque sublimem, filios Enacim, quos ipse vidisti et audisti, quibus nullus potest ex adverso resistere. 3 Scies ergo hodie quod Dominus Deus tuus ipse transibit ante te, ignis devorans atque consumens, qui conterat eos, et deleat atque disperdat ante faciem tuam velociter, sicut locutus est tibi: 4 ne dicas in corde tuo, cum deleverit eos Dominus Deus tuus in conspectu tuo: Propter justitiam meam introduxit me Dominus ut terram hanc possiderem, cum propter impietates suas istæ deletæ sint nationes. 5 Neque enim propter justitias tuas, et æquitatem cordis tui ingredieris, ut possideas terras earum: sed quia illæ egerunt impie, introëunte te deletæ sunt: et ut compleret verbum suum Dominus, quod sub juramento pollicitus est patribus tuis, Abraham, Isaac, et Jacob. 6 Scito ergo quod non propter justitias tuas Dominus Deus tuus dederit tibi terram hanc optimam in possessionem, cum durissimæ cervicis sis populus.
7 Memento, et ne obliviscaris, quomodo ad iracundiam provocaveris Dominum Deum tuum in solitudine. Ex eo die, quo egressus es ex Ægypto usque ad locum istum, semper adversum Dominum contendisti. 8 Nam et in Horeb provocasti eum, et iratus delere te voluit, 9 quando ascendi in montem, ut acciperem tabulas lapideas, tabulas pacti quod pepigit vobiscum Dominus: et perseveravi in monte quadraginta diebus ac noctibus, panem non comedens, et aquam non bibens. 10 Deditque mihi Dominus duas tabulas lapideas scriptas digito Dei, et continentes omnia verba quæ vobis locutus est in monte de medio ignis, quando concio populi congregata est. 11 Cumque transissent quadraginta dies, et totidem noctes, dedit mihi Dominus duas tabulas lapideas, tabulas fœderis, 12 dixitque mihi: Surge, et descende hinc cito: quia populus tuus, quem eduxisti de Ægypto, deseruerunt velociter viam, quam demonstrasti eis, feceruntque sibi conflatile. 13 Rursumque ait Dominus ad me: Cerno quod populus iste duræ cervicis sit: 14 dimitte me ut conteram eum, et deleam nomen ejus de sub cælo, et constituam te super gentem, quæ hac major et fortior sit.
15 Cumque de monte ardente descenderem, et duas tabulas fœderis utraque tenerem manu, 16 vidissemque vos peccasse Domino Deo vestro, et fecisse vobis vitulum conflatilem, ac deseruisse velociter viam ejus, quam vobis ostenderat: 17 projeci tabulas de manibus meis, confregique eas in conspectu vestro. 18 Et procidi ante Dominum sicut prius, quadraginta diebus et noctibus panem non comedens, et aquam non bibens, propter omnia peccata vestra quæ gessistis contra Dominum, et eum ad iracundiam provocastis: 19 timui enim indignationem et iram illius, qua adversum vos concitatus, delere vos voluit. Et exaudivit me Dominus etiam hac vice. 20 Adversum Aaron quoque vehementer iratus, voluit eum conterere, et pro illo similiter deprecatus sum. 21 Peccatum autem vestrum quod feceratis, id est, vitulum, arripiens, igne combussi, et in frusta comminuens, omninoque in pulverem redigens, projeci in torrentem, qui de monte descendit. 22 In incendio quoque, et in tentatione, et in Sepulchris concupiscentiæ provocastis Dominum: 23 et quando misit vos de Cadesbarne, dicens: Ascendite, et possidete terram, quam dedi vobis, et contempsistis imperium Domini Dei vestri, et non credidistis ei, neque vocem ejus audire voluistis: 24 sed semper fuistis rebelles a die qua nosse vos cœpi. 25 Et jacui coram Domino quadraginta diebus ac noctibus, quibus eum suppliciter deprecabar, ne deleret vos ut fuerat comminatus: 26 et orans dixi: Domine Deus, ne disperdas populum tuum, et hæreditatem tuam, quam redemisti in magnitudine tua, quos eduxisti de Ægypto in manu forti. 27 Recordare servorum tuorum Abraham, Isaac, et Jacob: ne aspicias duritiam populi hujus, et impietatem atque peccatum: 28 ne forte dicant habitatores terræ, de qua eduxisti nos: Non poterat Dominus introducere eos in terram, quam pollicitus est eis, et oderat illos: idcirco eduxit, ut interficeret eos in solitudine: 29 qui sunt populus tuus et hæreditas tua, quos eduxisti in fortitudine tua magna, et in brachio tuo extento.
Свернуть
Характеризуя ситуацию, Моисей расставляет акценты со всей несомненностью: народ получает землю не за свою праведность, а из-за нечестия тех народов, которые обитают на ней в данный момент...  Читать далее

Характеризуя ситуацию, Моисей расставляет акценты со всей несомненностью: народ получает землю не за свою праведность, а из-за нечестия тех народов, которые обитают на ней в данный момент. Тут логика истории, стоящая за многими событиями, особенно такими, как завоевания, перевороты, революции. Чаще всего за всем перечисленным стоит не воля Бога, а, как говорят обычно в таких случаях богословы, Его попущение.

Бог в подавляющем большинстве случаев не выступает на стороне одних против других — Он просто отходит в сторону, устраняется, не потому, что Ему всё безразлично, а потому, что, как правило, Он не поддерживает ни одну из сторон. Оно и неудивительно: ведь в том же самом подавляющем большинстве случаев участвующим в событиях сторонам нет никакого дела ни до Бога, ни до Его воли. Бог не выступает ни на чьей стороне потому, что на Его стороне нет никого, а навязывать Себя тем, кому Он не нужен, Бог не станет.

С Его народом, однако, ситуация необычная. Народ Божий включён в историю так же, как и все другие народы, и он при этом не лучше, не праведнее, не духовнее любого другого народа. У Бога же есть относительно Своего народа особый план, особый замысел, который и делает Его народ необычным, отличая его от всех других народов земли. Разумеется, сам народ не делается лучше лишь оттого, что у Бога есть на его счёт некий особый план, но вот путь его при этом всё же будет отличаться от пути любого другого народа земли. Богу ведь нужно привести Свой народ на то место, где Он хочет его видеть, где Он назначил ему встречу с Собой.

Путь всякого другого народа может определяться цепочкой Божьих попущений, которые для самого народа будут выглядеть, как случайности и превратности его исторической судьбы — так же, как бывает и с человеком, если он, не зная пути, движется от одной случайности к другой, называя такое движение судьбой. Путь же народа Божия во всяком случае определяется Богом — но он пролегает среди обычных народов, какими были и народы, заселявшие доеврейскую Палестину.

Они были ничем не хуже, но и не лучше всякого другого народа, и потому были подвержены тем же превратностям падшей истории, что и все другие народы. Однако Бог лишает их земли не за их особые грехи, а за обычное нечестие, свойственное всем падшим народам. Равно, как и Свой народ он наделяет землёй не за его особую праведность, а потому, что таков Его план. Однако нечестие народов, изгоняемых Богом с земли, делает такое изгнание возможным, позволяя Богу осуществить Свой план, касающийся Его народа.

Свернуть
 
На Втор 9:6
6 Scito ergo quod non propter justitias tuas Dominus Deus tuus dederit tibi terram hanc optimam in possessionem, cum durissimæ cervicis sis populus.
Свернуть
Читая Библию, нетрудно убедиться, что вся история отношений Бога со Своим народом полна противоречий. С одной стороны, союз-завет, дарование Торы, обещания, данные ещё Аврааму и исполненные Богом во всей возможной для нашего мира полноте. С другой...  Читать далее

Читая Библию, нетрудно убедиться, что вся история отношений Бога со Своим народом полна противоречий. С одной стороны, союз-завет, дарование Торы, обещания, данные ещё Аврааму и исполненные Богом во всей возможной для нашего мира полноте. С другой — отступничество, духовные падения, нарушение данных Богом заповедей, без соблюдения которых союз-завет вообще теряет всякий смысл. Но Бог не оставляет Свой народ даже тогда, когда народ поворачивается к Нему спиной. Почему же так? Из жалости? Или в надежде, что следующая попытка будет удачнее предыдущей? Едва ли: ведь Бог знает Свой народ в целом и каждого человека в отдельности, Он видит, кто на что способен и понимает, что снисхождение к человеческой греховности борьбе с грехом не поможет. Ему, как никому другому, ясно, что народ не станет другим, пока Он Сам его не переделает. И всё же Бог остаётся верен однажды заключённому союзу. Что же заставляет Его хранить верность тем, кто зачастую о верности думает в последнюю очередь? Очевидно, лишь одно: любовь к тем, кого Он однажды избрал, кого вырастил из племени в народ, кому дал землю, обещанную ещё Аврааму. Иначе происходящего не объяснить. И та же любовь, наверное, заставляет Бога не исключать Свой народ из того плана, частью которого он, по Его избранию, однажды стал. Потому, видимо, Он и осуществляет Свой замысел нередко не благодаря, а вопреки духовным и нравственным качествам и усилиям Своего народа. С тем, чтобы всё-таки спасти каждого, кого можно спасти.

Свернуть
 
На Втор 9:6
6 Scito ergo quod non propter justitias tuas Dominus Deus tuus dederit tibi terram hanc optimam in possessionem, cum durissimæ cervicis sis populus.
Свернуть
Читая Библию, нетрудно убедиться, что вся история отношений Бога со Своим народом полна противоречий. С одной стороны, союз-завет, дарование Торы, обещания, данные ещё Аврааму и исполненные Богом во всей возможной для нашего мира полноте. С другой...  Читать далее

Читая Библию, нетрудно убедиться, что вся история отношений Бога со Своим народом полна противоречий. С одной стороны, союз-завет, дарование Торы, обещания, данные ещё Аврааму и исполненные Богом во всей возможной для нашего мира полноте. С другой — отступничество, духовные падения, нарушение данных Богом заповедей, без соблюдения которых союз-завет вообще теряет всякий смысл. Но Бог не оставляет Свой народ даже тогда, когда народ поворачивается к Нему спиной. Почему же так? Из жалости? Или в надежде, что следующая попытка будет удачнее предыдущей? Едва ли: ведь Бог знает Свой народ в целом и каждого человека в отдельности, Он видит, кто на что способен и понимает, что снисхождение к человеческой греховности борьбе с грехом не поможет. Ему, как никому другому, ясно, что народ не станет другим, пока Он Сам его не переделает. И всё же Бог остаётся верен однажды заключённому союзу. Что же заставляет Его хранить верность тем, кто зачастую о верности думает в последнюю очередь? Очевидно, лишь одно: любовь к тем, кого Он однажды избрал, кого вырастил из племени в народ, кому дал землю, обещанную ещё Аврааму. Иначе происходящего не объяснить. И та же любовь, наверное, заставляет Бога не исключать Свой народ из того плана, частью которого он, по Его избранию, однажды стал. Потому, видимо, Он и осуществляет Свой замысел нередко не благодаря, а вопреки духовным и нравственным качествам и усилиям Своего народа. С тем, чтобы всё-таки спасти каждого, кого можно спасти.

Свернуть
 
На Втор 9:24
24 sed semper fuistis rebelles a die qua nosse vos cœpi.
Свернуть
Характеризуя народ Божий с самого начала его истории, автор Книги Второзакония вкладывает в уста Моисея очень жёсткие слова, этот народ характеризующие. Конечно, читая их, можно вспомнить многое...  Читать далее

Характеризуя народ Божий с самого начала его истории, автор Книги Второзакония вкладывает в уста Моисея очень жёсткие слова, этот народ характеризующие. Конечно, читая их, можно вспомнить многое: и то неверие в успех, которое демонстрировал народ ещё в Египте, и историю с золотым тельцом, и отказ от вполне возможного сразу же после Исхода завоевания обещанной Богом земли.

А ещё — тот постоянный ропот и недовольство, то постоянное желание повернуть назад, в Египет, которые сопровождали народ во всё время его пути из Египта в Трансиорданию. Да и дальнейшая история, история жизни на обещанной Богом и завоёванной народом с Божьей помощью земле, отнюдь не изобиловала ни верностью Богу, ни послушанием Ему.

В сущности, на всём протяжении допленного периода верные в народе Божием составляли не большинство, а меньшинство. Приходится признать, что вся история народа действительно подтверждает приведённые слова Торы. Но тогда встаёт естественный вопрос: почему же при всём этом еврейский народ всё же остаётся народом Божиим? И почему, если он народ Божий, духовный путь его оказался столь извилист?

Конечно, Бог с самого начала хотел видеть Свой народ общиной верных. Вот только добиться этого оказалось непросто: потребовалась историческая переплавка в Вавилонском котле для того, чтобы достичь цели.

И всё же еврейский народ оставался народом Божиим на всём протяжении своей истории: ведь тот союз-завет, который заключил с ним Бог, оставался ненарушимым, по крайней мере, со стороны Бога. Да и в народе всегда сохранялся, выражаясь пророческим языком, остаток, который хранил верность Богу даже тогда, когда, рассуждая по-человечески, в этом не было никакого смысла. А действовать по-другому было невозможно.

Конечно, Бог в любой момент мог бы начать всё сначала, Он в любой момент мог начать новую историю другого союза с другим народом. Но нет никаких гарантий, что эта другая история была бы лучше той, которую мы знаем: ведь дело происходит в падшем мире, и тут уж ничего не поделаешь, если только поставить себе целью не пересоздавать мир заново, а спасать тот, который есть. И Богу остаётся только действовать так, как Он и действует, осуществляя Свой план с теми людьми, какие есть. А попутно готовить Свой народ к решению тех задач, которые ждут его впереди.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).