Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Иез 28:1-26

Поделиться
1 И было ко мне слово Господне: 2 сын человеческий! скажи начальствующему в Тире: так говорит Господь Бог:
за то, что вознеслось сердце твое
  и ты говоришь: "я бог,
восседаю на седалище божием,
  в сердце морей",
и будучи человеком, а не Богом,
  ставишь ум твой наравне с умом Божиим —
 
3 вот, ты премудрее Даниила,
  нет тайны, сокрытой от тебя;
 
4 твоею мудростью и твоим разумом
  ты приобрел себе богатство
и в сокровищницы твои
  собрал золота и серебра;
 
5 большою мудростью твоею, посредством торговли твоей,
  ты умножил богатство твое,
  и ум твой возгордился богатством твоим —
 
6 за то так говорит Господь Бог:
так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божиим,
 
7 вот, Я приведу на тебя иноземцев,
  лютейших из народов,
и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости
  и помрачат блеск твой;
 
8 низведут тебя в могилу,
  и умрешь в сердце морей
  смертью убитых.
 
9 Скажешь ли тогда
  перед твоим убийцею: "я бог",
тогда как в руке поражающего тебя
  ты будешь человек, а не бог?
 
10 Ты умрешь от руки иноземцев
  смертью необрезанных;
  ибо Я сказал это, говорит Господь Бог.
11 И было ко мне слово Господне: 12 сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог:
ты печать совершенства,
  полнота мудрости
  и венец красоты.
 
13 Ты находился в Едеме, в саду Божием;
  твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями;
рубин, топаз и алмаз,
  хризолит, оникс, яспис,
сапфир, карбункул и изумруд
  и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках
  и нанизанное на тебе,
приготовлено было
  в день сотворения твоего.
 
14 Ты был помазанным херувимом,
  чтобы осенять,
  и Я поставил тебя на то;
ты был на святой горе Божией,
  ходил среди огнистых камней.
 
15 Ты совершен был в путях твоих
  со дня сотворения твоего,
  доколе не нашлось в тебе беззакония.
 
16 От обширности торговли
  твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил;
и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией,
  изгнал тебя, херувим осеняющий,
  из среды огнистых камней.
 
17 От красоты твоей возгордилось сердце твое,
  от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою;
за то Я повергну тебя на землю,
  перед царями отдам тебя на позор.
 
18 Множеством беззаконий твоих
  в неправедной торговле твоей
  ты осквернил святилища твои;
и Я извлеку из среды тебя огонь,
  который и пожрет тебя:
и Я превращу тебя в пепел на земле
  перед глазами всех, видящих тебя.
 
19 Все, знавшие тебя среди народов,
  изумятся о тебе;
ты сделаешься ужасом,
  и не будет тебя во веки.
20 И было ко мне слово Господне: 21 сын человеческий! обрати лице твое к Сидону и изреки на него пророчество, 22 и скажи:
вот, Я — на тебя, Сидон,
  и прославлюсь среди тебя,
и узнают, что Я Господь,
  когда произведу суд над ним
  и явлю в нем святость Мою.
 
23 и пошлю на него моровую язву
  и кровопролитие на улицы его,
и падут среди него убитые мечом,
  пожирающим его отовсюду;
и узнают, что Я Господь.
24 И не будет он впредь для дома Израилева колючим терном и причиняющим боль волчцом, более всех соседей зложелательствующим ему, и узнают, что Я Господь Бог.
25 Так говорит Господь Бог: когда Я соберу дом Израилев из народов, между которыми они рассеяны, и явлю в них святость Мою перед глазами племен, и они будут жить на земле своей, которую Я дал рабу Моему Иакову: 26 тогда они будут жить на ней безопасно, и построят домы, и насадят виноградники, и будут жить в безопасности, потому что Я произведу суд над всеми зложелателями их вокруг них, и узнают, что Я Господь Бог их.
Свернуть

Плачевное слово пророка Иезекииля о судьбе тирского царя исполнено неприкрытого сарказма по отношению к язычеству вообще и языческому государству в частности. Дело в том, что в язычестве не было ясного различения между божеством и людьми. Только Откровение, данное Моисею, говорит о том, что природа Бога непостижима для людей и бесконечно превосходит все, что доступно нашему познанию. Язычники, напротив, любили возводить генеалогию выдающихся деятелей к тем или иным богам: мы видим это и в титуловании египетских фараонов, и в античном культе героев, и в мифологиях множества древних и современных языческих народов. Быть может, герои, происходящие от браков божества и человека, единственный для язычника способ помыслить о той близости к Богу, которую открывает только Новый завет... Так или иначе, жители Тира не составляли здесь исключения.

Еще один важный аспект этого языческого человекобожия и культа героев — то, что он очень часто использовался для обоснования феномена государственной власти. В нашем современном круге понятий мы говорим о легитимности власти и стараемся пропагандировать эту легитимность для того, чтобы объяснить, почему эту власть надо слушаться. Для нас, как и в древности, очень труден оказывается тот сугубо функциональный подход к земной власти, который свойственен Новому завету, в частности — посланиям ап. Павла. Именно поэтому мы порождаем разнообразные мифы о народности и величии государств. Обожествление царей или их предков в древности было своеобразной пиаровской акцией, тоже призванной объяснить подданным, почему этого царя надо слушаться. Нельзя же, в самом деле, сказать про тирского царя, кесаря Нерона или наших чиновников, что они приносят пользу нам больше, чем себе — вот поэтому и возникает потребность в мифе.

Но радикальное отличие мифа от Божьего Откровения заключается в том, что при соприкосновении с реальностью миф рушится, а Откровение утверждается и становится внятным. Когда смотришь на реальную политику Нерона — становится ясно, что они никакой не гений и не земной бог, а просто мелкий и злобный тиран. Когда смотришь на поведение наших чиновников, становится ясно, что они (не все, но весьма многие) озабочены не благом страны, а собственным карманом. Когда тирский царь, как говорит пророк Иезекииль, оказывается перед лицом чужеземных войск — становится ясно, что никакой он не бог, а просто человек, который слишком много о себе возомнил.

Так вскользь, в контексте разговора о судьбах народов, пророк касается темы обожествления государственной власти и ее носителей — и не оставляет от этой идеи камня на камне. И выявленная им смехотворность претензий тирских царей на божественный авторитет становится фоном для пророчества о том, что Истинный Бог соберет Свой народ и восстановит его. В отличие от амбиций самообожествляющих государей, это пророчество исполнилось в точности, чему свидетель — история.

Другие мысли вслух

 
На Иез 28:1-26
1 И было ко мне слово Господне: 2 сын человеческий! скажи начальствующему в Тире: так говорит Господь Бог:
за то, что вознеслось сердце твое
  и ты говоришь: "я бог,
восседаю на седалище божием,
  в сердце морей",
и будучи человеком, а не Богом,
  ставишь ум твой наравне с умом Божиим —
 
3 вот, ты премудрее Даниила,
  нет тайны, сокрытой от тебя;
 
4 твоею мудростью и твоим разумом
  ты приобрел себе богатство
и в сокровищницы твои
  собрал золота и серебра;
 
5 большою мудростью твоею, посредством торговли твоей,
  ты умножил богатство твое,
  и ум твой возгордился богатством твоим —
 
6 за то так говорит Господь Бог:
так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божиим,
 
7 вот, Я приведу на тебя иноземцев,
  лютейших из народов,
и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости
  и помрачат блеск твой;
 
8 низведут тебя в могилу,
  и умрешь в сердце морей
  смертью убитых.
 
9 Скажешь ли тогда
  перед твоим убийцею: "я бог",
тогда как в руке поражающего тебя
  ты будешь человек, а не бог?
 
10 Ты умрешь от руки иноземцев
  смертью необрезанных;
  ибо Я сказал это, говорит Господь Бог.
11 И было ко мне слово Господне: 12 сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог:
ты печать совершенства,
  полнота мудрости
  и венец красоты.
 
13 Ты находился в Едеме, в саду Божием;
  твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями;
рубин, топаз и алмаз,
  хризолит, оникс, яспис,
сапфир, карбункул и изумруд
  и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках
  и нанизанное на тебе,
приготовлено было
  в день сотворения твоего.
 
14 Ты был помазанным херувимом,
  чтобы осенять,
  и Я поставил тебя на то;
ты был на святой горе Божией,
  ходил среди огнистых камней.
 
15 Ты совершен был в путях твоих
  со дня сотворения твоего,
  доколе не нашлось в тебе беззакония.
 
16 От обширности торговли
  твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил;
и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией,
  изгнал тебя, херувим осеняющий,
  из среды огнистых камней.
 
17 От красоты твоей возгордилось сердце твое,
  от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою;
за то Я повергну тебя на землю,
  перед царями отдам тебя на позор.
 
18 Множеством беззаконий твоих
  в неправедной торговле твоей
  ты осквернил святилища твои;
и Я извлеку из среды тебя огонь,
  который и пожрет тебя:
и Я превращу тебя в пепел на земле
  перед глазами всех, видящих тебя.
 
19 Все, знавшие тебя среди народов,
  изумятся о тебе;
ты сделаешься ужасом,
  и не будет тебя во веки.
20 И было ко мне слово Господне: 21 сын человеческий! обрати лице твое к Сидону и изреки на него пророчество, 22 и скажи:
вот, Я — на тебя, Сидон,
  и прославлюсь среди тебя,
и узнают, что Я Господь,
  когда произведу суд над ним
  и явлю в нем святость Мою.
 
23 и пошлю на него моровую язву
  и кровопролитие на улицы его,
и падут среди него убитые мечом,
  пожирающим его отовсюду;
и узнают, что Я Господь.
24 И не будет он впредь для дома Израилева колючим терном и причиняющим боль волчцом, более всех соседей зложелательствующим ему, и узнают, что Я Господь Бог.
25 Так говорит Господь Бог: когда Я соберу дом Израилев из народов, между которыми они рассеяны, и явлю в них святость Мою перед глазами племен, и они будут жить на земле своей, которую Я дал рабу Моему Иакову: 26 тогда они будут жить на ней безопасно, и построят домы, и насадят виноградники, и будут жить в безопасности, потому что Я произведу суд над всеми зложелателями их вокруг них, и узнают, что Я Господь Бог их.
Свернуть
Пророк продолжает говорить о том, что происходит в Тире, и мы ещё раз можем убедиться, что его слова - не только...  Читать далее

Пророк продолжает говорить о том, что происходит в Тире, и мы ещё раз можем убедиться, что его слова - не только об этом городе. Нет, дела, творящиеся в Тире, из века в век повторяются среди многих народов. Вот мы видим превозношение царя Тира, возомнившего себя богом, и, глядя на него, вспоминаем многочисленных правителей, на протяжении веков окружавших и ныне окружающих себя неимоверными почестями. Любовь к почестям - вроде бы понятная и распространённая человеческая слабость, но дальше мы замечаем, что описание такого правителя становится неотличимым от описания падшего ангела. Теперь мы начинаем понимать, что перед нами нечто большее, нежели человеческое тщеславие, а именно проявление сатанинского богопротивления.

Но разве только правители подвержены этой "слабости"? Сатана знает, что делает, когда поощряет в нас горделивый эгоцентризм. Всякое сотворение кумира, в том числе из себя, любимого, начинаясь "безобидно", ведёт к тому, что кумир становится в центре внимания и сознательно или бессознательно стремится вытеснить Бога. А затем кумир требует жертв. Не обязательно кровавых, но претендовать на душевные силы порабощаемого поклонника кумир станет непременно.

Свернуть
 
На Иез 28:1-26
1 И было ко мне слово Господне: 2 сын человеческий! скажи начальствующему в Тире: так говорит Господь Бог:
за то, что вознеслось сердце твое
  и ты говоришь: "я бог,
восседаю на седалище божием,
  в сердце морей",
и будучи человеком, а не Богом,
  ставишь ум твой наравне с умом Божиим —
 
3 вот, ты премудрее Даниила,
  нет тайны, сокрытой от тебя;
 
4 твоею мудростью и твоим разумом
  ты приобрел себе богатство
и в сокровищницы твои
  собрал золота и серебра;
 
5 большою мудростью твоею, посредством торговли твоей,
  ты умножил богатство твое,
  и ум твой возгордился богатством твоим —
 
6 за то так говорит Господь Бог:
так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божиим,
 
7 вот, Я приведу на тебя иноземцев,
  лютейших из народов,
и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости
  и помрачат блеск твой;
 
8 низведут тебя в могилу,
  и умрешь в сердце морей
  смертью убитых.
 
9 Скажешь ли тогда
  перед твоим убийцею: "я бог",
тогда как в руке поражающего тебя
  ты будешь человек, а не бог?
 
10 Ты умрешь от руки иноземцев
  смертью необрезанных;
  ибо Я сказал это, говорит Господь Бог.
11 И было ко мне слово Господне: 12 сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог:
ты печать совершенства,
  полнота мудрости
  и венец красоты.
 
13 Ты находился в Едеме, в саду Божием;
  твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями;
рубин, топаз и алмаз,
  хризолит, оникс, яспис,
сапфир, карбункул и изумруд
  и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках
  и нанизанное на тебе,
приготовлено было
  в день сотворения твоего.
 
14 Ты был помазанным херувимом,
  чтобы осенять,
  и Я поставил тебя на то;
ты был на святой горе Божией,
  ходил среди огнистых камней.
 
15 Ты совершен был в путях твоих
  со дня сотворения твоего,
  доколе не нашлось в тебе беззакония.
 
16 От обширности торговли
  твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил;
и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией,
  изгнал тебя, херувим осеняющий,
  из среды огнистых камней.
 
17 От красоты твоей возгордилось сердце твое,
  от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою;
за то Я повергну тебя на землю,
  перед царями отдам тебя на позор.
 
18 Множеством беззаконий твоих
  в неправедной торговле твоей
  ты осквернил святилища твои;
и Я извлеку из среды тебя огонь,
  который и пожрет тебя:
и Я превращу тебя в пепел на земле
  перед глазами всех, видящих тебя.
 
19 Все, знавшие тебя среди народов,
  изумятся о тебе;
ты сделаешься ужасом,
  и не будет тебя во веки.
20 И было ко мне слово Господне: 21 сын человеческий! обрати лице твое к Сидону и изреки на него пророчество, 22 и скажи:
вот, Я — на тебя, Сидон,
  и прославлюсь среди тебя,
и узнают, что Я Господь,
  когда произведу суд над ним
  и явлю в нем святость Мою.
 
23 и пошлю на него моровую язву
  и кровопролитие на улицы его,
и падут среди него убитые мечом,
  пожирающим его отовсюду;
и узнают, что Я Господь.
24 И не будет он впредь для дома Израилева колючим терном и причиняющим боль волчцом, более всех соседей зложелательствующим ему, и узнают, что Я Господь Бог.
25 Так говорит Господь Бог: когда Я соберу дом Израилев из народов, между которыми они рассеяны, и явлю в них святость Мою перед глазами племен, и они будут жить на земле своей, которую Я дал рабу Моему Иакову: 26 тогда они будут жить на ней безопасно, и построят домы, и насадят виноградники, и будут жить в безопасности, потому что Я произведу суд над всеми зложелателями их вокруг них, и узнают, что Я Господь Бог их.
Свернуть
Плачевное слово пророка Иезекииля о судьбе тирского царя исполнено неприкрытого сарказма по отношению к язычеству...  Читать далее

Плачевное слово пророка Иезекииля о судьбе тирского царя исполнено неприкрытого сарказма по отношению к язычеству вообще и языческому государству в частности. Дело в том, что в язычестве не было ясного различения между божеством и людьми. Только Откровение, данное Моисею, говорит о том, что природа Бога непостижима для людей и бесконечно превосходит все, что доступно нашему познанию. Язычники, напротив, любили возводить генеалогию выдающихся деятелей к тем или иным богам: мы видим это и в титуловании египетских фараонов, и в античном культе героев, и в мифологиях множества древних и современных языческих народов. Быть может, герои, происходящие от браков божества и человека, единственный для язычника способ помыслить о той близости к Богу, которую открывает только Новый завет... Так или иначе, жители Тира не составляли здесь исключения.

Еще один важный аспект этого языческого человекобожия и культа героев — то, что он очень часто использовался для обоснования феномена государственной власти. В нашем современном круге понятий мы говорим о легитимности власти и стараемся пропагандировать эту легитимность для того, чтобы объяснить, почему эту власть надо слушаться. Для нас, как и в древности, очень труден оказывается тот сугубо функциональный подход к земной власти, который свойственен Новому завету, в частности — посланиям ап. Павла. Именно поэтому мы порождаем разнообразные мифы о народности и величии государств. Обожествление царей или их предков в древности было своеобразной пиаровской акцией, тоже призванной объяснить подданным, почему этого царя надо слушаться. Нельзя же, в самом деле, сказать про тирского царя, кесаря Нерона или наших чиновников, что они приносят пользу нам больше, чем себе — вот поэтому и возникает потребность в мифе.

Но радикальное отличие мифа от Божьего Откровения заключается в том, что при соприкосновении с реальностью миф рушится, а Откровение утверждается и становится внятным. Когда смотришь на реальную политику Нерона — становится ясно, что они никакой не гений и не земной бог, а просто мелкий и злобный тиран. Когда смотришь на поведение наших чиновников, становится ясно, что они (не все, но весьма многие) озабочены не благом страны, а собственным карманом. Когда тирский царь, как говорит пророк Иезекииль, оказывается перед лицом чужеземных войск — становится ясно, что никакой он не бог, а просто человек, который слишком много о себе возомнил.

Так вскользь, в контексте разговора о судьбах народов, пророк касается темы обожествления государственной власти и ее носителей — и не оставляет от этой идеи камня на камне. И выявленная им смехотворность претензий тирских царей на божественный авторитет становится фоном для пророчества о том, что Истинный Бог соберет Свой народ и восстановит его. В отличие от амбиций самообожествляющих государей, это пророчество исполнилось в точности, чему свидетель — история.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).