Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Мф 24:15-31

15  Итак, когда увидите мерзость запустения, ставшую на святом месте, о которой было сказано чрез Даниила пророка - читающий да разумеет, -
16  тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17  кто на крыше, да не спускается взять то, что в доме его;
18  и кто в поле, да не возвращается взять одежду свою.
19  Горе же имеющим во чреве и кормящим грудью в те дни.
20  Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше ни зимой, ни в субботу;
21  ибо будет тогда великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и никогда не будет.
22  И если бы не были сокращены дни те, не была бы спасена никакая плоть; но ради избранных будут сокращены дни те.
23  Тогда, если кто вам скажет: "вот здесь Христос", или: "там"', - не верьте;
24  ибо восстанут лжехристы и лжепророки и произведут знамения великие и чудеса, чтобы ввести в заблуждение, если возможно, и избранных.
25  Вот Я наперед сказал вам.
26  Итак, если скажут вам: "вот Он в пустыне", - не выходите; "вот Он во внутренних покоях", - не верьте;
27  ибо, как молния исходит от востока и светит до запада, так будет пришествие Сына Человеческого.
28  Где будет труп, там соберутся орлы.
29  Тотчас же, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды упадут с неба, и силы небесные будут поколеблены.
30  И тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда будут бить себя в грудь все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31  и пошлет Он ангелов Своих с трубою великой, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
Свернуть

Мерзость запустения на святом месте означает отступничество от Бога, пренебрежение Им и тем, что от Него исходит. И может наступить день, когда мера греха и беззаконий превысит всё мыслимое и поставит мир на край пропасти. Тогда хранящим верность придётся, как семье Лота, отвернуться от нового Содома и прекратить всякое участие в его делах.

Очень хочется "расшифровать" эти слова, подогнать к какой-либо эпохе и успокоиться: теперь мы знаем, в какой момент начинать себя вести указанным образом. Но невозможно сказать, когда настанет последний день. Много раз за прошедшие века надвигались события, вроде бы соответствовавшие предсказанным, но опять конец отодвигался.

Господь не дал нам расписания предстоящих событий, но зато раскрыл некоторые важные признаки тех дней. Он упомянул о скорби, сильнее которой не будет ни до, ни после. Краткое, но ёмкое упоминание об этом даёт нам увидеть, что те дни будут сокращены, и это свидетельствует о том, что Господь не хочет допустить гибели мира, даже если люди будут всё делать для того, чтобы его погубить.

И вот Он предупреждает нас с осторожностью относиться к слухам о Его появлении в разгар бедствий и катаклизмов. Но как отличить многочисленных лжемессий и лжепророков от Истинного, если, как Он Сам свидетельствует, они станут совершать великие знамения и чудеса, которыми произведут сильнейшее впечатление даже на верных? Не стоит, но можно было бы привести целый ряд имён нынешних лжепророков, объявивших себя «Христом во втором пришествии» и сумевших произвести сильнейшее впечатление на тех, кто им доверился. А ведь происходит всё это в странах, некогда христианских.

Подлинный же Сын Человеческий и здесь раскрыл нам признак Своего Второго Пришествия, и он удивительно прост, хотя и не укладывается в наше восприятие: то, что это Он, будет видно всему миру. И если в первый раз Он явился в мир неузнанным, то при повторном приходе ни у кого не будет сомнений, что это и в самом деле Христос.

Другие мысли вслух

 
На Мф 24:27-33
27  ибо, как молния исходит от востока и светит до запада, так будет пришествие Сына Человеческого.
28  Где будет труп, там соберутся орлы.
29  Тотчас же, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды упадут с неба, и силы небесные будут поколеблены.
30  И тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда будут бить себя в грудь все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31  и пошлет Он ангелов Своих с трубою великой, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
32  А образом да будет вам смоковница: когда ветвь ее становится уже мягкой и пускает листья, вы знаете, что близко лето.
33  Так и вы, когда увидите всё это, знайте, что близко, при дверях.
Свернуть
В русском языке слово «апокалипсис» ассоциируется с чем-то ужасным, с огромной мировой катастрофой, всемирным...  Читать далее

В русском языке слово «апокалипсис» ассоциируется с чем-то ужасным, с огромной мировой катастрофой, всемирным катаклизмом. И действительно, апокалипсические картины, нарисованные в Библии, впечатляют наше сознание. Но мы не должны полностью отдавать себя во власть этих впечатлений, памятуя о той мере оптимизма, которая в них заложена. И не случайно Господь в рассматриваемом сегодня отрывке сравнивает Конец времен с летом, самым благоприятным периодом, приводя пример распускающихся листьев смоковницы. Но все-таки это будет испытание. Феофан Затворник пишет: «Надо так себя держать, как держит ученик, которому предстоит экзамен: что ни делает он, а экзамен все нейдет из головы; такое памятование не дозволяет ему ни минуты понапрасну тратить, а все время употребляет он на приготовление к экзамену».

Свернуть
 
На Мф 24:27-33
27  ибо, как молния исходит от востока и светит до запада, так будет пришествие Сына Человеческого.
28  Где будет труп, там соберутся орлы.
29  Тотчас же, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды упадут с неба, и силы небесные будут поколеблены.
30  И тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда будут бить себя в грудь все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31  и пошлет Он ангелов Своих с трубою великой, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
32  А образом да будет вам смоковница: когда ветвь ее становится уже мягкой и пускает листья, вы знаете, что близко лето.
33  Так и вы, когда увидите всё это, знайте, что близко, при дверях.
Свернуть
Пожалуй, самое главное, что Священное Писание говорит нам о конце света, — это то, что он настанет. В сегодняшнем евангельском чтении Господь весьма подробно говорит ученикам о том, что конец будет подобен жатве...  Читать далее

Пожалуй, самое главное, что Священное Писание говорит нам о конце света, — это то, что он настанет. В сегодняшнем евангельском чтении Господь весьма подробно говорит ученикам о том, что конец будет подобен жатве, когда творение принесет Создателю свой плод. Но весьма важно, что далее Он говорит, что мы не знаем того часа, в который придет Господь наш. Потом, после Воскресения, Господь скажет об этом еще более определенно: не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти. Выходит, знать о факте наступления конца нам нужно (коль скоро Сам Господь говорит об этом), а время его наступления нам знать не следует. Более того, Господь в притче говорит о том, что нам следует всегда быть готовыми к этому дню.

Древние христиане ожидали, что конец мира придет со дня на день, и это ожидание, с одной стороны, одушевляло их и давало силы противостоять гонениям и соблазнам, но, с другой стороны, по прошествии 2-3 столетий послужило причиной некоторого недоумения, разочарования и переосмысления Евангелия. В наше время мы забыли о грядущем конце, так что время и признаки его наступления волнуют нас больше, чем то, что мы будем говорить на Последнем суде.

Вероятно, дело в том, что известие о конце времен необходимо нам не для того, чтобы определить наши действия и поступки. Жить следует в правде Божией в любое время — и назавтра после сотворения мира, и накануне его конца. Скорее, факт предстоящего завершения истории мира нужен нам для правильного отношения к этому миру и реалиям нашей жизни. Небеса обветшают, как поношеная одежда, и вместе с ними прекратится зло и страдание, насилие и ложь, которую мы привносим в творение. Это одновременно и день суда, и день надежды. Мы увидим Христа и увидим Его творение во всей задуманной Им красоте. По сравнению с этим все то множество зависимостей и иллюзий, которые заполоняют наше сознание и с которыми придется расстаться, отступает на второй план.

Свернуть
 
На Мф 24:27-33
27  ибо, как молния исходит от востока и светит до запада, так будет пришествие Сына Человеческого.
28  Где будет труп, там соберутся орлы.
29  Тотчас же, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды упадут с неба, и силы небесные будут поколеблены.
30  И тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда будут бить себя в грудь все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31  и пошлет Он ангелов Своих с трубою великой, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
32  А образом да будет вам смоковница: когда ветвь ее становится уже мягкой и пускает листья, вы знаете, что близко лето.
33  Так и вы, когда увидите всё это, знайте, что близко, при дверях.
Свернуть
Казалось бы, сегодняшний текст весь о страхе, страхе быть застигнутыми за дурными занятиями в пришествие Господне и...  Читать далее

Казалось бы, сегодняшний текст весь о страхе, страхе быть застигнутыми за дурными занятиями в пришествие Господне и за то понести страшное наказание на последнем Суде. Целые пласты культуры и западного и восточного христианства были построены на таком отношении к этим словам. Но давайте задумаемся, правильно ли мы понимаем этот страх. Вспомним слова из начала Евангелия от Луки. «И сказал им ангел: не бойтесь. Ибо вот благовествую вам радость великую». Господь призывает нас не к страху, а к радости. Но все-таки как тогда понять сегодняшний текст?

Все мы очень разные. Мы все обладаем разным духовным, интеллектуальным, нравственным уровнем. В то же время слово Божие адресовано к каждому и поэтому оно обязано быть многомерным, отражая всю сложность устройства человеческого общества. Главное уметь прочесть то, что Господь говорит лично тебе, в этом заключается молитва. Людям самоуверенным полезна мера страха. Но есть люди, которых страх способен придавить, им дается надежда. Господь знает их чуткость и дает им образ смоковницы, по листьям которой мы можем судить о приближении лета. И тогда люди, казалось бы, слабые, вдруг обретают силу возвыситься над любым страхом, потому что начинают понимать, «Воздвигший Господа Иисуса, воздвигнет с Иисусом и нас(2 Кор 4:13-18).

Другое дело, что в той мере, в какой исполнена несовершенством и грехом история Церкви, страх человека был угоден ее неправедным служителям, ибо рождал раболепие, попросту подчинял людей их власти. Но все это преходяще. Мы всегда должны уметь отделять преходящее от истинного.

Свернуть
 
На Мф 24:13-38
13  Претерпевший же до конца, тот будет спасен.
14  И будет проповедано это Евангелие Царства по всей вселенной во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15  Итак, когда увидите мерзость запустения, ставшую на святом месте, о которой было сказано чрез Даниила пророка - читающий да разумеет, -
16  тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17  кто на крыше, да не спускается взять то, что в доме его;
18  и кто в поле, да не возвращается взять одежду свою.
19  Горе же имеющим во чреве и кормящим грудью в те дни.
20  Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше ни зимой, ни в субботу;
21  ибо будет тогда великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и никогда не будет.
22  И если бы не были сокращены дни те, не была бы спасена никакая плоть; но ради избранных будут сокращены дни те.
23  Тогда, если кто вам скажет: "вот здесь Христос", или: "там"', - не верьте;
24  ибо восстанут лжехристы и лжепророки и произведут знамения великие и чудеса, чтобы ввести в заблуждение, если возможно, и избранных.
25  Вот Я наперед сказал вам.
26  Итак, если скажут вам: "вот Он в пустыне", - не выходите; "вот Он во внутренних покоях", - не верьте;
27  ибо, как молния исходит от востока и светит до запада, так будет пришествие Сына Человеческого.
28  Где будет труп, там соберутся орлы.
29  Тотчас же, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды упадут с неба, и силы небесные будут поколеблены.
30  И тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда будут бить себя в грудь все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31  и пошлет Он ангелов Своих с трубою великой, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
32  А образом да будет вам смоковница: когда ветвь ее становится уже мягкой и пускает листья, вы знаете, что близко лето.
33  Так и вы, когда увидите всё это, знайте, что близко, при дверях.
34  Истинно говорю вам: не пройдет род сей, доколе всё это не сбудется.
35  Небо и земля пройдут, слова же Мои не пройдут.
36  О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но один только Отец.
37  Ибо как дни Ноя, так будет пришествие Сына Человеческого.
38  Как во дни перед потопом ели и пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег,
Свернуть
Говоря о Своём возвращении и о последних временах, Иисус специально предостерегает Своих учеников и последователей от увлечения лжепророками и лжемессиями. Но откуда могло...  Читать далее

Говоря о Своём возвращении и о последних временах, Иисус специально предостерегает Своих учеников и последователей от увлечения лжепророками и лжемессиями. Но откуда могло взяться такое увлечение у тех, кто с вопросом о Мессии, вроде бы, определился? Ответом на заданный вопрос могли бы стать традиционные для того времени представления как о Мессии, так и о Царстве. В те времена в еврейской среде было широко распространено представление о том, что тот Храм, в котором проповедовал Иисус, станет Храмом мессианским. Сами же представления о Царстве оставались при этом ещё близкими к допленным, Царство в массовом религиозном сознании воспринималось, как земное государство, хотя и руководимое Мессией, Который его возглавит. И апостолы, надо сказать, тоже были не свободны от такого рода представлений, они даже в день Вознесения ещё были уверены, что теперь-то, наконец, их Учитель всё-таки начнёт строительство того мессианского государства, появления которого они так ждали. А ведь именно первому (отчасти) и второму (в основном) поколению христиан предстояло стать свидетелями тех самых трагических событий, о которых говорит теперь Иисус! Мессианское восстание 70 г. н.э., разгром Иерусалима и Храма стали для народа не только национальной, но и религиозной катастрофой, ведь для иудеев она означала, что Мессии они так и не дождались, а для христиан — то, что Он не вернулся до конца времён, как обещал. В такой ситуации разброд и шатания были бы вполне естественным явлением. Наверное, появились бы и самозваные «мессии», и «учителя» или «пророки», желающие «подправить» или «дополнить» Евангелие. В самом деле, если Храм уже разрушен, а Царство всё ещё не наступило, не означает ли это, что что-то было упущено? Может быть, Основатель Церкви чего-то недоговорил или недоделал? Такие сомнения могли стать (и в своё время действительно стали) благодатной питательной средой для разного рода теорий и концепций, использующих христианский язык, но по сути ничего общего с христианством не имеющими. Конечно, самым главным ответом, как это и бывает обычно в Церкви, стало полученное от Иисуса новое откровение о наступившей эпохе, о духовном смысле происходящих во время этой эпохи событий и об её завершении (оно нашло своё воплощение в Книге Откровения). Но Иисус, как видно, считает нужным заранее предостеречь Своих учеников и последователей. Ведь речь идёт о вещах слишком серьёзных: о Царстве и о спасении.

Свернуть
 
На Мф 24:13-28
13  Претерпевший же до конца, тот будет спасен.
14  И будет проповедано это Евангелие Царства по всей вселенной во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15  Итак, когда увидите мерзость запустения, ставшую на святом месте, о которой было сказано чрез Даниила пророка - читающий да разумеет, -
16  тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17  кто на крыше, да не спускается взять то, что в доме его;
18  и кто в поле, да не возвращается взять одежду свою.
19  Горе же имеющим во чреве и кормящим грудью в те дни.
20  Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше ни зимой, ни в субботу;
21  ибо будет тогда великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и никогда не будет.
22  И если бы не были сокращены дни те, не была бы спасена никакая плоть; но ради избранных будут сокращены дни те.
23  Тогда, если кто вам скажет: "вот здесь Христос", или: "там"', - не верьте;
24  ибо восстанут лжехристы и лжепророки и произведут знамения великие и чудеса, чтобы ввести в заблуждение, если возможно, и избранных.
25  Вот Я наперед сказал вам.
26  Итак, если скажут вам: "вот Он в пустыне", - не выходите; "вот Он во внутренних покоях", - не верьте;
27  ибо, как молния исходит от востока и светит до запада, так будет пришествие Сына Человеческого.
28  Где будет труп, там соберутся орлы.
Свернуть
Конец не наступит прежде, чем Весть о Царстве возвестят по всей Вселенной. В этом ни с чем не сравнимое величие...  Читать далее

Конец не наступит прежде, чем Весть о Царстве возвестят по всей Вселенной. В этом ни с чем не сравнимое величие новозаветного провозвестия, величие универсальности провозглашаемого принципа любви и свободы. А мы часто, находясь в шорах ветхозаветной духовности, делим мир на христиан и не христиан, на грешников и праведников. До определенной степени это так. Но перед лицом испытаний мы равно лишь слушатели и свидетели Радостной Вести о Спасении.

Свернуть
 
На Мф 24:13-28
13  Претерпевший же до конца, тот будет спасен.
14  И будет проповедано это Евангелие Царства по всей вселенной во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15  Итак, когда увидите мерзость запустения, ставшую на святом месте, о которой было сказано чрез Даниила пророка - читающий да разумеет, -
16  тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17  кто на крыше, да не спускается взять то, что в доме его;
18  и кто в поле, да не возвращается взять одежду свою.
19  Горе же имеющим во чреве и кормящим грудью в те дни.
20  Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше ни зимой, ни в субботу;
21  ибо будет тогда великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и никогда не будет.
22  И если бы не были сокращены дни те, не была бы спасена никакая плоть; но ради избранных будут сокращены дни те.
23  Тогда, если кто вам скажет: "вот здесь Христос", или: "там"', - не верьте;
24  ибо восстанут лжехристы и лжепророки и произведут знамения великие и чудеса, чтобы ввести в заблуждение, если возможно, и избранных.
25  Вот Я наперед сказал вам.
26  Итак, если скажут вам: "вот Он в пустыне", - не выходите; "вот Он во внутренних покоях", - не верьте;
27  ибо, как молния исходит от востока и светит до запада, так будет пришествие Сына Человеческого.
28  Где будет труп, там соберутся орлы.
Свернуть
Христианская эсхатология — и в этом ее уникальность — имеет два плана. Один план — это план Конца дней, о чем говорится в Символе веры как об ожидании Господа...  Читать далее

Христианская эсхатология — и в этом ее уникальность — имеет два плана. Один план — это план Конца дней, о чем говорится в Символе веры как об ожидании Господа «паки грядущего со славою судити живым и мертвым». Другой план связан с тем, что почти каждая историческая эпоха связана с исполнением, пусть и не полным, некоторых эсхатологических пророчеств. Подобно этому в философии есть представление о смерти человека как непрерывном процессе. С одной стороны, в какой-то момент наступает биологическая смерть. Но, с другой стороны, каждый миг мы необратимо меняемся, и значит тот человек, которым были мы еще недавно, навсегда перестал существовать как земное существо.

Поэтому особой значимостью наполняются слова Господа: «Слышите, я все вам сказал заранее». Это спасительные слова не только для тех, кому доведется жить при Конце дней; это спасительные слова для всех нас, потому что стоит оглянуться вокруг себя — и мы без труда увидим и лжепророков, и лжехристов, и «мерзость запустения» в «месте святом». Впрочем, людям, живущим после событий 11 сентября в Соединенных Штатах Америки - после катастрофы, которую сами американцы до деталей точно предсказали в кинематографе — говорить об этом нет нужды. Но ведь предупрежден — значит вооружен.

Свернуть
 
На Мф 24:3-35
Когда же сидел Он на горе Масличной, подошли к Нему ученики отдельно от других и спросили Его: скажи нам, когда это будет, и какое знамение Твоего пришествия и конца века?
И ответил им Иисус: смотрите, чтобы кто не ввел вас в заблуждение.
Ибо многие придут под именем Моим, говоря: "я Христос", и многих введут в заблуждение.
Предстоит же вам в будущем слышать о войнах и военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо это должно произойти, но это еще не конец.
Ибо восстанет народ на народ и царство на царство, и будут голод и землетрясения по местам;
всё же это начало мук рождения.
Тогда будут предавать вас на страдание и будут убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое.
10  И тогда соблазнятся многие; и будут друг друга предавать, и ненавидеть друг друга;
11  и многие лжепророки восстанут и многих введут в заблуждение;
12  от умножения беззакония, во многих охладеет любовь.
13  Претерпевший же до конца, тот будет спасен.
14  И будет проповедано это Евангелие Царства по всей вселенной во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15  Итак, когда увидите мерзость запустения, ставшую на святом месте, о которой было сказано чрез Даниила пророка - читающий да разумеет, -
16  тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17  кто на крыше, да не спускается взять то, что в доме его;
18  и кто в поле, да не возвращается взять одежду свою.
19  Горе же имеющим во чреве и кормящим грудью в те дни.
20  Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше ни зимой, ни в субботу;
21  ибо будет тогда великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и никогда не будет.
22  И если бы не были сокращены дни те, не была бы спасена никакая плоть; но ради избранных будут сокращены дни те.
23  Тогда, если кто вам скажет: "вот здесь Христос", или: "там"', - не верьте;
24  ибо восстанут лжехристы и лжепророки и произведут знамения великие и чудеса, чтобы ввести в заблуждение, если возможно, и избранных.
25  Вот Я наперед сказал вам.
26  Итак, если скажут вам: "вот Он в пустыне", - не выходите; "вот Он во внутренних покоях", - не верьте;
27  ибо, как молния исходит от востока и светит до запада, так будет пришествие Сына Человеческого.
28  Где будет труп, там соберутся орлы.
29  Тотчас же, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды упадут с неба, и силы небесные будут поколеблены.
30  И тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда будут бить себя в грудь все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31  и пошлет Он ангелов Своих с трубою великой, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
32  А образом да будет вам смоковница: когда ветвь ее становится уже мягкой и пускает листья, вы знаете, что близко лето.
33  Так и вы, когда увидите всё это, знайте, что близко, при дверях.
34  Истинно говорю вам: не пройдет род сей, доколе всё это не сбудется.
35  Небо и земля пройдут, слова же Мои не пройдут.
Свернуть
Пророческая беседа на горе Елеонской, которую мы читаем сегодня в Евангелии от Матфея, с самого момента написания Евангелия...  Читать далее

Пророческая беседа на горе Елеонской, которую мы читаем сегодня в Евангелии от Матфея, с самого момента написания Евангелия вызывала огромный интерес. Подчас этот интерес принимал совсем уж нездоровые масштабы, особенно в некоторых еретических сектах. Но и «нормальные» с точки зрения исповедания и душевного здоровья христиане тоже не обходили этот текст вниманием. Пожалуй, только Апокалипсис может с ним в этом сравниться... Вероятно, что-то в нас есть, что привлекает наше внимание к концу света... Быть может, безумие мира, в котором мы живем, вызывает в нас помимо нашей воли мысль о конце... А может быть, это проявление инстинктивного страха ответственности за грехи?

Однако, в содержании слов Господа Иисуса важно для нас не только то, какие ужасы и катаклизмы будут сопровождать конец мира. Гораздо важнее само по себе откровение о конце. Ведь от этого существенно зависит наше отношение к тем ужасам и безумию, которые уже имеют место быть. Одно дело, если так будет продолжаться бесконечно — наши войны, враждебность и глупость, наша жестокость и наше бессилие, лишь изредка отмеченные взлетами человеческого духа, вдохновленного прикосновением Всемогущего. И совсем другое дело, если мы поверим словам Господа о том, что на фоне кажущегося торжества зла наступит день Божьей победы, день, когда осуществится в полноте замысел Творца. И еще важнее для нас, что этот День Господень уже наступил, когда Спаситель мира восшел на Крест ради нас.

Свернуть
 
На Мф 24:3-35
Когда же сидел Он на горе Масличной, подошли к Нему ученики отдельно от других и спросили Его: скажи нам, когда это будет, и какое знамение Твоего пришествия и конца века?
И ответил им Иисус: смотрите, чтобы кто не ввел вас в заблуждение.
Ибо многие придут под именем Моим, говоря: "я Христос", и многих введут в заблуждение.
Предстоит же вам в будущем слышать о войнах и военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо это должно произойти, но это еще не конец.
Ибо восстанет народ на народ и царство на царство, и будут голод и землетрясения по местам;
всё же это начало мук рождения.
Тогда будут предавать вас на страдание и будут убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое.
10  И тогда соблазнятся многие; и будут друг друга предавать, и ненавидеть друг друга;
11  и многие лжепророки восстанут и многих введут в заблуждение;
12  от умножения беззакония, во многих охладеет любовь.
13  Претерпевший же до конца, тот будет спасен.
14  И будет проповедано это Евангелие Царства по всей вселенной во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15  Итак, когда увидите мерзость запустения, ставшую на святом месте, о которой было сказано чрез Даниила пророка - читающий да разумеет, -
16  тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17  кто на крыше, да не спускается взять то, что в доме его;
18  и кто в поле, да не возвращается взять одежду свою.
19  Горе же имеющим во чреве и кормящим грудью в те дни.
20  Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше ни зимой, ни в субботу;
21  ибо будет тогда великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и никогда не будет.
22  И если бы не были сокращены дни те, не была бы спасена никакая плоть; но ради избранных будут сокращены дни те.
23  Тогда, если кто вам скажет: "вот здесь Христос", или: "там"', - не верьте;
24  ибо восстанут лжехристы и лжепророки и произведут знамения великие и чудеса, чтобы ввести в заблуждение, если возможно, и избранных.
25  Вот Я наперед сказал вам.
26  Итак, если скажут вам: "вот Он в пустыне", - не выходите; "вот Он во внутренних покоях", - не верьте;
27  ибо, как молния исходит от востока и светит до запада, так будет пришествие Сына Человеческого.
28  Где будет труп, там соберутся орлы.
29  Тотчас же, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды упадут с неба, и силы небесные будут поколеблены.
30  И тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда будут бить себя в грудь все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31  и пошлет Он ангелов Своих с трубою великой, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
32  А образом да будет вам смоковница: когда ветвь ее становится уже мягкой и пускает листья, вы знаете, что близко лето.
33  Так и вы, когда увидите всё это, знайте, что близко, при дверях.
34  Истинно говорю вам: не пройдет род сей, доколе всё это не сбудется.
35  Небо и земля пройдут, слова же Мои не пройдут.
Свернуть
Говоря о Своём возвращении во славе, Спаситель особо выделяет три важных для нас момента. Один из них связан с...  Читать далее

Говоря о Своём возвращении во славе, Спаситель особо выделяет три важных для нас момента. Один из них связан с той, постоянно не дающей нам покоя, мыслью, что о времени Его возвращения неизвестно ничего. Нам бы очень хотелось заполнить этот, как нам кажется, пробел в Евангелии, может быть, потому, что нам кажется, будто Бог пытается что-то от нас скрыть, а может быть, оттого, что нам действительно страшно: а вдруг Он застанет нас неготовыми?

Иисус и Сам говорит, что такое вполне возможно; чтобы этого избежать, нужно пытаться не вычислять невычислимое, а жить в постоянной готовности встретить Того, Кого, как мы уверяем во всеуслышание, мы ждём и рады видеть всегда. В других Своих притчах о Царстве Он говорит и о том, что нам мешает быть готовыми к встрече, прежде всего указывая на недоверие. Притча о талантах — прекрасный тому пример: раба, вернувшего хозяину полученное без прибыли, погубило именно недоверие. Он явно испугался того, чего не испугались другие: а что, если он окажется плохим финансистом и не сумеет правильно распорядиться деньгами?

Между тем, Царство (а речь в притче идёт о дарах Царства) может распространяться в мире только в том случае, если каждый, приобщившийся его жизни, приумножит собой полноту того, к чему приобщился, если он сам станет носителем дыхания Царства и его любви. Это хорошо; но как же быть с теми, кто, несмотря на все усилия свидетелей, всё же Царства не знает? Неужели все они обречены? Спаситель так не считает. Рассказывая о последнем Суде, Он говорит: каждый, представший на Суд, судится в зависимости от того, как он относился к «этим младшим братьям», под которыми Иисус, очевидно, подразумевает Своих учеников и последователей. Никто не отрезан от Царства и от спасения, даже те, кто в нынешнюю эпоху, эпоху наступающего Царства, остался вне его.

Их жизнь Бог оценит в связи с Царством и с теми, кто жил его жизнью. Речь идёт не о привилегиях для христиан в день Суда, а об объективной данности: после преображения мира судьба каждого определяется в зависимости от меры объективного участия человека в этом процессе. Ведь именно от меры участия каждого и зависит, в конечном счёте, день возвращения Спасителя. И не определён он как раз потому, что близость его зависит не только от Бога, но и от нас.

Свернуть
 
На Мф 24:3-35
Когда же сидел Он на горе Масличной, подошли к Нему ученики отдельно от других и спросили Его: скажи нам, когда это будет, и какое знамение Твоего пришествия и конца века?
И ответил им Иисус: смотрите, чтобы кто не ввел вас в заблуждение.
Ибо многие придут под именем Моим, говоря: "я Христос", и многих введут в заблуждение.
Предстоит же вам в будущем слышать о войнах и военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо это должно произойти, но это еще не конец.
Ибо восстанет народ на народ и царство на царство, и будут голод и землетрясения по местам;
всё же это начало мук рождения.
Тогда будут предавать вас на страдание и будут убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое.
10  И тогда соблазнятся многие; и будут друг друга предавать, и ненавидеть друг друга;
11  и многие лжепророки восстанут и многих введут в заблуждение;
12  от умножения беззакония, во многих охладеет любовь.
13  Претерпевший же до конца, тот будет спасен.
14  И будет проповедано это Евангелие Царства по всей вселенной во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15  Итак, когда увидите мерзость запустения, ставшую на святом месте, о которой было сказано чрез Даниила пророка - читающий да разумеет, -
16  тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17  кто на крыше, да не спускается взять то, что в доме его;
18  и кто в поле, да не возвращается взять одежду свою.
19  Горе же имеющим во чреве и кормящим грудью в те дни.
20  Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше ни зимой, ни в субботу;
21  ибо будет тогда великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и никогда не будет.
22  И если бы не были сокращены дни те, не была бы спасена никакая плоть; но ради избранных будут сокращены дни те.
23  Тогда, если кто вам скажет: "вот здесь Христос", или: "там"', - не верьте;
24  ибо восстанут лжехристы и лжепророки и произведут знамения великие и чудеса, чтобы ввести в заблуждение, если возможно, и избранных.
25  Вот Я наперед сказал вам.
26  Итак, если скажут вам: "вот Он в пустыне", - не выходите; "вот Он во внутренних покоях", - не верьте;
27  ибо, как молния исходит от востока и светит до запада, так будет пришествие Сына Человеческого.
28  Где будет труп, там соберутся орлы.
29  Тотчас же, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды упадут с неба, и силы небесные будут поколеблены.
30  И тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда будут бить себя в грудь все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31  и пошлет Он ангелов Своих с трубою великой, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
32  А образом да будет вам смоковница: когда ветвь ее становится уже мягкой и пускает листья, вы знаете, что близко лето.
33  Так и вы, когда увидите всё это, знайте, что близко, при дверях.
34  Истинно говорю вам: не пройдет род сей, доколе всё это не сбудется.
35  Небо и земля пройдут, слова же Мои не пройдут.
Свернуть
Рассказ Иисуса о последних временах называют иногда малым Апокалипсисом. В самом деле, о последних временах в...  Читать далее

Рассказ Иисуса о последних временах называют иногда малым Апокалипсисом. В самом деле, о последних временах в контексте новозаветного откровения мы можем узнать, главным образом, из этого рассказа и из Книги Откровения, хотя некоторые высказывания и замечания, встречающиеся в апостольских посланиях, позволяют думать, что новозаветная апокалиптика была уже в первохристианский период достаточно богатой и, возможно, не сводилась лишь к двум упомянутым текстам. Но именно они составляют основу новозаветной апокалиптической традиции. А между тем, в рассказе Иисуса все упомянутые Им события, в сущности, относятся к периоду до 70 г. н.э., когда после поднятого зелотами под мессианскими лозунгами антиримского восстания был после долгой осады взят и до основания разрушен Иерусалим и Храм. И сразу после этого, следуя логике рассказа Спасителя, наступают последние времена, дни Его возвращения и окончательного торжества Царства. Что это: пренебрежение всей многовековой христианской историей? Искажение исторической перспективы? Едва ли: рассказ, судя по дошедшему до нас евангельскому тексту, был передан очень аккуратно, скорее всего, дословно, а Сам Иисус, конечно, не допустил бы в Своём рассказе таких ошибок и недоразумений. Скорее всего, дело в другом: для Него вполне реальна лишь история, как процесс духовный, а не чисто событийный. Вся новозаветная история для Него — история Царства, которую Он излагает на примере тех событий, которые должны произойти вскоре после Его смерти и воскресения. А прежняя история для Него, как видно, заканчивается в 70 г., вместе с концом Храма. Это не значит, что дальше уже не будет ничего, что Он вернётся сразу же или вскоре после 70 г., это лишь значит, что ничего такого, чего не было бы в описанные им десятилетия, не будет и в последующие века. Или, по крайней мере, не будет ничего нового принципиально, такого, что могло бы коренным образом изменить вектор духовной истории человечества. В самом деле, если вся христианская история, с духовной точки зрения, есть история наступающего Царства, то Иисус действительно сказал о ней всё, и больше добавить нечего. А другая история в тот момент Его, как видно, не интересовала.

Свернуть
 
На Мф 24:1-31
И выйдя из храма, Иисус хотел идти, и подошли ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.
А Он ответил: видите вы всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне, который не будет опрокинут.
Когда же сидел Он на горе Масличной, подошли к Нему ученики отдельно от других и спросили Его: скажи нам, когда это будет, и какое знамение Твоего пришествия и конца века?
И ответил им Иисус: смотрите, чтобы кто не ввел вас в заблуждение.
Ибо многие придут под именем Моим, говоря: "я Христос", и многих введут в заблуждение.
Предстоит же вам в будущем слышать о войнах и военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо это должно произойти, но это еще не конец.
Ибо восстанет народ на народ и царство на царство, и будут голод и землетрясения по местам;
всё же это начало мук рождения.
Тогда будут предавать вас на страдание и будут убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое.
10  И тогда соблазнятся многие; и будут друг друга предавать, и ненавидеть друг друга;
11  и многие лжепророки восстанут и многих введут в заблуждение;
12  от умножения беззакония, во многих охладеет любовь.
13  Претерпевший же до конца, тот будет спасен.
14  И будет проповедано это Евангелие Царства по всей вселенной во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15  Итак, когда увидите мерзость запустения, ставшую на святом месте, о которой было сказано чрез Даниила пророка - читающий да разумеет, -
16  тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17  кто на крыше, да не спускается взять то, что в доме его;
18  и кто в поле, да не возвращается взять одежду свою.
19  Горе же имеющим во чреве и кормящим грудью в те дни.
20  Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше ни зимой, ни в субботу;
21  ибо будет тогда великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и никогда не будет.
22  И если бы не были сокращены дни те, не была бы спасена никакая плоть; но ради избранных будут сокращены дни те.
23  Тогда, если кто вам скажет: "вот здесь Христос", или: "там"', - не верьте;
24  ибо восстанут лжехристы и лжепророки и произведут знамения великие и чудеса, чтобы ввести в заблуждение, если возможно, и избранных.
25  Вот Я наперед сказал вам.
26  Итак, если скажут вам: "вот Он в пустыне", - не выходите; "вот Он во внутренних покоях", - не верьте;
27  ибо, как молния исходит от востока и светит до запада, так будет пришествие Сына Человеческого.
28  Где будет труп, там соберутся орлы.
29  Тотчас же, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды упадут с неба, и силы небесные будут поколеблены.
30  И тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда будут бить себя в грудь все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31  и пошлет Он ангелов Своих с трубою великой, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
Свернуть
На протяжение веков эти строки понимались по-разному. Сначала в них видели пророчество о скором конце и...  Читать далее

На протяжение веков эти строки понимались по-разному. Сначала в них видели пророчество о скором конце и пришествии Иисуса, которое произойдет еще до того, как прекратится поколение свидетелей Его жизни. Затем — недоумение по поводу несостоявшегося обещания. Затем — неясные слова о катастрофах, затем — нечто вроде memento mori, о том, что никто не знает своего часа. Теперь — для кого-то это руководство к действию на случай второго пришествия, а для кого-то — материал для вычисления «знамений времен» и сроков, которые должны вот-вот исполниться, для кого-то загадка, к которой неизвестно, как подступиться. Так или иначе, они отражают веру учеников в то, что история Иисуса не закончилась с Его смертью. Более того, она не закончилась с Его Воскресением. Она вообще не закончится — пока стоит этот мир... и после его конца.

Свернуть
 
На Мф 24:1-31
И выйдя из храма, Иисус хотел идти, и подошли ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.
А Он ответил: видите вы всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне, который не будет опрокинут.
Когда же сидел Он на горе Масличной, подошли к Нему ученики отдельно от других и спросили Его: скажи нам, когда это будет, и какое знамение Твоего пришествия и конца века?
И ответил им Иисус: смотрите, чтобы кто не ввел вас в заблуждение.
Ибо многие придут под именем Моим, говоря: "я Христос", и многих введут в заблуждение.
Предстоит же вам в будущем слышать о войнах и военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо это должно произойти, но это еще не конец.
Ибо восстанет народ на народ и царство на царство, и будут голод и землетрясения по местам;
всё же это начало мук рождения.
Тогда будут предавать вас на страдание и будут убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое.
10  И тогда соблазнятся многие; и будут друг друга предавать, и ненавидеть друг друга;
11  и многие лжепророки восстанут и многих введут в заблуждение;
12  от умножения беззакония, во многих охладеет любовь.
13  Претерпевший же до конца, тот будет спасен.
14  И будет проповедано это Евангелие Царства по всей вселенной во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15  Итак, когда увидите мерзость запустения, ставшую на святом месте, о которой было сказано чрез Даниила пророка - читающий да разумеет, -
16  тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17  кто на крыше, да не спускается взять то, что в доме его;
18  и кто в поле, да не возвращается взять одежду свою.
19  Горе же имеющим во чреве и кормящим грудью в те дни.
20  Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше ни зимой, ни в субботу;
21  ибо будет тогда великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и никогда не будет.
22  И если бы не были сокращены дни те, не была бы спасена никакая плоть; но ради избранных будут сокращены дни те.
23  Тогда, если кто вам скажет: "вот здесь Христос", или: "там"', - не верьте;
24  ибо восстанут лжехристы и лжепророки и произведут знамения великие и чудеса, чтобы ввести в заблуждение, если возможно, и избранных.
25  Вот Я наперед сказал вам.
26  Итак, если скажут вам: "вот Он в пустыне", - не выходите; "вот Он во внутренних покоях", - не верьте;
27  ибо, как молния исходит от востока и светит до запада, так будет пришествие Сына Человеческого.
28  Где будет труп, там соберутся орлы.
29  Тотчас же, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды упадут с неба, и силы небесные будут поколеблены.
30  И тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда будут бить себя в грудь все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31  и пошлет Он ангелов Своих с трубою великой, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
Свернуть
Сегодняшний отрывок комментаторы называют иногда «малым Апокалипсисом». Такое название, очевидно, связано с тем...  Читать далее

Сегодняшний отрывок комментаторы называют иногда «малым Апокалипсисом». Такое название, очевидно, связано с тем, что приведённый здесь рассказ Иисуса о конце времён напоминает некоторые описания «большого Апокалипсиса», Книги Откровения Иоанна. И всё же различий между ними никак не меньше, чем совпадений.

Главное различие заключается в том, что Иисус рассказывает Своим ученикам о событиях, которые произойдут ещё при жизни первого поколения христиан. Исключением оказывается лишь завершение рассказа, описывающее возвращение Христа во славе (ст. 29–31). Его Иисус, как видно, связывает с событиями 70 г. н.э., когда вследствие поднятого зелотами антиримского восстания Иерусалим был после длительной осады разрушен римлянами, а евреям было запрещено селиться в Иудее (ст. 15; под «мерзостью запустения», о которой говорится в Книге Даниила, Иисус, очевидно, имеет в виду осквернение и разрушение Храма римскими солдатами при взятии ими Иерусалима).

Впрочем, христиане и фарисеи, как рассказывает очевидец этих событий историк Иосиф Флавий, покинули город ещё до начала осады, причём христиане, как видно, в данном случае следовали прямому указанию своего Учителя (ст. 16–20). На долю же оставшихся в городе, судя по свидетельствам того же Иосифа Флавия, действительно выпали тяжкие бедствия, о которых говорил Своим ученикам Иисус (ст. 21). Восстанию предшествовал период напряжённых до лихорадочности мессианских ожиданий, когда претенденты на мессианство появлялись буквально каждый день. Не случайно Иисус счёл необходимым предостеречь учеников от увлечения такими лжемессиями (ст. 23 – 25). Но и благая весть о Мессии настоящем прозвучала по всей Римской империи ещё до 70 г. (ст. 14).

Тогда встаёт закономерный вопрос: если речь в рассказе Иисуса идёт о событиях, происходивших в первые десятилетия христианской истории, как же следует понимать Его слова о конце истории, который должен был наступить после этих событий? Рассказ Иисуса был настолько хорошо известен первому поколению христиан, что те из них, кто пережил катастрофу 70 г., пребывали в полном недоумении: всё предсказанное Учителем произошло, а Он всё не возвращался. Между тем, Сам Иисус ничего не говорил о сроках: он лишь указал на события 70 г., как на конец земной истории. Всё дальнейшее, очевидно, происходит уже как часть какого-то иного процесса, этой историей не определяемого. Начинается другая история, история Царства, входящего в мир. История, в которой каждому из нас так или иначе придётся участвовать. А каким будет это участие, зависит только от нас самих.

Свернуть
 
На Мф 24:1-31
И выйдя из храма, Иисус хотел идти, и подошли ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.
А Он ответил: видите вы всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне, который не будет опрокинут.
Когда же сидел Он на горе Масличной, подошли к Нему ученики отдельно от других и спросили Его: скажи нам, когда это будет, и какое знамение Твоего пришествия и конца века?
И ответил им Иисус: смотрите, чтобы кто не ввел вас в заблуждение.
Ибо многие придут под именем Моим, говоря: "я Христос", и многих введут в заблуждение.
Предстоит же вам в будущем слышать о войнах и военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо это должно произойти, но это еще не конец.
Ибо восстанет народ на народ и царство на царство, и будут голод и землетрясения по местам;
всё же это начало мук рождения.
Тогда будут предавать вас на страдание и будут убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое.
10  И тогда соблазнятся многие; и будут друг друга предавать, и ненавидеть друг друга;
11  и многие лжепророки восстанут и многих введут в заблуждение;
12  от умножения беззакония, во многих охладеет любовь.
13  Претерпевший же до конца, тот будет спасен.
14  И будет проповедано это Евангелие Царства по всей вселенной во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15  Итак, когда увидите мерзость запустения, ставшую на святом месте, о которой было сказано чрез Даниила пророка - читающий да разумеет, -
16  тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17  кто на крыше, да не спускается взять то, что в доме его;
18  и кто в поле, да не возвращается взять одежду свою.
19  Горе же имеющим во чреве и кормящим грудью в те дни.
20  Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше ни зимой, ни в субботу;
21  ибо будет тогда великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и никогда не будет.
22  И если бы не были сокращены дни те, не была бы спасена никакая плоть; но ради избранных будут сокращены дни те.
23  Тогда, если кто вам скажет: "вот здесь Христос", или: "там"', - не верьте;
24  ибо восстанут лжехристы и лжепророки и произведут знамения великие и чудеса, чтобы ввести в заблуждение, если возможно, и избранных.
25  Вот Я наперед сказал вам.
26  Итак, если скажут вам: "вот Он в пустыне", - не выходите; "вот Он во внутренних покоях", - не верьте;
27  ибо, как молния исходит от востока и светит до запада, так будет пришествие Сына Человеческого.
28  Где будет труп, там соберутся орлы.
29  Тотчас же, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды упадут с неба, и силы небесные будут поколеблены.
30  И тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда будут бить себя в грудь все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31  и пошлет Он ангелов Своих с трубою великой, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
Свернуть
Вот уже две тысячи лет мы ждем Его пришествия. И практически всегда многие были уверены, что время близко...  Читать далее

Вот уже две тысячи лет мы ждем Его пришествия. И практически всегда многие были уверены, что время близко. Мы не знаем (и не можем знать), «когда это будет» — сегодня или через тысячу лет. Грозные знамения были и есть налицо: лжепророки, войны, голод, идолопоклонство, охлаждение любви. Похоже, что все это время мир живет в «последние времена». И, как и всегда, люди делятся (условно) на три группы: тех, кто не верит в то, что конец мира связан с явлением Иисуса, тех, кто верит и боится, и тех, кто верит и ждет. Основные темы в пророческих беседах Христа — тяжесть и мука последних испытаний, и — радость встречи. Если эта встреча не предвещает ничего радостного (а только тьму и скрежет зубов), то Второе пришествие превращается в кошмар, подсознательный для неверующих и сознательный для верующих. Именно так к нему относится большинство людей. Но те, кто жаждет увидеть Его Лик, читают эти стихи Евангелия не с ужасом, а с надеждой.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).