Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Лев 19:1-2

Поделиться
1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш.
Свернуть

Вторая часть Книги Левита (начиная с гл. 19 и до конца; библеисты называют эту вторую часть книги «Кодексом святости») начинается призывом Бога, обращённым Им к Своему народу: «будьте святы, потому что свят Я, Яхве, Бог ваш». Призыв этот может показаться чем-то рутинным, но если вдуматься в его смысл и вспомнить, когда он прозвучал, он окажется самым настоящим призывом к духовной революции.

Судя по согласному мнению большинства библеистов, вторая часть Книги Левита, называемая обычно «Кодексом святости», была написана в IX или в VIII в. до н.э., в эпоху Первого Храма. Соответственно, и святость понималась в ней так, как понималась она в священнической яхвистской традиции, а не в смысле праведности, как обычно понимаем мы это слово сегодня. В священнической же традиции святость обозначала освящённость человека, то особое духовное состояние, которое обретает человек у алтаря в присутствии Божием, состояние, изменяющее не только сердце и душу человека, но и его тело.

Ранняя священническая традиция, корнями уходящая в Моисееву эпоху, не требовала от человека того, чтобы он пребывал в этом состоянии постоянно. Человеку достаточно было лишь оставаться чистым, потому, что понятие чистоты в священнической традиции связывалось с возможностью подойти к алтарю и освятиться. Теперь же, как видно, планка поднимается выше: от человека требуется не просто чистота, а именно освящённость, которую он должен сохранять всегда, а не только тогда, когда находится в Храме и участвует в богослужении и в жертвенной трапезе.

Вероятно, такое требование появилось в свете нового литургического опыта, появившегося в эпоху Первого Храма, когда общине приоткрылось Царство, как реальность, выражаясь евангельским языком, «не от мира сего». Тогда-то и стало понятно, что в это Царство не войти, не будучи освящённым, а значит, освящённым надо оставаться всегда: ведь неизвестно, когда настанет день Суда и торжества Царства!

Но предложенные в Книге Левита средства оказались неадекватны поставленной задаче: она могла предложить верным лишь более строгие и тщательно разработанные нормы и правила ритуальной чистоты. Они включали, разумеется, и воздержание от греха, но такое воздержание предписывалось и прежде, оно было чем-то само собой разумеющимся.

Ничего удивительного тут нет: поставленная задача была действительно неразрешима до прихода в мир Христа, но об этом автор Кодекса святости знать ещё не мог. Ему была открыта цель, но ещё не было открыто, с Чьей помощью этой цели можно достичь. Однако даже такое неполное откровение задавало духовный вектор на многие столетия вперёд и готовило народ Божий к новым откровениям, благодаря которым ему прояснится уже не только цель, но и средства её достижения.

Другие мысли вслух

 
На Лев 19:1-2
1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш.
Свернуть
Почти каждое Свое повеление Господь заканчивает словами: «Я Господь Бог ваш». Почему? О чем это должно напоминать и чем это может...  Читать далее

Почти каждое Свое повеление Господь заканчивает словами: «Я Господь Бог ваш». Почему? О чем это должно напоминать и чем это может помочь, когда заповеди кажутся нам невыполнимыми? Эти слова — начальные слова первой заповеди из десяти главных заповедей. Если нет ее, нет и других заповедей. Господь — Бог наш, он сотворил нас, сотворил по Своему образу и подобию, Он дал нам жизнь, свободу, Он любит нас. И Он просит нас быть святыми как он. Да, мы грешники, мы не можем. Но в Евангелии сказано, что человеку это невозможно, а Богу все возможно. В чем-то мы уже подобны ему. Святой — это тот, то принадлежит Богу. Значит, чем больше мы будем отдавать Богу нашу жизнь, самих себя, тем больше мы будем подобны ему, в нас будет проявляться наша настоящая сущность, то, какими Он сотворил нас.

Свернуть
 
На Лев 19:1-2
1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш.
Свернуть
Вторая часть Книги Левита (начиная с гл. 19 и до конца; библеисты называют эту вторую часть книги «Кодексом святости») начинается призывом Бога...  Читать далее

Вторая часть Книги Левита (начиная с гл. 19 и до конца; библеисты называют эту вторую часть книги «Кодексом святости») начинается призывом Бога, обращённым Им к Своему народу: «будьте святы, потому что свят Я, Яхве, Бог ваш». Призыв этот может показаться чем-то рутинным, но если вдуматься в его смысл и вспомнить, когда он прозвучал, он окажется самым настоящим призывом к духовной революции.

Судя по согласному мнению большинства библеистов, вторая часть Книги Левита, называемая обычно «Кодексом святости», была написана в IX или в VIII в. до н.э., в эпоху Первого Храма. Соответственно, и святость понималась в ней так, как понималась она в священнической яхвистской традиции, а не в смысле праведности, как обычно понимаем мы это слово сегодня. В священнической же традиции святость обозначала освящённость человека, то особое духовное состояние, которое обретает человек у алтаря в присутствии Божием, состояние, изменяющее не только сердце и душу человека, но и его тело.

Ранняя священническая традиция, корнями уходящая в Моисееву эпоху, не требовала от человека того, чтобы он пребывал в этом состоянии постоянно. Человеку достаточно было лишь оставаться чистым, потому, что понятие чистоты в священнической традиции связывалось с возможностью подойти к алтарю и освятиться. Теперь же, как видно, планка поднимается выше: от человека требуется не просто чистота, а именно освящённость, которую он должен сохранять всегда, а не только тогда, когда находится в Храме и участвует в богослужении и в жертвенной трапезе.

Вероятно, такое требование появилось в свете нового литургического опыта, появившегося в эпоху Первого Храма, когда общине приоткрылось Царство, как реальность, выражаясь евангельским языком, «не от мира сего». Тогда-то и стало понятно, что в это Царство не войти, не будучи освящённым, а значит, освящённым надо оставаться всегда: ведь неизвестно, когда настанет день Суда и торжества Царства!

Но предложенные в Книге Левита средства оказались неадекватны поставленной задаче: она могла предложить верным лишь более строгие и тщательно разработанные нормы и правила ритуальной чистоты. Они включали, разумеется, и воздержание от греха, но такое воздержание предписывалось и прежде, оно было чем-то само собой разумеющимся.

Ничего удивительного тут нет: поставленная задача была действительно неразрешима до прихода в мир Христа, но об этом автор Кодекса святости знать ещё не мог. Ему была открыта цель, но ещё не было открыто, с Чьей помощью этой цели можно достичь. Однако даже такое неполное откровение задавало духовный вектор на многие столетия вперёд и готовило народ Божий к новым откровениям, благодаря которым ему прояснится уже не только цель, но и средства её достижения.

Свернуть
 
На Лев 19:1-37
1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш. 3 Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш. 4 Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе. Я Господь, Бог ваш.
5 Когда будете приносить Господу жертву мирную, то приносите ее, чтобы приобрести себе благоволение: 6 в день жертвоприношения вашего и на другой день должно есть ее, а оставшееся к третьему дню должно сжечь на огне; 7 если же кто станет есть ее на третий день, это гнусно, это не будет благоприятно; 8 кто станет есть ее, тот понесет на себе грех, ибо он осквернил святыню Господню, и истребится душа та из народа своего.
9 Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, 10 и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я Господь, Бог ваш.
11 Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга. 12 Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь (Бог ваш).
13 Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра. 14 Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся (Господа) Бога твоего. Я Господь (Бог ваш).
15 Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего. 16 Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь (Бог ваш).
17 Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. 18 Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь (Бог ваш).
19 Уставы Мои соблюдайте; скота твоего не своди с иною породою; поля твоего не засевай двумя родами семян; в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся.
20 Если кто переспит с женщиною, а она раба, обрученная мужу, но еще не выкупленная, или свобода еще не дана ей, то должно наказать их, но не смертью, потому что она несвободная: 21 пусть приведет он Господу ко входу скинии собрания жертву повинности, овна в жертву повинности своей; 22 и очистит его священник овном повинности пред Господом от греха, которым он согрешил, и прощен будет ему грех, которым он согрешил.
23 Когда придете в землю, (которую Господь Бог даст вам,) и посадите какое-либо плодовое дерево, то плоды его почитайте за необрезанные: три года должно почитать их за необрезанные, не должно есть их; 24 а в четвертый год все плоды его должны быть посвящены для празднеств Господних; 25 в пятый же год вы можете есть плоды его и собирать себе все произведения его. Я Господь, Бог ваш.
26 Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте. 27 Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. 28 Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь (Бог ваш).
29 Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнилась земля развратом. 30 Субботы Мои храните и святилище Мое чтите. Я Господь.
31 Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш.
32 Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся (Господа) Бога твоего. Я Господь (Бог ваш).
33 Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его: 34 пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я Господь, Бог ваш.
35 Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: 36 да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской. 37 Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои и исполняйте их. Я Господь (Бог ваш).
Свернуть
Глава 19 начинает собой вторую часть Книги Левита, той, что у библеистов получила название Кодекса святости. Такое название не случайно: в ней рефреном повторяются слова...  Читать далее

Глава 19 начинает собой вторую часть Книги Левита, той, что у библеистов получила название Кодекса святости. Такое название не случайно: в ней рефреном повторяются слова Бога «будьте святы потому, что свят Я, Яхве, Бог ваш». Что же означает в данном случае святость? Мы сегодня под святостью понимаем, как правило, праведность, притом праведность христианскую. Тех, кто стал образцом такой праведности, мы и называем обычно святыми. Между тем в Книге Левита, и особенно во второй её части, святость понимается в смысле, уже не очень отличающемся от новозаветного.

Тут под святостью понимается состояние освящённости человека, то самое, которое человек обретает, если пребывает в Божьем присутствии. Таким человек становился всякий раз, когда приходил к алтарю и участвовал в жертвоприношении — ведь там, у алтаря, совершенно реально присутствовал Бог, и человек, если был Ему открыт, так же совершенно реально менялся вследствие встречи с Ним.

Проблема, однако, заключалась в том, что, возвращаясь затем к обычной, повседневной жизни, человек вновь откатывался назад, становясь прежним, таким, каким он был до встречи с Богом. Состояние освящённости, или святости, не было устойчивым, оно бывало лишь временным, хотя у людей по-настоящему верующих достаточно регулярным: ведь такие люди приходили к алтарю обычно не реже раза в неделю.

Главным для верующего яхвиста традиционно считалась чистота: ведь состояние чистоты делало человека готовым к встрече с Богом и к освящению. Теперь же целью жизни верующего яхвиста становится не чистота, а именно освящённость, святость как обычное, повседневное состояние. Это была, конечно, сверхзадача: откровение было получено, но как его осуществить, ещё не было ясно.

Тут нужны были новые откровения, и они пришли через пророков, тех, которых библеисты называют обычно поздними, начиная с Амоса и заканчивая Малахией. Пока же Книга Левита предлагает ищущим полноценной духовной жизни и отношений с Богом строгое и неуклонное соблюдение всех заповедей и всех норм ритуальной чистоты. Цель понятна: жить так, чтобы не допускать в своей жизни никакого, даже малейшего, осквернения. Казалось, если так жить, цель будет достигнута. Понадобился опыт многих столетий, чтобы понять, что всё не так просто и что таким способом она не достигается — но это уже отдельная история.

Свернуть
 
На Лев 19:1-37
1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш. 3 Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш. 4 Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе. Я Господь, Бог ваш.
5 Когда будете приносить Господу жертву мирную, то приносите ее, чтобы приобрести себе благоволение: 6 в день жертвоприношения вашего и на другой день должно есть ее, а оставшееся к третьему дню должно сжечь на огне; 7 если же кто станет есть ее на третий день, это гнусно, это не будет благоприятно; 8 кто станет есть ее, тот понесет на себе грех, ибо он осквернил святыню Господню, и истребится душа та из народа своего.
9 Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, 10 и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я Господь, Бог ваш.
11 Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга. 12 Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь (Бог ваш).
13 Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра. 14 Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся (Господа) Бога твоего. Я Господь (Бог ваш).
15 Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего. 16 Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь (Бог ваш).
17 Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. 18 Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь (Бог ваш).
19 Уставы Мои соблюдайте; скота твоего не своди с иною породою; поля твоего не засевай двумя родами семян; в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся.
20 Если кто переспит с женщиною, а она раба, обрученная мужу, но еще не выкупленная, или свобода еще не дана ей, то должно наказать их, но не смертью, потому что она несвободная: 21 пусть приведет он Господу ко входу скинии собрания жертву повинности, овна в жертву повинности своей; 22 и очистит его священник овном повинности пред Господом от греха, которым он согрешил, и прощен будет ему грех, которым он согрешил.
23 Когда придете в землю, (которую Господь Бог даст вам,) и посадите какое-либо плодовое дерево, то плоды его почитайте за необрезанные: три года должно почитать их за необрезанные, не должно есть их; 24 а в четвертый год все плоды его должны быть посвящены для празднеств Господних; 25 в пятый же год вы можете есть плоды его и собирать себе все произведения его. Я Господь, Бог ваш.
26 Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте. 27 Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. 28 Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь (Бог ваш).
29 Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнилась земля развратом. 30 Субботы Мои храните и святилище Мое чтите. Я Господь.
31 Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш.
32 Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся (Господа) Бога твоего. Я Господь (Бог ваш).
33 Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его: 34 пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я Господь, Бог ваш.
35 Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: 36 да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской. 37 Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои и исполняйте их. Я Господь (Бог ваш).
Свернуть
Мы уже видели в Книге Левит много определений святости — святости, как посвященности Богу, как...  Читать далее

Мы уже видели в Книге Левит много определений святости — святости, как посвященности Богу, как принадлежности Его народу, как религиозной и нравственной чистоты. Сегодняшняя глава тоже начинается с призыва к святости: «Святы будьте, ибо свят Я». Но большинство заповедей этой главы мы, наверное, назвали бы «нормами социального поведения» или «признаками гражданского общества». Среди них заповеди о милости к неимущим, о честности в торговле, о мире с соседями, о заботе о родителях. Оказывается, это не просто «мирские заботы», не имеющие отношения к религии, а — ни больше ни меньше — путь святости. Этот путь отличается тем, что его нельзя проходить только в одиночку. Это путь общества, как единого целого, общества, которое начинается с наших семей и заканчивается целой страной и мировым сообществом. Тем, кто привык, что святость — личное дело каждого, следует помнить, что она также может быть делом, совершаемым вместе — со всем миром.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).